УДК 378
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ
© 2013 Н.А.Проскурякова
Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 30.09.2013
В статье рассматриваются способности студентов-будущих архитекторов; предоставляются средства их развития.
Ключевые слова: архитектура, средства, иностранный язык.
В современном образовании утверждается идея о культурной функции образования, в соответствии с которой развивается его стратегия в контексте диалога культур, а в качестве цели профессиональной подготовки выступает формирование творческой личности.
Развитие высшего образования, ориентированного на результат, обусловлено качеством образовательного процесса, что выражается социально активной, самостоятельной, конкурентоспособной личностью. Это касается всех без исключения профессий, включая и архитекторов. Профессиональная подготовка будущих архитекторов представляет собой процесс становления творческой личности, владеющей всеми тонкостями архитектурного мастерства в ходе непрерывного поиска.
Однако архитектурное образование не учитывает в полной мере специфику и особенности профессиональной деятельности в условиях современного общества. Требуются инновационные технологии профессиональной подготовки, обращенные к личности студента и проблемам его профессионального развития.
Деятельность архитектора предполагает особое восприятие и понимание пространства, которое наполняется комбинируемыми формами. В связи с расширением сферы проектирования, переходом от проектирования отдельного объекта к проектированию среды жизнедеятельности в основу архитектурного образования положена модель архитектора широкого профиля, которая сочетает в себе черты художника, ученого, инженера, организатора процессов труда, освоившего организационные навыки менеджера проекта. При этом архитектор должен владеть всеми тонкостями архитектурного мастерства и обладать качествами, влияющими на создание индивидуального творческого продукта (проекта): прежде всего - творческим воображением. Архитектор не
Проскурякова Наталья Александровна, аспирант. E-mail: nata85210@rambler. ru
может ограничиться рамками решения узкопрофессиональных задач, творческие задачи требуют проявления важного профессионального качества - развитого творческого воображения, а также владения методологией творческого процесса, понимания его сути, что делает архитектора востребованным специалистом, способным на интуитивном уровне прогнозировать тенденции развития научно-технических и архитектурных решений. Особенность профессиональной деятельности студентов - будущих архитекторов заключается в приоритетной роли проектирования, что требует наличия у студентов - будущих архитекторов способности к творческой деятельности и вызывает необходимость формирования профессионально значимого свойства - творческого воображения.
Реализация профессиональных задач невозможна без развитого творческого воображения, которое формируется у будущего архитектора в ходе учебного процесса не стихийно, а специальными средствами, создающими условия для раскрытия творческого потенциала личности.
В последнее десятилетие происходит стремительное развитие архитектурного искусства в России и за рубежом. Появилась возможность обмена опытом с зарубежными коллегами, участия в строительстве, реконструкции объектов, а также в международных выставках и симпозиумах, что способствует формированию новых производственных отношений. Время предъявляет новые требования к современному архитектору, среди которых значимой является способность участвовать в устной и письменной профессиональной коммуникации, предопределенной особенностями архитектурной деятельности и типом дискурса. Таким образом, основной целью обучения иностранному языку в техническом вузе становится подготовка специалиста со знанием иностранного языка, что способствует профессиональной межкультурной коммуникации, значимой
Педагогика
для осуществления профессиональной деятельности в иноязычных условиях. Современные технологии, используемые в методике преподавания иностранного языка, позволяют обучать быстро и эффективно в условиях отсутствия естественной языковой среды1.
Высокий уровень знаний по иностранному языку дает возможность студентам - будущим архитекторам познакомиться с подлинниками работ знаменитых иностранных архитекторов, что позволит им понять автора, его образ мыслей, дух той эпохи, в которой он творил. Иностранный язык способствует развитию способности архитектора выбирать формы и методы изображения и моделировать архитектурные формы и пространства, принимать участие в международных симпозиумах. Активный обмен опытом с зарубежными партнерами дает возможность архитекторам быть в курсе передовых тенденций развития архитектуры2.
Для визуализации проектируемого объекта архитектору необходима способность изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать проектные предложения с помощью макетирования, ручной и компьютерной графики, что позволяет наглядно представить архитектурную композицию в перспективных и панорамных изображениях, макетах, трехмерных компьютерных моделях (3D модели). В итоге создается объемная компьютерная модель объекта (в сочетании с аналитическим описанием), что позволяет качественно решать основные задачи проектировочной деятельности. Специализированное программное обеспечение помогает выполнить расчетно-проектные работы, геометризацию объектов, экономико-математический анализ, информационное сопровождение процессов технологических разработок. Для успешного его применения в профессиональной деятельности студентам -будущим архитекторам необходимы знания английского языка.
