ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
117
УДК 39 (470.51) (045) И.А. Косарева
СРЕДНЕИЖСКИЕ ЛЕВОБЕРЕЖНЫЕ УДМУРТЫ (К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УДМУРТСКОГО ЭТНОСА)1
Изложены новые научные данные, полученные нами в ходе полевых исследований, выявляющие культурную специфику, особенности традиционного костюма, женских украшений и народного искусства, брачные связи и ареал одного из подразделений южных удмуртов. Новый материал позволяет вычленить это подразделение удмуртского народа. Среднеижские левобережные удмурты проживают на левом берегу р. Иж, в его среднем течении. Брачные связи с соседями, проживающими в верхнем течении и в низовьях р. Иж, были запрещены. У населения существовало представление о себе, как об особом подразделении удмуртов. Для традиционной женской одежды характерны специфические особенности покроя женских рубах, устойчивые цветовые предпочтения в художественном решении тканей домашнего производства, особые традиции в декоративном оформлении праздничных женских фартуков и женских головных полотенец. Набор женских серебряных украшений из монет, конструкция входящих в него предметов, их названия также отличаются от подобных вещей, характерных для других подразделений южных удмуртов.
Ключевые слова: этнографическая подгруппа удмуртов, брачный ареал, традиционный костюм, женские украшения.
Исследуется одна из этнографических подгрупп собственно южных удмуртов. Данных об этом подразделении удмуртского народа в этнографической литературе нет. Их обнаружение - результат исследований, проведённых нами в 1989, 2005 и 2006 гг.
Исследования в области этногенеза и этнической истории делают насущным выявление различных подразделений того или иного этноса. Это актуально и для этнографического изучения удмуртов. Обнаружение исторически сложившихся структурных подразделений удмуртского народа давно занимает умы исследователей [3. С. 37-47; 4. С. 102-105]. Однако эта существенная научная задача так и не была полностью решена. До сих пор структура удмуртского народа и процессы, приведшие к её формированию, не были выявлены до конца, также не были задействованы источники, способные пролить свет на эту непростую проблему.
Занимаясь вопросом типологизации этнических общностей, Ю. В. Бромлей в 1972 г. предложил для разграничения понятий «этнические» и «этнографические» (общности) использовать такой показатель, как наличие или отсутствие самосознания. При этом название «этнографическая общность» будет означать общность, которая не имеет чёткого самосознания и может быть выделена лишь путём специальных этнографических исследований [2. С. 62].
Р. Г. Кузеев предложил учитывать при этом ещё и такой существенный признак, как территория формирования и функционирования группы. По его предложению под этнографической группой следует понимать внутренние части этноса, отличающиеся от основного массива определёнными особенностями в языке, а также материальной и духовной культуре, однако функционирующие в территориальных рамках материнского этноса и участвующие в процессах внутриэтнической консолидации [5. С. 18-19].
Критериями, позволяющими вычленить этнографические группы и их подразделения, являются: 1) культурная специфика (наличие ярко выраженного своеобразия явлений традиционной культуры); 2) эндогамия, способствующая сохранению этой культурной специфики; 3) наличие несколько изолированных (в условиях Удмуртии - лесами, реками и болотами) ареалов искомых этнографических подразделений; 4) языковые особенности.
Удмуртское население, проживающее на обширной территории южной Удмуртии, к югу от этнографической группы калмез и от верхнеижско-шарканской этнографической группы (то есть от срединных удмуртов), обозначают в литературе несколько громоздким понятием собственно южные удмурты. Данное понятие отличает эту этнографическую группу от периферийных южноудмуртских этнографических групп, обитающих на юго-западе и юго-востоке удмуртской этнической территории, за реками Вятка и Кама [6. С. 115].
1 Полевые исследования, данные о которых положены в основу этой статьи, проведены при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 06-01-18129-е.
Для традиционного женского костюма собственно южных удмуртов конца XIX - начала XX в. характерны рубаха из пестряди; высокий конусообразный головной убор на берестяной основе айшон с вышитым по счёту нитей холщовым покрывалом сюлык. Под айшон надевали полотенчатый головной убор чалма, затканные узорами концы которого размещали ниже спины на области таза, фиксируя их на теле завязками передника и поясом. Поверх чалмы голову обхватывали налобной повязкой йыркерттет. Традиционная причёска чу^ис, или чузырет, представляла собой спиралевидно закрученные у висков пучки волос. У всех собственно южных удмуртов бытовали богатые наборы нагрудных украшений из серебряных монет XVШ - начала XX в.
