Научная статья на тему 'Средства формирования педагогической толерантности будущих учителей'

Средства формирования педагогической толерантности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липатова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства формирования педагогической толерантности будущих учителей»

Н.О. Липатова*

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются средсива формирования толерантности в системе образования; выявляется сущность педагогической толерантности; определяются средства иностранного языка, способствующие формированию педагогической толерантности студентов — будущих учителей.

Обострение межнациональных, этнических конфликтов, угроза терроризма, усиление религиозно-нравственных противоречий в конце XX — начале XXI века повлекли за собой необходимость переосмысления взаимоотношений как в государственном и социальном, так и в личном плане.

Проблема нетерпимых, конфликтных отношений, в основе которых лежат половые, расовые, национальные, возрастные, профессиональные, конфессиональные и другие различия, привела к появлению нормативных документов, государственных целевых программ, исследовательских работ философского, социологического, психологического, педагогического характера, рассматривающих пути преодоления социальной напряженности и конфликтов.

Анализ научной литературы, сочетающийся с изучением педагогической практики, показывает, что в условиях крушения официальной идеологии, системы ценностей, социально-экономических изменений и политических преобразований, происходящих в нашем обществе, образование как сфера трансляции культуры является одним из механизмов, создающих необходимые условия для обучения продуктивному разрешению ситуаций конфликта. Вместе с тем, результаты опросов свидетельствуют о том, что большинство студентов считают сферу образования конфликтной. Среди наиболее часто называемых причин конфликтов — межличностные отношения, взаимодействие преподавателей и студентов. Высокая конфликтность профессиональных отношений является следствием взаимной неприязни, нетерпимости, неспособности вести диалог. Обострение отношений между преподавателями и студентами / учащимися связано с тем, что доминирующим в системе образования остается педагог императивного типа, «не отвечающий духу времени и современной культуры» [1.С.317].

Значимость явления толерантности в обществе привела к провозглашению важнейшей стратегической задачей образования XXI века воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности [2.С.584]. Учитель, выступая носителем и транслятором опре-

*© Липатова И.О., 2006 Липатова Наталья Олеговна —

деленного идеала культуры в обществе, способствует возникновению потребности в толерантности у учащихся.

Несмотря на результаты исследований проблемы толерантности в области образования, вопрос о педагогической толерантности учителя как специфическом явлении остается открытым. Сравнение различных точек зрения относительно сути педагогической толерантности позволяет представить ее интегративным образованием личности, обусловливающим способность к успешному взаимодействию в области профессиональной деятельности, продуктивному разрешению конфликтов и их предотвращению, чему способствуют знания толерантных стратегий взаимодействия и общения, критическое осмысление и выработка суждений, базирующихся на принятии идей толерантности и ненасилия как общечеловеческой и профессиональной ценности. В структуре педагогической толерантности выделяем: когнитивный, ценностно-рефлексивный, поведенческий компоненты. Когнитивный компонент выражается знаниями о толерантности, толерантных стратегиях взаимодействия и общения. Ценностно-рефлексивный компонент педагогической толерантности учителя, связанный со спецификой педагогической деятельности, проявляется принятием идей толерантности и ненасилия как общечеловеческой и личностной ценности, нравственной оценкой своего поведения и своей деятельности, способностью к объективной оценке, самоанализу и самокорректировке.

Поведенческий компонент включает направленность на взаимодействие и сотрудничество, эмпатию, способность к достижению компромисса и учету интересов окружающих, умение продуктивно решать конфликтные ситуации.

В ходе исследования убедились, что иностранный язык обладает развивающим, профессионально обогащающим потенциалом, содержит совокупность методов и форм работы, которые становятся дополнительным ресурсом развития такого профессионально значимого качества личности будущего учителя, как педагогическая толерантность.

Курс обучения иностранному языку в вузе носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер. Принцип коммуникативности предполагает организацию процесса обучения как модели общения, участники которого обладают определенными иноязычными навыками и умениями, а также способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения. Принцип профессиональной направленности реализуется в содержании обучения путем использования профессионально-ориентированного учебного материала, который вводится приемами и методами, приближающими учебный процесс к профессиональной деятельности, имитированием профессиональных ситуаций, большее число которых содержит конфликторный потенциал. Таким образом, иностранный язык может быть средством разрешения имитируемых ситуаций, а значит, и средством формирования педагогической толерантности будущих учителей.

В процессе изучения иностранного языка будущие учителя овладевают «оптимальной коммуникативностью» — эффективным речевым общением и

«речевым идеалом» — системой наиболее общих требований к речи и речевому поведению, сложившейся в той или иной культуре и отражающей ее эстетические и этические ценности [3.С.67]. В профессиональной культуре речевой идеал, связанный с культурой речи, не включен ни в один из существующих учебников по иностранному языку. Следовательно, необходима разработка программы введения речевого идеала в процесс изучения иностранного языка.

