Научная статья на тему 'Образовательная структура специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности'

Образовательная структура специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОТРАСЛИ / INDUSTRY SPECIFIC HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарафиев И. З.

В статье обоснована специфика применения теории специального человеческого капитала отрасли к анализу трудового потенциала нефтегазовой промышленности. На основе базы данных российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), выявлена образовательная структура специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the specific application of the theory of human capital specific to sector analysis of the labor potential oil and gas industry. Based on a database of the Russian Longitudinal Monitoring the health of the population (RLMS), identified educational structure of the special human capital oil and gas industry

Текст научной работы на тему «Образовательная структура специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности»

И. З. Гарафиев

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: специальный человеческий капитал отрасли.

В статье обоснована специфика применения теории специального человеческого капитала отрасли к анализу трудового потенциала нефтегазовой промышленности. На основе базы данных российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), выявлена образовательная структура специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности.

Keywords: industry specific human capital.

In the article the specific application of the theory of human capital specific to sector analysis of the labor potential oil and gas industry. Based on a database of the Russian Longitudinal Monitoring the health of the population (RLMS), identified educational structure of the special human capital oil and gas industry.

Современное развитие нефтегазовой промышленности как одной из ведущих отраслей российской экономики предполагает привлечение в нее наиболее квалифицированных работников. В качестве основной методологии, позволяющей оценить уровень их квалификации, нами предлагается использовать теорию человеческого капитала Г. Беккера. Под человеческим капиталом, нужно понимать, совокупность знаний и опыта сотрудника, позволяющих ему получать доход от своей работы. Наиболее значимым, на наш взгляд, является вывод Г. Беккера о том, что специальная подготовка персонала не ограничивается только рамками конкретной фирмы: «какие-то виды подготовки могут иметь ценность не для большинства фирм и не для одной фирмы, а для ограниченного их числа (в зависимости от выпускаемой продукции, характера работы или географического расположения)» т. е. специальная подготовка может быть, осуществлена для какой-то «отрасли, профессии или страны» [1; с.77].

Данный тезис Г. Беккера впоследствии нашел отражение в выделении двух типов специального человеческого капитала: специального человеческого капитала фирмы (firm-specific human capital) и специального человеческого капитала отрасли (industry specific human capital), последний и является тем понятием, которое отражает запас знании эксперта, необходимый для внедрения инноваций. Специфика практического применения теории специального человеческого капитала с учетом региональной специфики была проанализирована нами ранее [2], а анализ человеческого капитала как части интеллектуального капитала предприятия мы можем найти у Гарафиевой Г.И. [3].

В данной статье мы попытаемся выявить образовательную структуру специального человеческого капитала нефтегазовой промышленности.

Наиболее полная информация об уровне развития человеческого капитала в РФ представлена в базе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения (РМЭЗ), отражающего тенденции изменения в образовательного и трудового поведения россиян с 1995 года [4]. Исходная выборка «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» составляет около

5000 жилищ-домохозяйств (порядка 12 000 респондентов), расположенных в 160 городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах в 35 субъектах Российской Федерации. Это вероятностная, стратифицированная, многоступенчатая территориальная выборка. Такая выборка дает максимально возможную гарантию того, что результаты не смещены, а также позволяет посчитать статистическую точность оценок. Конкретно используется дизайн так называемой «повторяющейся выборки» (repeat sample) с «расщепленной панелью» (split panel), который позволяет наряду с одномоментной репрезентацией вести и панельный анализ. На протяжении почти 15 лет выборка показала свою высокую эффективность. Уровень достижимости в каждой волне составлял 70%-80%, что является - по мировым стандартам - весьма солидным показателем для обследований такого рода. Отраслевая специфика в данном исследовании рассматривается с 2005 года, на данный момент в открытом доступе представлены базы данных до 2009 года, следовательно, наш анализ отраслевой специфики человеческого капитала РФ будет ограничен периодом с 2005 по 2009 годы.

Данные РМЭЗ содержат обобщенные и подробные сведения об образовательной структуре респондентов. В качестве обобщенного критерия используется показатель завершенного уровня образования, всего выделяют 6 уровней: «окончил 0-6 классов», «незаконченное среднее образование (7-8 классов), «незаконченное среднее образование (7-8 классов) плюс что-то еще», «законченное среднее образование», «законченное среднее специальное образование», «законченное высшее образование и выше». При распределении данных уровней в каждой из отраслей за период с 2005 по 2009 годы условно можно выделить три неравномерные группы в зависимости от преобладания определенного уровня. К первой группе относятся отрасли с доминированием «законченного среднего образования»: «легкая и пищевая промышленность», «гражданское машиностроение», «военно-промышленный ком-

