Научная статья на тему 'Средства массовой информации как медиатор между властью и обществом'

Средства массовой информации как медиатор между властью и обществом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7922
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / NATIONAL MEDIA SPACE / МЕДИАТОР / MEDIATOR / ВЛАСТЬ / POWER / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова В.И.

В статье анализируются вопросы функционирования информационно-коммуникационной модели медийного пространства Российской Федерации в рамках триединой схемы власть-общество-пресса. Рассматривается вопрос политической коммуникации как базового компонента массовых информационных отношений. Исследуются основные функции масс-медиа в условиях новых тенденций в мировом информационном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass information media as a mediator between authorities and society

The article concerns some issues of transformation of information-communicational model of media space in Russia in the frame of the triangle: society press power. It considers the political communication as a basic component of mass information relations. The article anlyses the main functions of mass media in the context of new tendencies of world information space

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации как медиатор между властью и обществом»

■ ■ ■ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК МЕДИАТОР МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ

Автор: ЗАХАРОВА В.И.

ЗАХАРОВА Вера Игоревна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), член-корреспондент РАЕН. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84 Тел.: 8(916) 413-86-68, E-mail: vizaharova@bk.ru

Аннотация: в статье анализируются вопросы функционирования информационно-коммуникационной модели медийного пространства Российской Федерации в рамках триединой схемы власть-общество-пресса. Рассматривается вопрос политической коммуникации как базового компонента массовых информационных отношений. Исследуются основные функции масс-медиа в условиях новых тенденций в мировом информационном пространстве.

Ключевые слова: политическая коммуникация, национальное информационное поле, медиатор, власть, общество.

За последнее десятилетие в России существенно изменился формат массово-информационных отношений. Во-первых, российские масс-медиа стали настоящим средством политической коммуникации между властью и обществом. Однако сегодня эта информационно-коммуникативная ось существует в условиях, когда у граждан нет ощущения, что они являются равноправными участниками информационных отношений и на самом деле могут влиять на политику государства. Во-вторых, благодаря новейшим подходам к организации информационных потоков регионального и международного значения медиа-холдинги (мощные российские СМИ) начали формировать собственную корпоративную культуру, создавая четкие концепции редакционной политики, профессиональных стандартов, этических кодексов и тому подобное. Вышеупомянутые документы, как правило, предназначены для внутреннего пользования, но имеют целью, прежде всего, формализовать отношения журналистских коллективов с властными структурами.

В современном российском медиапространстве политическая коммуникация имеет противоречивый, порой агрессивный характер, что негативно влияет не только на уровень политической культуры общества, но и вызывает дисбаланс массового сознания аудитории, создавая психологический дискомфорт, напряжение, конфликтные ситуации и противостояния отношений между людьми на бытовом уровне. Профессор Кузнецов В.Ф. в своих научных работах исследует проблематику взаимного влияния государства и средств политической коммуникации друг на друга, в частности, профессор отмечает, что «от степени развитости политической коммуникации в обществе зависит и степень влияния различных источников информации (в том числе и СМИ) на формирование политических взглядов. Опора лишь на старый багаж политических технологий может при-

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

вести к проигрышу в достижении намеченных социальных целей. Именно поэтому так необходимы творческая переработка накопленного опыта, формирование теоретических основ проектирования успешных интегрированных политических коммуникативных технологий, а также взвешенная их практическая реализация. Кроме того, в процессе формирования действенного социального государства в России должен определиться тот механизм интегрированных политических коммуникаций, который обеспечит и его динамическую устойчивость, и стабильность российского общества как целого» [1].

Межчеловеческое общение так же необходимо сегодня, как и тысячи лет назад, но в эпоху глобализации социального обмена и культурного пространства, формирующих взаимодействие людей, возникают радикально другие формы социальной коммуникации. Так, по мнению британского социолога Дэвида Чейни, «такие общественные институты, как семья и церковь, традиционно считались основными факторами культурной преемственности. Однако в недавнее время эту роль все больше берут на себя различные формы массовой коммуникации и развлечений» [2].

