УДК 72.012
СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ РАЙОНОВ В КОНТЕКСТЕ
РАЗВИТИЯ СТРИТ-РИТЕЙЛА
Каракова Т.В., доктор архитектуры, профессор Самарский государственный технический университет
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы благоустройства городской среды и развития торгового формата стрит-ритейла. Большее внимание автором уделяется отсутствию единых федеральных стандартов проектирования элементов стрит-ритейла в периферийных районах городов. Формирование торговых улиц представлено как мощный инструмент в социально-функциональной и композиционно-пространственной реабилитации «депрессивных» городских районов, повышения их потребительской ценности, инвестиционной и туристической привлекательности.
Ключевые слова: стрит-ритейл, архитектура, транзитные пространства, торговые улицы, пространственная реабилитация.
Функциональные связи горожан существуют в рамках определенного социального пространства, материально заключенного в границы физического пространства города. Это прежде всего городские коммуникационные каналы в виде улиц и площадей. Содержательное и локационное разделение физического и социального пространства города носит условный характер и практически отсутствует. «Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве» различных видов благ, локализованных физических объектов и горожан, потребляющих эти блага [1]. Таким образом, транзитные пространства, вдоль которых сконцентрированы объекты обслуживания, представляют собой ключевые элементы функционально-пространственной локализации социальной жизни горожан. Эти территории объективно включены в процесс жизнедеятельности города и отражают вербальный и поведенческий характер перемещаемых масс населения [2].
Ключевую роль в функционально-композиционной организации транзитных пространств города и в придании им социальной направленности играет благоустройство городской среды и развитие торгового формата стрит-ритейла, что напрямую связано с привлечением гостей и жителей города, повышением потребительских качеств территории.
Стрит-ритейл представляет собой концентрированную в границах физического пространства улицы группу магазинов и кафе на первых этажах зданий, с организацией витрин и отдельных входов. По мнению специалистов, развитие формата стрит-ритейла особенно важно для российских городов в
силу дефицита качественных площадей для объектов торговли и общественного питания. С архитектурной точки зрения особую проблему представляет отсутствие единых федеральных стандартов проектирования элементов стрит-ритейла в периферийных районах городов, застроенных преимущественно жилыми зданиями индустриального домостроения. Последние зачастую не располагали возможностью организации встроенных торговых объектов. Однако в условиях активизации малого предпринимательства и перевода жилых помещений в нежилой фонд сформировались хаотично расположенные магазины в первых этажах жилых зданий. В отличие от передовых крупных форматов коммерческой торговой недвижимости (таких как ритейл-парки, торговые центры нового поколения - аутлет-центры и сток-центры), размещение которых предполагает значительные площади за пределами города, торговые улицы характеризуются более камерным масштабом и локацией в различных районах года: от центра до периферии [3].
Помимо социализации городского пространства концентрация магазинов в рамках торговой улицы приводит к такому увеличению потока целевых покупателей, какой не может создать даже отдельный известный бренд. Формирование торговых улиц в функционально-планировочной структуре города имеет огромное значение и для девелопмента недвижимости (от англ. real estate development - «совершенствование», «развитие недвижимости») -активно развивающейся сферы деятельности, непосредственно связанной с выкупом земли под объект, подбором строительной фирмы, определением брокера для продажи объекта и получения прибыли. Его задача - вычленить наиболее перспективные участки городской среды для освоения. В данном случае государство выполняет эту роль, предвидя активное развитие города, управляя этим развитием, повышая потребительские качества городской среды и предоставляя населению города иметь комфортное торгово-бытовое обслуживание. Оптимизационная модель развития торговли на территории города должна строиться с учетом исторических традиций, роли города в геополитическом масштабе, перспектив развития генерального плана, а также с учетом снижения превалирующих тенденций «центростремительности» бизнеса и потоков населения, концентрации обслуживающих функций преимущественно в границах центральных районов [4].
