Научная статья на тему 'Концепт "огня" и процесс его изучения в истории'

Концепт "огня" и процесс его изучения в истории Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
382
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КАРТИНЫ МИРА / АРХАИЧЕСКИЙ / КУЛЬТУРА / ТЕОРИЙ / ОТНОСИТЕЛЬНО / СОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маматкулова Бахтижон Равшановна

В данной статье речь идет о вербализации универсального концепта «огонь» в английском языке и выявлении его общих и специфических когнитивных признаков в различных концептосферах. Использование огня является одним из элементов адаптации человека к природной среде. В процессе культурогенеза развивались и совершенствовались способы его применения, огонь превратился в неотъемлемую часть культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт "огня" и процесс его изучения в истории»

повествование, и писатель объясняет это тем, что достигнутое единство впечатления должно быть не нарушено, а, напротив, запечатлено в памяти читателя на самой высокой ноте. Причем, если начало и развитие действия изобилуют подробностями, то развязка выписана с предельной лаконичностью. Заключительные картины в рассказах По разворачиваются обычно в ускоренном темпе, способствуя наращиванию напряжения, и в финале происходит эмоциональный взрыв, который усиливает впечатление.

Список литературы

1. Американская литература со времен возникновения до 1920-х., в 3 т. М., 1963. Т. 2, 3.

2. Дружников Ю. Жанр для XXI века. Новый журнал, Нью-Йорк. С. 218, 2000.

3. КовалевЮ.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

4. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

5. СкобелевВ.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.

КОНЦЕПТ «ОГНЯ» И ПРОЦЕСС ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ

Маматкулова Б.Р.

Маматкулова Бахтижон Равшановна — преподаватель, кафедра языков,

Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идет о вербализации универсального концепта «огонь» в английском языке и выявлении его общих и специфических когнитивных признаков в различных концептосферах. Использование огня является одним из элементов адаптации человека к природной среде. В процессе культурогенеза развивались и совершенствовались способы его применения, огонь превратился в неотъемлемую часть культуры.

Ключевые слова: концепт, картины мира, архаический, культура, теорий, относительно, солярная теория.

Значения и концепт. Рассматривая слово, можно увидеть, что его смысл, хотя и тесно связан с базовым концептом, не тождествен с ним. Начнем с того, что концепт - это категория человеческого познания. Концепт мысль об объекте, выделяющем наиболее типичные, наиболее существенные черты объекта. Таким образом, все концепции почти одинаковы для всего человечества. Однако значения слов разнообразные на разных языках. То есть слова, выражающие идентичную концепцию, могут иметь разную семантическую структуру на разных языках.

Изучение роли огня и возможные варианты его интерпретаций привлекали внимание ученых в работах по исследованию мифологии. Исследователи конца XIX и начала XX веков стремились найти единое объяснение для многочисленных проявлений огня в мифологии, ритуалах и верованиях. Огонь, это архаичный компонент культуры, включен в универсальный код и является в сознании субъекта феноменом, посредством которого происходит познание мира. Исследование строилось по выявлению и описанию наиболее общих функций и смыслов огня в культуре. Рассмотрение значительных различий свелось бы лишь к описанию особенностей культурных институтов, связанных с применением огня тем или иным сообществом. Если бы подавляющее большинство явлений, связанных с огнем в описываемых культурных сообществах, обнаруживало бы тождественность, то в результате такого исследования возможно построение единой семантической модели концепта «огня». Поэтому структурное описание семантической модели строится на основе выделения в описываемом концепте семантических уровней, зависящих от связи между объектом и транслируемым смыслом, и исследования смысловых номинаций этого уровня, остающихся инвариантными в различных культурах.

