Научная статья на тему 'Сравнительный анализ высшего образования на примере отдельных стран Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов'

Сравнительный анализ высшего образования на примере отдельных стран Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сравнительно-правовой анализ / регулирование образования / образование в Азии / образование в Европе / высшее образование / трудоустройство выпускников / мировые рейтинги образования / Comparative legal analysis / regulation of ­education / education in Asia / education in Europe / higher education / employment of graduates / education world rankings

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титор Светлана Евгеньевна, Черкасова Светлана Владимировна

Данное исследование посвящено анализу и сравнению высшего образования в Германии, Франции и Сингапуре. Авторами выделены сходства и различия систем высшего образования в некоторых странах Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Рассмотрена его структура с учетом особенностей каждого государства, место указанных стран в ведущих мировых рейтингах по уровню образования (Индекс уровня образования в странах мира 2022 Программы развития Организации Объединенных Наций и Индекс человеческого развития 2021–2022). Проведен сравнительный анализ сроков обучения, принципов построения системы высшего образования, также в качестве критерия этого метода изучено участие работодателей (организаций и предприятий) и государства в самом процессе и задачи трудоустройства выпускников. Выявлена роль относительной самостоятельности учебных заведений в решении вопросов приема абитуриентов. Авторами рассмотрены ступени освоения программ, требования, предъявляемые к студентам при поступлении в образовательные организации, разновидности научных степеней и порядок их присвоения. Исследована система дуального практико-ориентированного) обучения (как база трудоустройства выпускников во Франции и Германии, принципы и цели ее функционирования в анализируемых государствах Европейского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Титор Светлана Евгеньевна, Черкасова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of higher education on the example of certain countries of the European and Asia-Pacific regions

This study analyses and compares higher education in Germany, France, and Singapore. The authors highlight the similarities and differences between higher education systems in some countries of the European and Asia-Pacific regions. Its structure is described, with consideration to characteristics of each state, the place of these countries in the leading world rankings on the level of ­education is given (Education Index 2022 of the United Nations Development Programme and Human Development Report 2021–2022). A comparative analysis of the study duration, principles of building a higher education system was conducted. Also, the authors studied participation of employers (organisations and enterprises) and state in the process, along with issues of employment of graduates as a criterion for this method. The role of the relative independence of higher educational institutions in resolving admission issues was identified. The authors examined the stages of mastering programmes, the requirements for applicants when entering educational organisations, the types of degrees, and the procedure for awarding them. The system of dual (practice-oriented) training was explored as a basis for employment of graduates in France and Germany, the principles and goals of its functioning in the analysed states of the European region were clarified.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ высшего образования на примере отдельных стран Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов»

УДК 342.5

DOI 10.26425/1816-4277-2024-1-240-248

Сравнительный анализ высшего образования на примере отдельных стран Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов

Титор Светлана Евгеньевна

Канд. юрид. наук, доц. каф. частного права ORCID: 0000-0002-5930-9972, email: [email protected]

Черкасова Светлана Владимировна

Магистрант

ORCID: 0000-0001-7411-1158, email: [email protected] Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу и сравнению высшего образования в Германии, Франции и Сингапуре. Авторами выделены сходства и различия систем высшего образования в некоторых странах Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Рассмотрена его структура с учетом особенностей каждого государства, место указанных стран в ведущих мировых рейтингах по уровню образования (Индекс уровня образования в странах мира 2022 Программы развития Организации Объединенных Наций и Индекс человеческого развития 2021—2022). Проведен сравнительный анализ сроков обучения, принципов построения системы высшего образования, также в качестве критерия этого метода изучено участие работодателей (организаций и предприятий) и государства в самом процессе и задачи трудоустройства выпускников. Выявлена роль относительной самостоятельности учебных заведений в решении вопросов приема абитуриентов. Авторами рассмотрены ступени освоения программ, требования, предъявляемые к студентам при поступлении в образовательные организации, разновидности научных степеней и порядок их присвоения. Исследована система дуального практико-ориентирован-ного) обучения (как база трудоустройства выпускников во Франции и Германии, принципы и цели ее функционирования в анализируемых государствах Европейского региона.

