Филологически нну к и
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕДИА-СРЕДА КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Ю. П. Беленькая
MASS MEDIA AND
MEDIA-ENVIRONMENT AS FACTORS OF PUBLIC OPINION DEVELOPMENT
Belenkaya J. P.
The specifics of mass media and mediaenvironment effect upon the development of public opinion are considered in the article; different approaches to the understanding of public opinion are presented; the basic functions of public opinion in media-environment are shown.
Key words: public opinion and mass media, public opinion objects, subjects and functions, news mass media, stereotypes, pseudomedium, "the spiral of silence".
В статье рассмотрены особенности воздействия СМИ и медиа-средыы на формирование общественного мнения, представлены>1 разнообразные подходыi к пониманию общественного мнения, показаныi основные функции общественного мнения в медиа-среде.
Ключевые слова: общественное мнение и СМИ, объектыI, субъектыi и функции общественного мнения, новостные масс-медиа, стереотипы,, псевдосреда, «спираль молчания».
УДК 070.11
Особенностью современного информационного пространства является активное использование средств массовой информации как фактора формирования общественного мнения. Средства массовой информации, используя современные организационно-технические комплексы, которые обеспечивают массовое тиражирование и оперативность передачи вербальной и аудиовизуальной информации, могут осуществлять воздействие на систему чувств человека не только содержанием информации, но и способом ее передачи.
Осуществляя двустороннюю связь между коммуникатором и реципиентом, СМИ и медиа-среда в целом выражают и формируют общественное мнение. Формирование общественного мнения на современном этапе нацелено, прежде всего, на создание у реципиента определенных оценочных позиций.
Общественное мнение занимает сегодня одно из важнейших мест в категориальном аппарате журналистики как науки. В статье мы попытаемся определить сущность понятия «общественное мнение», роль СМИ и медиа-среды в формировании общественного мнения, соотношение его с другими, близкими по смыслу концептами, а также показать различные подходы и варианты понимания и интерпретации понятия «общественное мнение».
Среди социологов, политологов и психологов не существует согласия относительно значения словосочетания «общественное
мнение», этот термин используется довольно свободно. Французский социолог Г. де Тард определял общественное мнение как кратковременную и логическую группу суждений по поводу современных вопросов, присущую лицам одной и той же страны и одного и того же времени. Источниками мнения служат суждения прошлых поколений (традиция) и суждения избранных современников, которые мыслят за рамками общего потока и направляют его (разум). В идеале общественное мнение должно служить связующим звеном, вульгаризируя разум для посвящения его в традицию. Однако на практике оно «то, упиваясь модными доктринами, разрушает привычные идеи и установления, прежде чем получить возможность заменить их, то под властью обычая изгоняет или угнетает разумных новаторов» (5, с. 46).
При этом общественное мнение - это не просто совокупность индивидуальных суждений. Любое индивидуальное суждение может быть элементом общественного мнения лишь тогда, когда оно тождественно суждениям других людей. Индивидуальное мнение превращается в мнение общественное благодаря деятельности СМИ.
У. Липпман под общественным мнением понимает отличную от реальности картину мира в сознании той или иной группы людей, на основе которой они строят свою деятельность. По его мнению, мы обладаем устаревшей информацией об окружающем мире. Люди принимают за факт не то, что является фактом, а то, что считается фактом. События, процессы и предметы обладают, по меньшей мере, двумя сторонами - позитивной и негативной, парадной и обыденной, публичной и частной. Часто человек видит лишь одну из них. События не доступны для непосредственного наблюдения. В результате предстающая перед нами реальная среда становится представляемой, которую У. Липпман называет псевдосредой. Человеческие поступки основываются не на прямом и очевидном знании, а на образных картинах, которые индивид рисует сам или получает от кого-то другого.
Объективному взгляду на вещи мешают стереотипы, то есть утвердившиеся в определенной культуре представления о том или ином предмете, источниками которых выступают искусство, моральные кодексы, политическая агитация. Стереотипы начинают действовать еще до того, как включается разум. Эта форма восприятия накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как они достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется критике, как стереотип. Широкое использование стереотипов объясняется тем, что они экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Для экономии усилий наблюдатель вычленяет из внешнего мира только то, что он может распознать. Попытки увидеть каждый раз все вещи заново и в подробностях, а не как типы и способы обобщения, очень утомительны. Поэтому, усмотрев в каком-то предмете знакомую черту, мы восполняем отсутствующую информацию о нем с помощью стереотипов, содержащихся в нашем сознании. Если бы в окружающей человека среде не было никакого единообразия, то привычка использовать стереотипы вела бы не к экономии усилий, а только к ошибкам. Но поскольку единообразие все-таки существует, то отказ от всех стереотипов в пользу исключительно опыта обеднил бы человеческую жизнь. Стереотипы служат средством защиты устоявшегося порядка вещей. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. Любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мирозданья. Следовательно, стереотипы - это «бастион традиции, позволяющий чувствовать себя в безопасности» (3, с. 109). Разработанная У. Липпманом концепция стала теоретической основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения. Большинство исследователей сходятся во мнении, что именно средства массовой информации и медиа-среда формируют стереотипы.
