Г.Г. Король, Л.В. Конькова
Институт археологии РАН, Российский государственный гуманитарный университет, Москва
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РЕМЕННЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ: СОБРАНИЯ XIX в.
В КОЛЛЕКЦИЯХ ЭРМИТАЖА*
Традиция декоративного оформления снаряжения всадника (для воина это ременные украшения из цветного металла пояса, деталей одежды, снаряжения и вооружения; для коня - сбруя и другое снаряжение) была неотъемлемой частью культуры кочевников степной Евразии в раннем средневековье. Особое значение для комплексного исследования этих украшений (торевтики малых форм) представляют музейные коллекции, в которых наряду с материалами из раскопок есть и собрания «случайных находок». В фондах Отдела археологии Восточной Европы и Сибири (ОАВЕиС) ГЭ с XIX в. формируются коллекции саяно-алтайских, в том числе из Минусинской котловины на Среднем Енисее, средневековых археологических находок, среди которых прекрасно представлена и торевтика малых форм.
Комплексному исследованию материалов раскопок из Тувы (могильник X в. Тора-Тал-Арты, ременные украшения из которого отличаются многообразием художественных и технологических традиций, и комплекс из могильника УШ-1Х вв. Успенское) была посвящена отдельная работа (Король Г.Г., Конькова Л.В., 2009). Здесь мы рассмотрим сборные коллекции из Минусинской котловины: №1124 - собрание И.П. Кузнецова, 1891 г.; №1126 - коллекция А.В. Адрианова, 1894-1895 гг.; №1133 - «собрание Крестовниковых в Сибири»; №1296 - собрание Е.К. Тевяшова; №3975 - собрание И.П. Тавостина; №5531 - сборы И.А. Лопатина, 1870-е гг. Всего проанализировано 37 предметов. Среди них преобладают орнаментированные ременные украшения, однако есть и несколько изделий без орнамента, но с декоративными элементами формы. Для структуризации изложения мы опираемся на выделенные ранее блоки предметов (подробно о них, а также о наиболее популярных художественных группах с их нумерацией см.: Король Г.Г., 2008, с. 157-187).
Технология изготовления всех исследованных предметов характерна для большого пласта изделий раннесредневековых культур степной Евразии и прилегающих территорий. Они изготовлены путем литья с использованием восковой модели. Тиражирование изделий происходило за счет использования отлитого штампа-матрицы, оттиснутого в пластической массе. Дополнительно поверхность могла декорироваться позолотой, серебром - с помощью лужения. В изученном нами ранее массиве ременных украшений Саяно-Алтая выделено несколько уровней качества (Король Г.Г., Конькова Л.В., 2007, с. 28).
Для анализа состава металла применялся эмиссионный спектральный полуко-личественный анализ с использованием серии специальных эталонов, который проводился в лаборатории ИИМК РАН аналитиком В.А. Галибиным. За точку отсчета границы легирующего компонента в сплаве мы принимаем 0,5%. В предшествующих
* Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».
исследованиях статистически выявлена большая роль геохимической характеристики металла. Особенно информативны показатели группы «сурьма - мышьяк» (Конькова Л.В., Король Г.Г., 2004). Паспортные данные предметов и состав металла представлены в таблице 1А и Б (отсылки даются лишь к номеру анализа).
