Научная статья на тему 'СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИНХРОННОСТИ ДВИЖЕНИЙ В КОМАНДЕ У СПОРТСМЕНОВ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ'

СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИНХРОННОСТИ ДВИЖЕНИЙ В КОМАНДЕ У СПОРТСМЕНОВ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКРОБАТИЧЕСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ / СИНХРОННОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малашерифова Валерия Валентиновна, Терехин Владимир Сергеевич, Супрун Александра Александровна

Точность построений и перестроений, синхронное танцевание - это необходимые компоненты для достижения участникам команды высокого соревновательного результата в акробатическом рок-н-ролле. Для положительного результата команды танцорам необходимо контролировать не только свои действия, но действия других участников своей команды. Для улучшения пространственной и временной четкости движений в категории «формейшн» должна вестись прицельная работа над технической и физической работоспособностью спортсменов, в частности над специальными способностями, влияющими на точность построений и синхронность исполнения. Статья посвящена вопросу совершенствования синхронного исполнения движений в командном танцевании у спортсменов по акробатическому рок-н-роллу. Эта информация поможет тренерам правильно подобрать план работы со спортсменами одной команды, а специалистам поможет улучшить процесс оценивания с технической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малашерифова Валерия Валентиновна, Терехин Владимир Сергеевич, Супрун Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF IMPROVING THE SYNCHRONICITY OF MOVEMENTS IN THE TEAM OF ATHLETES IN ACROBATIC ROCK-N-ROLL

The accuracy of constructions and rearrangements, synchronized dancing are the necessary components for the team members to achieve high competitive result in acrobatic rock and roll. For the positive result of the team, dancers need to control not only their own actions, but the actions of other members of their team. To improve the spatial and temporal clarity of movements in the "formation" category, targeted work should be carried out on the technical and physical performance of athletes, in particular on special abilities that affect the accuracy of constructions and synchronicity of execution. The article is devoted to the issue of improving the synchronous execution of movements in team dancing among acrobatic rock and roll athletes. This information will help coaches to choose the right work plan with athletes of the same team, and will help specialists to improve the evaluation process from a technical point of view.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИНХРОННОСТИ ДВИЖЕНИЙ В КОМАНДЕ У СПОРТСМЕНОВ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ»

ing and adaptive physical culture. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, pp. 241-243.

4. Kuznetsov A.I. (2020), "Optimization of sports reserve training by means of methods of selection of gifted athletes within the framework of the testing centers of the TRP complex", Topical issues of sports reserve training. Materials of the All-Russian Scientific and practical conference, Yekaterinburg, pp. 117-120.

5. Soloshenko N.B., Alekseeva M.V., Makaridin D.N. (2015), "Mechanisms for implementing management decisions to improve the educational and training process of Tyumen sports schools", The strategy of forming a healthy lifestyle by means of physical culture and sports. Projects and technologies for the implementation of the All-Russian Physical culture and Sports complex of the TRP. Materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Tyumen, pp. 66-70.

6. Ministry of Sports of the Russian Federation, Federal standards of sports training, Portal of the Ministry of Sports of the Russian Federation. — URL: https://www.minsport.gov.ru / sport/podgotovka/82/5502.

7. Hristov V.V., Makaridin D.N., Alekseeva M.V., Soloshenko N.B. (2017), "Management of the training process in sports schools based on stage control indicators", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 53-55.

8. Cherkasov V.V. (2020), "Physical fitness of pupils of sports schools in the aspect of fulfilling the norms of the complex "Ready for work and defense", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 5 No. 3, pp. 14-19.

