УДК: 342.732
БЕЛОУСОВ Евгений Иванович,
аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, (Россия) e-mail: [email protected]
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВАЯ РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ
Автор рассматривает соотношение понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» в историко-правовой призме. На основе проведенного анализа формируется периодизация становления средств массовой информации и коммуникации в России. Анализируя результаты проведенного исследования, полагаем необходимым сделать вывод, что понятие «СМК» более широкое, чем «СМИ», поскольку включает все, что обеспечивает коммуникацию, поэтому более корректным является рассмотрение понятия СМК в двух смыслах - в широком и узком: в широком смысле под СМК предлагаем понимать публичную среду, в рамках которой обеспечивается взаимодействие государства и общества посредством использования коммуникаций, а в узком смысле СМК представляют собой СМИ. Вместе с тем поскольку термин «СМИ» означает исключительно однонаправленность распространения информации, позволим предложить использование как в науке, так и в законодательстве понятия «средства массовой информации и коммуникации». Представляется, что это позволит изменить отношение к институту СМИ в России.
Ключевые слова: средства массовой информации, средства массовой коммуникации, развитие печати, цензура, понятие, публичная среда, термин.
BELOUSOV Evgeniy Ivanovich,
Postgraduate Student of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Mari State University, Yosh-kar-Ola city, Respublika Mariy El, Russia e-mail: [email protected]
MASS MEDIA IN RUSSIA: LEGAL, HISTORICAL RETROSPECTIVE OF THE
DEVELOPMENT
The author examines the relationship between the concepts of «mass media» and «mass communication» in historical and legal context. On the basis of the analysis formed the periodization of the development of mass media and communications in Russia. Analyzing the results of the study, we believe it is necessary to conclude that the concept of «QMS» is broader than «the media», as it includes everything that provides communication, therefore, is more correct consideration of the concepts of QMS in two senses - in the broad and narrow: in a broad sense the QMS offer to public understand the environment within which the interaction of the state and society through the use of communications, and in the narrow sense of the QMS are the media. However, since the term «media» means exclusively the unidirectionality of disseminating information, let us propose the use of both in science and in law the concept of «media and communication». It seems that this will change the attitude to the media Institute in Russia.
Keywords: mass media, mass communication, the development of the press, censorship, the concept of a public environment, the term.
В последние годы развивается дискуссия о необходимости преобразования средств массовой информации (далее - СМИ) в средства массовой информации и коммуникации. Как отмечают С.В. Коновченко и А.Г. Киселев, средства массовой коммуникации (далее - СМК) -более широкое понятие, чем СМИ, поэтому более правильным является отнесение к СМК печатных изданий, радио, телевидения, кинематографа, сети Интернет и технических средств, то есть всего того, что обеспечивает коммуникацию [4, с. 7]. Тезис о том, что СМК необходимо рассматривать как отчасти синонимичную категории СМИ, но более широкую по смыслу, ученые подтверждают историческими аспектами их развития: процесс передачи информации начинается с появления устной и письменной речи задолго до появления СМИ в принятом сегодня понимании (в форме печатных изданий и телерадиовещания), поэтому функцию СМИ выполняли именно СМК. В связи с этим полагаем необходимым исследование истории становления СМИ и СМК в России.
Проведенный анализ правого регулирования на разных этапах российской истории позволил сформировать периодизацию становления СМИ и СМК в России. В основу данной периодизации положены ключевые стадии развития СМИ и СМК, особенности взаимоотношения государства со СМИ и СМК, роль, которую играли СМИ и СМК. Анализ этих аспектов позволил выделить следующие этапы.
Во-первых, развитие СМК в период Киевской Руси. Развитие письменности на данном этапе привело к появлению первых СМК - книг, которые начинают выполнять роль, свойственную современным: поднятие актуальных вопросов, интересовавших общество (угроза феодальной раздробленности) [1, с. 168]. Это обусловлено ролью государства: власть способствует распространению письменности, открывая школы и библиотеки.
