Научная статья на тему 'Средневековые орудия для переработки зерна в Пермском Предуралье'

Средневековые орудия для переработки зерна в Пермском Предуралье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
690
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСТ-ТЕРОЧНИК / ЗЕРНОТЕРКА / ЖЕРНОВОЙ ПОСТАВ / ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / ЛОМОВАТОВСКАЯ КУЛЬТУРА / РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / ИМЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕВОЛИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛОМСКАЯ КУЛЬТУРА / ЧЕПЕЦКАЯ КУЛЬТУРА / PESTLE / QUERNS / MILL-STONE / PERM CIS-URALS / LOMOVATOVSKAYA CULTURE / RODANOVSKAYA CULTURE / IMENKOVSKAYA CULTURE / NEVOLINSKAYA CULTURE / POLOMSKAYA CULTURE / CHEPECKAYA CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сарапулов Алексей Николаевич

Представлены орудия для переработки зерна у средневекового населения Пермского Предуралья. В начальный период освоения земледелия на этой территории для обработки зерна использовались песты-тёрочники и зернотёрки. В начале II тыс. н. э. повышается урожайность. В это время распространяется жерновой постав (группа I по типологии Минасяна). Этот метод обработки зерна попал на рассматриваемую территорию через поломско-чепецкое население или с территории неволинской археологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medieval tools for processing grain in Perm Cis-Urals

This article deals with tools for processing grain by medieval population of Perm Cis-Urals. In the first period of farming in this land grain was processed with pestles and querns. The beginning of II millennium AD gave rise to crop productivity. At that time mill-stone became expanded (group 1 by Minasyans typology). This method of grain processing had come to the land across PolomskChepeck population from the basin of the Cheptsa river or from the territory of Nevolinskya archaeological culture.

Текст научной работы на тему «Средневековые орудия для переработки зерна в Пермском Предуралье»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 18 (309).

История. Вып. 56. С. 5—11.

НАУЧНЫЙ ДИСКУРС ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

А. Н. Сарапулов

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОРУДИЯ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА В ПЕРМСКОМ ПРЕДУРАЛЬЕ

Статья подготовлена при поддержке проекта № 029 а - Ф Программы стратегического развития ПГПУ

Представлены орудия для переработки зерна у средневекового населения Пермского Пред-уралья. В начальный период освоения земледелия на этой территории для обработки зерна использовались песты-тёрочники и зернотёрки. В начале II тыс. н. э. повышается урожайность. В это время распространяется жерновой постав (группа I по типологии Минасяна). Этот метод обработки зерна попал на рассматриваемую территорию через поломско-че-пецкое население или с территории неволинской археологической культуры.

Ключевые слова: пест-терочник, зернотерка, жерновой постав, Пермское Предуралье, ло-моватовская культура, родановская культура, именьковская культура, неволинская культура, поломская культура, чепецкая культура.

Достаточно ясно, что с XI в. повышается производительность земледелия. Именно в это время появляется ручной вращающийся круглый жернов взамен безраздельно господствовавшей зернотерки. По сравнению с последним производительность ручной мельницы с вращающимся жерновом уже весьма велика, и своим появлением она свидетельствует о значительном увеличении количества зерна.

Вообще следует отметить, что в системе любого хозяйства необходимыми являются различные приспособления для размола зерна или размельчения других видов твердых продуктов, что обусловливает их широкое распространение в разные исторические периоды. Все приспособления для размельчения зерна по принципу изготовления, устройства и действия можно разделить на несколько видов: песты-терочники, зернотерки, ступы и жернова (ротационные мельницы).

Песты-терочники и зернотерки использовались на территории Пермского Предуралья с момента появления там земледелия (а возможно, и раньше, для обработки продуктов, полученных путем собирательства).