Внутри этой этнографической группы исторически сложились отдельные сообщества (подгруппы) со своими особенностями традиционной культуры, преобладанием браков внутри подгруппы и ограниченной территорией проживания. Подразделение среднеижских левобережных удмуртов удалось выделить лишь путём специальных исследований, поскольку люди, входящие в его состав, проживают в пределах основной этнической территории удмуртов, на территории Удмуртской Республики, участвуют в процессах внутриэтнической консолидации и при этом не обладают чётким самосознанием, отражённым в самоназвании.
Среднеижские левобережные удмурты проживают на левом берегу р. Иж в её среднем течении, на левобережных землях Завьяловского и Малопургинского районов. Полевые исследования, позволившие выявить эту подгруппу, были проведены в следующих населённых пунктах: в деревнях Старая Казмаска, Новая Казмаска, Якшур, Ягул, Старый Игерман, Сизёво, Каменное, Старые Кены, в сёлах Бабино и Завьялово Завьяловского района; в деревнях Аксакшур, Байситово, Среднее Кечёво, в селе Бураново Малопургинского района; в деревне Катыши Воткинского района.
Северными соседями среднеижских левобережных удмуртов являются удмурты верхнеижско-шарканской этнографической группы. Оба подразделения народа разделяет крупный лесной массив. На территории Воткинского района деревни верхнеижско-шарканских и среднеижских левобережных удмуртов максимально приближены друг к другу. Однако население прекрасно помнит о запрете браков между жителями деревень Банное (Минчогурт) и Катыши среднеижских левобережных удмуртов с одной стороны и деревни Чёрный Ключ (Сьодзи), выселка Красный Север и починка Фи-липпово верхнеижско-шарканских удмуртов - с другой. Для жителей этих близко расположенных деревень были характерны различия в традиционной одежде и говоре. Жители деревни Чёрный Ключ, её выселка и починка поддерживали брачные и родственные отношения с жителями ближайшей деревни Заречный Вишур Шарканского района и других деревень верхнеижско-шарканского ареала. Население деревень Банное и Катыши было связано узами родства и свойства между собой и с теми деревнями соседнего Завьяловского района, которые расположены на левом берегу р. Иж.
На юге их ареала среднеижские левобережные удмурты граничат с алнашско-киясовской подгруппой собственно южных удмуртов, с той их частью, которая проживает в Киясовском районе на левом берегу р. Иж в её нижнем течении. До наших дней жители пограничных среднеижских деревень хорошо помнят о запрете браков с южными соседями. Старики вспоминают, что раньше нельзя было брать невест и своих девушек отдавать замуж ниже по течению реки.
На востоке граница ареала среднеижских левобережных удмуртов совпадает с границей этнической территории удмуртов. Река Иж, ограничивающая земли этой подгруппы на западе, не являлась преградой для контактов с правобережным населением. Однако левобережные удмурты предпочитали брачные отношения внутри своего ареала. Информатор из деревни Новая Казмаска (Людмила Александровна Кибардина, 1949 г. р.) перечислила по памяти пятнадцать деревень Завьяловского района, относящихся к левобережному ареалу (Старая Казмаска, Новая Казмаска, Беты (ныне не существует), Башур, Пычанки, Старые Мартьяны, Завьялово, Каменное, Бабино, Якшур, Чемошур, Во-жой, Ягул, Сапарово, Кены), и определила: «В этих деревнях живут наши удмурты, а в других местах - не наши».
В то же время жители левобережных деревень Малопургинского района и левобережных деревень Завьяловского района поддерживали между собой брачные и родственные отношения.
В начале XX в. женские рубахи среднеижских левобережных удмуртов сохраняли туникооб-разный покрой: центральное полотнище, перегнутое в плечах, являлось конструктивной основой вещи. К нему пришивали боковые, чуть расширяющиеся книзу холстины и под прямым углом - прямые рукава с небольшими квадратными ластовицами. Продольный нагрудный разрез рубахи располагался по центру груди. К подолу пришивали небольшую узорную вставку и узкую оборку.
В северной половине ареала, входившей в прошлом в Завьяловскую волость, традиционной тканью для этих рубах была тёмно-синяя пестрядь с мелкими продольными белыми полосками, образованными нитями основы. Оборку шили, как правило, из пестряди в красную клетку. Вытканная в выборной технике узорная вставка над оборкой включала ромбические фигуры красного и белого или красного и жёлтого цветов. В южной части ареала, относившейся к Бурановской волости, рубахи точно такого же покроя шили из красной пестряди в мельчайшую клетку, образованную переплетениями белой и чёрной нитей. Они также имели небольшую оборку и узорную вставку.
