CULTURAL SCIENCES
MEDIEVAL EUROPE: A CULTURE OF THE V-XI CENTURIES
Morozov S.
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department "History and Philosophy" of the State Educational Establishment "Penza State University of Architecture and Construction "
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА: КУЛЬТУРА V-XI ВЕКОВ
Морозов С.Д.
д.и.н., профессор кафедры «История и философия» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»,
Abstract
The article examines the development of medieval art, education and architecture, which reflect the features of medieval thinking. Аннотация
В статье рассматривается развитие средневекового искусства, образования и архитектуры, которые отражают черты средневекового мышления.
Keywords: education, art, culture, faith, church, architecture
Ключевые слова: образование, искусство, культура, вера, церковь, архитектура
В духовной сфере господствовала церковь. Она определяла стиль средневекового мышления, который также формировался всей обстановкой в Западной Европе. Для него были характерны: обостренная эмоциональная напряженность, идея подсудности человечества, греха и искупления, утопичность, контрастность религии и всего мира. Претензии церкви на выступление от имени всего общества проявились прежде всего в образовании. Она нуждалась в клириках, знающих латынь и древнегреческий язык, умеющих читать Библию, толковать ее мирянами, влиять на их умонастроения.
В период раннего Средневековья образование, даже такое усеченное, можно было получить лишь в епископских и монастырских школах, обучение в которых велось по Библии и другим церковным книгам. Принимались в эти школы только дети знати.
В раннефеодальном государстве каролингов (потомков Карла Великого) в УП-1Х вв. наступает период так называемого «Каролингского Возроде-ния». Оно проявило себя в большем, чем в других областях Европы, в стремлении к образованию, литературе, изобразительному искусству и архитектуре. Церковь в нем превратилась в весомый фактор культурного развития. Монастыри становились центрами образования, по распоряжению Карла Великого в каждом из них обязательно открывались школы [1, с.15].
В монастырских школах для духовенства и детей знати обучение велось по античной системе, которую ещё в VI в. реорганизовали последние ученые - «античного образца» - Боэций и Кассиодор. Кассиодор (около 480-573 гг.), настоятель монастыря Виварий в Южной Италии, был педагогом и одним из первых средневековых писателей [2, с.34]. Согласно этой системе, преподавалось 7
свободных искусств, разделенных на две ступени. Первую - тривиум - составляли грамматика, риторика и диалектика, вторую - квадривиум - геометрия, арифметика, астрология и музыка. Позже квад-ривичем изучали уже в университетах. Риторику изучали по Цицерону, диалектику по Аристотелю, арифметику и геометрию по Пифагору и Евклиду, астрономию по Птолемею.
От ученого клирика требовалось умение читать по-латыни, знание молитв, порядка церковной службы, элементарные знания арифметики. Риторика были нужна лишь для составления проповедей и оформления документов; диалектика (как тогда называли формальную лексику) - для формулировки системы доказательств при обосновании догматов веры; арифметика для подсчета церковной десятины, налогов для строительства храмов и разметки монастырских и феодальных угодий. Изучая музыку, будущие клирики учились петь псалмы и сочинять церковные гимны. Ну, а астрономия, почти полностью выступавшая как астрология, была нужна для определения срока христианской Пасхи и составления гороскопов [3, с.5].
Император Карл Великий основал при своем дворе Академию, куда пригласил известных ученых со всей Европы: Павла Диакона - лангобарда, Теодульфа - вестгота, Эйнхарда - германца, Алку-ина - англосакса. Последний руководил Академией, а также учредил дворцовую школу для детей Карла и его приближенных [4, с.10].Сам император устраивал диспуты и давал указания своим академикам. За образец считались произведения греко-римской культуры, хотя латынь стала «варварской», «вульгарной», «кухонной», то есть смешанной с местными народными диалектиками. Венцом образования и критерием научности считалось «Священное писание».
Заново стала развиваться история. В монастырях велись краткие записи- анналы. Но еще оставались воспоминания об античной историко-географической традиции. В VI в. франкский епископ Григорий Турский написал «Историю франков», куда включил краткую всемирную хронику и историю Галлии. В итальянских монастырях Боббио и Монтекасса также велись свои анналы. В Англии, откуда римские войска были выведены еще ок. 400 г., после саксонского завоевания (конец VI в.) крупной фигурой был Беда Достопочтенный, который вел свои хроники, получившие названия «Церковная история англов». В Севилье этим занимался епископ Исидоп, написавший в VI в. «Этимологию» - первую средневековую энциклопедию [5, с.34].
