К.Д. ЩЕРБА аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*
Сравнительный институционально-политический анализ европейской и евразийской интеграции
Одним из первых интеграционных объединений на современной геополитической карте мира стал Европейский союз, соединивший политические и экономические возможности 28 европейских государств. Опыт развития Евросоюза может быть использован и адаптирован в процессе формирования новейшей региональной интеграции - Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Евросоюз, Евразийский экономический союз, ЕС, ЕАЭС, опыт Евросоюза, интеграция.
Scherba K.D. Comparative institutional and political analysis of European and Eurasian integration. One of the first integration associations on the modern geopolitical map of the world was the European Union, which connected the political and economic opportunities of 28 European states. The experience of the development of the European Union can be used and adapted in the process of forming the newest regional integration - the Eurasian Economic Union.
Keywords: European Union, Eurasian Economic Union, EU, EAEU, EU experience, integration.
Характерной особенностью XXI в. является переход от национального к региональному и мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему преодоление государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг. Исторический процесс объединения взаимосвязанных национальных экономик в единую систему получил наименование региональной интеграции.
Европейские государства первыми включились в интеграционные процессы, сформировав наиболее успешную
* Щерба Ксения Дмитриевна, e-mail: k.scherba@mail.ru
интеграционную структуру - Европейский союз (ЕС). Функционируя как единый субъект международных политических и экономических отношений, Евросоюз занимает 7-е место по территории, 3-е место по численности населения и 2-е место по объему ВВП в мире. С помощью стандартизированной законодательной системы, действующей во всех 28 странах Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение людей, товаров, услуг и капитала.
Формированию Европейского союза предшествовали длительные процессы сближения самостоятельных политических структур, ориентированные на реализацию экономического, правового, социального и культурного сотрудничества.
Одним из первых общественных деятелей, задумавшихся о формировании союза европейских государств, был австрийский философ и политик Р.Н. Куденхове-Калерги, издавший в 1923 г. манифест «Пан-Европа». Учрежденное в соответствии с данным манифестом общественно-политическое движение «Панъевропейский союз» объединило лучшие умы того времени: проект поддержали А. Эйнштейн, З. Фрейд, Т. Манн, Ф. Нансен, А. Бриан, Л. Блюм, Ж. Помпиду и многие другие.
После окончания Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал отказу от националистических идей и интеграции европейских государств. 19 сентября 1946 г. У. Черчилль произнес в Цюрихском университете речь о необходимости формирования европейской федерации по образцу Соединенных Штатов Америки. Предложенная Черчиллем концепция интеграции получила наименование федерализма.
Федеративную теорию развития европейской интеграции активно поддерживал и развивал итальянский политолог и государственный деятель А. Спинелли, ставший впоследствии одним из отцов-основателей Европейского союза. Согласно концепции Спинелли в рамках европейской федерации должна быть выстроена гармоничная система местных, региональных, национальных и межгосударственных органов, полномочия которых должны находиться во взаимосвязи и взаимодополнении. Как отмечал другой сторонник концепции федерализма Э. Уистрич,
«сущность федерализма заключается в децентрализации власти везде, где это необходимо»1.
Следует отметить, что концепция децентрализации власти нашла отражение в качестве одного из основополагающих принципов Маастрихтского договора о Европейском союзе -принципа субсидиарности. В соответствии с указанным принципом механизм управления обществом должен формироваться «снизу вверх»: все проблемы, которые могут эффективно решаться на местах, должны находиться в компетенции муниципальных органов. И только в случае отсутствия такой возможности разрешение проблем осуществляется вышестояшими органами власти - региональ-
2
ными, национальными и надгосударственными .
В соответствии с федералистской моделью в основу взаимоотношений между интегрирующимися странами должна быть положена модель союзного государства, формирование которого является конечным результатом процесса интеграции. По мнению федералистов, именно федерация является образцом «целесообразной, демократической и эффективной организации»3, которая ставит точку в использовании насилия при разрешении споров между государствами и обеспечивает мир и безопасность в Европе.
