Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТУ СОТРУДНИЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТУ СОТРУДНИЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / групповые упражнения / элементы сотрудничества / программированное обучение / rhythmic gymnastics / group exercises / difficulty of cooperation / programmed training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугунова Полина Андреевна

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать применение средств программированного обучения элементу сотрудничества в групповом упражнении с мячами в художественной гимнастике. Методы исследования: видеоанализ и педагогический эксперимент. Результаты исследования: выявлены показатели модельной техники элемента, на основе которых предложены двухуровневый алгоритм обучения с дифференцированием по этапам обучения и схема програмированного обучения линейного типа построения. Выводы – были определены следующие опорные точки обучения: затяжной замах руки с большой амплитудой, мах руки с взрывной силой, плотная группировка во время вращательных действий и раннее слежение за траекторией полета предмета. Алгоритм предусматривает разделение обучения на 3 блока и 3 комплекса средств, направленных на углубленное разучивание и детализацию техники с последующим ее совершенствованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чугунова Полина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF PROGRAMMED TRAINING OF THE DIFFICULTY OF COOPERATION IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The purpose of the study: to develop and experimentally substantiate the use means of programmed training of the difficulty of cooperation in a group exercise with balls in rhythmic gymnastics. Research methods: video analysis and pedagogical experiment. The results of the study: were revealed the indicators of the model technique of the element, on the basis of which were proposed a two-level learning algorithm with differentiation by stages of learning and a scheme of programmed learning of a linear type of construction. Conclusions: the following training reference points were identified: a prolonged swing of the arm with large amplitude, a swing of the arm with explosive force, dense grouping during rotational actions and early tracking of the object’s flight path. The algorithm provides for the division of training into 3 blocks and 3 sets of tools aimed at in-depth learning and detailing of the technique with its subsequent improvement.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТУ СОТРУДНИЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТУ СОТРУДНИЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

П.А. ЧУГУНОВА, ПГУФКСиТ, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Аннотация

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать применение средств программированного обучения элементу сотрудничества в групповом упражнении с мячами в художественной гимнастике. Методы исследования: видеоанализ и педагогический эксперимент. Результаты исследования: выявлены показатели модельной техники элемента, на основе которых предложены двухуровневый алгоритм обучения с дифференцированием по этапам обучения и схема програмированного обучения линейного типа построения. Выводы - были определены следующие опорные точки обучения: затяжной замах руки с большой амплитудой, мах руки с взрывной силой, плотная группировка во время вращательных действий и раннее слежение за траекторией полета предмета. Алгоритм предусматривает разделение обучения на 3 блока и 3 комплекса средств, направленных на углубленное разучивание и детализацию техники с последующим ее совершенствованием.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, элементы сотрудничества, программированное обучение.

MEANS OF PROGRAMMED TRAINING OF THE DIFFICULTY OF COOPERATION IN RHYTHMIC GYMNASTICS

P.A. CHUGUNOVA, Volga Region GUFKSIT University, Kazan city, Republic of Tatarstan, Russia

Abstract

The purpose of the study: to develop and experimentally substantiate the use means of programmed training of the difficulty of cooperation in a group exercise with balls in rhythmic gymnastics. Research methods: video analysis and pedagogical experiment. The results of the study: were revealed the indicators of the model technique of the element, on the basis of which were proposed a two-level learning algorithm with differentiation by stages of learning and a scheme of programmed learning of a linear type of construction. Conclusions: the following training reference points were identified: a prolonged swing of the arm with large amplitude, a swing of the arm with explosive force, dense grouping during rotational actions and early tracking of the object's flight path. The algorithm provides for the division of training into 3 blocks and 3 sets of tools aimed at in-depth learning and detailing of the technique with its subsequent improvement.

Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, difficulty of cooperation, programmed training.

Актуальность

В современной художественной гимнастике стремительно возрастают требования к техническому мастерству гимнасток в условиях жесткой конкурентной борьбы. Повышается «цена» двигательных ошибок, которые могут стать фатальными для соревновательного результата [1]. В связи с этим специалистами ставится вопрос о недостаточности традиционных методов подготовки в художественной гимнастике и необходимости поиска наиболее эффективных средств и методов обучения технике сложных элементов высокой точности [4, 5, 7].