Ключевые слова

Сравнительно-правовой анализ, регулирование образования, образование в Азии, образование в Европе, высшее образование, трудоустройство выпускников, мировые рейтинги образования

Для цитирования: Титор С.Е., Черкасова С.В. Сравнительный анализ высшего образования на примере отдельных стран Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов//Вестник университета. 2024. № 1. С. 240—248.

© Титор С.Е., Черкасова С.В., 2024.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Comparative analysis of higher education

on the example of certain countries of the European and Asia-Pacific regions

Svetlana E. Titor

Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Private Law Department ORCHID: 0000-0002-5930-9972, email: [email protected]

Svetlana V. Cherkasova

Graduate Student

ORCHID: 0000-0001-7411-1158, email: [email protected] State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

This study analyses and compares higher education in Germany, France, and Singapore. The authors highlight the similarities and differences between higher education systems in some countries of the European and Asia-Pacific regions. Its structure is described, with consideration to characteristics of each state, the place of these countries in the leading world rankings on the level of education is given (Education Index 2022 of the United Nations Development Programme and Human Development Report 2021—2022). A comparative analysis of the study duration, principles of building a higher education system was conducted. Also, the authors studied participation of employers (organisations and enterprises) and state in the process, along with issues of employment of graduates as a criterion for this method. The role of the relative independence of higher educational institutions in resolving admission issues was identified. The authors examined the stages of mastering programmes, the requirements for applicants when entering educational organisations, the types of degrees, and the procedure for awarding them. The system of dual (practice-oriented) training was explored as a basis for employment of graduates in France and Germany, the principles and goals of its functioning in the analysed states of the European region were clarified.

Keywords

Comparative legal analysis, regulation of education, education in Asia, education in Europe, higher education, employment of graduates, education world rankings

For citation: Titor S.E., Cherkasova S.V (2024) Comparative analysis of higher education on the example of certain countries of the European and Asia-Pacific regions. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 240—248.

© Titor S.E., Cherkasova S.V., 2024.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование является основой подготовки квалифицированных кадров. Научно-технологическое развитие позволило создать места для трудоустройства, выявило потребность в обучении образованного населения для работы с новыми условиями, технологиями. На наш взгляд, необходимо рассмотреть системы высшего образования в отдельных странах как Европейского, так и Азиатско-Тихоокеанского региона. Актуальность исследования заключается в том, что выделенные нами государства демонстрируют наиболее высокие показатели в общемировых рейтингах образования: PISA (англ. Programme for International Student Assessment — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Индекс уровня образования в странах мира 2022 Программы развития Организации Объединенных Наций (далее — ООН). Так, с учетом общемировой оценки уровня образования стран авторами выделены три государства для изучения: Франция, Германия и Сингапур. Целью исследования является проведение сравнительного анализа высшего образования в выбранных странах с точки зрения построения национальной образовательной системы и трудоустройства выпускников.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В рейтинге стран мира по индексу уровня образования ООН1 Федеративная Республика Германия (далее — ФРГ, Германия) находится на 11-м месте (ожидаемая продолжительность обучения — 17 лет, средняя продолжительность обучения — 14,1 лет). Для сравнения, Российская Федерация (далее — РФ, Россия) занимает 29-ю строчку с показателями 15,8 и 12,8 лет соответственно. Франция расположена на 44-м месте (ожидаемая продолжительность обучения — 15,8 лет, средняя продолжительность обучения — 11,6 лет). Сингапур — на 31-й позиции с показателями 16,5 и 11,9 лет соответственно.

