О.Н. Мачехина
СРЕДНЯЯ ШКОЛА В ЯПОНИИ
(ф^К ^ЬХ ЙЙ)
Ключевые слова: Япония, средняя школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, образование, тенденции образования.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы состояния и тенденций развития современной японской общеобразовательной школы. В частности, анализируются этапы ее развития с точки зрения учебной и воспитательной составляющей; показано, что японская средняя школа представляет собой слияние вековых традиций японского образования, сформированных во второй половине XIX века, и современных технологий, по которым Япония занимает лидирующее место.
Интерес к школам зарубежных стран в отечественной педагогической теории и практике имеет непреходящую актуальность. Совершенно очевидно, что ни одна национальная школа не может в условиях глобализации развиваться в отрыве от мирового образовательного пространства, вне обобщения опыта других национальных школ и восприятия его (пространства) позитивных компонентов. Поэтому понятен интерес отечественных педагогов к школе нашего восточного соседа - Японии. Значимыми представляются работы исследователей К.И. Салимовой, Ю.В. Боярчука, Н.И. Герасимовой, Э.Г. Зинуровой [1,2,3,4].
В настоящее время средняя общеобразовательная школа в Японии состоит из двух частей: неполная средняя школа (яп. Ф^Хх chQgakkб) и полная средняя школа (яп. й^^Хх kбtбgakkб, сокр. ЙХх kбkб). Первая часть этой системы охватывает, как правило, классы с 7-го по 9-й, тогда как вторая - с 10-го по12-й. В неполной средней школе (7-9-е классы) обучаются японские подростки в возрасте 13-15 лет. На этом этапе осуществляется переход от базовой подготовки по основным предметам к самостоятельному изучению различных дисциплин, с увеличением доли научных исследований учащихся. Следует также отметить, что практически до конца XX века для японских школьников существовала возможность завершить свое школьное образование в возрасте пятнадцати лет и трудоустроиться. Однако на практике уже в конце 80-90-х годов прошлого века так поступали не более 4 % от общего количества учащихся; далее этот процент еще более сократился, что свидетельствует о массовом продолжении японскими учащимися общего среднего образования до его надлежащего завершения в 12-м выпускном классе. Этому способствует то, что, как правило, японская средняя школа находится на государственном финансировании. Частных же средних школ, осуществляющих образование на платной основе, не более 5 % на всю страну; обучение в них является весьма дорогим: так, в конце первого десятилетия нынешнего века (2010 год) ежемесячная плата за обучение в японской частной школе составляла, в среднем, 558 592 японских иен, то есть 3989 $ на одного учащегося, что в четыре раза превосходит среднюю годовую стоимость обучения в частной школе в США - 934 $.
Минимальное число «школьных дней» в году - 210, однако, как правило, фактически, учебный год составляет 240-250 дней, что объясняется большим количеством неакадемических коллективных мероприятий - спортивных праздников и общешкольных экскурсии [15, 82-84].
Преподавательский состав в начальной средней школе Японии на 2/3 состоит из мужчин и, более того, руководителями школ к концу первого десятилетия XXI века в 99 % также были мужчины. Учителя часто специализируются только в одном предмете, который они преподают, и более чем 80 % из них окончили четырехлетний педагогический колледж (яп.
Кубт yбsei daigaku).
пеппгогичеснин журнпл опшнортостпнп н 1(6В). В017
Пе/1ПГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68), Я017 маайоо
Классы в японской средней школе обычно большие, включают в среднем 38 учащихся. Каждому классу назначают классного руководителя, который в основном исполняет функции координатора взаимоотношений внутри класса, между классом и другими учителями (выступая, как правило, в роли адвоката). В отличие от начальной школы, где все предметы ведет один учитель, в неполной средней школе различные предметы закреплены за разными учителями, а сам учебный процесс осуществляется с переходами учащихся в новую классную комнату, при изучении разных предметов, каждые 50 минут.
Японские учащиеся обеспечиваются питанием (ланч) самой школой за счет средств, выделяемых из бюджета.
Рассматривая организацию учебного процесса в средней школе, необходимо отметить, что основой учебного процесса выступает лекционный метод, в дополнение к которому активно используются информация из СМИ и информационные технологии (телевидение, радио, компьютеры и т. д.).
