Научная статья на тему 'Сравнительный анализ взглядов на природу невроза в немедицинской психотерапии'

Сравнительный анализ взглядов на природу невроза в немедицинской психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3337
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОЗ / NEUROSIS / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / UNCONSCIOUSNESS / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / COGNITIVE PROCESSES / ЭМОЦИИ / EMOTION / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ / FACTORS OF THE SOCIAL ENVIRONMENT / ИНТРАПСИХИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / INTRAPSYCHIC DETERMINATION / ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / INTRAPERSONAL REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лавринович Татьяна Михайловна

В статье обсуждается трактовка понятия «невроз» с точки зрения медицинской и психологической наук. Обобщены взгляды на природу и развитие невроза теоретиков основных направлений немедицинской психотерапии: психодинамического, бихевиорального, когнитивного, гуманистического, экзистенциального с указанием особенностей внутри каждого направления. Отражена логика развития теоретических взглядов на природу невроза. Осуществлен сравнительный анализ этих точек зрения с указанием ключевых различий и общих моментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of views on the nature of neurosis in nonmedical psychotherapy

The article discusses the interpretation of the concept of «neurosis» in terms of medical and psychological science. It summarizes the views of the nature and development of neurosis by the theorists of the main areas of non-medical psychotherapy: psychodynamic, behavioral, cognitive, humanistic, existential, indicating the features of each direction. The logic of theoretical views on the nature of neurosis is reflected. The comparative analysis of these points of view shows the key differences and commonalities.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ взглядов на природу невроза в немедицинской психотерапии»

УДК 151.8 ББК 88.48

Т.М. Лавринович

сравнительный анализ взглядов на природу невроза в немедицинской психотерапии

В статье обсуждается трактовка понятия «невроз» с точки зрения медицинской и психологической наук. Обобщены взгляды на природу и развитие невроза теоретиков основных направлений немедицинской психотерапии: психодинамического, бихевиорального, когнитивного, гуманистического, экзистенциального с указанием особенностей внутри каждого направления. Отражена логика развития теоретических взглядов на природу невроза. Осуществлен сравнительный анализ этих точек зрения с указанием ключевых различий и общих моментов.

Ключевые слова: невроз; сознание; бессознательное; механизмы психологической защиты; адаптация;когнитивные процессы; эмоции; поведение; факторы социальной среды; интрапси-хическая детерминация; внутриличностная регуляция.

T.M. Lavrynovych

COMPARATIVE ANALYSIS OF VIEwS ON THE NATURE OF NEUROSIS IN NON-MEDICAL psychotherapy

The article discusses the interpretation of the concept of «neurosis» in terms of medical and psychological science. It summarizes the views of the nature and development of neurosis by the theorists of the main areas of non-medical psychotherapy: psychodynamic, behavioral, cognitive, humanistic, existential, indicating the features of each direction. The logic of theoretical views on the nature of neurosis is reflected. The comparative analysis of these points of view shows the key differences and commonalities.

Key words: neurosis; consciousness; unconsciousness; psychological defense mechanisms; adaptation; cognitive processes; emotion; behavior; factors of the social environment; intrapsychic determination; intrapersonal regulation.

CQ О X

S ^

ca ro

Термин «невроз» впервые был введен в повседневную практику Уильямом Кулленом в 1776 г. (Ш.СиИеп 1710-1790), претерпев впоследствии значительные изменения.Достаточно полное определение принадлежит В.А. Гиляровскому, который рассматривает невроз как болезненно переживаемые срывы личности, сопровождаемые расстройствами в соматической сфере, в общественных взаимоотношениях; вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями [5]. Автором подчеркиваются основные критерии выделения неврозов: психогенный фактор как причина, вегетосо-матические проявления, личностный характер и тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической

травмы. МКБ-10 определяет неврозы как функциональные психические расстройства, возникающие под действием психотравмирующих факторов при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты в условиях невротизирующей социальной ситуации, препятствующейудовлетворению базисных потребностей человека или представляющей субъективно непреодолимую угрозу для его будущего.В психологии невроз понимаетсякак обратимые нервно-психические расстройства, обусловленные воздействием психотравми-рующих факторов, протекающие без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся психогенно обусловленными и соматовегетативными расстройствами, нарушениями социальной адаптации при отсутствии психотических

явлений [Мещеряков, 2014].Немедицин-ская психотерапия относится к области психологических теорий и практики; отдельные ее направления по-разному рассматривают природу невроза. В статье обобщены научные точки зрения относительно природы невроза в немедицинской психотерапии, проведен их сравнительный анализ.

