Научная статья на тему 'Средства аудиовизуального контроля студентов в процессе хормейстерской практики'

Средства аудиовизуального контроля студентов в процессе хормейстерской практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ" / ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибкова Ольга Владимировна

В статье предложены средства и технология применения аудиовизуального контроля в процессе исполнительской хормейстерской практики, разработана модель «профессионального климата» хорового занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства аудиовизуального контроля студентов в процессе хормейстерской практики»

0. В. ГРИБКОВА

СРЕДСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПРАКТИКИ

В статье предложены средства и технология применения аудиовизуального контроля в процессе исполнительской хормейстерской практики, разработана модель «профессионального климата» хорового занятия.

Ключевые слова: аудиовизуальный контроль, «профессиональный климат», дирижерско-хоровая подготовка студентов.

Хоровая исполнительская практика является активной формой подготовки студента как специалиста высшего класса, способного создать творческую обстановку на уроке, организующую учебный процесс. Образовательный процесс при подготовке будущего учителя музыки должен базироваться на принципах активной исполнительской певческой практики, в которой приобретается навык профессионального общения с коллективом.

Применение аудиовизуального контроля на хоровом занятии вносит новые позитивные факторы в учебный процесс, в частности, значительно увеличивается доля эффективности самостоятельной работы студентов в исполнительской практике. В связи с этим возрастает потребность в разработке новых концептуальных подходов к профессио-нально-педагогической подготовке будущего учителя-музыканта как самостоятельной творческой личности. Их основу составляет понимание того, что одной из важнейших составляющих профессии учителя музыки является хоровая деятельность, которая связана с определенной спецификой учебного процесса. Его коммуникативная часть подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, определяющих развитие творческого характера обучения. Поэтому становление профессионального общения в условиях хорового класса выделяется в отдельную, достаточно сложную задачу, в контексте решения которой просматривается важнейший системообразующий компонент - технологический, направленный на поиск средств и методов формирования творческой личности в условиях дирижерско-хоровой подготовки студентов в педагогическом вузе.

Несмотря на наличие большого количества исследований, непосредственно или косвенно посвященных данной тематике, до сегодняшнего времени остается неизученным множество ее аспектов. В частности, отсутствуют действенные механизмы применения аудиовизуального контроля в процессе формирования творческого отношения в исполнительской хормейстерской деятельности студентов с целью вооружения будущего учителя средствами инновационного подхода к профессии.

С технологической точки зрения компонентами такой организации являются:

а) наработанные музыкально-слуховые представления и исполнительские навыки, совершенс-

твование которых формирует профессиональное творческое отношение и развитие определенных коммуникативных способностей, необходимых для дирижерско-хоровой исполнительской деятельности студентов;

б) применение комплекса специальных технических аудиовизуальных средств (СП)-альбомы. аудио- и видеозаписывающие установки), позволяющих студентам самостоятельно закрепить полученные знания, умения и навыки во время исполнительской хормейстерской практики и выработать определенные профессиональные качества.

Активизация и развитие этих качеств возможны только при учете ряда педагогических условий и средств. К наиболее важным из них относятся:

- использование комплексного профессио-нально-творческого подхода в выработке психологических качеств и внутренней организации личности студентов;

- формирование у студентов индивидуального творческого стиля общения как основного условия в учебно-хоровой практике;

- развитие у студентов навыка осознанной технологии репетиционного процесса в целях выработки самостоятельности творческого мышления;

- формирование профессионального мастерства будущих специалистов в практической хормейстерской деятельности с применением средств аудиовизуального контроля.

Комплекс внутренних и внешних условий творчества студентов в практической хормейстерской деятельности включает в себя создание благоприятной атмосферы, а с применением аудиовизуального контроля - стимулирование внутренней мотивации к процессу творчества.

Одним из главных принципов практического исполнительского мастерства репетиционного процесса в хоровом классе является формирование творческой активности студентов. Наиболее результативными по форме и содержанию приемами ее стимулирования становятся самостоятельная коллективная подготовка к исполнительской деятельности совместно с применением средств аудиовизуального контроля репетиций. Использование технических возможностей позволяет расширить существующие представления студента об организации визуального метода наблюдения за учебным процессом и проанализи-

ровать самостоятельно свой практический хормейстерский опыт.

Изучение формирования творческой активности личности студента невозможно без анализа психолого-педагогических условий при работе с хоровым коллективом. Разработанная модель контроля «профессионального климата» хорового занятия предполагает учет следующих факторов:

- погружение в творческое взаимодействие с хоровым коллективом на протяжении всего занятия;

- взаимодействие интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер в процессе работы у всех участников коллектива;

- использование приемов, позволяющих соединить творческий процесс непосредственно с практическими действиями хормейстера.

В целом творческая активность студентов на хоровом занятии является результатом соотношения и взаимодействия основных индивидуальных качеств (познавательных, эмоциональных, мотивационных, темпераментно-характерологических) и профессиональных факторов хорового коллектива, т. е. профессионального климата. Разработанную на основе данной модели технологию можно рассматривать как условие для формирования творческой активности студента. Аудиовизуальное восприятие и самоконтроль хорового исполнительского процесса предполагают осмысление структуры собственного плана хормейстерского практического опыта.