В Индексе человеческого развития (англ. Human Development Report 2021—2022)2. Германия находится на 9-м месте с показателем 0,942 (средняя продолжительность жизни — 80,6 лет, ожидаемое количество лет обучения — 17, среднее время обучения в школе — 14,1 лет, валовый национальный доход — 54,534). Россия в рассматриваемом рейтинге занимает 52-ю позицию с показателем 0,822 (средняя продолжительность жизни — 69,4 лет, ожидаемое количество лет обучения — 15,8, среднее время обучения в школе — 12,8 лет, валовый национальный доход — 27,166). Франция расположена на 28-м месте с показателем 0,903 (средняя продолжительность жизни — 82,5 лет, ожидаемое количество лет обучения — 15,8, среднее время обучения в школе — 11,6 лет, валовый национальный доход — 45,937). Сингапур занимает 12-е место с показателем 0,939 (средняя продолжительность жизни — 82,8 лет, ожидаемое количество лет обучения — 16,5, среднее время обучения в школе — 11,9 лет, валовый национальный доход — 90,919).

Система высшего образования Германии объединяет в себе более 400 образовательных организаций, из которых более 300 получают финансирование из государственного бюджета. Обучение в них интегрирует все базовые направления программ международного высшего образования, такие как классические университеты (нем. Universität), технические вузы (нем. Technische Universität), а также общие университеты (нем. Gesamthochschulen). Кроме этого, существует несколько учебных заведений, обучение в которых приравнено к получению высшего образования: педагогические институты (нем. Pädagogische Hochschule), медицинские колледжи (нем. Hochschulefür Medizin), философско-теологические колледжи (нем. Theologische Hochschule), колледжи спорта (нем. Sporthochschule) и т.д. Самыми популярными специальностями на территории ФРГ являются электротехника, экология, инженерия, строительство и машиностроение, а также аграрное образование.

С даты подписания Болонской декларации государствами-членами Европейского союза (далее — ЕС) вся европейская система высшего образования подверглась полномасштабным изменениям. На данный момент около 90 % немецких университетов реализуют свои учебные программы по системе двух ступеней: бакалавриата и магистратуры.

Классическое высшее университетское образование в ФРГ на первой ступени (бакалавриате) включает в себя такие два этапа, как обучение в университете (нем. Studium) и двухгодичную практику (нем. Referendariat), каждый из которых завершается сдачей государственного экзамена (нем. Staatsexamen).

1 Human Development Reports. Официальный сайт. Режим доступа: https://hdr.undp.org/ (дата обращения: 21.10.2023).

2 Human Development Reports. Human Development Index (HDI). Режим доступа: https://hdr.undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/ HDI (дата обращения: 23.11.2023).

Подготовка к последнему представляет собой усвоение междисциплинарного обширного учебного материала, что в свою очередь интегрирует в систему высшего образования ФРГ институт репетиторства (нем. Repetitorium) в виде так называемой консультативной работы с молодым практикующим специалистом с целью активного и углубленного повторения всех изучаемых дисциплин и успешного написания итоговой контрольной работы (нем. Klausur). Подготовка представляет собой неотъемлемый эквивалент немецкого высшего образования.

По окончании программы бакалавриата после написания дипломной работы и ее успешной защиты студентам присваивается ученая степень бакалавра (англ. Bachelor / нем. Bakkalaureus). Магистерские программы ориентированы в большей степени на научно-исследовательскую работу, а после сдачи государственных экзаменов и защиты дипломного проекта присваивается степень магистра (англ. Master). Также в настоящее время в Германии набирают популярность так называемые интегрированные формы высшего образования, сочетающие в себе процесс обучения в университете и специальную профессиональную подготовку. Они представляют собой, по сути, освоение специальных учебных курсов в сфере бизнеса, а также инженерных и компьютерных наук, являющихся дополнением к основной профессиональной подготовке студента. К таким программам относятся программы МВА (англ. Master of Business Administration — мастер делового администрирования) [1]. В Германии существует одна ученая степень — доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.

При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные испытания, абитуриенту достаточно успешно сдать выпускные экзамены в школе/гимназии. При приеме на обучение решающее значение имеет средний балл школьного аттестата.