Каждая страна имеет свою историю создания взаимоотношений в треугольнике власть - пресса - общество. Анализ теоретических концепций политической коммуникации (от классических взглядов Ю. Хабермаса к исследованиям современных авторов) позволяет сделать вывод о возможности выделения двух типов такой коммуникации: «традиционной» политической коммуникации «сверху», инициатором которой выступает власть, и которая информирует граждан о своих решениях (в большинстве случаев не ориентируясь на обратную связь); и «альтернативной» политической коммуникации, инициатором которой выступает общественность в форме общественных объединений и организаций различного типа [3]. По мнению профессора Ф.И. Шаркова, «специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности» [4]. В России процесс создания информационно-коммуникативной модели отношений имеет несколько экспериментальный характер.

Структура большинства современных западных моделей журналистики построена таким образом, что информационная функция является первоочередной в рамках отношений «пресса - власть». В развитых демократических странах большую часть в информационном пространстве сегодня составляют независимые от государства и его ветвей власти, партий и общественных организаций средства массовой информации, функционирующих как частные предприятия. Их социальная база - не партия, а сплоченный на основе общечеловеческих и национальных ценностей народ, широкая читательская аудитория. Своей высшей целью эти общеполитические издания считают осуществление не пропагандистской, а информативной функции журналистики. Общеполитические газеты позволяют субъектам информационных отношений обмениваться мнениями на своих страницах, полемизировать друг с другом; к тому же собственная позиция газеты может не совпадать с одним из предложенных взглядов или вообще оставаться нечетко выраженной.

От осведомленности, интеллектуального развития аудитории, ее политической культуры, вкусов и предпочтений, а также менталитета и активности граждан зависит эф-

фективность коммуникативной функции средств массовой информации. Обратную связь с массовой аудиторией обеспечивает интерактивность, которая, учитывая технологические новшества, является одной из современных тенденций электронных СМИ. Она дает возможность каждому зрителю и слушателю почувствовать себя равноправным участником не только информационно-коммуникативного процесса, но и частью гражданского общества, которое может влиять на формирование политики государства через СМИ и негосударственные общественные организации.

Интерактивность присуща эфирной журналистике. Российские медиа применяют этот технологический прием в разных жанрах электронных СМИ (от информационно-развлекательного ток-шоу до программ новостей на радио, телевидении), как правило, с целью создать иллюзию присутствия и влияния аудитории на то, что происходит в прямом эфире.

Коммерциализация средств массовой информации постепенно приводит к тому, что большинство аудиовизуальных и печатных масс-медиа теряют качественный уровень и превращаются в «желтую журналистику». Насилие, секс, скандалы, преступления, сообщения о стихийных бедствиях и катастрофах забирают большинство эфирного времени как в программах новостей на радио и телевидении, так и на страницах периодики. Информационные службы находятся под влиянием транснациональных корпораций. Для того чтобы остаться конкурентоспособными на информационном рынке, СМИ прибегают к различным методам, одним из которых является погоня за сенсационными материалами. Политические обозреватели все чаще рассказывают своей аудитории об интригах и меньше обращаются к важным для рядового гражданина проблемам. Репортеры, освещающие экономические вопросы, часто даже не подозревают, что работают на крупные предприятия, которые только используют способность СМИ влиять на общество и формировать общественное мнение. Такая тенденция может свести на нет роль журналистики в демократическом обществе. Критики уверяют, что участники теледебатов сейчас лишь поверхностно комментируют события, избегая глубокого анализа и объяснений, причин и последствий того, что произошло.

Работники СМИ настолько погружаются в скандальные истории известных личностей, организаций, что не освещают в полной мере важных тем повседневной жизни. Например, проблемы социального обеспечения граждан, высокого уровня безработицы и тому подобное. Итак, коммерциализация СМИ является одной из причин негативных явлений в журналистике. Редакции должны своевременно и компетентно объяснять своей аудитории сложные явления экономической и политической жизни страны и мира. Общество должно иметь не только доступ к информации о принятии того или иного решения или о принятии законов, но и профессиональное толкование определенных социальных изменений. Кроме того, СМИ должны освещать различные взгляды и подавать аргументы при обсуждении актуальных тем, а также давать аудитории возможность высказывать свою точку зрения.

Развитые информационно-коммуникативные концепции СМИ являются одними из обязательных условий демократических преобразований в стране и развития гражданского общества цивилизационным путем.

