Научная статья на тему 'Средства раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности'

Средства раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION DISCLOSURE / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / NON-FINANCIAL REPORTING / ГОДОВОЙ ОТЧЕТ / ANNUAL REPORT / САЙТ / WEBSITE / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ДОСТОВЕРНОСТЬ / VERACITY / ГРИНВОШИНГ / GREENWASHING / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / RETAIL CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Альбина Николаевна

Важным аспектом управления корпоративной социальной ответственностью является информирование о ней общественности. В статье охарактеризованы средства раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности, представлены практические примеры применения средств раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности сетевыми торговыми организациями. С целью раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности используют годовые и тематические отчеты, корпоративные сайты, в том числе их новостные ленты, профили и страницы компаний в социальных сетях, печатные материалы (листовки, буклеты, плакаты) и электронные, в том числе сенсорные, мониторы в местах продаж, а также товары и упаковку. Источниками информации о корпоративной социальной ответственности также являются средства массовой информации, в том числе сетевые, новостные каналы и сайты, отзывы в социальных сетях и т.п., которые, с одной стороны, могут использоваться компаниями как средства раскрытия информации, с другой стороны, требуют постоянного мониторинга для выявления отрицательных отзывов и своевременного на них реагирования. Наиболее удобными для потребителей источниками информации о корпоративной социальной ответственности являются средства массовой информации и материалы в местах продаж, наиболее достоверными новостные Интернет-сайты, социальные сети и средства массовой информации. Применение тех источников раскрытия информации, которые наиболее удобны и достоверны с точки зрения потребителей, позволит повысить эффективность управления корпоративной социальной ответственностью и приобрести дополнительные конкурентные преимущества, в том числе вследствие формирования устойчивой положительной деловой репутации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY DISCLOSURE

An important aspect of managing corporate social responsibility is to inform the public about it. The article describes the means of corporate social responsibility disclosure, and presents practical examples of the use of means of corporate social responsibility disclosure by retail chains. In order to disclose information on corporate social responsibility, they use annual and thematic reports, corporate websites, including news feeds, profiles and company pages in social networks, printed materials (leaflets, booklets, posters) and electronic monitors, including touchscreens, at points of sale, as well as goods and packaging. Sources of information about corporate social responsibility also include mass media, news channels and websites, feedback on social networks, etc., which, on the one hand, can be used by companies as means of corporate social responsibility disclosure, on the other hand, require continuous monitoring to identify negative feedback and timely response to it. The most convenient for consumers sources of information about corporate social responsibility are the media and materials at the points of sale, the most reliable sources are news websites, social networks and the media. The use of those means of disclosure, which are most convenient and reliable from the point of view of consumers, will increase the efficiency of corporate social responsibility management and allow to acquire additional competitive advantages, including the formation of a stable positive business reputation.

Текст научной работы на тему «Средства раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности»

экономические Майорова Елена Александровна Майорова Альбина Николаевна

науки ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОДОВЫХ ...

УДК 338

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОДОВЫХ ОТЧЕТАХ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ

© 2017

Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель

кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru) Майорова Альбина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» Российский государственный социальный университет, филиал в г. Клину (141607, Россия, Клин, Волоколамское шоссе, дом 20/1, e-mail: maiorovaan@rgsu.net)

Аннотация. Необходимость обеспечения экологической безопасности экономического развития, а также влияние экологической деятельности на эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обуславливают актуальность научных исследований в сфере управления экологической ответственностью. На экологическую ответственность оказывает влияние отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования. Цель статьи - представить результаты анализа информации об экологической ответственности в годовых отчетах розничных торговых компаний, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации. Для анализа были выбраны годовые отчеты за 2016 г. пяти розничных торговых компаний, лидирующих по объему чистой выручки. Результаты показали, что информацию об экологических аспектах хозяйственной деятельности раскрывают все рассматриваемые компании. Наибольшее внимание как экологической, так и социальной ответственности уделяет французская компания «Ашан». Лидеры рынка «Магнит» и X5 Retail Group представляют экологическую ответственность более важной составляющей корпоративной социальной ответственности, чем другие компании. Основными направлениями экологической политики торговых компаний являются повышение энергоэффективности и ресурсосбережение, безопасная утилизация отходов, повышение экологической грамотности сотрудников и населения, в том числе через партнерство с экологическими организациями. Экологическая ответственность торговых компаний также может быть связана с оптимизацией логистических схем с учетом влияния на окружающую среду, применением транспортных средств, соответствующих международным экологическим стандартам, снижением объемов использования упаковочных материалов, использованием вторсырья и др.