плекс», «нефтегазовая промышленность», «другая

отрасль тяжелой промышленности», «строительство», «транспорт, связь», «сельское хозяйство», «торговля, бытовое обслуживание», «жилищно-коммунальное

хозяйство». Ко второй группе относятся отрасли с доминированием «законченного высшего образования и выше»: «органы управления», «образование», «наука, культура», «армия, МВД, органы безопасности», «финансы», «энергетическая промышленность». К третьей группе мы отнесли отрасль «здравоохранение», в которой доминирует уровень «законченного среднего специального образования». Выявленное распределение в целом отражает сложившуюся образовательную специфику, высокая доля лиц с высшим образованием в отраслях второй группы объясняется высокими формальными квалификационными требованиями в них, исключение составляет отрасль «энергетическая промышленность», где распределение трех уровней образования примерно равное. Доминирование законченного среднего специального образования в отрасли «здравоохранение» связано с большой долей вспомогательного медицинского персонала, критерием отбора которого является наличие диплома соответствующего уровня. Высокая доля лиц с завершенным полным средним образованием в отраслях первой группы характеризует большую часть рабочих мест в них как не требующую высокой квалификации.

Остановимся подробнее на анализе каждого из уровней. Уровень «окончил 0-6 классов» практически не представлен среди занятого населения, лишь в отрасли «сельское хозяйство» он составлял около 1 % от всех занятых в отрасли. Это характеризует высокую степень охвата начальным образованием занятых и соответствует декларируемым принципам об обязательности, бесплатности, всеобщности и доступности начального образования в РФ. Уровень «окончил 7-8 классов» характеризует процент неквалифицированной рабочей силы в отрасли, людей, отказавшихся от каких-либо инвестиций в свой человеческий капитал. Наиболее высокий он у отрасли «сельское хозяйство», за весь период с 2005 по 2009 годы он стабильно превышал 10 % от общего числа занятых в отрасли. Стабильно высоким он был также в отраслях «строительство», «жилищно-коммунальное хозяйство» и составлял примерно 5 % от общего числа занятых в отрасли. Уровень «окончил 7-8 классов плюс что-то еще» также характеризует процент неквалифицированной рабочей силы в отрасли, людей, инвестиции которых в свой человеческий капитал были направлены на овладение минимальной квалификацией. Наиболее высокий он у отрасли «сельское хозяйство», за весь период с 2005 по 2009 годы он в среднем составлял более 15 % от общего числа занятых в отрасли. Стабильно высоким он был также в отраслях «строительство», «жилищнокоммунальное хозяйство» и составлял примерно 10 % и 8 % от общего числа занятых в каждой отрасли соответственно. Уровень «законченное среднее образование» довольно не однороден, сюда можно отнести и выпускников ПТУ на базе полного среднего образования, и выпускников полной средней школы. В связи с этим наиболее высокий он у ряда отраслей: «легкая и пищевая промышленность», «другая отрасль тяжелой промышленности», «жилищно-коммунальное хозяйст-

во», «гражданское машиностроение», «строительство», «транспорт, связь», «сельское хозяйство» и в разные годы варьировался в пределах 40-50 % . Уровень «законченное среднее специальное образование» характеризует процент вспомогательного персонала в отрасли, людей, инвестиции которых в свой человеческий капитал были направлены на овладение квалификацией, на получение диплома соответствующего уровня. Наиболее высокий он у отраслей: «здравоохранение», «торговля, бытовое обслуживание», «армия, МВД, органы безопасности», за весь период с 2005 по 2009 годы он в среднем составлял около 30 % в отрасли «здравоохранение», более 30 % от общего числа занятых в отраслях «торговля, бытовое обслуживание», «армия, МВД, органы безопасности».

Уровень «законченное высшее образование и выше» характеризует процент высококвалифицированного персонала в отрасли, людей, инвестиции которых в свой человеческий капитал были направлены на овладение квалификацией, направленной на получение диплома соответствующего уровня. Наиболее высокий он у отраслей: «финансы», «органы управления», «образование», за весь период с 2005 по 2009 годы он в среднем составлял около 50 % от общего числа занятых в отраслях; для отраслей «наука, культура», «армия, МВД, органы безопасности» - около 40 %, для отраслей «военнопромышленный комплекс», «энергетическая промышленность» - около 30 %.