ФРГ является родоначальником системы дуального образования (объединение теоретической подготовки и практики непосредственно у работодателя). По такой системе на предприятиях создаются специальные места для обучающихся (иногда с использованием виртуального оборудования). На данный момент ее активно внедряют многие иностранные государства, в том числе и РФ.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Система французского образования основана на принципе свободы преподавания, бесплатного и доступного обучения, равных прав и обязанностей участников образовательного процесса, а также на принципе светскости (лаицизма), то есть нерелигиозном характере образования. Она характеризуется значимой ролью государства в самой системе и ее финансировании.

Как уже было отмечено нами выше, Франция, будучи членом ЕС и, соответственно, участником Болон-ского процесса, имеет двухуровневую систему высшего образования, как и Германия. Указом № 2002-481 от 8.04.2002 г. «Об ученых степенях, званиях и национальных дипломах»3 была введена новая система степеней:

1) первый цикл: бакалавр (фр. licence) — 3 года;

2) второй цикл: магистр — 2 года;

3) третий цикл: доктор — 3—4 года.

К задачам первого цикла относятся следующие: углубление имеющихся знаний по фундаментальным дисциплинам и приобретение новых, относящихся к широкому спектру деятельности; совершенствование владения французским языком; участие в научных исследованиях; помощь студентам в определении профессиональной ориентации на основе междисциплинарного обучения (постепенный переход к специализации обучения); помощь студентам с определением дальнейшего пути (подготовка к обучению во втором цикле или подготовка к трудоустройству после получения диплома об окончании первого цикла).

Зачислению на обучение на первый цикл предшествует национальная процедура предварительной регистрации, позволяющая поступающим воспользоваться информационным и ориентационным механизмом, который доводит до них сведения о характеристиках каждого вида обучения, а также статистические данные. Зачисление происходит с учетом характеристики студента и оценок, полученных в результате предыдущего обучения выпускника. Обладатели национального диплома бакалавра, дающего возможность обучения на первом цикле, которые не поступают на второй цикл, информируются о различных возможностях, доступных им в сфере профессиональной интеграции и продолжения образования.

3 Légifrance. Décret n°2002-481 du 8 avril 2002 relatif aux grades et titres universitaires et aux diplômes nationaux. Режим доступа: https://www.legifrance. gouv.fr/loda/id/J0RFTEXT000000585864 (дата обращения: 25.10.2023).

Второй цикл объединяет курсы, включающие общее и профессиональное обучение. Проводятся тренинги, организованные с целью подготовки студентов к профессии. Они позволяют пополнять знания, получать практические навыки, проводить научные исследования. Поступить на второй цикл могут обладатели степени бакалавра. Учебные заведения вправе устанавливать правила приема на первый год второго цикла, например вводить вступительный экзамен и учитывать досье поступающего.

Третий цикл представляет собой подготовку в области исследований и разработок, включающую в рамках докторантуры индивидуальное или коллективное выполнение научных работ. Обучение происходит в тесной связи с исследовательскими лабораториями и группами, качество деятельности которых подтверждается национальной оценкой. После защиты диссертации и представления оригинальных научных работ присваивается докторская степень. Научные труды могут быть индивидуальными или коллективными, опубликованными или неопубликованными. По завершении процедуры защиты кандидат должен принести присягу, пообещав соблюдать принципы, правила и требования научной честности на условиях, установленных постановлением министра, ответственного за исследования. Докторская степень сопровождается указанием учреждения, которое ее выдало. Руководить научными работами могут ученые, получившие соответствующую лицензию. Монополию на присвоение ученых степеней и званий имеет государство. Учебные заведения могут под свою ответственность организовывать обучение, ведущее к получению собственных степеней, а также подготовку к конкурсным экзаменам.

Во Франции есть 87 государственных университетов — от старейших парижских, один из которых был основан в 1179 г. под названием «Сорбонна», до современного учебного центра Ниццы «Софья-Антиполис», открытого в 1968 г.4 Учреждены государственные организации научного, культурного и профессионального характера, обладающие правосубъектностью, административной и финансовой автономией. Функционируют технологические университеты (их основная задача — подготовка инженеров, развитие исследований и технологий), на базе которых существуют школы и институты за пределами университета, французские школы за рубежом, сообщества учреждений. Четыре государственные школы искусств с высокой репутацией напрямую подчиняются Министерству высшего образования: Буль, Оливье де Серр, Дюперре и Эстьен.