Ключевые слова: экологическая ответственность, корпоративная социальная ответственность, деловая репутация, раскрытие информации, годовой отчет, отчет о социальной ответственности, торговля, розничная торговля, торговая компания.

ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN THE ANNUAL REPORTS OF RETAIL COMPANIES

© 2017

Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, senior lecturer of the department of «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru) Mayorova Albina Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Economics and financial law» Russian State Social University, Klin branch (141607, Russia, Klin, Volokolamskoe highway, 20/1, e-mail: maiorovaan@rgsu.net)

Abstract. The need to ensure the environmental safety of economic development, as well as the impact of environmental activities on the efficiency and competitiveness of economic entities, determine the relevance of scientific research in the field of environmental responsibility management. Environmental responsibility is influenced by the industry of the business entity. The purpose of the article is to present the results of the analysis of information on environmental responsibility in the annual reports of retail companies operating in the Russian Federation. For the analysis we have chosen the annual reports for 2016 of five retail trade companies, leading in terms of net revenue. The results showed that information on the environmental aspects of economic activity is disclosed by all the companies in question. The French company «Auchan» pays the greatest attention to both ecological and social responsibility. Market leaders «Magnit» and X5 Retail Group present environmental responsibility as a more important component of corporate social responsibility than other companies. The main directions of the environmental policies of retail companies are energy efficiency and resource saving, safe waste disposal, improving the environmental literacy of employees and the public, including through partnership with environmental organizations. The environmental responsibility of retail companies can also be related to the optimization of logistics schemes considering the impact on the environment, the use of vehicles that comply with international environmental standards, the reduction of the use of packaging materials, the use of recyclables, etc.

Keywords: environmental responsibility, corporate social responsibility, business reputation, information disclosure, annual report, social responsibility report, trade, retail trade, retail company.

Постановка проблемы в общем виде. Высокий уровень антропогенного воздействия на природную среду и значительные экологические последствия прошлой экономической деятельности, характерные для современной экологической ситуации согласно «Основам государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.» [1], требуют особого внимания к экологической безопасности развития российской экономики. Наряду с государством, общественными организациями и населением, в решении экологических проблем принимают участие представители бизнеса. Коммерческие компании начинают учитывать экологические аспекты при бизнес-планировании и

оценке эффективности хозяйственной деятельности [2]. Это связано как с усилением государственного контроля в экологической сфере, так и с возможностью приобретения дополнительных преимуществ и экономических выгод, в том числе в результате улучшения имиджа и деловой репутации, повышения привлекательности компании как работодателя для высококвалифицированных сотрудников, снижения объемов используемых ресурсов и потребляемой энергии, сокращения отходов и, соответственно, расходов на их утилизацию, использования вторичного сырья, выхода на новые рынки с более высокими экологическими стандартами, снижения экологических рисков и последствий аварийных ситуаций,

Mayorova Elena Aleksandrovna, Mayorova Albina Nikolaevna ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN THE ANNUAL .

economic sceinces

повышения кредитоспособности, увеличения рыночной капитализации и др. [3, 4]. Общая необходимость обеспечения экологической безопасности экономического развития, а также влияние экологической деятельности на эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обуславливают актуальность научных исследований в сфере управления экологической ответственностью.

Анализ последних исследований и публикаций.