В условиях глобализации приобретают актуальность вопросы коммерциализации СМИ, оперативности освещения событий. Такие тенденции ведут к увеличению числа периодических изданий, возникновению новых теле- и радио-проектов, а также упро-

щению модели подачи новостей. Коммерциализация порождает конкуренцию на рынке информационных услуг, однако временные коммерческие интересы ограничивают потенциал масс-медиа, которые не всегда удовлетворяют потребности аудитории.

Общемировая тенденция упрощения подачи новостей присуща и российским СМИ. В условиях эпатажного освещения событий продюсеры радиоканала «Дождь», скандального проекта «Дом 2», пытались удержать рейтинги, учитывая прежде всего эмоциональный фактор влияния на аудиторию. Однако, по результатам эксперимента, можно сделать выводы, что внедрение так называемой теории 5 С (секс, скандал, страх, смерть, слезы и т.д.), присущей американской журналистике, оказалось также эффективным и для российского теле-пространства.

Зато сегодня отечественным масс-медиа не хватает качественных информационно-аналитических материалов. Феномен массовой бульварной прессы начался в России в конце 90-х гг. Деструктивный процесс формирования примитивной системы ценностей человека через средства массовой коммуникации (СМК) продолжается и сейчас. Противостоять информационному потоку некачественной информации намного сложнее, чем своевременно предотвратить его влияние.

Потребность в информации каждый человек чувствует и формирует:

1) самостоятельно, исходя из естественной необходимости или;

2) под влиянием СМК, которые могут навязать информационную зависимость.

Через иллюзию восприятия действительности последнее приводит к эмоциональным переживаниям, вызванным искусственным путем. Преувеличенное внимание к локальным конфликтам на постсоветском пространстве, а также поиски сенсаций в падении национальной валюты или дефицита продуктов питания приводят к паническим настроениям среди населения, ажиотажному спросу на продукты, эмоционально насыщенной критике власти. Несоответствие информации реальным потребностям массовой аудитории может привести к психологической неуравновешенности общества, что в свою очередь вызывает проблемы социального характера в стране. Сегодня в области теории и практики масс медиа очень популярно предположение, что журналистика создает собственную реальность, которую следует оценивать не с точки зрения абсолютной истины, а с точки зрения полезности для ориентирования в реальности. К таким выводам в значительной степени привели исследования новостей через призму теории коммуникации.

Результаты исследований свидетельствуют, что в основном решение о подборе и подаче новостей редакции принимают на основе собственных профессиональных правил, а это характеризует журналистику как автономно действующую систему, как проводника и медиатора информации. Здесь заметна тенденция к отказу от четкого различения фактов и фикции. В практической журналистике новостей существует необходимость сохранения принципов, которые можно сформулировать как правила подачи новостей, обеспечивающие определенное качество освещения событий и служащие ориентиром для журналистов и широкой публики. Правила изображения новостей не являются независимыми от пространства и времени. Речь идет о профессиональных методах, с помощью которых новостная журналистика, несмотря на дефицит времени и финансов, может обеспечивать отображение действительности, которое позволит современном многообразному обществу постоянно наблюдать за собой [5].

Необходимо изучать и удовлетворять потребности нового поколения, которое, по статистическим данным, в будущем будет интересоваться гораздо меньше политиче-

ской ситуацией, чем большинство современной зрительской аудитории. Молодежь привлекает информация о развитии новейших технологий, познавательные материалы об истории и перспективах цивилизаций. И тот, кто сможет выполнить все эти требования в информационном пространстве, будет считаться лидером на рынке СМИ в XXI веке. Любое общество должно удовлетворять собственную информационную потребность. Общество, которое имеет возможности это сделать, не только не испытывает информационного голода, но и отождествляется с функционированием демократии в нем. Информационные потребности индивида обусловлены социальными факторами, в частности уровнем развития общества. Именно развитие общества и его интерес к продуктам научно-технического прогресса обусловливает значительный уровень мотивации на получение информации.

По мнению ученых «информационная проблема - это необходимость знаний, которая присуща каждому субъекту, отражает его индивидуальность и получает конкретное выражение в форме информационных запросов» [6]. Практически же, индивид как представитель общества находится в поиске общественной информации, хотя часто этот поиск является подсознательным.