В стране, как и в Германии, внедрена система дуального образования, дающая студентам шанс получить практически любые сертификаты, зарегистрированные в специальном национальном каталоге профессиональных квалификаций. Существует возможность заключить контракт на обучение с конкретной организацией продолжительностью от одного года до трех лет, по которому студентам будут предоставлены все права и присвоен статус сотрудника предприятия. Обучение проходит как на рабочем месте на территории компании, так и в образовательной организации. Дуальная система образования во Франции регулируется федеральным законодательством, региональными советами, некоторыми политическими установками и социальными партнерами, которые осуществляют основное руководство центрами подготовки кадров. Финансирование системы трехстороннее: от государства (освобождение предприятий, заключивших договоры, от установленных взносов ровно на сумму заработной платы каждого студента), от региональных советов (предоставление субсидий на обучение) и от компаний (налог на обучение) [2].

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИНГАПУРЕ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В Сингапуре в данный момент система высшего образования реализуется по трем привычным ступеням: бакалавриат, магистратура и докторантура. Национальный университет Сингапура и Наньянский технологический университет предлагают своим абитуриентам не только получение дипломов бакалавров, магистров, но также развитие в области научно-исследовательской деятельности. Учеба на бакалавриате длится три-четыре года, в магистратуре — один-два года, в докторантуре — от двух до пяти лет. Обучение в вузе является достаточно дорогим. Так, минимальная цена за год обучения на бакалавриате составляет примерно 9 056 долл. США. Эту степень можно получить по следующим направлениям: администрирование, архитектура, искусствоведение, авиация, бизнес, строительство, дизайн, экономика, образование, мода, инженерия, здравоохранение, туризм, менеджмент, маркетинг и др.5 В современном высшем образовании Сингапура уделяется особое внимание сотрудничеству с зарубежными университетами — американскими,

4Wayback Machine. Университеты, высшие и специализированные школы. Режим доступа: https://clc.mk/7124ZsyHc (дата обращения: 27.10.2023).

5 Keystone Bachelor Studies. 44 Bachelor Programs in Singapore for 2024. Режим доступа: https://www.bachelorstudies.com/bachelor/Singapore (дата обращения: 28.10.2023).

японскими, европейскими [3]. Для поступления на бакалавриат студенту необходимо получить 12-летнее школьное образование, которое реализуется до 11-го класса в школе, а затем в довузовских учреждениях (англ. Junior College)6 или в послесреднем учебном заведении (англ. post-secondary institution). Для поступления в университет Сингапура иностранцу также необходимо иметь 12 лет образования в школе, хотя некоторые вузы принимают иностранцев и после 11-го класса.

В магистратуре, как уже было упомянуто, обучение длится от одного года до двух лет, по программам МВА — год/полтора. Продолжительность обучения зависит от учебного заведения. Магистерские программы по форме обучения подразделяются на очные и заочные. В процесс обучения входят лекции, семинары, групповая и индивидуальная работа, написание диссертации или итогового проекта. Основные требования, предъявляемые к абитуриенту, выдвигает вуз. В большинстве случаев для поступления в магистратуру Сингапура студенту необходимо иметь диплом бакалавра, обязательны рекомендательные письма, результаты экзаменов. Например, Graduate Record Examinations (англ. стандартизированный тест, который необходимо сдать для поступления на значительное количество постдипломных программ в США и ряде иных стран), Graduate Management Admission Test (англ. стандартизованный тест для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах). При поступлении учитывается опыт работы по специальности, сдача экзаменов TOEFL (англ. Test of English as a Foreign Language — стандартизованный тест на знание английского языка) или IELTS (англ. International English Language Testing System — международная система оценки знания английского языка).

