Научная статья на тему 'Среднее число накопленных лет в образовании как показатель специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности'

Среднее число накопленных лет в образовании как показатель специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОТРАСЛИ / INDUSTRY SPECIFIC HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарафиев И. З.

В статье обоснована специфика применения теории специального человеческого капитала отрасли к анализу трудового потенциала нефтегазовой промышленности. На основе базы данных российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), проанализировано среднее число накопленных лет в образовании как показатель специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарафиев И. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the specific application of the theory of human capital specific to sector analysis of the labor potential oil and gas industry. Based on a database of the Russian Longitudinal Monitoring the health of the population (RLMS), analyzed the average number of accumulated years of education as an indicator of specific human capital, oil and gas industry.

Текст научной работы на тему «Среднее число накопленных лет в образовании как показатель специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности»

И. З. Гарафиев

СРЕДНЕЕ ЧИСЛО НАКОПЛЕННЫХ ЛЕТ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: специальный человеческий капитал отрасли.

В статье обоснована специфика применения теории специального человеческого капитала отрасли к анализу трудового потенциала нефтегазовой промышленности. На основе базы данных российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), проанализировано среднее число накопленных лет в образовании как показатель специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности.

Keywords: industry specific human capital.

In the article the specific application of the theory of human capital specific to sector analysis of the labor potential oil and gas industry. Based on a database of the Russian Longitudinal Monitoring the health of the population (RLMS), analyzed the average number of accumulated years of education as an indicator of specific human capital, oil and gas industry.

Современное развитие нефтегазовой промышленности как одной из ведущих отраслей российской экономики предполагает привлечение в нее наиболее квалифицированных работников. В качестве основной методологии, позволяющей оценить уровень их квалификации, нами предлагается использовать теорию человеческого капитала Г. Беккера. Под человеческим капиталом, нужно понимать, совокупность знаний и опыта сотрудника, позволяющих ему получать доход от своей работы. Наиболее значимым, на наш взгляд, является вывод Г. Беккера о том, что специальная подготовка персонала не ограничивается только рамками конкретной фирмы: «какие-то виды подготовки могут иметь ценность не для большинства фирм и не для одной фирмы, а для ограниченного их числа (в зависимости от выпускаемой продукции, характера работы или географического расположения)» т. е. специальная подготовка может быть, осуществлена для какой-то «отрасли, профессии или страны» [1; с.77].

Данный тезис Г. Беккера впоследствии нашел отражение в выделении двух типов специального человеческого капитала: специального человеческого капитала фирмы (firm-specific human capital) и специального человеческого капитала отрасли (industry specific human capital), последний и является тем понятием, которое отражает запас знании эксперта, необходимый для внедрения инноваций. Специфика практического применения теории специального человеческого капитала с учетом региональной специфики была проанализирована нами ранее [2], а анализ человеческого капитала как части интеллектуального капитала предприятия мы можем найти у Г.И. Гарафиевой [3].

В данной статье мы попытаемся выявить среднее количество лет в образовании как обобщенный показатель специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности.

Наиболее полная информация об уровне развития человеческого капитала в РФ представлена в базе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения (РМЭЗ), отражающего тенденции изменения в образовательного и тру-

дового поведения россиян с 1995 года [4]. Исходная выборка «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» составляет около 5000 жилищ-домохозяйств (порядка 12 000 респондентов), расположенных в 160 городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах в 35 субъектах Российской Федерации. Это вероятностная, стратифицированная, многоступенчатая территориальная выборка. Такая выборка дает максимально возможную гарантию того, что результаты не смещены, а также позволяет посчитать статистическую точность оценок. Конкретно используется дизайн так называемой «повторяющейся выборки» (repeat sample) с «расщепленной панелью» (split panel), который позволяет наряду с одномоментной репрезентацией вести и панельный анализ. На протяжении почти 15 лет выборка показала свою высокую эффективность. Уровень достижимости в каждой волне составлял 70%-80%, что является - по мировым стандартам - весьма солидным показателем для обследований такого рода. Отраслевая специфика в данном исследовании рассматривается с 2005 года, на данный момент в открытом доступе представлены базы данных до 2009 года, следовательно, наш анализ отраслевой специфики человеческого капитала РФ будет ограничен периодом с 2005 по 2009 годы.