Ещё одна модель интеграции в современном мире получила наименование функционализма. Основоположником и адептом данной теории стал британский социолог Д. Митрани. Одна из ключевых идей функционализма заключается в том, что международная интеграция должна быть максимально деполитизирована, поскольку эффективное сотрудничество государств базируется в первую очередь на поиске общих путей к достижению благосостояния. Конечным результатом интеграции при этом является формирование «функциональной системы, элементы которой могут начать работать и без общей политической надстройки»4.
1 Wistrich E. The United States of Europe. L.: Routledge, 1994, р. 2.
2 Гомцян С.В. Динамика развития принципа субсидиарности в Европейском союзе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2007, т. 2, № 6, с. 54.
3 Камышев Е.И. Европейский региональный федерализм: от теории к политической практике // Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2016, № 23, с. 103-110.
4 Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces, 19501957. Stanford, 1968, p. 124.
Фундаментальные идеи Д. Митрани были впоследствии существенно переработаны и легли в основу создания одной из наиболее влиятельных теорий международной интеграции - теории неофункционализма. Наибольший вклад в становление и развитие данной концепции внесли такие авторитетные исследователи, как Э. Хаас, A. Этзони и Л. Линдберг.
Специфической концепцией международной интеграции является теория «сообщества безопасности», сформулированная К. Дойчем. Основополагающий труд Дойча «Политическое сообщество и североатлантическое пространство: международная организация в свете исторического опыта»1 был издан в 1957 г. Ключевая идея данного исследования заключается в том, что взаимное доверие и наличие общей идентичности являются важнейшими и неотъемлемыми факторами уверенности в мирном развитии отношений между государствами.
Дойч говорит о возможности формирования двух категорий сообщества безопасности: амальгамного и плюралистического. Амальгамное сообщество - это объединение независимых государств под общим управлением (например, США), в то время как интеграция предполагает формирование полноценного плюралистического сообщества.
Теория «сообщества безопасности» выявляет динамику политической интеграции во взаимоотношениях, формирующихся между отдельными личностями, элитами, социальными группами и культурными общностями. При этом интеграция характеризуется как процесс непрерывного движения к определенному единству, регулируемый взаимодействием людей. Конечный продукт интеграции и есть создание самого «сообщества безопасности» 2.
Наибольшее распространение в современном мире получил либеральный межправительственный подход, сторонники которого полагают, что готовность государства вступать в различные интеграционные объединения обусловливается страхом потерять свои геополитические позиции в связи с изменением сил на мировой арене. Характер и
1 Deutsch Karl W. et al. Political community and the North Atlantic area: International Organization in the Light of Historical Experience. Princeton: Princeton University Press, 1957, р. 124.
2 Нефедова Е.В. Теория сообщества безопасности в работах Карла Дойча и его последователей // Вестн. Том. гос. ун-та. История, 2008, № 2 (3), с. 85.
масштабы интеграции зависят от стран-участниц, поэтому их национальный суверенитет при этом не ущемляется. Концепцию межправительственного подхода впервые предложил американский ученый С. Хоффман.
Европейская интеграция по мере своего становления вбирала в себя все перечисленные интеграционные теории. Так, вскоре после упомянутой ранее речи Черчилля были сформированы такие международные организации, как Западноевропейский союз (1948), НАТО (1949) и Совет Европы (1949).
В 1951 г. ФРГ, Францией, Бельгией, Италией, Нидерландами и Люксембургом был подписан Парижский договор, в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). 1957 год в истории европейской интеграции ознаменовался подписанием Римского договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - первого прототипа Евросоюза.
В 1978 г. был сформирована Европейская валютная система с единой расчетной единицей - ЭКЮ, введеной в безналичный расчет. Курс данной валюты определялся на основе единой валютной корзины стран-участниц соглашения. ЭКЮ существовало до 1999 г. и было заменено на евро по курсу 1:11.
В современных условиях Евразийский экономический союз развивается форсированными темпами, чему во многом способствует использование положительного интеграционного опыта Европейского союза. Между двумя рассматриваемыми интеграционными объединениями много общего. Идеологической основой ЕС является концепция панъевропеизма -сформировавшееся в 1920-е гг. общественно-политическое движение, направленное на объединение всех европейцев в единый европейский альянс. В свою очередь ЕАЭС стал воплощением идеи евразийства, которая также возникла в 20-е гг. XX в. и обрела новое дыхание после распада СССР.
