Глущенко Ольга Павловна
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Петрова Нина Васильевна
кандидат педагогических наук, Адыгейский государственный университет (тел.: +79286686645)
Средства массовой информации как детерминанта психологической тревожности людей пожилого возраста
В статье представлены результаты экспериментального исследования влияния средств массовой информации на уровень тревожности людей пожилого возраста. Объектом исследования выступили респонденты в возрасте 70-75 лет, проживающие в ГБУ РА «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Экспериментальным путем доказано, что средства массовой информации могут изменять уровень тревожности пожилых людей (снижать настроение, самочувствие, активность и вызывать чувство тревоги).
Ключевые слова: тревожность, тревога, пожилые люди, типы последствий влияния, уровень личностной тревожности.
O.P. Glushchenko, Krasnodar University ofthe Ministry ofthe Interior of Russia; e-mail: balerinaa002@ mail.ru;
N.V. Petrova, Candidate of Pedagogics, Adyghe State University; tel.: +79286686645. Mass media as a determinant of psychological anxiety of elderly people
The results of experimental research of connection of mass and level of anxiety of people of superannuated medias are presented in the article. A research object were respondents aged 7075 years living in the Republican house-boarding-school for aged and invalids. It is well-proven an experimental way, that mass medias can change the level of anxiety of elderly people (to reduce a mood, feel, activity and cause sense of alarm).
Key words: anxiety, alarm, elderly people, types of consequences of influence, level of personality anxiety.
За последнее десятилетие накопились данные, подтверждающие разрушающее влияние многих средств массовой информации на психическое здоровье человека [1; 2; 3]. Эти факты вызывают немалую тревогу и обеспокоенность научной общественности и обширных кругов общества. По мнению психологов, в силу механизмов сопереживания, эмоционального резонанса и эмпатии средства массовой информации вызывают у людей сострадание, снижение настроения, активности, самочувствия и тревогу за близких, которые могут попасть в подобные чрезвычайные ситуации. Особо разрушительному действию средств массовой информации подвержены люди пожилого возраста, в связи с этим изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень тревожности пожилых людей и оказание психологической поддержки этой категории людей являются актуальными и практически значимыми.
Проблема тревожности находит разработку в различных направлениях психологических школ: в психоаналитических работах З. Фрейда, в когнитивной психологии А. Бека, У. Нейсера, П. Келли и др., в экзистенциальной психологии М. Хайдеггера, С. Кьеркегора, в гуманистическом направлении Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерса. Несмотря на свою актуальность, многие аспекты проблемы тревожности людей пожилого возраста недостаточно изучены как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Такой, в частности, является проблема влияния средств массовой информации на уровень тревожности людей пожилого возраста.
Целью исследования выступило теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное изучение детерминационных связей между влиянием средств массовой информации и уровнем тревожности людей пожилого возраста. В качестве объекта исследования выступи-
258
ли люди пожилого возраста с высоким уровнем тревожности. Предметом исследования являлось влияние средств массовой информации на уровень тревожности людей пожилого возраста. Гипотеза исследования заключается в допущении того, что средства массовой информации изменяют уровень тревожности пожилых людей, а именно: снижают настроение, самочувствие, активность, повышают чувство тревоги.
Интерпретация понятия тревожности тесно связана с теоретическими взглядами ученых-исследователей [4; 5; 6]. Несмотря на многообразие существующих трактовок данного феномена, многие исследователи соглашаются в одном. Они признают необходимость изучать его раздельно - как ситуативное явление и как характеристику личности, учитывая переходность состояния и его постоянную динамику. В отечественных и зарубежных психологических исследованиях можно обозначить несколько концептуальных подходов в понимании феномена тревожности:
1. Тревожность определяется как особенное качество чувственной и эмоциональной сферы, которое заключает в себе астенические, отрицательные эмоции с невоспринимаемыми причинами их возникновения.
2. Тревожность понимается как свойство личности, которое располагает к реакции в виде тревоги в самых разнообразных ситуациях.
3. Тревожность рассматривается как состояние постоянной напряженности.