Праздничные фартуки в Завьяловской волости шили из ткани в клетку. Внутри клеток помещали разноцветные восьмилучевые розетки, вытканные в выборной технике. Праздничные фартуки Бу-рановской волости отличает ровный, не разбитый на клетки, приглушённый тёмно-красный фон, и на этом спокойном фоне - крупные сложные яркие ромбические или крестовидные фигуры выборного ткачества различных цветов, дополненные более мелкими разноцветными сложными фигурами разных типов и размеров. Узорочье этих вещей - наиболее запоминающееся и броское в удмуртском узорном ткачестве.
Декоративные различия рубах и фартуков северной и южной половин ареала среднеижских левобережных удмуртов - явление позднее. Возникновение этих различий можно с уверенностью датировать второй половиной XIX в., временем отказа от белой одежды, украшенной вышивкой, распространением одежды из пестряди с ткаными узорами. Конструктивная основа этих вещей, их покрой, едины.
В середине XX в. формы одежды изменились: рубахи стали шить с кокетками и пышными рукавами, со сложной проймой и без ластовиц. Эти вещи, наделённые покроем, приближённым к городской одежде, изготавливали из клетчатой черно-жёлто-белой или жёлто-чёрной пестряди. Ткани с такой расцветкой получили распространение по всему ареалу среднеижских левобережных удмуртов и не характерны для других подразделений народа.
Другой важный предмет женской нательной одежды - штаны - также имели одинаковый покрой в Завьяловской и Бурановской волостях. Они были скроены «с узким шагом». Их покрой был близок к покрою штанов ватка и калмезов.
Отличительной чертой женских головных полотенец чалма среднеижских левобережных удмуртов является, во-первых, их небольшой размер: белая холщовая центральная часть, обхватывающая голову, и декоративные, затканные узорами концы имеют небольшую ширину. Они уже, чем у всех прочих подразделений народа, носивших головные полотенца. Декоративные узорные концы этих предметов миниатюрные, узкие и невысокие. Скорее всего, появление этого отличия было вызвано желанием экономить в процессе ткачества нитки и время. Во-вторых, узоры головных полотенец среднеижских левобережных удмуртов имеют декоративные особенности, отличающие их от подобных изделий мастериц других подгрупп собственно южных удмуртов. Многие узоры, выполненные в браной технике, зрительно воспринимаются как сложные объёмные построения, изображённые на плоскости. Своеобразно и цветовое решение этих вещей. Они могут быть полностью зелёными, фиолетовыми, розовыми, жёлтыми или красными. Для других подгрупп больше характерны красные браные узоры.
Орнаментальные композиции женских полотенчатых головных уборов у всех собственно южных удмуртов разбиты на три горизонтальные полосы. У среднеижских левобережных удмуртов тонкие полоски, разграничивающие поле узора на горизонтальные полосы, могут быть выполнены в выборной технике, но при этом имитировать узор кеж пужы 'хриплый узор'. (Этот узор был характерен для разных подразделений южных удмуртов. Его создавали, завязывая в узлы перед покраской нити будущей основы ткани. Нити в узлах не прокрашивались, сохраняя первоначальный цвет. А на их месте в процессе ткачества возникали пятна неровных очертаний. Этот приём декорирования тканей использовали при изготовлении праздничных рубах, фартуков, чехлов для перин, покрывал). Имитация узора кеж пужы в выборной технике - изобретение ткачих данной подгруппы собственно южных удмуртов, и оно свойственно вещам только этого подразделения этноса.
Для многих головных полотенец, выполненных в выборной технике среднеижскими левобережными удмуртами, характерны узоры на красном фоне. Глубокий кирпично-красный фон связывает в единую композицию интенсивные контрастные цвета орнаментальных фигур. Подобное решение иногда встречается и в других местностях, но для среднеижских левобережных удмуртов оно характерно в большей степени. Выборные узоры на белом фоне также присущи изделиям среднеижских левобережных удмуртов.
Безворсовое ковроделие, свойственное собственно южным удмуртам, у среднеижской левобережной подгруппы особого развития не получило. (Для них характерны лишь покрывала с двухцветным узором, выполненным в переборной технике). Но специфические особенности декоративного решения женских рубах, фартуков и головных полотенец, традиционных для этой подгруппы, свидетельствует о действенности обусловленных эндогамией информационных связей, существовавших внутри этого подразделения этноса и определивших единство его традиций.
