Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
УДК: 371+378
ББК: 74 2+74 48 Педагогические науки
Средняя и высшая школа - зависимый и взаимодополняющий конгломерат успешного образования.
© Д.В. Поляков, И.О. Мальцева, М.Е. Моршнева
Поляков Д. В. - доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, к.м.н., доцент,
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
E-mail: [email protected]
Мальцева И. О. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Моршнева М. Е. - ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.
57
АННОТАЦИЯ
в статье представлены ключевые трудности преемственности между школьным образованием и вузовским. Освещаются оптимальные пути формирования целостного коллектива из группы разрозненных индивидуумов. Раскрывается ключевая роль преподавателя в более эффективном приспособлении студентов к изменившимся условиям труда и быта, представлены новые формы методического обеспечения, которые могут помочь в образовательном процессе на первом курсе.
Ключевые слова: социализация, адаптация, мотивация учебной деятельности, школьное образование, методическое обеспечение.
«Достигнуть цели в воспитании означает привить ему навыки к самореализации, самовыучке, самоподготовке, к которым выпускник знает, умеет и хочет приложить силу и волю, пользуясь палитрой способов, методов, средств, чтобы реконструировать внешнюю оболочку бытия самостоятельно»
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
58
Образование играет
основополагающую роль в становлении будущего специалиста. Школьное обучение даёт востребованные базовые знания, которые пригодятся абитуриентам при поступлении в ВУЗы, техникумы, колледжи и т.д. В настоящее время перед школьным образованием стоит задача ликвидировать разрыв преемственности между вузовским образованием, так как в практической работе школы и ВУЗа имеются различия в содержании работы, её методах, в средствах обучения, а также различие в характере и способах познавательной деятельности. Важной задачей является и то, что школьное образование должно стимулировать учеников к самостоятельному успешному изучению материала. Отсутствие успешного решения данной задачи приведет к неспособности изложить материал, ставя препятствия в совершенствовании вузовского образования, одним из направлений которого является выполнение нормативного требования «уменьшить нагрузку студентов обязательными аудиторными занятиями, совершенствовать организацию
самостоятельной работы». Также, ответственной задачей школы является то, что она должна готовить учащихся к восприятию лекций.
Став студентом, у бывшего школьникапоявляетсябольшоеколичество трудностей. Одна из основных проблем - новая система работы, при которой на лекциях излагается существенный объем образовательного контента, подлежащего самостоятельному осмыслению, а контроль над этой работой значительно ослаблен. Сопротивление новым требованиям, которые не соответствуют с прошлым опытом, усугубляют трудности,
связанные с освоением нового содержания дисциплин.
Также, большой проблемой студента на первых курсах, является адаптация. Появляется стресс, который возникает из-за смены круга общения, появления новых обязанностей, смены привычной обстановки [2]. Больше всего затруднений адаптационного плана появляется у отличников, которые привыкли в школе быть первыми и хотят сразу же завоевать лидерские позиции. Но никто не объясняет первокурснику, что в первые месяцы ему необходимо думать не о лучших оценках, а о том, как адаптироваться к новым требованиям. Для того, чтобы избежать подобных проблем, необходимо хотя бы первые несколько месяцев не стараться быть впереди, а просто приспосабливаться к распорядку дня, лекциям, знакомиться с преподавателями, осваивать различные технологии обучения, самостоятельных занятий, искать эффективные способы запоминания материала. Но самое главное, необходимо быть готовым к тому, что не все сразу получится.
На текущий момент не существует единой концепции социально психологической адаптации. В рамках отечественной психологии социализация рассматривается как обогащение личностного опыта посредством обучения и воспитания в различных сферах деятельности и общения, как процесс становления личности, где передовое место занимают контакты конкретного индивида в социально ценной и личностно значимой совместной деятельности [2]. По мнению С.И. Розума, целью социализации является создание субъектом в ходе общения такой картины мира, которая бы в наибольшей степени соответствовала картине, разделяемой окружающим сообществом. Только при
соответствии систем ценностей индивид сможет полноценно реализовывать свои цели и задачи в новом коллективе [4]. Этнопсихолог Т.Г. Стефаненко даёт определение социо-культурной адаптиции как «процессу вхождения личности в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей и образцов поведения. При этом подлинная адаптация предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной» [5].