В.М. Астапов, описывая тревогу как специфичный регулятор поведения, выделяет в ее составе ряд функций: информирующую, поисковую, оценочную, а в качестве основной функции тревоги выступает организация таких форм поведения, которые призваны снижать действие стрессовых нагрузок для человека [4]. Таким образом, деятельность индивида в порождающей тревожность ситуации напрямую зависит от силы ситуационной тревожности, действенности предпринимаемых мер и точности когнитивной оценки ситуации.
Чтобы понять психологические механизмы влияния средств массовой информации на людей пожилого возраста, признаем важным рассмотрение психологических характеристик людей данной категории. В зарубежных исследованиях чаще всего выделяют пожилой возраст (с 61 до 74 лет у мужчин и с 55 до 74 лет у женщин), старость (с 75 до 90 лет у мужчин и женщин) и долгожителей (после 90 лет). В российской науке принята несколько иная классификация возрастных периодов: пожилые люди
(60-74 года мужчины, 55-74 года женщины), люди старческого возраста (75-90 лет и мужчины и женщины), долгожители (90 лет и больше как мужчины, так и женщины).
Интересно, что практически во всех классификациях старости можно проследить тенденцию к ее разделению на подпериоды. Но при этом нужно обратить внимание, что с момента наступления старости процесс старения не останавливается, он продолжается, и существует большая разница между стареющими личностями. Ученые выделяют хронологический возраст, который является объективным показателем, связанным только с физическим течением времени, и выражается в точных единицах времени [5]. Также существует понимание функционального возраста, отражающего изменения физиологических функций и определяющего генетические компоненты, образ жизни, перенесенные заболевания, стрессовые ситуации, физическую, психическую и интеллектуальную активность. В понятие психологического возраста, как правило, входит группа показателей, характеризующаяся возрастными изменениями психики. Что касается определения биологического возраста, то это показатель степени изношенности структуры и функций психики.
Многие авторы отмечают, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе массу ценных, положительных и нужных человеку качеств. Индивид становится рассудительнее и опытнее. Несмотря на то, что адаптационные механизмы действительно снижаются, это часто успешно компенсируется высоким уровнем умозаключений, широтой кругозора [6].
Как свидетельствуют результаты многих научных исследований, влияние средств массовой информации на динамические процессы социальных тревог пожилых людей достаточно противоречиво. Таким образом, общество разделяется на два лагеря. Часто средства массовой информации, действительно, провоцируют распространенность социальных тревог в силу воздействия следующих компонентов массово-информационного процесса: во-первых, это информационная энтропия, которая определяет способность массовой информации повышать неопределенность; во-вторых, специфичность новостей, которые нередко демонстрируют события сенсационного, катастрофического характера, что приводит к дестабилизации общественной психологии и порождению социальных тревог; в-третьих, на повестке дня образование изоморфизма про-
259
изводства и потребление массовой информации, на основе которой формируется список наиболее острых социальных проблем; в-четвертых, функция приобретения статуса, которая состоит в том, что средства массовой информации выделяют событие из однородной массы и повышают в общественном мнении не только статус этого события, но и его эмоциональную составляющую [7].
Очевидно, что параметры влияния средств массовой информации на пожилых людей многообразны. Ссылаясь на результаты исследования Р. Харриса, выделим четыре типа последствий влияния. Первый тип - поведенческие последствия, в случае которых при воздействии средств массовой информации на человека он совершает определенные действия, например насилие, после того, как видит на экране, что кто-то ведет себя подобным образом.
Второй тип - установочные последствия, которые связаны с установками человека. Хотя они подразумевают включение интеллектуального компонента, или паттерн доверия, большая часть психологического движения в установках носит эмоциональную характеристику. Под влиянием набора нескольких установок может сложиться своеобразный стиль мышления, который и будет воздействовать на все наше мировоззрение.
Третий тип последствий - когнитивные эффекты (последствия, изменяющие наши знания и способ мышления). Самым ярким примером здесь является усвоение неизвестной информации из СМИ.