При раскопках ананьинского поселения Гремячинское найдено 18 зернотерок и 190 пестов-терочников.1 А. Ф. Теплоухов опубликовал в статье фотографию ступы и песта, снятую им в д. Семиной Ильинской

волости Пермского уезда и отметил, что форма этого песта с пережимом посередине совершенно та же, что и у пестов в Древнем Египте. Тем самым исследователь пришел к выводу о том, что, скорее всего, ступы и песты из органических материалов использовались и в древности в Пермском Предуралье.2 В ломоватовское время также использовались зернотерки. Одна из них была найдена на Лаврятском городище (УШ-Х1 вв.) и представляет собой массивную сланцевую плиту размером 45 х 35 см. Она имеет широкое углубление ближе к одному краю, получившееся в результате работы камнем-терочником, который был найден вместе с плитой. Такая же зернотерка была найдена на Эсперовом городище 1Х-Х1 вв.3 Подпрямоугольный пест-терочник из массивной гальки с ярко выраженными следами сработанности на конце был найден на Купросском городище Х-ХШ вв.4

Ротационные мельницы по степени своего развития сравнительно с другими приспособлениями относятся уже к более позднему времени и являются, в отличие от них, специализированными орудиями, предназначенными только для размалывания зерна. Принцип действия основан на вращательном движении верхнего жернова - бегуна на рабочей поверхности неподвижного нижнего (лежака).5

Считается, что родиной ротационной мельницы является античная Греция.

Рис. 1. Карта распространения находок жерновов: 3. Городище Анюшкар; 6. Селище Володин Камень II; 8. Городищенское городище; 10. Калинское селище; 13. Купросское городище; 14. Лаврятское городище; 18. Роданово городище; 19. Рождественское городище; 21. Саломатовское I городище; 38. Покчинское городище; 39. Получемьянское селище; 40. Подысовское городище (?).

Появление мельниц может быть отнесено к середине I тыс. до н. э.6

До 70-х гг. XX в. специализированных работ, посвященных этой категории орудий труда, не было. Единственная существующая в литературе классификация ручного жернового постава была предложена Р. С. Минасяном в 1978 г.,5 который выделил ряд признаков, позволивших разделить бытовавшие в Восточной Европе жернова на три группы. К этим признакам он отнес диаметр

жерновов, форму сквозного отверстия, наличие или отсутствие сквозного отверстия либо лунки на нижнем жернове. К I группе Р. С. Минасян отнес жернова, имеющие круглое отверстие как в бегуне, так и в лежаке; ко II группе - жернова, не имеющие сквозного отверстия в лежаке. Жернова II группы делятся, в свою очередь, на два варианта. Вариант А - с квадратным отверстием в бегуне и лункой в лежаке, и вариант Б - с выступом на верхней поверхности лежака. III груп-

па включает в себя жернова, имеющие гнездо для махового штока в бегуне, и также делится на вариант А, который крепится на специальном столе, и вариант Б, который стола не имеет. По мнению Р.С. Минасяна, жернова выделенных групп распространяются из различных центров: тип I - из античных памятников Северного Причерноморья, тип II имеет центрально-европейское происхождение и связан с германскими племенами, в то время как тип III наиболее распространен в салтово-маяцких древностях.7

На территории Среднего и Верхнего Прикамья в эпоху средневековья нам известно 13 местонахождений жерновов и их фрагментов (рис. 1). Их точное количество неизвестно, так как не сообщается, сколько именно фрагментов было найдено на том или ином поселении или в результате случайных сборов, и скольким экземплярам жерновов они принадлежат. В период существования проблем с транспортировкой экспедиций тяжелые громоздкие жернова, как правило, оставлялись на месте раскопок, обычно ни фотофиксации, ни зарисовки их не производилось. Множество жерновов и их фрагментов, судя по отчетам, дали раскопки городища Анюшкар. В 1954 г. обломки жерновов найдены в верхнем слое городища, в ямах 8 и

9 раскопа II.8 Крупный каменный жернов был найден на дне ямы, укрепленной деревянным срубом, в раскопе III.9 В этом же раскопе в верхнем культурном слое был найден массивный каменный жернов, составленный из двух плит округлой формы со сквозным отверстием в центре.10 А в жертвеннике в раскопе II из обломков жернова была сложена верхняя часть большого глинобитного оча-га.11 Известны случайные находки жерновов вне археологических памятников.