Попытки отделить общество от всесторонней объективной информации создают поистине информационный вакуум для населения, дезориентируют его. При таких обстоятельствах возникают предпосылки для поражения того политического режима, который опирается на контроль над информацией, на манипулирование ею, на цензуру. Долгий информационный вакуум приводит массовую аудиторию к потреблению низкокачественной информации, а нежелание и одновременно несостоятельность власти не позволяют противостоять мощным информационным потокам, которые сопровождают человека в повседневной жизни. По данным социологических исследований, обычный человек усваивает и запоминает лишь 20% информации. Крепкий информационный иммунитет сохраняется только благодаря фильтрам, которые каждый гражданин подсознательно формирует в соответствии с собственными интересами и системы ценностей, привычек, традиций, профессиональной или национальной принадлежности и тому подобное.

Информационно-коммуникативная составляющая журналистики влияет не только на психологию восприятия массовой информации, но и на интеграционные процессы внутри общества. Роль современных СМИ как медиаторов - участников массового информационно-коммуникативного процесса заключается не только в ответственности за качество, достоверность информации, формирования вкусов массового потребителя, но и в исполнении объединительной функции, которой должны быть присущи толерантность и высокий уровень ведения межкультурного диалога.

В системе информационных отношений пресса может, как объединять, так и наоборот, разъединять. Медийная бинарность зависит, как правило, от тех медиа-стратегий, которые применяются на определенном этапе развития общества. Яркий пример так называемого «раскола» украинского общества, учитывая политические предпочтения, можно было наблюдать накануне и во время «оранжевой революции» в Украине, которая стала своеобразным толчком к обновлению массово-информационных отношений в системе средств массовой информации. Протестные настроения части общества выплеснулись на Болотной площади в Москве и также стали результатом неверно понятой и интерпретированной информации. Учитывая эмоциональный, исторический, экономический факторы, рассмотрим несколько примеров медиа-стратегий объединительного характера, по сути своей выполняющих функции медиаторов.

Медиа-стратегия № 1. Эмоциональный фактор. Учитывая психологию массового восприятия, людей объединяет общая грусть, общая радость и т.д. При освещении спортивных событий (Олимпийские игры в Сочи 2014), каждая аудитория с учетом национальной принадлежности болеет за представителей своей страны. Эмоциональная реакция на политические события, экономические проблемы страны позволяет усилить эмпатию общества, сформировать ощущение близости своих сограждан для выполнения общих социальных задач.

Медиа-стратегия № 2. Исторический фактор. Освещая акции общенационального масштаба, связанные с чествованием памяти жертв Великой Отечественной войны, отечественные СМИ объединяли российское общество, призывая к совместным акциям памяти, чествования ветеранов.

Медиа-стратегия № 3. Экономический фактор. Несмотря на то, что мировой кризис 2008 г. - явление негативное, освещение по преодолению последствий, а также другая экономическая информация объединяет граждан не только на уровне психологического восприятия, но и дальнейших совместных действий коммерческого характера.

Уровень политической культуры общества зависит от объединения вокруг общих ценностей, интересов, общей стратегической цели. Одним из компонентов идеологии государства переходного периода может быть потребность в экономической информации, которая формирует экономическое мышление населения. Интеграция в мировую экономику и политику не должна приводить к потере культурных и социальных особенностей каждого региона, а наоборот, создавать средства сохранения национальной идентичности. Большую роль в этом играют средства массовой информации.

Особая тема функционирования единого информационного пространства в России

- взаимоотношения СМИ и власти. По мнению журналиста М. Ганапольского, сама цель российского журналиста - попасть в президентский пул. В случае удачи тебе не только кормят бутербродами, но и позволяют при путешествиях российского Президента летать на спецсамолете для прессы, издалека фотографировать самого президента, а на его пресс-конференции задать ему вопросы [7].

Но бутерброды бывают бесплатными только в сказках. За право вопроса Президенту приходится согласовывать не только текст самого вопроса, но и запрещается второй вопрос - возможность уточнения, если Президент ответил умышленно непонятно или не подробно.

Пресс-служба Президента проводит тщательный анализ текста сообщения журналиста, вычеркивая из его публикации все, что хоть отдаленно напоминает критику.

