Научная статья на тему 'СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ: СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО'

СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ: СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМЫ / ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Юлия Александровна, Долгий Максим Олегович

Возможность конституционных реформ заложена в самой конституции, так как в ней обычно содержатся положения о субъектах права, имеющих право внести предложение об изменении конституции и принять окончательное решение, а также процедура и пределы конституционной реформы. Будучи урегулированы правом, политические отношения выступают в виде конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений. Вместе с тем конституционно-правовые отношения отнюдь не охватывают все политические отношения. С одной стороны, определенная часть политических отношений вообще не регулируется правом, да в этом и нет необходимости, поскольку имеются другие регуляторы политических отношений - этические, религиозные нормы, нормы общественных объединений и т. д. С другой стороны, не все виды политических отношений регулируются исключительно конституционным (государственным) правом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRAL ASIAN COUNTRIES: MODERN CONSTITUTIONAL LEGISLATION

The possibility of constitutional reforms is inherent in the constitution itself, since it usually contains provisions on legal entities entitled to make a proposal to amend the constitution and make a final decision, as well as the procedure and limits of constitutional reform. Being regulated by law, political relations act in the form of constitutional-legal (state-legal) relations. At the same time, constitutional and legal relations by no means cover all political relations. On the one hand, a certain part of political relations is not regulated by law at all, and there is no need for this, since there are other regulators of political relations - ethical, religious norms, norms of public associations, etc. On the other hand, not all types of political relations are regulated exclusively by constitutional (state) law.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ: СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 342.4

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-61-67 NIION: 2007-0083-2/23-256 MOSURED: 77/27-005-2023-02-456

Юлия Александровна Иванова1, Максим Олегович Долгий2

1 МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, Россия, julia-ivanova-77@yandex.ru

2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, dolmax10@rambler.ru

Аннотация. Возможность конституционных реформ заложена в самой конституции, так как в ней обычно содержатся положения о субъектах права, имеющих право внести предложение об изменении конституции и принять окончательное решение, а также процедура и пределы конституционной реформы. Будучи урегулированы правом, политические отношения выступают в виде конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений. Вместе с тем конституционно-правовые отношения отнюдь не охватывают все политические отношения. С одной стороны, определенная часть политических отношений вообще не регулируется правом, да в этом и нет необходимости, поскольку имеются другие регуляторы политических отношений — этические, религиозные нормы, нормы общественных объединений и т. д. С другой стороны, не все виды политических отношений регулируются исключительно конституционным (государственным) правом.

Ключевые слова: конституционное законодательство, нормы, права, конституция, право, государство, общество, права, обязанности

Для цитирования: Иванова Ю. А., Долгий М. О. Среднеазиатские страны: современное конституционное законодательство // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 61-67. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-61-67.

Original article

Yulia A. Ivanova1, Maxim O. Dolgiy2

1 MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia, julia-ivanova-77@yandex.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

dolmax10@rambler.ru

Abstract. The possibility of constitutional reforms is inherent in the constitution itself, since it usually contains provisions on legal entities entitled to make a proposal to amend the constitution and make a final decision, as well as the procedure and limits of constitutional reform. Being regulated by law, political relations act in the form of constitutional-legal (state-legal) relations. At the same time, constitutional and legal relations by no means cover all political relations. On the one hand, a certain part of political relations is not regulated by law at all, and there is no need for this, since there are other regulators of political relations — ethical, religious norms, norms of public associations, etc. On the other hand, not all types of political relations are regulated exclusively by constitutional (state) law.

Keywords: constitutional legislation, norms, rights, constitution, law, state, society, rights, duties

For citation: Ivanova Yu. A., Dolgiy M. O. Central Asian Countries: Modern Constitutional Legislation. Criminological journal. 2023. (2):61-67. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-61-67.