Жернова, найденные на территории Пермского Предуралья, по мнению

В. А. Оборина, датируются периодом XII-XV вв. Однако этой дате противоречит находка обломка жернова с Рождественского городища, располагавшаяся в слое, датированном автором раскопок не позднее XI в.12 Как отмечают многие исследователи, появление жерновов связано с ростом объемов выращиваемого зерна, что может быть связано со сменой системы земледелия в XI в.

Нам удалось обработать жернова и их фрагменты с Калинского селища, Лаврятского, Купросского, Роданова, Рождественского,

Саломатовского I, Анюшкар городищ. Все они изготовлены из крупнозернистого песчаника. Общий диаметр составляет 35-45 см, толщина - 3,5-10 см. Центральное сквозное отверстие имеет округлую форму диаметром до 5 см (рис. 2).

К сожалению, публикации прикамских жерновов очень редки, большая часть находок депаспортизирована, да и невнимательность исследователей к этой категории орудий труда не позволила провести более полный научный анализ. Поэтому можно лишь в самых общих чертах указать на то, что жернова с территории Среднего и Верхнего Прикамья относятся к группе I по классификации Р. С. Минасяна. Автор не выделяет в этом типе отдельных вариантов. Хотя, например, прикамские и древнерусские жернова, принадлежащие к I группе, имеют некоторые различия: у древнерусских жерновов в нижней плите имеется конический выступ, а в верхней - соответствующее углубление, поверхность прикамских жерновов ровная. Вполне возможно, что их стоило бы отнести к отдельным вариантам I группы.

Жернова I группы в вв. до н. э. с греческой колонизацией Северного Причерноморья появляется в городах-колониях (Ольвия, Фанагория, Харакс, Пантикапей, Херсонес).13 В ГУ^П вв. н. э. они распространяются в Поволжье, на территории именьковской культуры.14 В Ш-У вв. н. э. жернова появляются на территории распространения азелинской и мазунинской культур в Прикамье. Обломки жерновов были найдены на Буйском городище, на городище Чеганда I.15 В VI-IX вв. подобные жернова распространились на территории неволинской культуры в Сылвенско-Иренском поречье (Верх-Саинское I городище, городище Лобач, Бартымское I поселение).16 В верхнем и среднем течении р. Чепцы жернова появились в раннем средневековье (поломская археологическая культура). А в начале II тыс. н.э. они уже широко представлены в бассейне р. Чепцы, в Среднем и Верхнем Прикамье (чепецкая и родановская археологические культуры). На городище Иднакар чепецкой культуры найдено около 100 жерно-вов.17 В Волжской Булгарии наряду с другими группами встречаются и жернова I группы.18 Известны они на Золотаревском поселении в Посурье.19 Также в VIII в. постав I группы появляется на памятниках роменско-боршевской культуры.20 В IX в. они появляются в Верхнем

Рис. 2. Жернова и их фрагменты с территории Пермского Предуралья: 1. Роданово городище; 2. Лаврятское городище; 3. Анюшкар городище; 4-5. Рождественское городище; 6. Саломатовское I городище; 7. Купросское городище; 8. Калинское городище.

Поднепровье.21 Начиная с X в. в слоях древнерусских городов находят жернова I группы. В XI в. такие жернова начинают проникать в Прибалтику.22

Как свидетельствуют археологические материалы, начало распространения жерновов в Среднем и Верхнем Прикамье относится к началу II тыс. н. э. Логичным становится вопрос, откуда данные жернова появляются. Попытаемся рассмотреть некоторые предположения и проанализировать их.

1. Ко времени появления жернового постава в Пермском Предуралье различного типа мельничными устройствами уже широко пользовались народы, населявшие другие территории Европы. Изобретать жерновой постав не было никакой необходимости.

2. Жерновой постав - это совершенное мельничное устройство с большой скоростью

вращения бегуна, поэтому зернотерки орудиями переходного типа к нему быть не могли.

