Научная статья на тему 'Средние корпорации: социологические аспекты корпоративного управления'

Средние корпорации: социологические аспекты корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СРЕДНЯЯ КОРПОРАЦИЯ / CONTENT ANALYSIS / CORPORATE MANAGEMENT / CORPORATE INTERACTION / DEVELOPMENT STRATEGY / AVERAGE CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Челенкова Инесса Юрьевна

В статье рассматриваются малоисследованные процессы в сфере корпоративного управления, которые характерны для средних промышленных корпораций. Статья основана на данных, полученных методом контент-анализа годовых отчетов акционерных обществ (корпораций) Тамбовской области. Уточняется понятие «средняя корпорация», определяются внешние и внутренние факторы, позитивно или негативно влияющие на развитие средних по размеру корпораций, раскрывается стратегия поведения корпораций в регионе. Дается оценка уровню корпоративного управления, характеризуется состояние стратегического планирования, структура органов корпоративного управления, взаимодействие между участниками корпоративных отношений, реализация принципа корпоративной ответственности. В статье обосновано, что развитие корпоративного управления в средних корпорациях Тамбовской области подтверждает общероссийские тенденции: незавершенность формирования корпоративного управления, формализованный характер структуры органов корпоративного управления, ориентация на решение краткосрочных задач бизнес-процессов, выбор приоритетов во взаимоотношениях среди участников корпоративных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVERAGE CORPORATIONS: THE SOCIOLOGICAL ASPECTS OF CORPORATE MANAGEMENT

In article little studied processes in the sphere of corporate management which are characteristic for average industrial corporations are considered. Article is based on the data obtained by a method of the content analysis of annual reports of joint-stock companies (corporations) of the Tambov region. The concept «average corporation» is specified, external and internal factors, positively or negatively influencing development of averages by the size of corporations are defined, strategy of behaviour of corporations in the region is revealed. The assessment is given to level of corporate governance, the condition of strategic planning, structure of bodies of corporate governance, interaction between participants of the corporate relations, realization of the principle of corporate responsibility is characterized. In article it is proved that development of corporate management in average corporations of the Tambov region confirms the all-Russian tendencies: incompleteness of formation of the corporate management, the formalized character of structure of bodies of corporate management, orientation to the solution of short-term problems of business processes, choice of priorities in relationship among participants of the corporate relations.

Текст научной работы на тему «Средние корпорации: социологические аспекты корпоративного управления»

СРЕДНИЕ КОРПОРАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И. Ю.ЧЕЛЕНКОВА

В статье рассматриваются малоисследованные процессы в сфере корпоративного управления, которые характерны для средних промышленных корпораций. Статья основана на данных, полученных методом контент-анализа годовых отчетов акционерных обществ (корпораций) Тамбовской области. Уточняется понятие «средняя корпорация», определяются внешние и внутренние факторы, позитивно или негативно влияющие на развитие средних по размеру корпораций, раскрывается стратегия поведения корпораций в регионе. Дается оценка уровню корпоративного управления, характеризуется состояние стратегического планирования, структура органов корпоративного управления, взаимодействие между участниками корпоративных отношений, реализация принципа корпоративной ответственности. В статье обосновано, что развитие корпоративного управления в средних корпорациях Тамбовской области подтверждает общероссийские тенденции: незавершенность формирования корпоративного управления, формализованный характер структуры органов корпоративного управления, ориентация на решение краткосрочных задач бизнес-процессов, выбор приоритетов во взаимоотношениях среди участников корпоративных отношений.

Ключевые слова: контент-анализ, корпоративное управление, корпоративное взаимодействие, стратегия развития, средняя корпорация.

Изучение проблем корпоративного управления ведется в основном на примере крупных промышленных корпораций. Исследование корпоративного управления в средних и небольших компаниях не было востребовано в достаточной мере. Эти компании чаще всего могли рассматриваться с позиций изучения механизма их поглощения в ходе монополизации рынка крупными корпорациями. Государственные структуры не проявляли достаточного внимания к данному типу корпораций, что неоднократно сказывалось на принятии законов, игнорирующих их интересы, осложняющих отраслевую и региональную деятельность средних по размеру промышленных корпораций. Однако ситуация в последние годы стала меняться. Связана она с проявлением высокой адаптивности компаний в условиях неустойчивой внутренней и внешней среды. Средний бизнес в ряде сегментов рыночной экономики демонстрирует высокие темпы своего роста, получившее название как феномена «газели». В 2011 г. Правительство РФ учредило Агентство стратегических инициатив (АСИ), одной из задач которого является поддержка быстро развивающегося среднего бизнеса; на Совете федерации Федерального Собрания РФ (29.01.2014) обсуждены меры по реализации промышленной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях; Правитель-

ство РФ приняло новый кодекс корпоративного управления (14.02.2014). Наше социологическое исследование средних по своим размерам промышленных корпораций области должно дополнить понимание идущих процессов в сфере корпоративного управления среднего бизнеса.

