Научная статья на тему 'Средневековая Болгария в контексте политической имагологии'

Средневековая Болгария в контексте политической имагологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРИЯ / СЕРБИЯ / ВИЗАНТИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗЫ ДРУГОГО / BULGARIA / SERBIA / BYZANTIUM / DIPLOMACY / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS / IMAGES OF ANOTHER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ващева Ирина Юрьевна, Коряков Дмитрий Алексеевич

В настоящей работе представлена рецензия на книгу известного болгарского историка-медиевиста П. Ангелова. Этот труд представляет собой сборник статей, изданных в разные годы и разделённых на четыре тематических блока: сербско-болгарские отношения, средневековая болгарская дипломатия, болгары в представлении их соседей и другие народы в представлении средневековых болгар. Авторы рецензии высоко оценивают данную книгу. Значимая часть статей была издана в минувшие пять лет, однако и более давние работы до сих пор не потеряли актуальности. Многолетние исследования П. Ангелова воссоздают четкую и насыщенную картину военных и дипломатических контактов Болгарии и Сербии, Болгарии и Византии, Болгарии и других стран данного региона в широкой исторической перспективе. Дискуссионность некоторых высказанных автором предположений нисколько не умаляет значимость работы, но, напротив, способствует конструктивному научному диалогу. В целом новый сборник работ П. Ангелова имеет несомненную научную актуальность, вносит существенный вклад в исследование важной проблематики, по своему научному уровню соответствует современным мировым стандартам и, безусловно, будет востребован в российском и европейском научном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medieval Bulgaria in the Context of Political Imagology

The article is a review of the book written by the famous Bulgarian medievalist P. Angelov. The work under review is a collection of articles published in different years and divided into four thematic blocks: Serbian-Bulgarian relations, medieval Bulgarian diplomacy, Bulgarians as seen by their neighbours, and other nations as seen by the medieval Bulgarians. The authors of this review think highly of the book. A significant part of its articles was published in the last five years, but even the earlier articles have still not lost their relevance. The long-term studies of P. Angelov recreate a fairly clear and bright picture of military and diplomatic contacts of Bulgaria and Serbia, Bulgaria and Byzantium, Bulgaria and other countries of the region in a rather broad historical perspective. Some of the debatable assumptions made by the author do not in the least detract from the significance of the work, but, on the contrary, contribute to a constructive scientific dialogue. In general, the new collection of works by P. Angelov, without a doubt, is scientifically relevant, makes a significant contribution to important fields of study, meets the modern international standards of scientific level and will certainly be in demand in the Russian and European scientific community.

Текст научной работы на тему «Средневековая Болгария в контексте политической имагологии»

Reviews

Рецензии

Средневековая Болгария в контексте политической имагологии

[Рец.: Ангелов Петър,

Средновековна България и нейните съседи (Дипломация и взаимни представи), София, 2017, 488 с.]

Ирина Юрьевна Ващева Дмитрий Алексеевич Коряков

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Нижний Новгород, Россия

Medieval Bulgaria in the Context of Political Imagology

[Rev. of: Angelov Petar, Medieval Bulgaria and its Neighbours, Sofia, 2017, 488 pp.]

Irina Yu. Vashcheva Dmitry A. Koryakov

N. I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod, Russia

Резюме

В настоящей работе представлена рецензия на книгу известного болгарского историка-медиевиста П. Ангелова. Этот труд представляет собой сборник статей, изданных в разные годы и разделённых на четыре тематических блока: сербско-болгарские отношения, средневековая болгарская дипломатия, болгары в представлении их соседей и другие народы в представлении средневековых болгар. Авторы рецензии высоко оценивают данную книгу. Значимая часть статей была издана в минувшие пять лет, однако и более давние работы до сих пор не потеряли актуальности. Многолетние исследования П. Ангелова воссоздают четкую и насыщенную картину военных и дипломатических контактов Болгарии и Сербии, Болгарии и Византии, Болгарии и других стран данного региона в широкой

Цитирование: Ващева Ю. И., Коряков Д. А. Средневековая Болгария в контексте политической имагологии

// Slovene. 2018. Vol. 7, № 2. C. 527-537. Citation: Vashcheva I. Yu., Koryakov D. A. (2018) Medieval Bulgaria in the Context of Political Imagology.

Slovene, Vol. 7, № 2, p. 527-537. DOI: 10.31168/2305-6754.2018.7.2.21

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0 International

исторической перспективе. Дискуссионность некоторых высказанных автором предположений нисколько не умаляет значимость работы, но, напротив, способствует конструктивному научному диалогу. В целом новый сборник работ П. Ангелова имеет несомненную научную актуальность, вносит существенный вклад в исследование важной проблематики, по своему научному уровню соответствует современным мировым стандартам и, безусловно, будет востребован в российском и европейском научном сообществе.

