Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ УДАРОВ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ САМООБОРОНОЙ'

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ УДАРОВ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ САМООБОРОНОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБОРОНА / ТЕХНИКА УДАРОВ / УКРЕПЛЕНИЕ УДАРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЙ / SELF-DEFENSE / TECHNIQUE OF STRIKES / STRENGTHENING OF THE IMPACTORS / SPEED AND POWER ABILITIES / COORDINATION ABILITIES / TECHNIQUES OF MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукина Алла Михайловна

В статье рассмотрены средства, используемые на занятиях по самообороне с целью формирования техники ударов. На первом (базовом) этапе занятий по самообороне предложено использовать 3 блока упражнений: 1) упражнения, направленные на укрепление ударных поверхностей; 2) упражнения, направленные на развитие и совершенствование скоростно-силовых и координационных способностей; 3) упражнения, направленные на освоение техники передвижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF FORMING THE TECHNIQUE OF STRIKES OF THE GIRLS AGED 18-20 YEARS OLD AT THE BASIC STAGE OF TRAINING IN SELF-DEFENSE

The article discusses the tools used in self-defense classes to form the technique of strikes. At the first (basic) stage of self-defense classes, it is proposed to use 3 blocks of exercises: 1) exercises aimed at strengthening the impact surfaces; 2) exercises aimed at developing and improving speed-power and coordination abilities; 3) exercises aimed at mastering the technique of movement.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ УДАРОВ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ САМООБОРОНОЙ»

тивной науки. - 2014. - № 3. - С. 9-12.

5. Barut, C. Evaluation of hand anthropometric measurements and grip strength in basketball, volleyball and handball players / C. Barut, P. Demirel, S. Kiran // Anatomy. - 2008. - № 2. - С. 55-59.

REFERENCES

1. Yun F.L., Baishev, A.A., Korkin, E.V., Cherkashin, I.A. and Smetanin, N.Ya. (2019), "Analysis of the psychophysiological state of basketball players at the training stage", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No.11 (177), pp. 479-484.

2. Bondar, A.I., Filipovich L.V., Ivansky V.A. (2013), "Influence of the brush force on the accuracy of basketball players' throws", Science-education, production, economy: materials of the 11th International scientific and technical conference, Vol. 3, Minsk, pp. 207.

3. Krivoruchenko, E.V., Cherkashin, I.A., Olesov, N.P, Kudrin, E.P. and Shadrina, O.V. (2015), "Effect from using bioproduct made of northern raw material "Epsorin" on psychophysiological state of mas-wrestlers", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 98-100.

4. Rodin A.V. (2014), "Features of stage control of individual technical and tactical actions of qualified athletes in game sports", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 9-12.

5. Barut, C., Demirel, P. and Kiran, S. (2008), "Evaluation of hand anthropometric measurements and grip strength in basketball, volleyball and handball players", Anatomy, No. 2, pp. 55-59.

Контактная информация: churapcha_lena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2020

УДК 796.8

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ УДАРОВ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ САМООБОРОНОЙ

Алла Михайловна Лукина, старший преподаватель, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассмотрены средства, используемые на занятиях по самообороне с целью формирования техники ударов. На первом (базовом) этапе занятий по самообороне предложено использовать 3 блока упражнений: 1) упражнения, направленные на укрепление ударных поверхностей; 2) упражнения, направленные на развитие и совершенствование скоростно-силовых и координационных способностей; 3) упражнения, направленные на освоение техники передвижений.

Ключевые слова: самооборона, техника ударов, укрепление ударных поверхностей, ско-ростно-силовые способности, координационные способности, техника передвижений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p206-209

MEANS OF FORMING THE TECHNIQUE OF STRIKES OF THE GIRLS AGED 18-20

YEARS OLD AT THE BASIC STAGE OF TRAINING IN SELF-DEFENSE Alla Mikhaylovna Lukina, the senior teacher, Tchaikovsky State Institute of Physical Education

Abstract

The article discusses the tools used in self-defense classes to form the technique of strikes. At the first (basic) stage of self-defense classes, it is proposed to use 3 blocks of exercises: 1) exercises aimed at strengthening the impact surfaces; 2) exercises aimed at developing and improving speed-power and coordination abilities; 3) exercises aimed at mastering the technique of movement.

Keyword: self-defense, technique of strikes, strengthening of the impactors, speed and power abilities, coordination abilities, techniques of movement.

Занятия самообороной подразумевают овладение приёмами технических действий спортивных единоборств и боевых искусств в целях самозащиты себя и своих близких

[5]. Преимущественно приёмами спортивных единоборств являются ударные действия руками и ногами. Результативность овладения приёмами самообороны зависит от того насколько эффективно подобраны средства формирования техники ударов [4]. В разработанную методику формирования техники ударов девушек 18-20 лет на занятиях самообороной были включены упражнения, направленные:

- на укрепление ударных поверхностей рук и ног;

- на развитие и совершенствование скоростно-силовых и координационных способностей;

- на освоение техники передвижений.