Контактная информация: vekanazmut80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2022

УДК 796.412:793.3

СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИНХРОННОСТИ ДВИЖЕНИЙ В КОМАНДЕ У СПОРТСМЕНОВ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ

Валерия Валентиновна Малашерифова, магистрант, Владимир Сергеевич Терехин,

кандидат педагогических наук, доцент, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Точность построений и перестроений, синхронное танцевание - это необходимые компоненты для достижения участникам команды высокого соревновательного результата в акробатическом рок-н-ролле. Для положительного результата команды танцорам необходимо контролировать не только свои действия, но действия других участников своей команды. Для улучшения пространственной и временной четкости движений в категории «формейшн» должна вестись прицельная работа над технической и физической работоспособностью спортсменов, в частности над специальными способностями, влияющими на точность построений и синхронность исполнения. Статья посвящена вопросу совершенствования синхронного исполнения движений в командном танцева-нии у спортсменов по акробатическому рок-н-роллу. Эта информация поможет тренерам правильно подобрать план работы со спортсменами одной команды, а специалистам поможет улучшить процесс оценивания с технической точки зрения.

Ключевые слова: акробатический рок-н-ролл, синхронность, соревновательная программа, техника.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p334-339

MEANS OF IMPROVING THE SYNCHRONICITY OF MOVEMENTS IN THE TEAM OF ATHLETES IN ACROBATIC ROCK-N-ROLL

Valeria Valentinovna Malasherifova, the master's student, Vladimir Sergeevich Terekhin, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Alexandra Alexandrovna Suprun, the candidate of

334

pedagogical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport

and Health, St. Petersburg

Abstract

The accuracy of constructions and rearrangements, synchronized dancing are the necessary components for the team members to achieve high competitive result in acrobatic rock and roll. For the positive result of the team, dancers need to control not only their own actions, but the actions of other members of their team. To improve the spatial and temporal clarity of movements in the "formation" category, targeted work should be carried out on the technical and physical performance of athletes, in particular on special abilities that affect the accuracy of constructions and synchronicity of execution. The article is devoted to the issue of improving the synchronous execution of movements in team dancing among acrobatic rock and roll athletes. This information will help coaches to choose the right work plan with athletes of the same team, and will help specialists to improve the evaluation process from a technical point of view.

Keywords: acrobatic rock-n-roll, synchronicity, competitive program, technique.

ВВЕДЕНИЕ

Синхронизация действий членов одной команды в групповом танцевании по правилам судейства воспринимается как взаимная связь движений спортсменов с музыкальной фонограммой (одновременность между собственным ритмом и ритмом команды) и единовременных двигательных действий между членами одной команды (одинаковая амплитуда движений, скорость выброса ноги и руки, артистичность) [1, 2].

Исследования в эстетической и художественной гимнастике показали, что основными критериями синхронного исполнения и методами её оценки являются [3]: едино-временность исполнения спортсменами танцевальных движений; единая амплитуда движений; единая скорость выброса конечностей; одновременность перемещения тела спортсменов на танцевальной площадке; единый стиль, характер движения всех участников коллектива, артистизм.

Цель исследования - выявить факторы, влияющие на синхронность движений в дисциплине «формейшн» акробатического рок-н-ролла.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: педагогическое наблюдение; опрос тренеров, преподавателей ВУЗов и специалистов в области физической культуры и спорта; анализ документов по спортивной подготовке в различных видах спорта; анализ литературных источников и видео материалов по проблеме исследования.

Проведение исследования включало четыре этапа.

На первом этапе проводился опрос 10 тренеров и судий по акробатическому рок-н-роллу и танцевальному спорту в возрасте от 20-40 лет на предмет критериев синхронного выполнения соревновательной композиции и технологий обучения данному навыку.

На втором этапе на основе опроса специалистов было сформировано понимание нескольких вариантов выполнения двигательного действия, влияющих на синхронность в танце. Для выявления лучших из них была применена методика экспертной оценки с помощью фокус группы. Респондентам было необходимо выбрать из двух предложенных вариантов видео материала наиболее синхронный с их точки зрения. На основании полученных данных результатов разработана технология обучения единой техники у спортсменов для синхронного танцевания, которая была применена на заключительных этапах исследования на группе из 16 спортсменок клуба акробатического рок-н-ролла «Стиль».