Литературе «повезло» больше. Хотя она в раннем средневековье была тоже насквозь пронизана христианским духом, в нее проникли народные элементы. Самыми ранними были песни в честь вождей на франкском и германских диалектах, легшие в дальнейшем в основу средневекового эпоса. В Англии к VIII в. сложился эпос о герое Беовульфе (поэма «Беовульф»), записанная на англосаксонском языке [6, с.51]. Получила широкое распространение житийно-биографическая литература. Упомянутый выше Эйнгард написал биографию Карла Великого наподобие биографии Августа.
В К-Х вв. во Франции появляются «Кантилена о Св. Евлалии», «Житие Св.Леодегария», «Страсти Христовы». В Х в. во Франции рождаются первые эпические поэмы-жесты (песни) о Карле Великом и его воинах, в том числе знаменитая «Песнь о Роланде». В Германии в последней трети Х-начале XI в. наступает эпоха так называемого «Оттоновского Возрождения». Император Священной Римской империи германской нации (так официально называлась страна) покровительствовал наукам и искусствам [7, с.15]. При нем тоже был основан ряд школ, а литература (на латинском языке) переживает период расцвета. Составлен ряд хроник: Уаника саксов Видукинда Корвей-ского, Сен-Галленская хроника Эккегарда IV, хроника Мерзбуркого епископа Дитмара. В это время клирики писали не только на религиозные, но и на светские сюжеты («Вальтариус» - переложение народной «Песни о Вальтере», «Бегство пленного», «Рудолит» и др) [8, с.11]. Литературная деятельность в Италии состояла в переписывании античных книг, причем итальянская латынь была более близкой к классической, чем латынь в других областях Западной Европы.
Христианская церковь приспособила для своих нужд геоцентрическое учение Аристотеля и Птолемея, и вплоть до эпохи Возрождения астрономии как науки не существовало. То же можно сказать и о географии, согласно которой центром земли считался Иерусалим. На востоке (на карте его помещали вверху) на горе находился рай, из которого вытекали 4 реки: Тигр, Евфрат, Нил, Ганг [9, с. 13].
В IX в. жил выдающийся мыслитель Средневековья Иоанна Скотт Эриугена из Ирландии. Он
находился под влиянием неоплатоников и был близок к пантеизму. В своем главном труде «О разделении природы» он писал, что религия не должна быть помехой разуму и что последний стоит выше церковных авторитетов. В последствии его сочинения были внесены инквизицией в список запрещенных книг. Получили известность в качестве преподавателя математики в конце X в. ученый монах из г. Реймса - Герберт, будущий римский папа Сильвестр II. Он переводил на латынь арабские математические трактаты, познакомил европейцев с арабскими цифрами, астролябией, счетным прибором -абаком [10, с.5].
Развитие средневекового искусства и архитектуры отражало те же черты средневекового мышления, что и другие направления культуры, но имело и свои особенности. Гуманность приобрела трагический оттенок, что в большей степени проявилось в позднем Средневековье. Четко определилось противостояние легенды и действительности; вначале неосознанное, оно в дальнейшем все больше подчинялось контролю разума. Символизм пронизывал все средневековое искусство, особенно религию. Причем частное принималось как уменьшенная копия целого и одновременно служило символом. Характерной особенностью средневекового искусства была его тесная связь в ремеслом. Из коллективного характера средневекового искусства вытекала его анонимность, ведь католические соборы строились столетиями. «Долгострой» был свойственен и замковому строительству. Наконец искусство Средних веков было ансамблевым. Оно существовало в неразрывном соединении архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства. Основу синтеза составляла архитектура, она выступала главным системообразующим элементом.
В период раннего Средневековья в архитектуре сложился так называемый дороманский стиль (то есть «доримский»). Это постройки варваров -остготов и других племен, не особенно умело подражающих римским. Самой ранней из них является гробница короля остготов Теодориха в Равенне (ок. 530 г.). Приземленное толстостенное здание перекрыто не менее толстым куполом, высеченным из одного огромного камня. Знатные франки и епископы, строя дворцы, подражали древнеримским виллам, привозя из Италии мраморные колонны и другие детали убранства.
Все большее значение приобретает церковное строительство. Образцом служили римские базилики и раннехристианские храмы. Они имели в плане форму латинского креста. Основное, длинное помещение делилось на три части - нефа (то есть «корабля») толстыми колоннами, которые опирались на тяжелый цилиндрический свод. Ориентировался храм с востока на запад. В восточной части помещался алтарь, в западной - вход. По бокам западного фасада стояли башни - колокольни. Еще одна размещалась в башне над перекрестьем нефа и трансепта (поперечной части). Стены соборов были очень толстыми, так как держали цилиндрический свод, а окна - очень узкими. Такое здание (осо-
бенно монастырские церкви) могло с успехом служить крепостью в случае нападение врагов [11, с.15].