В процессе занятий самообороной выполнение ударов и защитных действий от них может сопровождаться болевыми ощущениями, а в некоторых случаях велика вероятность травмирования. Довольно легко травмируются предплечья и голени как при постановке блоков, так и при нанесении ударов. Неподготовленный кулак, пальцы при ударе также могут пострадать. Чтобы избежать травмирования, необходимо укрепить ударные поверхности. Для укрепления ударных поверхностей использовались два основных метода укрепления: «набивка» и «накатка» [3]. Накатка предплечий, голени, бедра выполнялась деревянной гимнастической палкой три раза в неделю после выполнения основного тренировочного задания в течение 2-5 минут. По мере освоения накатки в занятие внедряли метод «набивки». Метод «набивки» использовался для укрепления ударных частей кулака, ладони, пальцев, бедра, голени, стопы, корпуса.

Для набивки кулака, ладони, пальцев, стопы использовались в сыпучие материалы. Для этого насыпали в ведро достаточное количество легких сыпучих материалов (пшено, рис, песок и т.п.) и наносили удары вглубь, постепенно усиливая удары и увеличивая глубину погружения. Упражнение выполняется 2 подхода по 3 мин. По мере роста тренированности материал заменялся на более жесткий. На завершающем этапе ведро наполняется металлическим песком, мелкими камешками или мелкими шариками подшипников. Также для укрепления ударных поверхностей также выполнялись упоры лёжа на кулаках, предплечьях, пальцах, сгибание-разгибание рук на кулаках. Время выполнения 3 подхода по 1 минуте.

Для укрепления ударной поверхности ног использовался удар ногой лоу-кик. Для этого использовалось следующее упражнение: партнёры встают непосредственно друг против друга и по очереди наносят лоу-кики во внутреннюю и внешнюю часть бедра и икрам, контролируя силу своих ударов. Сила ударов с ростом тренированности увеличивается. Принимающий удар, в момент его нанесения сильно напрягает ногу. Данное упражнение выполнялось на каждом занятии. Дозировка выполнения 2 подхода по 1 минуте.

Для укрепления ударной поверхности корпуса использовались удары ногами (прямой удар ногой, боковой удар ногой), удары руками: партнёры стоят напротив друг друга. И.П. принимающего удары: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу. Выполняющий удары движется вокруг своего партнёра, нанося удары пальцами, ладонями, кулаками, ногами по рукам, животу. Удары наносятся с максимальной скоростью. Сила ударов постепенно увеличивается. При выполнении данных упражнений обязательно контролировать дыхание. Принимать удар необходимо на выдохе, напрягая при этом мышцы, принимающие удар. Дозировка упражнения - 2 подхода по 1 минуте.

При формировании техники ударов важное место занимает физическая подготовка [2]. Эффективность ударов определяется такими характеристиками как «взрывная» сила, точность попадания в цель, острота удара и развитие максимальной скорости [1]. Для развития и совершенствования вышеуказанных характеристик использовались упражнения координационной и скоростно-силовой направленности. Содержанием скоростно-силовой подготовки являлись упражнения, направленные, прежде всего на развитие разгибателей туловища, мышц нижних конечностей и рук, т. е. тех групп, которые несут

главную нагрузку при овладении навыков самообороны. Средствами скоростно-силовой подготовки являлись метание набивных мячей, выбрасывание грифа от груди, упражнения с теннисным мячом, упражнения с резиновыми амортизаторами, приседания со штангой, прыжки на скакалке, челночный бег. Методы: метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений, метод максимальных усилий. Вес отягощения составляет 60-75% от максимального, количество подходов от 2 до 5, повторений в подходе 8-10 раз; вес отягощения 90-95% от максимального, количество подходов от 2 до 5, количество повторений в подходе 1-2 раза.

Основным методом развития и совершенствования координационных способностей являлся метод вариативного упражнения. Также использовались следующие методические приемы: изменение пространственных границ, направления движения, скорости или темпа движений, ритма движений, исходных положений; использование различных сигнальных раздражителей, «зеркальное» выполнение упражнений; выполнение освоенных двигательных действий после «раздражения» вестибулярного аппарата. На каждом занятии на выполнение упражнений координационной направленности уделялось 10-12 минут. Количество упражнений 5-6, дозировка выполнения - 1-2 минуты.

При обучении технике передвижения использовалась специальная разметка, с помощью которой легко контролировать положение ступней ног относительно друг друга, а также длину шага. В качестве средств использовались: пятнашки руками с партнером; салки ногами с партнером; передвижения с теннисными мячами (вокруг мяча, движения вперед и назад); упражнения «Зеркало», «Тореодор», «Борьба за захват туловища, рук, шеи», «Борьба с теснениями», «Береги спину»; передвижения со сменой направления по сигналу, передвижения по кругу, по квадрату, по диагонали. На каждом занятии базового этапа на обучение техники передвижений отводилось от 10 до 14 минут. Количество упражнений 5-7, время выполнения каждого упражнения варьировалось от 1 до 2 минут.