В любом обществе отношения между властью и средствами массовой информации складываются непросто. Существуют объективные причины для определенных коллизий и конфликтов, поскольку интересы сторон часто не совпадают, если не противоречат друг другу. Средства массовой информации, прежде всего, ориентируются на интересы общества, а не власти. Поэтому уже в этом заложены элементы их оппозиционности к институтам. В демократическом правовом обществе общественное одобрение или общественное порицание имеют большое значение не только для рядового гражданина, но прежде всего для представителя любой властной ветви, поскольку он, этот представитель, находится на службе у общества, чувствует ответственность перед ним и стремится в его глазах всегда иметь положительный имидж. В этом смысле СМИ

- мощный медиатор отношений между государством и гражданским обществом. СМИ не только контролируют власть и делают ее прозрачной для общественной реакции, но

и ставит перед властью неудобные вопросы, артикулируя тем самым настроения населения.

Активная позиция СМИ способствует становлению высокой гражданской культуры общества, создает определенный уровень гражданской позиции.

Главная задача СМИ - отражать жизнь такой, какая она есть. А из этого вытекают и главные принципы их деятельности: объективность, гласность, открытость, плюрализм. Не секрет, что есть вещи, которые власть по разным соображениям не хотела бы испытывать гласностью. На этой почве возникает реальная коллизия, питательной средой для которой служит расхождение в интересах: пресса всегда заинтересована в том, чтобы донести до своего потребителя то, что власть желает скрыть.

Россия получила в наследство от тоталитарного режима не только систему средств массовой информации, им порожденную и сложившуюся, но и систему принципов и правил в отношении власти к СМИ, рудименты цензуры и подчиненности прессы власти. И это понятно, потому что фактически во всех ветвях власти остались кадры старой системы. И если при становлении новой государственности законодательно была отменена цензура, стало невозможным административное давление на прессу, анахронизмом стал властный окрик, то это еще не значит, что власть лишилась прежних коммунистическо-партийных привычек «командовать» прессой, используя другие доступные ей средства давления. Поэтому обычные трения и недоразумения, которые случаются в силу разногласий интересов в демократических странах, в России приобретают форму громких скандалов и конфликтов.

Нынешнее состояние средств массовой информации в РФ, их взаимоотношения с властью заставляют серьезно задуматься: есть ли в государстве настоящая четвертая власть? И многие журналисты - и не только журналисты - вынуждены констатировать: российские СМИ не являются действительно свободной, действительно независимой прессой по мировым демократическим меркам.

Отчасти такое положение можно объяснить несовершенством отечественного законодательства, регулирующего взаимоотношения общества и масс-медиа, и в большей степени оно органично вытекало из характера самой власти, точнее - кадров, которые ее представляют.

Конечно же, никто из коррупционеров не желает стать объектом пристального внимания прессы. Поэтому только какое-либо средство массовой информации зацепит хотя бы кончиком пера какой-то мафиозный клан, сразу почувствует обратную реакцию, нередко со стороны и при поддержке представителей власти, близких к этому клану.

В настоящее время, когда в результате массового безденежья и нищеты российского населения, люди не имеют возможности платить за любимые газеты и журналы, их тиражи резко уменьшились. Сейчас невероятно возрастает значение телевидения и радио и их влияние на общественное мнение, поскольку телеприемники есть в большинстве семей, а квартиры сплошь радиофицированы еще с советских времен. Поэтому власть делает все возможное, чтобы держать электронные средства массовой информации в твердой руке. Поэтому действительно не было других масс-медиа в России, где была бы установлена более жесткая негласная политическая цензура, чем в структурах государственных теле- и радиокомпании.

Существует негласный запрет на телевидении подавать на выпуск в эфир не только выступления нежелательных политиков, но даже указания вырезать их видеоизображения из репортажей, в которые они случайно попали. Замалчивание оппонентов, на-

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

доедливый показ каждого шага некоторых руководителей, вытравливание всякой живой мысли, которая не укладывалась в прокрустово ложе официальной позиции -одно из распространенных явлений современной российской прессы. По указанию сверху, или без указания, но в угоду власть имущим, в телевизионных и радиопередачах могут обливать грязью тех, кто стоит в оппозиции к власти.

