Авласович Е.М. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта освоения практико-ориентированной модели обучения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/734-00319. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88
Авласович Елена Михайловна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск em. [email protected]
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта освоения практико-
ориентированной модели обучения
Аннотация: проанализирован зарубежный опыт реализации практико-ориентированного подхода к обучению в системе высшего агарного образования, произведено сравнение с аналогичным опытом отечественных агарных вузов, выявлены проблемы модернизации аграрного образования.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, инновации, агарное образование, зарубежный опыт.
Необходимость практико-ориентированного (дуального) обучения в высшем образовании связана с тем, что рынок труда, быстрые темпы развития и обновления технологий требуют от работника способности быстро обучаться, приспосабливаться к конкретным ситуациям и самостоятельно принимать решения.
Усложнение профессиональной деятельности аграриев, ускоряющийся поток научной сельскохозяйственной информации, быстро устаревающей и обновляющейся, ориентирует работодателей на поиск специалистов, освоивших профессиональные компетенции, имеющих не только теоретические знания, но и навыки, умения их реализовать на практике. Работодатели нацелены на получение опытных, имеющих практические профессиональные навыки работников, а выпускники вузов остаются невостребованными. В настоящее время, в соответствии с запросами современного рынка труда, более востребованными работниками являются те, кто, минуя стадию адаптации, может сразу приступить к работе и самостоятельно теоретические знания эффективно применить на практике.
Практико-ориентированный подход в высшем аграрном образовании должен создать оптимальную модель (технологию) использования теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций обучающегося. Именно такой подход позволит привести в соответствие уровень профессиональной компетентности наших выпускников с запросами регионального и отраслевого рынка.
В самом общем плане практико-ориентированный подход основывается на следующих принципах обучения [1]:
• обучение базируется на проектном подходе, в том числе через работу в командах;
• при организации учебного процесса приоритетной задачей является приобретение студентами практических знаний и навыков;
• обучение базируется на решении реальных проблем в рабочих условиях.
Мировой опыт использует различные модели реализации практико-ориентированного подхода к обучению. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы подчеркивается, что в условиях модернизации образования большое значение имеет сравнительный анализ и теоретическое осмысление опыта, накопленного в этой области зарубежными странами [2].
Рассмотрим опыт зарубежных высших учебных заведений. Например, Аграрный университет Хойенхайм, уровень подготовки специалистов которого оценивается очень высоко, для проведения практических занятий оснащен учебно-производственными хозяйствами, оборудованными по требованиям современных технологий фермы, перерабатывающие предприятия. Государство активно поддерживает их деятельность: вводит льготное налогообложение, кредитование, помогает с приобретением и обязательным ежегодным обновлением техники. Полученная прибыль от учебно-производственной деятельности инвестируется в учебный процесс. Известно, что принцип академической свободы позволяет студенту в Германии самостоятельно выбирать изучение тех дисциплин, которые войдут затем в его диплом, но получить диплом без достаточного числа часов практических занятий невозможно [3].
Западноевропейское высшее образование в последнее время заметно усиливает взаимодействие с работодателями. Характерно, что работодатели активно участвуют в создании профессиональных квалификаций разных профилей и уровней сложности, сотрудничая с квалификационными центрами.
В США практико-ориентированный подход в сфере аграрного образования реализуется, прежде всего, в многочисленных частных вузах, не имеющих государственной поддержки. Финансируются они предприятиями реального сектора экономики и имеют исключительно практико-ориентированные программы образования на базе этих предприятий. Фирмы и организации вкладывают свои инвестиции в образование будущих специалистов, которые после обучения будут у них работать, хотя выпускникам предоставляется право выбора будущего места работы, и они, как правило, более востребованы на рынке труда. Более способные выпускники могут продолжить практико-ориентированное образование и в дальнейшем, т.к. предприятия стимулируют их обучение и предоставляют затем место работы [4].
Менее ориентированы на практику государственные вузы США, уделяющее большее внимание научно-исследовательской, теоретической и педагогической работе. Государство выделяет достаточно щедрые средства через систему грантов для поддержки передовых учебных заведений, поощряет кооперацию университетов и промышленных фирм для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок [4].
Во Франции осуществляют свою деятельность специальные объединения, обеспечивающие трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий, начиная от создания виртуальных проектов и поддержки и заканчивая сопровождением реальных предприятий. Аналогичный опыт характерен для ведущих мировых университетах, таких как Кембридж, Оксфорд или Массачусетский технологический институт данный процесс хорошо отлажен. В данных учебных заведениях с давних пор сформировано понимание того, что предпринимательство есть одно из наиболее привлекательных направлений для карьерного роста будущих специалистов [5].
Всем известен уникальный опыт японской системы «пожизненного найма», сыгравшей в свое время решающую роль в быстром экономическом развитии страны. При каждой корпорации существовали свои учебные центры, где выпускники вузов доучивались и приобщались к корпоративной культуре. Предприятиями инвестировались значительные средства в практическое обучение студентов, и такое вложение в будущих работников было оправдано, т.к. они оставались связанными с корпорацией всю свою жизнь.
В системе российского аграрного образования дуальный подход реализуется в основном через сотрудничество работодателей с высшими учебными заведениями, предоставляющими место для производственной и преддипломной практики. Однако такое участие работодателей в процессе подготовки студентов носит несистематический характер. В настоящее время организация производственной практики на базе отраслевых имеет ряд трудностей. Некоторые предприятия закрыты для образовательной системы не только из-за теневой составляющей (двойная бухгалтерия, документация, уход от налогов), но и в целях сохранения предпринимательской тайны, нежелания брать на себя ответственность и расходы за создание необходимых условий для прохождения практики. Такие расходы, как правило, не окупаются (если не использовать практикантов как бесплатную рабочую силу для подсобных работ), поэтому мотивация у предприятий отсутствует [6].
