Научная статья на тему 'Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ'

Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
999
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / НЕПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ РЕЖИМ / ALTERNATIVES TO IMPRISONMENT / PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / NONPENALTY ENFORCEMENT REGIME / PENALTY ENFORCEMENT LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

Статья посвящена проблемам привлечения осужденных иностранцев к отбыванию наказаний без изоляции от общества или исполнению требований приговора суда об условном осуждении и отсрочке отбывания наказания в России, а также вопросам розыска этих осужденных, признания и исполнения приговоров российских судов в государствах-участниках СНГ. Формулируются предложения по совершенствованию Конвенции СНГ, российского уголовно-исполнительного законодательства, ведомственных актов Министерства юстиции Российской Федерации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of ensuring the non-penal regime in relation to the citizens of CIS member states convicted without isolation from society

The article deals with the problems of calling convicted foreigners to serve the sentence without isolation from society or execution of the requirements of the court in relation to a suspended sentence and respite of serving a sentence in Russia, as well as the issues of detecting those convicts, recognition and execution of sentences of Russian courts in the states-members of CIS. Proposals on the development of the CIS Convention, Russian penalty enforcement legislation, departmental Acts of the Ministry of Justice of the Russian Federation and activity of criminal enforcement inspections.

Текст научной работы на тему «Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ»

2012

Право

№1(3)

УДК 343.8

Н.В. Ольховик

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПЕНИТЕНЦИАРНОГО РЕЖИМА В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ГРАЖДАНАМИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

Статья посвящена проблемам привлечения осужденных иностранцев к отбыванию наказаний без изоляции от общества или исполнению требований приговора суда об условном осуждении и отсрочке отбывания наказания в России, а также вопросам розыска этих осужденных, признания и исполнения приговоров российских судов в го-сударствах-участниках СНГ. Формулируются предложения по совершенствованию Конвенции СНГ, российского уголовно-исполнительного законодательства, ведомственных актов Министерства юстиции Российской Федерации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, альтернативы лишению свободы, наказания без изоляции от общества, непенитенциарный режим.

В практике исполнения наказаний и реализации иных мер уголовноправового характера без изоляции от общества возникают проблемы, которые свидетельствуют о недостаточной завершенности правовой регламентации некоторых средств обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных, являющихся гражданами государств-участников СНГ. Прежде всего, это касается привлечения данной категории осужденных к отбыванию наказаний в виде обязательных и исправительных работ, а также выполнению обязанностей, связанных с трудом, при условном осуждении. «Трудоустроить» этих осужденных, как свидетельствует практика, не представляется возможным хотя бы потому, что практически каждый из них относится к числу незаконных мигрантов и не подлежит официальному трудоустройству. Единственным выходом из сложившейся ситуации является оказание таким осужденным помощи в легализации их пребывания на территории Российской Федерации, что, безусловно, отвлекает значительную часть времени инспектора.

Привлечение рассматриваемой категории осужденных к исполнению приговора суда и осуществление контрольных мероприятий становится еще проблематичнее, если они после осуждения выезжают за пределы Российской Федерации или их выдворяют за нарушения правил пребывания на территории Российской Федерации. Данный факт устанавливается уголовноисполнительными инспекциями, как правило, в результате проведения первоначальных розыскных мероприятий, однако, как показывает практика, не всегда находит отражение в соответствующих материалах. Дело в том, что уголовно-исполнительное законодательство обязывает инспекцию направить в суд представление о замене обязательных и исправительных работ более строгим видом наказания, об отмене условного осуждения или отсрочки от-

бывания наказания и исполнении назначенного судом наказания только в том случае, если местонахождение осужденного не установлено (выделено мной. - Н.О.), но установлен факт уклонения его от исполнения приговора суда. Если же уголовно-исполнительная инспекция устанавливает, что осужденный выехал за пределы Российской Федерации и проживает в другом государстве, значит, она тем самым устанавливает его местонахождение. Это обстоятельство, по всей видимости, препятствует инспекции обратиться в суд с представлением об отмене (замене) даже при установлении факта уклонения осужденного от исполнения приговора суда. В то же время установление факта выезда осужденного за пределы Российской Федерации не будет препятствовать такому обращению со стороны уголовно-исполнительной инспекции, ибо конкретное его местонахождение не определено.

