Научная статья на тему 'Средства массовой информации и власть: специфика манипуляции общественным мнением'

Средства массовой информации и власть: специфика манипуляции общественным мнением Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1680
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / МАНИПУЛЯЦИЯ / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волгутова Анастасия Викторовна

В статье рассматриваются отношения участников третичной формулы: «власть массмедиа общество». Анализируется зависимость СМИ и общественного мнения от властных структур в разные периоды жизни российского общества. Рассматриваются основные методы манипуляции общественным мнением, используемые в медиасреде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the relationship of the tertiary formula participants "power mass media society". Particularly, the author analyzes the dependence of media and public opinion from the authorities in different periods of Russian society development. In this connection, the basic mass media methods of public opinion manipulation are studied.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации и власть: специфика манипуляции общественным мнением»

ВОЛГУТОВА А. В.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВЛАСТЬ: СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются отношения участников третичной формулы: «власть - масс-медиа - общество». Анализируется зависимость СМИ и общественного мнения от властных структур в разные периоды жизни российского общества. Рассматриваются основные методы манипуляции общественным мнением, используемые в медиасреде.

Ключевые слова: власть, манипуляция, массовая информация, общественное мнение, общество, СМИ.

VOLGUTOVA A. V.

MEDIA AND POWER: SPECIFICS OF PUBLIC OPINION MANIPULATION

Abstract. The article considers the relationship of the tertiary formula participants "power -mass media - society". Particularly, the author analyzes the dependence of media and public opinion from the authorities in different periods of Russian society development. In this connection, the basic mass media methods of public opinion manipulation are studied.

Keywords: authorities, manipulation, information, public opinion, society, mass media.

Неотъемлемым спутником взаимодействия средств массовой информации и власти является манипуляция общественным мнением как способ управления большими группами людей. И в советский период, и во время перестройки, и сегодня власть с успехом воздействует на сознание людей. Но история манипуляции насчитывает множество веков, ни одно важное для человечества событие не обошлось без нее. Власть управляла людьми задолго до появления привычной нам журналистики. Ее каналом общения с аудиторией была пражурналистика, в частности, ораторские выступления. Например, знаменитая речь Игоря в «Слове о полку Игореве», которая подняла боевой дух войска.

Но обратимся к более близким нам примерам. Рассмотрим состояние массового сознания в условиях российского переходного общества, когда власти предстояло полностью поменять жизненные ориентиры и изменить массовое сознание так, чтобы потом проводить кампании по манипуляции с наибольшим успехом.

Как может быть связан переток средств из тяжелой промышленности на легкую с массовым сознанием? Во время советского строя общество строило свою деятельность по принципу сокращения страданий. Отсюда такое финансирование тяжелой и оборонной промышленности. Выбор был сделан в силу общественно-политических обстоятельств,

1

которые обрушились на СССР: голод, война, бездомность, безработица. Поэтому уменьшение страданий стало целью советского общества, которое со временем устранило основные источники бед [2, с. 34]. Подтверждение тому - материал 1930 года из «Приокской газеты» под заголовком «На смерть рабочего отвечают демонстрацией» [5]: «... во время столкновения рабочих с полицией в Олькуше ранено 9 рабочих, (а не трое, как сообщалось ранее), из них один умер. Сообщение о смерти рабочего послужило сигналом к возобновлению демонстрации. Администрация фабрики, на которой произошла забастовка, согласилась под давлением рабочих на некоторые уступки». Идеологи перестройки убедили население, и в первую очередь его политически активную часть, выбрать для себя альтернативную модель жизнеустройства - увеличение наслаждений. Как видно из материала 2012 года, опубликованном на сайте verstov.info - «Вчера на территории Магнитогорского металлургического комбината погиб человек. ЧП произошло в коксовом цехе. Следственное управление скупо сообщает, что мужчина получил смертельную травму при работе на прессе. По факту смерти рабочего проводится доследственная проверка» [3], -смерть стала не причиной для недовольств и поиска решений, а предметом интереса граждан.

Следующим шагом к изменению массового сознания стало убеждение в недостойности существования. Картинка благополучного Запада, которая рисовалась как нечто совершенное, накладывалась на ту действительность, в которой жили люди. На сайте «adme.ru» опубликовано: «В девяностые годы мы радовались всему несоветскому, которое только начало без разбора завозиться в нашу страну отовсюду. И советскому, успешно маскирующемуся под западное» [10]. Образ западного «чужого дома» стал настолько идеализирован, что в годы перестройки 64 % опрошенных «Литературной газетой» заявили, что наша страна никому и ни в чем не может служить примером [1]. Все достижения СССР были осмеяны, а возможность здраво анализировать прошлое потеряна гражданами.