В коллективах государственных электронных средств массовой информации, особенно в государственных телекомпаний, в связи с этим царит гнетущая психологическая атмосфера, способные, думающие кадры журналистов вытесняются под различными предлогами, ищут своего счастья в различных коммерческих информационных структурах. Власть при каждой возможности отрицает факты политического надзора за эфиром.

Хотя нигде в мире нет абсолютно независимой прессы (она зависит от владельца-издателя, рекламодателя, редактора, в конце концов, от читателей), но в демократических странах так отрегулированы взаимоотношения между обществом и прессой, чтобы максимально уменьшить эту зависимость. Так, например, в Нидерландах экономика газет строится таким образом, чтобы доход от рекламы не превышал дохода от реализации изданий, а затем - чтобы рекламодатели не имели решающего влияния на редакции. В Японии владельцы газет не имеют права выступать в свои изданиях, чтобы не навязывать им свое мнение. В Аргентине, где, как и в большинстве других стран, исполнительная власть не имеет своих общеполитических печатных органов, важные правительственные документы публикуются в трех тиражных газетах за плату. И, что интересно: если эти правительственные документы публикуются в одних и тех же газетах длительное время, то тиражи этих газет уменьшаются - читатели считают их проправительственными и переориентируются на другие журналы. Переориентируется также и правительство, размещая свои платные материалы в тех изданиях, которые их опередили в негласном рейтинге и по тиражности заняли первые три места.

Проблема взаимоотношений прессы и власти стала одной из самых насущных на всем постсоветском пространстве. И хотя она была не такой заметной, как, например, энергетические или социальные проблемы, невыплата зарплаты и пенсий и т.п., от ее решения в значительной степени зависят такие атрибуты демократии, как гласность, свобода слова и печати, плюрализм мнений, без чего, собственно, не бывает самой демократии. Самой чертой государственной информационной политики тогдашней же власти была попытка что-либо обуздать СМИ - кого кнутом, кого пряником, - чтобы обезопасить себя от критики.

Парадоксальность взаимоотношений средств массовой информации с судебной системой, то есть власти «четвертой» с властью третьей, заключается в том, что они столь же не изучены, насколько и актуальны. В любом обществе форма сосуществования прессы и судебной власти является весьма специфической и, мягко говоря, напряженной. Ведь и пресса, и суды находятся на острие общественных страстей, и нередко встречаются на одних и тех же полях боя. Несмотря на взаимную зависимость, они также имеют различные подходы к общественным явлениям: выступая в роли медиатора, пресса оценивает эти явления с позиции интересов общественности, суды - с точки зрения законодательства, и обе стороны убеждены: все, что делает каждая - на пользу обществу. Эти точки зрения не всегда согласованы и не всегда совпадают в основном, не говоря уже о деталях. Здесь и пролегает водораздел между «четвертой» властью - властью общественного мнения - и третьей, то есть, судебной ветвью государственной власти.

В демократических обществах принимаются меры к гармонизации этих отношений. В России напряженность в отношениях между прессой и судебной системой оказыва-

лась намного резче. Речь идет не столько о проблемах освещения работы судов, сколько об использовании судебной власти для преследования прессы.

Здесь, очевидно, ощутимое влияние рудиментов тоталитаризма на судебную систему, которые имеют объективные корни. Парадоксальность взаимоотношений средств массовой информации с судебной системой заключается в том, что они столь же не изучены, насколько и актуальны. В любом обществе форма сосуществования прессы и судебной власти является весьма специфической и, мягко говоря, напряженной.

После коммунистической партийной империи осталась неизменной вся судебно-правовая система, построенная на коммунистических постулатах - защиты господствующего режима.

Учитывая вышеуказанные научные исследования и практические наблюдения, можно сделать следующие выводы относительно современного развития информационно-коммуникативной модели отношений в информационном пространстве:

1. В России продолжается трансформация массово-информационных отношений в рамках треугольника «общество - СМИ - власть». С помощью внедрения новейших массово-информационных технологий на современном этапе появляется лишь условная иллюзия участия граждан в информационно-коммуникативном процессе. Однако опыт стран с развитой демократией свидетельствует о том, что гражданское общество должно быть равноправным его участником, влиять на политические, социально-экономические процессы внутри страны, а также наблюдать с помощью СМИ за тем, насколько эффективно это воздействие.