Однако если проанализировать практику отмены условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, то суды не всегда удовлетворяют представления уголовно-исполнительных инспекций, обосновывая это отсутствием доказательств уклонения осужденного(ой) от контроля, в связи с чем органы внутренних дел без определения суда об отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания не имеют права осуществлять розыск. Не менее проблематичной выглядит и замена обязательных и исправительных работ, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 30 и ч. 3 ст. 46 УИК РФ в результате первоначальных розыскных мероприятий должно быть доказано, что осужденный скрылся именно «в целях уклонения от отбывания наказания».

На наш взгляд, такая практика обусловлена не только деятельностью инспекций, которые, осуществляя первоначальные розыскные мероприятия, преследуют только одну цель: найти осужденных, забывая при этом о том, что им одновременно необходимо будет доказывать в суде и факт уклонения их от контроля или отбывания обязательных или исправительных работ, но и неточным содержанием норм УИК РФ и Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [1. С. 9] о результатах проведения первоначальных розыскных мероприятий (местонахождение осужденного не установлено).

На наш взгляд, целью проведения первоначальных розыскных мероприятий является установление местонахождения осужденного или:

- в случае наказания в виде обязательных работ - установление факта, что осужденный скрылся в целях уклонения от отбывания наказания;

- в случае наказания в виде исправительных работ - установление факта, что осужденный скрылся с места жительства и его местонахождение неизвестно;

- в случае наказания в виде ограничения свободы - установление факта, что осужденный скрылся с места жительства и его местонахождение не установлено;

- в случае применения отсрочки отбывания наказания - установление факта, что осужденный скрылся в целях уклонения от воспитания ребенка;

- в случае условного осуждения - установление факта, что условно осужденный скрылся от контроля.

Учитывая это, следует отметить, что действующий УИК РФ во всех приведенных случаях не предполагает целью первоначальных розыскных меро-

приятий установление «уважительности» либо «неуважительности» причин того, что осужденный скрылся с места жительства. Вместе с тем, например, в случае осуждения к обязательным работам, если осужденный скрывается не с целью уклонения от отбывания наказания, то очевидно, что он не станет «прятаться» от уголовно-исполнительной инспекции и, соответственно, будет исполнять приговор суда. Аналогично оценивается поведение условно осужденного - если он скрылся не от контроля инспекции, то он будет исполнять приговор суда. В случае с применением отсрочки отбывания наказания фактом, подтверждающим то обстоятельство, что осужденный скрылся в целях уклонения от воспитания ребенка, может служить только оставление им ребенка независимо от того, на чье попечение он его оставил. Однако в данном случае необходимо учитывать, не связано ли отсутствие осужденного с поиском работы или ее графиком (например, «вахтовый» метод работы).

В соответствии с п. 142 приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», а также п. 56 приказа Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» при проведении первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного инспекция в течение 30 дней (в отношении осужденных к ограничению свободы и условно осужденных - в течение 31 дня) обязана:

- информировать подразделение розыска территориального органа ФСИН России об осужденном, в отношении которого начаты первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения;

- провести по месту жительства, в организации, где работал (учился) осужденный, опрос лиц, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного;

- запросить и получить информацию по учетам подведомственных территориальному органу ФСИН России учреждений (следственных изоляторов);

- запросить и получить информацию о проведенной работе и ее результатах в подразделении розыска территориального органа ФСИН России;

- проверить полученную в ходе предпринятых мероприятий информацию о возможном месте нахождения осужденного;

- использовать иные доступные источники информации, способствующие розыску осужденного (информацию ОВД, учеты ОВД, данные ИЦ и т.п.).

Необходимо отметить, что информация об осужденном не может запрашиваться уголовно-исполнительной инспекцией в лечебных учреждениях или в органах записи актов гражданского состояния, так как такая информация носит конфиденциальный характер и может быть предоставлена только в определенных случаях.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, составляющие врачебную тайну, а также о государственной регистрации акта гражданского состояния могут быть предоставлены по запросу суда, органов дознания или следствия. Уголовно-

исполнительные инспекции не относятся ни к судебным, ни к следственным органам. Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Учреждения, исполняющие наказания, согласно ст. 14 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имеют право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативнорозыскную деятельность. Однако, учитывая, что уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, в соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729, на них эти положения не распространяются.