Таблица I
Ременные украшения из Минусинской котловины рубежа I—II тыс. н.э. (сборные коллекции XIX в.) А. Паспортные данные предметов (ОАВЕиС, ГЭ)
№ п/п № анализа Предмет Место находки № коллекции
1. 518-21 Подвеска-рыбки Неизвестно 1124-15
2. 518-22 Накладка Неизвестно 1126-249
3. 519-27 Накладка Неизвестно 1126-252
4. 518-23 Зажим Неизвестно 1126-254
5. 518-24 Подвеска лировидная Неизвестно 1126-257
6. 518-25 Зажим Листвягово 1126-391
7. 518-27 Накладка Неизвестно 1126-402
8. 518-28 Накладка Неизвестно 1126-406
9. 518-29 Накладка Т-образная Копенская 1126-409
10. 518-30 Накладка Неизвестно 1126-428
11. 518-31 Деталь застежки Неизвестно 1133-13
12. 518-32 Обойма Неизвестно 1133-35
13. 518-18 Подвеска-личина Неизвестно 1133-144
14. 518-19 Накладка-личина Неизвестно 1133-152
15. 518-20 Накладка-личина Неизвестно 1133-153
16. 518-14 Накладка Т-образная Неизвестно 1296-151
17. 518-15 Накладка Т-образная Б. Сыр 1296-154
18. 518-16 Накладка Т-образная Б. Сыр 1296-155
19. 518-17 Накладка Т-образная Неизвестно 1296-167
20. 518-11 Накладка Неизвестно 3975-348
21. 518-12 Тройник, фрагмент Неизвестно 3975-950
22. 518-13 Тройник, фрагмент Неизвестно 3975-966
23. 517-40 Накладка Т-образная Абаканское 5531-1868
24. 517-41 Накладка Абаканское 5531-1870
25. 517-42 Пряжка Сорокино 5531-1871
26. 517-43 Накладка Сорокино 5531-1873
27. 517-44 Подвеска лировидная Анаш 5531-1875
28. 517-45 Подвеска лировидная Батени 5531-1876
29. 517-46 Накладка Т-образная Неизвестно 5531-1877
30. 517-47 Накладка Т-образная Худоногово 5531-1879
31. 517-48 Накладка Т-образная Корелка 5531-1880
32. 517-49 Пряжка Неизвестно 5531-1884
33. 517-50 Накладка Неизвестно 5531-1888
34. 517-51 Накладка Бузуново 5531-1890
35. 517-52 Подвеска-рыбки Тюпь 5531-1911
36. 517-53 Подвеска-личина гора Изых 5531-1927
37. 518-9 Накладка ажурная Лугавское 5531-1948
38. 518-10 Пряжка от накладки Лугавское 5531-1948
Б. Состав металла
№ п/п № анализа 8п (олово) РЬ (свинец) Zn (цинк) ВІ (висмут) Ag (серебро) 8Ь (сурь- ма) Ав (мышьяк) Fe (железо) № (ни- кель) Со (кобальт) Аи (золото)
1. 518-21 5,0 1,8 0,8 0,045 0,5 0,25 0,24 0,3 0,03 0,01 0,013
2. 518-22 2,1 1,4 24,0 0,014 0,03 0,01 0,2 0,1 0,02 0,014 0,045
3. 519-27 10,0 7,5 1,0 0,15 1,4 0,24 0,6 0,37 0,067 0,026 0,03
4. 518-23 6,5 6,0 0,4 0,055 0,6 0,3 0,7 0,14 0,08 0,036 0,036
5. 518-24 12,0 10,0 0,03 0,11 0,25 0,43 1,6 0,43 0,18 0,04 0,011
6. 518-25 3,6 1,9 0,08 0,04 0,4 0,3 1,8 1,1 0,11 0,014 0,018
7. 518-27 0,27 0,09 24,0 0,005 0,027 0,009 0,19 0,16 0,015 0,013 0,0
8. 518-28 0,13 0,02 0,0 0,025 0,07 0,3 1,0 0,0 0,035 0,0 0,0
9. 518-29 6,1 3,7 11,0 0,045 0,2 0,065 0,16 0,06 0,22 0,023 0,0
10. 518-30 6,1 1,2 0,03 0,045 0,15 0,8 0,45 0,11 0,026 0,0 0,05
11. 518-31 8,7 0,17 0,0 0,004 0,033 0,08 0,15 0,0 0,04 0,0 0,015
12. 518-32 0,04 0,013 0,0 0,0 0,07 0,0 0,0 0,17 0,04 0,0 0,006
13. 518-18 11,0 8,6 0,3 0,1 0,6 0,29 0,8 0,09 0,06 0,03 0,014
14. 518-19 4,9 4,0 0,4 0,06 0,4 0,37 0,47 0,07 0,03 0,009 0,05
15. 518-20 4,5 1,5 0,55 0,04 0,9 0,3 0,67 0,12 0,09 0,033 0,05
16. 518-14 13,0 12,0 0,03 0,9 0,04 0,65 1,3 1,0 0,12 0,045 0,0
17. 518-15 6,4 9,5 9,0 0,055 0,25 0,25 0,7 0,6 0,15 0,024 0,025
18. 518-16 10,0 5,5 2,5 0,055 0,5 0,2 0,5 0,25 0,07 0,024 0,025
19. 518-17 6,4 2,4 0,0 0,045 0,06 0,16 0,5 0,55 0,04 0,024 0,006
20. 518-11 8,0 2,1 0,07 0,05 0,3 0,027 0,75 0,3 0,16 0,025 0,07
21. 518-12 4,4 0,55 14,0 0,02 0,05 0,065 0,55 0,1 0,018 0,011 0,02
22. 518-13 3,2 0,5 18,0 0,02 0,08 0,05 0,42 0,1 0,013 0,01 0,016
23. 517^40 15,0 1,6 8,5 0,019 0,05 0,08 0,35 0,22 ОД 0,045 0,1
24. 517^-1 15,0 1,8 3,5 0,021 0,04 0,11 0,45 0,05 0,2 0,03 0,05
25. 517—42 8,0 0,3 0,4 0,04 0,07 0,04 0,16 0,1 0,19 0,055 0,016
26. 517^3 5,2 6,0 0,09 0,08 0,08 0,25 0,63 0,65 0,2 0,024 0,12
27. 517—44 6,5 3,3 15,0 0,019 0,03 0,15 0,21 0,21 0,023 0,14 0,0
28. 517-*5 7,5 4,6 1,3 0,023 0,07 0,08 0,23 0,08 0,08 0,033 0,017
Коллекции рассматриваются по номерам в восходящем порядке.