Ключевые слова

Болгария, Сербия, Византия, дипломатия, международные отношения, образы другого

Abstract

The article is a review of the book written by the famous Bulgarian medievalist P. Angelov. The work under review is a collection of articles published in different years and divided into four thematic blocks: Serbian-Bulgarian relations, medieval Bulgarian diplomacy, Bulgarians as seen by their neighbours, and other nations as seen by the medieval Bulgarians. The authors of this review think highly of the book. A significant part of its articles was published in the last five years, but even the earlier articles have still not lost their relevance. The long-term studies of P. Angelov recreate a fairly clear and bright picture of military and diplomatic contacts of Bulgaria and Serbia, Bulgaria and Byzantium, Bulgaria and other countries of the region in a rather broad historical perspective. Some of the debatable assumptions made by the author do not in the least detract from the significance of the work, but, on the contrary, contribute to a constructive scientific dialogue. In general, the new collection of works by P. Angelov, without a doubt, is scientifically relevant, makes a significant contribution to important fields of study, meets the modern international standards of scientific level and will certainly be in demand in the Russian and European scientific community.

Keywords

Bulgaria, Serbia, Byzantium, diplomacy, international relationships, images of another

Минувший 2017 год ознаменовался для балканистики выходом труда болгарского историка Петра Ангелова — известного медиевиста, профессора Софийского университета св. Климента Охридского — под названием «Средневековая Болгария и ее соседи. (Дипломатия и взаимные представления)». Это сборник статей на различные темы, связанные с историей средневековой Болгарии.

Книга продолжает серию авторских публикаций на тему болгарской средневековой дипломатии и взаимных представлений болгар и соседних народов друг о друге [Ангелов 1999; Idem 2004/2011; Idem 2013а] и представляет результаты многолетних изысканий ученого в этой области. В настоящий сборник вошли статьи разных лет (с 1978 по 2017 г.), девять из которых опубликованы за последние пять лет.

Начав с изучения сербско-болгарских отношений XIV в. в 70-е годы XX в., когда особое внимание уделялось социально-экономической, классовой и внешне-

политической проблематике [см.: Попнеделев 2013], П. Ангелов, как многие ученые своего времени, стал свидетелем смены научно-исторической парадигмы и за сорок лет научно-исследовательской и преподавательской деятельности в деталях изучил самые разные аспекты внутри- и внешнеполитической истории средневековой Болгарии, в т. ч. ее место в системе международных отношений Средневековья, специфику политической, культурной, религиозной жизни болгар в Средние века, особенности и структуру болгарского менталитета. В последнее время особенно актуальной и востребованной стала проблематика «образа другого», раскрытию которой автор посвятил целую серию статей [Ангелов 2016а; Idem 2006а; Idem 2011; Idem 2013-2014; Idem 2015а].

Сборник включает четыре раздела, в которых последовательно рассматриваются болгаро-сербские отношения XIII-XIV вв. Отдельно представлены судьба болгарских земель в Македонии (1); различные аспекты средневековой болгарской дипломатии (2); болгары в представлении своих соседей, в частности, специфика восприятия «болгарского образа» византийцами (3); и, наконец, чужие народы в представлении средневековых болгар (4). Последний раздел посвящен образу византийцев, евреев и западных народов (обобщенно — «латинян») в средневековых болгарских источниках.

Первая часть данного труда, посвященная отношениям Болгарии и Сербии в XIII и XIV вв., заслуживает особого внимания. П. Ангелов — один из немногих медиевистов, в чьих трудах специально рассматриваются отношения двух крупнейших славянских государств Балканского полуострова в эпоху Средневековья. Отношениям Сербии и Болгарии посвящена его докторская диссертация. Статьи, где проанализированы отношения двух стран, написаны сравнительно давно, однако до сих пор не потеряли научного значения. Помимо военных и собственно дипломатических сербско-болгарских отношений П. Ангелов анализирует такие специфические и малоизвестные аспекты, как значение грамот Стефана Душана монастырям Св. Николы Мрачского и Зограф в контексте дипломатических отношений двух стран, проблема терминов «болгары» и «Болгария» в титулатуре сербских королей, политика царя Ивана Александра по отношению к юго-западным болгарским землям в XIV в., проекты создания общего болгаро-сербского государства в середине XIV в.

