УДК 316.343.6 Орехова Инесса Михайловна
старший научный сотрудник Института социологии РАН [email protected]
СРЕДНИЙ КЛАСС:
ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ [1]
Аннотация:
Одна из проблем практически всех исследований социальной структуры заключается в том, что самооценка респондентов своего положения в обществе практически всегда выше реального социального положения - к среднему классу, например, себя относят, как правило, более половины опрошенных. В данной статье на материалах конкретного социологического исследования, проведенного в г. Твери и Тверской области предпринимается попытка объяснить подобное положение вещей.
Ключевые слова:
средний класс, самоидентификация, уровень образования, социально-профессиональный статус, уровень благосостояния.
Orekhova Inessa Mikhailovna
senior researcher of Institute of Sociology RAS [email protected]
MIDDLE CLASS: PROBLEMS OF SELF-IDENTIFICATION [1]
The summary:
One of the problems of almost all studies of social structure is that self-esteem respondents their position in society is almost always higher than the actual social situation - the middle class, for example, identify themselves, as a rule, more than half of the respondents. In this article, on the material specific survey conducted in Tver and Tver region seeks to explain this state of affairs.
Keywords:
middle class, self-identification, educational level, social and professional status, level of welfare.
Становление социальных статусов в современном российском обществе самым непосредственным образом связано с теми модернизационными и трансформационными процессами, которые происходят в настоящее время в социально-трудовой сфере. Именно в этом социальном пространстве формируется социальная группа экономически активного населения, которую мы называем «средним слоем» или «средним классом» и ресурсы которой связаны с определенным типом экономического поведения, с высокопрофессиональными навыками трудовой деятельности, с ориентаций на престиж этой деятельности, с достаточно высоким уровнем образования, хорошим адаптационным потенциалом и т. д.
В социологических исследованиях, посвященных проблемам среднего класса, в качестве критериев отнесения к этому классу обычно определяются следующие характеристики: образование (наличие как минимум среднего специального образования), социально-профессиональный статус (нефизический характер труда или предпринимательская деятельность), определенный уровень благосостояния (не ниже медианного значения в данном регионе) и самооценка человеком своего положения в обществе. При сочетании всех этих показателей к среднему классу или слою, как правило, можно отнести от 20,0 % до 25,0 % экономически активного населения. Такие показатели были получены, например, в ходе проведения общероссийского исследования Института социологии РАН «Городской средний класс в современной России» Фонда им. Ф. Эберта в РФ [2] и исследования РОМИР-мониторинг «Социальная стратификация» [3].
В то же время, социологи, занимающиеся исследованиями социальной структуры, отмечают: самооценка респондентов своего положения в обществе практически всегда выше реального социального положения - к среднему классу, например, себя относят, как правило, более половины опрошенных. Вышеупомянутые исследования не стали исключением - большинство респондентов в обоих исследованиях (51,1 % и 50,1 % соответственно) отнесли себя к средним слоям. Причем это касается как респондентов с высоким уровнем образования и высокими доходами, так и респондентов со средним уровнем образования и средними или невысокими доходами. В отношении респондентов с высшим образованием с такой оценкой ими своего социального положения в какой-то мере можно согласиться. Достаточно высокое место в социальной иерархии общества им позволяет занять уровень их образования, престижность и значимость в обществе (по оценкам респондентов) их профессии, значительные перспективы должностного роста. В пользу отнесения себя к среднему слою респондентами со средним специальным образованием говорит лишь их достаточно высокий образовательный уровень, поскольку престижность и значимость своего должностного и профессионального положения они сами оценивают невысоко. Свое же материальное положение при отнесении себя к среднему классу респонденты, по-видимому, вообще не брали в расчет.
По нашему мнению, подобное положение вещей с большой долей вероятности можно объяснить следующим: в нашем обществе в настоящее время нет четкого понимания того, что такое средний класс, даже среди людей с высоким образовательным уровнем. Как нет и определенного однозначного термина: считается, что термины «средний класс» и «средний слой» обозначают одно и то же понятие. Поэтому можно предположить, что на бытовом уровне, относя себя к среднему слою, люди часто руководствуются мнением, что «средний» - значит, такой как все, не лучше и не хуже других» (далее мы будем использовать термин «средний класс»).
Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение мы проанализировали материалы исследования, проведенного в 2008 году в г. Твери и Тверской области. Одной из целей этого исследования было определение критериев, на основании которых респонденты относят людей к среднему классу, или слою. Выборка исследования составили 1500 человек, обладающих различным уровнем образования, профессионально-квалификационным статусом, разным уровнем благосостояния. Состав респондентов по этим критериям представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Состав респондентов по уровню образования, благосостояния, социально-профессиональному статусу (%)
Критерии г. Тверь Тверская область
Среднее образование 22 32
Среднее специальное образование 44 51
Высшее образование 34 17
«Бедные» 20 14
«Среднеобеспеченные» 50 50
«Обеспеченные» 24 27
«Богатые» 6 9
Физический характер труда 49 51
Нефизический характер труда 51 49
Опрошенные в г. Твери и Тверской области отличаются по уровню образования - у респондентов в Твери он выше. Здесь в два раза больше тех, кто имеет высшее образование (34 % и 17 % соответственно). Есть различия между респондентами в г. Твери и Тверской области и в уровне благосостояния. Но в этом случае благополучнее выглядит Тверская область. Здесь меньше «бедных» (на шесть процентных пунктов) и больше «богатых» (на три процентных пункта). По характеру труда различий практически не наблюдается. По нашему мнению, наиболее наглядно различия между городом и областью по этим трем показателям проступают, если сравнивать средние баллы. Так, средний балл уровня образования в Твери равен 2,1, в Тверской области - 1,9 при высшем балле 3; уровня благосостояния - 2,2 и 2,3 (соответственно) при высшем балле 4; характера труда - 1,5 в обоих регионах опроса при высшем балле 2.
Исходя из вышеприведенных данных о различиях в социально-экономическом положении опрошенных, можно было предположить, что определенные различия проявятся и в самоидентификации респондентов. Тем не менее к среднему классу относит себя практически равное число респондентов в обоих случаях - 39,8 % и 40,2 % соответственно. Из анализируемых нами критериев отнесения к среднему классу - образование, социально-профессиональный статус, уровень благосостояния - только социальнопрофессиональный статус (физический или нефизический характер труда) можно считать критерием, в значительной степени оказывающим влияние на самоидентификацию респондентов (см. табл. 2).
Таблица 2 - Уровень образования, благосостояния, социальный статус респондентов,
относящих себя к среднему классу (%)
Критерии г. Тверь Тверская область
Среднее образование 19 28
Среднее специальное образование 43 53
Высшее образование 38 20
«Бедные» 32 22
«Среднеобеспеченные» 52 57
«Обеспеченные» 12 16
«Богатые» 2 5
Физический характер труда 37 39
Нефизический характер труда 63 61
К среднему классу относят себя 63 % респондентов, занимающихся нефизическим трудом в г. Твери, и 61 % респондентов, занимающихся нефизическим трудом в Тверской области. Т. е. к среднему классу отнесли себя практически вдвое большее число респондентов, занятых нефизическим трудом. Однако если проанализировать род занятий членов этой группы, выяснится, что большинство из них (около 70 % в г. Твери и около 80 % в Тверской области) занимаются трудом не выше средней квалификации. Это специалисты, должность которых предполагает среднее или среднее специальное образование и собственно служащие в различных отраслях народного хозяйства - в основном в торговле и сфере обслуживания. Высококвалифицированная группа представлена главным образом специалистами, имеющими высшее образование. Представительство руководителей различных рангов и предпринимателей в этой группе очень незначительно. В целом же по социально-профессиональному статусу состав группы респондентов, относящих себя к среднему классу, в очень малой степени отличается от состава всех опрошенных в исследовании в обоих регионах опроса.
Та же тенденция прослеживается при анализе групп респондентов, относящих себя к среднему классу по уровню образования и уровню благосостояния. Состав этих групп практически идентичен составу всех опрошенных в исследовании (см. табл. 1 и 2).