Филиппины долгое время использовались в каче- обратили большую часть населения в католицизм, и

стве торгового порта в Азии, и это привело к их коло- эта религия остается доминирующей в стране. В те-низации испанцами, а затем американцами. Испанцы чение более чем 300-летнего правления Испании на© Иванова Ю. А., Долгий М. О., 2023

Среднеазиатские страны: современное конституционное законодательство

Central Asian Countries: Modern Constitutional Legislation

ционалистические настроения начали расти среди групп индейцев (именно так испанцы называли филиппинцев), чему в значительной степени способствовали труды национального героя Хосе Рисаля (позже казненного испанскими властями) и других илустра-до (филиппинцевintellegensia). Революция была начата против Испании, и революционеры провозгласили независимость Филиппин в Кавите, Кавите, 12 июня 1898 г. То, что стало известно как Конгресс Малолос, было созвано 15 сентября 1898 г., а первая Конституция Филиппин, названная Конституцией Малолос, была утверждена 20 января 1899 г., положив начало так называемой Первой Филиппинской Республике.

К. Акино начала свой срок с отмены многих правил эпохи Маркоса, которые так долго подавляли народ. В марте она издала одностороннюю прокламацию, устанавливающую временную конституцию. Эта конституция предоставила президенту широкие полномочия и большие полномочия, но К. Акино пообещала использовать их только для восстановления демократии в соответствии с новой конституцией. Эта новая конституция была разработана за 133 дня назначенной Конституционной комиссией из 48 членов и ратифицирована народом на плебисците, состоявшемся 2 февраля 1987 г. Она была в значительной степени смоделирована на американской конституции, которая так сильно повлияла на Конституцию 1935 г., но также включала римское, испанское и английское право [4].

Конституция 1987 г. установила представительную демократию с разделением власти между тремя отдельными и независимыми ветвями власти: исполнительной, двухпалатной законодательной и судебной. Существовали также три независимые конституционные комиссии: Комиссия по аудиту, Комиссия по гражданской службе и Комиссия по выборам. В Конституцию был включен полный Билль о правах, который гарантировал основные гражданские и политические права и предусматривал свободные, справедливые и периодические выборы. По сравнению со слабым документом, который дал Маркосу юридическую фикцию, за которой можно было спрятаться, данная Конституция показалась идеальной многим филиппинцам, пережившим 20 лет политических репрессий и угнетения.

Исполнительную власть возглавляет президент и назначаемый им кабинет. Президент является главой государства и главой исполнительной власти, но он подвергается значительным проверкам со стороны других ветвей власти, особенно во время чрезвычайных ситуаций, которые, учитывая историю страны, очевидно, должны были стать гарантией от повторения военного деспотизма Маркоса. Например, в случае чрезвычайного положения в стране Президент все

еще может объявить военное положение, но на срок более 60 дней. Конгресс может отменить это решение большинством голосов или продлить его на срок, определяемый Конгрессом. Кроме того, Верховный суд может пересмотреть декларацию, чтобы решить, были ли достаточные факты для оправдания военного положения. Президент может помиловать и амнистировать. Он также уполномочен предоставлять или принимать иностранные займы. Однако он не может заключать договоры без согласия Сената. Президент и вице-президент избираются большинством голосов прямым голосованием, но президент может занимать должность только один 6-летний срок. Кабинет министров, состоящий из советников президента и глав департаментов, назначается президентом и помогает ему в выполнении его функций управления.

Законодательная власть принадлежит Конгрессу, который состоит из двух палат, Сената и Палаты представителей. 24 члена Сената избираются всенародным голосованием и могут занимать должность не более двух последовательных 6-летних сроков. Палата состоит из 250 избранных членов. Большинство из этих представителей избираются по округам сроком на 3 года, но 20 % от общего числа членов избираются пропорционально представительству партии. Помимо исключительной законодательной власти, одной из важнейших полномочий Конгресса является возможность объявлять войну, для чего он может получить две трети голосов в обеих палатах. Однако даже право издавать законы подлежит проверке исполнительной власти. Президент сохраняет за собой право наложить вето на законопроект, принятый обеими палатами, и Конгресс может отменить это вето только двумя третями голосов в обеих палатах.