На всей территории среднеижских левобережных удмуртов бытовал единый комплекс нагрудных украшений из серебряных монет ХУШ-ХХ вв. Он включал нагрудное украшение, состоящее из двух полос ткани с монетами, вертикально располагаемыми на груди справа и слева. Правая полоса была уже, левая значительно шире. К ней была пришита полоска ткани, низко спускаемая на правый бок и обхватывающая туловище по диагонали. Левая часть нагрудного украшения шире правой в результате соединения двух предметов: состоящего из двух симметричных полос нагрудного украшения музъет и перевязи сюмысбырттос. По отношению к этому, ставшему единым, предмету употребляли названия и музъет и сюмысбырттос. Только в нескольких деревнях информаторы пожилого возраста указали, что сюмысбырттос - это именно перевязь. (Удм. сюмыс 'сыромятная кожа', бырттос от удм. быр-ттыны 'вдеть', 'продеть'; бырттос 'то, сквозь что продевают что-либо'; в данном случае тело как бы продевают сквозь перевязь). Третье название, связанное с данным украшением, - азвесь (удм. азвесь 'серебро'). Наиболее богатые наборы украшений включали ещё одну деталь. Её называли пуныкыл 'язык собаки' или гурнэс 'подбородник', 'ремешок на узде'. Она представляла собой полоску ткани с монетами, располагаемую по центру груди. Поверх тузъета, сюмысбырттоса и пуныкыла надевали небольшое месяцевидное украшение чыртывесь или чыртыкерттет, помещаемое в верхней части груди около шеи. (Оба названия образованы от удм. чырты 'шея', а также от слов весь 'бусы' и кер-ттет 'завязка', 'то, чем можно связывать'; чыртыкерттет 'ошейник'). Оно закрывало тесёмки п>узъ-ета и пуныкыла. Девушки носили музъет и чыртывесь без перевязи и пуныкыла.
Единство форм традиционных украшений и их названий внутри ареала подгруппы, отличие этих предметов и связанной с ними терминологии от вещей, характерных для соседних подразделений удмуртского этноса, наряду с данными о традиционной одежде, узорном ткачестве и брачных связях, свидетельствует о наличии этнографического подразделения народа.
По данным диалектологии, по границе между среднеижской левобережной и алнашско-киясовской подгруппами проходила граница между южным наречием и срединными говорами, южнее которой в языке в изобилии присутствовали тюркизмы, а севернее - наблюдался спад в их распространении. Речь среднеижской левобережной подгруппы относят к среднеижским говорам, отличающимся не только от говоров алнашско-киясовской подгруппы и от говоров верхнеижско-шарканских удмуртов, но и от говоров соседей с правого берега р. Иж2.
Перепись податного населения 1716 г. относит деревни среднеижских левобережных удмуртов к сотне Пронки Янмурзина. Ряд населённых пунктов, упомянутых в этом документе, сохранились до нашего времени:
Дери Чудья, Завьялово тож (44 дв., 261 чел.) - с. Завьялово (Дэри) Завьяловского района;
Козмес (6 дв., 34 чел.) - д. Старая Казмаска Завьяловского района;
По речке Важой-Чудьи (5 дв., 27 чел.) - д. Вожой Завьяловского района;
Чюмашур (10 дв, 48 чел.) - д. Чемошур Завьяловского района;
Вож Якшур-Шудьи (14 дв., 62 чел.) - д. Якшур Завьяловскогорайона;
Кен (17 дв., 68 чел.) - д. Старые Кены Завьяловского района;
Ожмес-Порга (7 дв., 24 чел.) - д .Ожмес-Пурга Завьяловского района;
Деревня по речке Пуре, словёт Бураново (7 дв., 28 чел.) - с. Бураново Малопургинского района;
Поре-Можга, Коса тож (18 дв., 24 чел.) - д. Пуро-Можга Малопургинского района;
Дындем-Бодья (15 дв., 72 чел.) - д. Динтем-Бодья Завьяловского района;
Яган-Докья (17 дв., 73 чел.) - д. Яган-Докья Малопургинского района;
Кечево (39 дв., 171 чел.) - д. Кечево Малопургинского района [1. Л. 284-366об].
В документе упомянуты и другие деревни, не сохранившиеся до нашего времени, или существующие под другим названием. Документ свидетельствует о том, что в начале ХУШ в. деревни сред-
2 Информация получена из бесед с диалектологами Р. Ш. Насибуллиным и С. А. Максимовым.