Раздел, посвященный средневековой болгарской дипломатии, также не потерял своей актуальности. П. Ангелову принадлежит монография [Ангелов 2004/2011], освещающая большой круг вопросов и остающаяся на сегодняшний день главной и, по сути, единственной монографией по болгарской дипломатии Средних веков. Несомненным достоинством новой работы оказывается анализ многочисленных и разнообразных событий дипломатической истории Болгарии на основе широкого круга источников, различающихся по происхождению, времени создания, жанру, содержанию, характеру и способам интерпретации. Подход автора сочетает традиционные методы исторического исследования с элементами историко-культурологического анализа, семиотического подхода, исторической герменевтики. Учитывая новейшие тенденции развития исторической науки, П. Ангелов обращается к изучению не только наиболее значимых военных конфликтов и мирных договоров балканских государств, но и дипломатических практик Средневековья, самых разных

составляющих дипломатического взаимодействия средневековой Болгарии с ее соседями.

Так, например, в статье «Подарки в дипломатии средневековых болгар» [Ангелов 2006б], опубликованной в 2006 г., рассматривается феномен размена даров во внешнеполитической деятельности средневековых болгарских государств и значение подобного феномена для самой внешней политики. Практику передачи даров историк выводит из древнего традиционного ритуала, который позднее свелся к прагматичным целям. П. Ангелов показывает, как дарение было связано с политическим принципом «разделяй и властвуй», со стремлением продемонстрировать власть, заполучить союзника или остановить вражду и как вместе с тем можно было унизить подарком.

В исследовании «Духовники-дипломаты в средневековой Болгарии» [Ангелов 2009] автор показывает место духовных лиц в посольствах средневековой Болгарии. Он приходит к выводу, что обычно они выполняли курьерские функции, состоявшие в передаче посланий и даров. Властители прибегали к помощи духовных лиц, когда требовалось заключить династический брак или мирный договор, или когда дело касалось церковных вопросов. Навыки красноречия и убеждения, а также неприкосновенность духовных лиц оказывались очень важным фактором при выборе посла.

Наиболее эффективным способом принятия дипломатических решений П. Ангелов считает личные встречи правителей, которым посвящена отдельная большая статья «Встречи между правителями в болгарской средневековой дипломатии» [Ангелов 2013б]. Результативность личных контактов властителей П. Ангелов демонстрирует на примерах встреч болгарских царей с правителями других стран по вопросам мирных переговоров, заключения союзов, по поводу переноса мощей. Рассматривается и встреча сербского короля Милутина с болгарским царем Святославом по неизвестному поводу.

В статье «Право и этика в средневековой болгарской дипломатии» [Ангелов 2017] П. Ангелов рассматривает широкий спектр дипломатических отношений Болгарии и показывает, что обязательным условием для сохранения доверия между сторонами и совершения дипломатических контактов было соблюдение этических норм. Нарушение этикета (в т. ч. неписаного), неприкрытое вероломство, грубость и тем более жестокость по отношению к послам осуждались и были неприемлемы даже в условиях конфликтных взаимоотношений средневековых правителей.

В то же время, как показывает болгарская история, местные правители могли прибегать к хитрости, обманывать своих дипломатических партнеров, если не могли обойтись убеждением, устрашением или компромиссом. В специальной статье «Принцип "цель оправдывает средства" в проявлениях средневековой болгарской дипломатии» [Ангелов 2016б] автор рассматривает вышеназванный принцип в различных примерах дипломатической истории Болгарии с VIII по XIV в.

П. Ангелов поднимает и такую важную проблему, как использование исторических примеров, ассоциаций, исторической аргументации в дипломатической практике Средневековья. В статье «Использование истории в дипломатии царя Симеона с Византией» [Ангелов 2013в] он рассматривает применение

исторических аргументов в межгосударственных спорах, а также прослеживает сравнение царя Симеона с историческими личностями прошлого, оставленное византийскими хронистами в описаниях дипломатических отношений с болгарами.

Таким образом, сборник включает и значимые работы прежних лет, и результаты новейших исследований П. Ангелова в активно обсуждаемой сегодня сфере формирования дипломатических практик Средневековья.

Третью и четвертую части рецензируемого труда можно рассматривать как единое целое: они посвящены реконструкции взаимных представлений болгар и представителей других народов друг о друге. В более ранних исследованиях П. Ангелов детально рассмотрел проблему восприятия Болгарии и болгар в византийской письменной традиции [см.: Ангелов 1999]. В настоящий же сборник вошли новые работы и исследования болгарского историка, посвященные образу болгарских городов в представлениях крестоносцев; образу богомилов, образам болгар, династии Асеневцев и отдельных болгарских правителей в представлениях византийцев, а также образам греков, евреев и обитателей западноевропейских стран в представлениях средневековых болгар.