№1124 - собрание И.П. Кузнецова. Исследован один предмет — подвеска в виде парных рыбок (рис. 1.-1) из долины р. Аскыз (левый приток р. Абакан, левого притока Енисея). Происхождение мотива и формы украшения, его символика и сохранение в традиционной культуре народов Саяно-Алтая рассмотрено ранее (Король Г.Г., 2008, с. 140-141). По составу сплава это сложная латунь с небольшим содержанием цинка (0,8%), с добавлениями олова (5%) и свинца (1,8%). Геохимические примеси — невысокие, отметим повышенное содержание серебра (0,5%), что говорит о возможном серебрении предмета (анализ №518-21).
№1126 - сборы А.В. Адрианова. Исследованы девять предметов: орнаментированные накладки разных форм; два зажима для кистей (или игольника) — один в форме стилизованных парных рыб без орнамента (рис. 1.-2), другой — декоративной цветочной формы с центральной частью в виде четырехлепестковой розетки и нижней — в виде стилизованной пальметты, орнамент на этом зажиме, по-видимому, был, но
следы его едва различимы (рис. 1.-3); лировидная подвеска с сердцевидным вырезом, без орнамента. Среди орнаментированных предметов - концевая накладка (рис. 1.-7) с композицией из блока «серийных изделий» художественной группы 7 «пальметты в составе композиций с центральной лепестковой розеткой». (Накладка с таким же декором найдена в кургане №19 могильника Тора-Тал-Арты, упоминавшегося выше.) Другие - из «несерийных изделий»: две сердцевидные накладки с одинаковым орнаментом в виде простейшей пальметты с «перевязанным» основанием (рис. 1.-8); Т-образная накладка со сложным растительным декором (рис. 1.-5); две небольшие концевые накладки с орнаментом из пальметт в вертикальной композиции (рис. 1.-4, 6).
Исследование состава металла начнем с орнаментированных предметов. Накладка с одним из самых популярных в Минусинской котловине орнаментом (художественная группа 7) изготовлена из сложной латуни: 1% цинка, 10% олова и 7,5% свинца (анализ №519-27). Изученные нами ранее изделия (79 предметов) этой группы из саяно-алтайского региона (Конькова Л.В., Король Г.Г., 2008) в основном представлены оловянносвинцовыми бронзами. (Отметим, что предмет с аналогичным декором из Тора-Тал-Ар-ты также не содержит цинка.) Лишь в нескольких случаях отмечено содержание цинка в сплаве, не превышающее 1%. Рассматриваемое изделие, таким образом, попадает в эту небольшую группу с низким содержанием цинка в сплаве. По нашим наблюдениям, предметы из латуни обычно имеют и качественно выполненный декор, а накладка отличается высоким содержанием серебра (1,4%), возможно, она была посеребрена.
Одна из сердцевидных накладок с одинаковым декором, чуть большая по размеру (рис. 1.-8), изготовлена из золотой латуни (24% цинка) с низким содержанием примесей, включая свинец и олово (анализ №518-27). Вторая (анализ №518-22) - также из золотой латуни, но это сложная латунь: 24% цинка, 2,1% олова, 1,4% свинца, остальные микропримеси в небольших количествах. Эти предметы, видимо, относятся к так называемым первичным изделиям с высокими показателями качества, в том числе исполнения декора. Несмотря на его простоту, металл для накладок с таким декором использован качественный и дорогой, имитирующий золото. Он был не очень распространен и соотнесен нами предположительно с регионами Средней Азии, Ирана, Северной Индии (Король Г.Г., Конькова Л.В., 2007, с. 27).
