Научная статья на тему 'Средства формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей'

Средства формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECOLOGICAL AWARENESS DEVELOPMENT / PROFESSIONAL AWARENESS / PEDAGOGICAL WORK / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ECOLOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошарская Екатерина Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры студентов. Она расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. Целью данного исследования является выявление средств формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей. Выводы, сделанные в работе, дают основание полагать, что на занятиях английским языком в вузе может быть сформирована основа, позволяющая педагогам выбрать наиболее эффективные пути своего участия в формировании экологической культуры, неотъемлемой составляющей профессиональной культуры студентов естественнонаучных специальностей. Для проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: анализ литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный и обсервационный методы; включенное и косвенное наблюдение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошарская Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF ECOLOGICAL AWARENESS RAISING WHEN TEACHING STUDENTS MAJORING IN NATURAL SCIENCES

This article is devoted to students’ ecological awareness development. It contributes to the ideas about substantive and practical aspects of pedagogical work aimed at harmonious personal development. The goal of the present research is to reveal the means of ecological awareness development of students majoring in natural sciences. The author has come to the conclusion that in English classes teachers are able to provide the students with the basic information that would allow them to choose the most effective ways of further ecological awareness development as inseparable part of students’ professional awareness since their major is a natural science. In order to verify the initial suppositions, a variety of interelated methods corresponding to the subject of the research were used: relevant works analysis, methods of comparison and observation, direct and indirect observation.

Текст научной работы на тему «Средства формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей»

УДК 378.1

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© 2014 Е.В.Кошарская

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 01.09.2014

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры студентов. Она расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. Целью данного исследования является выявление средств формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей. Выводы, сделанные в работе, дают основание полагать, что на занятиях английским языком в вузе может быть сформирована основа, позволяющая педагогам выбрать наиболее эффективные пути своего участия в формировании экологической культуры, неотъемлемой составляющей профессиональной культуры студентов естественнонаучных специальностей. Для проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: анализ литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный и обсервационный методы; включенное и косвенное наблюдение.

Ключевые слова: формирование экологической культуры, профессиональная культура, педагогическая деятельность, экологическое знание, экологическая деятельность.

В настоящее время состояние биосферы оценивается как кризисное, что выражено в нарастании уровня загрязнения воздушного бассейна, разрушении озонового слоя и почвенного покрова, оскуднении биологического разнообразия. В мире отмечается глобальное влияние техногенных факторов на окружающую среду, вызывающих нарушение состояния здоровья людей и ухудшение качества их жизни. Поэтому одной из задач профессионального образования становится формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, способной принимать экологически обоснованные решения, сознающей свою роль в устойчивом, взаимосвязанном развитии человека, общества и природы. Это предполагает не только осведомленность студентов относительно состояния окружающей среды и сформированность у них системы специальных знаний в области экологии, но и наличие самого экологического мировоззрения, основанного на эмоционально-ценностном отношении к природе. Неоспоримым является тот факт, что одним из показателей профессиональной культуры студентов естественнонаучных специальностей, представляющей собой определенную совокупность мировоззренческих и специальных знаний, умений, навыков, качеств, чувств, ценностных установок, должна выступать экологическая культура.

В научной литературе по проблеме формирования экологической культуры молодежи в нашей стране накоплен определенный теорети-

Кошарская Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: luiba@mail. ru

ческий и эмпирический опыт. Изучению проблем формирования экологической культуры студентов свои работы посвятили Н.Н.Моисеев, А.А.Ниязова, Н.Ф.Реймерс, Г.Л.Рытов, С.М.Файрушина и др. Исследователи С.Н.Гла-зачев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, М.Н.Ма-медов отмечают в целом низкий уровень экологической культуры студентов и выпускников вузов, который выражается в недостаточном объеме и качестве экологических знаний, отсутствии системы ценностных отношений к природе. В результате осмысления работ вышеупомянутых авторов можно констатировать, что проблема выделения и обоснования педагогических средств, определяющих эффективность формирования экологической культуры студентов высших учебных заведений, является пока недостаточно изученной.

