Научная статья на тему 'Среда как фактор развития ребенка'

Среда как фактор развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
876
94
Поделиться
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИГРА / ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА / ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Малышева Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению жизненного пространства ребенка в аспекте его влияния на общее психическое развитие. Выделяются физические и социальные составляющие среды. Делается анализ поведенческих особенностей ребенка в среде, описываются типы создаваемых им построек и различных видов игрового взаимодействия с окружающим пространством. Дается обобщение принципов организации среды для детей.

Environment as the child evolution factor

The paper deals with the study of the child living space in terms of its effect on mental development. The author singles out physic-social environmental elements and analyzes behavioral peculiarities in a certain environment and types of interactions with environment. The principles of the child environment organization are described.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Среда как фактор развития ребенка»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 15110

УДК 37.061

Малышева Ирина Владимировна,

старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти

M.l.V.1962@mail.ru

Среда как фактор развития ребенка

Аннотация. Статья посвящена изучению жизненного пространства ребенка в аспекте его влияния на общее психическое развитие. Выделяются физические и социальные составляющие среды. Делается анализ поведенческих особенностей ребенка в среде, описываются типы создаваемых им построек и различных видов игрового взаимодействия с окружающим пространством. Дается обобщение принципов организации среды для детей.

Ключевые слова: жизненное пространство, возрастное развитие, факторы среды, игра, активность, психомоторная сфера.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обычно, когда говорят о средовых условиях, в первую очередь имеют в виду социальную ситуацию развития ребенка, особенности социального окружения, включенность в систему отношений, качество и содержание коммуникации. Но понятие среды - это еще и жизненное пространство, которое включает гораздо большее количество переменных, оказывающих влияние на специфику онтогенеза и формирование личностных особенностей. По мнению Х. Э. Штейнбах и В. И. Еленского, следует различать понятие «среда» и «средовой фактор»; среда - это все, что находится вокруг нас, включая предметы, явления, людей, пространство, события, его наполняющие, в том числе к ней относится и система построенных нами отношений с тем, что нас окружает [1]. Безусловно, в онтогенезе первичным будет взаимодействие с физическим миром, который предстает перед маленьким ребенком в огромном количестве переменных, свойств, качеств, отношений. Предметный мир «ведет» и направляет развитие в первые годы жизни, он опосредует взаимодействие со взрослым; объект и действие с ним наполняют содержательную сторону речи и формируют наглядно-действенное мышление. Затем расширение практического опыта позволяет накапливать впечатления от взаимодействия с предметным миром, что служит основой обобщенных представлений и создает почву для нового витка развития. То, что на каком-то этапе взаимоотношения с окружающими людьми выходят на первый план, не снижает значение воздействия материального мира. Зона социализации не устраняет многообразия сложных связей человека с жизненным пространством, продолжающих играть огромную роль в его развитии.

Окружающая ребенка жизненная среда и его активность неразрывно связаны между собой. Пространство выступает не только условием и активатором деятельности ребенка - мы можем говорить и о взаимодействии, и о взаимовлиянии их друг на друга. Наиболее подробно взаимоотношения ребенка со средой были изучены М. В. Осориной, которая рассматривала овладение ребенком окружающим миром в триаде «взрослый - пространство - ребенок» как становление жизненных функций последнего [2]. Все это имеет свою специфику и определяется достаточно важными вещами. Ребенок выстраивает свои отношения с пространством по совершенно

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

иным, отличающимся от взрослых принципам, поэтому и восприятие оной и потребности в отношении нее будут другими. Основная направленность активной деятельности ребенка - проникнуть, исследовать, овладеть. Ребенок вступает в сложную систему эмоциональных переживаний, связанных с разными местами, это позволяет ему реализовывать ряд очень важных потребностей, связанных со становлением его самосознания. База формирования личности закладывается в детской коммуникации, которая развивается через совместную деятельность в жизненной среде и проявляется в территориальном поведении. Совместная событийная деятельность выделяется Ю. А. Аксеновой как основа мировоззрения и образа мира, рождающихся из индивидуальной картины мира ребенка, которая выстраивается в системе координат опыта, полученного во взаимодействии с окружающим миром [3].