Для процессуальной модели корпоративного управления потребовалось уточнение дискуссионного в социогуманитарном дискурсе понятия -«средняя корпорация». Средняя корпорация отличается: 1) ранним этапом организационного развития корпорации; 2) в соответствии с принятыми критериями Министерства экономического развития РФ, методикой «Эксперт РА», промышленные корпорации относятся к средним, если их годовая выручка входит в диапазон от 300 млн до 5 млрд руб., (от 50 до 450 млн долл. США) и численность персонала превышает 1000 чел. По этим критериям в выборку социологического исследования были включены средние промышленные корпорации Тамбовской области: ОАО «ПИГМЕНТ», ОАО «ЭЛЕКТРОПРИБОР», ОАО «ТАМБОВ-МАТТТ». ОАО «МЛРЗ «МИЛОРЕМ». Для оценки состояния корпоративного управления на предприятиях был применен метод контент-анализа, дающий возможность использовать информационный материал, находящийся в свободном доступе на специализированных Интернет-сайтах.

Выбор годовых отчетов как источника для контент-анализа мотивировано соотнесенностью текстов отчетов по их времени, структуре. Для контент-анализа было использовано 50 единиц анализа и более 900 единиц счета [1; 2; 3; 4].

Становление корпоративного управления проходит в сложных условиях внутренней и внешней среды, с разными уровнями освоения стандартов, норм корпоративного управления промышленными корпорациями. Средние корпорации ведут свою деятельность в ситуации неопределенной, неустойчивой и противоречивой внешней среды, в условиях постоянных рисков, ставших нормой нашего времени. Корпорации демонстрируют различное отношение к рискам. Социально-политический риск оценивается как «стабильный»; отраслевой как «допустимый»; «незначительными» для корпораций являются региональный и экологический риски; «предсказуемым» остается инфляционный риск; воспринимаются как «контролируемые» валютные риски. «Опасным» для корпораций остается финансовый риск; «трудным» - правовой риск. Уточним влияние двух последних на развитие корпораций в области. Финансовые риски в подавляющем большинстве (79,3 %) оказывают негативное влияние на корпоративное управление. Оценка финансового положения корпорации зависит от ожиданий, связанных с ситуацией на мировом рынке. В корпорациях отслеживается информация о состоянии мирового финансового рынка и положения на нем России. Для этого обращаются к показателям РА Fitch Ratings, РА Moody's, Агентства Standard & Poos (S&P), «Эксперт РА». Не меньшее значение для средних корпораций имеют проблемы, возникающие на внутреннем финансовом рынке. В значительной мере они связаны с издержками, которые несут корпорации из-за краткосрочности, высоких процентных ставок, специальных условий погашения кредитов, закрытости банковской информации о мерах, затрагивающие интересы заемщиков, кредиторов. В тамбовском бизнес-сообществе сложился устойчивый негативный настрой к институту банка.

Контент-анализ показал высокий процент негативных оценок по правовому обеспечению корпоративной деятельности - 77,3 %. Серьезные трудности у корпораций возникают из-за некомпетентности в применении норм коммерческого, корпоративного права; непредсказуемости судебных процессов; неэффективности судебной защиты; несовершенства законодательства, имеющихся в нем пробелов; противоречивости правовых норм; усложнения нормативной базы. Отчеты ак-

ционерных обществ содержат многочисленные примеры противоречивости ведомственных документов с нормами федерального законодательства, ставящих под угрозу соблюдение коммерческой тайны, а также принятие федеральных норм, вводящих такую систему ограничительных правил, которые затрудняют коммерческую деятельность. В целом, внешняя среда оценивается тамбовскими корпорациями как не вполне благоприятная для бизнес-процессов - 56,5 %.

