Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА'

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / средства / физические упражнения / функциональные возможности. / physical culture / means / physical exercises / functionality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еникеев Шамиль Фаильевич, Бурнес Любовь Анатольевна

средства физической культуры оказывают очень комплексное воздействие на организм и его возможности. Необходимо внимание ко всем факторам (биохимическим, психологическим и косвенным), что позволяет более глобально решать проблему физического состояния организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еникеев Шамиль Фаильевич, Бурнес Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN INCREASING THE FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE ORGANISM

physical education means have a very complex effect on the body and its capabilities. Attention to all factors (biochemical, psychological and indirect) is necessary, which allows us to more globally solve the problem of the physical condition of the body.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА»

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА Еникеев Ш.Ф.1, Бурнес Л.А.2

1Еникеев Шамиль Фаильевич - старший преподаватель, кафедра «Физического воспитания и спорта», Филиал Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в городе Ташкенте;

2Бурнес Любовь Анатольевна - старший преподаватель, кафедра физвоспитания и спорта, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека; г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: средства физической культуры оказывают очень комплексное воздействие на организм и его возможности. Необходимо внимание ко всем факторам (биохимическим, психологическим и косвенным), что позволяет более глобально решать проблему физического состояния организма. Ключевые слова: физическая культура, средства, физические упражнения, функциональные возможности.

MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN INCREASING THE FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE ORGANISM Enikeev Sh.F.1, Burnes L.A.2

1Enikeev Shamil Failievich - senior lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS, BRANCH OF THE RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF OIL AND GAS (NRU) NAMED AFTER I.M. GUBKIN IN THE CITY

OF TASHKENT;

2 Burnes Lubov Anatolyevna - senior teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER. MIRZO ULUGBEK;

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: physical education means have a very complex effect on the body and its capabilities. Attention to all factors (biochemical, psychological and indirect) is necessary, which allows us to more globally solve the problem of the physical condition of the body.

Keywords: physical culture, means, physical exercises, functionality.

Определенно, что здоровье человека на 45-50 % зависит от условий образа жизни, избранного стиля, четко связанных с формированием граней личности.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Люди, ведущие физически активный образ жизни и систематически занимающиеся спортом, успевают сделать гораздо больше, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Используемые в системе образования рекреационные мероприятия - короткие перерывы между занятиями, в выходные и праздничные дни - направлены на восстановление оптимального соотношения ключевых нейронных процессов в коре головного мозга и связанной с этим умственной работоспособности. Для нормального функционирования мозга ему необходимы импульсы от различных систем организма, из которых более 50 % поступает от мышц. Экспериментально доказано, что тонический тонус мышц повышается, если за физической работой не следует полный отдых. Требуются физические упражнения - плавание, езда на велосипеде, утренняя зарядка, укрепление мышечного корсета с помощью тренажеров.

Для создания естественного мышечного корсета мы рекомендуем использовать на занятиях гимнастические упражнения, которые развивают крупные группы мышц, особенно спины, живота и ног. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики нарушений осанки является партерная гимнастика, медицинские мячи и гимнастический ролик.

Партерная гимнастика - это система специально подобранных физических упражнений, главной особенностью которых является то, что они выполняются "на земле", то есть сидя, лежа, поворачиваясь боком и выполняя различные упражнения из разных упоров.

Медицинские мячи - это утяжеленные наполнители, используемые для укрепления спинного и брюшного корсетов. Они весят в среднем от 0,5 до 4 кг. Тренировки следует начинать с небольших весов и постепенно увеличивать вес.

Гимнастический ролик - спортивный тренажер, состоящий из одного или нескольких колес и двух ручек по бокам, повторяющих контур руки, что обеспечивает максимальный комфорт при пользовании. Гимнастический ролик, главным образом прорабатывает мышцы пресса, также задействует грудную клетку, мышцы спины и плечевые мышцы, таким образом, он дает нагрузку на все тело. Упражнения с ним базируются на медленном перекатывании по полу вперед и назад.

Не так давно эксперты определили, сколько времени нужно уделять физическим упражнениям и физической активности, чтобы достичь профилактического эффекта. Это было сделано после многолетних исследований. Результаты показали, что на физические упражнения требуется не так уж много времени.

Ниже приведены три основных принципа, которых следует придерживаться при выполнении серии упражнений:

1. Занимайтесь каждый день или по крайней мере три раза в неделю.

2. выполняйте упражнения непрерывно в течение 20 минут.

3. выполнять упражнения интенсивно, но при этом следить за дыханием.

Министерство здравоохранения установило минимальную норму физической активности для студентов - 10 часов в неделю. Важно помнить, что физкультура - это не просто воскресное мероприятие или раз в месяц, а целенаправленное, волевое и регулярное самовоспитание на протяжении всей жизни.

Существует три формы самостоятельных занятий физической культурой [1]:

1. ежедневная утренняя физическая зарядка.

2. ежедневная гиподинамия.

3. самоподготовка, гимнастика и спорт (не менее двух-трех раз в неделю).

Подготовительные упражнения (разминка) можно разделить на две категории: общая и специальная разминка. Общая разминка включает в себя ходьбу (2-3 минуты), медленный бег трусцой (женщины - 6-8 минут, мужчины - 8-12 минут) и общие упражнения для всех групп мышц. Рекомендуется начинать с малых групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить к большим группам мышц туловища и, наконец, к упражнениям для ног. После силовых упражнений и упражнений на растяжку должны следовать упражнения на расслабление. Специальная часть разминки призвана подготовить те группы мышц и костно-связочный аппарат к основной части упражнения и произвести нейронную и физико-психологическую перестройку, которую планируется осуществить в основной части упражнения. Специальная часть разминки включает в себя отдельные элементы, такие как базовые физические упражнения, имитация, специальные подготовительные упражнения и частичное или полное выполнение основного упражнения. При этом учитывается темп и ритм предстоящего упражнения. В основной части комбинированных физических упражнений изучается техника и тактика спортивных действий, проводится тренировка и развиваются физические и двигательные качества (быстрота, сила, выносливость) [2]. Заключительная часть включает упражнения на расслабление в сочетании с медленным бегом (3-8 минут), переходом на ходьбу (2-6 минут) и глубоким дыханием для постепенного снижения тренировочной нагрузки и приведения организма в относительно спокойное состояние.

При проведении физкультурного занятия (продолжительностью 60 или 90 минут) можно распределить время на части занятия следующим образом: подготовительная 15-20 минут (25-30 минут), основная 3040 минут (45-55 минут) и заключительная 5-10 минут (5-15 минут). При проведении добровольных занятий по физической культуре наибольшее распространение получили спортивные игры, гимнастика, оздоровительный бег и лыжи. В последнее время все большую популярность среди студенток приобретают художественная гимнастика (аэробика) и шейпинг.

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис оказывают разностороннее воздействие, улучшая функциональное состояние, физическую подготовленность и координацию движений студентов.

Чтобы сделать занятия физической культурой более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила:

- Постепенно увеличивайте продолжительность и нагрузку физических упражнений.

- Перед началом игры разминайтесь медленной пробежкой (3-5 минут), общефизические упражнения и упражнения на наиболее напряженные группы мышц в этом виде спорта.

- Соблюдайте все правила безопасности и обращайте внимание на пригодность обуви и инвентаря, ровность площадки и другие требования.

Список литературы /References

1. Бикмухамедов Р.К. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных

систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №7. - С. 51-54.

2. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М. : Интел, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.