ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B» // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15105. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 15105
УДК 000
Николаев Николай Олегович,
доцент кафедры огневой тактико-специальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. Тюмень
Бакулин Николай Петрович,
преподаватель кафедры огневой тактико-специальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», соискатель, г. Тюмень [email protected]
Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «В»
Аннотация. Статья посвящена вопросам методики проверки профессиональных навыков владения оперативным транспортным средством категории «В» у води-телей-сотрудников силовых структур. Рассматриваемая методика проверки практических умений позволяет в сжатые временные рамки (за один академический час) выявить индивидуальный уровень подготовки у слушателей в составе учебной группы до 20 человек.
Ключевые слова: водительское мастерство, водительская надежность, тестирование практических навыков управления транспортным средством.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время современная правотворческая деятельность в области безопасности дорожного движения направлена на жесткое соблюдение транспортной дисциплины и формирование единой системы правовых норм для обеспечения безопасности дорожного движения [1]. Для реализации функции транспортной дисциплины сотрудник, управляющий оперативным мощным транспортным средством с установленными специальными устройствами, должен быть профессионально надежным.
С данной целью, согласно постановлению правительства Российской Федерации № 876 от 15 декабря 2007 г. [2], к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются водители, прошедшие переподготовку. Первым шагом в процессе переподготовки является входной контроль, теоретический (на знание ПДД) и практический (навыки управления автомобилем).
Цель тестирования - изучение уровня водительского мастерства конкретного сотрудника для определения методики обучения с целью повышения уровня водителя.
Задачи тестирования:
1. Соблюдая правила безопасности, оценить уровень мастерства водителя.
2. Используя низкие скорости движения - 20-30 км/ч, оценить профессиональную надежность водителя с использованием заднеприводного и переднеприводного автотранспорта.
Методика тестирования
Критерии оценки зависят от полноты и правильности выполнения упражнений.
Выделяется три типа водителя:
- Новичок, набравший 120-149 баллов.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B» // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15105. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- Уверенный водитель, набравший 150-179 баллов.
- Опытный водитель, набравший 180-200 баллов.
Тестирование производится на легковых автомобилях категории «В» отечественного или импортного производства, к примеру ВАЗ-2107, ВАЗ-2114. Оба автомобиля на момент тестирования личного состава находятся в технически исправном состоянии. Тестирование осуществляется при нахождении инструктора вне автомобиля на площадке автодрома. Для обеспечения безопасности площадка огорожена, имеет размеры 60*60 метров, асфальтовое покрытие без внешних загрязнений. У инструктора находятся радиостанция с позывными экипажа, свисток для подачи экстренных сигналов и световозвращающий жезл. В учебной автомашине на передних сидениях находятся два сотрудника полиции. Оба имеют водительское удостоверение категории «В», полученное согласно требованиям статьи 26 ФЗ-196 от 10 октября 1995 г. [3], по состоянию здоровья годны для прохождения службы в строевых подразделениях МВД России. Экипировка экипажа: форменное обмундирование, средства бронезащиты, а именно бронежилет наружного ношения ГОСТ Р 50744-95 «Класс защиты 5» [4]. Пассажир, находящийся на переднем сидении, имеет радиостанцию для связи с инструктором. Оба сотрудника имеют при себе кобуру закрытого типа с закрепленной на кобуре протиркой пистолета «ПМ», уложенным ремешком, соединенным с рукоятью огнестрельного оружия.
Каждое упражнение оценивается в 10 баллов. Всего тестирование насчитывает 5 упражнений:
Упражнение 1. Парковка задним ходом.
Упражнение 2. Змейка.
Упражнение 3. Разворот (въезд во «дворик»).
Упражнение 4. Въезд в бокс.
Упражнение 5. Въезд на эстакаду.
Слушатель выполняет комплекс упражнений последовательно сначала на заднеприводном автомобиле, далее на переднеприводном автомобиле.
Список штрафных баллов:
- Нарушение техники безопасности, неграмотное использование пассивных средств безопасности - 15 баллов.
- Наезд на веху стержневую с окрашенными в красно-белый цвет чередующимися полосами, имитирующими часть дороги, с последующим ее падением - 10 баллов.
- Выезд за пределы ограниченного пространства, вех стержневых, окрашенных в красно-белый цвет чередующимися полосами, имитирующими часть дороги, парковочного пространства - 10 баллов.
- Наезд на веху стержневую с окрашенными в красно-белый цвет чередующимися полосами, имитирующими часть дороги, с последующим изменением ее положения - 5 баллов.
Тестирование навыков маневрирования в ограниченных проездах на автодроме
Упражнение 1. Парковка задним ходом
Упражнение выполняется на площадке с установленными на ней вехами стержневыми, окрашенными в красно-белый цвет чередующимися полосами, имитирующими часть дороги с пространством для парковки, которое располагается справа по ходу движения. Слушатель совершает движение на первой передаче прямо до конца дорожного полотна, после чего, переключившись на заднюю передачу, выполняет парковку с заездом в правый карман параллельно основному дорожному полотну площадки. В процессе движения слушатель активно пользуется зеркалом заднего вида.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B» // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15105. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Фиксируемые ошибки
Выезд за пределы площадки.