На третьем этапе для завершения эксперимента испытуемым спортсменам было предложено станцевать поставленный фрагмент композиции на видео. Эксперимент проводился в феврале-марте 2022. В течение двух недель после съемки видео происходила отработка танцевального фрагмента с помощью разработанных средств достижения син-

хронного исполнения. После чего они исполнили лучшую версию отработанного танцевального фрагмента на видео.

На четвертом этапе фокус группой проводилась экспертная оценка двух видео. Оценивалась синхронность между членами команды. В итоге результаты экспертной оценки фокус группы подтвердили правильность выбранных методов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При прохождении опроса по видеоматериалам оценки экспертов в основном сходились. Данные представлены в таблице 1. В основном все оценивали первый вариант исполнения технического мастерства хуже, чем второй.

Таблица 1 - Результаты оценки работы спортсменов экспертной группой.

ш Результаты опроса экспертов по каждому критерию (оценка за первый вариант исполне-

и & ния/оценка за второй вариант исполнения - от 1 до 5 баллов)

н р е

е п ск ккая яир со вно ние (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.) (оценка за вар. вып.)

л % 5Я и е й & о п С

3 3 5 5 'чО 'чО 8 8

1 2 К МС 1 5 1 5 5 4 1 5 1 5 3 4 4 4 1 5

2 - МС 1 5 1 5 4 5 1 5 1 5 4 4 4 5 1 5

3 - МСМК 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 4 5 4 5 1 5

4 - МС 1 5 1 5 1 1 1 5 1 5 3 5 4 5 1 5

5 - МСМК 1 5 1 5 3 5 1 4 1 5 3 4 4 4 1 5

6 2 К МСМК 1 5 1 5 1 5 1 4 1 4 4 4 4 4 1 5

7 1 К МС 1 5 1 5 1 5 1 3 1 5 3 3 3 4 1 5

8 - КМС 1 5 1 5 4 4 1 5 1 5 4 5 4 5 1 5

9 - ЗТР 1 5 1 5 3 4 1 4 1 5 4 4 3 3 1 5

10 - КМС 1 5 1 5 1 5 1 4 1 5 4 5 3 4 1 5

Х ср. 1 5 1 5 2,4 4,3 1 4,4 1 4,9 3,6 4,3 3,7 4,3 1 5

Примечание: 1 - на первой картинке руки девочек были в разных положениях («как удобно»); на второй картинке у девочек были руки в одинаковом положении; 2 - на первом видео руки девочек разгибались по разным траекториям; на втором видео руки девочек разгибались по одной траектории; 3 - на первом видео руки девочек разгибались с разной скоростью и акцентом; на втором видео руки девочек разгибались одинаково; 4 - на первом видео 3 девочки выполняли основной ход с одной техникой, 1 с другой; на втором видео все девочки выполняли основной ход с одной техникой; 5 - на первом видео 2 девочки выполняли одинарное вращение верно , 2 девочки выполняли не верно и смещались в сторону ; на втором видео все девочки выполняли ординарное вращение с одной техникой и без смещения; 6 - на первом и втором видео «формейшн-девочки» выполняли перестроение; 7 - на первом и втором видео «формейшн-девочки» выполняли перестроение; 8 - на первой картинке ноги девочек были в положении 90 градусов (девочки разного роста); на второй картинке у девочек высота ноги была выровнена по одной общей линии._

Ниже приведены несколько примеров.

Пример 1. Критерий №1. На первой картинке руки девочек были в разных положениях («как удобно»); на второй картинке у девочек были руки в одинаковом положении;

Вариант ] Вариант 2

Рисунок 1 - Синхронность рук

336

Пример 2. Критерий №8. На первой картинке ноги девочек были в положении 90 градусов (девочки разного роста); на второй картинке у девочек высота ноги была выровнена по одной общей линии.