В статье «Сравнения болгарских правителей с различными библейскими и историческими личностями в византийской литературе» П. Ангелов [Ангелов 2014] рассматривает традицию, в рамках которой византийские авторы уподобляли болгарских правителей выдающимся властителям прошлого, и потому именовали их, используя формулы «Второй Константин», «Второй Ксеркс» и т. д., либо им приписывали какие-либо свойства деятелей прошлого, и притом зачастую болгарские правители представали в дурном свете. Отдельно историк рассматривает образ царя Самуила [Ангелов 2015б], где заключает, что Самуил, с одной стороны, представлялся серьезным противником, воином, обладающим твердой натурой и суровым нравом, а с другой — жестоким правителем, ненавидящим ромеев. Сравнивался он и с иудейским царем Седекией. Таким образом, иносказательно и не осуждая прямо, византийские авторы нередко конструировали негативный образ болгарских правителей, который был понятен образованному византийскому читателю и способствовал формированию определенных этностереотипов.

В статье «Греки, эллины и ромеи в духовном мире средневековых болгар» [Ангелов 2016а] автор рассматривает противоположную ситуацию, а именно восприятие болгарами упомянутых этнонимов. Так, греки представляются хитрыми, коварными, горделивыми, готовыми предать в любой момент. П. Ангелов заключает, что понятия «греческий» и «эллинский» понимались как синонимы, но «грек» и «эллин» воспринимались не одинаково. Эллинами называли лишь язычников. «Ромеи» и «греки» чаще всего были синонимичными понятиями и означали подданных византийского императора. В этой же статье автор показывает и отношение византийцев к болгарам: последние описывались как варвары, не владеющие эллинской культурой, невосприимчивые к эллинскому языку и эллинской мудрости, а их язык характеризовался как неблагозвучный.

В другом исследовании П. Ангелов [см.: Ангелов 2013-2014] рассматривает представления о греках, иудеях и европейцах в древнеболгарской литературе

2018 №2 Slovëne

ХШ-Х^ вв. и их характеристики при сравнениях с животным миром. Так, греки и эллины представлены в болгарской литературной традиции в негативном ключе; они сравниваются с лисицей, которая считалась хитрым животным, похожей на дьявола, который мучит, соблазняет человека и лжет ему. Евреи представлены как богоизбранный народ, но при этом еврей мог уподобляться барсуку. Барсук считался эгоистичным животным, которое ведет тайную ночную жизнь и в случае опасности зарывается под землю. Историк связывает такое уподобление с существованием в болгарской среде еврейских общин с их скрытным и непонятным для других образом жизни. В негативном контексте евреи уподобляются исчадию мифической ехидны. Западноевропейские католические народы названы «полуверными»: с этой характеристикой, в частности, они фигурируют в средневековом болгарском памятнике, названном его исследователями «Разумник-указ» [Тъпкова-Заимова, Милтенова 1996: 294, 306] (исследование, издание и перевод см.: [Eaedem: 277-308]). Франки соотносились со львами, а лев воспринимался как символ силы, справедливости и могущества. Вместе с тем в восприятии болгарских книжников лев мог быть тираном, гордым и тщеславным. Немцы считаются опасными и уподобляются орлу — символу силы, непоколебимости, стремления к цели, власти и долголетия.

Наконец, отдельная статья [см.: Ангелов 2015а] посвящена названиям европейцев в древнеболгарской литературе. П. Ангелов сообщает, что особенностью облика западных народов в свое время были русые волосы и бороды, и потому их называли «русыми народами» или просто «русыми». Кроме того, часто их называли «франками» — от Франкской империи, на территории которой жило множество народов. В болгарской литературе это название утвердилось под влиянием византийцев. Также их называли «латинами» и «римлянами», что было обусловлено использованием латинского языка и принадлежностью к римско-католической церкви.

Таким образом, болгарский ученый обращается к проблемам исторической имагологии, рассматривая формирование и бытование оригинальных ино-культурных образов в сознании болгар, складывание определенных стереотипов, сознательное конструирование образов и их использование в дипломатической практике и межгосударственном общении.