Четвертый тип - физиологические последствия, приводящие к изменениям в человеческом организме; к примеру, просмотр фильмов ужасов или интересного спортивного матча вызывает такие физические реакции, как учащенное дыхание и сердцебиение. Пятый тип последствий - моделирование. Практически любой пожилой человек моделирует поведение, которое он усваивает из средств массовой информации.
Как показали результаты проведенного теоретического исследования, проблема влияния средств массовой информации на уровень тревожности людей пожилого возраста недостаточно подвергалась эмпирическому изучению в психологии, что обусловило актуальность практической части нашего исследования, которое проводилось на базе ГБУ РА «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Выборка исследования формировалась по возрастному признаку: было обследова-
но 20 человек в возрасте 70-75 лет. Опытно-экспериментальная работа проводилась в следующей логической последовательности:
выявлялась группа тревожных людей пожилого возраста, проводилось их диагностическое обследование до взаимодействия со СМИ;
диагностировалась тревожность людей пожилого возраста после взаимодействия со средствами массовой информации;
проводился сравнительный анализ показателей диагностики уровня тревожности пожилых людей до и после взаимодействия со средствами массовой информации;
изучалась динамика уровней тревожности людей пожилого возраста после коррекцион-ного воздействия;
выявлялась корреляционная связь между уровнем тревожности пожилых людей после взаимодействия со средствами массовой информации и коррекционной работой.
При построении экспериментального исследования применялись следующие методики (исследуемый параметр-методика):
1. Тревожность пожилых людей - тест-опросник Спилбергера - Ханина (диагностика тревожности, адаптированная Ю.Л. Ханиным).
2. Ситуативная тревожность - методика САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения, разработана В.А. Дос-киным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым).
3. Тревожность пожилых людей - методика измерения тревожности Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе).
4. Текущее эмоциональное состояние - цветовой тест Люшера.
5. Корреляция уровней тревожности до и после взаимодействия со СМИ - Т-критерий Вил-коксона.
Далее приведем результаты опытно-экспериментальной работы. С помощью параметров опросника Спилбергера - Ханина мы провели уточнение уровня тревожности выборки пожилых людей. Комментируя полученные данные, отметим, что высокий уровень ситуативной тревожности проявило 16 человек, что составило 80,0% от общей численности; средний уровень ситуативной тревожности был зафиксирован у 3,6 человек (18,0%); низкий уровень ситуативной тревожности проявило 0,4 пожилых человека (2,0%). Давая качественную оценку результатам диагностики, отметим, что почти все высокотревожные пожилые люди имели в основном сходные черты в поведении: они испытывали трудности в сосредоточении, про-
260
являли низкую работоспособность. Как правило, выполнение каждого нового задания у них вызывало беспокойство. Таким образом, в ходе диагностики по опроснику Спилбергера -Ханина выявилась группа людей (16 человек) с высоким уровнем тревожности, что составило больше половины всей выборки.
Обследование по методике САН проводилось в индивидуальной форме. Каждому участнику предлагалось оценить свое состояние на бланке ответов по трем параметрам: самочувствие, активность и настроение.
Интерпретируя результаты диагностики ситуативной тревожности пожилых людей по методике САН, отметим следующее:
1) по шкале самочувствия около 48% (9,6 человек) испытывают ярко выраженную тревогу во время ответа, примерно столько же - 54% (10,1 человек) - беспокойство, вызванное трудностями в выполнении задания; явную тревогу у 55% (11 человек) вызывают ситуации, когда психолог неожиданно задает вопрос;
2) по шкале «активность» около 55% (11 человек) чувствуют себя некомфортно, когда оценивают их состояние или же сравнивают с другими; у 49% (9 человек) возникает тревога, когда у них что-то не получается;
3) по шкале «настроение» 68% обследуемых (13 человек) в показателях настроения показывали высокий ситуативный уровень тревожности.
Как видим, результаты диагностического обследования ситуативной тревожности пожилых людей по методике САН в основном совпадают с показателями тревожности по методике Спилбергера - Ханина.