Судебная система на Филиппинах осуществляет судебную власть правительства и состоит из Верховного суда и судов низшей инстанции, созданных законом. Верховный суд состоит из 15 членов, назначаемых президентом без необходимости утверждения Конгрессом. Назначение, однако, ограничивается списком кандидатов, представленных президенту конституционно определенным Советом судей и адвокатов. Данный Совет состоит из 7 членов: председателя Верховного суда, министра юстиции, представителя Конгресса, представителя Объединенной коллегии адвокатов, профессора права, члена Верховного суда в отставке и представителя частного сектора.

Первые четверо служат четыре года, профессор права — три, судья в отставке — два, а представитель частного сектора — один год. Судьи Верховного суда могут рассматривать по апелляции любые дела, касающиеся конституционности любого закона, договора или постановления правительства, дела, касающиеся вопросов юрисдикции или судебной ошибки,

LAW SCIENCES

мю

или дела, в которых наказание является достаточно серьезным. Он также может осуществлять первоначальную юрисдикцию в отношении дел, связанных с правительственными или международными должностными лицами. Верховный суд также отвечает за надзор за функционированием и администрированием судов низшей инстанции и их персонала [3].

Конституция учреждает три независимые конституционные комиссии. Комиссия по гражданской службе действует как центральное учреждение, отвечающее за государственный персонал. Комиссия по выборам обеспечивает соблюдение и администрирование всех законов и правил о выборах, чтобы гарантировать, что они являются свободными и справедливыми для всех участников. Наконец, Ревизионная комиссия проверяет все фонды, транзакции и имущественные счета правительства и его учреждений. Каждой из данных комиссий предоставлена административная и финансовая автономия от других ветвей власти для обеспечения беспристрастного принятия решений. Все решения, принятые этими комиссиями, могут быть пересмотрены Верховным судом. Для дальнейшего обеспечения этичного и законного функционирования правительства Конституция также создает Офис омбудсмена для расследования жалоб на коррупцию в обществе, незаконное поведение государственных должностных лиц и другие нарушения общественного порядка.

Затем омбудсмен может предъявить обвинение таким ненадлежащим государственным должностным лицам в специальном суде, называемом Сандиганба-ян. Омбудсмен также независим в административном и финансовом отношении от других ветвей власти, хотя Президент наделен полномочиями назначать ом-будсмена и его заместителей (из списка, также подготовленного Советом судей и адвокатов) на один 7-летний срок. Только Палата представителей имеет право инициировать импичмент президента, членов Верховного суда и нескольких других государственных должностных лиц, пользующихся конституционной защитой, таких как омбудсмен. Затем предполагается, что Сенат рассмотрит дело об импичменте. Каждое из этих вышеупомянутых независимых агентств было создано с целью поощрения морального и этического поведения в правительстве.

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка расположена на острове, протяженностью около 65 630 км в Индийском океане. Расположенный у юго-восточного побережья Индии, он является домом для 21 млн человек из разных этнических и религиозных групп. Остров борется со своей мультикуль-турной реальностью, кульминацией которой стала ожесточенная гражданская война между правящими сингальскими и тамильскими сепаратистами, закон-

чившаяся в 2009 г. Экономика острова, сотрясаемая политической и военной борьбой, была вялой и испытывала недостаток иностранных инвестиций. 14 % населения составляют города, а крупнейшим городом является столица Коломбо с населением 680 000 человек. Большинство населения исповедует буддизм, но значительное меньшинство составляют индуисты, христиане и мусульмане.

Политическая система Шри-Ланки была сформирована ее историей как британского колониального владения, начиная с 1801 г. Британцы попытались создать представительное правительство на острове с помощью конституции 1833 г., которая создала законодательный совет. Данный совет был в значительной степени бессилен и ушел в отставку в 1864 г., когда их осуждение британского правительства было проигнорировано. Британцы пытались принять несколько других Конституций, чтобы успокоить население в 1910, 1920 и 1924 г., но эти конституции не предусматривали местного управления коренным населением. Конституция 1931 г., наконец, предоставила больше полномочий избранным представителям коренных народов по внутренним вопросам. В течение следующих 40 лет британцы пытались придать острову больше власти и независимости в надежде передать ему статус доминиона в составе Британской империи. 4 февраля 1948 г. страна провозгласила свою независимость от Великобритании, но осталась содружеством Империи. Только 16 мая 1972 г. страна официально провозгласила себя независимой республикой.