Полагаем возможным рассмотреть развитие в качестве СМК и института вече, в рамках которого происходило как донесение информации, имеющей значение для жителей города, так и выражение мнения народа. Историками и юристами принято рассматривать вече исключительно как один из первых органов местного самоуправления, однако полагаем возможным расценить вече как одно из первых средств массовой коммуникации [3, с. 389]. Исторически в Новгороде и Пскове, где появилось вече, решение вопросов осуществлялось голосованием, на котором все свободные и полноправные граждане имели равные права голоса. Однако именно
в формате вече происходило оповещение граждан и донесение информации, а вместе с тем и выражение мнения этих граждан о поднимаемых вопросах и принятие на основе них решения.
В этот период появляются первые «предшественники» средств массовой информации -летописи о прошедших событиях, которые с определенной периодичностью велись в монастырях и не только отражали основные события, но и содержали комментарии их авторов. Можно отметить наличие относительной свободы в деятельности летописцев, которые объективно отражали действительность (отсутствие ограничений свободы слова).
Следующим важным этапом становится развитие СМК в период монголо-татарского нашествия (начало XIII в. - конец XV в.). Данный этап характеризуется сокращением числа книг и падением грамотности в результате набегов монголо-татарского войска. В условиях ига книги становятся площадкой, которая объединяет интересы общества: в книгах находят отражение идеи объединения государства [1, с. 221]. Впервые государство ограничивает свободу слова, пытаясь оказать влияние на общество: власть дает заказ средствам коммуникации, например летописцам, подчеркнуть авторитет князя, обличить непокорных князю бояр.
Очередным этапом становится развитие СМК в период Московского царства (конец XV в. - XVII в.). Важной чертой данного этапа становится создание печатных книг и первых средств массовой информации - рукописных газет, то есть появление первых СМИ. Говоря о роли государства в этот период, важно отметить введение впервые в истории России властью духовной цензуры книг по инициативе православной церкви. Так, решением Стоглавого собора, который был созван по инициативе власти светской и духовной (царя Ивана IV и Митрополита Макария) в 1551 г. введена строгая духовная цензура: полный запрет на чтение и хранение любой не-одобренной церковью литературы [5, с. 145]. Именно это решение является отправной точкой отсчета цензуры в России и правового регулирования СМИ.
В контексте решений Стоглавого собора важно подчеркнуть, что началом развития книгопечатания на Руси послужило стремление уничтожить возможность свободного распространения запрещенных книг. Переписывание книг могло осуществляться на территории всего государства втайне от государя и церкви, поэтому книгопечатание под церковным надзором должно было стать инструментом контроля. Таким образом, если книгопечатание в Европе было обусловлено потребностью распространения знаний, то в России - потребностью контроля за распространением знаний и создания дополнительных инструментов управления свободой слова и мысли.
Наличие цензуры и монополия печатного станка послужили основой для развития оппозиционной рукописной публицистики: если основная официальная литература переходит на печатный способ изложения, то оппозиционная остается в формате рукописей. Таким образом, впервые в истории России происходит разделение литературы на официальную и неофициальную (оппозиционную).
Новый этап становления СМИ и СМК связан с реформами Петра I и его наследников. Главными чертами данного этапа стало создание полноценных СМИ в виде печатных газет и журналов, направленных на массовое распространение, создание условий для развития свободной прессы на местах (разрешение на создание частных типографий, издание газет и журналов) [б]. Впервые государство использует ресурс СМИ (первой печатной газеты) для формирования общественного мнения. Петр I понимал, что в целях приобщения своих поданных к начатым преобразованиям необходимо разъяснять проводимую им политику, поэтому «Ведомости» являлись правительственным изданием, и их основное предназначение - информировать о событиях, происходящих внутри государства и на международной арене, и формировать общественное мнение. Так, например, в 1708 г. в период восстания Кондратия Булавина, «Ведомости» публиковали серию статей о предводителе крестьян, в которых характеризовали его как богоотступника, окруженного «преступниками» и разорявшего города [4, с. 79].