В наибольшей степени к среднему классу относят себя респонденты, имеющие среднее специальное образование и «среднеобеспеченные», и именно эти группы самые представительные в составе всех опрошенных в г. Твери и Тверской области (43 % и 53 %; 52 % и 57 % соответственно). К среднему классу в очень незначительной степени относят себя те, кто по каким-то показателям - высокому уровню образования; высокому уровню квалификации и труду, связанному с руководством людьми и предпринимательской деятельностью; высокому уровню благосостояния - выделяются из общей массы.
Исходя из выше проведенного анализа, можно сделать вывод, что респонденты в обоих регионах опроса, относя себя к среднему классу, руководствуются мнением: «представитель среднего класса - это такой как все, ничем особенным не выделяющийся из своего привычного окружения». По нашему мнению, ничем иным нельзя объяснить тот факт, что к среднему классу причислили себя следующие категории опрошенных: более трети респондентов, занимающихся физическим трудом в обоих регионах опроса (37 % и 39 % соответственно); треть тех, кто считает себя «бедными» в г. Твери и пятая часть «бедных» в Тверской области (32 % и 22 % соответственно); 19 % тех, кто имеет только среднее образование в г. Твери, и 28 % имеющих такое же образование в Тверской области. Как уже было отмечено выше, по анализируемым категориям - уровень образования, уровень благосостояния, социальный статус - состав причисливших себя к среднему классу практически полностью соответствует составу всех опрошенных в обоих регионах.
Чтобы узнать, как же все-таки опрошенные в исследовании представляют себе состав такой социальной группы, как «средний класс», им был задан вопрос: «Какими характеристиками, по Вашему мнению, должен обладать представитель среднего класса?» Вопрос был открытым, т. е. не имел заданных альтернатив и респонденты могли в произвольной форме выразить свое мнение. Обработанные по определенной методике [4] и ранжированные по мере убывания признака данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Характеристики, которыми, по мнению респондентов, должны обладать представители среднего класса
Ранг Характеристики Оценка (%)
1 Уровень дохода 67
2 Уровень образования 40
3 Имущественное положение 36
4 Определенные качества характера 27
5 Стабильное положение в обществе 15
6 Профессионализм (отношение к труду) 15
7 Предпринимательский статус 4
8 Властный статус 3
Безусловный «лидер» среди отмеченных респондентами характеристик - уровень благосостояния. Сюда входят непосредственно уровень дохода (67 %) и имущественное положение (36 %). Но количественные характеристики двух вышеназванных понятий значительно различаются в зависимости от социально-профессионального статуса респондентов, их возраста, региона опроса. Например, для опрошенных пенсионеров достаточным для представителей среднего класса является доход в 15-20 тысяч рублей в месяц и обладание отдельной квартирой. Для высококвалифицированных же специалистов эти показатели таковы: 60-100 тысяч рублей дохода в месяц, обладание не менее чем трехкомнатной квартирой или загородным домом (или и тем и другим) и машиной бизнес-класса. Количественные различия в зависимости от возраста и региона опроса менее выражены, но они так же значимы.
В отношении таких характеристик, как уровень образования, стабильное положение в обществе, профессионализм, обладание определенными чертами характера, респонденты, отметившие их, практически единодушны в оценках: представители среднего класса, безусловно, должны ими обладать. По их мнению, уровень образования должен быть достаточно высоким - не ниже среднего специального. Они должны занимать стабильное положение в обществе, т. е. быть уверенными в завтрашнем дне, например, знать, что им не грозит увольнение или, что если это все-таки произойдет, они смогут быстро найти новую не менее престижную и выгодную работу. Для этого помимо высокого образовательного уровня они должны обладать прежде всего высоким профессионализмом. И, наконец, они должны обладать определенными человеческими качествами. В первую очередь респонденты называют честность и порядочность. Однако, что представители среднего класса должны обладать этими характеристиками, считает незначительное число респондентов. Даже обязательное наличие высокого уровня образования у представителей среднего класса отметили лишь 40 % из них. Число респондентов, упомянувших другие характеристики, - определенные качества характера, стабильность, профессионализм - еще меньше (27 %, 15 %, 15 % соответственно). Что касается таких характеристик, как предпринимательская деятельность или властный статус, обязательными для представителей среднего класса их считает очень незначительное число респондентов (4 % и 3 % соответственно). Практически это число не превышает статистической погрешности.