Работы П. Ангелова вносят существенный вклад в разработку актуальной проблематики «образа другого» и помогают лучше понять специфику менталитета средневековых народов, выявить пути формирования представлений о «своих» и «чужих» в условиях конфликтного противостояния. Настоящий труд одного из крупнейших болгарских историков поднимает новые, актуальные вопросы и в значительной степени восполняет пробелы, существующие в современном научном восприятии средневековой Болгарии и средневековой дипломатии в целом. Можно уверенно сказать, что новый сборник трудов проф. П. Ангелова стал ценным вкладом в развитие истории средневековой Болгарии и открывает новый пласт исторических исследований.

Вместе с тем можно отметить и некоторые аспекты, вызывающие сомнения, вопросы или возражения.

Не всегда понятна логика составителей рецензируемого сборника: в частности, не ясно, почему не были включены статьи, которые бы могли существенно

дополнить и украсить выделенные разделы. Так, первый раздел можно было бы дополнить некоторыми классическими, но не потерявшими своей значимости работами П. Ангелова [см.: Ангелов 1983; Idem 1979; Idem 1995а]. В третий и четвертый раздел не вошел целый ряд статей [см.: Ангелов 19956; Idem 1996а; Idem 19966; Idem 1998а; Idem 19986; Idem 2001; Idem 2002; Idem 2006в; Idem 2006г; Idem 2006д; Idem 2010], которые также помогли бы создать более детальную и рельефную картину взаимоотношений и взаимных представлений друг о друге средневековых болгар и их многочисленных соседей.

Некоторые частные положения П. Ангелова, на наш взгляд, не бесспорны. В частности, проект создания общего государства болгар и сербов в 1330 г. не кажется нам таким фантастическим [см.: Коряков 2018].

Результаты многолетних исследований П. Ангелова позволяют реконструировать ясную и всеобъемлющую картину военных и дипломатических контактов Болгарии со своими соседями в широкой исторической перспективе. Большое внимание в отдельных статьях автор уделяет вопросам духовного и религиозного общения балканских стран в эпоху Средневековья. Вместе с тем государства рассматриваются по отдельности, как самостоятельные субъекты. Однако и Болгария, и Сербия принадлежали к так называемой Slavia Orthodoxa [см.: Пиккио 2003], или иначе Slavia Cyrillomethodiana [Турилов 2012: 192, примеч. 4], к единому с Византией культурно-историческому ареалу [см.: Литаврин 2000; Idem 2004; Полывянный 1996] (в иной интерпретации — к так называемому «Византийскому содружеству наций» [см.: Оболенский 1998]). В этом контексте не всегда понятно, каковы взгляды П. Ангелова на общие и индивидуальные особенности болгарских дипломатических практик в условиях принадлежности болгар и сербов к этой общности. Не вполне ясно, как разрешались, с точки зрения автора, проблемы культурной близости сербов и болгар, в какой плоскости проходила граница между «своими» и «чужими» в этом едином культурно-историческом пространстве, какие факторы и ценности оказывались более значимыми для средневековых болгар в конкретных исторических ситуациях: конфессиональные, этнические, национально-политические или общекультурные.

В качестве критического замечания можно указать также на отсутствие диакритических знаков в ссылках на иностранную литературу, что делает оформление справочного аппарата не вполне корректным.

В целом же новый сборник работ П. Ангелова имеет несомненную научную актуальность, вносит существенный вклад в исследование важной проблематики, по своему научному уровню соответствует современным мировым стандартам и, безусловно, будет востребован в российском и европейском научном сообществе.

Библиография

Ангелов 1979

Ангелов П., «Болгаро-сербские политические отношения в годы правления царя Феодора Святослава и короля Стефана Милутина (1300-1321 годы)», in: Études balkaniques, 4, 1979, 108-117.

--1983

Ангелов П., «България и Сърбия в борбата срещу османските нашественици», in: България и Балканите. 681-1981, София, 1983, 164-172. -- 1995а

Ангелов П., «Идеята за етническата близост между българи и сърби в навечерието на османското завоевание», in: Годишник на Софийския Университет "Св. Климент Охридски". Научен Център за славяно-византийски проучвания "Иван Дуйчев", 86, 1995, 19-26. -- 1995б

Ангелов П., «Княз Борис I през погледа на византийците», in: Минало, 1, София, 1995, 23-31. -- 1996а

Ангелов П., «Земята на българите през погледа на византийците», in: Родина, 4, 1996, 51-70. -- 1996б

Ангелов П., «Цар Самуил и неговите наследници през погледа на византийците», in: Македонски преглед, 2, 1996, 141-154. --1998а

Ангелов П., «Българите през погледа на византийците», in: Елит и общество, София,

1998, 49-68. --1998б

Ангелов П., «Как е изглеждал средновековният българин в очите на византийците», in: История на българите. Потребност от нов подход. Преоценки, 2, София, 1998, 75-110. --1999

Ангелов П., България и българите в представите на византийците (VII-XIV век), София,

1999.