Снаружи соборы были строгими и почти не имели украшений. Сохранившаяся резьба по камню была далека от античного совершенства. Немногие человеческие фигуры - большеголовые и приземистые. Яаще встречается стилизированный животный и растительный орнамент.
В архитектуре каролингской эпохи возрастает античное влияние. Известны немногие имена зодчих, например мастера Эйда из Меца, построившего дворцовую капеллу в Аахене. При Карле Великом основано несколько монастырей, складывались целые архитектурные комплексы. Но по-прежнему внешний вид соборов поражает своей скромностью. Стала встречаться монументальная живопись, но до нас дошло очень мало ее образцов, например фрески из церкви Св.Иоанна в Мюнстере - «Христос во славе», «Вознесение». [12, с.8].
С конца X в. складывается романский архитектурный стиль просуществовавший до конца XII в. Общий, но недолгий подъем культуры сказался и в строительстве. Основываются монастыри, строятся дороги, мосты, гостиницы, госпитали, феодалы возводят сильно укрепленные замки. Романский стиль стал единым для всей Европы [13, с.6]. Он сложился во Франции и представлен как светскими, так и культовыми постройками. Основным типом светских построек был замок феодала. Главным жилищем была большая башня-донжон, нижние этажи которой были заняты кладовыми. Во дворе, обнесенном мощными стенами, располагались конюшни, казармы и другие постройки. С XII в. дом феодала начали строить рядом с донжоном, сам дом стал гораздо комфортнее. Рядом возводили небольшую домашнюю церковь-капеллу. Стены замка укреплялись башнями и тяжелыми воротами с решеткой. Замок был окружен рвом, заполненным водой.
В это же время растет городское строительство, западноевропейские города становятся крупными ремесленными, торговыми и административными центрами. Они тоже тщательно укреплялись стенами (порой в несколько рядов), валами и рвами. Дома в городах были многоэтажными, причем верхние этажи нависали над нижними. Лишь с XII в. вводится регулярная планировка. На пересечении двух главных улиц находилась рыночная площадь. На ней строились городской собор и ратуша. Романская архитектура обнаруживает большую связь с античностью. Стены соборов и столбы-колонны очень толстые и массивные. Появляются крестовые своды. Большие соборы возводились на традиционных путях паломничества. Во Франции -это соборы Сен-Мартен в Туре (около 1056 г.), Сен-Марсиаль в Лиможе (1053/63-1096 гг.), Сен-Фуа в Конке (1041/52- 1130 гг.) и Сек-Сернен в Тулузе (1075-1150 гг.). Первые два не сохранились. Эти соборы большие: 3 - 5 нефные, с широким трансептом [14, с.21]. Скульптурных украшений мало. Обычные церкви - однонефные, небольшие, но их фасады богато украшены.
Большие и пышно украшенные соборы строили в монастырях. Церковь в аббатстве Клюни -центре ордена бенедиктинцев самой большой в Европе, но до настоящего времени не сохранилась. Немецкие соборы были больше похожи на крепости и скупо украшены, например собор в г.Вормсе. Итальянское зодчество имело ряд византийских и восточных черт (например, собор им. Марка в Венеции). Испанское культовое зодчество близко южно-французскому и арабскому. Особенно выделяется церковь Сэнт-Яго де Компостелла в Галисии. Этот святой почитался во всей Европе, туда сходились 4 главные дороги, начинающиеся в Северной Франции и Германии [15, с.9].
Периодом расцвета романской скульптуры и живописи стали XI-XП вв. Скульптурные изображения евангельских персонажей и святых, а позднее - рыцарской и бюргерской знати украшают стены снаружи и внутри. Пышнее всего декорирован главный, западный фасад. На капителях колонн располагался растительный или геометрический орнамент. Порой представлены фигурки чудищ и людей. Человеческие фигуры предельно условны, жесты утрированы. Рельефы образованы линейным рисунком. Фигуры Христа и Богоматери Марии превосходят высотой остальные персонажи.
Германские храмы более скупо украшены скульптурой, чем французские, библейско-еван-гельские персонажи размещаются в основном в интерьере. Много деревянной резьбы. Фигуры из дерева и распятия обычно раскрашены. Немецкая скульптура более символична, чем французская или итальянская. Лишь позднее появляется индивидуальность и яркая образность. В Италии распространена и деревянная скульптура, до нас до шли имена нескольких мастеров, например Бендетто Антелами (Антельми), выполнившего рельефные хоры Пармского собора (1177-1233 гг.). В монументальной скульптуре Испании выделяются две особенности: восточное влияние и религиозная экзальтация.