Начиная с 7-го класса, в работу учащихся, постепенно начинает вводиться самостоятельная лабораторная (исследовательская) работа, объем которой, со временем, увеличивается. Организация же собственно аудиторной работы класса традиционно основана на малочисленных рабочих группах, совместно выполняющих задания. Такая форма работы была перенята японской средней школой от американской школы в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века и продолжает лидировать. Ее широкое распространение японские специалисты обосновывают постулатами, благодаря которым работа в группе способствует:
- взимообучению учащихся при совместной работе;
- формированию духа команды, необходимого для достижения поставленной цели;
- дисциплинированию отдельных учеников, которые попадают в специфический рабочий климат в группе;
- выработке навыка поисков оптимального пути решения той или иной проблемы.
Что касается учебных дисциплин, то некоторые предметы, такие как японский язык и математика, определены базовым учебным планом национального уровня, утверждаемым Министерством образования. Кроме того, он регламентирует объемное и содержательное изучение английского языка, общественных и естественных наук, музыки, искусств, промышленного дизайна, домоводства, ЗОЖ, физкультуры и других предметов. Дополнительно школы могут предлагать учащимся для освоения специализированные курсы по выбору, предлагаемые учителями. В последнее время они существенно дополнены обязательными курсами по вопросам работы и обеспечению безопасности атомных электростанций (учебные планы разрабатываются и утверждаютя министерством).
В плане второй составляющей образовательного процесса, а именно воспитания и организации воспитательной работы среди учащихся (особенно в части морально-психологического развития), обращает внимание то, что она является полной прерогативой школы [5].
Важным компонентом среднего общего школьного образования как социального института в Японии является внеучебная деятельность учащихся. Она осуществляется в основном различными клубными и кружковыми организациями. Наиболее популярны среди мальчиков-подростков спортивные клубы, и на первом месте традиционно - клубы бейсбола; девочки в основном тяготеют к клубам культуры, где обучаются игре на музыкальных инструментах, изобразительному искусству и т. п. Вместе с тем, равной, если не большей популярностью, обладают секции и группы изучения национального японского олимпийского вида спорта - дзюдо, в которых занимаются как мальчики, так и девочки [19]. Уместно отметить, что высокая ценность приобщения подростков к национальному олимпийскому виду спорта - эффективному, по мнению японских педагогов, средству физического развития и обеспечения здоровья подрастающего поколения, обусловила стремление клубов привлекать к преподаванию высококлассных спортсменов (поэтому подчас где-то в не-
большом районном или школьном клубе или кружке по изучению дзюдо может преподавать Чемпион мира или Призер олимпиад). Меньшей, но также значимой популярностью пользуются клубы по таким видам спорта, как теннис, баскетбол, гимнастика, волейбол и другие. Отметим, что на протяжении учебного года между клубами регулярно проводятся соревнования, вплоть до национального уровня, что мотивирует учащихся к напряженным занятиям. Традиционно большое распространение имеет японская национальная игра «Го», где школьники объединяются в самодеятельные группы, клубы и ассоциации (также вплоть до национального уровня); существенным фактором, стимулирующим подростков к занятиям игрой Го, стала манга Хикару-но Го.
Кроме перечисленных, значимой формой внеучебной деятельности японских учащихся средней общеобразовательной школы является самоподготовка к участию в различных популярных конкурсах, в частности, конкурсах грамотности в японском и иностранных языках, которые, как правило, совмещаются со сдачей экзамена по соответствующему языку и предполагают получение сертификата. Распространены также коллективные экскурсии и многодневные поездки по памятным местам и достопримечательностям Японии, таким как Киото, Эдо, Нара, Куссацу (оз. Бива), которые способствуют более глубокому погружению японских школьников в культуру и историю родной страны.
Обучение в старшей средней школе до настоящего времени, по японскому законодательству, не является обязательным. Тем не менее, уже к концу XX века практически все (96 %) учащиеся Японии завершали полный курс общешкольного образования - оканчивали полную среднюю школу. По этому показателю японская школа существенно опережает многие страны мира, в том числе и США, где, по данным статистического департамента Минобразования, этот показатель в первом десятилетии XXI века составлял 89 % (что на 7 % ниже японского) [18, 34; 20].
Для продолжения образования при поступлении в старшую школу подростки сдают вступительные экзамены по японскому языку, математике, естественным, общественным наукам и английскому языку. В зависимости от типа школы - муниципальная / частная эти экзамены могут выглядеть как стандартизированные тесты, утвержденные министерством, как тесты, разработанные педагогическим составом самой частной школы или как устные или письменные экзамены в тех же частных школах. При этом эти вступительные экзамены имеют большее значение, чем просто поступление в школу: фактически, они становятся репетицией выпускных экзаменов, по результатам которых учащиеся поступают в университет, что, в свою очередь, является критерием неофициального рейтинга школ [11].