В спорте программирование представляет собой достаточно жестко детерминированную систему после-

исследования

довательных и отработанных в практике операций и действий, приводящих к конкретному результату в рамках отведенного времени [8]. На данный момент существует ряд работ, в которых используется программированное обучение в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, баскетбол, волейбол, однако в художественной гимнастике данный подход к обучению не получил должного внимания [2, 3, 6].

Для художественной гимнастики как вида спорта с ранней специализацией программированный подход к обучению является значимым в связи с тем, что в процессе обучения реализуется система текущей оценки

Труды молодых ученых

качества освоения двигательного действия. Этим обеспечивается возможность проведения процесса обучения, во-первых, исходя из индивидуальных возможностей спортсмена; во-вторых, со снижением вероятности освоения навыка с двигательными ошибками. В связи с этим становится актуальным исследование положений программированного обучения элементам сотрудничества в подготовке гимнасток-художниц.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать применение средств программированного обучения элементу сотрудничества в групповом упражнении с мячами в художественной гимнастике.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие три команды гимнасток, специализирующихся в дисциплине «групповые упражнения». Выборка составила 18 гимнасток 13-15 лет, имеющих квалификацию кандидата в мастера спорта.

Для определения кинематических характеристик модельной техники выполнения бросковой связки применялся видеоанализ с использованием программы "Kinovea 0.8.15" (траектории движения тела гимнастки и мяча, суставные углы, временная структура). Видеосъемка проводилась в условиях тренировочного процесса. Участвовали две гимнастки квалификации КМС, воз-

раст 14 лет, члены сборной команды Республики Татарстан.

Педагогический эксперимент проводился в форме прямого параллельного эксперимента с целью проверки эффективности средств программированного обучения элементу сотрудничества. В эксперименте участвовали по 9 гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. В течение трех недель гимнастки ЭГ тренировались по предложенной методике, гимнастки КГ - по традиционной методике. Комплекс выполнялся каждый день в начале основной части занятия в течение 20 мин.

Все полученные результаты прошли математико-ста-тистическую обработку с использованием методов описательной статистики и [/-критерия Манна - Уитни для независимых выборок.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании анализа современных правил соревнований и наблюдения за соревновательной деятельностью гимнасток нами был выявлен наиболее перспективный элемент сотрудничества - сотрудничество с высоким броском предмета и динамическим вращением тела во время полета предмета (CR).

Модель техники сотрудничества, являясь бросковой связкой, имеет сложную структуру (рис. 1).

Модель техники элемента сотрудничества

V

Рис.1. Модель техники бросковой связки

На первом уровне выделены 3 стадии: бросок, действие гимнасток под броском предмета и ловля предмета. На втором уровне система движений в каждой стадии дифференцируется в соответствии с решаемыми двигательными задачами на фазы подготовительных, основных и завершающих действий.

Главными критериями успешного выполнения элементов сотрудничества в художественной гимнастике являются: точность ловли и синхронность всей системы движений гимнасток в паре. Для выявления показателей, обеспечивающих точность и синхронность действий гимнасток, был проведён сравнительный анализ пространственных и временных характеристик в каждой стадии элемента сотрудничества, выполненных двумя гимнастками.

Анализ первой стадии бросковой связки, представляющей собой само бросковое действие, показал, что

у гимнасток наблюдается существенное отличие во время выполнения подготовительной фазы - замаха руки с мячом. Анализируя временной показатель техники выполнения броска предмета махом и изменение угловой скорости, видим, что гимнастка № 1 выполняет более затяжной замах руки и мах руки с взрывной силой, угловая скорость достигает максимума именно в момент выпуска предмета, что не наблюдается у гимнастки № 2. Вторая же гимнастка, затрачивая усилия, не передаёт их предмету, что является следствием короткого рабочего пути в момент замаха. В результате в момент выпуска мяча иннерция руки у гимнастки продолжает выполнение движения, т.е. мяч соскальзывает с руки, не выполняя четкого броска в точку (рис. 2, 3).