Экологической ответственности и ее роли в деятельности коммерческих организаций посвящены исследования М.Н. Салдаевой [3,4], Л.И. Губаревой [5], И.В. Косяковой [6], И.Л. Шевченко [7], А.А. Янковской [8] и др. Под экологической ответственностью бизнеса понимают «добровольную разработку программ и мероприятий, выходящих за рамки законодательства в сфере охраны окружающей среды, и их реальное осуществление» [5] или «деятельность, связанную с интернализаци-ей внешних отрицательных эффектов бизнеса и с превентивными мерами по снижению нагрузки на окружающую среду» [4].

На экологическую ответственность оказывает влияние отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования. Торговая отрасль - одна из наиболее важных и динамично развивающихся отраслей отечественной экономики, имеющая большую социальную значимость. Социальная роль торговли проявляется в обеспечении населения потребительскими товарами и торговыми услугами, создании большого количества рабочих мест, участии в формировании государственного бюджета [9]. В современных условиях особым потенциалом для решения социальных задач обладает электронная торговля, в том числе с использованием интернет-технологий [10,11].

Непосредственно экологические аспекты деятельности торговых компаний исследовались О.Ю. Беловой [12], Н.М. Лашкевич [13], Т.И. Николаевой [14], О.Е. Пироговой [15] и др. Основными направлениями работы субъектов торговли в этой области называют энергосбережение, в том числе при использовании холодильного оборудования, безопасную утилизацию упаковочных материалов, введение многоразовой или экологически безопасной упаковки, оптимизацию логистических цепочек, позволяющую снизить потребление бензина и выбросы углекислого газа в атмосферу, сокращение потребления бумаги, в том числе на рекламные материалы, внедрение возобновляемых источников энергии, повышение экологической грамотности сотрудников и покупателей и др.

Экологическая ответственность торговых компаний также часто рассматривается во взаимосвязи с корпоративной социальной ответственностью. Европейская комиссия определяет корпоративную социальную ответственность как «ответственность предприятий за их влияние на общество» [16]. Согласно ГОСТ Р ИСО 260002012 социальная ответственность - это «ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение...» [17]. В широко признанном подходе А. Кэролла корпоративная социальная ответственность включает экономическую, правовую, этическую и филантропическую ответственность [18,19].

Результаты опросов потребителей Московского региона о корпоративной социальной ответственности розничного торгового бизнеса показывают, что участие в экологических мероприятиях и экономное расходование природных ресурсов являются для торговых организаций более важными составляющими социальной ответственности, чем любые виды благотворительной деятельности, однако менее значимы, чем качество и цена товаров [20]. Также выявлено, что о работе торговых компаний в сфере охраны окружающей среды осведомлены 18% потребителей, об экологических нарушениях - 23% потребителей [21]._

В целом исследования корпоративной социальной ответственности субъектов торговли [22-24] подтверждают ее влияние на конкурентоспособность и эффективность хозяйственной деятельности. Главным эффектом высокой социальной ответственности признают формирование устойчивой положительной деловой репутации [25]. В этой связи управление социальной ответственностью вообще и экологической ответственностью в частности предполагает информирование о ней общественности. Одним из средств раскрытия информации об экологической деятельности розничных торговых компаний является годовой отчет.

Формирование цели статьи. Цель статьи - представить результаты анализа информации об экологической ответственности в годовых отчетах розничных торговых компаний, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для исследования были выбраны годовые отчеты за 2016 г. пяти розничных торговых компаний, лидирующих на российском рынке по объему чистой выручки согласно рейтингу INFOLine Retail Russia TOP-100 (рисунок 1).

Рисунок 1 - Чистая выручка розничных торговых компаний в 2016 г. [26]