Проанализировав самые важные стороны средовых факторов, выделим наиболее существенные, на наш взгляд, переменные, связанные с жизненной средой человека:

- средовые воздействия, ее свойства, качества и метрические параметры;

- движения в среде, связанные с тонически-активирующими импульсами, такими как интраэффект;

- экспансивное воздействие на среду как эсктраэффект;

- пространственные движения, связанные с осознанием своего «Я», в частности «Я-телесного»;

- взаимодействие со средой, устанавливающее аффективные связи с миром;

- движение как ресурсная тренировка функциональных систем организма;

- деятельностный компонент движения, в частности, например, продуктивная деятельность, когда движения приобретают характер влияния;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- акты коммуникаций и социального поведения;

- культурное осмысление среды;

- экзистенциально-смысловое переживания и проживание среды.

Сторонники междисциплинарного подхода к исследованию среды полагают, что

только серьезное научное понимание взаимодействия человека с его окружением приводит к созданию оптимальных средовых условий. Восприятие среды «встроено» в наш опыт, поэтому необходимо рассматривать опыт, приобретаемый человеком в среде, под двумя различными углами: первый - это деятельность, когда среда выступает объектом направленной активности, второй - поведение, причем здесь тоже можно выделить разные аспекты существования в среде. М. Черноушек сводит проблему поведения человека в среде к трем основным моментам: взаимосвязи поведения с познавательными структурами, избирательности воспринимающей системы человека, поощряющей или препятствующей роли среды во взаимодействии между людьми [4]. Наше взаимодействие со средой сопровождается разнообразными контактами с другими людьми, связано с социальной активностью, поэтому интересы средовой психологии лежат ближе к социальной психологии, чем к психологии восприятия. Окружающее пространство очень часто определяет ролевое поведение человека через значение и атрибуты места, культурные регламенты и предписания. Оно задает тон настроения, порождает смыслы и сценарии проживания момента времени. Реакции на средовое воздействие складываются из аффективных импульсов, порождаемых материальной фактурой объектов, их организацией и символическим контекстом. Таким образом, отражением пространства в сознании является карта пространства, то есть система образных представлений о его структуре, эмоциональный отклик на качество и особенности среды и содержание поведенческих сценариев, связанных с конкретным местом.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Говоря о задачах, формах и методах обучения, мы часто упоминаем активность ребенка и как конечную цель, и как необходимое условие развития. Активность всегда определяется наличием собственной цели. Рассматривая активность в отношении среды, мы рассматриваем две большие группы видов активности: приспособительное поведение и деятельность субъекта. Приспособительное поведение по своему определению похоже на пассивное реагирование, но оно также может выражаться в интенсивных действиях, правда, они всегда ограничены ситуацией. Можно рассматривать приспособительное поведение как вариант адаптации к окружению, но полагаем, что здесь необходимо остановиться на следующем моменте: адаптация может иметь вид активной деятельности по изменению самой среды, фактически все, что создано человеческой культурой, можно рассматривать как вариант приспособления к условиям жизни. Другими словами, в данном контексте можно определять приспособительное поведение как реактивность в ответ на средовые стимулы, определяющую наиболее оптимальную позицию по отношению к последним. Построение деятельности субъекта по отношению к среде характеризуется наличием собственной цели, вынесенной за рамки существующей ситуации.

Надситуативность часто является признаком активности и предполагает выход за пределы исходных целей, желание ставить цели избыточные с точки зрения заданной ситуации; она предполагает способность преодолевать установку, ограничение и барьеры заданной деятельности. Итак, в отличие от реактивности, когда действия человека обусловлены предшествующей ситуацией, активность выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями субъекта. Активность всегда определяется наличием собственной цели. Приспособительное поведение также выражается в интенсивных действиях, но они всегда инициируются внешними требованиями. Хорошим примером может служить поисковая активность. Поисковая активность выражается в поведении, направленном на изменении ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности при постоянном учете степени ее эффективности. Рассматривая человека как субъекта деятельности, нужно выделить особую потребность в творческом преобразовании среды, которая часто не имеет утилитарных целей и является по сути своей чисто человеческой особенностью. Начиная с первобытных сообществ, когда человек оставлял следы своего присутствия в виде изображений на стенах пещеры, он проявлял себя как активный творец, который собственными усилиями и организацией общественного труда созидал новую реальность. Активное взаимодействие с окружающим пространством лежит в самой природе людей.

