Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СИМПТОМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ / НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КЛИМАТО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гальченко А. С., Григорьев П. Е., Поскотинова Л. В.

В статье представлены результаты исследования выраженности интернет-зависимого поведения у обучающихся образовательных организаций из разных регионов России. Выявлены общие и специфические характеристики формирования интернет-аддикции у респондентов, проживающих в различных климато-географических условиях. Установлено, что при среднем уровне выраженности интернет-зависимости во всех исследуемых выборках происходит равномерное формирование основных аддиктивных симптомов, формирование доминирующих паттернов аддиктивного поведения не обнаружено. Специфическое отличие в формировании интернет-аддиктивного поведения в зависимости от региона проживания определено по критерию выраженности значения шкалы «внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем» по отношению к значениям других шкал в рамках отдельно взятой выборки. На основании полученных результатов, выдвинуто предположение, что респонденты из выборок Арктической зоны РФ более чувствительны к негативным последствиям чрезмерного использования Интернета по шкале возникновения внутриличностных проблем и проблем со здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гальченко А. С., Григорьев П. Е., Поскотинова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SEVERITY OF INTERNET ADDICTION IN STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The peculiarity and relevance of the study is determined by the fact that at the moment the greatest share of empirical data on Internet addiction is the identification of the relationship between Internet addiction and the personal, cognitive, and emotional parameters of young people. To a much lesser extent, studies of the variability of reactions to the Internet as a potentially addictive agent, caused by various external factors: socio-cultural, climatic and geographical, are presented. The purpose of the article is to identify the general and specific characteristics of the formation of Internet-dependent behavior in students of educational organizations living in different climatic and geographical conditions of the Russian Federation. The object of the study is Internet addiction. The subject of the study is the general and specific characteristics of the formation of Internet-dependent behavior in students from different regions. The Internet addiction scale C was used as the research methodology. Methods of mathematical statistics (chi-square test, Shapiro-Wilk test, analysis of variance, Scheffe method of multiple comparisons). The study involved students aged 15-17 from Arkhangelsk, Nenets Autonomous Okrug, Nadym and Simferopol. The analysis of the results included two stages. At the first stage of the study, the integral and scale indicators of the severity of Internet-dependent behavior were calculated separately for each sample of students from different regions. At the second stage of the study, the group profiles of Internet-dependent behavior were evaluated by comparing the severity of each symptom of Internet addiction within a separate sample. A common trend among modern young people of older adolescence is the tendency to develop Internet-dependent behavior, regardless of the region of residence. The analysis of group profiles of Internet-dependent behavior by comparing the severity of each symptom within a separate sample allowed us to establish general and specific characteristics of the formation of Internet-dependent behavior in students from different regions of Russia. It was revealed that with a moderate level of Internet addiction severity (the average indicator for the groups is from 47.64 to 50.63 points), all the studied samples have a uniform formation of the main addictive symptoms, which are most likely in close relationship with each other. The variability of responses of respondents from the northern and southern regions was found at the level of different sensitivity to the negative consequences of excessive Internet use. There are reasons to assume that the" threshold of susceptibility" to the negative impact of the Internet environment, beyond which intrapersonal problems and health problems arise in respondents living in the Arctic zone, is lower than in respondents from the southern region. Uncomfortable natural and climatic conditions of living in the Arctic zone, associated with extremely low temperatures, light and oxygen starvation, instability of barometric pressure, as well as with specific isolation due to distance from the mainland, cause tension in all body systems, deplete adaptive reserves and have an adverse effect on health. Thus, with a high degree of probability, the revealed differences between the samples may be due to the climatic and geographical factor, as well as closely related socio-cultural and psychophysiological factors.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 3. С. 109-117.

УДК 159.99 DOI: 10.37279/2413-1709-2021-7-3-109-117

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Гальченко А. С.1, Григорьев П. Е.2, Поскотинова Л. В.3

1ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», Симферополь, Республика Крым, Россия

2ГБУЗ РК «Академический научно-исследовательский институт физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации имени И.М. Сеченова», Ялта, Республика Крым, Россия

3Институт физиологии природных адаптаций ФГБУН ФИЦКИА УрОРАН, Архангельск, Россия