Т-образная накладка изготовлена из сложной латуни с 11% цинка, 6,1% олова и 3,7% свинца (анализ №518-29). При этом все остальные микропримеси представлены в незначительных количествах, что объединяет этот предмет с сердцевидными. Возможно, они из одного комплекта и близки по происхождению.
Две концевые накладки сходны по типу и композиции орнамента, но отличаются размерами, особенностями формы и элементами декора. Одна из них (рис. 1.-6, анализ №518-28) изготовлена из мышьяковой бронзы (1% мышьяка). Это пока единственный экземпляр с таким сплавом из рассмотренных предметов. Мьттттьяк в составе сплава увеличивает его антикоррозийные свойства, литейные, в том числе жидкотекучесть, придает изделию серебристый цвет. Для геохимической характеристики отметим относительно повышенное содержание сурьмы (0,3%). Другая накладка (рис. 1.-4, анализ №518-30) изготовлена из оловянно-свинцовой бронзы (олово - 6,1%, свинец - 1,2%), металл характеризуется повышенным содержанием сурьмы (0,8%) и мышьяка (0,45%). Таким образом, предметы сходного в целом типа изготовлены из разных сплавов, но на геохимическом уровне имеют сходный металл - с повышенным содержанием мышьяка и сурьмы.
Рис. 1. Ременные украшения из Минусинской котловины (сборные коллекции):
1 - № 1124-15; 2 - № 1126-254; 3 - № 1126-391; 4 — № 1126-428; 5 - № 1126-409; 6 - № 1126-406;
7-№1126-252; £-№1126-402; 9-№1133-152, 153; 70-№1133-144; 11 -№1133-35;
12 -№1133-13; 13 -№1296-167; 14 -№1296-155; 15 -№3975-348; 16-№3975-950, 966
Зажимы для кистей или игольники. Один в виде стилизованных парных рыб (рис. 1.-2, анализ №518—23) изготовлен из оловянно-свинцовой бронзы (олово - 6,5%, свинец - 6%), вероятно, был посеребрен (0,6% серебра), металл по геохимическим показателям характеризуется повышенным содержанием сурьмы (0,3%) и мышьяка (0,7%). Другой (рис. 1.-3, анализ №518-25) изготовлен также из оловянно-свинцовой бронзы (3,6% олова, 1,9% свинца), но с очень высоким содержанием мышьяка (1,8%), с повышенным содержанием сурьмы (0,3%); серебро - 0,4%.
«Гладкая» лировидная подвеска (анализ №518-24) изготовлена также из сплава оло-вянно-свинцовой бронзы (12% олова, 10% свинца) с очень высоким содержанием мышь-
яка (1,6%), с повышенным содержанием сурьмы (0,43%). (Отметим, что сходные типологически лировидные подвески без орнамента из могильника Успенское, упомянутого выше, и рассматриваемый экземпляр изготовлены из совершенно разного металла.)
Рассмотренная коллекция показывает, что иногда мы имеем дело не просто с отдельными случайно найденными предметами, а с разрушенными комплексами, в которых были комплекты из сходного металла (например, сердцевидные с одинаковым орнаментом и Т-образная накладки). Но в ходе сборов, по-видимому, отбирались наиболее сохранные и выразительные в художественном отношении и с точки зрения качества металла изделия. Это подтверждается изученными составами сплавов и характеристиками металлов. При этом представлены составы сплавов, не слишком распространенные (золотая латунь, бронза с мышьяком), посеребренные предметы, дорогие и внешне эффектные, хорошо сохраняющиеся.
Коллекция №1133 - «собрание Крестовниковых в Сибири», по-видимому, из Минусинской котловины, судя по набору предметов, их форме и художественным особенностям. Исследовано пять предметов с декором из блока «несерийных изделий»: две накладки с изображением личин (рис. 1.-9) и подвеска-личина (рис. 1.-10); обойма кованая с рельефным орнаментом (рис. 1.-11) в виде сложной растительной композиции с незамкнутым построением, выполненным широкими линиями, дополнительно оформленными углубленными, вероятно, врезными тонкими линиями; часть двусоставной застежки в виде летящей птицы (рис. 1.-12), в декоре которой использован мотив «пламенеющая жемчужина», основа композиций художественной группы 3 (Король Г.Г., 2008, с. 169-173).