Ведущим институтом социализации в условиях рассматриваемой ситуации будет являться небольшая группа субъектов, в частности - учебная группа. Здесь краеугольным камнем является баланс «автономности - зависимости» индивидов, крайними вариантами которого является либо полное «растворение» личности в группе, либо же напротив полное отчуждение от нее. В ходе множества отечественных и зарубежных исследований было установлено, что идеальным вариантом будет оптимальное взаимоотношение индивидов, при котором образ индивидов будет внедряться в единое сознание группы, а образ группы в сознание индивида. Г.М. Андреева утверждает, что личность как феномен является продуктом синтеза социальной деятельности, и включение ее в группы не только не лишит ее субъективных качеств, но и сделает саму группу результатом интеграции личностных качеств всех ее членов. Другая же сторона
вопроса состоит прямой зависимости формирования определенных качеств группы, ее складывания от того «исходного материала», с которого начинается формирование группы [1].
Быстрее адаптировать студента на первых курсах обучения помогает адекватное современное методическое обеспечение образовательного процесса [4]. Методическое обеспечение представляет собой совокупность мероприятий, проводимых профессорско-преподавательским составом. Целью методического обеспечения является повышение эффективности и качества учебных занятий, разработка и внедрение новых методов, форм и средств обучения. Например, возможны такие формы методического обеспечения, как внедрение видеоматериалов, компьютерных программ, совместная работа преподавателя и студентов на практических занятиях. Предоставление студентам самостоятельно выполнять какие-либо практические мероприятия, разделив их на группы или пары.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря включенности групп студентов в совместную активность в ходе рабочей деятельности, происходит скорейшая адаптация к непривычным условиям. Происходящие позитивные изменения в системе школьного образования могут способствовать улучшению подготовки абитуриента и обеспечению преемственности между школой и ВУЗом.
59
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. -М.: АспектПресс, 2001. - 384с.
2. Брянцев, А.О. Современные способы взаимодействия педагога высшей школы -возможность профессионального саморазвития студента / А.О. Брянцев, Д.В. Поляков, Е.Н. Конопля // Психология здоровья и болезни: клинико-психологи-ческий подход VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - 2018. - С.40-45
3. Веденьев, К.Ю. Организация практической подготовки будущих врачей через призму клинико-психологических приемов в образова
тельном процессе / К.Ю. Веденьев, Д.В. Поляков, Е.Н. Конопля // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. -2018. - С.51-55
4. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. -СПб.: Речь, 2007. -365с.
5. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов / Т.Г. Стефаненко. -3-е изд., испр. и доп. . -М.: АспектПресс, 2004. -368с.
SECONDARY AND HIGHER EDUCATION-DEPENDENT AND COMPLEMENTARY CONGLOMERATE OF SUCCESSFUL EDUCATION.
© Dmitry V. Polyakov, Irina O. Maltseva, M.E. Morshneva
Polyakov Dmitry V. - Associate Professor of the Propaedeutics of Internal Diseases Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU). Email: [email protected]
Maltseva Irina O. - student, Kursk State Medical University (KSMU). Morshneva M. Ye. - Kursk State Medical University (KSMU). Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.
Abstract
The article presents the key difficulties of continuity between school education and university education. The optimal ways of forming an integral team from a group of disparate individuals are highlighted. Reveals the key role of the teacher in a more effective adaptation of students to the changed working conditions and life, presents new forms of methodological support that can help in the educational process in the first year.
6Q Keywords: socialization, adaptation, motivation to educational process, school education, meth-
odological support.
REFERENCE
1. Andreeva, G.M. Social Psychology / G.M. Andreeva. -M .: AspectPress, 2001. - 384p.
2. Bryantsev, A.O. Modern methods of interaction of a teacher of higher education - the possibility of professional self-development of a student / A.O. Bryantsev, D.V. Polyakov, E.N. Hemp // Psychology of Health and Disease: Clinical and Psychological Approach VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. - 2018. - P.40-45
3. Vedeniev, K.Yu. Organization of practical training of future doctors through the prism of clinical and psychological techniques in the educational
process / K.Yu. Vedeniev, D.V. Polyakov, E.N. Hemp // Psychology of Health and Disease: Clinical and Psychological Approach VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. 2018. - Pp. 51-55
4. Rozum, S.I. Psychology of socialization and social adaptation of a person / S.I. Rosum. -SPb .: Speech, 2007. - 365p.
5. Stefanenko, T.G. Ethnopsychology: Textbook. for universities / T.G. Stefanenko. -3rd ed., Rev. and add. . -M .: AspectPress, 2004. -368p.