E-mail: asg.7@mail.ru1, mhnty@ya.ru2, liliya200572@mail.ru3

В статье представлены результаты исследования выраженности интернет-зависимого поведения у обучающихся образовательных организаций из разных регионов России. Выявлены общие и специфические характеристики формирования интернет-аддикции у респондентов, проживающих в различных климато-географических условиях. Установлено, что при среднем уровне выраженности интернет-зависимости во всех исследуемых выборках происходит равномерное формирование основных аддиктивных симптомов, формирование доминирующих паттернов аддиктивного поведения не обнаружено. Специфическое отличие в формировании интернет-аддиктивного поведения в зависимости от региона проживания определено по критерию выраженности значения шкалы «внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем» по отношению к значениям других шкал в рамках отдельно взятой выборки. На основании полученных результатов, выдвинуто предположение, что респонденты из выборок Арктической зоны РФ более чувствительны к негативным последствиям чрезмерного использования Интернета по шкале возникновения внутриличностных проблем и проблем со здоровьем.

Ключевые слова: интернет-зависимость, симптомы интернет-зависимости, негативные последствия использования интернета, виртуальная реальность, климато-географические условия проживания.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях интенсивного развития информационных технологий построение человеком разносторонней структуры собственного опыта все чаще выходит за рамки объективной действительности социального пространства и выстраивается в виртуальном измерении - интернет-пространстве. Виртуальная реальность становится точкой приложения разнообразной целевой активности: учебной, профессиональной, досуговой, является коммуникативной средой, способом познания окружающего мира. Интернет представляет собой мощный средовой фактор, влияние которого может оказать как позитивное воздействие на

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-

00060

109

становление личности, так и негативное. К одному из таких негативных воздействий виртуальной реальности специалисты относят чрезмерную вовлеченность в интернет-пространство, в результате чего нарушается адаптационный баланс личности со средой, негативные последствия распространяются на физическое, психологическое состояние аддикта, а также на его окружение.

В группу риска по формированию интернет-аддикции в первую очередь попадают пользователи подросткового и раннего юношеского возрастов по причине уже достаточно большой личностной автономии, но все еще неокончательной зрелости психических процессов, механизмов саморегуляции и контроля эмоциональной сферы. Наибольший удельный вес среди исследований занимает выявление взаимосвязи интернет-аддикции с личностными, когнитивными, эмоциональными параметрами молодых людей. В значительно меньшей степени представлены исследования вариативности реакций на Интернет как потенциально аддиктивный агент, обусловленных различными внешними факторами: социокультурными, климато-географическими.

Цель статьи - выявить общие и специфические характеристики формирования интернет-зависимого поведения у обучающихся образовательных организаций, проживающих в различных климато-географических условиях Российской Федерации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Начиная с конца XX века и по настоящее время в научных трудах С. Н. Варламова, А. Е. Войскунского, Т. Н. Корягина, М. И. Кошенова, Д. Ч. Мавани, В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова, А. С. Искандировой, I. Goldberg, К. Young и др. изучаются вопросы критериев диагностики и симптомов интернет-аддикции, классификаций, факторов, динамики и стадий формирования данного феномена [1-8]. В эмпирических исследованиях Р. В. Ершовой, Т. Н. Корягиной, В. Л. Малыгина, U. Dogan, Y. J. Kim и др. представлен широкий спектр эмпирических данных по индивидуально-психологическим особенностям личности, коррелирующим с интернет-зависимым поведеним [3, 6, 9, 10, 11]. Полученные данные анализируются в возрастном, гендерном, социокультурном аспектах.

Впервые проблема интернет-зависимого поведения стала предметом научного исследования в 90-х годах XX столетия, родоначальниками которой принято считать К. Young, I. Goldberg. Более чем за двадцатилетний период научных поисков получен достаточно большой опыт исследовательской работы, позволяющий перейти от накопления массива эмпирических данных к попыткам их систематизации, выделения теоретико-методологических подходов, обозначения дальнейших перспектив исследований. В научных трудах А. Е. Войскунского, О. В. Зарецкой, А. П. Карабанова отражены методологические вопросы интернет-зависимости, в рамках которых можно выделить несколько подходов к пониманию феномена интернет-зависимого поведения [2, 12, 13]. На первых этапах исследования интернет-зависимость описывалась как заболевание, через набор симптомов (M. D. Griffiths, I. Goldberg, М. Orzack, К. Young) [7, 8, 14, 15]. В начале XXI века

110

отмечаются качественные изменения в подходе к изучению интернет-зависимого поведения через активное включение социально-психологических аспектов в постановку проблемы исследования. Фокус внимания сосредоточен как на специфических характеристиках интернет-среды, вызывающих зависимость, так и на исследовании личностных характеристик, сформировавшихся в процессе социализации и влияющих на становление аддиктивных форм поведения. Изложенную позицию отражает когнитивно-поведенческая модель (R. A. Davis), в которой разделяется патологическое использование Интернета на специфическое и генерализованное. В первом случае тематика аддикций сохраняется и может быть реализована вне интернета, во втором - проявляется неспециализированное, многоцелевое избыточное использование интернета [16].