Обобщенным показателем запасов человеческого капитала можно считать среднее число накопленных лет образования. РМЭЗ является единственным источником данных, позволяющим получать такие оценки как для всей российской экономики, так и отдельных ее секторов. За период с 2005 по 2009 годы среднее число накопленных лет образования в расчете на одного респондента РМЭЗ неукоснительно возрастало: с 12,69 в 2005 году до 12,98 в 2009 году. Согласно данным РМЭЗ, в период с 2005 по 2009 годы на одного занятого россиянина приходилось около 10 лет обучения в общеобразовательной школе, более полугода - в системе НПО, около года - в ссузах и около полутора лет - в вузах. Причем прирост среднего числа накопленных лет

образования в период с 2005 по 2009 годы происходил за счет стабильного увеличения среднего количества лет накопленного при получении высшего образования с 1,39 в 2005 году до 1,57 в 2009 году. База данных РМЭЗ отраслевую специфику экономики РФ отражает в рамках 17 отраслей, причем часть из них не является отраслями промышленности, например, следующие отрасли: «органы управления», «финансы», «армия, МВД, органы безопасности»; ряд отраслей можно лишь условно отнести к промышленным отраслям, например, такие отрасли как «наука, культура», «образование», «здравоохранение», «жилищно-

коммунальное хозяйство». Собственно промышленными можно считать следующие отрасли: «нефтегазовая промышленность», «военно-промышленный комплекс», «транспорт и связь», «торговля, бытовое обслуживание», «гражданское машиностроение», «легкая, пищевая промышленность» «сельское хозяйство», «строительство», «другая отрасль тяжелой промышленности».

Среди отраслей лидерами по объемам накопленного человеческого капитала в расчете на одного работника выступают отрасли «финансы», «органы управления», «наука, культура» и «образование», тогда как аутсайдерами - сельское хозяйство и ЖКХ. По показателю среднее число накопленных лет образования выделяются две группы отраслей относительно показателя по занятым в целом, к первой группе относятся отрасли, чьи показатели его превышают, ко второй - отрасли, чьи показатели его не достигают. В первой группе за период с 2005 по 2009 годы в четырех отраслях среднее число накопленных лет образования превысило 14 лет. Так в отрасли «органы управления» превышение было в течении всех 5 лет, в отраслях «финансы» и «наука, культура» - 4 лет, в отрасли «образование» - 1 года. Лишь дважды среднее число накопленных лет образования опускалось ниже 13 лет в 2005 году в отрасли «нефтегазовая промышленность» и 2008 году в отрасли «энергетическая промышленность». В трех отраслях: «армия, МВД, органы безопасности», «здравоохранение», «военно-

промышленный комплекс» в течение всего изучаемого периода среднее число накопленных лет образования стабильно находилось в пределах 13 лет. Во второй группе лишь однажды среднее число накопленных лет образования опускалось ниже 12 лет в 2005 году в отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство». В семи отраслях: «транспорт, связь», «торговля, бытовое обслуживание», «гражданское машиностроение», «легкая, пищевая промышленность», «сельское хозяйство», «строительство», «другая отрасль тяжелой промышленности» среднее число накопленных лет образования стабильно находилось в пределах 12 лет.

По показателю среднее число лет накопленных в средней школе в первой группе можно выделить двух лидеров: отрасль «финансы», в ней на протяжении всех 5 лет показатель превышал 10 лет, и отрасль «органы управления», в которой 3 раза показатель превышал 10 лет. Показатели всех остальных отраслей превышают уровень 9 лет. К первой группе также относятся отрасли: «образование», «наука, культура», «армия, МВД, органы безопасности», «торговля, быто-

вое обслуживание», «нефтегазовая промышлен-

ность», «военно-промышленный комплекс» и «здравоохранение». Ко второй группе относятся отрасли: «транспорт, связь», «гражданское машиностроение», «легкая, пищевая промышленность», «другая отрасль тяжелой промышленности», «строительство», «энергетическая промышленность», «жилищнокоммунальное хозяйство», «сельское хозяйство». Как мы видим, состав групп меняется: отрасли «торговля, бытовое обслуживание» и «здравоохранение» имеют показатели выше среднего по всем занятым, а отрасль «энергетическая промышленность» ниже, это во многом объясняется наличием большого числа неквалифицированных рабочих мест в энергетической промышленности.