Определенному видению фактов способствуют моральные кодексы, принятые в
том или ином обществе. Под моральными кодексами понимается набор правил самого разного рода: личных, семейных, экономических, профессиональных, правовых, патриотических, международных. Кодексы оказывают незаметное, но всепроникающее воздействие на восприятие действительности, на процесс формирования общественного мнения. По мнению У. Липпмана, при современном состоянии образования общественное мнение является морализованной и кодифицированной версией фактов. Кодексы определяют, какую именно группу фактов и в каком ракурсе мы увидим. Именно поэтому капиталист видит один набор фактов и аспектов человеческой природы, а его оппонент-социалист - набор других фактов и аспектов природы человека. Именно поэтому каждый из них считает, что другой заблуждается, тогда как реальное различие между ними - это различие восприятия.
Свое оригинальное определение общественного мнения Э. Ноэль-Нойман выводит из того факта, что мнение индивида в обществе по поводу тех или иных вопросов формируется на основании двух основных источников знания: непосредственного наблюдения за окружением и на основе сигналов об одобрении и неодобрении определенных событий, фактов и явлений со стороны других индивидов. Поэтому общественное мнение для нее - это ценностно окрашенное мнение части общества (хорошо или плохо, со вкусом или безвкусно, умно или глупо), к которому присоединяются другие индивиды и группы из-за боязни оказаться в изоляции (4, с. 341). Общественное мнение базируется на бессознательном стремлении людей, живущих в некотором сообществе, прийти к общему суждению, к согласию, которое необходимо, чтобы действовать и принимать решения соответственно обстоятельствам.
В центре процесса построения общественного мнения лежит так называемый феномен «спирали молчания». Данный феномен известен достаточно давно. Уже в 1856 году А. де Токвиль дал точное описание динамики воздействия «спирали молчания»: «люди, придерживавшиеся прежней веры,
боялись оказаться в меньшинстве преданных своей религии. А поскольку изоляция страшила их более, чем ошибки, они присоединялись к большинству, не изменяя своих мыслей. Взгляды одной лишь части нации казались мнением всех и именно поэтому вводили в неодолимое заблуждение как раз тех, кто был виной этого обмана» (4, с. 37). Э. Ноэль-Нойман под феноменом «спирали молчания» понимает явление, заключающееся в утаивании индивидами своего мнения, заведомо отличного от мнения большинства, во избежание дальнейшей потенциальной социальной изоляции с одновременной открытой демонстрацией своих позиций теми индивидами, которые идентифицируют себя с большинством, что в некоторой степени делает последних кажущимися сильнее, а первых - слабее, чем они есть на самом деле. Так, СМИ могут воздействовать на поведение избирателей, публикуя данные социологических опросов и комментируя их.
Существуют две формы выражения феномена «спирали молчания»: поведение электората, известное как «сдвиг последней минуты», и «эффект одной упряжки». При этом под первым из них следует понимать ситуацию, когда индивид в последний момент меняет свое мнение в пользу той или иной партии под воздействием общественного мнения, а под вторым - ситуацию, при которой индивид пытается выдать себя сторонником партии-победителя, даже если на самом деле голосовал иначе.
В качестве главной причины подобного поведения избирателей выступает боязнь оказаться в так называемой социальной изоляции, так как сама социальная природа человека побуждает его опасаться изоляции, стремиться к уважению и популярности среди других.
Б. А. Грушин дает следующее определение общественного мнения: «общественное мнение - это массовое сознание т аСи, в действии, или реакция массового сознания, причем представляет собой общественное сознание со сломанными внутри него перегородками» (1, с. 61).