В контексте идеи социально-психологического подхода А. Г. Асмоловым с соавторами предложена интегративная модель интернет-зависимости. В концептуальные основания модели заложены теория информационного стресса и коммуникативных расстройств В. А. Бодалева [17]. Малыгин В. Л. предложил био-психо-социальную модель интернет-зависимого поведения у подростков [18]. Логическим продолжением социально-психологического подхода является развитие идей И. В. Латыпова, Е. И. Рогова, Е. Е. Роговой [19, 20], отмечающих эскапический характер патологической включенности в интернет-деятельность по причине социально-экономической тенденции к отчуждению людей в современном обществе. Тем самым расширяя социально-психологический аспект исследования проблемы интернет-зависимости от влияния микрофакторов (ближайшего социального окружения) до влияния современных цивилизационных трендов в условиях глобализации общества.

2. МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие обучающиеся 15-17 лет г. Архангельска (n=45), Ненецкого Автономного округа (n=18), г. Надыма (n=57) и г. Симферополя (n=45). Общий объем выборки составил 165 человек. Для оценки интернет-зависимого поведения применялась шкала интернет-зависимости С. Чена (тест CIAS) в адаптации К. А. Феклисова, В. Л. Малыгина. Тест включает в себя пять оценочных шкал: шкала компульсивных симптомов (Com); шкала симптомов отмены (Wit); шкала толерантности (То1); шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем (IH); шкала управления временем (ТМ). Методы математической статистики: критерий хи-квадрат, критерий Шапиро--Уилка, дисперсионный анализ, метод множественных сравнений Шеффе.

На первом этапе исследования отдельно по каждой выборке обучающихся из разных регионов были рассчитаны интегральный и пошкальные показатели выраженности интернет-зависимого поведения. Далее проведен расчет статистической значимости выявленных различий между данными. Проверка на нормальность распределения данных произведена при помощи критерия Шапиро-Уилка (менее 30 случаев) и критерия хи-квадрат (более 30 случаев). Распределение сравниваемых признаков не отличалось от нормального, поэтому для расчета статистической значимости различий между показателями интернет-зависимого поведения в четырех выборках применялся дисперсионный анализ.

111

В результате проведения процедур множественного сравнения выборок значимых различий по интегральному показателю выраженности интернет-зависимого поведения у обучающихся г. Архангельска, НАО, г. Надыма и г. Симферополя не выявлено (p=0,502). Средние показатели интернет-зависимости по регионам варьируют от 47,64 (г. Симферополь) до 50,89 (НАО) баллов и свидетельствуют о преобладании в выборках склонности к возникновению интернет-аддиктивного поведения у респондентов независимо от региона проживания. Существует тенденция к более выраженной интернет-зависимости среди молодых людей, проживающих в Арктической зоне РФ. Значимых различий в выраженности ключевых симптомов интернет-зависимости между исследуемыми выборками также не установлено. Компульсивный симптом (Com - p=0,971), симптом отмены (Wit - p=0,451), толерантности к негативному воздействию (То1 - p=0,936), внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем (IH - p=0,989), а также симптом трудностей в управлении временем (ТМ - p=0,377) имеют сходные показатели по всем исследуемым регионам.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство молодых людей, проживающих в разных климато-географических регионах России, по результатам самооценки, имеют некоторые трудности, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Проблемное поведение может выражаться в стремлении проводить длительное время в интернет-пространстве, потребности постоянного увеличения такого временного периода, сложностях во временном контроле, чувстве дискомфорта в случае необходимости прекратить пользование Интернетом или ощущении раздражения, когда интернет недоступен. Вместе с тем степень выраженности симптомов зависимости от Интернета еще не нарушает «адаптационного баланса», то есть сохраняется равновесие человека со средой и социальным окружением.