Под британским правлением северные тамилы приобрели влияние благодаря своему непропорциональному доступу к образованию. Таким образом, в первые годы после обретения независимости Шри-Ланки тамилам удалось повлиять на создание новой конституции 31 августа 1978 г. Данная Конституция, действующая до сих пор, была создана для предоставления большей местной автономии и уравнивания этнических групп тамилов и сингалов. За последние 40 лет в Конституцию несколько раз вносились поправки.

Поправки, принятые в 2001 г., были призваны обеспечить большую прозрачность с созданием конституционного совета с представительством исполнительной и законодательной ветвей власти, правительства, политических партий и общественности. Это произошло после неудачной попытки написать новую конституцию, которая прекратилась в 2000 г. Данная конституция была разработана для создания федеральной системы, которая удовлетворяла бы требования тамилов об отдельном государстве.

Существовала надежда, что эта конституция положит конец интенсивной и кровавой гражданской войне между сингальским большинством и тамильским меньшинством, представленным партизанской

группировкой «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ), но она умерла до голосования из-за политической борьбы.

19 мая 2009 г. Президент Махинда Раджапакса заявил, что сингальское правительство нанесло поражение ТОТИ. На волне своего роста популярности президент внес 18-ю поправку, направленную на расширение и без того обширных полномочий исполнительной власти путем отмены 17-й поправки. Это предложение было принято парламентом в сентябре 2010 г., несмотря на большую народную оппозицию, предоставляя президенту полномочия по назначениям и отменяя ограничения срока его полномочий.

Конституция Шри-Ланки вращается вокруг Президента, наделенного широкими исполнительными полномочиями. Она состоит из 172 статей, признает буддизм государственной религией и гарантирует широкий спектр основных прав. Конституция также устанавливает обязанности государства и гражданина. Задачей государства является создание демократического социалистического государства, обеспечение распределения богатства, надзор за экономическим развитием и повышение образовательных и культурных стандартов. Она также должна взять на себя обязательство по децентрализации правительства и поощрению национальной идентичности путем ликвидации дискриминации. В свою очередь, долг гражданина — способствовать национальному единству, отказываясь от своих личных прав на обеспечение расовой или религиозной гармонии и защиту общественного здоровья и нравственности.

Политическая власть разделена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Наиболее влиятельной из них является исполнительная власть. Президент является главой государства, правительства и Вооруженных сил. Он избирается прямым голосованием народа на 6-летний срок, а в соответствии с 18-й поправкой количество сроков не ограничено. Его полномочия по назначению также очень широки в соответствии с новейшей поправкой. Он может не только назначать премьер-министра, кабинет министров и судей Верховного суда, но и назначать других ключевых должностных лиц. Если ему не удастся назначить должностное лицо, он может просто взять на себя их полномочия, пока не будет найден подходящий кандидат. Например, президент Раджапакса в прошлом занимал должности министров финансов и обороны в дополнение к своим конституционным полномочиям. Его способность назначать правительственные должности позволила ему заручиться поддержкой парламента, в которой он нуждался, чтобы принять поправку в первую очередь. Хотя Президент может

быть привлечен к ответственности совместными усилиями парламента и судебной власти, никто другой не может оспаривать его решения ни в государственном, ни в частном порядке. Премьер-министр и кабинет консультируют президента в его качестве главы правительства и отвечают за руководство и контроль правительства. Они в конечном итоге несут ответственность перед парламентом, назначаются президентом [2].

Законодательный орган Шри-Ланки является однопалатным, с парламентом из 226 членов, избираемых на 6-летний срок прямым голосованием. Затем члены парламента избирают спикера, заместителя спикера и председателя комитетов. Президент может распустить парламент в любое время, что значительно ослабляет его власть по отношению к исполнительной власти. Основной целью парламента является принятие законопроектов и резолюций. Законодательство становится законом после большинства голосов и одобрения Спикера. Однако, если этого потребует Кабинет министров, законопроект может потребовать проведения референдума, который должен одобрить Президент. Ни один суд не может подвергнуть сомнению закон, принятый таким образом [4].