По показателю «среднее число лет, накопленных в ПТУ на базе неполного среднего образования» состав двух групп отраслей выглядит диаметрально противоположным образом. В тех отраслях, где показатель «среднее количество лет накопленного человеческого капитала в расчете на одного работника» выше, чем на одного занятого, «среднее число лет, накопленных в ПТУ на базе неполного среднего образования» ниже чем, на одного занятого. Выявленная тенденция объясняется более квали-цированным составом работников в данных отраслях. Относительно высокий показатель отраслей «нефтегазовая промышленность» и «энергетическая промышленность» связан с большой долей в них рабочих мест для вспомогательного не квалифицированного персонала. В целом, «среднее число лет, накопленных в ПТУ на базе неполного среднего образования» лишь четыре раза превысило уровень

0,3 года в 2005 году в отраслях «жилищнокоммунальное хозяйство», «сельское хозяйство», в 2007 и 2008 годах - в отрасли «жилищнокоммунальное хозяйство». Это свидетельствует о высоком уровне человеческого капитала во всех отраслях.

По показателю «среднее число лет, накопленных в ПТУ на базе полного среднего образования» состав двух групп отраслей принял вид разделения на промышленные и непромышленные отрасли, причем в последних показатели ниже, чем в среднем на одного занятого. Показатель «среднее число лет, накопленных в ПТУ на базе полного среднего образования» лишь однажды - в 2008 году - в отрасли «другая отрасль тяжелой промышленности» превысил уровень 1 год. В целом, в промышленных отраслях он всегда превышал уровень 0,5, а в непромышленных его не достигал. Низкие показатели в непромышленных отраслях («финансы», «органы управления», «образование», «наука, культура», «армия, МВД, органы безопасности», «здравоохранение») подтверждают ориентированность начального профессионального образования на подготовку кадров, в первую очередь, для промышленных отраслей.

По показателю «среднее число лет, накопленных в ССУЗах» показатели непромышленных отраслей выше, чем в среднем на одного занятого, в промышленных ниже, за исключением отраслей

«нефтегазовая промышленность», «энергетическая

промышленность», «гражданское машиностроение». Показатель «среднее число лет, накопленных в ССУ-Зах» только в отрасли «здравоохранение» превысил уровень 1,5 года, что объясняется высокой развитостью медицинских училищ. Высокие показатели в промышленных отраслях «нефтегазовая промышленность», «энергетическая промышленность», «гражданское машиностроение» не позволяют говорить об ориентированности системы среднего профессионального образования исключительно на непромышленные отрасли, скорее они показывают высокую долю квалифицированного вспомогательного персонала в этих отраслях.

По показателю «среднее число лет накопленных, в ВУЗах» состав двух групп отраслей практически совпадает с составом групп отраслей, по общему количеству лет накопленных в образовании, за исключением отрасли «здравоохранение». Показатель «среднее число лет накопленных, в ВУЗах» четыре раза превысил уровень 3 лет в 2007 и 2008 годах в отрасли «финансы, 2009 году в отраслях: «финансы» и «органы управления». Положительную динамику постоянного прироста среднего числа лет накопленных в ВУЗах мы наблюдаем в четырех отраслях: «финансы», «органы управления», «наука и культура», «нефтегазовая промышленность». Отрицательную динамику постоянного снижения среднего числа лет, накопленных в ВУЗах, можно констатировать в отрасли «здравоохранение», которое во многом компенсируется высоким показателем среднего числа лет накопленных в ССУЗах. Положительную динамику отраслей «финансы», «органы управления», «нефтегазовая промышленность» можно отнести к перераспределению рынка рабочей силы в пользу этих отраслей, так называемой межотраслевой мобильностью и инвестициями в образование со стороны будущих работников, за счет обучения на внебюджетной основе в ВУЗах. Положительная динамика отрасли «наука и культура» во многом вызвана высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми для работы в ней.