На втором этапе исследования проведена оценка групповых профилей интернет-зависимого поведения посредством сравнения выраженности каждого симптома интернет-аддикции внутри отдельной выборки. Проверка на нормальность распределения данных произведена при помощи критерия Шапиро-Уилка (менее 30 случаев) и критерия хи-квадрат (более 30 случаев). Распределение сравниваемых признаков не отличалось от нормального. Расчет статистической значимости различий между показателями симптомов интернет-зависимого поведения внутри каждой исследуемой группы проводился при помощи дисперсионного анализа. В выборке 1 (г. Надым) между выраженностью шкал (симптомов) выявлено отличие на уровне значимости p<0,001. В выборке 2 (НАО) между выраженностью шкал (симптомов) статистически значимых различий не выявлено (p=0,071). Отсутствие различий может быть обусловлено малым количеством респондентов в выборке 2 (n=18). В выборке 3 (г. Архангельск) между выраженностью шкал (симптомов) выявлено отличие на уровне значимости p=0,003. В выборке 4 (г. Симферополь) между выраженностью шкал (симптомов) выявлено отличие на уровне значимости p<0,001. В выборках, в которых на уровне множественных сравнений было выявлено различие между выраженностью симптомов проведено попарное сравнение показателей пяти шкал при помощи критерия Шеффе (F) (таблица 1).

112

Таблица 1

Попарное сравнение выраженности симптомов интернет-зависимого поведения в каждой из трех выборок

^Хвыэорка шкалы ^^ Выборка 1 (г. Надым) n=57 Выборка 3 (г. Архангельск) (n=45) Выборка 4 (г. Симферополь) n=45

Среднее шкал F Среднее шкал F Среднее шкал F

Com, Wit 1,961 2,13 0,58 p=0,68 1,92 1,964 0,04 p=1,00 1,947 1,867 0,13 p=0,97

Com, Tol 1,961 2,118 0,50 p=0,74 1,92 2,089 0,57 p=0,68 1,947 2,072 0,32 p=0,86

Com, IH 1,961 1,672 1,71 p=0,15 1,92 1,66 1,35 p=0,26 1,947 1,514 3,74** p<0,01

Com, TM 1,961 2 0,03 p=1,00 1,92 1,813 0,23 p=0,92 1,947 1,938 0,00 p=1,00

Wit, Tol 2,13 2,118 0,00 p=1,00 1,964 2,089 0,31 p=0,87 1,867 2,072 0,85 p=0,50

Wit, IH 2,13 1,672 4,27** p<0,01 1,964 1,66 1,85 p=0,12 1,867 1,514 2,48* p=0,05

Wit, TM 2,13 2 0,34 p=0,85 1,964 1,813 0,46 p=0,76 1,867 1,938 0,10 p=0,98

Tol, IH 2,118 1,672 4,06** p<0,01 2,089 1,66 3,68** p<0,01 2,072 1,514 6,23** p<0,01

Tol, TM 2,118 2 0,29 p=0,88 2,089 1,813 1,52 p=0,20 2,072 1,938 0,36 p=0,84

IH, TM 1,672 2 2,19 p=0,07 1,66 1,813 0,47 p=0,76 1,514 1,938 3,59** p<0,01

Установлено, что групповые профили интернет-зависимого поведения в исследуемых выборках преимущественно характеризуются однородностью. Выраженность симптомов Com, Wit, То1 и ТМ значимо не отличаются между собой ни в одной из исследуемых групп. При низком и среднем уровне выраженности интернет-зависимости не выявлен доминирующий паттерн интернет-зависимого поведения. Можно предположить, что на данном уровне выраженности интернет-зависимости (при средних показателях от 47,64 до 50,63 баллов) формирование четырех основных симптомов находится во взаимосвязи друг с другом: сложность преодоления желания войти в интернет (Com), чувство дискомфорта в случае необходимости прекратить пользование интернетом (Wit), увеличение количества времени, регулярно проводимого за компьютером (То1), трудности в контроле над временем в процессе пребывания в online (ТМ).

Специфическое отличие в формировании интернет-аддиктивного поведения в зависимости от региона проживания можно провести по критерию выраженности значения шкалы IH по отношению к значениям других шкал в рамках отдельно взятой выборки. В выборках Арктической зоны РФ показатель симптома IH более приближен к показателям остальных ключевых симптомов по сравнению с южной

113

выборкой: отсутствуют различия со значениями шкал Com, Wit, ТМ (г. Архангельск) и Com, ТМ (г. Надым). У респондентов из г. Симферополя показатели шкалы IH значимо ниже показателей всех остальных шкал: Com, Wit, То1, ТМ.