Информацию о социальных и экологических аспектах хозяйственной деятельности раскрывают все рассматриваемые компании (таблица 1). При этом «Ашан» формирует самостоятельный отчет о корпоративной социальной ответственности (наряду с финансовым отчетом и отчетом о хозяйственной деятельности), остальные компании размещают соответствующую информацию в единых годовых отчетах. Отчет «Ашана» о корпоративной социальной ответственности включает разделы, связанные с сотрудниками, клиентами, окружающей средой, партнерами и благотворительностью. Раздел «Окружающая среда» содержит общую информацию о направлении, материалы об энергоэффективности, безопасной утилизации отходов, соблюдении требований экологического стандарта Евро-4, первом месте компании в рейтинге «Экологический супермаркет», реализации программы «Зеленая касса», направленной на повышение экологической грамотности населения, сокращении отходов за счет оптимизации упаковки, участии сотрудников в акции Всемирного фонда дикой природы «Час Земли». Каждое направление иллюстрировано конкретными цифрами и фотографиями, подтверждающими его достоверность. В общем объеме отчетности отчет о корпоративной социальной ответственности занимает 36%, раздел «Окружающая среда» - 8,1%, что превышает значения других рассматриваемых компаний.

Годовой отчет лидера российского рынка по объему чистой выручки - «Магнита» - содержит раздел «Основные аспекты социальной и экологической политики», в рамках которого освещена экологическая ответственность.

176

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Майорова Елена Александровна Майорова Альбина Николаевна ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОДОВЫХ ...

Таблица 1 - Общая характеристика социальной и экологической ответственности в годовых отчетах розничных торговых компаний за 2016 г. (составлено авторами)

Компания Корпоративная социальная ответственность Экологическая ответственность

Название раздела Количество страниц: отчете Название раздела Количество страниц. отчете Доля в разделе о корпоративной социальной

Магнит Основные аспекты социальной б; 4,1% Экологическая U/1,0% 25,0%

Х5 Retail Group Корпоративная, социальная и жологическая ответственность 20/7,6% Экологическии обзор 4/1,5% 20,0%

Ашш Отчет о корпоративной социальной ответственности 1041 Зб%* Окружающая среда 12 / 8,1% * 11,5%

д™ Экологические и социальные аспекты деятельности 3/5,4% н'д** нд н'Д

_ Корпоративная социальная IS /11,7% Забота об окружающей среде 2/1,3% 11,1%

* От общего числа страниц Годов ого отчета о хозяйственной деятельности. Финансового отчета и Отчета о корпоративной социальной ответственности Информация представлена в виде перечня приоритетных направлений устойчивого развития, в том числе в экологической сфере

В частности, выделены обязательства, выполняемые компанией, ее партнерами, подрядчиками и контрагентами (гарантировать соблюдение экологических норм и требований, установленных законодательством РФ, международными правовыми актами и области охраны окружающей среды; обеспечивать снижение негативного воздействия на окружающую среду, ресурсосбережение; гарантировать компенсацию возможного ущерба окружающей среде и др.), и механизмы выполнения обязательств экологической политики (ведение производственного экологического контроля и мониторинга, проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности компании на окружающую среду; обязательный учет экологических аспектов и оценка рисков при планировании деятельности, разработке и реализации проектов; реализация инновационных проектов, направленных на повышение энергоэффективности, использование возобновляемых источников энергии и нетрадиционных энергоресурсов и др.). Примечательно содержащееся в отчете утверждение о том, что «сохранение благоприятной окружающей среды... дает значительные возможности повышения эффективности. и снижения издержек, а в некоторых случаях и получения дополнительной прибыли» [27, с. 126]. Несмотря на то, что как социальная, так и экологическая ответственность занимает сравнительно небольшую долю в годовом отчете компании (4,1%), экологическим аспектам посвящено 25% раздела о социальной и экологической политике.

В годовом отчете непосредственного конкурента «Магнита» компании X5 Retail Group представлен раздел «Корпоративная, социальная и экологическая ответственность» (Corporate, social and environmental responsibility), содержащий четыре подраздела: корпоративная ответственность (corporate responsibility), трудовые ресурсы (human resources), гигиена и безопасность труда (occupational health and safety) и экологический обзор (environmental review). В последний включена информация о общей экологической стратегии компании и ее основных инициативах, в том числе о переработке и утилизации отходов, повторном использовании упаковочных материалов, энергоэффективности, оптимизации системы логистики с учетом влияния на окружающую среду, соответствии используемых транспортных средств европейским экологическим стандартам и др. Экологический обзор составляет 1,5% всего годового отчета компании и 20% его раздела, посвященного корпоративной, социальной и экологической ответственности.