Вариант 1 Вариант 2

Рисунок 2 - Подъем ноги

На основании полученных результатов были выработаны более действенные средства достижения синхронного танцевания и применены на дальнейшей отработке - одинаковая техника выполнения движения, выравнивание конечностей в одну прямую общую линию и ровные линии перестроения. Дальнейший анализ проводился с применения методов совершенствования синхронности движений в команде спортсменов, благодаря которым повысилось качество танцевания и синхронного исполнения танцевальной композиции. Результаты подтвердились оценкой фокус группы экспертов в контрольных испытаниях (таблица 2).

Примененные методы достижения синхронного танцевания в команде по акробатическому рок-н-роллу:

1. Тренировка в линии. Выполнение упражнений в линии держась руками за плечи, талию или не держась. Спортсменам необходимо подстраиваться под «соседа» (скорость движения, высота ноги), таким образом выстраивая синхронную цепочку. Выполнение упражнения оценивается сбоку.

2. Смена лидера. Для того чтобы у одного тренера имелась способность отследить всех спортсменов на тренировке, нужно меняться линиям. Выполнив 1-2 упражнения в шахматном порядке, первая линия сменяется второй, а сама уходит в конец. Данное упражнение можно исполнять как без передвижения, так и с передвижением. Упражнения с передвижением вырабатывают еще и ориентацию в пространстве.

3. Дыхание. Данный метод может служить дополнительным к выполнению любых перечисленных упражнений. Двигательные действия в танцевальной программе должны иметь завершённость, законченность. Дыхание способствует постановке точки, тем самым показываю это.

4. Работа с остановками. Между кусками танцевальной композиции участники стоят тоже количество тактов, что и танцевали. Например, танцуем раз-два-три-четыре, а пять-шесть-семь-восемь стоим. Во время остановки участники не отдыхают, а подравниваются, проверяют позиции и взгляды и набирают энергию для дальнейшего исполнения.

5. Смена партнера. Очень часто члены команды «формейшн» девушки или женщины не получают практики танцевания в паре и не умеют этого делать. Смысл данного метода заключается в том, что спортсмены в ходе всего упражнения меняются парами по кругу. Танцевальные программы «формейшенов» состоят из этих компонентов для разнообразия хореографии. Поэтому важно обладать этими способностями, а это упражнение поможет приобрести их.

6. Работа на различные стороны. Данный прием позволяет научиться подстраиваться под разные танцевальные площадки. Когда «формейшены» выступают на соревнованиях на неизвестных им площадках, то нередко происходит дезориентация в пространстве: нарушается синхрон выполнения двигательных действий и построения. Необходимо это развивать.

7. Работа с зеркалом. Спортсмен самостоятельно отрабатывает движения перед зеркалом. Метод направлен на осмысленное выполнение танцевальных движений, самоанализ проделанной работы.

8. Работа в медленный темп. Достаточно быстрый темп соревновательной программы не дает качественно проделать танцевальные движения, нежели медленный. Работа в 36-42 такта в минуту способствует доскональной проработке каждого движения.

9. Отработка кусков по малым группам. Отработка соревновательной программы по 3-4 человека. В категории «формейшн» танцует большое количество участников: от 12 до 16 человек, без учета запасных. Во время тренировки один тренер не в состоянии отсмотреть всех одномоментно.

10. В результате, при объединении всех участников команды мы можем наблюдать более четкий синхрон.

11. Многократное повторение маленького куска. Зацикливание маленького куска из танцевальной композиции от четырёх до восьми счетов для запоминания исправленной ошибки в нем. Фрагмент композиции необходимо довести до автоматизма.

Таблица 2 - Результаты оценки контрольного исследования.

