УДК 316.6
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПОКОЛЕНИЯ МИЛЛЕНИАЛОВ С ПОКОЛЕНИЕМ ХОУМЛЕНДЕРОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
А.М. Абзаева
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Данная статья посвящена выявлению и сравнению факторов формирования жизненного пути представителей поколения миллениалов и поколения хоумлендеров. Сравнительный анализ поколений дан в разрезе основных фаз жизненного пути. Показано, что сходства поколений обусловливает, прежде всего, научно-технический прогресс, в частности социализация в сети Интернет. Отличия касаются мотива-ционно-ценностной сферы представителей поколений (ценности труда, познавательных ценностей, ценностей творчества и материально-обеспеченной жизни).
Ключевые слова: жизненный путь, поколение, миллениалы, милле-ниум, хоумлендеры, поколения «У», «2».
Изучение жизненного пути - одна из новых научных отраслей в социологии, формирование которой началось во второй половине XX в. Сегодня индивид, при наличии определенных условий, обладает возможностью выбора абсолютно во всех сферах жизни: работа, образование, семья, религия и многое другое. Возможности самореализации стали весьма многообразными. Вместе с тем, широко признанное в современной науке выделение особенностей разных поколений наших современников свидетельствует, что представители каждого поколения на фоне этого многообразия возможностей реализуют в чем-то сходные жизненные сценарии. Проблема состоит в том, что закономерности, определяющие специфику поколений наших современников изучены в настоящее время недостаточно. Таким образом, проблема изучения закономерностей формирования
© Абзаева А.М., 2019 369
жизненного пути, по причине расширения поля возможностей индивидов, становится все более востребованной современной социологической наукой, повышается ее общественно -практическая значимость, что и обуславливает актуальность темы нашего исследования.
Степень изученности проблемы весьма ограничена. К данной проблеме обращались отечественные и зарубежные ученые. В отечественной науке начало исследованиям проблемы жизненного пути положили Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев, применявшие биографический метод для исследования жизненного пути, взаимосвязи личностных характеристик с внешним миром, а также взаимосвязи личности и исторической эпохи. Исследования были продолжены А.А. Кроником, Е.И. Головахой, К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Логиновой и др. В современной России данную проблему изучал И.С. Кон, Е.Ю. Мещеркина, О.Н. Ежов, В.В. Солодников, И.В. Солодни-кова и др [1, 2, 3, 4]. Исследователи представили детальный анализ содержания таких понятий, как время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.
В зарубежной науке проблема жизненного пути поднималась такими учеными, как Ш. Бюлер, Л. Франк, Дж. Трамсдорф, X. Лэмм, Ж. Нюттен, Г. Том, изучавшими общетеоретическую основу термина жизненного пути. Особый вклад был сделан Г. Элдером-младшим, который сформулировал основные принципы парадигмы жизненного пути [5, с. 153].
Для осуществления глубокого и детального анализа темы, следует дать понятие термина жизненный путь.
Жизненный путь - структурированная последовательность фаз жизни и событий, характеризующих переходы между фазами (смена статусов). Это единство множества автономных линий развития, которые сходятся, расходятся, пересекаются, но не мыслятся отдельно друг от друга [5, с. 152].
В современном обществе актуальной темой является изучение взаимоотношений поколений, так как это один из процессов социализации индивида. Связь между представителями поколений пронизывают все слои общества, процесс передачи опыта приобретает взаимный характер, а проблема «отцы и дети» становится все более острой. Отличительные черты поколения
формируются событиями, проживаемыми его представителями в конкретный период, скоростью, характером и глубиной социальных изменений, уровнем социально-экономического развития общества, политико-идеологическими факторами, уровнем образования и т.д.