Изучение уровня тревожности пожилых людей по методике Дж. Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе) показало следующее. Обследуемым было предложено 60 утверждений опросника, при этом следует отметить, что пожилые люди - респонденты с энтузиазмом отвечали на вопросы, позволившие определить их стартовое состояние тревожности, до просмотра информационных новостных передач. Качественный анализ полученных данных свидетельствует о том, что 73% (14 человек) имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокой тревожности. Эта группа пожилых людей набрала от 15 до 24 баллов по шкале Тейлора. Три пожилых человека (15%) на стартовом уровне обследования набрали от 40 до 55 баллов по шкале тревожности Тейлора. Эти
люди характеризуются негативным психическим состоянием высокой степени тревожности. Мы констатируем, что 12% (2 человека) показали низкий уровень тревожности по шкале Тейлора, набрав менее 4 баллов. Эти люди характеризуются позитивным психическим состоянием, т.е. высоким уровнем эмоциональной приспособленности к социуму и низким уровнем тревожности. Итак, полученные диагностические данные показывают, что в группе испытуемых преобладает количество людей со средним уровнем тревожности, тяготеющим к высокому.
Результаты выявления уровня тревожности пожилых людей по методике Люшера показали следующее. Среди обследуемых (24% случаев) по результатам тестирования выявлены чрезмерное возбуждение и суетливость. У 6% -истощенность, установка на бездействие, хроническое переутомление, пассивное реагирование на трудности, неготовность к психическому напряжению и адекватности действий в стрессовых ситуациях. Анализ результатов суммарного отклонения от нормы (выявлено у семи пациентов, что составило 38,0%) показал средний уровень непродуктивного нервно-психического напряжения. Этот факт свидетельствует о том, что испытуемые справлялись со своими обязанностями лишь в пределах средних сложившихся требований. Общий эмоциональный фон этих людей характеризуется повышенной возбудимостью, тревожностью, неуверенностью, высокой вероятностью срыва деятельности в стрессовой ситуации.
По итогам работы мы пришли к общим выводам.
1. Тревожность как психическое свойство личности довольно часто встречается в пожилом возрасте. Согласно данным проведенного исследования каждый второй обследованный нами резидент дома-интерната имеет высокий ее уровень, что свидетельствует об актуальности исследования.
2. Эмпирическим путем было доказано, что уровень тревожности у людей пожилого возраста меняется в зависимости от той или иной массовой информации. Сравнительный анализ показателей диагностики испытуемых до и после взаимодействия со СМИ (просмотра информационных новостных передач) показал наличие изменений ряда параметров: настроения, активности, самочувствия, напряженности.
261
1. Грошев А.В., Федотова В.О. Влияние средств массовой информации на формирование правосознания несовершеннолетних // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2009. № 2. С. 38-42.
2. Жукова Д.А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2011. № 4. С. 57-61.
3. Куликов Е.М. Перегрузка коммуникационных систем и функционирование слухов в информационном обществе // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2010. № 3. С. 78-80.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. М., 2012.
5. Минигалиева М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 3. С. 8-14.
6. Рощак К. Психология старости: хрестоматия. Самара, 2012.
7. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: учеб. пособие для вузов. М., 2005.
1. GroshevA.V., Fedotov V.A. The influence of mass media on formation of legal awareness of minors // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2009. № 2. P. 38-42.
2. Zhukov D.A. Modern children's journalism as a factor of formation of individual and group consciousness of children: problems and prospects // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2011. № 4. P. 57-61.
3. Kulikov E.M. Overload communication systems and the operation of rumor in the information society // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2010. № 3. P. 78-80.
4. Astapov V.M. The functional approach to the study of anxiety. Moscow, 2012.
5. Minigalieva M.R. Problems and resources of older people // Russian journal of social work. 2014. № 3. P. 8-14.
6. Roshchak K. Psychology of old age: reader. Samara, 2012.
7. Bakulev G.P. Mass communication. Western theories and concepts: textbook for high shcools. Moscow, 2005.
262