Все три личины изготовлены из однотипного сплава - оловянно-свинцовой бронзы (олово - от 4,5 до 11%, свинец - от 1,5 до 8,6%) с повышенным содержанием цинка (от 0,3 до 0,55%), серебра (от 0,4 до 0,9%), сурьмы (от 0,29 до 0,37%) и мышьяка (от
0,47 до 0,8%). Две накладки с близкими личинами - возможно, разные плавки одного металла. Подвеска (анализ №518-18) отличается тем, что имеет повышенное содержание олова (11%), свинца (8,6%), мышьяка (0,8%). Деталь застежки (анализ №518-31) изготовлена из оловянной бронзы (олово - 8,7%) с пониженным содержанием микропримесей в металле, в том числе сурьмы и мышьяка. Обойма изготовлена практически из чистой меди с небольшими добавками в виде сотых долей процента (анализ №518-32). Отметим, что выявленные сплавы этой коллекции являются очень распространенными в саяно-алтайском регионе рубежа 1-11 тыс. н.э. (в отличие от сплавов предметов из предыдущей коллекции - сборов А.В. Адрианова).
Коллекция №1296 - собрание Е.К. Тевяшова. Исследованы четыре Т-образные накладки. Одна (рис. 1.-13) с орнаментом из блока «серийных изделий» - «цветок смоквы - центр растительного узора» (художественная группа 8) и три однотипные, немного отличающиеся размерами, без орнамента, но декоративные за счет выделенных граней на поверхности и фестончатых краев (рис. 1.-14).
Орнаментированная накладка представлена типичным для региона сплавом оло-вянно-свинцовой бронзы (анализ №518-17) со средними величинами олова (6,4%) и свинца (2,4%). Относится к категории металла с повышенным мышьяком (0,5%) и пониженной сурьмой. Отметим, что она отличается от исследованных ранее накладок (другой формы) с декором этой группы из могильника Тора-Тал-Арты и по типу сплава, и по геохимическим характеристикам. Это свидетельствует о том, что изготов-
лены они из разного металла. Качество изготовления предметов (рассматриваемого и из комплекса Тора-Тал-Арты) предполагает высокий профессионализм мастера в ремесленном центре. Разница в металле может свидетельствовать о разном времени производства (в одной мастерской, но из разных партий металла в разное время) или месте производства (разные мастерские).
Три неорнаментированные накладки внешне сходны, но изготовлены из разного металла. При этом две (Б. Сыр) - из одинакового сплава, сложной латуни, с разным содержанием легирующих компонентов (первая - анализ №518-15: цинк - 9%, олово -6,4%, свинец - 9,5%; вторая (рис. 1.-14) - анализ №518-16: цинк - 2,5%, олово - 10%, свинец - 5,5%), но однотипные в геохимическом отношении (повышенное содержание мышьяка - 0,7 и 0,5% и пониженное - сурьмы). По геохимическим характеристикам они близки орнаментированной накладке, но отличны по рецептуре сплава. Третий предмет без орнамента (анализ №518-14) изготовлен из оловянно-свинцовой бронзы (13% олова, 12% свинца) с очень высоким содержанием мышьяка (1,3%) и висмута (0,9%). По рецептуре сплава он близок двум предметам из сборов А.В. Адрианова (лировидная, анализ №528-24, и зажим в форме цветка, анализ №518-25), но по висмуту они отличаются, т.е. происхождение металла разное.
Коллекция №3975 - собрание П.П. Тавостина. Исследованы три предмета «несерийных изделий»: концевая накладка (рис. 1.-15) со сложным растительным орнаментом с незамкнутым построением композиции и два обломка тройников-распределителей с элементами декора в виде простых пальметт. Один из них обожжен и орнамент сохранился плохо (рис. 1.-16, верхняя). Накладка изготовлена из оловянно-свинцовой бронзы (олово - 8,0%, свинец - 2,1%) с повышенным содержанием мышьяка (0,75%) при пониженной сурьме (анализ №518-11). Вероятно, была посеребрена (0,3% серебра). Два обломка, судя по составу сплава, от сходных предметов (возможно, даже одного предмета?), изготовленных из сложной латуни (цинка в среднем 15-16%), с добавлением олова (около 4%) и свинца (около 0,5%). По геохимическим показателям это категория металла с повышенным мышьяком (около 0,5%) и пониженной сурьмой.