В дальнейшем необходимо было сломать те ценности, которые веками формировались у русского народа и которые не смогли сломить ни революции, ни войны. Например, солидарность. Это качество не сочеталось с новой моделью поведения, связанной со стремлением к наслаждению и потреблению. Ресурсы всегда ограничены, следовательно, в чем-то нужно себя ограничивать, чтобы сохранить равновесие в обществе. Христианская и советская идея равенства, заложенная в обществе, должна была быть сломлена и забыта. Раскрепощение, осознание вседозволенности и неограниченной свободы, делает человека более уязвимым к манипуляции. Нагляднее это выражается в простой фразе: «Разнуздать, чтобы взнуздать».

Эти и другие, о которых будет сказано дальше, приемы ведут к одной из целей -толпообразованию. Если личность взвешивает последствия своего решения, полагаясь на свой опыт и здравый смысл, то толпа действует на основе инстинктов, идеологии, ею легче управлять, так как она не полагается на опыт, не взвешивает свои решения.

Еще одной целью манипуляторов было сломать языковое ядро русского народа. Вместо привычных слов и объяснений журналисты ввели в язык расплывчатые и неясные понятия, которые не позволяют точно формулировать идеи граждан. Оперирование такими словами-амебами, красивыми и научными с одной стороны, но имеющих расплывчатое значение, делало невозможным диалог даже с самим собой. Логика оказалась разорвана, даже простую проблему было сложно сформулировать с помощью новых лексем. Такие выражения как «демократия», «гражданское общество», «правовое государство» не имели в сознании четкой картинки, а рисовались как некий туманный идеал, тем более они не давали понятия о способе прихода к этому идеалу. Вот пример употребления слова с размытым смыслом из газеты «Панорама» за 1990 год: «Обращаясь к формам живым, мы стремимся к большему: к попытке воплотить сам дух и абсолютную свободу» [4]. Слово «свобода», которое так любят современные телевизионные журналисты, тоже губительно для массового сознания. Раньше это слово не сочеталось бы с культурными установками, но когда они рухнули, журналисты и политики стали с успехом использовать это слово. Логика и здравый смысл массового сознания были отключены, и граждане приняли свободу как основную ценность. Но представим, к чему ведет эта свобода. Человек веками налагал на себя многочисленные запреты, чтобы ему было безопасно и удобно. Он наложил рамки на дикость, придумал правила орографии и т.д., а разрушение этих рамок ведет обратно, к животному миру, где каждый действует грубой силой и нарушает права других людей. Такой вывод подсказывает нам логика, но после массированного воздействия СМИ на общественное сознание, россияне приняли эту ценность.

Теперь предлагаю рассмотреть более конкретно методы манипуляции общественным мнением, используемые в масс-медиа.

Подмена предмета. Рассмотрим пример из современности. В большинстве медийных публикаций о строительстве «Южного потока», то есть трубы, которая будет поставлять газ в Южную Европу, говорится о выгоде проекта. При этом в текстах очень часто употребляются положительно окрашенные слова, такие как «приветственный», «стандарт качества», «полная мощность», что создает доверительное отношение читателя к происходящему. Например, в материале «Южный поток будет запущен в декабре» слово «выгода» употреблено 4 раза. Наряду с этим мы видим, что статья перенасыщена положительно окрашенными словами: «многообещающий», «амбициозный», «партнеры»,

3

«успешно» и др. [8]. Но соответствует ли понятие «выгода» действительности? Действительно ли россиянам выгодно строительство дорогостоящего газопровода по дну Черного моря? Сейчас ведется освоение альтернативы привычному природному газу. Речь идет о сланцевом газе, который грозит значительно снизить энергетическую зависимость многих стран от России. Например, в Европе ресурсы сланцевого газа оценивается в 15 трлн. куб. м. Крупнейшие бассейны сланцевого газа - Польша, Северная Германия, южная часть Северного моря, возможно, Украина [11]. Сейчас идут споры о том, сколько такого газа будет добываться в Европе в ближайшие годы, но уже понятно, что с уверенностью говорить о выгоде «Южного потока» никак нельзя [12]. И энергетическое будущее Европы может не зависеть от России, поэтому целесообразность проекта покажет время.

Манипуляция метафорами и афоризмами. Использование всевозможных тропов -один из наиболее продуктивных методов использования манипуляции. Метафора присваивает яркую оценку событию и оформляется всего лишь двумя-тремя словами. Людям, которым «вбили» в голову такое сравнение, сложно что-либо объяснить. Потому что когда общество превращается в однородную толпу, каждый индивид в нем начинает идти по наиболее легкому пути, перестает анализировать. Ведь гораздо легче согласиться с чьей-то оценкой происходящего, чем оценить ситуацию самому. Например, в заметке «Поучимся у немцев секретам управлять» говорится о том, что практику применения европейского управленческого опыта планируется внедрить в бюджетных учреждениях культуры и профессионального образования региона. При этом используется уже сформировавшееся мнение аудитории об организованности коренных жителей Германии. Пунктуальный немец - это уже стереотип и даже люди никогда не видевшие такового «живьем» склонны так считать. Посмотрим его действие в заметке. В тексте нет ни слова о плюсах нашей и немецкой системах, не упоминается об их возможной гибридизации. Одно предложение «Немцы наведут у нас порядок» говорит само за себя. Но сработавший стереотип не позволяет читателю задуматься о последствиях данного внедрения. Конечно, порядок бы хорошо навести. Только очень бы хотелось верить, что не только немцы способны на это. А благодаря стереотипу аудитория спокойно относится к данному материалу [7].