Психодинамическое направление. С точки зрения психоанализа сущность невроза - конфликт между бессознательным и сознанием, между инстинктивными влечениями, составляющими содержание компонента Ид и интериори-зированными социальными нормами и требованиями, являющимися элементами компонента Супер-Эго. Возникающее напряжение регулируется компонентом Эго и механизмами психологической защиты. Компонент Эго в основе своей имеет высшие мыслительные процессы, но система Эго может быть слаба, в силу значительного преобладания психической энергии Ид. Энергия Эго расходуется на подавление импульса Ид, а не на поиски адаптивного механизма реализации желания. Ослабленное Эго не имеет доступа к подавленному материалу, что способствует формированию невротического симптома [12]. Следовательно, невроз - это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности преобразующего влияния Эго и механизмов психологической защиты. Согласно концепции К.Г. Юнга, личность функционирует на трех взаимосвязанных уровнях - сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное [14]. В условиях, когда материал личного и коллективного бессознательного не может быть осознан, он подспудно управляет поведением индивида, вызывая внутреннее напряжение и тревогу [14]. Нарушение циркуляции психической энергии всех трех уровней приводит к нарастанию внутреннего психического напряжения и развитию невроза как диссоциации путем отторжения человеком частей своей личности. В рамках индивидуальной психотерапии А. Адлера, развитие невроза рассматривается

в качестве нарушения социального интереса и стремления к превосходству как ключевых психологических процессов для решения жизненных задач. Обе тенденции служат компенсации нормального чувства неполноценности в раннем детстве [1]. Изначально эти механизмы искажаютсявследствие отвержения или гиперопеки в родительской семье. Далее формируются неадаптивные стили жизни и жизненные цели, которые, в свою очередь, поддерживают искаженный социальный интерес и стремление к превосходству, образуя порочный круг. Невротические личности либо с напряжением продвигаются к целям самовозвеличивания за счет окружающих, либо становятся беспомощными и изолированными. [1].

Бихевиорально-когнитивное направление. Как таковым понятием «невроз» в ортодоксальной бихевиоральной психотерапии пользоваться затруднительно, поскольку психика рассматривалась как «черный ящик». Личность представляет собой репертуар видов поведения, приобретение которых обусловлено средой. Невроз - это устойчивая привычка к неадаптивному поведению, которое вызывается однотипными обстоятельствами. Невротическое поведение сопровождается тревогой, являющейся автономным паттерном. Критерий выраженности невроза - уровень неадаптивной тревоги, которая мешает нормальному функционированию организма. Основные источники тревоги и соответствующих невротических привычек - классическое или оперантноеобус-ловливание, выражающееся в неадекватном сочетании методов подкрепления или наказания [8]. С точки зрения нео-бихевиорального направления, невроти-зация личности происходит вследствие формирования неэффективных когнитивных моделей поведения, которые затем реализуются. Принимая во внимание модель взаимного детерминизма влияния среды, поведения и особенностей когнитивных процессов, один фактор влечет за собой соответствующие изменения других факторов. Начальную роль играют средовые факторы в

го

со

О ^

СО ф

X

>.

О

с

го

X

ей

0 ^ к с

ЕЕ

п О ^ X

с; ^ го о

X С

Го):1

ы

1 X

ё ^ ей 2

го <и о.1 О т

ш о

X

ей го

виде значимых объектных отношений, предлагающих определенные способы поведения и взаимодействия. В процессе научения через наблюдение у индивида, помимо неэффективных моделей поведения, формируется неадекватное самовосприятие, самооценка и самоответ. Таким образом, страдает самоэффективность как важное условие адаптации и развития [2]. В когнитивном направлении психотерапии приобретение потенциала невротического расстройства рассматривается как результат формирования неадаптивных когнитивных схем. Соответствующим образом схемы организуют опыт, восприятие, осмысление, переживания и поведение личности. Производными когнитивных схем являются автоматические мысли, систематические когнитивные ошибки и искаженные фундаментальные эмоции, детерминирующие неадаптивные стратегии поведения. В процессе формирования неадаптивных когнитивных схем играют роль эволюционная история рода и генетические влияния, глубина полученных в детстве травм, несовершенное социальное научение [3]. В контексте рационально-эмотивного подхода невротические нарушения имеют в своей основе формирование жестко требующих иррациональных установок, которые, будучи неосознанными, запускают процессы труднопереносимых эмоциональных реакций и неадаптивных поведенческих паттернов. Рассматривая механизм развития иррациональных когниции, А. Эл-лис выделяет три главных пути: биологические факторы, социальное научение и выбор иррациональных когниций [13].