Петр I изменил порядок цензуры: от церкви полномочия перешли к государству, то есть в светские руки. Но несмотря на существование цензуры в законах, фактически она отсутствовала на практике, правительство способствовало развитию печати в относительно свободных рамках. В результате этого к концу столетия отмечается появление нового типа людей - свободных в своих рассуждениях и готовых брать ответственность за себя и других - первые «ростки» гражданского общества. Однако к концу века не только государство использует печатные издания в своих интересах: наиболее передовая часть общества - дворяне, осознав свое право на свободу слова, начали активно его использовать, стремясь выразить свою точку зрения и донести до власти. Это важный момент в истории формирования гражданского общества, когда оно в открытой дискуссии на площадке средств массовой информации осмелилось донести свое мнение до государя.
Очередной и ключевой вехой в развитии СМИ и СМК в России стал период становления цензуры в России (конец XVIII в. - середина XIX в.). Данный этап отмечается ужесточением светской и расцветом предварительной цензуры. Развитие цензуры приводит и к появлению
тайных обществ, которые впервые стали использовать СМИ и СМК не только как площадку для информирования, но и для формирования общественного мнения. Это ключевой момент в истории становления средств коммуникации в России и осознания их значимости самим обществом.
Развитие государственного регулирования деятельности печатных изданий на этом этапе позволяет говорить о формировании целого института цензуры в России к середине XIX в.: цензоры получили официальный статус, поступив на государеву службу. Однако сама цензура претерпевает различные трансформации: вначале Екатерина II передает ее в ведение полицейских, Александр I передает ее высшей школе - профессорам и преподавателям университетов, однако затем сам возвращает ее в ведение Министерства внутренних дел [6]. В отличие от предыдущего этапа власть ограничивает себя только функцией цензора в целях «торможения» общественного развития, не стремясь сделать печатные издания союзником в процессах формирования общественного мнения и совместного развития. Основная цель - запрет на обсуждение правительства и его решений, чтобы не ослабить «к ним почтения» и «чувства преданности и повиновения» [7].
Однако на смену ужесточению цензуры приходит период либеральных преобразований Александра II (середина XIX в. - 1917 г.). Основным результатом государственно-правового регулирования СМИ и СМК на данном этапе становится упразднение предварительной цензуры и преобладание последующей (карающей цензуры), что позволило выстроить конструктивный диалог с обществом, используя печатные издания, которые и стали основой диалога. Это было обусловлено необходимостью государства получать объективные данные в целях качественного реформирования государства. Сама ценность этого явления заключается в том, что власть признала право общества влиять на принятие решений по вопросам развития государства. Однако недостатком реформы стало то, что правительство не смогло выстроить диалог на всех уровнях вертикали власти: на местах общество оказалось не вовлеченным. Гражданское общество формировалось «сверху» в столичных городах. Поэтому в обществе, не готовом к таким изменениям, получили распространение радикальные идеи, ставшие основой для свержения монархии, а в дальнейшем и буржуазии.
Осознав силу общественного мнения и роль средств массовой информации и коммуникации в этих процессах, политические партии, прежде всего коммунистического толка, использовали их для прихода к власти, ознаменовав новый период в развитии СМИ и СМК - этап партийной цензуры (1918-1991). Несмотря на создание новых СМИ и СМК, таких как радиовещание и телевещание, советский этап правового регулирования средств массовой информации отмечен возвращением цензуры: на смену церковной цензуре XVI-XVII вв. и светской цензуре ХУШ^Ж вв. в XX в. приходит цензура партийная. Первыми декретами советской власти средства массовой информации были поставлены под контроль партии, определявшей их развитие на протяжении всего XX в. После либеральных реформ второй половины XIX в. российские средства массовой информации снова вернулись в допетровские времена: партийная цензура уничтожила все средства массовой информации, которые были не подконтрольны партии большевиков, тем самым фактически советскую цензуру можно поставить на один уровень с цензурой религиозной, что не случайно: партия заменила религию во всех сферах жизни общества. Позволим себе отметить, что именно в период СССР термин «СМК» появился ранее «СМИ». Так, уже в 60-х гг. прошлого века благодаря советским ученым СМК активно входят в научный лексикон, в то время как термин «СМИ» был введен в 1970-х гг. Отделом пропаганды ЦК КПСС и начал активно внедряться и вытеснять СМК [2, с. 87]. Это было обусловлено тем, что понятие «СМИ» предполагало наличие командной инстанции в форме прессы, телевидения и радио, за которыми стояло государство, владеющее монопольным правом на информацию, а аудитория воспринималась как послушный потребитель. Впоследствии термин перешел и в отечественное законодательство, и в отечественную науку, что, как нам представляется, является некорректным. Диктат КПСС прекратился только в связи с распадом СССР, когда и начался современный этап регулирования деятельности СМИ и СМК.