Вернувшись к особым отношениям ребенка со средовым окружением, выделим их некоторые важные моменты. Вступая во взаимодействие с объектами среды, ребенок проявляет прежде всего интерес к новому, требующему проникновения и понимания. Он должен осознать свое собственное положение и цель, организовать свою деятельность, включая в том числе действия на согласование и преодоление, поскольку среда задает огромное количество условий, игнорирование которых не позволяет получить предполагаемый результат. Исключение составляют ситуации, в которых ребенок экспериментирует с объектами пространства и отношениями, в данном случае любой получаемый эффект или его отсутствие можно рассматривать как достигнутую цель.

Изучая через наблюдение активное взаимодействие детей с объектами пространства в не регламентированной взрослым свободной деятельности, направленное на его преобразование, нам удалось установить следующее. Назначение искус-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ственных объектов окружающей среды - удовлетворять утилитарные потребности человека, направленные на его жизнеобеспечение. В случае с детьми мы сталкиваемся с особой ситуацией: ребенок преобразует среду с отличными от взрослого потребностями и характером восприятия ситуации. Даже если, например, детская постройка зеркально отражает мир взрослых, то она выступает или игровым ролевым моделированием, или выполняет не соответствующую ей функцию. Типы построек, способы организации неоформленного или реорганизации оформленного пространства изучались в ходе наблюдений. Исследование проводилось в городе Тольятти на базе МБУ № 192 и № 116 в течение пяти лет, с 2005 по 2009 г. и в 2013 г., общая выборка составила более двухсот человек. Наблюдения проводились на группах сверстников детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Изучалось нерегламентированное средовое поведение детей в следующих условиях: привычное бытовое окружение со стереотипно организованной средой, привычное окружение со свободными полифункциональными объектами, экспериментальное помещение, представляющее из себя свободное незаполненное пространство с набором базовых объектов, не имеющих закрепленного назначения. В ходе наблюдений удалось выделить следующие типы детских построек.

Постройки-укрытия. Традиционные объекты, создаваемые детьми на протяжении многих поколений. Они представляют собой замкнутое, изолированное от внешнего мира пространство, дающее возможность почувствовать себя вне социального окружения, создать границы, обеспечивающие безопасность.

Постройки - наблюдательные пункты. Обычно это постройки, имеющие возвышения над плоскостью привычной жизнедеятельности, они могут служить наблюдательными пунктами, но в правильном варианте они оснащены еще и горизонтальной платформой, где ребенок может находиться неподвижно некоторое время и наблюдать за происходящим вокруг.

Постройки, стимулирующие различные виды движения. К ним можно отнести все традиционные элементы, которые задают либо само движение, например качели, либо направлены на постановку двигательной задачи, например приспособления для лазания, мишени и т. п. Часто такие постройки могут быть дополнены динамическими, а не стационарными элементами, которые приходят в движение и своим эффектом стимулируют ребенка к повтору движения, с одной стороны, а с другой - дают возможность оценить прилагаемое усилие в отношении прочности конструкции.

Постройки - поле экспериментирования. Это любые постройки, «вскрывающие» свойства объектов, причем объекты могут быть природными, например создание запруды и русла ручья. Помимо информационной стороны, ребенок устанавливает большое количество причинно-следственных связей и совершенствует систему собственных представлений о мире.

Постройки-сюжеты. Они направлены на воссоздание игровых моделей пространства взрослой жизни, но не как атрибута для сюжетно-ролевой игры, а как самостоятельное завершенное действие, имеющее своим итогом прообраз рукотворного объекта.