Коллекция №5531 - собрание И.А. Лопатина. Изучено 15 предметов (для одного проведено два анализа). Отметим разнообразие форм предметов, орнаментов, которые преимущественно не составляют комплектов или каких-то сходных групп. Представлены орнаментально-декоративные типы: растительный, зооморфный, антропоморфный. Рассмотрим изделия, опираясь на форму и декор. Три предмета представляют декоративные композиции «серийных изделий»: 1) прямоугольная накладка с композицией художественной группы 8 - «цветок смоквы...» (рис. 2.-1); 2) Т-образная накладка со сложной растительной композицией художественной группы 5 - «пальметты в виде бутона и его вариантов с двумя симметрично отогнутыми листьями или завитками: усложненные композиции» (рис. 2.-3); 3) Т-образная накладка (Корелка, верховья р. Чулым, правого притока Оби), расплющена, со сложным растительным орнаментом упоминавшейся выше художественной группы 7 (рис. 2.-9).
Остальные - из блока «несерийных изделий». 4) Концевая накладка с орнаментом из пальметт в составе композиции с центральной лепестковой розеткой (рис. 2.-6) и Т-образная (рис. 2.-5) со сложным растительным декором с крестообразными фигурами, одним из формообразующих мотивов служит пальметта с бутоном. Такая же пальметта - один из мотивов композиции концевой накладки, поэтому можно предположить, что
оба предмета, происходящие из одного места, входили в один комплект ременных украшений. 5) Две лировидные подвески с сердцевидным вырезом происходят из разных мест. Декор сложный и отличный один от другого, конструктивные мотивы - разнообразные пальметты. Одна подвеска (Батени) - плохой сохранности, и различимы лишь отдельные элементы. Вторая (рис. 2.-7) - также не лучшей сохранности. 6) Т-образная накладка (рис. 2.-13) с композицией, включающей лежащих копытных животных (козлы), декор сильно «затерт». 7) Две пряжки с разным декором. У одной украшена только рамка - растительный орнамент с незамкнутым построением композиции (рис. 2.-11), у другой (рис. 2.-12) - только щиток (сложный растительный орнамент с замкнутым построением композиции). 8) 8-образная накладка с растительным декором в виде цветочной розетки и крупного трилистника (рис. 2.-8). 9) Сердцевидная накладка с трехлепестковой пальметтой (рис. 2.-2). 10) Подвеска в форме парных рыбок (рис. 2,-10), близкая подвеске из коллекции №1124, но большего размера и худшей сохранности декоративных деталей. 11) Подвеска-личина (рис. 2.-4), без усов и бороды, с серьгами (?) в ушах. 12) Ажурная накладка (с прорезью и пряжкой для крепления) на мешочек (рис. 2.-14) со сложным декором (подробно о семантике см.: Король Г.Г., 2008, с. 138— 140), включающим растительные элементы (среди них - «цветы смоквы») и зооморфные (крылатые олени, лежащие олени, рыбы). Два идентичных предмета происходят из кургана №11 могильника Аргалыкты-1 (X в.) в Туве (Трифонов Ю.И., 2000).
Как видим, формы и декор предметов разнообразны. То же наблюдается и по составу металлов и типам сплавов, которые рассмотрим в обозначенном выше порядке.
1. Накладка с композицией «цветок смоквы...». Изготовлена (анализ №517-50) из оловянной бронзы (14% олова) с небольшим количеством свинца (0,3%), металл с пониженным содержанием сурьмы и мышьяка. Совпадает по геохимическим характеристикам с предметами с аналогичным орнаментом из Тора-Тал-Арты. Тип сплава одинаков (Король Г.Г., Конькова Л.В., 2009).
2. Т-образная накладка с композицией группы 5. Изготовлена (анализ №517-46) из оловянной бронзы (14% олова) с небольшим количеством свинца (0,7%), концентрации всех остальных элементов пониженные. По декору сходна с предметами этой «серии» из Тора-Тал-Арты, но отличается от них и по сплаву, и по геохимической характеристике металла (Король Г.Г., Конькова Л.В., 2009).