М. К. Горшков рассматривает общественное мнение как коллективное оценочное суждение на уровне общества, выражающее общую точку зрения по какому-либо вопросу (2, с. 188). Субъектом или творцом общественного мнения выступает большинство населения или народа. Ведь коллективное, общее оценочное суждение - это прежде всего такое суждение, которое устраивает всех или большую часть социальной общности, его породившей. В противном случае, когда, например, отдельные суждения, имеющие место в социальной общности, не находят точек соприкосновения и слияния ввиду различия у ее членов интересов, связанных с предметом мнения, и ни одно из этих суждений не получает поддержки большинства, не оказывается доминирующим, то не возникает и общего, коллективного суждения (общественного мнения). В подобной ситуации начинают функционировать на равных правах несколько мнений, мнений групповых. Время и дополнительные аргументы, привнесенные социальной практикой, выдвигают одно из мнений в лидеры и обеспечивают ему поддержку большинства, то есть превращают из группового в общеколлективное (общественное) мнение.
Объектом (предметом) общественного мнения могут быть факты, события и процессы как объективной, так и субъективной действительности. Однако не все они порождают общественное мнение. Охватить весь круг предметов материальной и духовной жизни общественное мнение не в состоянии. Оно весьма избирательно в своем отношении к окружающему миру. То, что может вызвать реакцию мнения одного человека и даже целого коллектива, совсем не обязательно окажет влияние на общественное мнение. Оно устанавливает свои связи с действительностью методом отбора, используя жесткие критерии: высокий интерес и дискуссионность.
Главным критерием отбора общественного мнения выступают общественные интересы людей. Лишь те факты, события и процессы, которые затрагивают интересы всех или большинства членов общества, могут рассчитывать на пристальное внимание к
себе со стороны общественного мнения. Именно такого рода объекты приковывают к себе внимание широких масс, вызывают поначалу индивидуальные, групповые, коллективные суждения, а в дальнейшем - потребность в обмене этими мнениями и в выработке совместного, общего, общественного мнения. В процессе формирования общественного мнения большую роль играют новостные масс-медиа. Они селекционируют информацию, интерпретируют и распространяют ее. Одной из наиболее важных особенностей текстов новостных масс-медиа является их способность к дифференцированной подаче информации. Так, событие может быть: а) только названо; б) изложено в виде основных этапов его развития; в) детально описано; г) оценено и может содержать прогноз следующих событий, на которые окажет влияние данное событие. Наряду с фактором выбора информации существует не менее важный вербальный фактор. Медиа-среда наполняется разным смыслом и по-разному эксплицируется языковыми средствами. Получатель информации имеет дело с интерпретацией события, обладающей разной степенью информативности, которая понимается как подача/изложение информации, характеризующаяся такими критериями, как небанальность, релевантность и адекватность (6, с. 46). Часто основным в новостном тексте является критерий содержательной новизны (небанальности). Таким образом, чем более жизненно важные интересы народного большинства затрагивает объект общественного мнения, чем настоятельнее необходимость их удовлетворения, тем сильнее проявляется процесс образования общественного мнения, тем активнее это мнение заявляет о себе.
При отборе объектов своего внимания общественное мнение придерживается и критерия дискуссионности, который еще более суживает круг объектов. Они должны давать импульсы общественному возбуждению, порождать в широких масштабах цепную реакцию, которую мы называем обменом мнениями. Действуя в единстве и взаимопроникновении, высокий интерес и дис-куссионность становятся мощной движущей
силой зарождения, развития и проявления общественного мнения.
По нашему мнению, наиболее четкое и адекватное определение общественного мнения предложил У. Олбиг. Он понимает под общественным мнением выраженное отношение социальной группы в целом к значимым и/или популярным вопросам (7, с. 6). В данном определении можно выделить три главных элемента: учет всех существующих в группе мнений, обязательное публичное выражение, значимость и/или популярность предмета обсуждения.
Прежде всего, общественное мнение может быть таковым лишь тогда, когда отражает в себе мнения всех групп общества. При этом общественное мнение следует отличать от мнения большинства и общественного консенсуса. Еще Э. Лэуэлл подчеркивал, что простого большинства для него недостаточно, а единогласие совсем не обязательно (8, с. 15). Общественное мнение -это мнение, полученное в результате обсуждения всеми социальными группами, а не просто позиция большинства.
Общественное мнение выполняет две основные функции: регулятивную и воспитательную. Регулятивная функция имеет две направленности. Первая из них состоит в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества определенные нормы общественных отношений. При этом оно проявляет себя как регулятор отношений не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. Вторая направленность - это регуляция экономических, социальных, политических, нравственных и других видов общественных отношений.