Постройки-«голограммы». Их назначение - освоение трехмерности пространства. Обычно мы движемся линейно, неважно, по горизонтали или вертикали. Возможность трехмерного движения предоставляют, например, батут или плавание, но в привычных условиях мы лишены этого. Важным отличием таких построек от построек-стимулов и построек-экспериментирований является то, что они направлены не на изучение свойств внешних объектов или постановку и поиск решения двигательной задачи, а на изучение собственного тела и его биомеханики.

4

ISSN 2304-120X

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Постройки для созерцания. Особый тип построек, имеющих специфическую функцию установления недеятельностных и неутилитарных связей с миром. Иногда нужно отойти от необходимости действовать и двигаться, поэтому дети любят находить и создавать красивые эстетические объекты, предназначенные для любования ими.

Постройки - сенсорные эффекты. Сенсорные впечатления важны не только в раннем возрасте, но и в зрелом и в старости, не говоря о дошкольном детстве. Сенсорная стимуляция способствует общему тонизированию организма. Это тот тип построек, иногда очень примитивных конструкций, который позволяет ребенку просто насытиться впечатлениями, связанными с ощущениями какой-либо одной или нескольких сенсорных модальностей.

Естественным продолжением активности ребенка в среде является следующая за окончанием постройки игровая деятельность детей. После того как постройка создана и выполнила свое первичное функциональное назначение, она начинает обыгрываться, то есть включаться в некую воображаемую, отличную от реально существующей ситуацию и сопровождаться рядом условных действий. Основным достоинством игры можно считать то, что она является точкой приложения собственных усилий ребенка по собственному усмотрению. Это делает ее ценным инструментом развития, так как желание действовать задается внутренней мотивацией. Интенсивность такого взаимодействия со средой и его объем определяются постоянно осознаваемой необходимостью «выйти» за границы уже достигнутого, потребностью постоянно модифицировать реальность. Включение пространства в игровую ситуацию создает дополнительный виток активности, поскольку идет принятие условия внутреннего соответствия ситуации, а избегание его делает вообще невозможным протекание игры, и это обеспечивает большую степень включенности в процесс. Совместная коммуникация во время игры в свободном пространстве позволяет ассимилировать опыт других, включаются процессы стихийного научения и взаимообучения детей.

Поле деятельности ребенка в окружающем мире всегда связано с миром людей, даже если это деятельность индивидуальная, поскольку она есть, по сути, социокультурное освоение мира. Обычно же требуется партнер, субъект взаимодействия, который наряду с пространством имеет самостоятельную ценность, что вызывает освоение правил коммуникации. Прежде всего, нужно научиться ориентироваться в социальных ситуациях через идентификацию внешних условий и определять свою позицию в них. Основой является типологизация ситуаций, которая приобретается в ходе освоения индивидом различных систем общения в различных видах деятельности. Ребенку требуется правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, что представляет собой форму информационной переработки специфического материала. Особую роль в этом играют широта приобретаемого практического опыта, личностные особенности индивида, умение ставить себя на место другого человека. Нужно научиться выбирать адекватные способы обращения с другими людьми и реализовать их в процессе взаимодействия. Подобные умения реализуются в протекающей во внешнем плане деятельности, включают ее организацию, прогнозирование результатов собственного поведения и выбранной позиции, анализ и учет исходных условий и промежуточное оценивание возникающей ситуации. Они включают в себя также владение механизмами построения взаимодействия.

Действия с предметами в ходе предметно-орудийной деятельности на ранних стадиях уже позволили научиться согласовываться со свойствами вещи и учитывать ее особенности, перестраивая свое поведение. Но для овладения окружающим ми-

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ром необходимо овладеть и пространством совместной коммуникации. Взрослый может очень эффективно использовать ресурс пространства и для того, чтобы формировать личность ребенка, и для того, чтобы успешно его развивать. Игры и другие виды деятельности, применяемые в работе с детьми, могут быть весьма разнообразны по форме, функциям и решать различные задачи. Развитие когнитивной сферы детей, традиционно включающее образование знаний, умений и навыков, а также развитие мышления и памяти, понятно и очевидно. Мы хотим обратить внимание на ряд других задач, которые также должны решаться взрослым. При этом в рамках анализа жизненного пространства и его влияния на развитие ребенка, памятуя о том, что взаимоотношения ребенка с пространством определяются его движениями и деятельностью, выделяем следующие, наиболее значимые, на наш взгляд, задачи.