Анализ литературы и педагогической практики позволяет выявить противоречия между: потребностью человечества в разрешении экологических проблем современности и несостоятельностью подходов к ним в сфере высшего образования; существующей потребностью высшей школы в формировании экологической культуры выпускников, готовых к реализации целей экологического образования в дальнейшей профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью в науке и практике педагогических условий, способствующих этому процессу. Таким образом, целью данной работы является теоретическая разработка проблемы формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей и выявление средств ее формирования.

Формирование экологической культуры -сложный, многоаспектный процесс, в нем задействованы как внутренние механизмы, обусловленные психическими особенностями личности, так и внешние, определяемые средой и условиями деятельности. Обучение иностранному языку представляет собой благоприятную основу для формирования гуманистического отношения к миру. Вместе с тем отмечены большие перспективы, которые может открыть учебный предмет «английский язык» и в аспекте формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей.

Формирование экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей будет успешным, если будут решены следующие поставленные задачи: 1) конкретизировано научное представление о содержании понятия «экологическая культура личности»; 2) определены основные структурные компоненты экологической культуры; 3) раскрыта специфика формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей; 4) выявлены средства, способствующие формированию экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей в процессе обучения английскому языку.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный и обсервационный методы; включенное и косвенное наблюдение. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

Результаты проведенной работы послужат основой для обновления содержания обучения в высшем учебном заведении в аспекте формирования экологической культуры личности. Обоснование средств формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности преподавателей английского языка, направленной на гармоничное развитие личности. Практическая значимость исследования состоит в выявлении дальнейших путей совершенствования учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении: в формировании экологической культуры студентов в условиях повышения качества обучения английскому языку.

Изучение процесса формирования экологической культуры требует чёткого представления сущности самого понятия «экологическая культура». В контексте данного исследования представляет интерес точка зрения Б.Т.Лихачева, который рассматривает экологическую культуру

как новообразование в личности, которое рождается и формируется под влиянием мотиваци-онной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализуется в стиле взаимоотношений с окружающей природной и социальной средой1. Формирование экологической культуры личности - сложный, многоаспектный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения, правил и норм, личностных и социально-нравственных ценностей, осуществление которых обеспечит устойчивость и экологическую безопасность окружающей среды.

Анализ работ С.Н.Глазачева, А.Н.Захлеб-ного, А.П.Салеевой, И.Т.Суравегиной по проблеме формирования экологической культуры личности показал единодушие ученых во мнении, что экологическая культура каждой личности характеризуется своей уникальностью, так как связана с индивидуальным эмоциональным и интеллектуальным развитием данной личности2. Анализ литературы по проблеме позволяет заключить, что экологическая культура личности по своей структуре является сложным и многосторонним образованием. Под термином «экологическая культура» часто понимают совокупность трех основных компонентов: экологических знаний; экологических ценностей; экологических действий. Каждый последующий компонент зависит от сформированности предыдущего.

В структуру экологической культуры, по мнению Н.А.Ямщиковой, входят психические состояния и свойства личности, которые обеспечивают качественный уровень познавательной деятельности3. Здесь ученые называют увлеченность, интерес, потребность, убеждения, идеалы. Формирование в человеке социально-значимого эстетического отношения к природе способствует моральному совершенствованию человека. Таким образом, наметилась необходимость рассмотрения еще одного структурного компонента, участвующего в процессе формирования экологической культуры личности, которым является эстетическое отношение. Эстетическое отношение связано с эмоционально-образным постижением действительности, оп-

1Лихажёв Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: 1985. - 176 с. - С. 33.

2Кошарская Е.В. Теоретические основы формирования экологической культуры студентов // Межд. научно-практич. конф. «Профессиональное развитие преподавателей английского языка в условиях модернизации образовательной системы»: материалы и доклады. -Самара: 2013. - С. 284 - 289.

3Ямщикова Н.А. Формирование экологической культу-

ры у школьников в процессе обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград: 2009. - 26 с. - С. 12.