По нашему мнению, проведенный анализ данных исследования позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, приходится признать, что опрошенные в исследовании имеют весьма смутное представление о том, что такое «средний класс». Во-вторых, определение качеств, которыми должны обладать представители этого «среднего класса» и собственно самоидентификация - два совершенно разных процесса, имеющих под собой различные основания.
Определяя характеристики, которыми должны обладать представители среднего класса, респонденты выделяют практически те же критерии, что и исследователи этой проблемы - уровень благосостояния, уровень образования, социально-профессиональный статус. Но на этом сходство позиций и заканчивается. Для большинства респондентов (две трети опрошенных) главным является высокий уровень материальной обеспеченности.
Высокий уровень образования и социально-профессиональный статус важны уже для значительно меньшего числа респондентов (особенно социально-профессиональный статус). Кроме того, различно и содержание этих понятий. Для социологов, например, высокий уровень благосостояния - это конкретное
понятие, которое можно выразить количественно, вычислив процент средств от совокупного дохода, который семья тратит на еду. Для респондентов же, как было отмечено выше, количественное выражение уровня материальной обеспеченности колеблется в широком диапазоне в зависимости от различных социально-экономических и даже демографических факторов. Уровень образования, которым, по мнению респондентов, должны обладать представители среднего класса, можно определить словом «средний». Все, что выходит за рамки этого среднего уровня совершенно не принимается ими во внимание, как-то: слишком высокий уровень квалификации; обладание любым властным статусом, например руководство даже небольшой группой людей; занятие предпринимательской деятельностью любого уровня. Социально-профессиональный статус, как отличительную черту представителей среднего класса, как было отмечено выше, принимает во внимание очень небольшое число респондентов. В совокупности же все вышеперечисленные признаки принадлежности к среднему классу - уровень образования, уровень благосостояния, социально-профессиональный статус - отмечает лишь десятая часть опрошенных в исследовании.
Наконец, 10 % респондентов просто ответили, что они не понимают смысла такого понятия, как «средний класс».
Анализ материалов исследования позволяет утверждать, что идентифицируя себя как «средний класс» респонденты руководствуются характеристиками, которыми обладает их ближайшее социальное окружение. Поэтому, если учитывать одну лишь самоидентификацию, невозможно получить представление о данной социальной группе как целостном явлении. Внутри определенного социального окружения непременно обнаружится свой, если так можно выразиться, автономный «средний класс» со своим набором критериев и характеристик. По нашему мнению, можно с определенной долей вероятности утверждать, что опрошенные в проанализированном исследовании, относя себя к среднему классу, руководствуются мнением, о котором было упомянуто выше: «средний» - такой, как все, а «средний класс» - это группа людей, каждый из которых по своим характеристикам практически не отличается от своего привычного окружения.
Психологи считают, что людям свойственна несколько завышенная самооценка. Это убедительно подтвердило и данное исследование.
Примечания: Notes:
1. This work was supported by a grant of RSSF 10-03-00079a.
2. The heads of the study (2008) from the Russian side: Corresponding Member of RAS M.K. Gorshkov, doctor of sociological sciences, professor, N.E. Tikhonov. Sample consisted of 1750 respondents.
3. The project 240910 (2006), All-Russian sample is 15 200 people.
4. Technique for handling opened question by T.I. Gorina and Y.V. Cherevko.
1. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 10-03-00079а.
2. Руководители исследования (2008) с российской стороны: член-корреспондент РАН М.К. Горшков, д.с.н., профессор Н.Е. Тихонова. Выборка составила 1750 респондентов.
3. Проект 240910 (2006), всероссийская выборка 15 200 человек.
4. Методика обработки открытого вопроса Т.И. Гориной и Ю.В. Черевко.