Разработка функционально-пространственной модели системы торговых улиц города является компетенцией архитектора и средового дизайнера, так как определяет междисциплинарное рассмотрение функционально-пространственной, планировочной и организационно-торговой составляющей в преобразовании городской планировочной структуры. Вычленение торговых коридоров имеет целью позиционирование центров социальной активности населения и повышение потребительской ценности городской территории в периферийных районах на фоне освобождения первых этажей жилых зданий от хаотически размещенных торгово-бытовых объектов, создающих дискомфортные условия для жителей, создания условий для развития предпринимательства и малого бизнеса [5].
Стрит-ритейл - самый древний вид городской торговли. Еще в дореволюционные времена строились дома, на первых этажах которых были трактиры, лавки, цирюльни, швейные мастерские и другие объекты обслуживания населения. Эти объекты заполняли порой практически всю протяженность центральных улиц, формируя зоны социальной активности горожан.
Помимо стационарных объектов развивающиеся стихийно нестационарные торговые точки постепенно заполнили многие улицы городов, создав функциональный противовес между насыщенными обслуживанием центральными территориями и лишенными развитой сферы обслуживания периферийными районами. Между тем все большую активность в крупных и крупнейших городах приобретает процесс формирования торговых улиц. Динамику их роста и эволюцию престижности можно наблюдать, изучив динамику роста арендных ставок на рынке коммерческой недвижимости. Сегодня характеристика локации объекта уже не является определяющей при прогнозировании его доходности и рентабельности. Покупатели и арендаторы предъявляют все большие требования к таким характеристикам объектов, как наличие вблизи транспортного узла, интенсивного автомобильного и пешеходного потока, возможность организации отдельного входа в объект, его дизайн.
Объем пешеходного потока по главной торговой улице города очень высок, это, соответственно, влияет на потенциальное количество продаж в любом магазине. Функциональной особенностью такой концентрации торгово-обслуживающих объектов может являться и преобладание целевых покупок у посетителей, что расширяет возможности стабильной работы объектов, создает удобство для потребителей. Размещенные в границах локации такие объекты, как магазины, кафе, рестораны и проч., формируют коммерческий и архитектурно-композиционный облик этого функционально-планировочного образования [6, 7].
Мировой опыт демонстрирует яркие примеры исторически обусловленных и функционально закрепленных локаций специализированных магазинов и центров на торговых улицах. Во многих городах Европы, Азии и США стрит-ритейл является неотъемлемой составляющей, определяющей рост экономического капитала города, повышения привлекательности отдельных его районов. Так, в г. Хошимин (Вьетнам) существует многообразие магазинов, торговых центров и торговых улиц, специализирующихся на каком-то одном товаре: торговая улица Нгуен Тхонг (Nguyen Thong) - на торговле декоративными (аквариумными) рыбками и принадлежностями для их разведения; улица Нгуен Тхиен Тхуат (Nguyen Thien Thuat) - на продаже музыкальных инструментов; на улице Нгуен Чонг (Nguyen Thong) продают хорошие вина. В Венгрии в конце XVIII в. улица Ваци становится модной торговой улицей Будапешта, а самые элегантные магазины города располагаются на проспекте Андраши, где сегодня представлены крупнейшие бренды мировой моды (Burberry, Louis Vuitton, Gucci, Ermenegildo Zegna, YSL,
Giorgio Armani, Hubli, Sinequanone, Madison, Boggi, Christian Dior, Lanvin и др.) [6]. В российских городах-миллионниках также есть примеры сложившихся торговых улиц в центральных и периферийных районах: Арбат, Новый Арбат, Кутузовский проспект, Столешников переулок, улица Тверская, Третьяковский проезд (Москва); Загородный, Владимирский и Невский проспекты (Санкт-Петербург); Садовая улица (Ростов-на-Дону), улица Ленинградская (Самара) и др.