ределяющим способ чувственного познания мира. Согласно концепции Н.И.Киященко и Н.Л.Лейзерова эстетическое отношение - это процесс постепенно возрастающего чувственного взаимодействия человека с миром, в котором он не только переживает, но который познает, а также преобразует в соответствии с идеалами совершенства4.

Учёные свидетельствуют, что уровень эстетического отношения напрямую зависит от уровня развитости эстетического восприятия. Восприятие определяется как некий психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств, который связан с пониманием целостности отражаемого. Эстетическое восприятие правомерно охарактеризовать как начальный этап общения с искусством и красотой действительности. Итак, каждый из рассмотренных элементов «экологической культуры», так или иначе, объединяет в себе все остальные и направляет совокупность созерцательной составляющей в определённое русло деятельностной активности личности. В задачи данного исследования входит создание условий, мобилизующих все компоненты структуры экологического сознания на детерминацию поступков и действий личности.

Формируемые качества и свойства личности должны найти отражение не только в сознании, но и в деятельности. В связи с этим требует рассмотрения понятие «экологическая деятельность». Экологическая деятельность предполагает не только знание актуальных экологических проблем, но и включение в процесс их решения, это реализация полученных экологических знаний и умений на практике. Определим «экологическую деятельность» как регулируемую экологическим сознанием активность личности, порождаемую ее эмоционально-ценностными потребностями и направленную на гуманное преобразование окружающего внешнего мира. Таким образом, в данной работе под экологической культурой понимается совокупность компонентов экологического сознания, включающего эстетическое отношение, экологические знания, экологические нормы, экологические ценности, обеспечивающих развитие и формирование потребностей в экологической деятельности.

В структуре профессиональной культуры учеными (Т.И.Руднева, С.В.Астахова, Е.С.Ла-пшова) выделяются: знания о сферах приложения деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; умение подойти творчески к решению новой профессиональной

задачи; опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности, преломленный через систему ценностей личности5. Обучение студентов естественных специальностей (химика и биолога) напрямую связано с особенностями их будущей деятельности, осуществляемой в условиях, важнейшим аспектом которых выступает окружающая среда. Проблема формирования профессиональной культуры студента специальности химия и биология обусловлена сегодня глобальными изменениями экологического фона современной цивилизации, ее науки и техники. Система образования должна соответствовать задачам нового объема управления социоприродной реальностью.

Профессии химика и биолога требуют способности прогнозировать последствия своих решений, высокого уровня ответственности за свои профессиональные действия. Соответственно, профессиональная культура химика и биолога - это определенная совокупность мировоззренческих и специальных естественнонаучных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций и воспринятых норм, которые, проявляясь в различных видах деятельности, позволяют эффективно выполнять свои профессиональные задачи. В связи с выше указанным, одним из главных показателей профессиональной культуры химика и биолога является экологическая культура, которая включает в себя не только теоретические и практические экологические знания, но и экологические ценности личности, психологическую установку на положительные действия, связанные с реализацией экологических представлений в каждой конкретной жизненной и профессиональной ситуации (Г.Л.Рытов)6. Приобретенные знания о способах природоохранительной деятельности на основе изученного и собственного опыта используются студентами для формирования профессионально и личностно-значимых качеств в аспекте осмысления широкого спектра глобальных социальных и экологических проблем и последующего применения в экологической деятельности.

Формирование экологической культуры личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятием, которое пробуждает эстетическое отношение и

4 Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. - М.: 1983. - 224 с. - С. 113.

5 Руднева Т.И., Астахова С.В., Лапиюва Е.С. Профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля. - Самара: 2007. - 250 с. - С. 161.

6 Рытов Г.Л. Экологическая проблематика

профессионального образования // Проблемы и перспективы профессиональной педагогики: сб. науч. тр. - Самара: 2008. - С. 262 - 270.

порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Логические рассуждения могут успешно дополняться восприятием первозданной красоты природы, отображенной в произведениях литературы и искусства. При помощи определенным образом организованной связи поступающей из смежных дисциплин информации может быть выделено новое экологическое знание, получение которого посредством одного предмета невозможно.