Однако несмотря на все трудности внешнего характера, промышленные корпорации области за последние три года (2010-2013 гг.) показывают положительную динамику своего развития, получают прибыль, выплачивают дивиденды. Индекс промышленного производства области составил в 2012 г. 112,5 %, существенно превысив общероссийский - 102,6 % [5]. В 2013 г., соответственно, 106,3 % и 100,3 % [6]. По данным контент-анализа предприятия оценивают свое положение в отрасли положительно - 73,9 %. Оно характеризуется ими как «устойчивое», «конкурентоспособное», «имеющее удовлетворительное экономическое, финансовое положение». Средние корпорации с «умеренным оптимизмом» относятся к своему дальнейшему развитию.

Внутренние факторы во многом объясняют результативность деятельности тамбовских корпораций и раскрывают условия и возможности их дальнейшего развития. Рост прибыли корпорации происходил в основном за счет технического перевооружения производства, снижения энергозатрат, выпуска новой продукции, роста производительности труда. Повысился коэффициент финансовой независимости, возросла величина резервов капитала, продолжается финансирование договоров с научно-исследовательскими институтами и фирмами. Создавая задел для развития, большинство предприятий превышают запланированные затраты на техническое перевооружение за счет сокращения средств на поддержку социальных программ. На общем благоприятном фоне корпоративного развития дают о себе знать социальные проблемы в частности потребность в высококвалифицированных кадрах. В области продолжается естественная убыль населения. Смена поколений в трудовых коллективах обернулась «кадровым голодом» вследствие непрестижности рабочей профессии и невысокой зарплаты. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Тамбовской области составляет 19,1 тыс. руб. [6]. Таким образом, развитие средних корпораций в Тамбовской области осуществляется на основе модернизации производства с общей тенденцией

на самофинансирование, которая сложилась для среднего бизнеса в целом по стране.

Стратегические цели, управление и внутренний контроль в корпорациях, как показали результаты контент-анализа, на 70,5 % подчинены решению производственных задач. Ее смысловыми характеристиками является «модернизация», «техническое перевооружение», «освоение новых производств», «увеличение объемов производства и продаж», «экологическая безопасность» и «конкурентоспособность продукта», «улучшение сервиса обслуживания», «рост прибыли». Вопросы социального планирования и управления рассматривались в 15,9 % случаев. Основные смыслы определяются «увеличением заработной платы», «улучшением условий труда», «повышением социальной защищенности трудового коллектива», «созданием новых рабочих мест», «улучшением условий жизни». Решению задач корпоративного управления отводится 13,6 % от всей информации стратегического развития корпораций. Смысловое значение данного направления раскрывается в таких дискурсах, как «увеличение стоимости предприятия», «укрепление команды единомышленников», «достижение лидерских позиций на рынках России». Стратегия развития промышленных корпораций области связана с совершенствованием качества менеджмента, эффективностью бизнес-процессов, улучшением внутренних условий устойчивого развития корпораций. Все это определяет высокую степень адаптивности тамбовских корпораций к сложным условиям «новой экономики» и выбор своей стратегии развития. Одни из тамбовских корпораций, заняв для себя благоприятную отраслевую нишу, наращивают мощности, выстраивают технологические цепочки, приобретая и расширяя производство, монополизируя отраслевой рынок по отдельным видам продукции на внутреннем рынке, успешно конкурируют на внешнем рынке, вступают в долговременные договорные отношения с российскими и зарубежными партнерами (ОАО «ПИГМЕНТ»). Вторые вступают в организационно-правовые отношения партнерства, союза с другими акционерными обществами, получая возможность для развития своей основной продукции или осуществлять ее диверсификацию (ОАО МЛРЗ «МИЛО-РЕМ», ОАО «ТАМБОВМАШ»). Третьи выбирают путь развития в рамках мощной холдинговой структуры (ОАО «Электроприбор»). В зависимости от стратегий развития меняется расстановка в составе членов совета директоров, которая свидетельствует о приходе в акционерные общества новых владельцев акционерного капитала.