Таким образом, успех или провал на вступительном экзамене может повлиять на будущее учащегося, начиная с перспективы приобретения специальности в престижном вузе и поступления на достойное рабочее место. В этих условиях учащиеся испытывают серьезнейшее психологическое давление системы экзаменов в относительно раннем возрасте -около 15-ти лет. Сегодня в Японии все более и более звучат призывы пересмотреть назначение выпускных экзаменов - от фактического старта в последующую жизнь и приближения их к процедуре промежуточной оценки результатов учебной деятельности учащегося, который желает иметь уверенность, что место в старшей школе ему гарантировано [7]. В остальном, старшая школа является продолжением начальной средней школы, но в условиях большей самостоятельности учащихся в выборе дополнительных курсов и курсов специализации, более активной их самостоятельной и лабораторно-исследовательской работы.
Отдельным аспектом характеристики японской средней школы выступает, безусловно, формирование определенного поведения школьников в повседневной жизни как формы воспитательной работы. Здесь следует констатировать, что привитие подрастающему поколению специальных норм общественного этикета является мощнейшей японской общественной традицией, проходя красной нитью через жизнь многих и многих поколений японского народа. В современном виде задача организации поведения учащихся в повседнев-
пеппгогичесний журнпл апшнортостпнп м 1(68), яои в®ааэи
ной жизни начала активно ставиться японскими педагогами в конце XIX - начале XX века, поскольку в то время, страна стремительно изменялась, переходя на новые «рельсы» развития после революции 1868 года Мэйдзи. В обществе активно формировался профессиональный класс служащих - по принципам открытости, а не кастовой замкнутости самурайского сословия. В этих условиях, известный японский спортсмен, педагог и общественный деятель, создатель дзюдо - Кано Дзигоро (сам выходец из знатного самурайского рода и выпускник «Императорской школы пэров») одним из первых осознал необходимость воспитания подрастающего поколения по-новому, где сословная мораль самурайства, основанная на положениях средневекового трактата «Хагакурэ. Сокрытое в листве», объединенная в «Кодексе Бусидо», должна уступить место общественной морали, включающей идентичные категории - долг, честь, уважение и т. п., но с совершенно иными акцентами - необходимости их воспитания у всего общества в целом, непременного проявления их вовне и следования им в повседневной жизни.
Свои педагогические и воспитательные воззрения Д. Кано изложил в целом ряде лекций, с которыми выступал в центре Кодокан и в других местах. С 1907 года дзюдо было принято в качестве основного средства физического воспитания школьников, и поэтому педагогические воззрения Кано стали активно интегрироваться в воспитательную работу японской средней школы. По его представлениям, японского школьника, позже студента, занимающегося дзюдо, должны отличать вежливость в обществе, почтительность к старшим, верность государству, честность и трудолюбие, опрятность и сдержанность [13, 68].
Позже эти же идеалы стал активно культивировать другой японский общественный деятель - Фунакоси Гитин, создатель известного единоборства - каратэ стиля Сетокан. Будучи близко знакомым с Д. Кано и его работой, практически с первых шагов Фунакоси стал внедрять в разработанную им систему специфические черты воспитания ученика-школьника, которые выражались в скромности, почтительности, привитии стремления доводить начатое дело до конца. Это нашло отражение в специальных главах его книг о каратэ, вышедших в 20-30-х годах ХХ века, где автор напрямую позиционировал каратэ как средство воспитания и улучшения моральных качеств личности, а не только военно-физкультурную систему [10; 14].
В послевоенные годы, в связи с демилитаризацией Японии, вопросы организации специфической воспитательной среды стали ведущими. Такая среда была призвана сформировать нового члена общества по западному образцу, не забывая, впрочем, и о традиционных японских ценностях. Это особенно важно, когда школа находится далеко от места его постоянного проживания. Для современной японской действительности добираться до школы на электричке или метро в течение двух часов и, как следствие, такое же время обратно до дома достаточно характерно, поэтому вопросам поведения учеников школ в обществе уделяется особенное внимание. В то же время длительный путь до школы и обратно вырабатывает специфическое поведение у учащихся, когда они начинают использовать возможность для чтения учебной или иной литературы, общения в Интернете и т.п. Со временем приобретается навык концентрации, позволяющий заниматься умственной работой в сложных условиях (шум, тряска и прочее). При этом во всех школьных «Кодексах поведения учащихся» указывается, что ученики обязаны соблюдать в транспорте положенный этикет - уступать место пожилым пассажирам, стараться не мешать остальным и т. п. Реализации таких норм поведения в повседневной жизни способствует и то, что практически во всех японских школах имеется школьная форма, которая без затруднений позволяет определить, какую школу представляет подросток [11].