Реализация современного этапа евразийства проходит с учетом сформировавшихся реалий в условиях мировой глобализации. Евразийская идея включает в себя не только геополитическое и экономическое единство региона, но и принятие неотъемлемого культурного и национального мно-
1 Фуфаева Д.В., Федосова С.П. Международная коллективная валюта: история возникновения и роль в мировой экономике // Современное состояние и перспективы развития национальной финансово-кредитной системы / Под ред. С.П. Федосовой. Воронеж, 2018, с. 213.
гообразия. Одним из создателей современной евразийской концепции стал президент Казахстана Н.А. Назарбаев, мечтавший видеть свою страну центром единения государств на континенте. В то же время на практике локомотивом евразийской интеграции стало более крупное и экономически развитое государство - Российская Федерация.
ЕАЭС изначально создавался по образу и подобию европейской интеграции. В его основу были заложены типичные для ЕС организационные структуры: Европейскому совету соответствует Высший Евразийский экономический совет, Европейской комиссии - Евразийская экономическая комиссия, а Суду Европейского союза в Люксембурге - Суд Евразийского экономического союза, функционирующий в Минске.
Наряду с положительными сторонами из процессов европейской интеграции можно извлечь и отрицательные уроки. С самого начала Европейский союз строился на парадигме расширения и укрепления политико-правового и социально-экономического единства, вплоть до построения федерации по принципу США. Данная позиция спровоцировала ряд кризисных явлений и снижение управляемости интеграции. Кроме того, создание валютного союза привело к обеднению стран-участниц с более низким уровнем развития, а общая политика безопасности обеспечила лоббирование интересов наиболее сильных государств1.
Что касается ЕАЭС, то он формировался в первую очередь как экономическое объединение, что в полной мере отражает перечисленные в ст.е 4 Договора о ЕАЭС цели интеграционного проекта:
■ создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения;
■ стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
■ всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Европейская интеграция ставит перед собой значительно более широкий спектр целей и задач, в том числе связанных с
1 Щербак И.Н. Возможная роль ЕС и ЕАЭС в контексте обеспечения региональной безопасности в Большой Евразии // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2018, №1 (14), с. 20.
построением единого социально-экономического и политического пространства, продвижением своих принципов во взаимоотношениях с внешним миром. В настоящее время любая европейская страна теоретически может присоединиться к ЕС, однако она должна удовлетворять следующим требованиям:
■ полноценная относимость к категории «европейских государств».
■ соблюдение принципов свободы, демократии, верховенства закона, соблюдения прав человека;
■ существование функциональной рыночной экономики;
■ готовность выполнять членские обязательства;
■ приверженность политическим, экономическим и социальным целям Евросоюза.
Следует отметить, что позиция навязывания собственных интересов другим государствам в целом является характерной для Европы. История европейского развития - это борьба за превосходство, за гегемонию, за подчинение своим интересам более слабых народов и территорий, что находило реализацию в бесчисленных войнах, колониальных захватах, политическом и экономическом доминировании.
Данная позиция Евросоюза в полной мере проявляется и в отношениях с Российской Федерацией: полномасштабное сотрудничество этих геополитических субъектов предполагалось только на условиях безоговорочного принятия Россией западных условий и ценностей. По мере становления евразийской интеграции на высшем уровне были инициированы переговоры о создании единого экономического пространства от Атлантического до Тихого океана - зоны свободной торговли (ЗСТ). Однако из-за воссоединения с Крымом, событий на Украине и введения санкций в отношении РФ переговоры были приостановлены1.
Дальнейшие перспективы взаимодействия ЕС и ЕАЭС видятся во взаимном сближении данных интеграций, которое может произойти только при условии отказа от навязывания партнерам собственных интересов и расширении плодотворного сотрудничества с другими близлежащими государствами вплоть до создания всеобъемлющего евразийского партнерства на континенте.
1 Кошкин А.П., Новиков А.В. Политические перспективы развития России и ЕАЭС в условиях западных санкций // Власть, 2015, № 11, с. 216.