Стратегия развития средних корпораций ограничена краткосрочным планированием, что является одним из показателей недостаточности развитости структуры органов системы корпоративного управления. Сформированные органы корпоративного управления обеспечивают удовлетворительное решение возникающих проблем. Компетенция общего собрания акционеров наполнена такими смыслами, как «утверждение», «избрание», «проведение», «принятие», «прекращение», «постановка вопроса», «одобрение». Деятельность совета директоров в акционерных обществах формализована и подчинена рациональному решению задач. Его состав обеспечивает преемственность и устойчивость развития акционерных обществ, отражает изменения в системе владения и распоряжения акционерной собственностью. Социальный портрет подчеркивает специфику деятельности органов корпоративного управления. Председатель совета директоров, средний возраст 60 лет, непосредственно связан с организацией и развитием производства, знает историю развития корпоративного управления, в половине случаев владеет долей акционерного капитала, являясь крупным акционером. Исполнительный орган возглавляют руководители новой генерации, средний возраст 43 года, опыт работы приобретен в новых условиях, имеют, как правило, техническое и второе финансовоэкономическое или юридическое образование. В большинстве случаев не имеют доли в акционерном капитале. Положительным фактом в организации системы корпоративного управления явилось назначение корпоративных секретарей (ОАО МЛРЗ «МИЛОРЕМ», ОАО «ТАМБОВ-МАШ»), взявших на себя техническую подготовку и проведение собраний акционеров, своевременное раскрытие корпоративной информации, работу над документами и т. п.

Корпоративное управление связано с решением главной задачи - налаживанием взаимодействия между различными группами участников корпоративных отношений, согласование их противоречивых интересов для блага корпорации. Для тамбовских компаний наибольшую важность представляют отношения с потребителями/заказчиками (31,8 %) и персоналом (28,7 %). Меньше внимание отводится конкурентам (14,7 %) и поставщикам (11,6 %). Небольшой объем информации содержат отношения с партнерами (6,2 %) и кредиторами (6,2 %). Практически не дается информация об отношениях с представителями государственных структур (0,8 %). Диапазон эмоционального настроя по отношению к участникам

корпоративных отношений смещается в корпорациях от положительного для потребителей, поставщиков, персонала, партнеров (соответственно: 100,0 %; 88,2 %; 81,6 %; 72,7 %), к нейтральному по отношению к представителям государственной власти (50,0 %), до отрицательного отношения к кредиторам и конкурентам (соответственно: 88,9 % и 60,0 %).

В качестве потребителей средних корпораций выступают крупные, средние, мелкие предприятия различных отраслей и ведомств России, ближнего и дальнего зарубежья. У промышленного предприятия численность потребителей ее продукции может быть более 2000 (ОАО «ПИГМЕНТ») или быть ограниченным, например, РЖД для ОАО МЛРЗ «МИЛОРЕМ». Отмечается рост численности постоянных потребителей, использование прямых каналов сбыта продукции и через дилерскую сеть.

Контент-анализ показал изменения, связанные с персоналом промышленных предприятий. Отмечается повышение в целом уровня образования персонала. Развита система обучения и подготовки кадров, в частности, осуществляется подготовка специалистов под планируемое будущее производство. Соблюдаются трудовые соглашения. За год увеличилась среднемесячная зарплата, предпринимаются меры по созданию благоприятных, безопасных условий труда, внедрению эффективной мотивации труда. Используются традиционные меры морального и материального (премии) стимулирования. За счет оптимизации социального состава работников повысилась производительность труда. Несмотря на благоприятные тенденции, связанные с социальными характеристиками персонала, трудноразрешимыми проблемами для корпораций остаются: влияние инфляции на зарплату; ограниченные возможности найма новых сотрудников; дефицит технических и квалифицированных работников. К сожалению, кадровые службы предприятий ориентируются на решение краткосрочной задачи, удержание кадров, не обращаясь к долгосрочным прогнозам качества человеческих ресурсов.

Основными конкурентами тамбовских корпораций чаще всего являются китайские производители, предлагающие продукцию по более низким ценам. Жесткую конкурентную борьбу ведут корпорации за внутренний рынок, увеличивая долю своей продукции на отраслевом рынке, создавая нишу для своей продукции. Например, на рынке своей продукции ОАО МЛРЗ «МИЛО-РЕМ» имеет трех основных конкурентов, ОАО «Электроприбор» - шестерых.

Поставщики представлены сетью различных российских и зарубежных организаций. Сотрудничество осуществляется с фирмами Великобритании, Германии, Индии, Китая, Южной Кореи, Белоруссии, Украины и др. Количество поставщиков у одного предприятия может достигать 1200 (ОАО «ПИГМЕНТ»). Предприятия области дорожат проверенными, долголетними связями, основывая свои отношения на доверии. Для предотвращения издержек, связанных с выбором недобросовестного поставщика, для корпораций наиболее желательно проводить конкурсный отбор поставщиков, открытые аукционы в электронной форме.