Гуманистическое и экзистенциальное направление. По мнению К. Роджерса, поведение человека определяется его Я-концепцией, которая формируется как важнейшая часть феноменологического поля восприятия личности. Пусковым фактором этого процесса становится отражение ребенка значимым окружением, которое удовлетворяет потребность в позитивном внимании или фрустрирует ее путем выдвижения условий ценности. Переживания, находящиеся в конфликте сЯ и его условиями

ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию [10]. Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концепцииявляется напряжение, тревога, замешательство и чувство вины, приводящие в действие механизмы психологической защиты, главная цель которой - сохранить целостность структуры Я [Роджерс, 2009]. Значительность несоответствия между сознаваемым Я и переживанием определяет тяжесть невроза и степень психологическойдеза-даптации. Согласно мнению теоретиков гештальт-терапии, невроз возникает как неспособность человека удовлетворять свои потребности в связи с полученными психологическими травмами как незавершенными гештальтами, сохраняющими в себе нерастраченную энергию и стремящимися к завершению.Человек воспроизводит аналогичные ситуации на другом содержательном материале, применяя закрепившиеся типы сопротивлений [9]. На этой основе формируются соответствующие привычные способы взаимодействия со средой, которые организуют проблему. Подобный способ адаптации является неврозом, который существует на пяти уровнях: 1) уровень фальшивых отношений как отказ от реализации своего «Я»; 2) фоби-ческий уровень, связанный с осознанием собственного фальшивого поведения и страхом быть собой; 3) уровень тупика и отчаяния; 4) имплозия (внутренний взрыв), переживающийся как смерть всего прежнего; 5) эксплозия или внешний взрыв - сбрасывание лишнего, проявление аутентичной личности [9]. Последние два уровня соответствуют выходу из невроза, например, в процессе психотерапии. В теории транзактного анализа человеческое благополучие в социальной среде выражается формулой «Я - очкей, ты - очкей». Невротические расстройства могут возникать в ситуации, когда человек занимает одну из трех неэффективных позиций: «Я - не очкей, ты - не очкей», «Я - очкей, ты - не очкей» или «Я - не очкей, ты - очкей». Первая из этих позиций связана с переживанием себя как плохого и окружения как враждебного; вторая- это позиция превос-

ходства и высокомерия; третья отражает негативное восприятие собственного Я с принятием на себя вины за происходящие события [4]. Каждая из «не очкей» -позиций поддерживает неадекватное развитие одного из трех эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции поддерживаются соответствующими (пересекающимися или дополнительными) транзакциями в коммуникациях. Следствием являются неконструктивные межличностные отношения, построенные по типу психологических игр и жизненных сценариев. Совокупность вышеназванных факторов препятствует развитию близости и аутентичности [4]. В контексте идей экзистенциальной философии и психологии, невроз есть неготовность человека к встрече с собой и проблемами существования. Экзистенциальные конфликты изначально неразрешимы, поэтому человек использует сознательные и подсознательные психологические операции, чтобы справиться с тревогой, порождаемой экзистенциальными за-ботами.Они обеспечивают относительную безопасность, но за счет снижения потенциала развития и нидуцирования экзистенциальной вины [15]. В. Франкл вводит понятие «ноогенный невроз», определяя его как невроз, в основе которого лежат духовная проблема и моральный конфликт. Экзистенциальный вакуум (как ощущение бессмысленности и пустоты), а также экзистенциальная фрустрация (как блокированное стремление к смыслу), рассматриваются В. Франклом как духовное бедствие, ведущее к болезни. Апатия и отчаяние являются симптомами ноогенного невроза. Масштабное воздействие экзистенциального вакуума не ограничивается индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов; оно лежит в основе «массовой невротической триады»: депрессии, наркомании и агрессии [11].