Обращаясь к системе организации образовательного процесса в школе, нужно отметить, что занятия в средней школе, как правило, начинаются в 8:30, когда учителя проводят краткую «планерку» (по образу и подобию американского брифинга) в учительской. В это время ученики собираются по расписанию в классных комнатах, которые рассчитаны на
одновременное размещение 40-45 человек. За каждым классом закреплен руководитель, который может встречаться с учащимися в специально отведенной классной комнате десять минут ежедневно или проводить классный час один час в неделю. Такие встречи, по мнению японских педагогов, призваны дать возможность учителям постоянно «держать руку на пульсе» происходящего во вверенном им коллективе и помогать учащимся осознавать, что они ученики средней или старшей школы [8, 101; 9, 112].
Кроме того, классный руководитель оказывает организационную помощь ученикам вверенного ему класса в общественных делах. Так, ученики сами готовят еженедельные диспуты, тематика которых определяется на весь учебный год; самостоятельно планируют свою волонтерскую социальную деятельность; развивают социальные минипроекты, привлекают к ним окружающих (расклеивание объявлений, работа в социальных сетях Интернета и т. п.). Такая коллективная деятельность называется «toban». Непосредственно с классным руководителем взаимодействуют выборные представители класса (которых всегда двое - мальчик и девочка). Они избираются сроком на триместр и не могут занимать это положение дольше одного триместра. Также внутри классного коллектива образуются группы и комитеты, которые ответственны за отдельные проекты [8, 103].
Аудиторные занятия в средней и старшей школе начинаются непосредственно в 8:45. «Водоразделом» учебного дня служит обед, до которого каждый класс проходит 4 урока по 50 минут с 10-минутной переменой. Перемена, как правило, занята переходом учащихся из класса в класс, так как они могут находиться в самых разных концах школьного здания, а если проводится занятие по физической культуре, то оно проводится либо на улице, либо в отдельном здании спортзала. Учитывая тот факт, что на протяжении учебного года учащиеся средней и старшей школы проходят обучение по 10-14-ти курсам, в расписании существуют недельный и месячный план ротации курсов. После обеда (правительство не субсидирует питание для старших школьников) ученикам предстоят еще два урока, по окончании которых предстоит процедура «osoji» - пятнадцатиминутная уборка классов и школы, когда учащиеся, поделенные на бригады по 4-6 человек, наводят чистоту на закрепленных за ними участках в классах, коридорах, на территории. После окончания уборки, в 15:30, проходит либо классный час, либо внеучебные занятия. В субботу учебный день заканчивается в 13:00: учебные занятия второй половины дня в субботу были отменены в 2002 году, хотя они до сих пор проводятся в некоторых частных школах и во многих муниципальных школах их стараются возродить [6].
Внеучебные формы работы второй половины дня предполагают участие школьников в различных клубах. Наиболее распространенные их формы - спортивные клубы, где культивируются бейсбол, футбол, дзюдо, кендо, теннис, плавание, софтбол, волейбол и регби, и культурно-развивающие клубы - изучения английского языка, телерадиовещания, каллиграфии, естественных наук, математики и, что весьма популярно в школах Японии, подготовки ежегодников, то есть, итоговых экзаменов. Существует ошибочное отождествление таких занятий с кружками по интересам. Но это не так, поскольку участие в подобных клубах представляет собой продолжение педагогического процесса другими средствами. Ведущую роль в их работе играют старшие школьники - сэмпай (^Ш), которые обучают младших тому, чему научились сами; в свою очередь младшие - кохай (ШШ) учатся у них, а не у учителя - сенсея курирующего работу клуба [11].
Занятия в клубах проходят, как правило, по два часа ежедневно, и занимающиеся в них учащиеся существенно продвигаются в изучении того учебного предмета, с которым связан клуб. Выбор клуба непосредственно связан не столько с интересами учащегося лично, сколько с перспективами получения дальнейшего образования в колледже, для успешного поступления в который клуб становится важным подспорьем. Наиболее часто складывается ситуация, когда учащиеся из одного клуба поступают в один и тот же колледж, что
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 1(68), яо!7 эЖёЖёЖб
сохраняет высоко ценимые межличностные взаимоотношения, сформированные в ходе школьного обучения и клубной деятельности.