Гуманитарные предметы формируют и развивают такие необходимые в экологическом образовании умения и навыки, как работа с литературными источниками, логичное описание объекта или ситуации, составление конспекта, подготовка реферата, оформление документации. Литература как искусство слова и учебный предмет несет в себе большие возможности для формирования экологической культуры личности. Литература вносит существенный вклад в разработку концепции взаимодействия человека и общества с природой, раскрывая ее ценностный аспект: полученные знания природоведческого характера служат реальной основой для установления межпредметных связей литературы с естественнонаучными дисциплинами, позволяющими преодолеть характерный для современного образования разрыв между художественно-образной и научно-логической формами познания действительности7.

Литература, являясь изобразительным и выразительным искусством, открывает ряд педагогических возможностей на занятиях английским языком в вузе, и, прежде всего, возможность воспитания сознательного отношения к окружающему миру и приобретения знаний, в том числе экологического характера. С этой целью предметом изучения в исследовании стали художественные и научные тексты. Путешествия и приключения - любимые жанры подростков. Поставив проблему взаимозависимости человека и природы, отраженную в книгах о путешествиях, необходимо придать проблемный характер чтению. Например, заострить внимание студентов на взаимоотношениях человека с природой на примере приключенческой американской и английской литературы. Столь же значима в этом плане для студентов может быть анималистическая литература.

Природоохранительный пафос в художественной литературе может быть усилен вырази-

7 Кошарская Е.В. Иностранный язык как средство формирования экологической культуры студентов естественных специальностей // Всеросс. заоч. конф. «Актуальные вопросы педагогики высшей школы, филологии и методики преподавания иностранных языков»: материалы и доклады. - Самара: 2012. - С. 25 - 31.

тельным чтением студентов. Умения представлять в ярких, живых образах то, о чём говорит преподаватель, может быть недостаточно, чтобы испытать эстетические переживания. Возникновение различного рода эмоций может быть вызвано путём собственного прочтения отрывка, если оно будет осмысленным и выразительным. Работа по выразительному чтению может сочетаться со всеми другими видами деятельности и, имея несомненную воспитательную значимость, должна занять надлежащее место на уроках английского языка и в высшей школе. Обучение выразительному чтению предполагает такие основные этапы анализа, как всестороннее ознакомление с содержанием произведения и создание цепи ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания. Учитель должен использовать разнообразные методические приёмы, связывая их с задачей не только обеспечения наибольшей глубины понимания, но и эмоциональности восприятия. Как справедливо утверждает в своей работе, посвящён-ной выразительному чтению, Е.В.Язовицкий, всё, что препятствует эмоциональному восприятию, губит эстетическое переживание8.

В основе структуры экологической культуры лежат, прежде всего, знания из области биологии, химии и экологии, которые можно рассматривать в качестве междисциплинарных, комплексных знаний, развивающихся на стыке естественных и гуманитарных дисциплин, в частности английского языка. Главной задачей педагогической деятельности в процессе формирования экологической культуры на занятиях английским языком является раскрытие возможностей содержания предмета и средств его преподавания, которые обуславливают усвоение экологических знаний. Включение учащихся в работу с современными научными текстами экологического содержания позволяет осуществить наиболее эффективное достижение поставленной задачи.

Оригинальные тексты экологической проблематики представляют несомненный практический интерес для студентов. Учащиеся получат шанс расширить спектр своих знаний по экологии, сформировать умения и навыки, дающие возможность перейти к чтению оригинальной литературы по широкому экологическому профилю, и, впоследствии, свободно участвовать в дискуссиях, посвященных защите окружающей среды. В качестве источников предлагается использовать популярные американские и английские издания. Лексический материал должен отбираться с учетом уже по-

8 Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. - Л.: 1959. - 224 с. - С. 7.

лученных студентами знаний в области химии, биологии и истории научного знания.

Успех формирования экологической культуры в процессе обучения английскому языку достигается, если реализуется ориентация на экологическую ценность профессиональной деятельности, которая обеспечивается моделированием в игре. Необходимо отметить, что отечественные и зарубежные учёные рассматривают игру как эстетическую деятельность, акцентируя её взаимосвязь с искусством, художественным творчеством.