3. Т-образная накладка со сложным растительным орнаментом художественной группы 7. Изготовлена (анализ №517-48) из оловянно-свинцовой бронзы с небольшим содержанием олова (7,8%) и свинца (1%), содержит 0,4% цинка, повышенное содержание серебра (0,3%). Тип металла по геохимическим характеристикам - с повышенной сурьмой (0,55%) и пониженным мышьяком. Визуально на поверхности фиксируются следы позолоты, но в пробе металла она не получила отражения.
4. Концевая и Т-образная накладки с близким декором. Дополнительным доказательством возможности их принадлежности одному комплекту являются идентичность использованного металла и тип сплава. Сплав представлен сложной латунью (цинк - 3,5 и 8,5%) с одинаковыми добавками олова (15%) и свинца (1,8 и 1,6%, соответственно). Геохимическая основа металла - повышенное содержание мышьяка (0,45 и 0,35%, соответственно) и пониженное сурьмы (анализ №517-41, 517-40).
5. Лировидные подвески изготовлены из сложной латуни (цинк - 15 и 1,3%) с добавлениями олова (6,5 и 7,5%, соответственно) и свинца (3,3 и 4,6%, соответственно).
По геохимическим характеристикам относятся к группе металла с пониженным содержанием сурьмы и мышьяка. Показатели всех легирующих элементов сходны (близкие плавки или одна), но значительное различие по количеству цинка. Пониженная концентрация цинка характеризует предмет плохой сохранности (анализ №517^45). Возможно, он был обожжен и содержание цинка могло уменьшиться за счет его летучести. Такое состояние предмета может свидетельствовать о его происхождении из погребения по обряду кремации.
Рис. 2. Ременные украшения из сборов И.А. Лопатина в Минусинской котловине (коллекция №5531): 1 -№1888; 2 -№1873; 3 -№1877; 4 -№1927; 5 -№1868; <5-№1870; 7-№1875; 8 - №1890; 9 - №1880; 70 —№1911; 11 - №1871;
12 - №1884; 13 -№1879; 14 -№1948
6. Т-образная накладка с зооморфным мотивом. Изготовлена (анализ №517-47) из сложной латуни (цинк - 5,6%) с добавлением олова (8,8%) и свинца (8%). По геохимическим показателям металл характеризуется повышенным содержанием сурьмы (0,7%) и мышьяка (0,36%).
7. Две пряжки с разным декором. Пряжка из Сорокино с декорированной рамкой изготовлена (анализ №517-42) из оловянной бронзы (8% олова), содержит 0,4% цинка и 0,3% свинца. Состав сплава говорит о возможной переплавке, вторичности металла. По геохимическим показателям металл характеризуется пониженными концентрациями микропримесей. Другая пряжка (с декорированным щитком) изготовлена (анализ №517-49) из оловянно-свинцовой бронзы (олово - 6%, свинец - 1,5%, цинка нет). В группе «сурьма - мышьяк» - повышенное содержание сурьмы (0,32%) и пониженное мышьяка. Таким образом, пряжки отличаются по всем показателям (форма, декор, состав металла).
8. 8-образная накладка с растительным декором. Изготовлена (анализ №517-51) из оловянной бронзы (олово - 7,4%) с пониженным содержанием микроэлементов.
9. Сердцевидная накладка с трехлепестковой пальметтой. Изготовлена (анализ №517-43) из оловянно-свинцовой бронзы (олово - 5,2%, свинец - 6%) с повышенным содержанием мышьяка (0,63%) и пониженной сурьмой в качестве геохимических микропримесей.
10. Подвеска в форме парных рыбок. Изготовлена (анализ №517-52) из сложной латуни (цинк - 7,2%, олово - 7,6%, свинец - 4,5%). Геохимические микропримеси низкие, но мышьяк (0,22%) превышает сурьму (0,08%). Сходная подвеска рассматривалась выше (коллекция №1124). Рецепт сплава обоих предметов близкий, но с разным количеством легирующих элементов, а по происхождению (геохимические показатели) металл разный.