Как изменилась манипуляция сейчас? В СССР ей отводилась роль инструмента национальной политики. Средства массовой информации выполняли функцию пропаганды, доносили до граждан политику партии, рассказывали о достижениях трудящихся. В то время все каналы средств массовой информации подчинялись действующей власти. Например, в отчете газеты «Правда» от 21 декабря 1955 года читаем: «Тепло было встречено и выступление старейшего члена партии Павла Андреевича Бляхина, который ярко обрисовал героику баррикадных боев московского пролетариата и подчеркнул, что советский народ

4

свято хранит и продолжает революционные традиции» [9]. В данном материале можно найти только положительные отклики о событии, противоположные же мнения недопустимы на страницах советских газет. Во время перестройки ситуация коренным образом меняется. Журналистам разрешается демократизировать язык их материалов, расширять круг тем. Например, в газете «Красный север» от 12 февраля 1999 года читаем «Возвращаются они, скажем, из продмага домой, а по дороге на них набрасываются с кулаками двое бугаев и отнимают сумку с продуктами и полупустой кошелек» [6]. Таким образом, мы видим, что язык средств массовой информации демократизировался, в газету проникли простонародные слова и выражения. Если при КПСС проблема редакций была политическая, то сейчас это экономические трудности. Резко поменялись условия работы редакций. Часто газеты не могут справиться с финансированием самостоятельно и ищут спонсоров. Дополнительный доход издания получают не только от продажи рекламы, но и от государственных субсидий или вложений политиков и бизнесменов. Взамен газета обязуется печатать ту информацию, которую желает видеть на ее полосах спонсор. В итоге получается, что журналист зависит от редактора, который отвечает за материалы, тот зависит от учредителя, который часто не может полностью самостоятельно финансировать издательство и тоже зависит от государства или других спонсоров. Многие, кто узнал работу современных медиа изнутри, прочувствовали эту зависимость на своем опыте.

Таким образом, власть во все времена взаимодействовала с обществом и манипулировала им. Не так давно у нее появились новые рычаги влияния на аудиторию -масс-медиа, которые власть стала использовать для ведения своей пропаганды. Некоторые положения взаимодействия средств массовой информации и власти прописаны в законе Российской Федерации. Но помимо этого, политики находят все новые и новые действенные методы манипуляции общественным мнением через СМИ и изменяют сознание людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Литературная газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lgz.ru/. -Загл. с экрана.

2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 832 с.

3. Магнитогорское информационное агентство «Вестов инфо» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.verstov.info/. - Загл. с экрана.

4. Михайловская Е. Флекс. Флекс. Флекс [Электронный ресурс] // Панорама. - № 10 (22). - 1990 г. - Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com /search?q=cache: http://panorama.ru/gazeta/1-30/p22fl.html. - Загл. с экрана.

5. На смерть рабочего ответим демонстрацией [Электронный ресурс] // Приокский рабочий. - 13.04.30. - Режим доступа: http://www.oldgazette.ru/prirab/13041930/index1.html. -Загл. с экрана.

6. Охотники за стариками [Электронный ресурс] // Красный север. - 12.09.1999. -Режим доступа: http://kadry.viperson.m/wmd.php?ГО=157063. - Загл. с экрана.

7. Поучимся у немцев секретам управлять [Электронный ресурс] // Ульяновск сегодня. - Режим доступа: http://www.ultoday.mv.ru/15-11-2013.pdf. - Загл. с экрана.

8. Проект «Южный поток» будет запущен в декабре [Электронный ресурс] // Альтернатива. - 10.09.2012. - Режим доступа: http://www.alternatio.org/events/maintheme /item/3643. - Загл. с экрана.

9. Пятидесятилетие первой русской революции [Электронный ресурс] // Правда. -21.12.1955. - Режим доступа: http://www.oldgazette.ru/pravda/21121955/text1.html. - Загл. с экрана.

10. Товары 90-х годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adme.ru/kreativnyj-obzor/tovary-iz-90-yh-312955. - Загл. с экрана.

11. Хайтун А. Сланцевой революции пока не произошло [Электронный ресурс] // -Режим доступа: http://www.ng.ru/energy/2011-01-11/12_revolution.html. - Загл. с экрана.

12. Что такое сланцевый газ? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pro-gas.org/p/blog-page_1346.html. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.