Таким образом, структура занятия по самообороне на базовом этапе была следующей: упражнения координационной направленности и набивка ударных поверхностей проводились в подготовительной части занятия в рамках специальной разминки; изучение основ передвижений и упражнения скоростно-силовой направленности включались в основную часть занятия; накатка ударных поверхностей проводилась в заключительной части занятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гармаев, В.Б. Обучение студентов физической самозащите в секции смешанных единоборств / В.Б. Гармаев, А.И. Батуев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 11 (165). - С. 57-61.

2. Гармаев, В.Б. Физическая подготовка единоборцев на начальном этапе подготовки / В.Б. Гармаев, Д.В. Дугарова // Вестник Бурятского государственного университета: Образование. Личность. Общество. - 2015. - № 2. - С. 83-87.

3. Гришин, А.А. Экспериментальное исследование подготовки ударной поверхности голени к болевым ощущениям в кикбоксинге / А. А. Гришин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 49-53.

4. Зиамбетов, В.Ю. Обучение основам самообороны как неотъемлемое условие обеспечения безопасности граждан (на примере студентов вуза) / В.Ю. Зиамбетов // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. - 2017. - № 3 (33). - С. 110-117.

5. Потехин, И. А. Женская самооборона: особенности и проблемы обучения / И. А. Поте-хин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т. 2, № 2. - С. 60-65.

REFERENCES

1. Garmaev, V.B. and Batuev, F.I. (2018), "Training students in physical self-defense in the mixed martial arts section", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11, Vol. 165, pp. 57-61.

2. Garmaev, V.B. and Dugarova, D.V. (2015), "Physical training of combat athletes at the early stage of training", Bulletin of Buryat State University. Education. Personality Society, No. 2, pp. 83-87.

3. Grishin, A.A. (2015), "Experimental investigations of shin preparation for strikes in kickbox-ing", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10, Vol. 128, pp. 49-53.

4. Ziambetov, V.Yu. (2017), "Teaching the basics of self-defense as an essential condition for ensuring the safety of citizens (on the example of University students)", Bulletin of the Scientific Center for Life Safety, No. 3, Vol. 33, pp. 110-117.

5. Potekhin, I.A. (2017), "Women's self-defense: features and problems of training", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 2, Vol. 2, pp. 60-65.

Контактная информация: a.m.lukina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2020

УДК 797.123.1

ВКЛАД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В АЭРОБНУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ

Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Анастасия Александровна Гришанова, магистрант, Андрей Сергеевич Назаренко,

кандидат биологических наук, доцент, Александр Евгеньевич Штепенко, магистрант, Александр Олегович Васильев, преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

Введение. Сопряженный анализ результатов аэробной производительности гребцов с их морфологическими показателями позволяет оценить вклад этих параметров в эргометрические и физиологические аспекты аэробной работоспособности, а ее соотношение с мощностью - вклад в эффективность/экономичность работы. Цель исследования - оценка вклада антропометрических показателей в аэробную производительность гребцов-академистов. Методика и организация исследования. В подготовительном периоде подготовки было обследовано 11 гребцов-академистов. Применялось нагрузочное тестирование с повышающейся нагрузкой на гребном эргометре Concept2 и газоанализаторе Metalyzer 3B (Германия). Антропометрические измерения производились стандартными способами, а композиционный состав тела был оценен с помощью анализатора Tanita BC-543 (Япония). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты корреляционного анализа позволили обнаружить, что прямых корреляций между значениями, как абсолютного, так и относительного МПК, как с весом, так и с ростом не наблюдается. В то же время, показатели длины конечностей имели статистически значимые корреляции, как с потреблением кислорода, так и со временем достижения МПК и мощностью выполнения работы на этом уровне. Выводы. Эргомет-рические и физиометрические показатели аэробной производительности гребцов, кроме всего прочего, могут быть обусловлены антропометрическими параметрами, наиболее значимыми из которых являются показатели длины конечностей, что можно использовать в качестве индивидуализированной оценки аэробной производительности атлета и как средство спортивного отбора.

Ключевые слова: академическая гребля, морфологические показатели, аэробная производительность, спортсмены.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p209-212

CONTRIBUTION OF ANTHROPOMETRIC INDICATORS TO THE AEROBIC PERFORMANCE OF ROWERS-ACADEMISTS

Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, senior research associate, Anastasia Alexandrovna Grishanova, the master student, Andrey Sergeevich Nazarenko, the

candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexander Evgenievich Shtepenko, the master student, Alexander Olegovich Vasiliev, the teacher, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.