Таким образом, запросы в лечебные учреждения или в органы записи актов гражданского состояния уголовно-исполнительная инспекция направлять не уполномочена ни при каких обстоятельствах. В случае необходимости получения такой информации в интересах суда либо прокуратуры она может быть запрошена только судом либо прокуратурой соответственно.

Вместе с тем в соответствии с п. 9. Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» в случае, если условно осужденный скрылся от контроля, суд, рассматривая представление уголовно-исполнительной инспекции об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда (п. 7 ст. 397 УПК РФ), должен исходить из положения ч. 6 ст. 190 УИК РФ о том, что скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. Суд также должен проверять полноту проведенных уголовноисполнительной инспекцией в соответствии с ч. 5 ст. 188 УИК РФ первоначальных мероприятий по установлению его места нахождения и причин уклонения. К таким мероприятиям, в частности, относятся опросы родственников, соседей и других граждан, которым может быть что-либо известно о месте нахождения условно осужденного, проверка по месту работы (учебы) осужденного, запросы в различные организации (адресное бюро, военкоматы, морги, больницы, органы внутренних дел).

В соответствии с п. 32. Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» при поступлении в суд ходатайства или представления по вопросам, связанным с исполнением приговора, судья проверяет, подлежит ли оно рассмотрению в данном суде, подано ли оно надлежащим лицом, приложены ли к нему документы, необходимые для разрешения вопроса по существу, и копии соответствующих судебных решений. Суд оказывает содействие в сборе сведений, которые не могут быть получены администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Следовательно, в случае, если судом к материалам первоначальных розыскных мероприятий будут истребованы документы в отношении осужденного из медицинских учреж-

дений, уголовно-исполнительная инспекция обязана информировать суд о том, что сбор этих сведений не может быть осуществлен ею самостоятельно, и запросить у суда оказания содействия в решении данного вопроса.

В соответствии с п. 32. Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора», если в поступивших материалах не содержится достаточных данных для рассмотрения ходатайства или представления и в судебном заседании восполнить их невозможно, суд в ходе подготовки к его рассмотрению возвращает эти материалы для соответствующего оформления. В случае отсутствия документов, которые обязана представить администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, суд не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного, его законного представителя или адвоката. Если проведенных мероприятий для вывода о том, что осужденный скрылся от контроля, недостаточно, то суд отказывает в удовлетворении представления. С учетом положений ст. 18.1 УИК РФ объявление розыска условно осужденного, скрывшегося от контроля, не относится к числу вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора.

Согласно п. 10. Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда, в отношении условно осужденного, скрывшегося от контроля в течение испытательного срока, может быть принято судом и в случае, когда рассмотрение данного вопроса осуществляется по истечении установленного ему испытательного срока.

Таким образом, вопросы об отмене условного осуждения и исполнении наказания, предусмотренного приговором суда, об отмене отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, решается судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции. Суд, удовлетворив представление уголовно-исполнительной инспекции, в соответствии с ч. 3 ст. 253 УПК РФ выносит определение или постановление о розыске такого осужденного. Розыск в данном случае осуществляется в общем порядке.

Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного к обязательным работам не установлено, а материалы проведенных мероприятий подтверждают, что осужденный скрылся в целях уклонения от отбывания наказания, то он признается злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ и инспекция в этом случае обязана:

- информировать подразделение розыска территориального органа ФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного;

- направить в суд представление (приложение № 25 к Приказу Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции

от общества») о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ;

- направить установленным порядком в подразделение розыска территориального органа ФСИН России материалы первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного к обязательным работам, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, местонахождение которого неизвестно.

К представлению в суд о замене обязательных работ другим видом наказания уголовно-исполнительная инспекция прилагает заверенные копии материалов первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного.

Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не установлено, то инспекция обязана:

- информировать подразделение розыска территориального органа ФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного;

- направить в орган внутренних дел сообщение о том, что место нахождения осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не установлено, и запросить орган внутренних дел о том, что в случае, если станет известно о местонахождении осужденного, необходимо сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию.