Речевой идеал конкретного иностранного языка имеет свои особенности. Так, например, «русский скорее конфликтен в общении [...]; француз, даже если не согласен с точкой зрения собеседника, проявляет терпимость и корректное отношение ко всем участникам коммуникации» [3.С.69]. Сами принципы этикетного общения (использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, вежливость, сдержанность), как и специфические (конкретные речевые выражения и поведенческие реакции, действующие в национальном общении, коммуникативные запреты на употребление определенных выражений или затрагивание определенных тем в тех или иных коммуникативных ситуациях), могут способствовать развитию когнитивного и ценностно-рефлексивного компонентов педагогической толерантности. Метод «критических инцидентов», заключающийся в описании инцидента в общении, в результате которого было затруднено взаимодействие представителей различных культур по причине культурных различий и недопонимания ситуации, нацеленный на выявление различий восприятия в вербальном и невербальном общении, также будет способствовать становлению педагогической толерантности.

Процесс формирования педагогической толерантности средствами иностранного языка представляет собой систему, включающую различные виды работы, направленные на развитие компонентов в структуре педагогической толерантности будущих учителей.

Дискуссия как вид группового общения требует проявления профессионально значимых качеств коммуникантов: речевой компетентности, стратегической компетентности, умений прибегать к различным вербальным и невербальным стратегиям общения. Сами правила организации дискуссии — корректность, ясность и точность, вежливость и доброжелательность, уважение личности оппонентов — способствуют становлению ценностно-рефлексивного и поведенческого компонентов в структуре педагогической толерантности будущих учителей.

Основными аспектами для обсуждения на иностранном языке становятся: концепт «толерантность» в российском и западном / восточном сознании (становление концептуального поля толерантности в русском языке, его обогащение нежелательными отрицательными коннотациями в российском социокультурном контексте; сформированность коммуникативной категории толерантности у разных народов и ее проявление в коммуникативном поведении носителей языка; толерантность — реалия современного мира (картография толерантности, толерантность и нетерпимость, избирательный характер толерантности, 1о!йгапее 2йго (нулевая толерантность к отдельным соци-

ально-культурным явлениям, толерантность и ненасилие); педагогическая толерантность и педагогическая этика (цели, принципы и содержание педагогики толерантности, способы формирования и реализации); разрешение и предупреждение конфликтов.

Использование диалоговых форм работы в курсе иностранного языка способствует развитию как когнитивного, так и ценностно-рефлексивного компонентов в структуре педагогической толерантности будущих учителей.

Система вузовского образования готовит будущих преподавателей иностранного языка как к работе в школе, так и к работе в вузе, в связи с чем их профессиональная подготовка должна отличаться гибкостью и вариативностью. Активные методы обучения (тренинги, игры) создают широкий выбор профессиональных ситуаций, требующих различных лингвистических интерпретаций и психолого-педагогического решения, тем самым влияя на развитие показателей поведенческого компонента в структуре педагогической толерантности будущих преподавателей. Так, способность к активному взаимодействию друг с другом позволяет видоизменять ролевое поведение в зависимости от ситуации.

Литературно-художественный текст — «первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины» [4.С.292] — является источником лингвистической, культурно-страноведческой информации. Он обладает эстетической, коммуникативной, прагматической, этической функциями, оказывает воздействие на эмоциональную сферу читателя, стимулирует его мыслительную деятельность и, следовательно, также является средством развития когнитивного и ценностно-рефлексивного компонентов педагогической толерантности.

Являясь аутентичным документом, инфографический документ (иллюстрация, рисунок, который изображает, имитирует что-либо, устанавливая связь на основе аналогии с объектом окружающего мира) несет в себе гораздо больше элементов страноведческого и культуроведческого аспекта, нежели лингвистического, и поэтому может быть использован на дотекстовом этапе обучения языку для стимулирования профессиональной мотивации [5]. Выделение различных уровней понимания инфографического документа (фактического, культурного, символического) способствует формированию вчув-ствования, эмпатии студентов, поиску во множестве возможных вариантов истины.

Анализ инфографического документа вместе с текстом при сравнении полученной информации с выработанными гипотезами, установление различий, сравнение соотношения текста и инфографического документа (ин-фографический документ может служить для иллюстрации эмоций, признания фактов, их оценки) будут содействовать рефлексии, так как среди множества возможных значений текст дает иногда то, что не выражено или слабо выражено в инфографическом документе.

Анализ научной литературы и педагогической практики позволил выявить эффективные средства формирования педагогической толерантности в ходе изучения иностранного языка. К ним отно-сятся: имитирование профессио-

нальных ситуаций, метод «критических инцидентов», дискуссии, активные методы обучения (тренинги, игры), работа с литературно-художественным текстом, анализ инфографического документа. Данные средства способствуют формированию структурных компонентов и содержа-тельных элементов педагогической толерантности студентов — будущих учителей в процессе изучения иностранного языка.

Библиографический список

1. Шалин, В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость (социально-философский анализ): дис. д-ра философ. наук / В.В. Шалин. — Ростов/ н/Д, 2000. - 360 с.

2. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика / Б.С. Гершунский. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 764 с.

3. Седых, А.П. Языковая личность и этнос (национально-культурные особенности коммуникативного поведения русских и французов) / А.П. Седых. — М.: Компания Спутник +, 2004. — 268 с.

4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. — 482 с.

5. Poinssac Béatrice. L'Infographie, Que sais-Je? — P.U.F., 1994. — 127 с.

N. Lipatova

MEANS OF FORMING OF FUTURE TEACHERS PEDAGOGICAL TOLERANCE

The article considers the forming of tolerance in the education system. The essence of pedagogical tolerance, means of foreign languages which assist the forming of future teachers pedagogical tolerance are revealed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.