Монументальная живопись романского стиля представлена фреской. Она была не только «богословием для неграмотных», наставником в вере, но и сильным средством украшения. Эту рол играли сюжеты «Страшного суда», апокалиптические видения, «Страсти Христовы», жития святых мучеников. Выделяется тема борьбы ангелов и Сатаны за человеческую душу. Иногда встречаются и нерелигиозные мотивы: сюжеты из басен, изображения людей и фантастических зверей (так называемых «бестиарий») [16, с.7]. Это свидетельствует о пережитках язычества. В изображениях библейских персонажей, как и в скульптуре, преобладает символизм, аскетизм, максимальная условность, нарушение перспективы. Но иногда проглядывает наблюдательность и юмор. Фресками заполняется поверхность стен и сводов храма, как ковром.
Особым видом живописи стала книжная миниатюра. Книги писались на пергаменте и чаше всего имели форму кодекса как нынешние книги), а не свитка. Здесь господствуют линия и отдельные цветовые пятна, отсутствует перспектива и искажены
пропорции. В этом жанре тоже есть национальные особенности: немецкая школа предпочитала изображать властителя на троне, любила темные тона, во Франции появляются иллюстрации к Библии и житиям святых; в Италии возрастают реалистические тенденции; испанская живопись наиболее аскетична.
В прикладном искусстве раннего Средневековья преобладают варварские традиции, особенно в предметах быта, украшениях и вооружении. Предметы декорировались яркими камнями, золотыми и серебреными нитями, стеклом, эмалью. Богатство выставляется напоказ, господствует культ физической силы. В это же время появляется техника выемчатых эмалей, в ней специализировались ювелиры французского города Лиможа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Токарев. С.А. Ранние формы религии. [Текст] / С.А. Токарев М., 1990.
2. Тяжелов В.Н., Сопоцинская О.И. История Средних веков. [Текст]/ В.Н. Тяжелов. М.,1975.
3. Углова В.И. Античное наследие и средневековье. [Текст] / В.И. Углова. М., 1989.
4. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1992.
5. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983.
6. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. [Текст] / З. Фрейд М., 1992.
7. Фромантен Э. Старые мастера. [Текст] / Э.Фромантен. М , 1966.
8. Хачатурян В.М. История мировых цивилизации. [Текст] / В.М. Хачатурян. М., 1996.
9. Хейзинг И. Осень Средневековья. [Текст] / И. Хейзинг. М., 1988.
10. Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина М., 1961-1963. Т.1-2.
11. Цивилизации. Сборник статей / Отв. ред. М.А. Барг - М 1985.
12. Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие. М., 1992
13. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры / Отв. ред. А.Я. Гуревич. М., 1990.
14. Человек и общество. Основы современной цивилизации/Сост. П.А.Белоусов. М., 1992
15. Человек и природопользование: Сборник статей / Под ред.Н.Н. Филипповского. М., 1992.
16. Шар Ю. Очерки теории культуры. [Текст] / Ю. Шар Л., 1989.
PRIMITIVE SOCIETY: MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE
Morozov S.
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department "History and Philosophy" of the State Educational Establishment "Penza State University of Architecture and Construction"
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Морозов С.Д.
д.и.н., профессор кафедры «История и философия» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»,
Abstract
The article is devoted to the study of the characteristics of the material and spiritual culture of the era of primitive society. Their main spheres are considered in the general cultural and historical context of a particular era.
Аннотация
Статья посвящена исследованию характеристик материальной и духовной культуры эпохи первобытного общества. Их основные сферы рассматриваются в общем культурно-историческом контексте конкретной эпохи.
Keywords: primitive society, primitive culture, material culture, spiritual culture, the origin of art, instruments of labor.
Ключевые слова: первобытное общество, первобытная культура, материальная культура, духовная культура, зарождение искусства, орудия труда.
До сих пор специалисты спорят о том, умели ли питекантропы делать орудия труда, так как вместе с их костными останками орудий не найдено. Зато с костями животных, живших в одно время с питекантропами, имеются архаичные каменные рубила и другие орудия. Возможно, что они и принадлежали питекантропам. Синантропы, жившие немного позднее на территории современного Китая, уже умели пользоваться огнем. Огонь грел, отпугивал животных, обжигал деревянные орудия, давал
свет в темноте; на огне жарили (или варили в бурдюках, бросая в них раскаленные камни) пищу. Огонь добывали высеканием из камня и трением дерева.
Самыми древними каменными орудиями были грубо обитые гальки- чопперы. В Европе распространены ручные рубила, имевшие яйцевидную форму и сколы, расположенные с двух сторон так, что они сходились к острому концу. Возможно, были и более мелкие орудия труда, но они остались