Активно используя свой творческий потенциал, студент обеспечивает большую исполнительскую и эмоциональную восприимчивость хорового коллектива. В связи с этим для реализации данной модели и технологии необходимо выполнить следующие основные условия:

- проследить степень готовности к работе с хоровым коллективом с применением аудиовизуального контроля и, таким образом, определить проявление творческой самостоятельности студентов;

- определить профессионально-педагогичес-кие факторы формирования творческой активности студентов на исполнительской практике с применением аудиовизуального контроля.

Для многих студентов хоровые занятия становятся областью проявления и раскрытия новых профессионально-творческих качеств личности. В процессе обучения хоровому пению затрагиваются педагогические проблемы, которые необходимы для всестороннего и гармоничного развития человека: расширение музыкального кругозора, формирование музыкального художественного вкуса, воспитание заинтересованного подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей.

Хоровое исполнительство для большинства студентов является доступным (а порой единственно возможным) видом деятельности, позволяющим будущему специалисту сформировать исполнительские умения, навыки репетиционной работы, приобрести опыт профессионального общения с коллективом. Творческий процесс хоро-

вого занятия с применением средств аудиовизуального контроля создает благоприятную возможность преподавателю наблюдать и анализировать репетиционные моменты практического занятия, а студенту проявлять творческую активность.

С целью реализации предлагаемых подходов разработан учебно-практический комплекс новых форм обучения, применяемый на хоровых занятиях. Он предусматривает специальные самостоятельные творческие задания с применением средств аудиовизуального контроля, которые помогают выявлять творческий потенциал каждого студента и всего коллектива. В этих целях при обучении используются возможности звукозаписывающей студии и самостоятельные записи студентами выученных хоровых произведений на компакт-диск. В ходе профессиональной студийной работы над хоровым произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений передается в записи исполнения, влияя на точность звуковысотного воспроизведения и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности. Ясность представления творческой задачи, музыкальная подготовленность коллектива к данной форме студийной работы отчетливо раскрывается, когда произведение исполняется на запись. Артистическая мобильность при таких самостоятельных формах деятельности у студентов чрезвычайно велика, так как подразумевает общение в профессиональной обстановке, которая, с одной стороны, обеспечивает успешные занятия учебного хора, а с другой - способствует становлению исполнительского профессионализма.

Чтобы объяснить эффективность творческой деятельности студентов при формировании профессионального климата на практических хоровых занятиях, следует затронуть вопрос о взаимодействии дирижера и исполнительского коллектива при подготовке концертной дипломной программы. Исследования показали, что среди необходимых условий формирования профессионального климата в практике хорового занятия на первом месте стоит понимание коммуникативных процессов, имеющих большое значение в хоровом коллективе. Важным является и осознание методологии репетиционного процесса как последовательного изучения хорового произведения и раскрытия в нем сущности художественного образа. В этом случае аудиовизуальный контроль помогает студентам выявить неточности в последовательности применяемых профессиональных методов и приемов.

Отметим, что функциональность профессионального климата репетиционного процесса на хоровом занятии может осуществляться лишь в том случае, когда у студента благодаря опыту практической деятельности и действию самоконтроля с применением аудиовизуальной техники вырабатывается определенный комплекс интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных хормейстерских и коммуникативных качеств.

Важнейшей задачей экспериментальной части нашего исследования является определение мето-

дов развития способностей студентов к решению музыкально-творческих задач в исполнительской хормейстерской деятельности, содержание которых раскрывается через следующие показатели: психологическая, эмоциональная и интеллектуальная готовность к профессиональному общению; умение планировать самостоятельный творческий процесс; владение приемами и методами работы с хоровым коллективом. Для этого использовались следующие пути педагогического анализа: формы и методы диалогического общения, предложенные автором исследования и использованные непосредственно на практических хоровых занятиях; сравнение и сопоставление занятий со студентами до и после видеопросмотра репетиций, проводимых как во время занятий, так и после них; (анализ) моделирование различных репетиционных ситуаций в рамках хоровых занятий; анализ результатов самостоятельной хормейстерской деятельности студентов в студии; анкетирование на заданные темы.

На стадии применения аудиовизуального контроля наличие навыков репетиционного процесса с хоровым коллективом оценивалось по следующим показателям: присутствие четкого репетиционного плана работы с хоровым произведением; динамичный темп репетиции; эмоциональный контакт дирижера с хором; словесно-логический навык общения с коллективом. Работа по организации учебно-исполнительской деятельности студентов на занятиях в хоровом классе с применением средств аудиовизуального контроля и формированию навыков профессионального общения была ориентирована на решение следующих задач:

- проверка эффективности предложенных средств аудиовизуального контроля в формировании навыков дирижерско-хорового общения в учебно-хоровом коллективе;

- выявление путей и методов развития профессионального общения в процессе самостоятельной хормейстерской деятельности студентов на практической работе с хором.