История развития правового регулирования государством СМИ и СМК в России свидетельствует об одном: начиная с конца XV в., когда начинает складываться единое Московское государство, власть целенаправленно препятствовала развитию СМИ и СМК, устанавливая жесткие цензурные рамки. Вместо выстраивания диалога со СМИ и СМК государство рассматривало их как источник распространения негативной информации, подрывающей устои общества. Пережитки старой системы сохранились и сегодня: в действующем законодательстве по-прежнему используется понятие «СМИ», введенное в период партийной цензуры в связи с тем, что данный субъект рассматривался исключительно как способ одностороннего распространения информации, а не коммуникации общества и государства, что требует внесения изменений.
Анализируя результаты проведенного исследования, полагаем необходимым сделать вывод, что понятие «СМК» более широкое, чем «СМИ», поскольку включает все, что обеспечивает коммуникацию, поэтому более корректным является рассмотрение понятия СМК в двух смыслах - в широком и узком: в широком смысле под СМК предлагаем понимать публичную среду, в рамках которой обеспечивается взаимодействие государства и общества посредством использования коммуникаций, а в узком смысле СМК представляют собой СМИ. Вместе с тем поскольку термин «СМИ» означает исключительно однонаправленность распространения информации, позволим предложить использование как в науке, так и в законодательстве понятия «средства массовой информации и коммуникации». Представляется, что это позволит изменить отношение к институту СМИ в России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. История книги / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М., 2001. - 400 с.
2. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.
3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. - М., 1993. - 572 с.
4. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 328 с.
5. Российское законодательство X-XX веков. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1985. - 520 с.
6. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825). Тома 21, 22, 25, 27, 28 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (дата обращения 15.09.2014).
7. Полное собрание законов Российской империи. Второе собрание (1825-1881). Том 1 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (дата обращения 15.09.2014).
REFERENCES
1. The history of book / A. A. Govorov, T.G. Kuprianova. [Istoriya knigi]. Moscow. 2001. p. 400. (in Russ.).
2. Kalmykov A.A., Kokhanov L.A. Internet journalism. [Internet-zhurnalistika]. Moscow: UNITY-DANA, 2005. p. 383 . (in Russ.).
3. Klyuchevsky V.O. Russian history. The full course of lectures in three books. The first book. [Russkaya istoriya. Polnyy kurs lektsiy v trekh knigakh. Kniga pervaya.]. Moscow. 1993. p . 572. (in Russ.).
4. Konoshenko S.C., Kiselev A.G. Information policy in Russia.[ Informatsionnaya politika v Rossii.]. Moscow : 2004. p. 328 . (in Russ.).
5. Russian law X-XX centuries. So 2. The laws of formation and strengthening of the Russian centralized state. under the General editorship of O.I. Chistyakov. [Rossiyskoe zakonodatelstvo X-XX vekov. T. 2. Zakonodatelstvo perioda obrazovaniya i ukrepleniya Russkogo tsentralizovannogo gosudarstva / pod obshch. red. O.I. CHistyakova]. Moscow: Legal literature, 1985. p. 520. (in Russ.).
6. Complete collection of laws of the Russian Empire. The first book (1649-1825). Volume 21, 22, 25, 27, 28 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (date of access 15.09.2014).
7. Complete collection of laws of the Russian Empire. The second book (1825-1881). Volume 1 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (date of access 15.09.2014).