При этом первоначальные розыскные мероприятия по установлению местонахождения указанного осужденного продлеваются еще на 30 дней, контроль исполнения приговора не приостанавливается.

Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного к исправительным работам не установлено, а материалы проведенных мероприятий подтверждают, что осужденный скрылся с места жительства и его местонахождение неизвестно, то он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ и инспекция обязана:

- информировать подразделение розыска территориального органа ФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного;

- направить в суд представление (приложение № 25 к Приказу Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества») о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;

- направить установленным порядком в подразделение розыска территориального органа ФСИН России материалы первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного к исправительным работам, скрывшегося с места жительства, местонахождение которого неизвестно.

К представлению в суд о замене исправительных работ другим видом наказания уголовно-исполнительная инспекция прилагает заверенные копии

материалов первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного.

Если в течение более 30 дней (31 день) в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного к ограничению свободы не установлено, а материалы первоначальных розыскных мероприятий подтверждают, что осужденный скрылся с места жительства и его местонахождение не установлено в течение более 30 дней, то он признается злостно уклоняющимся от отбывания ограничения свободы и инспекция обязана:

- информировать подразделение розыска территориального органа ФСИН России о результатах первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного;

- направить установленным порядком в подразделение розыска территориального органа ФСИН России материалы первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного наказания либо избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы;

- в отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, направить информацию совместно с заверенными копиями материалов первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного в орган внутренних дел для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ;

- в отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, направить в суд представление о замене осужденному неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

Вместе с тем вопрос замены неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы осужденному, которому ограничение свободы назначено в качестве основного наказания либо избрано при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, являющемуся скрывшимся с места жительства, может быть рассмотрен судом в связи со злостностью уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы на основании представленных уголовно-исполнительной инспекцией материалов и без задержания осужденного.

Осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, злостно уклоняющийся от отбывания наказания, местонахождение которого неизвестно, на основании постановления уголовно-исполнительной инспекции и соответствующей информации привлекается к уголовной ответственности органом внутренних дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ. При направлении в орган внутренних дел указанных документов их копии направляются уголовноисполнительной инспекцией сопроводительным письмом в соответствующую прокуратуру.

Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного, к которому применена отсрочка отбывания наказания, не установлено, а материалы проведенных мероприятий

подтверждают, что осужденный скрылся в целях уклонения от воспитания ребенка, то он признается уклоняющимся от воспитания ребенка и инспекция обязана:

- информировать подразделение розыска территориального органа ФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного;

- направить в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда, в соответствии с ч. 2 ст. 82 УК РФ;

- направить установленным порядком в подразделение розыска территориального органа ФСИН России материалы первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, который отбывал наказание в исправительном учреждении и которому была предоставлена отсрочка отбывания наказания, в случае если первоначальные розыскные мероприятия проводились по факту его неприбытия в двухнедельный срок со дня освобождения из исправительного учреждения в уголовно-исполнительную инспекцию (если осужденный не прибыл вместе с ребенком).

К представлению в суд об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда, уголовно-исполнительная инспекция прилагает заверенные копии материалов первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного.

Представление в суд об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда, выносится уголовно-исполнительной инспекцией в случае:

- если осужденный официально отказался от ребенка;

- если осужденный, официально не отказавшись от ребенка, оставил его в родильном доме или передал в детский дом;

- если осужденный ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним;

- если осужденный оставил ребенка родственникам или иным лицам;

- если осужденный скрылся, бросив ребенка.

Если в течение более 30 дней (31 день) в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение условно осужденного не установлено, а материалы первоначальных розыскных мероприятий подтверждают, что условно осужденный скрылся от контроля, то он признается скрывающимся от контроля, местонахождение которого не установлено в течение более 30 дней, и инспекция обязана:

- информировать подразделение розыска территориального органа ФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения условно осужденного;

- направить в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, в соответствии с ч. 3 ст. 74 УК РФ.

К представлению в суд об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, уголовно-исполнительная инспекция

прилагает заверенные копии материалов первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения условно осужденного.

Вместе с тем, как показывает практика, законодательные положения о том, что злостно уклоняющийся от отбывания наказания или контроля уголовно-исполнительной инспекции осужденный объявляется в розыск, не снимает проблемы самого розыска.