Изучение исходного уровня наличия навыков профессионального общения проходило в следующих аспектах:

1) выявление индивидуальных особенностей профессионального общения студентов с коллективом без применения аудиовизуального контроля;

2) определение творческой активности и самостоятельности после применения аудиовизуального контроля в практической работе с хором.

В таблице 1 мы приводим результаты творческой активности в исполнительской деятельности студентов с применением аудиовизуального контроля.

Таблица 2 отражает результаты творческой активности в исполнительской деятельности студентов без применения аудиовизуального контроля.

Данные таблиц наглядно отражают тенденцию улучшения в экспериментальной группе, что является ярким подтверждением прогрессивности применяемых методов решения творческих задач в исполнительской деятельности студентов с хоровым коллективом. В то же время разрыв в показателях, образовавшийся в результате снижения самостоятельности в поисковой творческой активности студентов контроль-

Таблица 1

Экспериментальная группа

Уровень навыков профессионального общения Этапы исследования

1-й 2-й 3-й

кол-во студентов % от общ. числа кол-во студентов % от общ. числа кол-во студентов % от общ. числа

высокий 12 18 24 48 38 76

средний 18 26 19 38 11 22

низкий 28 56 7 14 1 2

Таблица 2

Контрольная группа

Уровень навыков профессио- нального общения Этапы исследования Творческая самостоятельная исполнительская работа

1-й 2-й 3-й кол-во студентов % от общ. числа

кол-во студентов % от общ. числа кол-во студентов % от общ. числа кол-во студентов % от общ. числа

высокий 5 чел. 14,2 8 22,9 12 34,3 15 42,8

средний 9 25,6 15 42,8 18 51,5 18 51,5

низкий 21 60,2 12 34,3 15 14,2 2 5,7

ной группы, обусловлен длительной пассивной деятельностью.

Наблюдения показали, что применение средств аудиовизуального контроля позволяет повысить качество самостоятельной подготовки в процессе учебной практической репетиционной хоровой деятельности, что проявилось у студентов экспериментальной группы:

- в увеличении творческой активности и инициативности при самостоятельной работе с коллективом:

- в стремлении к овладению навыками репетиционной работы и в самостоятельности их применения в практической деятельности;

- в тщательности самостоятельной подготовки к репетиционному процессу и моделированию его моментов;

- в увлеченности и стремлении к конечному исполнительскому результату (хоровому концерту).

Анализ результатов творческого и профессионального роста у студентов двух групп, участвовавших в эксперименте, позволяет сделать вывод об эффективности методов творческого и технического взаимодействия, которые применялись на практических хоровых занятиях и способствовали активному формированию у

студентов профессионального общения и творческой самостоятельности. Студенты экспериментальной группы, находившиеся под постоянным воздействием данных методов, показали более высокие результаты на заключительном этапе обучения в вузе.

Это позволяет утверждать, что из всех известных применяемых форм и методов хормейстерской практики студентов использование технических средств аудиовизуального контроля наиболее эффективно способствует развитию и формированию творческой активности и самостоятельности, а также выработке профессионального общения у студентов в хоровом классе. Результатом этой формы общения стало развитие профессиональной инициативы, стремление каждого из участников творческого процесса вырабатывать свою точку зрения на предложенную музыкально-исполнительскую проблему.

Литература

1. Грибкова О. В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера: моногр. М., 2008.

2. Живов В. Л. Теория хорового исполнительства. М., 1998.

0. V. GRIBKOVA. MEANS OF AUDIOVISUAL STUDENTS' CONTROL IN THE PROCESS OF CHORAL SINGING

The author suggests means and technologies concerning the use of audiovisual students' control in the process of choral singing and develops the model of «professional climate» during choral training.

Key words: audiovisual control, «professional climate», conducting-choral students' training.

E. Г. ИВАНОВА

ВАРИАТИВНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СУБРЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматривается опыт организации многоуровневого образовательного учреждения, обеспечивающего различные образовательные траектории обучения на основе компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: многоуровневый образовательный комплекс, психолого-педагогические условия формирования личностных компетенций.

Модели интегрированных образовательных учреждений (ОУ), реализующих программы различных уровней, формируются на региональных рынках. В условиях динамично меняющихся потребностей личности, общества, экономики данный процесс является механизмом адаптации системы профессионального образования (СПО), которая параллельно разрабатывает способы взаимодействия с работодателями. Это позволяет решить две задачи: кадровую проблему предприятий и организаций, испытывающих трудности с пополнением квалифицированными специалистами, и трудоустройство выпускников.

В сложившемся социально-экономическом пространстве на базе Азовского технологического института (филиала Донского государственного технического университета) создан многоуровневый образовательный комплекс, реализующий непрерывную профессиональную подготовку специалистов. Миссия субрегионального образовательного комплекса (ОК), сочетающего в своей структуре три уровня подготовки (пред-профильного - среднего профессионального -высшего профессионального), состоит не только в развитии региональной системы образования, но и в эффективном использовании научно-тех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.