В качестве подробного критерия, характеризующего образовательную структуру респондентов, мы используем показатели любого образования, полученного респондентом после окончания начальной школы, в том числе и не законченного. Условно выделяют 14 уровней: «7-9 классов (незаконченное среднее) и какое-либо ПТУ без диплома», «7-9 классов (незаконченное среднее) и какое-либо ПТУ с дипломом», «10 и более классов без аттестата о среднем образовании», «7-9 классов (незаконченное среднее) и менее 2 лет в техникуме», «среднее образование - есть аттестат о среднем образовании», «10 и более классов и какое-либо профессиональное образование без диплома», «10 и более классов и какое-либо профессиональное образование с дипломом», «10 и более классов и техникум без диплома», «техникум с дипломом», «1-2 года в высшем учебном заведении», «3 и более лет в высшем учебном заведении», «есть диплом о высшем образовании», «аспирантура и т.п. без диплома», «аспирантура и т. п. с дипломом». В целом отраслевая специфика соответствует группировке по обобщенным показателям, наибольший процент респондентов имеют полное среднее, средне специальное или высшее образование. Остановимся на тех подробных уровнях образовательной структуры, которые не совпадают с обобщенными уровнями. Так обобщенный уровень «незаконченное среднее образование (7-8 классов) плюс что-то еще», включает в себя 3 подробных уровня: «7-9 классов (незаконченное среднее) и какое-либо ПТУ без диплома», «7-9 классов (незаконченное среднее) и какое-либо ПТУ с ди-

пломом», «7-9 классов (незаконченное среднее) и менее 2 лет в техникуме». Каждый из этих уровней имеет свою отраслевую специфику. Так, по уровню «7-9 классов (незаконченное среднее) и какое-либо ПТУ без диплома» за весь период с 2005 по 2009 годы около 1,5 % от занятых в трех отраслях «жилищнокоммунальное хозяйство», «строительство», «транспорт, связь» характеризуются данным уровнем незавершенного инвестирования в свой человеческий капитал. Уровень «7-9 классов (незаконченное среднее) и какое-либо ПТУ с дипломом» в разные годы, входящие в период с 2005 по 2009 годы, стабильно высоким (вплоть до 10 % от числа занятых) был в отраслях «сельское хозяйство», «жилищно-коммунальное хозяйство», «энергетическая промышленность». Это позволяет говорить о наличии в данных отраслях некой доли рабочих мест, требующих столь минимального уровня инвестирования в человеческий капитал. Уровень «7-9 классов (незаконченное среднее) и менее 2 лет в техникуме» практически не представлен, данные по нему находятся в пределах статистической погрешности, это указывает на отсутствие отказов от инвестирования в человеческий капитал после его начала на данном уровне.

Обобщенный уровень «законченное среднее образование» включает в себя 4 подробных уровня, разделяющих респондентов по степени овладения профессиональными знаниями: «среднее образование -есть аттестат о среднем образовании», «10 и более классов и какое-либо профессиональное образование без диплома», «10 и более классов и какое-либо профессиональное образование с дипломом», «10 и более классов и техникум без диплома». Каждый из этих уровней имеет свою отраслевую специфику. Так, уровень «среднее образование - есть аттестат о среднем образовании» констатирует наличие лишь полного среднего образования без учета специфики профессиональной деятельности. Данный уровень образования присущ существенной доле занятых во всех отраслях, что объясняется доступностью в РФ общеобразовательной полной средней школы. В отраслях «сельское хозяйство», «гражданское машиностроение» доля лиц с данным уровнем за весь период с 2005 по 2009 годы превышает 20 %, что подтверждает наличие в них большой доли рабочих мест, не требующих специальной профессиональной подготовки.

Уровень «10 и более классов и какое-либо профессиональное образование без диплома» характеризует неудачное или незавершенное инвестирование в человеческий капитал с целью получения минимального уровня профессиональных знаний. Отраслевая специфика данного уровня показывает, что он во всех отраслях представлен минимальной долей занятых, в целом характеризует непрерывность процесса инвестирования в человеческий капитал после получения среднего образования.

Уровень «10 и более классов и какое-либо профессиональное образование с дипломом» характеризует завершенное инвестирование в человеческий капитал с целью получения минимального уровня профессиональных знаний и соответствует уровню ПТУ на базе полного среднего образования. Данный

уровень образования присущ значительной доле занятых во всех промышленных отраслях, что объясняется направленностью начального профессионального образования на подготовку кадров для промышленности. В отраслях «легкая и пищевая промышленность», «другая отрасль тяжелой промышленности», «жилищно-коммунальное хозяйство», «строительство» доля лиц с данным уровнем за весь период с 2005 по 2009 годы превышает 30 %, что подтверждает наличие в них большой доли рабочих мест, требующих минимальной специальной профессиональной подготовки.