Биомеханический анализ второй стадии бросковой связки и серии кувырков вперёд показал, что графики изменения угловой скорости в тазобедренном суставе

С*)

Труды молодых ученых

Г

в

X

<0

2 си с т

I™

о

¡5 о о £§1

о 111

250,0 200,0 -| 150,0 100,0 50,0 0,0 -50,0 -100,0 -150,0 -200,0 -250,0

184,6 .

141,2

>¿>2,9

0,0 0 2 0 4 0 6 0 8 1 0 1, 1 4 1,

Вр

_______ Л ДО. Л.

________________-174,3___________ 144,4

Фаза подготовительных действий

Фаза основных действий

Рис. 2. Изменение угловой скорости маха руки гимнастки № 1

Граничное положение замаха

Фаза завершающих действий

Выпуск предмета

у гимнасток практически идентичны по форме кривой, но у гимнастки № 1 каждая часть кувырков более короткая

по времени, что достигается за счет выполнения более плотной группировки (рис. 4, 5).

с ^_^

и

с; а"

сб

X о

(I) ---

¥ Щ

т

т со

Ч ь с;

л >.

1- о

о

о >

а. о

о Т

^ т

и с»

о.

(Я и

т (1)

о ю

ц о

п

> т

1-

ш

V.

Рис. 4. Изменение угловой скорости в тазобедренном суставе гимнастки № 1

Биомеханический анализ третьей стадии бросковой связки и ловли мяча ногами в положении «сед, согнув ноги» показал, что расстояние до летящего предмета у гимнастки № 1 было больше, следовательно, она имела больше времени на анализ траектории полета предмета (рис. 6).

На основе биомеханического анализа мы выявили основные опорные точки обучения бросковой связки. На 1-й стадии броска: выполнение затяжного замаха руки; большая амплитуда движения руки назад в момент замаха; мах руки с взрывной силой; достижение макси-

мума в угловой скорости именно в момент выпуска мяча и бросок мяча на высоту 5 м и расстояние 3 м. Опорной точкой обучения 2-й стадии бросковой связки является выполнение плотной группировки, 3-й стадии - раннее слежение за нисходящей траекторией предмета и, как следствие, ловля без смещения с места.

На основании выявленных опорных точек обучения нами был разработан алгоритм программированного обучения, направленный на детализацию техники выполнения частей элемента сотрудничества.

С*)

Рис. 5. Изменение угловой скорости в тазобедренном суставе гимнастки № 2

Рис. 6. Кинограмма стадии ловли мяча гимнасток

С*)

Труды молодых ученых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание программированного обучения. Алгоритм действий представляет собой двухуровневую систему. На первом уровне алгоритм предусматривает разделение обучения на 3 блока. На втором - структура действий системы обучения состоит из двух комплек-

сов, включающих в себя упражнения на углубленное разучивание и детализацию техники с последующим её совершенствованием и контрольного задания, которое является системой оценивания усвоения упражнений (рис. 7).

Г

Средства программированного обучения

X

Блок упражнений № 1 для освоения первой стадии бросковой связки

1

Блок упражнений №3 для освоения третьей стадии бросковой связки

Блок упражнений № 2 для освоения второй стадии бросковой связки

Комплекс № 1 - упражнения на углубленное разучивание и детализацию техники

Комплекс № 2 -совершенствование

Комплекс № 3 -контрольное задание

V_J

Рис. 7. Алгоритм программированного обучения стадий бросковой связки

Блок № 1 направлен на детализацию основ техники выполнения броска мяча способом маха и включал в себя выполнение бросков мяча в усложненных и вариативных условиях (имитационные упражнения с резиной, броски мяча грузом, по ориентирам, в паре, на неустойчивой платформе, в чередовании «с отягощением - без отягощения»).

Блок № 2 был направлен на детализацию основ техники выполнения серии пред-акробатических элементов - кувырков вперёд и включал в себя выполнение вращательных движений в вариативных условиях (варьирование времени выполнения и длины перемещения), а также выполнение упражнений под звуковые сигналы.