11. Подвеска-личина. Это уникальный образец не только по деталям лица (ср.: Король Г.Г., 2008, рис. 22), но и по составу металла. Изготовлена подвеска (анализ №517-53) из свинцово-сурьмянистого сплава (свинец - 37%, сурьма - 3%) с повышенным содержанием олова (0,75%), серебра (0,67%), мышьяка (0,4%) и висмута (0,2%). Это легкоплавкий сплав. Вероятно, использован для изготовления модели или матрицы для последующего оттискивания изображения и отливки изделия из бронзы. Сам по себе сплав достаточно мягкий и для практического использования в качестве ременного украшения или амулета неудобен. Необычность этого предмета (в отличие от единичных матриц-личин, происходящих с территории Алтая и Минусинской котловины, - подробнее см.: Король Г.Г., 2008, с. 102, рис. 24) в том, что он не массивный, а тонкостенный, имеет отпечаток изображения с внутренней стороны. Возможно, эта внутренняя сторона для использования в качестве матрицы заливалась воском, который мог не сохраниться.
12. Накладка на мешочек с многокомпонентной декоративной композицией. Были отобраны две пробы, дающие состав металла самой накладки и пряжки, с помощью которой закрывался мешочек. Пластина ажурной накладки изготовлена (анализ №518-9) из золотой сложной латуни (цинк - 21%), с добавлением олова (4,3%) и свинца (5%). По геохимическим показателям металл характеризуется повышенным содержанием мышьяка (0,45%) и пониженным сурьмы. Пряжка изготовлена также из сложной лату-
ни (анализ №518-10), но другого состава: цинк - 2,8%, олово - 5,6%, свинец - 1,6%. Она была посеребрена (0,5% серебра), металл характерен пониженным содержанием остальных микроэлементов. Вероятно, пряжка была изготовлена для уже имевшейся пластины. Сходны пластина и пряжка по типу сплава, но отличаются по его составу и геохимической основе металла.
Комплексное изучение сборных коллекций торевтики малых форм из Минусинской котловины рубежа I—II тыс. н.э. из фондов ОАВЕиС Эрмитажа показало информативность этих материалов. Особенно это проявлено в коллекции №5531 (сборы И.А. Лопатина), предметы которой представляют многообразие художественных и технологических традиций. Напомним, что исследование также большой коллекции из могильника Тора-Тал-Арты в Туве дало аналогичный результат (Король Г.Г., Конькова Л.В., 2009), т.е. подобное многообразие не связано с местом нахождения предметов. Для задач исследования художественных и технологических особенностей изделий разных коллекций (материал ОАВЕиС в совокупности выявил это особенно отчетливо), стоявших перед авторами, оказалось неважным их происхождение.
Предметы из случайных сборов помимо того, что бывают обожженными, т.е. происходят из погребений по обряду кремации, иногда включают и изделия одного комплекта ременных украшений из сходного металла (как, например, в коллекции №1126 из сборов А.В. Адрианова), что также, по-видимому, является следствием их извлечения из погребального комплекса. Наличие документированных базовых комплексов из археологических памятников позволяет с большей достоверностью определять случайные находки и использовать их не только для сравнительного анализа, но и как полноценный источник. Выявленное многообразие художественных и технологических традиций при разном качестве изделий в сборных коллекциях (при отмеченном преобладании сохранных и качественных предметов) подтверждает наше предположение (Король Г.Г., Конькова Л.В., 2007) о сложной системе обеспечения воинов Са-яно-Алтая ременными украшениями, включавшей производственные центры разного уровня развития ремесленных традиций и специализации.
Библиографический список
Конькова Л.В. Аналитические методы в исследовании древнего ремесла // Древние ремесленники Приуралья. Ижевск, 2001. С. 44-53.
Конькова Л.В., Король Г.Г. Система «декор-технология» в моделировании этнокультурных процессов средневековья (на материалах Саяно-Алтая) // Евразия: Этнокультурное взаимодействие и исторические судьбы. М., 2004. С. 184-188.
Конькова Л.В., Король Г.Г. Художественно-технологические особенности наиболее распространенной группы средневековой торевтики малых форм Саяно-Алтая // Археология степной Евразии. Кемерово; Алма-Аты, 2008. С. 185-200.
Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии: Очерки. М.; Кемерово: Кузбасс вузиздат, 2008. 330 с.: ил. (Труды САИПИ. Вып. V).
Король Г.Г., Конькова Л.В. Производство и распространение средневековой торевтики малых форм в Центральной Азии // Российская археология. 2007. №2. С. 25-32.
Король Г.Г., Конькова Л.В. Средневековые ременные украшения из раскопок в Туве в коллекциях Эрмитажа // Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 287-296.
Трифонов Ю.И. Погребения X в. до н.э. на могильнике Аргалыкты-1 // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск, 2000. С. 143-156.