3. Появление ротационных мельниц не может быть объяснено также импортом. Трудно себе представить каменные жернова, в массовом количестве импортированные в эпоху средневековья на огромные расстояния, причем в области, где материал был в изобилии. К тому же, будучи импортированным, жерновой постав должен был какое-то

23

время сосуществовать с зернотерками.23

4. Каменный жерновой постав мог попасть в Пермское Предуралье в результате трансмиссии или заимствования идеи его изготовления. Известно, что основным торговым партнером Пермского Предуралья была Волжская Булгария. Кроме того, булгарское население проживало на некоторых прикам-ских городищах. Но на большинстве булгар-

Рис. 3. Ручная ротационная мельница (жерновой постав) - «изка» (Коми, нач. XX вв.)

ских жерновов имеются периферийные отверстия, в которые просовывались веревки, привязывавшие согнутую палку. К концу этой палки веревкой привязывалась другая палка. к которой прикреплялись оглобли. В оглобли запрягался осел или мул. Запряженное животное. делая круговые движения. приводило в действие бегуна. а готовая мука падала в окошко.24 На наших же жерновах таких отверстий нет, и они относятся к другому типу.

Вместе с тем на булгарских археологических памятниках находили жернова без отверстия для прикрепления тягловой силы, аналогичные древнерусским как по размерам, так и по технике изготовления. Реконструкцию такого типа мельниц приводит Б. А. Рыбаков.25 Древнерусские жернова также отличались от прикамских. В отличие от древнерусских жерновов, имевших в нижней плите конический выступ, а в верхней -соответствующее углубление, поверхность наших жерновов ровная.

5. Р. С. Минасян видит причину появления жерновов в лесной зоне Восточной

Европы в миграции населения, знакомого с мукомольным производством.26 На наш взгляд, жернова I группы на территорию Прикамья принесли именьковские племена. Земледельческий инвентарь, найденный на территории азелинской и мазунинской культур (ральник, обломки жерновов) имеет явно именьковское происхождение. Далее жернова появляются в период раннего средневековья на городищах поломского времени на р. Чепце, и широко распространяются в начале II тысячелетия н.э. на территории чепецкой культуры. Жернова Пермского Предуралья полностью аналогичны жерновам с территории родственной финно-угорской чепецкой археологической культуры.

Вполне возможно, что также неволин-ское население, в IX в. мигрировавшее с территории Сылвенско-Иренского поречья, могло привнести известный им жерновой постав в Среднее и Верхнее Прикамье. Тем более что неволинское влияние прослеживается на многих позднесредневековых памятниках.

Рис. 4. Жерновые поставы: 1. Постав с миниатюры из Жития Сергия Радонежского; 2. Постав с миниатюры из Царственного Летописца.

Таким образом, именно такой путь могли пройти жернова и попасть на рассматриваемую территорию.

Касаясь реконструкции работы жернового постава, можно сказать, что жернова были частями ручных мельниц и приводились в движение палкой, привязанной (лубяным ободом или кожаным поясом) одним концом к верхней плите, другой ее конец прикреплялся к потолку помещения. Такие ротационные мельницы были известны у коми и назывались «изки»27 (рис. 3). Они были известны еще в конце XVI в. по переписям Яхонтова и Кайсарова. Священник Н. Попов в 1850-х гг. сообщал, что у пермяков Гаинской волости против печи помещаются каменные жернова, на которых женщины молят муку. У коми-пермяков они использовались вплоть до XX в. В 1911 г. А. Ф. Теплоухов сделал фотографию подобной ручной мельницы у крестьянина с. Монастырь Аннинской волости.28 Подобные же ручные мельницы приводит Р. С. Минасян с миниатюры начала XVII в. из Жития Сергия Радонежского (прил. 4.1) и с миниатюры XVI в. из Царственного Летописца29 (прил. 4.2).

Таким образом, в ломоватовское время для переработки зерна использовали зернотерки и, возможно, ступы и песты, а в начале II тыс. н. э. на территории Среднего и Верхнего Прикамья распространяется жерновой постав (группа I по Р. С. Минасяну), который попал на рассматриваемую терри-

торию через поломско-чепецкие территории либо с неволинским населением.

