Научная статья на тему 'Средства электронной коммуникации'

Средства электронной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6841
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ «WEB 2.0» / СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ / TECHNOLOGY «WEB 2.0» / ELECTRONIC COMMUNICATION / FACILITY TO ELECTRONIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулёва Олеся Викторовна

Описано развитие системы электронной коммуникации в контексте интернет-пространства. Проведено исследование основных характеристик 19 наиболее известных в интернет-пространстве средств коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic means of communication

The development of electronic communication system in the context of Internet space is described. The main features of 19 the most known in Internet space communication means are analyzed.

Текст научной работы на тему «Средства электронной коммуникации»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 3, с. 36-41

Информатика

УДК 004.738.5 ББК 32.973.202

СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ © О. В. Кулёва, 2012

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Описано развитие системы электронной коммуникации в контексте интернет-пространства. Проведено исследование основных характеристик 19 наиболее известных в интернет-пространстве средств коммуникации.

Ключевые слова: электронная коммуникация, технология «Web 2.0», средства электронной коммуникации.

The development of electronic communication system in the context of Internet space is described. The main features of 19 the most known in Internet space communication means are analyzed.

Key words: electronic communication, technology «Web 2.0», facility to electronic communication.

С развитием информационных технологий сформировалось новое коммуникативное пространство - электронное, в котором происходит создание и хранение разнородных ресурсов, развитие веб-сервисов, распространение и обмен информацией. Вследствие этого изменилась структура и функциональная нагрузка системы коммуникации, именуемой исследователями электронной, что обуславливает интерес к изучению ее основных составляющих.

Прежде всего необходимо дать определение термину «электронная коммуникация». Некоторые авторы, например Ю. А. Зуляр, определяют ее как очередной этап социальных коммуникаций, когда информация, возникающая в устной и письменной формах, переводится в электронную [3]. А. В. Соколов электронную коммуникацию считает родом социальных коммуникаций, наряду с устной и письменной [7].

Оба эти подхода правомерны, но в контексте нашего исследования наиболее приемлемо определение Ю. А. Зуляра. Как известно, к настоящему времени произошло несколько революционных скачков развития коммуникации - это появление письменности, книгопечатания, электронных масс-медиа (радиовещание, кино, телевидение и т. д.), сети Интернет. Термин «электронная коммуникация» включает масс-медиа, но наиболее активно он стал употребляться с появлением всемирной компьютерной сети Интернет.

Таким образом, электронная коммуникация -это один из этапов развития социальной коммуникации. В настоящий момент электронная ком-

муникация реализуется посредством сети Интернет и предоставляет участникам процесса (коммуниканту и реципиенту) широкий, постоянно пополняющийся набор информационных ресурсов и электронных средств, которые обеспечивают объем и мобильность передачи организованной и структурированной информации.

Итак, с появлением Интернета средств коммуникации стало значительно больше - электронная почта, телеконференции, форумы, дискуссионные листы, электронные книги, чаты, гостевые книги и т. д. Данные средства базируются на технологиях «Web 1.0». С появлением «Web 2.0» появились новые средства (блоггинг, тегирование, веб-облака и др.), стремительно расширившие возможности неформального профессионального и научного общения.

Например, уже существует новая практика ученых, публикующих свои работы в открытом доступе в Интернете (так называемая технология «Science 2.0»), а также организующих совместную работу лабораторий с помощью wiki-технологий, блогов, социальных сетей [8]. Так же и в библиотечном деле специалисты пишут о реализации концепции «Библиотека 2.0» [4, 11].

Е. А. Ефимова отмечает, что существуют два различных понимания концепции «Библиотеки 2.0». В узком понимании ее сущность заключается в использовании библиотекарями инструментов «Web 2.0». В более широком - «Библиотека 2.0» представляет собой совершенно новую философию, в которой пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса, т. е.

пространство библиотеки (реальное или виртуальное) становится более интерактивным.

Использование вышеназванных технологий имеет большое значение для современной библиотеки, поэтому в ГПНТБ СО РАН было проведено исследование основных характеристик 19 наиболее известных в Интернете средств коммуникации (см. приложение) с точки зрения разных оснований, имеющихся в литературе, для классификации видов социальной коммуникации [5-7] (рис. 1).

Как видно из рис. 1, более 10 средств социальной коммуникаций относятся к следующим типам: письменные, визуальные, неформальные, межличностные, групповые, стихийные, двусто-

ронние и вербальные. Менее 10 - к устному, формальному, одностороннему и невербальному типам. Однако многие из средств относятся к смешанному типу и форме (рис. 2).

Наблюдаются различные комбинации форм предоставления информации. Например, в социальных сетях и LiveJournal (Живом журнале (ЖЖ)) есть возможность передавать устную, письменную и визуальную информацию, а также осуществлять интраперсональное, межличностное и групповое взаимодействие. Но, как видно из рис. 2, преобладает письменная коммуникация (визуальная форма передачи информации) и межличностное (групповое) общение.