Касание столбиков.
Неправильная последовательность действий при выполнении парковки. Упражнение заканчивается остановкой автомобиля в предполагаемом итоговом положении на парковке.
Примерное время выполнения упражнения 30 секунд.
Методические рекомендации
Постановка автомобиля на стоянку между машинами задним ходом. При постановке автомобиля на стоянку задним ходом необходимо проехать вперед и остановить автомобиль параллельно объезжаемому автомобилю с интервалом 0,5-0,8 м.
Включить заднюю передачу и, тронувшись, быстро повернуть рулевое колесо вправо до упора, не выпуская правую сторону автомобиля. Поворот рулевого колеса влево выполняется с расчетом на беспрепятственное прохождение передней части автомобиля.
Полная остановка выполняется после того, как автомобиль занимает положение, параллельное линии ограничителей справа.
Необходимо следить за прохождением правого переднего крыла около заднего бампера объезжаемого автомобиля. Если правое крыло автомобиля слушателя прошло беспрепятственно, то следует быстро вернуть рулевое колесо в нейтральное положение.
Упражнение 2. Змейка
При выполнении данного упражнения водитель осуществляет движение по площадке с установленными в ряд пятью стержневыми вехами с предохранительными буйками, имитирующими препятствия, и буйками, ограничивающими используемую в упражнении территорию. Траектория автомобиля должна соответствовать траектории, изображенной на нижеприведенном рисунке.
Упражнение заканчивается остановкой автомобиля перед стоп-линией.
Фиксируемые ошибки Выезд за пределы площадки.
Касание стержневых вех.
Пересечение стоп-линии.
Неправильная траектория автомобиля. Упражнение заканчивается остановкой автомобиля в предполагаемом итоговом положении на парковке.
Примерное время выполнения упражнения 30 секунд.
Методические рекомендации
Проезд по «змейке» передним ходом. Учащийся по команде преподавателя начинает движение автомобиля и приступает к выполнению упражнения, последовательно объезжая слева и справа на постоянной скорости, равной 20-25 км/ч установленные на трассе ограничители путем вращения рулевого колеса двумя руками с поочередными перехватами на боковом секторе рулевого колеса.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B» // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15105. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Это упражнение позволяет выработать устойчивый навык маневрирования автомобилем, развить чувство «габаритов» и усовершенствовать элемент быстрого руления. Перед началом отработки ограничители ставить на расстоянии 12 м, а затем на расстоянии 9 м.
Упражнение 3. Разворот (въезд во «дворик»)
Данное упражнение выполняется на площадке с установленными в форме прямоугольника вехами стержневыми. Конфигурация стержневых вех имитирует замкнутое пространство, в котором курсанту необходимо совершить разворот. Траектория разворота автомобиля приведена ниже на рисунке.
Упражнение заканчивается остановкой автомобиля перед стоп-линией. Фиксируемые ошибки Столкновение с ограничительной стержневой вехой.
Выезд за пределы огороженной зоны разворота.
Неправильная последовательность действий выполнения упражнения.
Пересечение стоп-линии.
Примерное время выполнения упражнения 30 секунд.
Методические рекомендации
Въезд во «дворик» и выезд из него передним ходом. При выполнении этого упражнения слушатель должен въехать на автомобиле в габаритный «дворик», обозначенный стержневыми вехами-ограничителями, не задев них. Быстро начать поворачивать рулевое колесо. За 1 м до ограничителей как можно быстрее начать поворачивать рулевое колесо в обратную сторону. Приблизиться к стержневой и путем воздействия на педаль тормоза плавным торможением остановить автомобиль. Включить передачу заднего хода и осмотреть обстановку со всех сторон автомобиля. Начать движение автомобиля к противоположной стороне, доворачивая рулевое колесо до упора. Не доезжая 1 м до стержневой вехи, как можно быстрее начать поворачивать рулевое колесо в обратную сторону. Приблизиться к ограничителям и остановить автомобиль. Включить передачу и начать движение автомобиля. Выехать из габаритного «дворика».
Упражнение 4. Въезд в бокс
Упражнение выполняется на площадке с перпендикулярным карманом для парковки согласно рисунку. Буйками огорожена территория, в которой выполняется движение. Столбиками выделено место парковки. Парковка осуществляется согласно схеме рисунка.
Упражнение заканчивается остановкой автомобиля перед стоп-линией места парковки.
Фиксируемые ошибки
Выезд за пределы ограниченной буйками территории.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B» // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15105. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Касание буйка или столбика.
Пересечение в итоговом положении автомобиля стоп-линии.
Примерное время выполнения упражнения 30 секунд.