неижских левобережных удмуртов уже находились там, где находятся и в наши дни, то есть на левом берегу р. Иж. Время и обстоятельства формирования данной подгруппы остаются загадкой. Очевидно лишь, что северная граница её ареала была обусловлена наличием лесного массива, почвы которого были малопригодны для земледелия (а за ним находились деревни верхнеижско-шарканских удмуртов, браки с которыми не поддерживали). Южная граница располагалась там, где начинались деревни носителей культа Булды, говорящих на южном наречии, нехарактерном для среднеижских левобережных удмуртов. На этой границе действовали обоюдные запреты брачных отношений. Восточная граница ареала была сформирована близостью р. Камы и активной русской колонизацией прибрежных районов. Можно предположить, что до активной русской колонизации правого берега р. Камы, ареал этой подгруппы мог включать в себя и земли Сарапульского района, обладающие относительным плодородием [7. С. 29], а затем сократился в результате притока и естественного прироста русского населения.
На западе ареала не было полной изоляции от населения соседних деревень правого берега р. Иж. Иногда с ними заключали браки, что подтверждается материалами переписи 1716 г.: 1) дочь Лю-бички Утикова Зачка из левобережной д. Дэри-Чудья выдана замуж в правобережную деревню Малая Бодья [1. Л. 285]; 2) дочь Багишки Чюпина Акбечка из левобережной д. Дэри Чудья выдана замуж в правобережную деревню Сетек (Старый Сентег) [1. Л. 291]; 3) дочь Баймаметки Саскина Бекизянка из левобережной д. Верхний Кен вышла замуж в правобережную д. Малая Бодья [1. Л. 291].
В деревнях правого берега р. Иж в Завьяловском и Малопургинском районах традиционный костюм, узорное ткачество, женские традиционные украшения из серебряных монет отличаются от изделий, характерных для среднеижской левобережной подгруппы. Но в ряде пограничных деревень головные полотенца были такими же миниатюрными, как и у среднеижских левобережных удмуртов, а женские нагрудные серебряные украшения конструктивно были близки вещам среднеижских левобережных удмуртов. Это можно объяснить близким проживанием, общением, иногда брачными и родственными отношениями. Однако эти связи с соседями были характерны только для пограничных территорий и не нарушали целостность этнографического подразделения.
Таким образом, данные материальной культуры (традиционные костюм, головные уборы, женские украшения, узорное ткачество), информация о брачных связях и родственных отношениях, представления населения о себе как об особом сообществе, данные диалектологии выявляют особое этнографическое подразделение - этнографическую подгруппу среднеижских левобережных удмуртов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Центральный государственный архив древних актов (ЦГДА). Ф. 350. Д. 1061.
2. Бромлей Ю В. Опыт типологизации этнических общностей // СЭ. 1972. № 5.
3. Владыкин В. Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // СЭ. 1970. № 3.
4. Гришкина М. В. Численность и расселение удмуртов в XVIII в. // Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск, 1976.
5. Кузеев Р. Г., Бабенко В. Я. Этнографические и этнические группы (к проблеме гетерогенности этноса) // Этнос и его подразделения М., 1992 г.
6. Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.
7. Удмуртская Республика: энциклопедия. Ижевск, 2004.
Поступила в редакцию 09.03.14
I.A. Kosareva
THE UDMURTS IN THE TERRITORY ON THE LEFT BANK OF MIDDLE IZH
(ON THE PROBLEM OF IDENTIFYING THE ETHNIC SUBGROUPS OF UDMURT PEOPLE)
The article presents new scientific data obtained by author during her field studies that reveal the cultural specificity, peculiarities of traditional costumes, women's jewelry and folk art, matrimonial ties and the habitat of one subgroup of southern Udmurts. The new materials allow to single out this unit from the Udmurts. «Middle Izh Udmurts» lived on the left bank of the river Izh, in its mid-channel. Marital relations with neighbors living in the upper and lower reaches of Izh were prohibited. The population felt themselves as a special part of the Udmurts. The traditional women's clothing is characterized by specific style of cut, stable color preferences in artistic decision of home-made fabrics, special traditions in decorative
design of festive women's aprons and women's head towels. A set of female ornaments made from silver coins, a design of its objects and their names also differ from similar things typical for other southern Udmurts.
Keywords: ethnographic subgroup of Udmurts, marriage habitat, traditional costume, women's jewelry.
Косарева Ирина Алексеевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусства и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]
Kosareva I.A.,
Candidate of History, Associate Professor of Department of Fine arts history and art pedagogical modeling, Institute of Arts and Design
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]