Что касается докторантуры, она делится на два вида: исследовательская и курсовая. Первая представляет собой работу над независимым исследованием в течение всего периода под контролем научного руководителя, а также сдачу экзаменов. Вторая состоит из набора лекций, семинаров, лабораторных работ и письменных экзаменов в течение всего периода обучения. Занятия проводятся обычно по вечерам, а итоговая работа является проектом, на основе которого пишется диссертация.

Система высшего образования Сингапура схожа с европейской и не отличается какими-то особенностями. Уникальность заключается в некоторых аспектах. Во-первых, меньше времени уделяется подготовке магистров и докторов. Магистры в среднем учатся год, доктора — три года. Во-вторых, учеба в вузах разделяется на 6 семестров и именуется блоком. В-третьих, лекции занимают всего 30 % учебного времени, а практические занятия — 70 %. Образование строится на самообучении и способности студентов к самоорганизации. В-четвертых, в университетах Сингапура нет сессий, а аттестация происходит каждый раз после завершения курса лекций, нет зачетной сессии, но есть необходимый минимум для получения доступа к экзаменам.

Таким образом, с точки зрения построения национальных систем высшего образования мы видим, что в Германии, Франции и Сингапуре в основе лежат единые принципы: система включает в себя обучение на бакалавриате, в магистратуре и докторантуре (в Сингапуре те же ступени, что и в европейских странах, несмотря на тот факт, что страна не является участником Болонского процесса, в отличие от ФРГ и Франции). Требования к абитуриентам, продолжительность обучения в рассмотренных государствах различаются, влияние оказывают национальные особенности, относительная самостоятельность отдельных вузов в установлении правил приема и обучения и другие факторы.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Одним из основных критериев оценки системы высшего образования можно назвать дальнейшее трудоустройство выпускников. Так, в выбранных странах присутствуют свои отличительные черты и способы реализации данного критерия.

Вопросам трудоустройства выпускников в Сингапуре уделяется особое внимание. Каждое учебное заведение сотрудничает с несколькими организациями-партнерами, которые могут устроить на работу выпускников или обучающихся, также в каждой образовательной организации есть свой сайт или приложение для трудоустройства. Например, NUS Talent Connect в Национальном университете Сингапура7, где студенты могут найти подходящие вакансии. В университетах доступна консультация у специалистов по вопросам карьеры, которые помогут выпускникам с занятостью, определят сильные и слабые стороны, подберут нужную вакансию в соответствии с его образованием и личностными качествами. Любому гражданину Сингапура

6 National Junior College. About us. Режим доступа: https://www.nationaljc.moe.edu.sg/about-us/ (дата обращения: 30.10.2023).

7 National University of Singapore. Официальный сайт. Режим доступа: https://nus-csm.symplicity.com/ (дата обращения: 30.10.2023).

гарантируется доступ к государственным услугам по профессиональному развитию, подбору работы в центрах карьеры (Workforce Singapore)8 при Министерстве трудовых ресурсов.

В стране особую роль играет подготовка и трудоустройство педагогических кадров. Подготовкой педагогов занимается единственное заведение в Сингапуре — Национальный институт образования На-ньянского технологического университета [4]. Для поступления недостаточно сдать на отлично выпускные экзамены, специальной комиссией обязательно оценивается мотивация потенциального педагога, по итогам отбора только лучшие допускаются до следующих вступительных испытаний. Так, набор кандидатов происходит благодаря определению психологического портрета соискателя, профессиональной пригодности, коммуникативных навыков и др. То есть к будущим учителям еще на этапе поступления в университет предъявляются довольно высокие требования. Необходимо отметить, что после окончания сингапурского педагогического института студенты обязаны отработать в школе четыре года. Профессиональное образование не заканчивается будущим педагогом после окончания учебного заведения. Напротив, в Сингапуре школа заинтересована в грамотном и ответственном преподавателе, поэтому выпускнику при трудоустройстве назначается наставник, который должен помогать адаптироваться на рабочем месте, получать навыки и совершенствовать их.