В сегодняшний день огонь определятся как важнейший признак человеческой культуры. Овладение огнем стало еще одной гранью, отделяющей человека от природного существования. Со времен включения огня в опыт человеческой деятельности он становится одним из структурных компонентов культуры. Концепт, так называемый огонь или же пламя, с естественнонаучной стороны представляет собой результат горения, в основе которого лежит химическая реакция. Горение является физико-химическим процессом, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии, тепло и масса обмена с окружающей средой.

Встреча человека с огнем произошла около 1,5 млн лет назад. Мы можем только строить догадки, какой была эта первая встреча, но с тех пор использование огня является не только показателем цивилизованности народа, но и выполняет важнейшие функции в сфере культуры. Огонь явился мощным фактором антропогенеза, и, во многом благодаря этому, состоялось развитие разумной жизни на планете - «это было могучее средство труда, без которого процесс антропогенеза прервался бы в самом зародыше» [3, c. 147]. На земле нет ни одного племени или народа, не знакомых с огнем. Как явление огонь присутствует в разных культурах, независимо от их географического положения или социально-экономического устройства, долгое время, таким образом, его можно определить как трансисторическую универсалию. Применение огня в различных сферах жизнедеятельности включило его в круг простейших архаичных представлений, используемых для фиксации, аккумуляции и передачи опыта последующим поколениям. Включение огня в культуру в различных сферах использования фиксирует его ценность и значимость. В повседневной, бытовой сфере культуры огонь обслуживал потребности людей в тепле и свете, а также оказал влияние на рацион питания. Первейшие ремесла в истории человечества - гончар и кузнец связаны с технологическим применением огня.

Изучив лексикографические и лингвистические данные на английском языке, было выделена следующие метафорические модели: огонь - это человек, огонь - это живое существо, огонь - это эмоция, огонь - это ощущение, огонь - абстрактное понятие (опасность, сила, война, ад), огонь -материальный объект, огонь движущийся объект.

Список литературы

1. Grady J. Blending and Metaphor (1999) Metaphor in Cognitive Linguistics. John Benjamin. Press. Р. 101-124.

2. KulakovskiA.I. Nauchnyie Trudy (Scientific Works/ Jakutsk, 1979. 483 c.

3. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. London. The university of Chicago press, 2003. 272 p.

LEARNING FOREIGN LANGUAGE THROUGH READING

Bazarova L.B.

Bazarova Lobar Bazarbaevna — Teacher, ENGLISH LANGUAGE AND LITERATURE DEPARTMENT, PHILOLOGY FACULTY, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: as the title implies that the article describes reading comprehension and is defined as the level of understanding of a text or message. This understanding comes from the interaction between the words that are written and how they trigger knowledge outside the text or message. The author cited the examples of some important strategies of reading.

Keywords: comprehension, predicting, visualizing, summarizing.

Reading is a lifelong skill to be used both at school and throughout life. According to Anderson, Hiebert, Scott, & Wilkinson, reading is a basic life skill. It is a cornerstone for a child's success in school and, indeed, throughout life. Without the ability to read well, opportunities for personal fulfillment and job success inevitably will be lost. Despite its' importance, reading is one of the most challenging areas in the education system. The ever increasing demand for high levels of literacy in our technological society makes this problem even more pressing. Students' attitudes regarding the purposes for reading also influence their ability to read. If students want to get the most out of the materials they are assigned, they have to learn to read critically or analytically.

The idea here is that when we read something, the purpose is to try to understand what the author's intention is. When dealing with reading, we encounter two layers of reality: one that we can see and one that we cannot see. Therefore, the purpose of reading is to make the invisible layer, the underlying meaning, visible and clear. Research shows good readers are actively involved with the text, and they are aware of the processes they use to understand what they read. Teachers can help to improve student comprehension through instruction of reading strategies. Predicting, making connections, visualizing, inferring, questioning, and summarizing are strategies shown by research to improve reading comprehension. It is important to teach the strategies by naming the strategy and how it should be used, modeling through the think-aloud process, group practice, partner practice, and independent use of the strategy [1. Р. 78].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.