Судебная власть Шри-Ланки состоит из Верховного суда, Апелляционного суда, Высокого суда и других судов, созданных законом. Задачей данных судов является защита и обеспечение соблюдения индивидуальных прав людей. Президент назначает не только Главного судью и членов Верховного суда, но также председателя и судей Высокого суда. Они могут занимать должность только до 65 лет, и хотя их назначение подлежало утверждению Конституционным советом в соответствии с 17-й поправкой, это требование было отменено 18-й поправкой. Верховный суд обладает исключительными полномочиями по пересмотру конституции, и его юрисдикция также распространяется на вопросы, касающиеся основных прав, окончательных апелляций и вопросов выборов. Он также имеет право пересматривать действия членов парламента и может консультировать парламент в законодательном процессе [3].

Расположенная на южной части континента, Южная Африка граничит в северо-западном регионе с Оранжевой рекой, которая отделяет ее от Намибии, в восточном регионе с рекой Лимпопо, которая отделяет ее от Зимбабве и юго-восточной Ботсваны. Это самая многорасовая нация Африки, состоящая из народов африканского, азиатского и европейского происхождения. Она имеет 11 официальных языков и население более 49 млн человек.

Территория современной Южной Африки ранее была британской колонией до обретения независимости в качестве самоуправляющегося доминиона в

LAW SCIENCES

мю

составе Британского Содружества в 1910 г. Это было вскоре после того, как британский парламент принял Закон о Южной Африке (1909), объединивший четыре британские зависимости: Капскую колонию, Оранжевое свободное государство, Наталь и Трансвааль.

Хотя целью британцев при объединении зависимых территорий было объединение Южной Африки и консолидация ее империалистических интересов, результатом стало разделение Южной Африки, а население было исключено из участия в политической жизни. Это событие вызвало недовольство и расовый конфликт, которые определят постколониальную историю страны и историю XX в. Практика политики исключения позже была институционализирована в рамках системы апартеида — крайней формы правовой сегрегации по признаку расы, которая была введена правительством националистической партии в период с 1948 г. по 1994 г.

1994 г. ознаменовался внезапным прекращением правления белого меньшинства, поскольку международное давление, демократические ветры перемен, дующие по всей Африке, и все более неуправляемые и жестокие революционные силы в Южной Африке вынудили правительство националистической партии (НП) Президента Ф. В. де Клерка провести реформы. Данные реформы приведут к созданию конституционной демократии во главе с первым небелым президентом — Нельсоном Манделой — после подавляющей победы его Африканского национального конгресса (АНК) на первых многорасовых выборах в апреле 1994 г. [4].

Конституционную историю и развитие Южной Африки можно разделить на три ключевых этапа: период с 1909 по 1910 г., период с 1910 по 1990 г., период с 1990 г. по настоящее время.

Период с 1909 по 1910 г. охватывает период независимости и, по сути, является генезисом конституционного развития Южной Африки. Этот период характеризовался принятием Британским парламентом Закона о Южной Африке, который учредил независимый союз Южной Африки, включающий территории Капской колонии, Оранжевого свободного государства, Наталя и Трансвааля. На самом деле это была конституция независимости Южной Африки.

Вестминстерский статут 1931 г. и Закон о статусе Союза 1934 г. Закон о Южной Африке предоставил независимость Южной Африке только в той мере, в какой британская корона будет оставаться церемониальным главой государства, представленным на местах генерал-губернатором. Следовательно, некоторые акты британского парламента продолжали применяться в Южной Африке. Таким образом, независимость ограничивалась только вопросами внутренних дел. Однако в 1931 г. британский парламент принял

Вестминстерский статут, который снял многие конституционные ограничения со всех британских доминионов, уменьшив роль и присутствие британской короны. Следуя этому Закону, парламент Южной Африки принял Закон о статусе Союза 1934 г. о том, что ни один акт британского парламента не может применяться к Южной Африке, если он не одобрен парламентом Союза [1].