Что касается эффективности, высокий уровень образования в Сингапуре поддерживается благодаря внедренной в 2005 г. системе профессиональной оценке учителей (англ. Enhanced Performance Management System). Данной системой оцениваются черты личности педагога: как он преподносит материал, образ и структура мысли, действия, манера говорить [5]. Программой задаются высокие квалификационные стандарты, которые позволяют оценить учителю свою работу и усовершенствовать ее, определить потребность в повышении квалификации педагога или стимулирование его денежными выплатами.

Германия является родоначальником системы дуального образования, при которой теоретическая часть подготовки обучающихся проходит на базе образовательной организации, куда они зачислены, а практическая — на рабочем месте территории предприятия. Предприятия в свою очередь делают заказ образовательным учреждениям на определенное количество необходимых специалистов, работодатели могут даже принимать непосредственное участие в составлении образовательной программы и учебного плана. Студенты проходят практику в компании без отрыва от основной учебы. При такой системе обучения значительно усиливается роль работодателя, на территории которого создаются учебные рабочие места для студентов.

Немецкая система высшего образования в рассматриваемом ключе отличается развитым институтом наставничества и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в стране функционирует в строгих законодательных рамках и осуществляется при непосредственном участии торгово-промышленных и ремесленных палат. По этой причине многие подростки выбирают технические специальности, после получения которых гарантировано рабочее место на предприятии.

Что касается занятости выпускников во Франции, необходимо отметить, что доступ выпускников к трудоустройству сегодня является одним из критериев оценки университетов. Закон № 2007-1199 от 10.08.2007 г. «О свободах и обязанностях университетов»9, известный как Закон LRU, определяет среди основных задач ориентацию и профессиональную интеграцию студентов. Таким образом, предназначение университетов больше не ограничивается производством знаний и их распространением. Хотя указанная задача изначально включалась в узкий круг специальностей (в основном в медицину и юриспруденцию), на данный момент она является особо актуальной для специальностей общего профиля.

Согласно проведенному опросу 2022 г.10, уровень занятости студентов бакалавриата в 2022 г. составил 82 % через год после окончания обучения (в период до пандемии COVID-19 этот показатель составлял 85 %). К 2022 г. условия трудоустройства выпускников значительно улучшились, расширился доступ к постоянной работе (практически 2/3 учащихся подписывают с работодателем бессрочный трудовой договор). Важно отметить, что факультет гуманитарных наук, языков и искусства занимает последнее место в рейтинге трудоустройства и имеет самый низкий уровень занятости выпускников (63 %). Для сравнения, технические науки на данный момент практически восстановили свой докризисный уровень

8 Workforce Singapore. Официальный сайт. Режим доступа: https://www.wsg.gov.sg/ (дата обращения: 31.11.2023).

9 Légifrance. Loi n°2007-1199 du 10 août 2007 relative aux libertés et responsabilités des universités. Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/ J0RFTEXT000000824315/ (дата обращения: 01.11.2023).

10 Juille M., Soussi R. Covid: quelle insertion pour les jeunes diplômés en sortie de crise? Режим доступа: https://www.studyrama.com/emploi/premier-emploi/ insertion-jeunes-diplomes-covid (дата обращения: 05.11.2023).

занятости — 89 %. По окончании вуза основным каналом поиска первой работы являются объявления о вакансиях (30 %), стажировка занимает второе место (13 %).

Согласно статистике, молодые выпускники работают по специальности в основном в сфере услуг, промышленности и торговле. Среди наиболее привлекательных направлений набора руководителей начального уровня можно выделить «Инженерию-НИОКР, исследования» (НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), «Здравоохранение, социальные действия» и «Юридическую и бухгалтерскую деятельность».

Как уже было отмечено нами выше, во Франции, как и в Германии, введена дуальная система образования, которая открывает студентам доступ ко всем профессиональным сертификатам. В стране функционирует наблюдательный совет, который обязан ежегодно предоставлять Комитету по образованию и академической жизни отчет о количестве и качестве стажировок, а также о профессиональной интеграции студентов и их первом трудоустройстве (статья L611-5).