Методические рекомендации
Постановка автомобиля в бокс задним ходом и выезд из него. При постановке автомобиля задним ходом на стоянку в бокс, расположенный на противоположной стороне, необходимо:
- поравнявшись задним бампером с ближайшей стойкой, остановиться, оставив справа от края проезжей части зазор, равный 1 м;
- убедившись в безопасности, включить левый поворот и начать поворачивать рулевое колесо влево, наблюдая за левым задним колесом;
- когда задний бампер войдет в бокс, начать быстро возвращать рулевое колесо обратно, контролируя прохождение автомобиля относительно стоек;
- когда передние колеса поравняются со стойками, повернуть их в положение для движения по прямой и без виляний въехать в бокс.
Этот элемент сначала отрабатывают, заезжая прямо в бокс, по мере усвоения упражнение усложняется, и заезд в бокс следует производить из положения с поворотом на 90° справа и слева.
Упражнение отрабатывать до тех пор, пока учащийся не сможет заехать в бокс за одноразовое включение передачи заднего хода.
Упражнение 5. Въезд на эстакаду
Упражнение выполняется на площадке с эстакадой. Курсант отрабатывает навыки троганья в горку с ручного тормоза. Совершается заезд на эстакаду с промежуточной остановкой перед первой стоп-линией.
Упражнение заканчивается остановкой автомобиля перед стоп-линией. Фиксируемые ошибки Скатывание с эстакады.
Касание буйка.
Наезд на стоп-линию.
Примерное время выполнения упражне-
ния 30 секунд.
Методические рекомендации
Въезд на эстакаду следует отрабатывать вначале из положения прямо. Для этого необходимо:
- остановить автомобиль на расстоянии в 5-8 м от эстакады так, чтобы продольные оси автомобиля и эстакады совпадали;
- включить первую передачу и нажать на педаль управления подачей топлива;
- начать движение по эстакаде, увеличивая нажатие на педаль управления подачей топлива и держа рулевое колесо в положении движения по прямой:
- при въезде на прямолинейный участок эстакады остановить автомобиль, затем, включив первую передачу и притормаживая двигателем, спуститься с эстакады. При съезде с эстакады задним ходом можно притормаживать рабочим тормозом.
Лица, не сдавшие входной контроль по управлению транспортных средств и
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B» // Концепт. - 2015. -№ 04 (апрель). - ART 15105. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
набравшие менее 80 баллов, к дальнейшему обучению в рамках программы переподготовки сотрудника не допускаются. Данный входной тест позволяет выявить уровень прибывших на обучение сотрудников, дает возможность скомпоновать экипажи по уровню подготовки. Результаты, полученные при входном контроле, позволяют преподавателю скорректировать процесс обучения.
Ссылки на источники
1. Борзых С. А. Исторический аспект уголовной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения в России // Вестник Тюменского института повышения квалификации. - Тюмень, 2014. - Вып. № 1(2).
2. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». - URL: http://www.garant.ru/
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». -URL: http://www.garant.ru/
4. ГОСТ Р 50744-95. Бронеодежда. Классификация и общие технические требования. Библиотека ГОСТов. - URL: http://vsegost.com.
Nicholai Nicholaev,
Associate Professor at the chair of Fire Tactical and Special Training and Operational Planning, Tyumen Institute of Advanced Russian Interior Ministry Nikolai Bakulin,
Lecturer at the chair of Fire Tactical and Special Training and Operational Planning, Tyumen Institute of Advanced Russian Interior Ministry [email protected]
Entrance practical skills test of drivers of category “B” operational vehicles
Abstract. The paper is devoted to methods of examination of professional skills of use of category «В» operational vehicle of power structures drivers. The technique allows testing practical skills in the shortest time (one academic hour) to identify the individual level of readiness.
Key words: driving skills, driver's reliability, testing practical skills of driving.
References
1. Borzyh, S. A. (2014) “Istoricheskij aspekt ugolovnoj otvetstvennosti za narushenie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v Rossii”, Vestnik Tjumenskogo instituta povyshenija kvalifikacii, Tjumen', vyp. № 1(2) (in Russian).
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 dekabrja 2007 g. № 876 “O podgotovke i dopuske voditelej k upravleniju transportnymi sredstvami, oborudovannymi ustrojstvami dlja podachi spe-cial'nyh svetovyh i zvukovyh signalov”. Available at: http://www.garant.ru (in Russian).
3. Federal'nyj zakon ot 10 dekabrja 1995 g. № 196-FZ “O bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija”. Available at: http://www.garant.ru (in Russian).
4. GOSTR 50744-95. Broneodezhda. Klassifikacija i obshhie tehnicheskie trebovanija. Biblioteka GOSTov, Available at: http://vsegost.com (in Russian).
Рекомендовано к публикации: SSN 2304 120X
Трояном E. И., кандидатом педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
_________________________________________________________________________ 9 772304 120159
Поступила в редакцию 04.02.15 Получена положительная рецензия 06.02.15
Received Received a positive review www.e-koncept.ru
Принята к публикации Accepted for publication 06.02.15 Опубликована Published 30.04.15
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Николаев Н. О., Бакулин Н. П., 2015
6