В 1960 г., после разработки новой конституции, избиратели Южной Африки проголосовали на конституционном референдуме за упразднение Южно-Африканского союза, созданного Законом о Южной Африке 1909 г. Вместо нее была создана Республика Южная Африка. Конституция 1961 г., основанная на Законе о Южной Африке, разорвала все связи с Британской империей, поскольку Президент штата сменил корону и генерал-губернатора. Все ссылки на «короля», «королеву» и «корону» были заменены на «государство».

Ключевыми элементами, предусмотренными новой конституцией, были Президент, премьер-министр и исполнительный совет (кабинет), базирующийся в Претории, двухпалатный законодательный орган в Кейптауне и независимая судебная система, заседающая в Блумфонтейне.

Конституция поддерживала доминирование белых в политической жизни посредством дискриминационной избирательной структуры, которая лишала гражданских прав небелых. Закон о власти банту в 1951 г. ограничил участие чернокожих в политической жизни родиной под названием Бантустан. Однако выборочные реформы в 1964 и 1968 г. открыли некоторое политическое пространство для азиатов и цветных, разрешив ограниченное политическое участие в этнических делах. Соответственно, в 1964 г. был создан Представительный Совет цветных людей, а в 1968 г. был создан Совет южноафриканских индейцев.

В 1983 г. серия законодательных реформ привела к принятию новой конституции и реорганизации государственных институтов и власти. Данные реформы были осуществлены в соответствии с Законом о Конституции Южно-Африканской Республики 1983 г. Она предусматривала исполнительную власть, которая распределялась между исполнительным Президентом, избираемым сроком на 5 лет, кабинетом министров, назначаемым парламентом, и Советом министров, также избираемым парламентом. Он учредил трехпалатный парламент с Палатой Собрания для белых, Палатой представителей для цветных и Палатой делегатов для индейцев. Для избрания Президента была создана система коллегий выборщиков из 88 членов, состоящая из 50 белых выборщиков, 25 цветных и 13 индийских выборщиков, которые будут выбраны большинством голосов в их соответствующих палатах.

Трехпалатный парламент был основан на фундаментальной предпосылке конституции 1983 г., разграничении «собственных» дел расовой общины (охватывающих образование, здравоохранение, жилье, социальное обеспечение, местное самоуправление и некоторые аспекты сельского хозяйства) и «общих» дел (охватывающих оборону, финансы, иностранну-юполитика, правосудие, закон и порядок, транспорт, торговля и промышленность, трудовые ресурсы, внутренние дела и общая сельскохозяйственная политика).

Таким образом, законодательство, «затрагивающее интересы» одного сообщества, обсуждалось соответствующей палатой, но законодательство по «общим вопросам», имеющим важное значение для всех рас, рассматривалось всеми тремя палатами парламента. Разногласия между палатами парламента по конкретному законодательству могут быть разрешены Президентским советом, что придаст Палате Собрания, в которой доминирует НП, существенный вес при определении результатов всех законодательных дебатов. Президент подписал все законы, а также нес административную ответственность за дела чернокожих.

Конституция также предусматривала Совет президента, на который он полагался за советом по неотложным вопросам и для разрешения разногласий между палатами парламента. В состав Совета вошли двадцать членов от Палаты Собрания, десять от Палаты представителей, пять от Палаты делегатов, пятнадцать назначенных Президентом и десять назначенных лидерами оппозиционных партий. Эта конституция действовала до упадка апартеида в 1993 г. [2].

В 1990 г. растущее международное и внутреннее давление, а также растущее количество свидетельств и осознание белым политическим классом того, что система апартеида была неустойчивой, вынудили НП демонтировать систему. Первым шагом стала отмена запрета на деятельность политических организаций, в частности Африканского национального конгресса (АНК), и освобождение лидера оппозиции Нельсона Манделы после 27 лет тюремного заключения. За этим последовала отмена законодательства об апартеиде. Между этими событиями и 1993 г. и на фоне интенсивного политического насилия НП, АНК и другие политические организации осуществили серию переговоров под эгидой Конвенции за демократическую Южную Африку (CODESA). Данные переговоры в конечном итоге привели к принятию временной конституции для управления переходом к новой Южной Африке. Это произошло после референдума, на котором более 60 процентов белых проголосовали за абсолютные реформы.