Творчество архитектора требует от него универсальной, синестетической чувственности. Использование эффекта синестезии в
1 Кашина Е.Г. Театральный контекст профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка: Монография. - Самара: 2003. - С.118; Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. -1968. - № 3. - С. 33 - 43; Корниенко О.П. Терминологическая специфика английских текстов подъязыка архитектуры и строительства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2008. - № 63-1. - C.151 - 155.
2 Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и культур в школе и вузе [Электронный ре-
сурс] Режим доступа: http:/ /conference.osu.ru/ assets/files/conf info/conf2/6.pdf (Дата обращения 17.09.2013).
творческом процессе приводит к открытию резервного источника новых идей, новых образов, расширению творческого поля. Архитектор, обладающий подобным опытом, представляя свой проект, воздействует на все чувства заказчика. С помощью специальных упражне-ний3 в процессе изучения иностранного языка развиваются синестетические способности студентов - будущих архитекторов.
Осуществление профессиональной деятельности в межкультурных условиях требует от архитектора способности мыслить творчески на иностранном языке, что становится возможным благодаря овладению лексическими единицами английского подъязыка архитектуры. Содержательные различия между подъязыком и общеупотребительным языком проявляются в лексике. Так, наряду с профессиональными терминами лексическое оформление подъязыка архитектуры выражается аббревиатурами, встречающимися в тезаурусе архитекторы в последние годы в связи с появлением новых понятий, обусловленных многокомпонентными словосочетаниями. Лексические особенности английского подъязыка архитектуры нами учитываются при отборе содержания обучения иностранному языку студентов - будущих архитекторов.
Использование изобразительно-выразительных средств иностранного языка обеспечивает развитие способности к безоценочному восприятию окружающего; готовность принимать отличные от собственных взгляды, мнения, условия проектирования; способность инициировать новаторские решения на иностранном языке и осуществлять функции лидера в проектном процессе; способность находиться в позитивном настрое при высокой степени генерирования идей на иностранном языке и их воплощении; способность продвигать свои идеи на иностранном языке и защищать проекты в стрессовой ситуации. Безоценочное восприятие архитектором окружающего становится возможных благодаря употреблению им эмоционально неокрашенных слов или нейтральной лексики. Наоборот, умелое использование эмоционально окрашенной лексики способствует развитию способности архитекто-
3
Проскурякова (Терехова) Н.А. Метод проектов в профессиональной подготовке студентов-архитекторов // Реализация инноваций в высшем профессиональном образовании: материалы и доклады международной научно-методической конференции. Самара 19 февраля 2010. - Самара: 2010. - С.363 - 365; Проскурякова (Терехова) Н.А. Architecture: методические указания по английскому языку для архитектурных специальностей; Самарский государственный университет. - Самара: 2011. - С.8 - 14.
ра инициировать новаторские решения на иностранном языке и осуществлять функции лидера в проектном процессе.
Применение проектного метода обучения иностранному языку позволяет развить профессионально значимые способности студентов - будущих архитекторов. В практике профессиональной подготовки исследовательские, информационные, творческие проекты при обучении студентов - будущих архитекторов иностранному языку.
Содержательный элемент системы формирования творческого воображения опирается на принципы контекстного подхода: активность личности, проблемность, единство обучения и воспитания, последовательное моделирование в формах учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности специалистов, поэтапный переход студентов от учебной деятельности академического типа к профессиональной деятельности.
Контекстное обучение ориентирует на то, что знания, умения, навыки формируются в качестве средства решения задач будущей профессиональной деятельности специалиста. Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, задаются контуры профессиональной деятельности в виде ситуации. Контекстное обучение включает три базовых формы деятельности: учебная
деятельность; квазипрофессиональная деятельность, реализуемая в играх (деловых) и учебно-профессиональная, включающая в себя среди прочих подвидов деятельности, проектирование.
Технология контекстного обучения содержит три базовые формы деятельности: учебная деятельность; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональная (производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование). В активной деятельности студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями развивают творческие способности, в ходе диалогического общения. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развиваются творческие способности, творческое воображение.
Мобилизующими факторами повышения творческой активности является создаваемая преподавателем на занятиях атмосфера доброжелательного сотрудничества, непринужденности, свободного обмена мнениями и поиска нестандартных решений. Наиболее существенным стимулом, побуждающим студентов качественно выполнять учебные задания, является практика разработки коллективных индивидуальных заданий, максимально сориентированных на развитие творческого воображения. Так, студенты - будущие архитекторы разрабатывают и защищают на иностранном языке собственные проекты, что позволяет видеть не только ближайшие цели своей деятельности, но и планировать ее качественное выполнение.
MEANS OF PROGRESS OF CAPACITIES OF STUDENTS - FUTURE ARCHITECTS
© 2013 N.A.Proskuryakova" Samara State University
This article deals with the abilities of students - future architects; it represents means of their development. Key words: architecture, means, foreign language.
Natalya Aleksandrovna Proskuryakova, Postgraduate student. E-mail: nata85210@rambler. ru