Следует отметить логику развития научных психологических взглядов на природу невроза и его механизмы. В психоаналитической традиции определяющими считаются процессы бессознательного как специфического уровня функционирования личности. Теорети-

ки бихевиорально-когнитивного направления в своем понимании законов нормального и патологического личностного функционирования отдают приоритет определяющего влияния факторам социальной среды и когнитивным процессам с учетом их взаимосвязи с эмоциональной сферой личности. Гуманистическая и экзистенциальная традиции в психологии возвращаются к холистической доктрине, при этом ни одна из психических сфер не считается приоритетной в вопросах нормального или патологического личностного развития. Они рассматриваются во взаимосвязи и взаимодетерминации с ситуативным преобладанием каждой.

Сравнивая точки зрения теоретиков психотерапевтических направлений психологии на природу невроза стоит указать ключевые отличия. Так психодинамическое понимание природы невроза делает акцент на определяющей роли содержания сферы бессознательного в развитии и поддержании невроза; подчеркивает значимость ранних объектных отношений, ключевого влияния бессознательного, степени сформиро-ванности механизмов психологической защиты, силы и зрелости компонента Эго. Причем классический психоанализ постулирует неизбежность внутрилич-ностного конфликта между Ид и Супер-Эго и видит его разрешение в укреплении и воспитании Эго. Аналитическая теория делает акцент на определяющем влиянии коллективного бессознательного, в частности архетипа Самости как истинного центра личности и источника психической энергии. В бихевиорально-когнитивном направлении в качестве основного фокуса внимания выбираются неадаптивные реакции (например, тревога) и формы поведения. В их формировании принципиально значимыми являются механизмы подкрепления и наказания, а также когнитивные основания - когнитивные модели, когнитивные схемы, иррациональные убеждения. В клиент-центрированном подходе ключевой является идея формирования неадекватного самоотношения на основе ложного образа Я. Это приводит к отвер-

го

со О

.

СО ф

X

>.

О

. .

с

го

X

Сй

0 ^ к с

ЕЕ

П О ^ X

с; ^ го о

X С

Го):1

ы

1 X

ё ^

ш ^ го <и о.1 О т

жению неприемлемых частей феноменологического поля и нарушению внутри-личностной коммуникации. Гештальт-терапия в качестве основы невротизации рассматривает укоренившиеся механизмы срыва развивающего контакта организма со средой, сформировавшиеся в аналогичных условиях контактирования и взаимодействия. В экзистенциальном направлении акцентируется внимание на непреодолимости экзистенциальных конфликтов в силу отказа от авторства собственной жизни и трудностей принятия на себя ответственности вследствие небезопасности такого выбора. Кроме того, этот механизм поддерживают масштабные социальные тенденции, такие как общая невротизация человечества, подавление собственной духовности, разрушение традиций, следование ложным ценностям, чрезмерная сосредоточенности на себе.

В то же время в различных психотерапевтических трактовках природы невроза наблюдается ряд общих моментов. Во-первых, все авторы отмечают влияние неблагоприятных психотрав-мирующих условий социальной среды как этиологических факторов развития невроза: стиль построения отношений с родителями своего и противоположного пола; отношения между сиблингами; отрицательное подкрепление или наказание; неадаптивные примеры поведения; семейные послания и установки; условия ценности личности для близких; плохое обращение в детстве; препятствия экзистенциальному образу жизни. Во-вторых, во всех теориях (за исключением классической бихевиоральной теории) присутствует идея последующей интрапсихиче-ской детерминации процесса развития невроза: внутриличностные конфликты

между желаниями и убеждениями; комплексы и архетипы; ошибочные жизненные цели и стиль жизни; усвоенные неадаптивные модели восприятия, поведения и самоотношения; неадекватные когнитивные схемы; иррациональные убеждения и труднопереносимые эмоции; ложный образ Я; искаженная картина мира и механизмы сопротивления контакту; дисбаланс основных эго-состояний, неэффективные транзакции в коммуникациях; невротическая тревога; механизмы защиты психики перед лицом экзистенциальных проблем; зыбкая духовная и морально-нравственная основа восприятия. В-третьих, повсеместно (кроме бихевиоральной теории) делается акцент на слабости ключевого процесса внутриличностной регуляции: слабость компонента Эго; деформация процессов стремления к превосходству и социального интереса; искажение когнитивно-волевых процессов; недостаток критического мышления; зыбкая Я-концепция; слабость функций Self; неразвитое эго-состояние Взрослого; готовность брать на себя ответственность за свою жизнь. В-четвертых, в большинстве концепций подчеркивается значение процесса осо-знавания как способности делать доступным для сферы сознания, а значит и для возможной ревизии и использования, неосознанного личностного материала. Затрудненное движение психической энергии между компонентами личности, уровнями сознания, различными психическими процессами, разными частями феноменологического поля блокирует процесс нормального личностного функционирования. В-пятых, все авторы отмечают в качестве следствия работы невротических механизмов нарушение поведения и способности адаптации в среде.