Развитие психомоторных качеств. Наиболее существенным здесь является выделение возможности приобретения разнообразного двигательного опыта с широким спектром вариативности и достаточными нагрузочными режимами для повышения общей выносливости организма. Здесь есть два ключевых момента: первое -моторная сфера является интегративной в формировании высших психических функций, поэтому важно развитие сложных координаций движений, второе - адаптивность напрямую зависит от функционального состояния, поэтому повышение выносливости через двигательную деятельность в пространстве есть расширение адаптивных ресурсов. Кроме того, приспособление к миру идет в том числе и через согласование движений и действий с особенностями окружающего пространства.

Тоническая стимуляция. Тоническая стимуляция особенно важна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Физический контакт с объектами окружающего мира создает внутреннюю картину благополучия, существует даже особая разновидность потребности в прикосновениях, которые стимулируют органическое и психологическое здоровье.

Сенсорно-чувственные впечатления. Есть целая группа действий и игр, которые кажутся взрослому совершенно бесполезными для развития ребенка: копание в луже и песке, хождение в темноте, с закрытыми глазами или задом наперед, висе-ние вниз головой, ползание в пододеяльнике, закручивание в шторы и т. п. Требуется понимание, чтобы проникнуть в суть данного процесса: ребенок «копит» подобные впечатления, чтобы они привели в порядок его сенсорное восприятие, оно как бы уточняется и шлифуется.

Изучение схемы тела. Изучение собственного тела и его двигательных возможностей становится к 3-4 годам объектом самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К 5 годам первые представления об этом уже имеют оформленный вид. Взрослый может использовать данную естественную потребность ребенка для развития у него первичной системы пространственных представлений и ориентации в системе координат. Важно научить его использовать свое тело в качестве ориентира по осям: я - центр, верх - низ, лево - право, вперед - назад - и связать эти представления с соответствующими речевыми понятиями. В фокус внимания при этом попадает и самосознание ребенка, точкой отсчета в формировании которого является восприятие собственного тела.

Изучение свойств и параметров окружающего пространства. Эта задача не требует специальной работы, так как до 12 лет в ребенке «живет» особая потребность в изучении незнакомого пространства и его свойств. Как правило, оно протекает в стихийных и спонтанных движениях ребенка. Особое затруднение представляет изучение качества трехмерности пространства - здесь каждый взрослый должен найти для себя и своего ребенка оптимальный баланс безопасности. Исключить

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

движение по вертикали так или иначе невозможно, поэтому лучше дать ребенку этот опыт движения и понимание высоты и ее особенностей.

Развитие пластичности и выразительности движений. Главным препятствием к гармоничному движению служит скованность. Если нет органических нарушений, то главной причиной скованности является недостаток разнообразного двигательного опыта. Как правило, «неуклюжими» являются те дети, которые мало двигаются. Лучший способ разнообразить движения ребенка - отойти от однообразных бегания, катания на качелях и каруселях и т. п., давать задания на координацию-согласование и равновесие-балансировку. Они содержат в себе сложную двигательную задачу, которая наилучшим образом будет развивать тело ребенка.

Овладение действиями с предметами. Предмет может быть использован в качестве объекта воздействия и в качестве орудия, в обоих случаях он значительно перестраивает действия ребенка и его понятийную сферу. Он не просто является стимулом или «партнером» - он скорее сам действует как двигательная задача, которая усложняет требования к выполнению движения, заставляя все время учитывать свойства предмета и подстраиваться под него. Бытовые орудийные действия (пользование ложкой, открывание крана, подметание и т. п.) тоже хороши для этой цели, но они быстро переходят в автоматизм. Развивает же движения, требующие постоянной подстройки, например, мяч - он круглый, упругий, скользкий, он движется по сложным траекториям, непредсказуем при отскоке и динамически активен, в отличие от других предметов. Меняющаяся, динамическая среда и ее объекты являются идеальным условием для решения данной задачи.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Развитие мелкой моторики рук. В психологии есть специальный термин -«ручная умелость», который определяет уровень развития тонкой координации движений и степень овладения орудийными действиями, понятие «ручного интеллекта» соотносимо с наглядно-действенным мышлением. Общеизвестно также, что развитие речевых центров тесно связано с мелкой моторикой рук, поэтому развитие ручной моторики является отдельной задачей. Маленькие объекты среды - часть окружающего пространства. Они формируют свой сегмент, некое подобие замкнутой системы. Фокусировка на малом и близком переводит сознание в мир тонких диффе-ренцировок, учит дозировке усилий и точности.