Слабая связь образовательных учреждений с работодателями объясняет отсутствие практических навыков и умений у выпускников наших аграрных вузов, а также трудности их последующего трудоустройства, несоответствие качества и структуры состава выпускников требованиям аграрного регионального рынка труда. Несомненно, в этой ситуации не обойтись без поддержки государства, министерства сельского хозяйства, которое могло бы содействовать установлению партнерских отношений аграрных вузов с бизнес структурами, как отраслевыми, так и национальными [7].
В последнее время только начинают предприниматься попытки привлечь работодателей к процессу разработки стандартов, образовательных программ. Но пока что это малозначимые формальные мероприятия бюрократического характера, только усложняющие жизнь.
При наших аграрных вузах также существуют и с трудом выживают учебно-опытные и учебно-производственные хозяйства, недостаточное обновление их материально-технической базы отрицательно сказывается на качестве и количестве практического обучения. Кроме того, традиционно аграрные вузы имеют более низкие показатели финансирования (в среднем на одного студента в аграрном вузе затрачивается финансовых средств из федерального бюджета на 25-30 % меньше, чем в других вузах). В результате в образовательных учреждениях недостаточно технических средств для использования новых технологий обучения, морально устаревшая учебно-материально-техническая база [8].
В Российской практике образования вузов Приморского и Красноярского края, Калужской, Челябинской, Томской областей есть положительный опыт реализации компетентностного подхода в рамках практико-ориентированного учебного процесса, формирования практико-ориентированных площадок, обучения через волонтёрство (Service-Learning), внедрения практико-ориентированного сквозного междисциплинарного курса «Бизнес-мастерская» [9].
Существует положительный опыт, в том числе и нашего университета, создания бизнес- инкубаторов, инновационных площадок для проведения открытых мероприятий с участием представителей власти и бизнес-структур. Инновационная составляющая, привлечение аграрных вузов к осуществлению национальной инновационной политики являются сегодня, пожалуй, самыми важными факторами реализации практико-ориентированного подхода аграрного образования. В настоящее время есть опыт создания площадок при вузах (студенческие бизнес-инкубаторы, мастерские, центры профессиональной деятельности, профессиональные лаборатории, конструкторские бюро, студенческие фирмы, технопарки, научно-исследовательские лаборатории, практико-ориентированные тренажеры) [9].
Создаются площадки и внутри предприятий при участии вузов:
- «базовые кафедры» (официальные представительства вуза на предприятии / в организации по отдельным направлениям профессиональной деятельности);
- отделы и подразделения предприятий и организаций;
- предприятия и организации (в масштабе «малого бизнеса»), вся деятельность которых может использоваться для привлечения к работе студентов[9].
Низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований. Следовательно, опять необходима государственная поддержка. Объем финансирования проектов в научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структурах, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п. остаётся достаточно низким, внебюджетных средств вуза для этих целей также недостаточно. [8] Успешный опыт США по финансированию научных исследований по федеральным, отраслевым и ведомственным целевым программам и грантам (в т.ч. с привлечением студентов) начинает только осваиваться.
Зарубежный опыт практико-ориентированного обучения несомненно осваивается агарными вузами, но результаты этого процесса зависят не только от самих вузов, отраслевых предприятий, но и во многом от государственной поддержки.
Ссылки на источники
1. Васильев В. Н., Тойвонен Н. Р., Сухорукова М. В. Опыт создания практико-ориентированной модели магистерской программы по технологическому предпринимательству в партнерстве со студенческим бизнес-инкубатором / В. Н. Васильев, Н. Р. Тойвонен, М. В. Сухорукова // Инновации. - 2013. - № 6. - С. 32-38
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/документы/3409.
3. Юстус И. В., Болтунова С. В. Особенности современной системы аграрного образования за рубежом / Юстус И. В., Болтунова С. В. // Сибирский педагогический журнал.- 2011. - №5 -С.204-209.
4. Ворожбит О. Ю., Кривошапов В. Г. Практико-ориетированный подход к образованию в вузах как фактор развития национальной инновационной системы / Ворожбит О. Ю., Кривошапов В. Г. // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. - 2012.- №11 (47) - С.43.
5. Галиуллин Р.Ф. Развитие предпринимательства в вузах России / Галиуллин Р.Ф. // Вестник Удмуртского университета. 2015. - № 2-3.- С. 15-21.
6. Жадан В.А. Организация практик студентов вузов как эффективный способ подготовки кадров для предприятий - Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru/departments/otdel/oopt/Foto/Tab3/praktik.pdf
7. Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе ВУЗа при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. // Современные проблемы науки и образования. - 2012.- № 6 - С.455.
8. Магомедова Н.Ф. Современное состояние и перспективы развития аграрного образования / Магомедова Н.Ф. // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образова-ния: Сборник статей Международной научно-практической конференции посвященной 100-летию ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». / Под ред. С.В. Ларионова. - Саратов, 2013. - с. 83-87
9. Лобода О. В., Позднякова В. И. Анализ опыта практико-ориентированной подготовки выпускников в условиях реформирования системы третичного образования РФ (на материалах деятельности ВГУЭС, Приморский край)/ Лобода О. В., Позднякова В. И.// Вестник ТОГУ. - 2015. - № 4(39) - С. 187-195
Elena Avlasovich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Comparative Analysis of Foreign and Domestic Experience of the Development of
Practice-Oriented Training Model
Abstract: analysis of foreign experience of realization of the practice-focused approach to teaching in higher agricultural education, a comparison with similar experiences of domestic agrarian universities, identified the problems of modernization of agrarian education. Keywords: practice-focused approach, innovations, agricultural education, foreign experience.