Блок № 3 направлен на детализацию основ техники выполнения ловли мяча без помощи рук (ногами) в положении «сед, согнув ноги» и включал в себя упражнения для уточнения пространственного параметра выполнения ловли мяча (выполнение ловли в точно заданном месте от выпуска предмета), а также выполнение упражнений всей командой под звуковые сигналы.

В конце каждого блока гимнастки выполняли контрольное задание. Перейти к следующему блоку заданий гимнастка могла при успешном выполнении контрольного задания 5 раз подряд с соблюдением деталей техники выполнения. Если гимнастка не справлялась с контрольным заданием, она оставалась на предыдущем блоке.

На рисунке 8 представлена схема программированного обучения элементу сотрудничества в групповом упражнении с мячами.

С целью определения эффективности разработанных нами комплексов был проведен педагогический эксперимент. До внедрения в процесс разработанной методики по обучению элементу сотрудничества нами была определена однородность двух групп, необходимая для выполнения условия корректности проведения эксперимента. Анализ исходных показателей оценки физической и технической подготовленности с помощью [/-критерия Манна - Уитни показал, что между двумя группами различия уровня признака статистически не значимы (табл. 1).

Результаты оценки физической и технической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Таблица 1

" -- ЭГ (M ± m) КГ (M ± m) ^-критерий Манна - Уитни

Вестибулярная устойчивость 1,54 ± 0,04 1,58 ± 0,03 35

Быстрота реакции на движущийся объект 18,67 ± 0,52 18,75 ± 0,75 14,5

Высокий бросок мяча и ловля мяча одной рукой 9,17 ± 0,75 9,15 ± 0,67 59

Высокий бросок мяча и ловля мяча ногами 9,45 ± 1,22 9,43 ± 1,36 57

Высокий бросок мяча, кувырок вперёд и ловля мяча ногами 8,55 ± 1,22 8,58 ± 1,14 54

Высокий бросок мяча, 2 кувырка вперёд и ловля мяча 8,00 ± 2,00 8,03 ± 1,85 53

Примечание. Для всех тестов: P > 0,05; ^-критерий Манна - Уитни критич. = 14.

Труды молодых ученых

1. Углубленное изучение

Упражнение 1

Да

Нет

Упражнение 2,...

Нет

Упражнение 1

Да

Нет

Да

Упражнение 2,...

1 Нет

Упражнение 2,.

Да

Упражнение 1

2. Совершенствование техники

Упражнение 1

Упражнение 2,.

3. Контрольное задание

Нет

Блок № 1

Да

Блок № 2

Рис. 8. Схема программированного обучения элементу сотрудничества в групповом упражнении с мячами

генетически детерминированным физическим качеством, и согласно сенситивному периоду развития данных качеств благоприятный период развития наблюдался у испытуемых чуть ранее. Анализ итоговых показателей технической подготовленности выявил, что в конце эксперимента наблюдается улучшения результатов в обеих группах, при этом показатели ЭГ улучшились значительнее (табл. 2).

Таблица 2

Результаты оценки физической и технической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Анализ итоговых показателей физической подготовленности выявил, что в конце эксперимента наблюдаются незначительные улучшения результатов теста на вестибулярную устойчивость и быстроту реакции на движущийся объект у обеих групп, при этом показатели ЭГ улучшились значительнее, в отличие от КГ. Это может быть связано с тем, что быстрота реакции является

-------------------------------- Группа ЭГ (M ± m) КГ (M ± m) U-критерий Манна - Уитни

Вестибулярная устойчивость 1,46 ± 0,06 1,56 ± 0,08 31,5

Быстрота реакции на движущийся объект 18,50 ± 0,55 18,67 ± 0,65 2

Высокий бросок мяча и ловля мяча одной рукой 9,83 ± 0,41 9,33 ± 0,58 5

Высокий бросок мяча и ловля мяча ногами 9,83 ± 0,21 9,25 ± 0,89 4,5

Высокий бросок мяча, кувырок вперёд и ловля мяча ногами 9,33 ± 0,75 88,83 ± 0,72 9

Высокий бросок мяча, 2 кувырка вперёд и ловля мяча 9,17 ± 0,52 8,37 ± 1,07 0

Примечание. Для всех тестов: P > 0,05; ¿/-критерий Манна - Уитни критич. = 14.