Годовой отчет «Дикси» содержит раздел «Экологические и социальные аспекты деятельности», информация в котором представлена в виде перечня приоритетных направлений устойчивого развития. Среди них можно выделить «Обеспечение рациональных моделей потребления и производства» и «Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития», в которых говорится о меропри-

ятиях, направленных на формирование культуры ответственного потребления среди сотрудников и населения и о партнерстве с международными организациями, занимающимися природоохранной деятельностью, в том числе об участии в акциях «Час земли», «День экологического долга» и «FSC-пятница».

В разделе годового отчета «Ленты», посвященном корпоративной социальной ответственности, одним из приоритетов компании названа забота об окружающей среде. Согласно отчету, основные направления работы «Ленты» в области экологической ответственности связаны с утилизацией отходов и потреблением энергии. Кроме того, говорится о новой программе «Зеленая лента», объединяющей все экологические инициативы компании, и планах на 2017 г. по увеличению объема переработки отходов, реализации программ повышения энергоэффективности и введению новых систем очистки воды в магазинах.

Таким образом, несмотря на наличие информации об экологической ответственности в годовых отчетах всех исследуемых компаний, ее объем, содержание и форма представления существенно различаются. Наибольшее внимание раскрытию информации как о социальной ответственности вообще, так и об экологической ответственности в частности уделяет «Ашан» - единственная среди рассмотренных иностранная компания. Это проявляется в большом количестве и разнообразии направлений экологической политики, а также в составлении самостоятельного отчета о корпоративной социальной ответственности, его высокой доле в общем объеме годовой отчетности, высокой доле раздела, посвященного окружающей среде, в общем объеме отчетности, в большом количестве иллюстрирующих материалов, подтверждающих достоверность представленных сведений. Наибольшее внимание экологической ответственности среди прочих аспектов корпоративной социальной ответственности уделяют «Магнит» и X5 Retail Group. Разделы годовых отчетов этих компаний, посвященные экологической деятельности, составляют соответственно 25% и 20% разделов о корпоративной социальной ответственности вообще. Согласно материалам, представленным в годовых отчетах, экологическая ответственность торговых компаний связана в первую очередь с энергоэффективностью, безопасной утилизацией отходов, повышением экологической грамотности сотрудников и населения, в том числе через партнерство с экологическими организациями. Экологическая политика отдельных торговых компаний также предполагает оптимизацию логистических схем с учетом их воздействия на окружающую среду, применение транспортных средств, соответствующих международным экологическим стандартам, снижение объемов упаковочных материалов, повторное использование сырья и материалов, очистку воды и др. Реализация каждого из указанных направлений имеет большое экологическое значение и способствует обеспечению экологической безопасности экономического развития.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты анализа информации об экологической ответственности в годовых отчетах розничных торговых компаний позволяют сделать следующие выводы. Информацию об экологических аспектах хозяйственной деятельности раскрывают все рассматриваемые компании. Наибольшее внимание как экологической, так и социальной ответственности в целом уделяет французская компания «Ашан». Лидеры рынка «Магнит» и X5 Retail Group представляют экологическую ответственность более важной составляющей корпоративной социальной ответственности, чем другие компании. Согласно материалам, содержащимся в годовых отчетах, основными направлениями экологической политики торговых компаний являются повышение энергоэффективности и ресурсосбережение, безопасная утилизация отходов, формирование культуры

Mayorova Elena Aleksandrovna, Mayorova Albina Nikolaevna ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN THE ANNUAL .

economic sceinces

ответственного потребления среди сотрудников и покупателей, развитие их общей экологической грамотности. Экологическая ответственность торговых компаний также может быть связана с оптимизацией логистических схем с учетом влияния на окружающую среду, применением соответствующих международным экологическим стандартам транспортных средств, снижением объемов использования упаковочных материалов, очисткой воды, использованием вторсырья и др. В процессе реализации экологической политики торговые компании сотрудничают с международными экологическими организациями, в том числе с Всемирным фондом дикой природы.