Библиографический список

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Академический Проект, 2011. - 240 с.

2. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. - М.: Евразия, 2009. - 320 с.

3. Бек, А. Когитивная терапия расстройств личности [Текст] / А. Бек. - СПб.: Питер, 2009. - 269 с.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М.: ЭКСМО, 2015. - 560 с.

5. Гиляровский, В. Психиатрия [Текст] / В.А. Гиляровский. - М.: Бином, 2012. - 728 с.

6. Ларченко, Н. Словарь-справочник медицинских терминов и основных медицинских понятий [Текст] / Н.А. Ларченко. - М.: Медицина, 2013. - 608 с.

7. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Б.А. Мещеряков, В.Н. Зинчен-ко. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014. - 816 с.

8. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. -СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

9. Перлз, Ф Теория гештальт-терапии. Современная психология. Теория и практика [Текст] / Ф. Перлз, П. Гудман - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 320 с.

10. Роджерс, К. Клиент-центрированная терапия [Текст] / К. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 512 с.

11. Франкл, В. Теория и терапия неврозов [Текст] / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2010. - 234 с.

12. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2013. - 400 с.

13. Эллис, А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия [Текст] / А. Эллис. - М.: Феникс, 2008. - 157 с.

14. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции [Текст] / К.Г. Юнг. - СПб.: Б.К.С., 1998. - 211 с.

15. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / И. Ялом. - М.: Римис, 2008. - 608 с.

References

1. Adler A. The practice and theory of individual psychology. M.: Akademicheskiy Proekt, 2011. P. 240. [in Russian].

2. Bandura A. Social learning theory. M.: Evraziya, 2009. P. 320. [in Russian].

3. Beck A. Cognitive Therapy of Personality Disorders. St. Petersburg: Peter Publ., 2009. P. 269. [in Russian].

4. Berne E. Games that people Play. People that play games. M.: Eksmo, 2015. P. 560. [in Russian].

5. Giljarovsky V. Psychiatry. M.: Bean Publ, 2012. P. 728. [in Russian].

6. Larchenko N. Dictionary of medical terms and concepts of basic health. M.: Meditsina, 2013. P. 608. [in Russian].

7. Mescheryakov B.A., Zinchenko V.N. Big psychological dictionary. M.: AST, Praym-Evroznak, 2014. P. 816. [in Russian].

8. Nelson-Jones R. Theory and practice of counseling. Sankt-Peterburg. St. Petersburg, 2010. P. 464. [in Russian].

9. Perls F., Goodman P. Theory and practice.Theory of Gestalt therapy. Modern psychology. Theory and practice. M.: Institut obschegumanitarnyh issledovany, 2010. P. 320. [in Russian].

10. Rogers C. Client-centered therapy. M.: Eksmo-Press, 2009. P. 512. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Frankl V. Theory and therapy of neuroses. Sankt-Peterburg: Rech, 2010. P. 234. [in Russian].

12. Freud Z. Psychology of the Unconscious. Sankt-Peterburg, Piter, 2013. P. 400. [in Russian].

13. Ellis A. Rational-emotive behavior therapy. M.: Feniks, 2008. P. 157. [in Russian].

14. Jung C.G. Analytical Psychology: Its Theory & Practice (The Tavistock Lectures). Sankt-Peterburg, BKS, 1998. P. 211. [in Russian].

15. 17. Yalom I. Existential Psychotherapy. M.: Rimis, 2008. P. 608. [in Russian].

Сведения об авторе: лавринович Татьяна Михайловна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. Ктай: lavrinta@mail.ru

Information about the author: Lavrynovych Tatiana Mikhailovna,

candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor of the Department

of «Psychological Diagnostics and Counseling»

South-Ural State University,

Chelyabinsk.

E-mail: lavrinta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.