Интересным является тот факт, что на фоне высокой ротации объектов обслуживания в центральных районах городов из-за размеров арендной ставки, в спальных периферийных районах более стабильна ситуация с длительной арендой помещений и высокими доходами предпринимателей. Показатели высокой плотности населения в периферийных зонах крупнейших российских городов корреспондируют не только с показателями интенсивности пользования населением объектами обслуживания, формирующими функционально-планировочные локации в структуре жилых районов, но и отражают пространственно-временную и функциональную стабильность
территориальной привязки маршрутов населения к этим объектам. По мнению специалистов, в России наблюдается острый дефицит качественных площадей для развития торговли и общественного питания. Обеспеченность российских потребителей торговыми площадями составляет всего 740 кв. м на 1 000 человек. Для сравнения: во Франции этот показатель равен 1 400 кв. м на человека, в Германии - 1 500. На проходившем в Москве в сентябре совещании в министерстве торговли обсуждался вопрос развития торгового формата «стрит-ритейл» как важной составляющей процесса торговли, широко распространенной в современных мегаполисах и провинциальных городах мира. Участвующие в совещании руководители Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга и представители Института Генплана Москвы пришли к выводу, что развитие стрит-ритейла, то есть создание на торговых улицах непрерывной череды бутиков, закусочных, мастерских и т.д., на фоне острого дефицита в России качественных торговых площадей для магазинов и точек общепита особенно актуально [8].
Таким образом, следует заключить, что формирование торговых улиц может не только создать комфортные условия для обслуживания населения, но и стать мощным инструментом в социально-функциональной и композиционно-пространственной реабилитации периферийных районов города, повышения их потребительской ценности, инвестиционной и туристической привлекательности.
Библиографический список
1. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. - 576 с.
2. Ильин В.И. Социальная структурация в транзитивном пространстве российского мегаполиса // Мир России. Социология. Этнология. - 2010. -№ 1 / Высшая школа экономики, 2010. - С. 89-124.
3. Менис С. Будущее торговых центров за интерактивными решениями // Арендатор: электронный журнал. - 2017. - URL: http://www.arendator.ru/artides/157538-
sergej_menis_buducshee_torgovyh_centrov_za_interaktivnymi_resheniyami
4. Каракова Т.В. Функционально-пространственная оптимизация сети торгового обслуживания населения г.о. Самара // Приволжский научный журнал. - 2014. - №17 / Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2014. - С. 131-137.
5. Каракова Т.В. Среда жилых районов города как реагент отношения «субъект-архитектурное пространство» // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - №1. - Т. 17. - Самара, 2015. - С. 259-263.
6. По главной улице. Торговые коридоры города // Торговля. - 2008. - URL: http://www.nta-rus.com (дата обращения: 15.10.2017).
7. Каракова Т.В., Воронцова Ю.С., Рыжикова Е.В. Поиск композиционных кодов в архитектуре и дизайне. - Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2015. - 115 с.
8. Вопросы размещения объектов стрит-ритейла в городах России // Материалы совещания Минпромторга от 8.09.2017. - URL: http://minpromtorg.gov.ru/press- centre/news/#! minpromtorg_razrabotaet_koncepciyu_razvitiya_stritriteyla_v_rossiyskoy_fed eracii.
URBAN ENVIRONMENTАL REHABILITATION OF THE AREAS IN CONTEXT OF "STREET-RETAIL" DEVELOPMENT
Karakova TV, Doctor of Architecture, Professor Samara State Technical University
Abstract. The article deals with the improvement of the urban environment and the development of the retail format of "street retail". The author pays more attention to the lack of uniform federal standards for designing street-retail elements in peripheral areas of cities. The formation of shopping streets is presented as a powerful tool in the socio-functional and composition-spatial rehabilitation of "depressed" urban areas, increasing their consumer value, investment and tourism attractiveness.
Keywords: street-retail, architecture, transit spaces, shopping streets, spatial rehabilitation.