--2001

Ангелов П., «Византийците през погледа на българите», in: Международна конференция "Византийското културно наследство и Балканите". Сборник доклади, 2001, 64-72. --2002

Ангелов П., «Чуждите народи през погледа на българите», in: Проблемът за другия, Варна, 2002, 135-145. --2004/2011

Ангелов П., Средновековната българска дипломация, 2-е изд., София, 2004, 2011. --2006а

Ангелов П., «Представа за евреите в Средновековна България», in: Исторически преглед, 5-6, 2006, 3-43. --2006б

Ангелов П., «Подаръците в дипломацията на средновековните българи», in: Годишник на Софийския Университет "Св. Климент Охридски". Исторически факултет, 96-97, 2006, 127-151.

--2006в

Ангелов П., «Византийската представа за образоваността на средновековния българин», in: Ангелов П., Научни трудове, 1, Пловдив, 2006, 189-197.

--2006г

Ангелов П., «Интелектът на българите през погледа на византийците», in: Учител на учителите. Юбилеен сборник в чест на професор Йордан Шопов, София, 2006, 196-203. --2006д

Ангелов П., «Представата за евреите в средновековната българска книжнина», in: Тангра. Сборник в чест на 70-годишнината на акад. Васил Гюзелев, София, 2006, 773-790.

-2009

Ангелов П., «Духовници дипломати в средновековна България», in: Studia Balcanica, 27: Щрихи от балканското средновековие. Изследвания в памет на проф. Николай Кочев, 2009, 143-150.

-2010

Ангелов П., «Гърците през погледа на средновековните българи», in: Bulgaria mediaevalis, 1, 2010, 175-217. -2011

Ангелов П., «Западноевропейците в представите на средновековния българин», in: Исторически преглед, 5-6, 2011, 105-115. -2013а

Ангелов П., Чуждите народи в представите на средновековния българин, София, 2013. -20136

Ангелов П., «Срещите между владетелите в българската средновековна дипломация», in: Българско средновековие. Общество, власт, история. Сборник в чест на 60-годишнината на проф. М. Каймакамова, София, 2013, 186-205. -2013в

Ангелов П., «Употребата на история в дипломацията на цар Симеон с Византия», in: Историческият Хабитус — опредметената история. Сборник в чест на 65-годишнината на доц. д-р Румен Донков, съст. Ю. Тодоров и А. Лунин, София, 2013, 8-24. -2013-2014

Ангелов П., «Анималистични представи за гърци, юдеи и западноевропейци в старобългарската книжнина от XIII-XIV в.», in: Bulgaria mediaevalis, 4-5, 2013-2014, 141-147. -2014

Ангелов П., «Сравненията на българските владетели с различни библейски и исторически личности във византийската книжнина», in: Средновековният човек и неговият свят. Сборник в чест на 70-годишнината на проф. дин Казимир Попконстантинов, Велико Търново, 2014, 213-227. -2015а

Ангелов П., «Названия на западноевропейците в старобългарската литература», in: България в европейската култура, наука, образование, религия, 1, Шумен, 2015, 190-196. -20156

Ангелов П., «Цар Самуил в представите на византийците», in: Европейският Югоизток. История и култура, София, 2015, 258-266. -2016а

Ангелов П., «Гърци, елини и ромеи в духовния свят на средновековните българи», in: Symposion. Сборник в памет на проф. Димитър Попов, София, 2016, 33-48.

-20166

Ангелов П., «Принципът "целта оправдава средствата" в проявите на средновековната българска дипломация», in: Посланията на историята. Юбилеен сборник в чест на проф. Мария Радева, София, 2016, 129-137. -2017

Ангелов П., «Право и етика в българската средновековна дипломация», in: Изследвания в памет на проф. д-р Георги Бакалов, София, 2017, 100-116. Коряков 2018

Коряков Д. А., «Проект создания единого сербско-болгарского государства в 1330 г.», in: Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2018», Москва, 2018, 1-3.

Литаврин 2000

Литаврин Г. Г., Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.), С.-Петербург, 2000. --2004

Литаврин Г. Г., «Этнические и политические симпатии населения пограничных областей между Византией и Болгарией в первой половине XIV столетия», ¡п: Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем, 11, Москва, 2004, 163-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оболенский 1998

Оболенский Д. Д., Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов, Москва, 1998.