Обобщенный уровень «законченное среднее специальное образование» не позволяет учитывать долю лиц, начавших, но не завершивших свои инвестиции в человеческий капитал на этом уровне. Решить данную проблему позволяет нам анализ подробного уровня структуры образования «10 и более классов и техникум без диплома». Уровень «10 и более классов и техникум без диплома» практически не представлен, данные по нему находятся в пределах статистической погрешности, это указывает на отсутствие отказов от инвестирования в человеческий капитал после его начала на данном уровне.

Обобщенный уровень «законченное высшее образование и выше» фактически включает в себя два уровня образования: высшее образование и послевузовское образование - аспирантура. Вклад каждого из них в обобщенный показатель «законченное высшее образование и выше» неравномерен, безусловно доля законченного высшего образования намного выше . Отраслевая специфика данных уровней не дает неожиданных результатов и в целом соответствует отраслевому распределению среднего количества лет, накопленного на данных образовательных уровнях. В двух отраслях («органы управления», «финансы») уровень «есть диплом о высшем образовании» стабильно за все пять анализируемых лет превышал отметку 50 % от занятых, в отрасли «образование» он составил около 50 % от занятых, в двух отраслях «образование» и «наука, культура» он превышал отметку 40 % от числа занятых. Выявленная тенденция позволяет характеризовать выделанные отрасли как отрасли, в которых рабочие места характеризуются высокими формальными квалификационными требованиями. В двух отраслях («наука, культура», «здравоохранение») уровень «аспирантура и т.п. с дипломом» стабильно за все пять анализируемых лет находился в рамках 3 % от занятых, в отрасли «образование» он составил около 2 % от занятых. Выявленная тенденция позволяет характеризовать выделанные отрасли как отрасли, в которых инвестирование в человеческий капитал связано с получением длительного формального образования.

Также в данных РМЭЗ выделяются два уровня образования, характеризующие степень недостаточного или незаконченного инвестирования в человеческий капитал при получении высшего образования: «1-2 года в высшем учебном заведении», «3 и более лет в высшем учебном заведении». Распределение доли занятых в отраслях по двум выделен-

ным уровням носит неравномерный характер, разница между годами может варьироваться в 5-6 процентов. Во многом это связано с тем, что специфика данных РМЭЗ заключается в опросе одних и тех же респондентов, через несколько лет часть из них получает диплом и переходит на уровень законченного высшего образования.

Уровень «1-2 года в высшем учебном заведении» имеет высокую долю, в среднем около 4 % от занятых, в следующих отраслях: «торговля, бытовое обслуживание», «финансы», «другая отрасль тяжелой промышленности». Вероятно это объясняется возможностью совмещения работы и учебы в вузе в первых двух отраслях, а также возможностью использования недоинвестированного человеческого капитала в третьей отрасли. Уровень «3 и более лет в высшем учебном заведении» имеет высокую долю, в пределах 3-5 % от занятых, в отраслях «наука, культура», «торговля, бытовое обслуживание», «органы управления», «транспорт, связь», «финансы».

Данные отрасли можно характеризовать как доступные для совмещения учебы на последних курсах вуза и работы. В качестве предположения выделенные отрасли можно разделить на две группы: к первой группе относятся отрасли, в которых совмещается работа и учеба по специальности («наука, культура», «органы управления», «транспорт, связь»), ко второй -в которых возможно совмещение работы с учебой не по специальности («торговля, бытовое обслуживание», «финансы»). В данных РМЭЗ выделяется уровень образования, характеризующий степень недостаточного или незаконченного инвестирования в человеческий

капитал при получении послевузовского образования: «аспирантура и т.п. без диплома». Отраслевая специфика данного уровня в целом соответствует отраслевой специфике уровня «аспирантура и т.п. с дипломом».

Подводя итог, отметим, что образовательная структура как обобщенная характеристика специального человеческого капитала имеет ярко выраженную отраслевую специфику, позволяющую разделить отрасли по степени, использования квалифицированных кадров, нефтегазовая промышленность относятся к тем отраслям, в которых работают более квалифицированные кадры.

Литература

1. Беккер, Г. Экономический анализ и человеческое поведение / Г. Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 425 с.

2. Гарафиев, И.З. Оценка развития инновационного человеческого капитала региона (на примере производства кокса и нефтепродуктов) / И.З. Гарафиев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 22. - С.231-239.

3. Гарафиева, Г.И. Использование модели Calculated Intangible Value при оценке интеллектуального капитала предприятий нефтехимии / Г.И. Гарафиева // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - №4. - С.31-33.

4. Российский мониторинг экономического положения

и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (Сайты обследования RLMS-HSE:

http://www. cpc.unc. edu/projects/rlms и

http://www.hse.ru/rlms).

© И. З. Гарафиев - канд. истор. наук, доц. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, giz05@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.