Научная статья на тему 'СРЕДНЕВЕКОВАЯ ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восток / цивилизация / наука / East / civilization / science

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овлягулиев М., Солтанмырадов Г.А.

Восточная культура занимает особое место в формировании и развитии человеческого сознания и его мировоззрения. Фактически исторические корни основ современной человеческой культуры и научно-философского мировоззрения также связаны с первыми цивилизациями, зародившимися на Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIEVAL ORIENTAL CULTURE AND ITS UNIVERSAL HUMANITY, ITS ROLE IN FORMATION OF SCIENTIFIC AND CIVILIZATIONAL WORLD VIEW

Oriental culture occupies a special place in the formation and development of human consciousness and its worldview. In fact, the historical roots of the foundation of modern human culture and scientific and philosophical worldview are also connected with the first civilizations that originated in the East.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

УДК 1 Овлягулиев М., Солтанмырадов Г.А.

Овлягулиев М.

к.и.н. профессор Туркменский государственный институт финансов (г. Ашгабат, Туркменистан)

Солтанмырадов Г.А.

старший преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашгабат, Туркменистан)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация: восточная культура занимает особое место в формировании и развитии человеческого сознания и его мировоззрения. Фактически исторические корни основ современной человеческой культуры и научно-философского мировоззрения также связаны с первыми цивилизациями, зародившимися на Востоке.

Ключевые слова: Восток, цивилизация, наука.

Как указывал великий немецкий философ и мыслитель Г. В. Ф. Гегель в своем знаменитом труде «Философия истории», Всемирная история «движется от Востока к Западу, потому что Европа есть бесспорный конец Всемирной истории, а Азия — ее начало» [4, 147]. По мнению Г. В. Ф. Гегеля, «детский период истории» начинается на Востоке и переходит в Среднюю Азию. Здесь мировая история переживает период «невежества», полного увлечения высокомерием и храбростью [4, 149].

«Восток» определялся латинским словом «Orieш» и под ним понималось пространство, простирающееся на восток от Балканского полуострова в

исторических границах империи Александра Македонского. Скорее, когда мы говорим «Восток» в Римской империи, мы имеем в виду Парфянскую империю, которая является ее соседом и конкурентом [3, 9]. Эта концепция позже определила конкретные географические области, которые до сих пор используются как «Ближний Восток», «Ближний Восток» и «Дальний Восток», включая всю Юго-Восточную Азию.

Как известно, становление философии в Индии происходило вместе с древними брахманическими традициями, с распространением проповедей мудрецов, которых называли шраманшила, то есть теми, кто стремится понять. Если брамины следовали мудрости священных Вед, то шраманы занимались их пересмотром.

Становление древнекитайской философии связано также с возникновением первых наук, особенно систематизации точных знаний в астрономии, математике и медицине. Ранние философские школы в Китае датируются 1000 годом до нашей эры. В VI веке оно появилось в рамках «Ши синь» (Законы о поэзии) и «У сини» (Книга реформ). Дальнейшее развитие древнекитайской философии связано с именем и учением Конфуция. Наряду с конфуцианством развивались также философские течения даосизм, мойизм и легизм.

Восточная культура VШ-XIX веков характеризуется прежде всего творчеством известных интеллектуалов научно-энциклопедических взглядов, имена которых вошли в историю на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Средней Азии, включая регионы современности. день Туркменистана.

Считается также, что наиболее продуктивные периоды развития науки на Востоке связаны с возникновением и распространением ислама. В первые века ислама основные труды научного и философского наследия Древней Греции были переведены на арабский язык и изучены. В частности, в этом отношении взгляды Демокрита на атомы, взгляды Эмпедокла на элементы, математика Пифагора, идеи Платона, философские и естественные исследования Аристотеля, особенно его доктринальная логика, были переведены такими

мыслителями, как Аль-Фараби и Ибн Сина. на основе их творческого развития выдвигаются новые, более передовые учения и взгляды.

Как подчеркивал Г. В. Ф. Гегель: «Свет духа открылся в Азии, и оттуда началась всемирная история» [4, 143]. Как отмечал этот великий немецкий философ, «Наука и знания, особенно философия, передавались на Запад через труды, написанные на арабском языке [4, 376].

В то время традиция покупки книг и создания библиотек на Востоке достигла небывалого уровня. Держать библиотеку в каждой мечети и медресе и даже в домах тех, кто считал себя порядочным человеком, копировать и воспроизводить книги было легко в положительном смысле этого слова. Знаменитый путешественник Якут писал, что три года работал в библиотеках Мерва, и сравнивал их с богатейшими библиотеками мира [4, 376].

Выдающиеся восточные мыслители, такие как Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушд, развили свои идеи о Бытии, следуя практикам древних философов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

1. Байрамсахедов Н. Великие мыслители Востока, Ашхабад, 1992;

2. Бартольд В.В. Сочинения. т.У! Работы по истории ислама и арабского халифата. Москва, 1966;

3. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Москва, Деном, 1998;

4. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Санкт-Петербург. «Наука», 1993

Ovlyaguliev M., Soltanmyradov G.A.

Ovlyaguliev M.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

Soltanmyradov G.A.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

MEDIEVAL ORIENTAL CULTURE AND ITS UNIVERSAL HUMANITY, ITS ROLE IN FORMATION OF SCIENTIFIC AND CIVILIZATIONAL WORLDVIEW

Abstract: oriental culture occupies a special place in the formation and development of human consciousness and its worldview. In fact, the historical roots of the foundation of modern human culture and scientific and philosophical worldview are also connected with the first civilizations that originated in the East.

Keywords: East, civilization, science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.