Во-первых, из содержания УИК РФ не ясно, кто должен объявлять в розыск и где же должен содержаться такой осужденный, если сотрудникам органов внутренних дел все же удастся его задержать. Более того, установив в законе, что срок задержания может быть продлен в судебном порядке, законодатель ничего не говорит о том, кто конкретно должен обращаться с таким ходатайством: орган внутренних дел или уголовно-исполнительная инспекция, а также что является основанием для продления этого срока. Таким образом, в настоящее время вопрос этот вовсе не решен ни в законе, ни в ведомственных актах. Данную проблему можно решить только путем изменения законодательства. В этой связи ч. 2 ст. 30 и ч. 4 ст. 46 УИК РФ необходимо дополнить положением, что объявить в розыск осужденного может только суд на основании представления уголовно-исполнительной инспекции. Кроме того, в ч. 2 ст. 30 и ч. 4 ст. 46 УИК РФ необходимо отказаться от использования словосочетаний «злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный» и «скрывшийся с места жительства осужденный», так как при установлении этих фактов суд должен заменить обязательные или исправительные работы, а не объявлять в розыск. Далее, нужно предусмотреть возможность содержания таких осужденных в ИВС или СИЗО. Наконец, необходимо наделить уголовно-исполнительную инспекцию правом обращаться в суд с представлением о продлении срока задержания осужденного до 30 суток.

Во-вторых, результатом розыскных мероприятий, проведенных органами внутренних дел, будет только предположение о том, что осужденный может находиться на территории другого государства-участника СНГ. В соответствии с Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция СНГ) [2. С. 11] компетентное учреждение юстиции государства, на территории которого может находиться осужденный, будет принимать меры по установлению его местонахождения и взятии под стражу, только когда получит запрос о выдаче (ст. 68) либо поручение об осуществлении розыска, за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена (ст. 69). Статья 89 Конвенции СНГ запрещает выдачу лиц, являющихся гражданами запрашиваемого государства. Таким образом, розыск этих осужденных осуществляться не будет.

В то же время это не означает, что приговор российского суда исполняться не будет. Статья 109 Конвенции СНГ предусматривает, что «каждая из Договаривающихся Сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет приговоры, постановленные судами других Договаривающихся Сторон ... при отказе одной Договаривающейся Стороны в выдаче лица для приведения в исполнение приговора, вынесенного судом другой Договаривающейся Стороны». Следовательно, чтобы исключить случаи неисполнения приговоров, компетентное учреждение юстиции Рос-

сийской Федерации должно обратиться с запросом о выдаче и получить отказ в выдаче осужденного, являющегося гражданином запрашиваемого государства. Существующее правило, как представляется, значительно усложняет решение вопроса о признании и исполнении приговоров на территории другого государства-участника СНГ, что в конечном счете уменьшает предупредительный потенциал наказаний без изоляции от общества.

Удовлетворение судом представления уголовно-исполнительной инспекции об отмене условного осуждения, замене обязательных, исправительных работ, ограничения свободы в случае, если осужденный скрылся от контроля, еще не гарантирует розыска этих лиц в другом государстве- участнике СНГ. Контроль за данными осужденными компетентные органы этого государства также осуществлять не будут. В связи с этим актуальной является скорейшая ратификация Российской Федерацией и другими государствами-участниками СНГ Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) [3. С. 4].

Если же суд все-таки заочно отменил условное осуждение и постановил об исполнении назначенного лицу наказания, заменил обязательные, исправительные работы, ограничение свободы, то вопрос о признании и исполнении приговора российского суда разрешается в таком же порядке. На наш взгляд, компетентный суд запрашиваемого государства не может отказать в признании и исполнении этого приговора, как постановленного заочно (ст. 112 Конвенции СНГ), так как сам обвинительный приговор, в котором было назначено наказание, выносился в присутствии подсудимого.

Литература

1. Приказ № 38 Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 12 апреля 2005 года (в послед. редакции Приказов Минюста РФ) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М.: АО КонсультантПлюс, 1992. Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 окятября 2002 года) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М.: АО КонсультантПлюс, 1992. Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

3. Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (Страсбург, 30 ноября 1964 года) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М.: АО КонсультантПлюс, 1992. Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.