Овладение собственным поведением. Следует помнить, что, организуя деятельность детей в средовом пространстве, мы имеем возможность решать непростую задачу - формирование регуляции поведения. Первые элементы саморегуляции ребенок проявляет в действиях с предметами, когда ребенок сдерживает аффективные всплески для достижения цели. Затем - в подвижной игре, когда возникают противоречия между желаниями и необходимостью, а ребенок делает выбор в сторону последнего. То же относится к любой совместной деятельности, игре с заранее проговоренными правилами, когда поведение требует от ребенка регуляции своих состояний, ограничения действий, принятия позиции и прав другого.

Исходя из вышеизложенного и говоря об оптимальной организации жизненного пространства ребенка, можно выделить несколько основных принципов. Среда должна иметь оптимальную стимульную интенсивность, чтобы не депривировать и не перенасыщать впечатлениями. Она должна, с одной стороны, создавать ощущение безопасности, быть знакомой и стабильной, но с другой - новой, вызывать познавательные интересы, побуждать к поведенческим и эмоциональным реакциям. В среде всегда следует разворачивать некоторую временную последовательность событий, значимых для ребенка, то есть среда должна проживаться. Основные возрастные и индивидуальные потребности следует реализовывать через деятельность

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15110. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

в виде получения практического средового опыта. Важно установить соответствие между процессами и средой. Требуется присутствие полифункциональных объектов среды без узкозакрепленных функций, позволяющих не только реорганизовывать материально пространственную структуру, но и перестраивать решаемые задачи при возникновении новых потребностей. Полифоничность как характеристика среды способствует побуждению к творчеству и активности. При этом нужно помнить, что окружающее физическое пространство является лишь местом, где разворачивается человеческая коммуникация, и следует формировать пространство так, чтобы оно способствовало развитию детских взаимоотношений.

Ссылки на источники

1. Штейнбах Х. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. - СПб.: Речь, 2004. - 239 с.

2. Осорина С. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Изд-во «Питер»,

1999. - 288 с.

3. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. - Екатеринбург: Деловая книга,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2000. - 272 с.

4. Черноушек М. Психология жизненной среды / пер. И. И. Попа. - М.: Мысль, 1989. - 174 с.

Irina Malysheva,

Senior lecturer at the chair of Theoretic and Applied Psychology, Togliatti State University, Togliatti M.I.V.1962@mail.ru

Environment as the factor of child evolution

Abstract. The paper deals with the study of the child living space in terms of its effect on mental development. The author singles out physic-social environmental elements and analyzes behavioral peculiarities in a certain environment and types of interactions with environment. The principles of the child environment organization are described.

Key words: living space, developmental age, environment factors, play, activity, psychomotor sphere. References

1. Shtejnbah, H. Je. & Elenskij, V. I. (2004) Psihologija zhiznennogo prostranstva, Rech', St. Peterburg, 239 p. (in Russian).

2. Osorina, S. V. (1999) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh, Izd-vo “Piter”, St. Peterburg, 288 p. (in Russian).

3. Aksenova, Ju. A. (2000) Simvoly miroustrojstva v soznanii detej, Delovaja kniga, Ekaterinburg, 272 p. (in Russian).

4. Chernoushek, M. (1989) Psihologija zhiznennoj sredy / per. I. I. Popa, Mysl', Moscow, 174 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Денисовой Е. А., кандидатом психологических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 09.04.15 Получена положительная рецензия 10.04.15

Received Received a positive review

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Принята к публикации 10.04.15 Опубликована 11.04.15

Accepted for publication Published

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Малышева И. В., 2015

8