Выводы

1. Определены три стадии бросковой связки: бросок; действие гимнасток под броском предмета; ловля предмета и три фазовые структуры двигательного действия: подготовительная, основная и завершающая. Выявлены опорные точки обучения бросковой связки: выполнение затяжного замаха руки с большой амплитудой движения руки назад в граничное положение замаха; выполнение маха руки с взрывной силой; выполнение плотной группировки во время выполнения вращательных движений

и раннее слежение за нисходящей траекторией предмета и, следовательно, ловля без смещения с места.

2. Разработаны алгоритм и содержание программированного обучения элементу сотрудничества в упражнении с мячами, доказана их эффективность. Алгоритм включает в себя три блока обучения, каждый из которых состоит из двух комплексов упражнений и контрольного задания, направленных на углубленное разучивание деталей техники выполнения и последующее их совершенствование в усложненных условиях.

Литература

1. Анализ результатов спортсменок художественной гимнастики на играх XXXII Олимпиады в Токио / Р.Н. Те-рехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, О.А. Двейрина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 8 (198). - С. 311-316.

2. Антонов, Г.В. Программированное обучение перелетам дугой с верхней жерди на нижнюю в упражнениях на разновысоких брусьях в женской спортивной гимнастике / Г.В. Антонов, А.Л. Карась // Мир спорта. - 2020. -№ 1. - С. 47-51.

3. Быков, А.В. Программированное обучение двигательным действиям в командных видах спорта / А.В. Быков. - Текст: электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 3. - C. 97-103.

4. Коновалова, Л.А. Биомеханические критерии и средства формирования рациональной техники броскового действия в художественной гимнастике / Л.А. Коновалова, В.Б. Поканинов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 18. - № 1 (18). -С. 69-74.

5. Медведева, Е.Н. Инновационный подход в технологии дифференцированной технической подготовки в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 66.

6. Подколзина, О.В. Эффективность программированного обучения элементам баскетбола на основе физической готовности студентов ИФК / О.В. Подколзина // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2010. - № 3. - С. 75. - ISSN: 1817-4779. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14750747 (дата обращения 21.06.2023).

7. Удалова, М.А. Многокомпонентная методика обеспечения надежности при выполнении групповых упражнений по художественной гимнастике / М.А. Удалова, А.Э. Болотин, И.В. Быстрова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 2. - С. 135-148.

8. Уткин, В.М. Биомеханика физических упражнений: учебное пособие / В.М. Уткин. - Москва: Просвещение, 1989. - 210 с.

References

1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Dveyrina, O.A. (2021), Analysis of the results of rhythmic gymnastics athletes at the Games of the XXXII Olympic Games in Tokyo, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Les-gafta, no. 8 (198), pp. 311-316.

2. Antonov, G.V. and Karas, A.L. (2020), Programmed training in arc flights from the upper pole to the lower pole in exercises on uneven bars in women's gymnastics, Mir sporta, no 1, pp. 47-51.

3. Bykov, A.V. (2007), Programmed training of motor actions in team sports, Izvestiya Rossiyskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, no. 3, pp. 97-103.

4. Konovalova, L.A. and Pokaninov, V.B. (2018), Biomechanical criteria and means of forming a rational technique of throwing action in rhythmic gymnastics, Nauka i sport: sovremennye tendentsii, vol. 18, no. 1 (18), pp. 69-74.

5. Medvedeva, E.N. and Suprun, A.A. (2010), Innovative approach in technology of differentiated technical training in rhythmic gymnastics, Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no. 1, p. 66.

6. Podkolzina, O.V. (2010), The effectiveness of programmed training in basketball elements based on the physical readiness of IPC students, Fizicheskaya kul'tura: obrazovanie, vospitanie, trenirovka, no. 3, p. 75.

7. Udalova, M.A., Bolotin, A.E. and Bystrova, I.V. (2021), Multicomponent methodology for ensuring reliability when performing group exercises in rhythmic gymnastics, Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, no. 2, pp. 135148.

8. Utkin, V.M. (1989), Biomechanics of physical exercise, Moscow: Prosveshchenie, 210 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.