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2

я И

а

о

д

а

о ©

а

с

«

а н я К

о с

с

^

а

1-Ч

Я «

я

X я н

о

По форме

По каналу

По количеству участников

я я о я

я

^

н я н о я

к

По

социальной организации

я я я о

SP

о н о о

я

«

О

я я я о

SP

о

и

ю

SP

д

По типу связи

По знаковым системам

Рис. 1. Дифференциация электронных средств коммуникации по типовых характеристикам

0

Рассмотрим подробнее средства коммуникации по классификационным признакам.

По форме. В электронном коммуникативном пространстве бытуют все три формы коммуникации (устная, письменная и визуальная), но с более широкими возможностями. Например, письменная реализуется через тексты линейной структуры, гипертексты, гиперссылки, теги1 и т. д. Визуальная - посредством:

1 Теги (облако тегов, облако меток или облако ключевых слов) от англ. tag cloud, wordle - визуальное представление списка ярлыков (или категорий), частота упоминаний, поисков, ссылок в Интернете с определенного сайта неких слов, терминов, имен; отображается в специальной области в виде изображения этих слов в формате гиперссылок. Размер изображения тем больше, чем чаще исполь-

• системы значков (иконок), идеограмм, пиктограмм (навигационные, имиджевые);

• графических изображений и иллюстраций (рисунков, фотографий, диаграмм, блок-схем и т. д.);

• видеоинформации.

Устная форма электронной коммуникации реализуется через 1Р-телефонию и голосовую почту. Отдельные средства могут объединять все или несколько форм коммуникации, например, Skype, социальные сети и др. В связи с этим ученые лингвисты говорят о появлении абсолютно новой формы устной и письменной речи в рамках компьютерно-опосредованного взаимодействия [1, 2, 10].

зовался данный тег. Работа с облаком тегов удобна, такие облака часто используются на блогах и тематических сайтах.

12

10

в С

s «

CS CS

К К

tu

ü о В

С

§

к л

ч

CS

fr

в я

^ S

О CS

В

CS £

В

К

^ —i О CS

И Ъ

CS Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л '

Н В

S

5 es я о В

в

^

л и

Л «

В es

2 к

в в

fr К

в н о В

К

и

я CS Я

я я Л

о Л и

Л ч ID

о CS

н ID Ui

о Л <и

^ <u я

я rn Я

По форме

По количеству участников По соц.

орг.

о

в

«

По типу По связи знаковым системам

Рис. 2. Типовые характеристики электронных средств коммуникации

8

6

4

2

0

По каналу. Все средства электронной коммуникации, как известно из теории научных коммуникаций, подразделяются на формальные и неформальные. Формальная коммуникация осуществляется путем электронной почты, вебинаров, электронных конференций и семинаров. К неформальной можно отнести социальные сети, IP-телефонию, электронные доски объявлений и др.

По типам коммуникаций. К интраперсональ-ному типу, который представляет собой монолог пользователя [5, 6], по преимуществу относятся «общественные (социальные) закладки», дневники в ЖЖ. Также к этому типу можно отнести и SMS сообщения, wiki, теги, поскольку в результате происходит процесс обработки пользователем информации.

К межличностной коммуникации, которая предполагает участие двух и более коммуникантов, по преимуществу относятся: сервисы обмена текстовыми сообщениями, twitter2, форум, гостевая книга, IP-телефония, голосовая и электронная почты, социальные сети, блоги, электронные телеконференции, семинары. Поскольку в этом типе коммуникации есть варианты наблюдателя - включенного

2 Система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Отличительной особенностью твиттера является публичная доступность размещенных сообщений, что роднит его с блогами.

или постороннего на фоне присутствующих свидетелей, - сюда можно отнести и средства, позволяющие осуществлять интраперсональную коммуникацию.

К групповой коммуникации, которая может осуществляться внутри группы, между группами, между индивидом и группой будут относиться все вышеперечисленные средства. То есть данные средства в интернет-пространстве имеют обширные характеристики.

По социальной организации. Достаточно сложно классифицировать средства электронной коммуникации по типу социальной организации. По каким признакам можно отнести электронные средства к институциональным или стихийным? Прежде всего, необходимо дать определение понятию «институциональный», которое включает в себя два аспекта [9]:

• институты - законы, организации, учреждения,

• институции - правила, образцы, стандарты, обычаи поведения в обществе, которые могут быть нескольких видов (естественные, технические, социальные).

Если рассматривать средства коммуникации с точки зрения института как организации, то к институциональным следует отнести только сайты, порталы определенных организаций, а также сайтов, реализующих интересы определенных социальных групп. С точки зрения институций - «об-

щественные (социальные) закладки», дневники в ЖЖ и другие средства коммуникации организованы по определенным правилам. То есть, исходя из данных определений, фактически все средства электронной коммуникации можно отнести к институциональным.

Например, ЖЖ организован по определенным правилам, предусматривающим создание аккаун-тов для русскоязычных пользователей, дневников и сообществ, условия размещения различных видов ресурсов. Также создатели сервиса оговаривают обязательства пользователей, причины прекращения учетной записи и др. Но здесь же, в ЖЖ, совершенно стихийно возникают темы обсуждений и сообщества.