Экологическая ответственность, с одной стороны, позволяет торговым компаниям повысить конкурентоспособность и эффективность хозяйственной деятельности, с другой стороны, способствует обеспечению экологической безопасности развития экономики в целом. Большое значение экологической ответственности обуславливает необходимость ее дальнейшего изучения. В частности, перспективны исследования, направленные на разработку и совершенствование методик оценки экологической ответственности торговых компаний, оценку зависимости между экологической ответственностью и финансовыми результатами хозяйственной деятельности, выявление наиболее эффективных средств стимулирования субъектов торговли в экологической сфере и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)

2. Фирсова Е.А., Фирсов С.С., Майорова А.Н. Оценка эффективности организационной реструктуризации предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 283-286.

3. Салдаева М.Н. Экологическая ответственность бизнеса в России: позитивный опыт и препятствия для дальнейшего развития // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2013. № 3 (9). С. 148-154.

4. Салдаева М.Н. Экологическая ответственность бизнеса и конкурентоспособность: возможен ли взаимно усиливающийся эффект? // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 6 (116). С. 68-71.

5. Губарева Л.И., Синельникова В.Н. Экологическая ответственность фирмы и экономический успех // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 8-13.

6. Косякова И.В., Ларионов И.В. Формирование стратегии управления крупным промышленным предприятием, направленной на экологическую ответственность бизнеса // Ekonomicke trendy. 2016. № 3. С.

9-12.

7. Шевченко И.Л. Экологическая ответственность в практике корпоративного управления крупнейших российских компаний // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 (111). С. 190-197.

8. Янковская А.А. Экологическая ответственность хозяйствующих субъектов при переходе к устойчивому развитию // Современное общество и власть. 2016. № 2 (8). С. 149-152.

9. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Методические аспекты оценки социальной эффективности торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. №

10-3 (75-3). С. 812-815.

10. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособности организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 419-422. 178

11. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях интернет экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 589-592.

12. Белова О.Ю. Экологическая составляющая в деятельности торговых предприятий / Экономика в социокультурном пространстве современности: проблемы, решения, прогнозы. Владимир: Транзит-ИКС, 2015. С. 20.

13. Лашкевич Н.М. Направления экологизации розничной торговли // Научное обозрение. 2010. № 4. С. 76-78.

14. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. Прогрессивные технологии снижения расходов торгового предприятия и защиты окружающей среды // Современная наука: тенденции развития. 2016. № 12. С. 144-148.

15. Пирогова О.Е. Экологические аспекты устойчивого развития в деятельности торговых предприятий // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 2 (32). С. 84-87.

16. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the committee of the regions. A renewed EU strategy 2011-14 for Corporate Social Responsibility (C0M/2011/0681 final). Brussels, 25.10.2011.

17. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1611-ст).

18. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Проблемы и перспективы развития корпоративной социальной ответственности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 903-906.

19. Carroll A.B. A three-dimensional conceptual model of social performance // The academy of management review. 1979. № 4 (4). С. 497-505.

20. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3569-3582.

21. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Результаты исследования информированности покупателей о социальной ответственности торговли // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1699-1710.

22. Майорова Е.А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 45-48.

23. Майорова Е.А., Иванов Г.Г. Результаты исследования восприятия покупателями социальной ответственности торговых структур // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 5. С. 129-132.

24. Кишко В.А., Матвеева С.В., Майорова А.Н. Формирование конкурентоспособности розничной торговой организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85-3). С. 1189-1193.

25. Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. Assessment of customers' perception of social responsibility of trade business // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 158-163.

26. Рейтинг крупнейших по выручке ритейлеров за 2016 / Retail.ru [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/news/143086/ (дата обращения 03.11.2017).

27. Годовой отчет ПАО «Магнит» за 2016 г. (утв. решением Совета директоров ПАО «Магнит» 28 апреля 2017 г., протокол б/н от 28 апреля 2017 г., и годовым Общим собранием акционеров ПАО «Магнит» 8 июня 2017 г., протокол б/н от 8 июня 2017 г.).

Статья поступила в редакцию 06.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.