Пиккио 2003

Пиккио Р., ЭЫуга ОтШойоха. Литература и язык, Москва, 2003. Полывянный 1996

Полывянный Д. И., «Византийско-славянская общность в представлениях болгар XXIV вв.», ¡п: Славяне и их соседи, 6: Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время: Сборник статей к 70-летию академика Г. Г. Литаврина, Москва, 1996, 100-108. Попнеделев 2013

Попнеделев Т., «"Няма нищо вечно". Интервю с проф. дин Петър Ангелов», ¡п: Средневековният българин и "другите". Сборник в чест на 60-годишнината на проф. дин Петър Ангелов, София, 2013, 1-15.

Турилов 2012

Турилов А. А., Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры, славян: Этюды и характеристики, Москва, 2012.

Тъпкова-Заимова, Милтенова 1996

Тъпкова-Заимова В., Милтенова А., Историко-апокалиптичната книжнина във Византия и в средновековна България, София, 1996.

References

Angelov P., "Bolgaro-serbskie politicheskie ot-nosheniia v gody pravleniia tsaria Feodora Sviato-slava i korolia Stefana Milutina (1300-1321 gody)", in: Études balkaniques, 4, 1979, 108-117.

Angelov P., "Bülgariia i Sürbiia v borbata sreshtu osmanskite nashestvenitsi", in: Bülgariia i Balkanite. 6Sl-l9Sl, Sofia, 1983, 164-172.

Angelov P., "Ideiata za etnicheskata blizost mezh-du bülgari i sürbi v navecherieto na osmanskoto zavoe-vanie", in: Godishnik na Sofiiskiia Universitet 'Sv. Kli-ment Okhridski". Nauchen Tsentürza slaviano-vizantiiski prouchvaniia 'Ivan Duichev", 86, 1995, 19-26.

Angelov P., "Kniaz Boris I prez pogleda na vi-zantiitsite", in: Minalo, 1, Sofia, 1995, 23-31.

Angelov P., "Tsar Samuil i negovite naslednitsi prez pogleda na vizantiitsite", in: Makedonski pre-gled, 2, 1996, 141-154.

Angelov P., "Zemiata na bülgarite prez pogleda na vizantiitsite", in: Rodina, 4, 1996, 51-70.

Angelov P., "Bülgarite prez pogleda na vizantii-tsite", in: Elit i obshtestvo, Sofia, 1998, 49-68.

Angelov P., "Kak e izglezhdal srednovekovniiat bülgarin v ochite na vizantiitsite", in: Istoriia na bülgarite. Potrebnost ot nov podkhod. Preotsenki, 2, Sofia, 1998, 75-110.

Angelov P., Bülgariia i bülgarite v predstavite na vizantiitsite (VII-XIV vek), Sofia, 1999.

Angelov P., "Vizantiitsite prez pogleda na bülgarite", in: Mezhdunarodna konferentsiia "Vizantiiskoto kulturno nasledstvo i Balkanite". Sbornik dokladi, 2001, 64-72.

Angelov P., "Chuzhdite narodi prez pogleda na bülgarite", in: Problemütza drugiia, Varna, 2002, 135-145.

Angelov P., "Intelektüt na bülgarite prez pogleda na vizantiitsite", in: Uchitel na uchitelite. lubileen sbornik v chest na profesor Iordan Shopov, Sofia, 2006, 196-203.

Angelov P., "Podarütsite v diplomatsiiata na srednovekovnite bülgari", in: Godishnik na Sofiiskiia Universitet "Sv. Kliment Okhridski". Istoricheski fa-kultet, 96-97, 2006, 127-151.

Angelov P., "The Notion of the Jews in Medieval Bulgaria", in: Historical Review, 5-6, 2006, 3-43.

Angelov P., "Predstavata za evreite v srednove-kovnata bülgarska knizhnina", in: Tangra. Sbornik v chest na 70-godishninata na akad. Vasil Giuzelev, Sofia, 2006, 773-790.

Angelov P., "Vizantiiskata predstava za obra-zovanostta na srednovekovniia bülgarin", in: Idem, Nauchni trudove, 1, Plovdiv, 2006, 189-197.

Angelov P., "Dukhovnitsi diplomati v srednove-kovna BMgariia", in: Studia Balcanica, 27: Shtrikhi ot balkanskoto srednovekovie. Izsledvaniia v pamet na prof. Nikolaii Kochev, 2009, 143-150.

Angelov P., "Greeks through the eyes of Bulgarians in the Middle Ages", in: Bulgaria mediaevalis, 1, 2010, 175-217.

Angelov P., Srednovekovnata bulgarska diploma-tsiia, 2nd ed., Sofia, 2011.