Поколение Миллениум (Поколение Y или Игреки) - это люди, родившиеся с 1983 по 2003 г. Многие исследователи акцентируют внимание на изучении данного поколения, как на наиболее успешной социальной группы. Это поколение, испытавшее на себе влияние распада СССР, терактов и военных конфликтов в их период становления личности. Представители поколения родились и живут в эпоху развития цифровых технологий. Для них различные гаджеты и Интернет стали необходимой атрибутикой для нормального существования в современном мире. В системе ценностей данного поколения лидирующее место занимает желание немедленного вознаграждения, стремление к хорошим условиям труда, ради которых они готовы пожертвовать своей заработной платой, и высокая мобильность. Для комфортной жизни их устраивает материальный уровень и достаток на уровне среднего или ниже среднего.
Сравнительный анализ будет проводиться с поколением Хо-умлендеров (2 или Альфа) - 2003-2023 гг. рождения. Проблема анализа заключается в том, что старшие представители этого поколения являются подростками в возрасте 16 лет. Анализ будет проводиться путем сравнения фаз жизненного пути: начальный период (до 16 лет); период проб (16-25 лет); пора зрелости (25-45 лет).
Первая рассмотренная фаза - начальный период (до 16 лет), который характеризуется отсутствием собственной семьи и профессии.
Критерием для сравнения является взаимодействие с цифровыми технологиями. Миллениумы впервые столкнулись с ними в дошкольном возрасте, в период формирования сознания (3-7 лет), в то время как представители поколения Хоумлендеров впервые взяли в руки смартфон в раннем детстве (1-3 года). Они научились печатать на клавиатуре раньше, чем научились писать.
Но общей чертой обоих поколений является объем потребляемой информации, с которой им приходится сталкиваться каж-
дый день с самого детства. Многократными исследованиями было отмечено, что количество информации многократно превышает человеческие способности ее усвоить. Но несмотря на это, представители обоих поколений каждый день совершают обработку большого объема информации, при этом развивая в себе способность ее критериального отсеивания.
Кроме того, у обоих поколений выделяется понятие «цифровой грамотности», которое включает в себя степень освоения цифровых технологий. Можно утверждать, что цифровая грамотность у представителей молодежи выше, чем у старшего поколения, но несмотря на это, последние являются источниками ценностей, этических и моральных норм, которые передаются младшему поколению [6, с. 40].
Для успешной социализации обоих поколений создать новую систему, включающую в себя формы и методы, отражающие тенденцию эпохи, в которой проживает поколение. Применение устаревших инструментов социализации для молодежи, воспитанного совсем в другую эпоху, не будет эффективным.
Стоит отметить, что оба поколения в современном мире имеют доступ к среде сети Интернет, социальный статус в которой является одной из главных ценностей. Чем дальше развивается цифровая среда, тем эта значимость (и объективная, и субъективная) только усиливается. Социализация детей на сегодняшний день происходит в двух мирах: материально-вещественном, который является привычным для нас, в котором происходит большинство социальных взаимодействий, и цифровом. Один из факторов для успешной социализации молодого поколения является уровень освоения цифровой реальности как средства деятельности и общения.
Следующая фаза жизненного пути - период проб (16-25 лет), который характеризируется предварительным самоопределением и выбором супруга.
Общей чертой самоопределения поколений является отсутствие всеобщих героев поколения. К примеру, у поколения бей-би-бумеров (1943-1963 гг.) героем был Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек, совершивший полет в космос, летчик-космонавт СССР. У поколения Миллениума и Хоумлендеров отсутствует общая авторитетная фигура, что влияет на их цен-
ностное формирование. Каждый сам для себя определяет данного героя, либо живет без него, тем самым с самого раннего возраста предполагая, что положиться он может только собственные силы.
Помимо этого, общая черта поколений - проживание в кризисный период развития страны и мира, в котором происходит смена ценностей и приоритетов во всех сферах жизни людей, мировые проблемы воспринимаются как свои собственные, то есть они живут в эпоху кризиса и стремятся изменить мир.
Кроме того, следует отметить влияние крупных терактов на поколения. Выше было отмечено влияние многочисленных терактов на представителей поколения Миллениум, вследствие которого они сформировались с ощущением хрупкости мира и краткости жизни. В тоже время представители поколения Хоум-лендеров не ощущают значимости террактов 11 сентября 2001 г.