В соответствии с мнением разработчиков теста CIAS шкала IH относится не к симптомам непосредственно самой интернет-зависимости, а является показателем негативных последствий использования Интернета [6]. На основании этого можно предположить, что в выборке из южного региона умеренная выраженность интегрального показателя интернет-зависимости еще не повлекла формирование негативных последствий использования Интернета, связанных с возникновением внутриличностных проблем и проблем со здоровьем (шкала IH выражена минимально), тогда как в северных регионах умеренная выраженность интегрального показателя интернет-зависимости сопровождается выраженностью шкалы IH на уровне значений остальных шкал. Гипотетически респонденты из выборок Арктической зоны РФ более чувствительны к негативным последствиям чрезмерного использования Интернета по критерию возникновения внутриличностных проблем и проблем со здоровьем.

ВЫВОДЫ

Общей тенденцией среди современных молодых людей старшего подросткового возраста является склонность к возникновению интернет-зависимого поведения вне зависимости от региона проживания. Анализ групповых профилей интернет-зависимого поведения посредством сравнения выраженности каждого симптома в рамках отдельной выборки позволил установить общие и специфические характеристики формирования поведения, зависимого от Интернета у обучающихся из разных регионов России. Выявлено, что при умеренном уровне выраженности интернет-зависимости (средний показатель по группам от 47,64 до 50,63 баллов) во всех исследуемых выборках происходит равномерное формирование основных аддиктивных симптомов, которые, вероятнее всего, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Вариативность реакций респондентов из северного и южного регионов обнаружена на уровне разной чувствительности к негативным последствиям чрезмерного использования Интернета. Есть основания предполагать, что «порог восприимчивости» к негативному воздействию интернет-среды, за границей которого возникают внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем у респондентов, проживающих в Арктической зоне, ниже, чем у респондентов из южного региона. Дискомфортные природно-климатические условия проживания в Арктической зоне, связанные с экстремально низкими температурами, световым и кислородным голоданием, нестабильностью барометрического давления, а также со специфической изоляцией в следствии удаленности от материка, вызывают напряжение всех систем организма, истощают приспособительные резервы и оказывают неблагоприятное действие на здоровье. Таким образом, с большой долей вероятности выявленные различия между выборками могут быть обусловлены климато-географическим фактором, а также тесно связанными с ним социально-культурным и психофизиологическим факторами.

114

Список литературы

1. Варламова С. Н. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов: критерии и типология /

C. Н. Варламова // Мониторинг. - 2015. - № 2 (125). - С. 165-182.

2. Войскунский Е. А. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / Е. А. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 1. - С. 90-100.

3. Корягина Т. М. Психологические предикторы интернет-зависимости студентов: дис. ... кн. психол. наук: 19.00.01 / Т. М. Корягина. - М.: Российский университет дружбы народов, 2019. - 187 с.

4. Кошенова М. И. К типологии личности компьютерных геймеров / М. И. Кошенова // Актуальные проблемы социальной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2017. - С. 170-181.

5. Мавани Д. Ч. Клиника, психопатологическая динамика и факторы риска развития компьютерной зависимости: дис. ... док. мед. наук: 14.01.06 / Д. Ч. Мавани. - М.: ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова, 2018. - 288 с.

6. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие // сост. В. Л. Малыгин, К. А. Феклисов, А. С. Искандирова. - М.: МГМСУ, 2011. - 32 с.

7. Goldberg I. Internet addiction disorder (IAD) - Diagnostic Criteria [Electronic resource] / I. Goldberg. -1995. URL: http://www.psvcom.net/iadcriteria.html.

8. Young K. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder / K. S. Young // Cyber Psychology and Behavior. - 1998. - Vol. 1. - P. 237-244.

9. Ершова Р. В. Личностные особенности интернет-зависимых студентов / Р. В. Ершова, Т. М. Семина // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: c6. науч. статей и материалов международной конференции (Коломна, 11-13 февраля 2016 г.) / под ред. Р. В. Ершовой. - Коломна: ГСГУ, 2016. - С. 123-128.

10. Dogan U. Self-concealment, social network sites usage, social appearance anxiety, loneliness of high school students: A Model Testing / U. Dogan, T. S. Qolak // Journal of Education and Training Studies. -2016. - Vol. 4, N 6. - P. 176-183.

11. Kim Y. J. The cognitive dysregulation of Internet addiction and its neurobiological correlates / Y. J. Kim,

D. J. Kim // Choi Frontiers in bioscience (Elite edition). - 2017. - Vol. 9. - P. 307-320.

12. Зарецкая О. В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме [Электронный ресурс] / О. В. Зарецкая // Психологическая наука и образование. - 2017. - Том 9, № 2. - C. 145-165.