Современный формат информационных отношений в РФ вызвал формирование собственной корпоративной культуры редакций СМИ, создавая четкие концепции редакционной политики, профессиональных стандартов, этических кодексов и тому подобное. Формализация отношений журналистских коллективов с властными структурами - это только переходный этап совершенствования информационно-коммуникативной модели.

2. Общее разочарование аудитории и неверие в идеалы демократии на определенном этапе демократических трансформаций общества не должны подрывать доверие к журналистике как социальному институту, который функционирует самостоятельно, независимо от других ветвей власти. СМИ должны прежде ценить свою «конституционную» свободу, независимость как гарант своего профессионального уровня.

Специфика деятельности масс-медиа в России и других постсоветских государствах заключается в том, что СМИ находятся в полной зависимости от политической ориентации владельца. Подобная тенденция присуща также ведущим западным СМИ, однако отличие заключается в том, что последние не осуществляют прямое лоббирование политических деятелей.

Список литературы

1. Кузнецов В.Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России // Общественные науки и современность. 2002. №4.

2. ЗемляковаЛ.М. Современная американская коммуникативистика. М., 2008. 295 с.

3. Электронный ресурс: http://www.politik.org.ua/.

4. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация как система и процесс. Электронный ресурс: 1пНр://оЬга-20Уате^регз0п.ги^п^р11р?Ю=618161&80с11=1.

5. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2000. 154 с.

6. МаркеловК.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005. 357 с

7. Ганапольский М. Итоги: Без Евгения Киселева. 16 ноября 2014 г. // Электронный ресурс: -http://www.echo.msk.ru/programs/ganapolskoe_itogi/1437790-echo/

■ ■ ■ MASS INFORMATION MEDIA AS A MEDIATOR BETWEEN THE AUTHORITIES AND SOCIETY

Author: ZAKHAROVA V.I.

ZAKHAROVA Vera Igorevna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department of public relations and media policy of the Institute of state service and management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Correspondent member of the Russian Academy of Natural Sciences. Address: 84, Vernadsky Prospect, Moscow, 119571, Russia. Phone: 8(916) 413-86-68. E-mail: vizaharova@bk.ru

Abstract. The article concerns some issues of transformation of information-communicational model of media space in Russia in the frame of the triangle: society — press — power. It considers the political communication as a basic component of mass information relations. The article anlyses the main functions of mass media in the context of new tendencies of world information space.

Keywords: political communication, national media space, mediator, power, society.

References

1. Kyznetsov V.F. Integrirovannye politicheskie kommynikacii v processe formirovaniy socialnogo gosydarstva v sovremennoe Rossii. // Obshchestvennye nauki I sovremennost. 2002. No. 4. [Kuznetsov V.F. (2002) 'Integrated political communication in the process of formation of social state in modern Russia' // Obshchestvennye nauki I sovremennost. №. 4].

2. Zemlykova L.M. Sovremennaya amerikanskaya kommynikovistika. M., 2008. 295 s. [Zemlyakova L.M. (2008) Modern American communicativistics. (2008) Moscow. 295 p.].

3. [Online]. Available: http://www.politik.org.ua/.

4. SharkovF.I. Politicheskie kommynikacii kak sistema I process. [Sharkov F. I. Political communication as a system and process. [Online] Available: http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=618161&soch=1].

5. Dobrosklonskaya T.G. Voprosy izucheniya media tekstov. M., 2000. 154 s. [Dobroklonsky T.G. (2000) Issues of the study of media texts. Moscow. 154 p.].

6. MarkelovK.V. Informacionnaya politika I obshchestvennyi ideal. M., 2005. 357 s. [Markelov K.V. (2005) Information policy and social ideal. Moscow. 357 p.]

7. GanapolskiyM. Itogi: Bez Evgeniya Kisileva. 16 noyabrya 2014. Elektronnyi resyrs: http://www.echo.msk.ru/pro-grams/ganapolskoe_itogi/1437790-echo/ [Ganapolsky M. Itogi: Without Yevgeny Kiselyov. November 16, 2014 // [Online] Available: http://www.echo.msk.ru/programs/ganapolskoe_itogi/1437790-echo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.