Обнародованный Закон 1993 г. о Конституции

Южной Африки, предусматривал создание правительства национального единства на пятилетний переходный период. Он также предусматривал создание Учредительного собрания, состоящего из объединенного Сената и Национальной ассамблеи, для разработки проекта новой конституции. Именно по условиям этой конституции Мандела должен был стать президентом в мае 1994 г. Данная конституция оставалась в силе до 1996 г., когда была принята нынешняя конституция Южной Африки

Обнародованный как Закон о Конституции Южной Африки, был описан как шедевр постконфликтной конституционной инженерии в эпоху после окончания холодной войны. Разработанная в контексте перехода Южной Африки к демократическому правлению, который начался с освобождения Манделы в феврале 1990 г., конституция полностью изменила политические институты Южной Африки, привнеся новую динамику и преобразующие изменения в ее политический ландшафт. Это фактически положило конец десятилетиям репрессивного правления белого меньшинства [3]. С тех пор в конституцию шестнадцать раз вносились поправки, но она остается основным законом страны.

Список источников

1. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М. : Инфра-М, РИОР, 2012.

2. Иванова Ю. А., Сарбаев Г. М., Федулов В. И., Хадисов Г. Х., Эриашвили Н. Д. Актуальные проблемы международного права: моногр. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

3. Арзамасов Ю. Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конституционное право зарубежных стран. М. : Москва, 2009.

4. Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2022.

References

1. Avtonomov A. S. Constitutional (State) Law of Foreign Countries: Textbook. М. : Infra-M, RIOR, 2012.

2. Ivanova Y. A., Sarbaev G. M., Fedulov V. I., Khadisov G. Kh., Eriashvili N. D. Actual problems of international law: monograph. M. : UNITI-DANA, 2022.

3. Arzamasov Y. G. Educational-methodical complex on the discipline of Constitutional law of foreign countries. М. : Moscow, 2009.

4. Shashkova A. V. Constitutional law of foreign countries: textbook for universities. М. : Publishing house Yurite, 2022.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Библиографический список

1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. М. : Статут, 2013.

2. Сарбаев Г. М., Иванова Ю. А., Эриашвили Н. Д. Актуальные проблемы экологического права: моногр. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

3. Иванова Ю. А., Эриашвили Н. Д., Грошев И. В. Актуальные проблемы современного экологического права: моногр. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

Bibliographic list

1. Mishin A. A. Constitutional (state) law of foreign countries: textbook for universities. M. : Statute, 2013.

2. Sarbaev G. M., Ivanova Yu. A., Eriashvili N. D. Actual problems of ecological law: monograph. M. : UNITI-DANA, 2021.

3. Ivanova Yu. A., Eriashvili N. D., Groshev I. A. Actual problems of modern environmental law: monograph. M. : UNITI-DANA, 2022.

Информация об авторах

Ю. А. Иванова — доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» МИРЭА — Российского технологического университета, кандидат юридических наук, доцент;

М. О. Долгий — соискатель Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the authors

Yu. A. Ivanova — Associate Professor of the Department of Legal Support of National Security of the MIREA — Russian Technological University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

M. O. Dolgiy — Applicant of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.01.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 22.05.2023.

The article was submitted 18.01.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication 22.05.2023.

? Основы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Второе издание

\_/

Основы экономической безопасности. Учеб. пособие. Эриашвили Н. Д. и др. 2-е изд., перераб. и доп. 335 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Дано представление о внутренних и внешних угрозах в экономике Российской Федерации, ее регионов и хозяйствующих субъектах.

Показано, как использовать инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения возникающих угроз, обеспечивать законность и правопорядок в сфере экономики. Изложены основы теории государства, а также ее регулирующей роли в экономике.

Раскрыты сущность теневой экономики, ее истоки и тенденции, намечены подходы к решению проблем теневой экономики.

Для студентов, аспирантов и преподавателей, экономических и юридических вузов, государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.