Научная статья на тему 'СРЕДСТВА АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ'

СРЕДСТВА АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
10
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная навигационная система / улучшение / авиационная электросвязь / передача данных / безопасность полетов / радиосвязь / беспилотные летательные аппараты.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Комисарова Г. Н.

В статье обсуждается важность современных шагов по улучшению авиационной электросвязи и передаче данных для развития авиационной навигационной системы России. Описывается проблема ограниченной зоны действия средств очень высокой частоты и потери сигнала на низких высотах, особенно актуальные для малой авиации и БПЛА. В статье предлагается использовать спутниковую связь как решение данной проблемы, обсуждаются преимущества данного подхода, такие как безграничный охват, высокая скорость передачи, точность и бесперебойность передачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Комисарова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

10.Черкасов С.В. Обратный осмос. Теория, практика, рекомендации // Сантехника, отопление, кондиционирование. 2005. №11. С. 10-12.

11.Terstrier M.L., Bender G.M., Benoit D.J. Physical and chemical wastewater treatment // Journal of the Technical Councils of the Amer. Soc. of Civ. Eng., 1980, P. 73-91.

12.Janette W.,Tim V. H.Current problems of oily wastewater treatment // Agromisa Foundation and CTA, Wageningen: 2006. P. 13-16.

© Иркешев Н.С., Власова А.Ю., 2024

УДК 629.7

Комисарова Г.Н.

курсант 2 курса УИГА, г. Ульяновск, РФ Научный руководитель: Шагарова А.А.

доцент УИГА, кандидат технических наук

г. Ульяновск, РФ

СРЕДСТВА АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Аннотация

В статье обсуждается важность современных шагов по улучшению авиационной электросвязи и передаче данных для развития авиационной навигационной системы России. Описывается проблема ограниченной зоны действия средств очень высокой частоты и потери сигнала на низких высотах, особенно актуальные для малой авиации и БПЛА. В статье предлагается использовать спутниковую связь как решение данной проблемы, обсуждаются преимущества данного подхода, такие как безграничный охват, высокая скорость передачи, точность и бесперебойность передачи

Ключевые слова:

авиационная навигационная система, улучшение, авиационная электросвязь, передача данных, безопасность полетов, радиосвязь, беспилотные летательные аппараты.

Развитие авиационной навигационной системы России невозможно без современных шагов по улучшению авиационной электросвязи и передаче данных. Для обеспечения безопасности полетов критически важна непрерывная и надежная радиосвязь между пилотируемыми и беспилотными воздушными судами, наземными центрами обслуживания воздушного движения и станциями внешнего пилота. На данный момент основным средством подвижной радиосвязи являются средства очень высокой частоты (ОВЧ).

Однако эти средства имеют ограниченную зону действия, особенно на низких высотах, что часто встречается в малой авиации и среди беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Наличие препятствий способствует потере сигнала. Потеря связи во время полета считается серьезным инцидентом, и радиосвязь считается потерянной, если обмен сообщениями не восстанавливается в течение пяти минут.

В данной работе предлагается вариант решения данной проблемы с помощью систем спутниковой

связи

Особенностью передачи данных по спутниковой связи для беспилотных средств имеют ряд отличительных характеристик, которые необходимо учитывать при проектировании и эксплуатации таких систем.

Преимущество спутниковой связи:

• Безграничный охват. Использование спутниковой связи позволяет обеспечить практически неограниченную область покрытия, что особенно важно для решения нашей проблемы, работающих в отдаленных и труднодоступных районах.

• Высокая скорость передачи. способность системы или устройства передавать информацию с высокой скоростью. Быстрая передача данных позволит улучшить производительность и эффективность осуществления летной работы, что особенно важно при эксплуатации беспилотных летательных средств.

• Точность и бесперебойность передачи. Спутниковая связь обеспечивает высокую степень надежности передачи данных, поскольку не зависит от территориальной инфраструктуры и имеет резервные каналы связи.

• Фиксируемая стоимость передачи. Стоимость передачи информации не зависит от расстояния между приемным и передающим оборудованием.