К современным центральным тенденциям развития японского среднего общешкольного образования можно отнести следующие.
1. Формирование национального учебного плана. Здесь происходят постоянные столкновения школ с Министерством образования: первые требуют большей автономии и возможностей выбора для себя и учащихся - что преподавать / изучать, тогда как министерство стремится привести все к единому национальному учебному плану, стремясь включить в него список предметов, содержание преподавания, объем часов, формы текущего и итогового контроля и прочее. Особенно острые противоречия по данному вопросу обнаруживаются между министерством и частными школами, которые, поскольку финансируются родителями учеников, попечительскими советами и из иных источников, привыкли к свободе и автономии [17, 34].
Отрицая необходимость введения столь всеобъемлющего документа, школьное сообщество указывает на перегруженность японских школьников, большой объем материала, который требует изучать Министерство, и непроработанность самого плана. Так, по словам его критиков, план фактически разделен на две части: традиционные для японской школы предметы - японский и английский языки, математика, естественные науки; вторая часть включает комплекс общественных наук - основы гражданственности, география, история Японии, всемирная история, социология и политическая экономика. Такие же предметы, как физкультура, изобразительное искусство, этика и психология, переведены на уровень факультативов, а сами факультативы минимизируются. В центре реализации этого плана -изложение определенного объема материала за отведенное время и успешное прохождение учащимися итоговых контрольных процедур - тестов. Поэтому критики плана ставят в вину министерству еще и то, что он, фактически, исключает инициативу педагога в вопросе содержания преподаваемого предмета, так как преподавание должно содержать только ту информацию, которая будет необходима для успешной сдачи теста, а не ту, которая видится правильной самому педагогу.
2. Конкуренция между государственными (муниципальными) и частными средними общеобразовательными школами. Рассматривая ее причины, необходимо отметить, что, начиная с дошкольных учреждений и до 9-го класса - выпускного класса неполной средней школы, 90 % японских учащихся обучается в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. «Водоразделом» здесь становится поступление в полную среднюю школу (10-12-е классы), когда около 29 % выпускников неполной средней школы поступают для завершения среднего образования в частные школы.
Обострение борьбы между Министерством образования и частными школами произошло 31 марта 2010 года, когда был принят закон о полном бесплатном среднем образовании. Тогда же правительство Юкио Хатоямы и сменившее его правительство Наото Кана существенно повысило расходы государственного бюджета на обучение одного учащегося в государственной школе, доведя их до 300 000 иен в год (около 3000 долларов США). При этом Министерству образования удалось добиться повышения эффективности подготовки учащихся государственных школ, которая, по результатам национальных и независимых международных тестирований, превзошла частные школы. Тем не менее, оттока учащихся из частных школ не наблюдается. Это может быть обусловлено в том числе и тем, что практически все они принадлежат к каким-либо политическим или финансово-промышленным организациям. В том случае, если родители детей с ними аффилированы, то обучение их сына или дочери в конкретной частной школе является выражением верности, а знакомства и связи, которые подросток там приобретает, ценятся намного выше, чем более качественные знания [16, 119].
Не менее важное направление функционирования японской средней общеобразовательной школы - международные связи (школьные обмены): традиционно это приглашение в страну носителей английского языка - школьников и студентов, чтобы дать возможность японским учащимся общаться с ними на их родном языке и получать из первых рук неоценимую информацию о живом английском языке и современных культурных особенностях его носителей. В то же время такие обмены способствуют продвижению в мире японской национальной культуры, японского языка и присущих японскому социуму морально-этических идеалов. Такие обмены интенсивны, по данным Министерства образования Японии, в ходе реализации десятилетней программы (2006-2016 годы) ежегодно в Японию приезжают порядка тысячи учащихся со всего мира, а тысяча японских школьников выезжают в разные страны [12].