Главное же предназначение воспитательной функции - воспитание у каждого человека чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом. Общественное мнение, выросшее из опыта социальной практики, - универсальное средство воспитания членов социума. Универсальность его состоит в том, что оно осуществляет воспитательное воздействие
как в периоды особой актуальности, потребности в нем, когда, к примеру, возникает необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда само мнение «молчит», не действует открыто, а исподволь «наблюдает» за моральным обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность реализации воспитательной функции общественного мнения заключается в том, что она действует «без перерывов», постоянно напоминая человеку о принятых в обществе требованиях и нормах поведения, о тех моральных санкциях, которые могут последовать за их нарушение.
Подобно тому, как регулятивная функция общественного мнения содержит в себе воспитательные начала, так и его воспитательная функция отличается определенным регулятивным воздействием. Как отмечает М. К. Горшков, на практике это приводит к тому, что данные функции общественного мнения активно взаимодействуют, взаимопроникают, органически дополняют друг друга и все чаще выступают как его единая, генеральная, регулятивно-воспитательная функция (2, с. 217).
Публичное выражение мнения означает не только использование разнообразных каналов массовой коммуникации, но и то, что общественное мнение представляется в общедоступной форме. Форма выражения общественного мнения всегда элементарна и пригодна даже для самого простого интеллектуального уровня. Как следствие, общественное мнение неразрывно связано с легко понятными символами: лозунгами, слоганами, изображениями и другими вербальными и визуальными элементами, которые активно используют СМИ. Однако те или иные символы будут действенными только в особом, специфическом контексте. Одни из них будут без труда поняты в определенном месте и в определенное время, но неправильно или вовсе не поняты в другое время и в другом месте.
При всем этом общественное мнение формируется и выражается исключительно вокруг значимых и популярных тем. Здесь
слово «значимых» означает, что они непосредственно затрагивают интересы всего сообщества, касаются каждого члена общества в отдельности, а «популярных» - их способность привлекать и удерживать какое-то время внимание аудитории, несмотря на степень важности.
Под формированием общественного мнения понимается процесс выстраивания отношения крупной социальной группы к определенной теме, который может основываться как на рациональных, так и нерациональных стимулах. Социальная теория, политическая и экономическая практика приоритет отдают нелогичным стимулам. Уже с начала XX века растет число влиятельных авторов, отвергающих первенство интеллекта и негативно относящихся к превосходству умственной и сознательной жизни. Исследовательское внимание акцентируется на подсознательных, инстинктивных и эмоциональных побуждениях, а не на подчиненной правилам, логичной деятельности. Так, Г. Уоллас еще в 1908 году отмечал, что многие политические мыслители обсуждают степень интеллектуальности в человеческом роде, хотя в реальности последний никогда ею не обладал (9, с. 21).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что за более чем столетие научного осмысления понятия общественного мнения сложилось множество подходов и концепций - классических и новых, более
известных и менее известных, социологических и философских и т. д. Тем не менее, общепризнанных взглядов на этот вопрос по-прежнему не существует. Как следствие, общественное мнение часто необоснованно в смысловом значении сближают, а иногда даже рассматривают как синонимы с целым рядом других, хотя и близких понятий. Если общественное мнение - это отношение к определенному вопросу, полученное в результате обсуждения со всеми составляющими общества, то мнение большинства -это отношение, выраженное без учета интересов меньшинства. Идеология же - это совокупность идей, господствующих или претендующих на господство в обществе.
Компетентность общественного мнения тем выше, чем выше информированность масс. Выражение и формирование общественного мнения средствами массовой информации проявляется в двух аспектах: дифференцированной подаче информации, ее восприятии и интерпретации реципиентом. Техническое развитие современных средств массовой информации открывает новые возможности аудио-визуальных эффектов, порождающих образы и мифы, которые активно используются для формирования общественного мнения. СМИ не только формируют общественное мнение, но и сами находятся под влиянием общественного мнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность. - М: Политиздат, 1988.
2. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. -М: Изд-во политической литературы, 1967.
3. Липпман У. Общественное мнение. - М: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
4. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996.
5. Тард Г. Общественное мнение и толпа. - М: КСП+, 1999.
6. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград: Перемена, 2000.
7. Albig W. Public Opinion. - Sturgis: Sturgis Press, 2007.
8. Lowell A. L. Public Opinion and Popular Government. - New York: Longmans, Green & Co., 1913.
9. Wallas G. Human Nature in Politics. - Londres: Archibald Constable, 1908.
Об авторе
Беленькая Юлия Петровна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», звукорежиссер учебной радиостудии, ассистент кафедры средств массовой информации. Сфера научных интересов - средства массовой информации и общественное мнение, вербально-суггестивное воздействие СМИ. [email protected]