Ролевая игра на уроках английского языка -это овладение иноязычным общением, в котором сочетаются развлекательные и учебные моменты, проигрываются социальные и межличностные роли, используются вербальные и невербальные коммуникативные средства. Ролевая игра усиливает личностную сопричастность, является источником радости и энергии и имеет определяющее значение для развития воображения. На уроке английского языка с целью формирования экологического сознания, как составного компонента экологической культуры студентов, предлагается использовать экологические ролевые игры. Деловые экологические игры предлагается проводить в форме имитации ученых советов, пресс-конференций, симпозиумов по проблемам окружающей среды. В игровой ситуации активно происходит перестройка понятий, представлений, фактов, которые связаны с конструированием ответственного выступления от лица общественного или политического деятеля, ученого, администратора или технического специалиста. При этом передача усвоенных знаний слушателям происходит с целью привлечения их внимания к проблемам охраны природы.

Игры экологического содержания позволяют решать следующие образовательно-воспитательные задачи: интегрировать экологические знания и умения, полученные в разных учебных предметах; переносить знания и умения в новую ситуацию, применять альтернативное мышление (разностороннее видение проблемы), развивая при этом творческую деятельность; формировать собственные ценности по отношению к окружающей природной среде. При подготовке к игре студенты используют научную литературу, публицистику, периодическую печать, интервьюируют специалистов, приводят результат личных наблюдений и исследований в природе.

Заключение. В соответствии с поставленными задачами в данной работе проанализирована проблема формирования экологической культу-

ры студентов естественнонаучных специальностей. На основе изучения научной литературы, педагогического опыта сделан вывод об актуальности формирования экологической культуры студентов в процессе учебной деятельности.

Было установлено, что «экологическая культура» представляет собой совокупность экологического сознания, включающего эстетическое отношение, экологические знания, экологические нормы, экологические ценности, обеспечивающего развитие потребностей в экологической деятельности. Формирование экологической культуры студентов естественных специальностей предполагает целенаправленное развитие основных ее компонентов в процессе изучения не только естественнонаучных дисциплин, но и гуманитарных, в частности английского языка.

Выявлена специфика формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей как аспекта процесса обучения английскому языку. Формирование экологической культуры реализуется в содержании обучения английскому языку путем использования экологически ориентированного учебного материала, который вводится приемами и методами, приближающими учебный процесс к будущей профессиональной деятельности или имитирующими ее. Владение иностранным языком направляется на обеспечение возможности знакомства с экологическими проблемами и достижениями в области защиты окружающей среды за рубежом, что реализуется через чтение современных оригинальных текстов экологического содержания.

В работе было установлено, что эффективными средствами формирования эстетического отношения к окружающей действительности, благодаря способности воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности, являются выразительное чтение английской и американской художественной литературы и ролевая игра.

Выводы, сделанные в работе, дают основание полагать, что на занятиях английским языком в вузе может быть сформирована основа, позволяющая ставить новые практические и воспитательно-развивающие задачи обучения, призванная помочь педагогам выбрать наиболее эффективные пути своего участия в формировании экологической культуры, которая является неотъемлемой составляющей профессиональной культуры студентов естественнонаучных специальностей.

MEANS OF ECOLOGICAL AWARENESS RAISING WHEN TEACHING STUDENTS

MAJORING IN NATURAL SCIENCES

© 2014 E.V.Kosharskaya"

Samara State University

This article is devoted to students' ecological awareness development. It contributes to the ideas about substantive and practical aspects of pedagogical work aimed at harmonious personal development. The goal of the present research is to reveal the means of ecological awareness development of students majoring in natural sciences. The author has come to the conclusion that in English classes teachers are able to provide the students with the basic information that would allow them to choose the most effective ways of further ecological awareness development as inseparable part of students' professional awareness since their major is a natural science. In order to verify the initial suppositions, a variety of interelated methods corresponding to the subject of the research were used: relevant works analysis, methods of comparison and observation, direct and indirect observation.

Keywords: ecological awareness development, professional awareness, pedagogical work, ecological knowledge, ecological activity.

° Ekaterina Victorovna Kosharskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Foreign Languages. E-mail: luiba@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.