По типу связи. К односторонней коммуникации можно отнести «электронную доску объявлений», «RSS-подписку» и др. Соответственно, в процессе двухсторонней - коммуникант и реципиент могут как передавать, так принимать информацию, и реализуется посредством таких средств как сервисы обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени, twitter, форум, гостевая книга и т. д.

По знаковым системам. В электронном пространстве вербальный тип коммуникации выражается также с помощью слов и письменных знаков. К данному типу относятся практически все рассматриваемые средства коммуникации. При невербальном типе информация передается с помо-

3

щью различных несловесных символов и знаков .

Подводя итоги, отметим, что в электронном коммуникативном пространстве виды информации могут объединяться, например, текст, звук, статические и динамические изображения (видео и анимация), которые в традиционной коммуникации существуют отдельно друг от друга. Это позволяет

преодолеть ограничения устной и письменной коммуникации, а также расширяется спектр характеристик электронных средств коммуникации и раскрывает большие коммуникативные возможности.

Литература

1. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (На материале жанра компьютерных конференций) : дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2001. - 19 с.

2. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - Орел, 2006. - Вып. 4. - С. 165-175.

3. Зуляр Ю. А. Массовые коммуникации в рекламе : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Иркут. гос. ун-т, Фак. сервиса и рекламы. - Иркутск : ИГУ, 2006. - 488 с. - § 1.3.3. Электронная коммуникация.

4. Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: начало пути // Соврем. б-ка. - 2010. - № 1. - URL: http://rusu-library.blogspot.com/2010/04/20.html

5. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации : крат. курс. - М., 2007. - 256 с.

6. Конецкая В. П. Социология коммуникации : учебник. - М., 1997. - 302 с.

7. Соколов А. В. Социальные коммуникации : учеб.-метод. пособие. - М., 2001. - Ч. 1. - С. 207-219.

8. Bernius SS., Hanauske M., Dugall B. Von traditioneller wissenschaftlicher Kommunikation zu «Science 2.0» // ABI-Techn. - 2009. - Vol. 29, N 4. - P. 214-226.

9. Институционализм // Википедия - свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инсти-туционализм

10. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. - Саратов, 2002. -Вып. 3. - С. 8-15.

11. Сорокин И. В., Скалабан А. В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду // Вестн. Библ. ассамблеи Евразии. - 2011. - № 2. - С. 54-58.

3 Невербальные знаки подразделяются на несколько основные групп: оптико-кинетическая - внешний вид, мимика, пантомимика (позы и жесты); паралингвистическая -вокальные качества голоса, диапазон, тональность, тембр; экстралингвистическая - темп речи, паузы, смех и т. д.

Приложение

Основные характеристики наиболее известных в интернет-пространстве средств коммуникации

По количеству участников По социальной организации По типу связи По знаковым системам

№ п/п Средство коммуникации Форма Канал* Интраперсональная Межличностная Групповая Институциональные Стихийные Односторонние Двусторонние Вербальные Невербальные

1 Сервисы обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени (IRC, ICQ, Mirk) Письменная, визуальная НФ - + + - + - + + -

2 Форум Письменная, визуальная НФ - + + + - - + + -

3 Гостевая книга Письменная, визуальная НФ - + + + - - + + -

4 Подкастинг Письменная, визуальная НФ - + + - - - + - -

5 IP-телефония (Skype, VoIP и др.) Устная, визуальная НФ м + + + + - + + +

6 Голосовая почта Устная, письменная НФ + - - + + - + + -

7 Электронная почта Письменная, визуальная Ф - + + + + - + + -

8 Электронная доска объявлений Письменная, визуальная НФ - - - - + + - + -

9 RSS-подписка Письменная, визуальная НФ + - + + - + - + -

10 Рассылка SMS сообщений Письменная НФ + - + + + - + -

11 Социальные сети: • ВКонтакте • Одноклассники.ги • Мой мир@тай.ги • LiveJournal (ЖЖ) • YouTube и др. Устная, письменная, визуальная НФ + + + - + + + + -

12 Микроблогинг Twitter Письменная, визуальная НФ - + + - - - + + -

13 ЖЖ Устная, письменная, визуальная НФ + + + + + + + + -

14 Блоги Письменная, визуальная НФ - + + - + - + + -

По количеству участников По социальной организации По типу связи По знаковым системам

№ п/п Средство коммуникации Форма Канал* Интраперсональная Межличностная Групповая Институциональные Стихийные Односторонние Двусторонние Вербальные Невербальные

15 Общественные (социальные) закладки Письменная, визуальная НФ + + + - + + - + -

16 Wiki Письменная, визуальная НФ + - - - - + - + -

17 Теги Письменная НФ + - - - + + - + -

18 Сайт, портал Письменная, визуальная Ф + + + + - + + + +

19 Электронные телеконференции, семинары, вебинары Устная, письменная, визуальная Ф - + + + - - + + +

* Ф - формальный, НФ - неформальный.

Материал поступил в редакцию 17.05.2012 г.

Сведения об авторе: Кулёва Олеся Викторовна - кандидат педагогических наук, научный сотрудник научно-технологического отдела, тел.: (383) 266-15-36, e-mail: to3@spsl.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.