По показателю «среднее число лет, накопленных в аспирантуре» безусловным лидером является отрасль «наука, культура»; за все пять лет в ней данный показатель стабильно превышал отметку 0,1 года, по два раза это происходило в отраслях «военнопромышленный комплекс» и «образование». В остальных отраслях он никогда не поднимался выше 0,1 года, что свидетельствует о слабом влиянии обучения в аспирантуре на человеческий капитал. Среди отраслей-лидеров условно можно выделить три группы: 1) отрасли, где обучение в аспирантуре увеличивает отдачу от человеческого капитала - «наука, культура», «образование», «здравоохранение», 2) отрасли, в которых обучение в аспирантуре характеризуется как элемент престижа - «финансы», «органы управления», 3) в отрасли «военно-промышленный комплекс» сказываются накопленные за советские годы кадровые резервы.

Приведенные оценки представляют собой среднее число накопленных лет образования в расчете на всех обследуемых лиц независимо от особенностей их индивидуальных образовательных траекторий. По-

казатели средней продолжительности различных видов формальной подготовки, но уже только для тех, кто реально ее получал, не содержат ничего неожиданного, отражая хорошо известные общие принципы построения российской системы образования. Из них следует, что средний срок пребывания в учебных заведениях того или иного типа у тех, кто реально в них обучался, составляет: в ПТУ - 2-2,5 года; в ссузах - 3 года; в вузах - приблизительно 4,5 года. Это примерно совпадает с «официальной» продолжительностью обучения, установленной для соответствующих учебных заведений. Обучение в аспирантуре в среднем длится около 3 лет. Однако каждый уровень образования имеет свою отраслевую специфику. Среднее количество лет, накопленное в ПТУ на базе неполного среднего образования в ряде отраслей («энергетическая промышленность», «гражданское машиностроение», «торговля, бытовое обслуживание», «армия, МВД, органы безопасности», «наука, культура») заметно превышает 2 года.

Состав лидеров по среднему количеству лет, накопленному в ПТУ на базе полного среднего образования по сравнению со средним количеством лет, накопленных в ПТУ на базе неполного среднего образования, изменился. Так, из группы лидеров, показатель которых приближается к уровню 2,5 года, ушла отрасль ««наука, культура», а вошли отрасли «другая отрасль тяжелой промышленности», «военно-промышленный комплекс». В группе лидеров среднее количество лет, накопленному в ссузах, превышает уровень 3 лет, особо следует отметить появление в первый раз среди лидеров отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство». Лидерство по среднему количеству лет, накопленных в вузах таких отраслей как «здравоохранение» и «военнопромышленный комплекс» во многом объясняется более продолжительным сроком обучения, составляющим соответственно 6 и 5,5 лет. Среднее количество лет, накопленных в аспирантуре, только в двух отраслях («военно-промышленный комплекс» и «наука, культура») превышает три года, что характеризует неактуальность полученных знаний для работы в отрасли. Следует предположить, что первые годы аспирантуры могли протекать по инерции, а дальнейшая научная работа не была должным образом стимулирована со стороны отраслевой организации. Высокий показатель отрасли «наука, культура» связан с прямой отдачей количества лет, накопленных в аспирантуре, в виде надбавок к зарплате за степень кандидата наук, а в отрасли «военнопромышленный комплекс» - более долгими сроками аспирантуры в советские годы.

Подводя итог, отметим, что среднее число лет накопленных в образовании как обобщенная характеристика специального человеческого капитала имеет ярко выраженную отраслевую специфику, позволяющую разделить отрасли по степени, использования квалифицированных кадров, нефтегазовая промышленность относятся к тем отраслям, в которых работают более квалифицированные кадры.

Литература

1. Беккер, Г. Экономический анализ и человеческое поведение / Г. Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 425 с.

2. Гарафиев, И.З. Оценка развития инновационного человеческого капитала региона (на примере производства кокса и нефтепродуктов) / И.З. Гарафиев // Вестник Казан. тех-нол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 22. - С.231-239.

3. Гарафиева, Г.И. Использование модели Calculated Intangible Value при оценке интеллектуального капитала предприятий нефтехимии / Г.И. Гарафиева // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - №4. - С .31-33.

4. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (ЯЬМВ-НБЕ)», проводимый Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (Сайты обследования КЬМВ-НБЕ:

Шр://^'^^. срс.ипс. е(1и/рго)еЙ8/г1т8 и

http://www.hse.ru/r1ms).

© И. З. Гарафиев - канд. истор. наук, доц. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, giz05@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.