N° эксперта Судейская категория Спортивное звание Результаты опроса

Исп. танц. композ. до отработки Исп. танц. композ. после отработки

1 2 К МС 1 5

2 - МС 1 5

3 - МСМК 1 5

4 - МС 1 5

5 - МСМК 1 5

6 2 К МСМК 1 5

7 1 К МС 1 5

8 - КМС 1 5

9 - ЗТР 1 5

10 - КМС 1 5

Х ср. 1,0 5,0

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о существующей достоверной разнице между исполнением танцевального куска до и после применения методов. Действенность данных методов для достижения синхронного исполнения в команде подтверждены на 100%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было посвящено выявлению разного танцевания между членами команды и изучению методов достижения синхронного исполнения танцевальных движений в ней с помощью различной отработки. В результате проведенного исследования были выявлены методы совершенствования синхронности движений в команде, которые успешно повлияли на синхронное исполнение танцевальных движений в команде. Подтверждение этому являются достоверные изменения, произошедшие с группой спортсменов, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании данных результатов исследования можно дать следующие практические рекомендации:

1. Единая техника выполнения движений спортсменами одной команды - будет основой синхронного выполнения композиции. Советуем обратить внимание на четкое

338

положение всех частей тела во время всего выполнения композиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Реакция фокус группы была лучше при выполнении подъема ноги в Критерии №8, пример №2 (см. фотографию выше) на вторую фотографию - высота ног у всех одинаковая. Вариант постановки команды в линию, когда каждый танцор поднял ногу на 90 градусов - был оценен намного хуже. Советуем обратить на этот нюанс внимание при отработки всех движений танцоров, как руками, так и ногами;

3. Сильно негативная оценка фокус группы была на нарушение линий построения группы;

4. Важно добиться стабильности в исполнении взаимодействий спортсменов. Чем стабильнее будет техника выполнения элементов, тем, легче будет добиться синхронного выполнения;

5. Снимать движения на видео с помощью программ, оценивать положение, отклонения от нормы (например, приложение «Kinovea»). Тем самым можно отследить не верное положение рук, ног и корпуса и исправить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпенко Л.А. Особенности композиции и тренировки групповых упражнений / Л.А. Карпенко, И.В. Быстрова // Художественная гимнастика : сборник статей. - Москва, 2003. - С. 257267.

2. Темпо-ритмические характеристики движений как фактор синхронизации элементов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, А.Ю. Давыдова, А.А. Супрун, О.А. Двейрина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 214-219.

3. Серова А.Г. Синхронность как компонент исполнительского мастерства в эстетической гимнастике / А.Г. Серова, И.А. Степанова // Избранное из научно-методических работ по эстетической гимнастике : сборник трудов. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская Спортивная Федерация эстетической гимнастики, 2012. - С.42-45.

4. Корбакова А.А. Совершенствование пространственной и временной точности движений в дисциплине «формейшн» танцевального спорта: дис. ... канд. пед. наук / Корбакова Анастасия Александровна. - Санкт-Петербург,2020. - 254 с.

REFERENCES

1. Karpenko, L.A. and Bystrova, I.V. (2003), "Features of composition and training of group exercises", Rhythmic gymnastics, collection of works, Moscow, pp. 257-267.

2. Medvedeva, E.N., Davydova, A.Yu., Suprun, A.A. and Dveirina, O.A. (2018), "Tempo-rhythmic characteristics of movements as a factor of synchronization of elements in group exercises of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 214-219.

3. Serova, A.G. and Stepanova, I.A. (2012, "Synchronicity as a component of performing skills in aesthetic gymnastics", Selected from scientific and methodological works on aesthetic gymnastics: collection of works, St. Petersburg. Sports Federation of Aesthetic Gymnastics. St. Petersburg, pp.42-45.

4. Korbakova, A.A. (2020), Improvement of spatial and temporal accuracy of movements in the discipline "formation" of dance sports, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: v.terekhin@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2022

УДК 799.322.6

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО СТРЕЛЬБЕ ИЗ СПОРТИВНОГО АРБАЛЕТА

Игорь Николаевич Мальцев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Лариса Леонидовна Боровик, преподаватель, Филиал Военного учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.