Также у представителей поколения Хоумлендеров нет близких взаимоотношений с людьми, у них возникают проблемы с самоидентификацией. Недостаток общения с внешним миром, они компенсируют общением со своим собственным внутренними миром. В этом заключается их преимущество над Милле-ниалами.
И последняя фаза сравнительного анализа - это пора зрелости (25-45 лет), характеризующаяся наличием собственной семьи, найденного призвания, становления конкретных целей и самореализации. Проблема заключается в том, что поколение Миллениум только частично входит в данную фазу, а поколение Хоумлендеров еще не доросло до нее, поэтому выделим только некоторые черты на данной фазе их жизненного пути.
Отличие поколения Хоумлендеров заключается в том, что его представители хотят быстрее начать самостоятельную жизнь, в то время как Миллениал может до 30 лет прожить с родителями, данная особенность отношения к самостоятельности и ответственности за свою жизнь отличает оба поколения.
Вероятно, поколение Хоумлендеров будет более трудолюбивым, чем поколение Миллениумов. У них больше шансов стать предпринимателями. В связи с этим фактом, не лишено оснований предположение о скорой широкой доступности коммерческих запусков в космос. У представителей поколения Хоумленде-
ров нет иллюзий, они способны воспринимать сложности и проблемы реального мира. Кроме того, они прекрасно понимают необходимость приложения усилий для благоустройства жизни.
Таким образом, проблема жизненного пути является одной из актуальнейших проблем современности. Жизненный путь - совокупность событий в жизни человека с момента его рождения до момента его смерти.
Успешность направленности жизненной стратегии зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Жизненный путь - это последовательная цепочка фаз, в каждой из которой индивид проживает определенную социальную роль. Для каждой фазы характерны свои социально-исторические события.
Оба рассмотренных поколения обладают большим количеством схожих характеристик, в основном тех, которые связаны с научно-техническим прогрессом общества. Характеристика социальных и психологических различий представителей поколений усложняется нехваткой эмпирических данных о взрослых представителях поколения Хоумлендеров, однако имеющиеся данные позволяют установить различия в мотивационно-ценностной сфере представителей поколений.
Жизненный путь как новая научная отрасль в социологии в связи с началом своего формирования имеет немало малоизученных вопросов, связанные с трансформацией жизненных ценностей, осмыслением новых моделей поведения, социального конструирования жизненного пути в условиях быстрых и глубоких общественных изменений.
Автор выражает свою признательность доценту кафедры социологии философско-социологического факультета ПГНИУ Ю. С. Марковой за научное сопровождение, а также доценту кафедры общей и клинической психологии философско-социологического факультета ПГНИУ Е. С. Игнатовой и профессору кафедры философии философско-социологического факультета ПГНИУА.Ю. Внутских за содержательные консультации.
Библиографический список
1. Ежов О.Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII, № 3. С. 22-33.
2. Кон И. С. Жизненный путь, как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2001. С. 269-279.
3. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций) // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 61-67.
4. Солодников В.В., Солодникова И.В. Зрелый возраст в контексте жизненного пути // Человек. 2009. № 2. С. 95-106.
5. Митрофанова Е.С., Артамонова А.В. Особенности подготовки данных о событиях жизненного пути к анализу продвинутыми статистическими методами // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2(126). С. 152-155.
6. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LIFE PATH OF MILLENNIALS WITH THE GENERATION OF HOMELANDERS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY
A.M. Abzaeva
Perm State University
This article is devoted to the identification and comparison of the factors of the formation of the life path of the Millennials and the generation of homelanders. Comparative analysis of generations is given in the context of the main phases of life. It is shown that the similarity of generations causes, first of all, scientific and technological progress, in particular socialization on the Internet. The differences relate to the motivational and value sphere of representatives of generations (values of work, cognitive values, values of creativity and financially secure life).
Keywords: life path, generation, Millennials, Millennials, homelanders, generation «Y», «Z».