Партнерство является результатом, к которому приходят корпорации на основе кооперационных связей, взаимовыгодного сотрудничества с участниками корпоративных отношений. Формирование партнерства чаще всего происходит на основе интегрирования в технологический процесс или приобретения доли участия общества в уставном капитале своего партнера. В этом контексте наиболее разрушительными для корпораций являются конфликты с партнерами.

Важную роль в согласовании интересов участников корпоративных отношений играет практика «корпоративной ответственности» бизнеса. В первую очередь, она реализуется в создании базовых основ социальной защищенности и соблюдения социальных гарантий для персонала корпораций. Однако часть тамбовских предприятий снижает расходы на социальную сферу, снимая с баланса содержание столовых, оздоровительных лагерей и пр. Во-вторых, корпорации стали дорожить своей репутацией, связанной с экологической безопасностью жизненной среды. В-третьих, сложилось понимание того, что культура, образованность, информированность обеспечивает для корпорации «значимое конкурентное преимущество», «вовлеченность в деятельность общества», «чувство членства единого коллектива», «повышение лояльности сотрудников». В-четвертых, деловая этика входит в практику корпоративной жизни. Главным остается соблюдение официальных и устных договоренностей. Контент-анализ дал небольшой объем текста, который свидетельствует о рационализации отношений в среднем бизнесе, подчиненности этических норм производственной целесообразности. Это: «следовать этическим нормам бизнеса», «соблюдать условия договоров и соглашений с партнерами», «защищать права акционеров», «выплачивать дивиденды акционерам», «обеспечивать прозрачность информации для акционеров», «осуществлять выплаты без задержек

зарплаты работникам», «благотворительность», «милосердие». «Плохим тоном» является какое-либо публичное допущение нарушений этики деловых отношений. Однако формализованного признания корпоративная ответственность не получила. Ни в одной корпорации не приняты правила по корпоративной этике, кодекс корпоративного

управления.

Развитие корпоративного управления в средних корпорациях Тамбовской области подтверждает действующие общероссийские тенденции: незавершенность формирования корпоративного

управления, формализованный характер структуры органов корпоративного управления, ориентация на решение краткосрочных задач бизнес-

процессов, выбор приоритетов во взаимоотношениях среди участников корпоративных отношений.

Литература

1. Годовой отчет ОАО «Электроприбор» за 2012. URL:http://www.elektmb.ru

2. Годовой отчет ОАО «Пигмент» за 2012 год. URL: http://www.disclosure.ru

3. Годовой отчет ОАО «Тамбовмаш» за 2012.URL:http://www.e-sclosure.ru

4. Годовой отчет ОАО «Милорем» за 1012. URL: http://www.e-disclosure.ru

5. Основные показатели социально-экономического развития Тамбовской области и Российской Федерации за январь-декабрь 2012 г. URL:http://ekon.-ambov.gov.ru

6. Основные показатели социально-экономического развития Тамбовской области и Российской Федерации за январь-декабрь 2013 г. URL: http:// ekon.tambov.gov.ru

* * *

AVERAGE CORPORATIONS:

THE SOCIOLOGICAL ASPECTS OF CORPORATE MANAGEMENT

I. Yu.Chelenkova

In article little studied processes in the sphere of corporate management which are characteristic for average industrial corporations are considered. Article is based on the data obtained by a method of the content analysis of annual reports of joint-stock companies (corporations) of the Tambov region. The concept «average corporation» is specified, external and internal factors, positively or negatively influencing development of averages by the size of corporations are defined, strategy of behaviour of corporations in the region is revealed. The assessment is given to level of corporate governance, the condition of strategic planning, structure of bodies of corporate governance, interaction between participants of the corporate relations, realization of the principle of corporate responsibility is characterized. In article it is proved that development of corporate management in average corporations of the Tambov region confirms the all-Russian tendencies: incompleteness of formation of the corporate management, the formalized character of structure of bodies of corporate management, orientation to the solution of short-term problems of business processes, choice of priorities in relationship among participants of the corporate relations.

Key words: content analysis, corporate management, corporate interaction, development strategy, average corporation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.