Примечания

1 См.: Вечтомов, А. Д. Отчет о раскопках в Осинском и Нытвенском районах Пермской области в 1959 г. / Архив ИА РАН.

2 См.: Теплоухов, А. Ф. К истории мукомольного производства в западной части Пермской губернии // Труды Пермской ученой архивной комиссии. 1915. Вып. XII. С. 264-273.

3 См.: Оборин, В. А. К истории земледелия у древних коми-пермяков // Совет. этнография. 1956. № 2. С. 66-75.

4 См.: Сарапулов, А. Н. Отчет о раскопках городища Купрос в Юсьвенском районе Пермского края в 2010 г. / Архив МАЭ ПГГПУ.

5 См.: Минасян, Р. С. Классификация ручного жернового постава (по материалам Восточной Европы I тыс. н. э.) // Совет. археология. 1978. № 3. С. 101-112.

6 См.: Понамарев, Н. А. История техники мукомольного и крупяного производства. Ч. I. М., 1955.

7 См.: Минасян, Р. С. Классификация ручного жернового постава. С.101-111.

8 См.: Оборин, В. А. Отчет о работе Верхнекамского отряда КАЭ Молотовского университета в июле-августе 1954 г. / Архив ИА РАН. С. 107, 110.

9 См.: Там же. С. 129.

10 См.: Там же. С. 132.

11 См.: Там же. С. 96.

12 См.: Белавин, А. М. Отчет о полевых исследованиях в Чусовском районе Пермской области в 1986 г. / Архив ИА РАН. С. 25.

13 См.: Минасян, Р. С. Классификация ручного жернового постава. С. 109.

14 См.: Вязов, Л. Д. Социально-экономическое развитие населения Среднего Поволжья в середине I тысячелетия н. э. (по материалам именьковской культуры) : дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2011. С. 188.

15 См.: 1) Генинг, В. Ф. Азелинская культура. вв. // Вопр. археологии Урала.

1963. № 5. С. 28 ; 2) Мазунинская культура в Среднем Прикамье // ВАУ. 1967. № 7. С. 32.

16 См.: Пастушенко, И. Ю. К вопросу о земледелии населения бассейна р. Сылвы в эпоху средневековья // Исследовательские традиции в археологии Прикамья. Ижевск, 2002. С. 270.

17 См.: Иванова, М. Г. Иднакар. Древнеудмуртское городище IX-XIII вв. Ижевск, 1998. С. 99.

18 См.: Марданшина, Е. М. Земледельческие орудия волжских булгар X-XIV вв. (к проблеме своеобразия земледелия) : дис. . канд. ист. наук. Казань, 2008. С. 86.

19 См.: Белорыбкин, Г. Н. Залоторевское поселение. СПб., 2001. С. 95-96.

20 См.: Ефименко, П. П. Древнерусские поселения на Дону / П. П. Ефименко, П. Н. Третьяков // Материалы и исследования по археологии. 1948. № 8. С. 51-55.

21 См.: Третьяков, П. Н. Древние городища Смоленщины / П. Н. Третьяков, Е. Н. Шмидт. М. ; Л., 1963. С. 16, 68.

22 См.: Минасян, Р. С. Классификация ручного жернового постава. С. 111.

23 См.: Там же. С. 111-112.

24 См.: Йовков, С. М. Жернова Волжской Булгарии // Совет. археология. 1976. № 2. С. 251.

25 См.: Рыбаков, Б. А. Жернова Вщижского городища // Краткие сообщения Института истории материальной культуры (КСИИМК). 1945. № 11. С. 16-17.

26 См.: Минасян, Р. С. Классификация ручного жернового постава. С. 112.

27 См.: Белицер, В.Н. Очерки по этнографии народов коми XIX - начало XX в. М., 1958.

С. 76.

28 Теплоухов, А. Ф. К истории мукомольного производства. С. 267.

29 См.: Минасян, Р. С. Классификация ручного жернового постава. С. 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.