Angelov P., "The Mediaeval Bulgarians' Notion of the Westeuropeans", in: Historical Review, 5-6, 2011, 105-115.

Angelov P., Chuzhdite narodi v predstavite na srednovekovniia bûlgarin, Sofia, 2013.

Angelov P., "Sreshtite mezhdu vladetelite v bfflgar-skata srednovekovna diplomatsiia", in: Bulgarska srednovekovie. Obshtestvo, vlast, istoriia. Sbornik v chest na 60-go-dishninata naprof. M. Kaimakamova, Sofia, 2013, 186-205.

Angelov P., "Upotrebata na istoriia v diploma-tsiiata na tsar Simeon s Vizantiia", in: Istoricheskiiat Khabitus — opredmetenata istoriia. Sbornik v chest na 65-godishninata na dots. d-r Rumen Donkov, Todorov Yu., Lunin A., eds., Sofia, 2013, 8-24.

Angelov P., "Animalistic views of Greeks, Jews and Westerners in the medieval Bulgarian literature from the 13th - 14th centuries", in: Bulgaria mediaevalis, 4-5, 2013-2014, 141-147.

Angelov P., "Comparison of the Bulgarian Rulers with Different Historical Figures in Byzantine Literature", in: Medieval Man and His World. Studies in honor of the 70th anniversary of Prof. Dr. Dr. habil. Kazimir Popkonstantinov, Veliko Tfenovo, 2014, 213-227.

Angelov P., "Nazvaniia na zapadnoevropeitsite v starobMgarskata literatura", in: Bûlgariia v evropei-skata kultura, nauka, obrazovanie, religiia, 1, Shu-men, 2015, 190-196.

Angelov P., "Tsar Samuil v predstavite na vizan-tiitsite", in: Evropeiskiiat lugoiztok. Istoriia i kultura, Sofia, 2015, 258-266.

Angelov P., "Greeks, Hellenes and Romaioi in the Spiritual World of Medieval Bulgarian", in: Symposion. Studies in Memory of prof. Dimitur Popov, Sofia, 2016, 33-48.

Angelov P., "Printsipüt 'tselta opravdava sredst-vata' v proiavite na srednovekovnata bülgarska diplomatsiia", in: Poslaniiata na istoriiata. Iubileen sbornik v chest naprof. Mariia Radeva, Sofia, 2016, 129-137.

Angelov P., "Pravo i etika v bülgarskata sredno-vekovna diplomatsiia", in: Izsledvaniia v pamet na prof. d-r Georgi Bakalov, Sofia, 2017, 100-116.

Koryakov D. A., "Proekt sozdaniia edinogo serb-sko-bolgarskogo gosudarstva v 1330 g.", in: Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma "Lomonosov-2018", Moscow, 2018, 1-3.

Litavrin G. G., Vizantiia, Bolgariia, Drevniaia Rus' (IX - nachalo XIIv.), St. Petersburg, 2000.

Litavrin G. G., "Etnicheskie i politicheskie simpa-tii naseleniia pogranichnykh oblastei mezhdu Vizan-tiei i Bolgariei v pervoi polovine XIV stoletiia", in: Slaviane i ikh sosedi. Slavianskii mir mezhdu Rimom i Konstantinopolem, 11, Moscow, 2004, 163-170.

Obolensky D. D., Vizantiiskoe sodruzhestvo natsii. Shest' vizantiiskikh portretov, Moscow, 1998.

Picchio R., Slavia Orthodoxa. Literatura i iazyk, Moscow, 2003

Polyviannyi D. I., "Vizantiisko-slavianskaia obsh-chnost' v predstavleniiakh bolgar X-XIV vv.", in: Sla-viane i ikh sosedi, 6: Grecheskii i slavianskii mir v srednie veka i rannee novoe vremia: Sbornik statei k 70-letiiu akademika G. G. Litavrina, Moscow, 1996, 100-108.

Tüpkova-Zaimova V., Miltenova A., Historical and apocalyptic literature in Byzantium and medieval Bulgaria, Sofia, 1996.

Turilov A. A., Mezhslavianskie kul'turnye sviazi epokhi Srednevekov'ia i istochnikovedenie istorii i kul'-tury slavian: Etiudy i kharakteristiki, Moscow, 2012.

Ващева Ирина Юрьевна, доктор исторических наук, доцент кафедры истории средневековых цивилизаций, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2, к. 312 vasheva@mail.ru

Коряков Дмитрий Алексеевич

аспирант

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2, к. 312 koriakov.dmitrij2010@yandex.ru

Received July 28, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.