Таким образом, можно отметить, что в европейских государствах (ФРГ и Франции) в плане трудоустройства значительный упор делается на дуальную систему, при которой работодатели участвуют в подготовке кадров, определяют потребность в специалистах конкретного профиля, обучают студентов на территории предприятий и, соответственно, потом получают уже введенных в курс дела и относительно обученных сотрудников. Кроме того, образовательные организации во Франции и Германии тесно сотрудничают с работодателями, студентов регулярно консультируют специалисты по вопросам трудоустройства. Такая же система существует и в Сингапуре. Проводятся ярмарки вакансий, собеседования с обучающимися, активно функционируют центры занятости и карьерного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного сравнительно-правового анализа систем высшего образования в Сингапуре, Франции и Германии можно сделать следующие выводы.

Во-первых, рассмотренные государства, а вернее их образовательные системы, занимают верхние позиции в общемировых рейтингах образования в целом. Безусловно, сходств между французской системой и немецкой намного больше, чем с системой Сингапура, однако она несильно выделяется с точки зрения организации. Это обусловлено расположением стран и участием Франции и Германии в ЕС.

Во-вторых, с точки зрения общей характеристики систем образования мы видим единые принципы построения: обучение на бакалавриате, затем в магистратуре и докторантуре (при этом Франция и Германия входят в Болонский процесс, одним из условий которого является построение высшего образования согласно данным ступеням, а Сингапур его участником не является). Разумеется, условия поступления, экзамены, требования к подготовке абитуриентов, продолжительность обучения на каждом из этапов отличаются в рассмотренных государствах. Более того, благодаря относительной самостоятельности вузов многие упомянутые факторы различаются в университетах на территории одной страны.

В-третьих, с точки зрения трудоустройства выпускников после получения высшего образования можно сказать, что во Франции и Германии это реализуется в основном за счет дуальной образовательной системы (сочетания теории и практики у работодателя), в результате которой многие студенты еще в процессе обучения находят место в организации. Кроме того, во всех рассмотренных странах образовательные организации проводят ярмарки вакансий, специалисты помогают обучающимся в поиске себя и выборе дальнейшего пути, консультируют по вопросам трудоустройства, заключают договоры с организациями о сотрудничестве, тем самым обеспечивая выпускников работой.

^исок литературы

1. Кудашова Н.Н. Система образования в современной Германии. Современное педагогическое образование. 2022;2:25-29.

2. Булах КВ., Жукова Н.Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017;4(208):57-64.

3. Лицарева Е.Ю. «Мягкая инфраструктура» Тайваня, Республики Корея и Сингапура в области науки и образования по привлечению человеческих ресурсов. Вестник Томского государственного университета. 2017;421:133-143. http://doi.org/10.17223/15617793/421/20

4. ДаниловаЛ.Н. Педагогическое образование в Сингапуре: компетентностно-ценностный подход. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022;3(41):473-484. http://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-473-484

5. Сергиенко А.Ю. Управление педагогическим образованием в Сингапуре. Управление образованием: теория и практика. 2018;1(29):23—35.

References

1. Kudashova N.N. The educational system in modern Germany. Modern Pedagogical Education. 2022;2:25-29. (In Russian).

2. BulakhK.V., ZhukovaN.N. History of development of dual system of professional education in the countries of the European Union. The Bulletin of the Adyghe State University, Series "Pedagogy and Psychology". 2017;4(208):57-64. (In Russian).

3. Litsareva E.Yu. The "soft infrastructure" of Taiwan, the Republic of Korea and Singapore in the field of science and education on human resources attracting. Tomsk State University Journal. 2017;421:133-143. (In Russian). http://doi. org/10.17223/15617793/421/20

4. Danilova L.N. Teacher training in Singapore: competence and value-based approach. Issues in Journalism, Education, Linguistics. 2022;3(41):473-484. (In Russian). http://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-473-484

5. SergienkoA.Yu. Teacher education management in Singapore. Education Management Review 2018;1(29):23-35. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.