Составные компоненты спутниковой передачи:

• Пульт управления БПЛА

• Спутник

• БПЛА

Принцип передачи данных БПЛА (беспилотного летательного аппарата) через спутник основан на использовании спутниковой связи для передачи данных между БПЛА и оператором, который управляет им.

БПЛА использует специальные антенны на борту, которые направляют сигнал на спутник и получают от него обратный сигнал. Данные передаются в виде цифровых пакетов, которые кодируются и модулируются для передачи через спутник.

После передачи через спутник данные поступают на земную станцию, где происходит декодирование и обработка информации. Затем данные могут быть переданы оператору для анализа и принятия решений, что позволяет оператору управлять полетом БПЛА, получать данные о его положении, скорости, высоте и других параметрах, а также получать видео и фото с бортовых камер. Этот принцип передачи данных через спутник обеспечивает высокую надежность и скорость передачи данных, что делает его широко используемым при операциях с БПЛА.

Многие ведущие операторы предлагают специальные услуги связи с БПЛА. Inmarsat

Специализированная служба Inmarsat, нацеленная на связь с беспилотниками, называется Velaris BVLOS и работает в L-диапазоне. Данная технологию потокового вещания позволяет передавать видео высокой четкости в режиме реального времени, используя небольшую полосу пропускания.

Iridium

Данная организация имеет в распоряжении глобальную низкоорбитальную спутниковую систему, которая поддерживает постоянную связь с летательными аппаратами в любой точке Земли с малой задержкой. Связь с БПЛА реализуется посредством определенных решений, которые оптимизированы в рамках строгих требований к размеру, весу и мощности.

Данное решение обеспечивает 99,9% надежности, независимо от погодных условий или расстояния БПЛА от наземной станции управления.

В данный период времени в РФ спутниковый интернет не очень востребован. Но все же на рынке представлены отечественные компании, которые предлагают решение в данном направлении, так как с каждым годом актуальность спутниковой передачи данных увеличивается.

AltegroSky — крупный провайдер, самый известный, имеет широкую зону вещания, партнёры — Татнефть, Газпромнефть, Роснефть, Лукойл, Росбанк и т.д. Работает со спутниками Экспресс АМ5, Экспресс АМ33, Экспресс АМУ1, Экспресс АМ8, Ямал 401, Ямал 402, Ямал 601, Ямал 300К, KA-SAT, NSS12, Eutelsat 172B.

В России в 2024 году запланирована реализация программы «Сфера», в рамках которой будут расширены возможности спутникового интернета. Планируется создать многоспутниковую систему передачи данных «Марафон IoT».

Космические аппараты будут позиционированы в 12 орбитальных плоскостях на высоте 750 км

(LEO).

Использование спутниковой связи для передачи данных беспилотными средствами обладает рядом преимуществ, которые позволяют обеспечить эффективную и надежную работу таких систем. Однако необходимо учитывать особенности данного подхода и выбирать оптимальные решения, учитывающие конкретные условия эксплуатации беспилотных средств.

Список использованной литературы:

1. Кудряков С.А., Книжниченко Н.В., Рубцов Е.А. Вопросы обеспечения безопасного использования беспилотных авиационных систем // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, 2019. № 1(22). С. 72-84.

2. Адамов Д.С., Селиванова В.В. Антенны зенитного излучения как средство обеспечения безопасности полетов воздушных судов местных воздушных линий // Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации: Сборник трудов IX Международной научно-практической конференции г. Иркутск, 2020. С. 117-122.

3. Тучков Н.Т. Автоматизированные системы и радиоэлектронные средства управления воздушным движением: учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1994. - 368 с.

© Комисарова Г., 2024

УДК 331.458

Лукина С.М.

старший научный сотрудник Российская Федерация, Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Сафонов А.В. старший научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Российская Федерация, Москва

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЖАРНОГО ВОДОЗАЩИТНОГО АВТОМОБИЛЯ

Аннотация

Приведены требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарного водозащитного автомобиля

Ключевые слова

пожарный водозащитный автомобиль, личный состав, подача воды, пожарные рукавные линии,

аварийно-световая сигнализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.