Другой формой международных связей, ориентированной на освоение японскими школьниками иных культур на родной земле, является изучение таковых в рамках специализированных учебных курсов и внешкольных клубов. Традиционно наиболее широкое распространение получил американский вариант английского языка, так как США продолжают оставаться стратегическим партнером Японии. Однако в последнее время, в условиях активизации в Японии деятельности фонда «Русский мир», все более и более расширяется изучение японскими школьниками и студентами языка и культуры «северного соседа». Традиционно интерес к российской культуре и русскому языку был продиктован серьезным увлечением японцев русской классической литературой, в частности произведениями Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова. Эти произведения высоко ценили такие классики современной японской литературы, как Ноцумэ Сосэки, Акутагава Рюноскэ, Кикути Кан, Кобо Абэ и многие другие. Еще одним фактором, стимулировавшим интерес японцев к русскому языку и культуре, стали выдающиеся достижения СССР в области передовых научных открытий (космос и пр.), а также активизировавшиеся с конца 1980-х годов деловые контакты между Японией и СССР (позже - Российской Федерацией).
Сегодня русский язык японские школьники изучают в основном в двух формах: курсы русского языка, которые в старших классах включены в предметы по выбору; а также внешкольные клубы. Закономерно, что существенно большее распространение эти формы имеют в северных, то есть наиболее близких к России территориях, преимущественно на Хоккайдо; в последнее время они стали распространяться и в других частях Японии. Клубы изучения русского языка и российской культуры появились в Токио, Нара, Канагава. Следует отметить, что они чаще представляют собой группы интересующихся и редко насчитывают более 10-15-ти человек, за исключением токийского клуба при посольстве Российской Федерации, членами которого являются около 150 учеников [22].
Завершая обзор, можно констатировать, что отличительной чертой современного японского среднего общего школьного образования последние десятилетия выступает совмещение вековых традиций и современных технологий. Национальная японская школа в этих условиях стремится динамично реагировать на вызовы и тренды современного этапа развития, сохраняя основное свое назначение - воспитание члена общества в русле традиций, заложенных более века назад.
1. Боярчук, Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. - Пущино : ОНТИ ПНЦ РАН, 1996. - 144
с.
2. Герасимова, Н.И. Традиционалистско-консервативная парадигма как фактор результативности образовательной системы Японии. Дисс. ... канд. пед. н., Карачаевск, 2000, 152 с.
3. Зинурова Э. Г. Основные тенденции реформирования системы образования в Японии (конец XX - начало XXI в.) : дис. ... канд. пед. н., Казань, 2004, 179 с.
4. Салимова, К. И. Общеобразовательная школа Японии в 21 в. // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 88-96.
5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/traditsionalistsko-konservativnaya-paradigma-kak-faktor-rezultativnosti-obrazovatelnoi-siste#ixzz4NLAK0ba9.
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 1(68), 2017 sSSSsss
6. Aldrich Daniel P. With a Mighty Hand // The New Republic, March 19, 2011.
7. Ellington, Lucien Beyond the Rhetoric: Essential Questions about Japanese Education // Footnotes, FPRI, December 2003.
8. Goodman, Roger and David Phillips, editors. Can the Japanese Change Their Education System? Oxford: Symposium Books, 2003.
9. Japanese Education in the 21st Century, Miki Y. Ishikida, June 2005, p. 101.
10. Javora H. Japanese Education. 2nd ed. Berkley, 2010, p 112.
11. Karate-do Kyohan. Tokyo, 1936.
12. Marcia, Johnson L. and Jeffrey R. Johnson Daily Life in Japanese High Schools. ERIC Digest. October 1996.
13. MIKI TANIKAWA Free to Be // NY Times, January 12, 2013.
14. Otaki Tadao Seishönen no tame no judo. Tokyo, 1986, p. 68.
15. Ryukyu Kempo Karate. Tokyo,1922.
16. Shields, James J. Japanese Schooling: Patterns of Socialization, Equality, and Political Control. Pens State Un Press, 2012, pp. 82-84.
17. Steven R. Reed Japanese Prefectures and Policymaking. 3rd. ed. University of Pittsburgh Press, 2012, р. 119.
18. Teaching about Japan: Lessons and Resources. 2nd. ed. Ed. By Mary Hammond Bernson and Linda S. Wojtan. ERIC, 2005, p. 34.
19. US Education Longitudinal Study from 2002. National Center for Education Statistics (NCES), 2016, p. 34.
20. Explore Japan: Schools URL: http://web-japan.org/kidsweb/explore/schools/index.html (дата обращения : 04.06.
2016)
21. STATISTICAL ABSTRACT 2006 edition URL: http://www.mextgo.jp/engHsh/statist/mdex.htm (дата обращения : 01.06.2016)
22. JAPANESE RUSSIANS: PRESERVING THEIR NATIVE LANGUAGE URL : http://www.russkiymir.ru/en/publications/139799/ (дата обращения : 08.06.2016).