13. Карабанов А. П. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс] / А. П. Карабанов, Д. М. Шарковский // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. - 2018. - Т. 26. - С. 53-62.

14. Griffiths M. D. A "components" model of addiction within a biopsychosocial framework / M. D. Griffiths // Journal of Substance Use. - 2005. - Vol. 10. - P. 191-197.

15. Orzack M. H. Computer addiction: What is it? Text. / M. H. Orzack // Psychiatric Times. - 1998. -Vol. 15, № 8. - P. 34-38.

16. Davis R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use/ R. A. Davis // Computersin Human Behavior. - 2001. - Vol. 17, № 2. - P. 187-195.

17. Асмолов А. Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветков, А. В. Цветков // Мир психологии. - 2004, № 1. - С. 179-193.

18. Малыгин В. Л. Био-психо-социальная модель интернет-зависимого поведения у подростков. Предикторы и принципы терапии / В. Л. Малыгин // Неврологический вестник. Журнал им. В. М. Бехтерева. - 2017. - Т. 49, № 1. - С. 88-90.

19. Латыпов И. В. Взаимосвязь самоотчуждения и образа Я личности / И. В. Латыпов // Вестник Казанского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - С. 130-133.

20. Рогов Е. И. Интернет-зависимость как стремление к одиночеству [Электронный ресурс] /

E. И. Рогов, Е. Е. Рогова // Психология образования в XXI веке: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54915_full.shtml.

Благодарности: авторы статьи выражают признательность В. А. Коробец, директору «Гимназии г. Надым», М. В. Саниной, учителю «Гимназии г. Надым», за помощь в организации исследования.

115

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SEVERITY OF INTERNET ADDICTION IN STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Galchenko A. S.1, Grigoriev P. E.2, Poskotinova L. V.3

1In-service Teaching Training Institute, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation 2Academic Research Institute of Physical Methods of Treatment, Medical Climatology and Rehabilitation named after I. M. Sechenov, Yalta, Republic of Crimea, Russian Federation 3Institute of Environmental Physiology FECIAR UrB RAS, Arkhangelsk, Russian Federation E-mail: asg.7@mail.ru1, mhnty@ya.ru2, liliya200572@mail.ru3

The peculiarity and relevance of the study is determined by the fact that at the moment the greatest share of empirical data on Internet addiction is the identification of the relationship between Internet addiction and the personal, cognitive, and emotional parameters of young people. To a much lesser extent, studies of the variability of reactions to the Internet as a potentially addictive agent, caused by various external factors: socio-cultural, climatic and geographical, are presented. The purpose of the article is to identify the general and specific characteristics of the formation of Internet-dependent behavior in students of educational organizations living in different climatic and geographical conditions of the Russian Federation. The object of the study is Internet addiction. The subject of the study is the general and specific characteristics of the formation of Internet-dependent behavior in students from different regions. The Internet addiction scale C was used as the research methodology. Methods of mathematical statistics (chi-square test, Shapiro-Wilk test, analysis of variance, Scheffe method of multiple comparisons). The study involved students aged 15-17 from Arkhangelsk, Nenets Autonomous Okrug, Nadym and Simferopol. The analysis of the results included two stages. At the first stage of the study, the integral and scale indicators of the severity of Internet-dependent behavior were calculated separately for each sample of students from different regions. At the second stage of the study, the group profiles of Internet-dependent behavior were evaluated by comparing the severity of each symptom of Internet addiction within a separate sample. A common trend among modern young people of older adolescence is the tendency to develop Internet-dependent behavior, regardless of the region of residence. The analysis of group profiles of Internet-dependent behavior by comparing the severity of each symptom within a separate sample allowed us to establish general and specific characteristics of the formation of Internet-dependent behavior in students from different regions of Russia. It was revealed that with a moderate level of Internet addiction severity (the average indicator for the groups is from 47.64 to 50.63 points), all the studied samples have a uniform formation of the main addictive symptoms, which are most likely in close relationship with each other. The variability of responses of respondents from the northern and southern regions was found at the level of different sensitivity to the negative consequences of excessive Internet use. There are reasons to assume that the" threshold of susceptibility" to the negative impact of the Internet environment, beyond which intrapersonal problems and health problems arise in respondents living in the Arctic zone, is lower than in respondents from the southern region. Uncomfortable natural and climatic conditions of living in the Arctic zone, associated with extremely low temperatures, light

116

and oxygen starvation, instability of barometric pressure, as well as with specific isolation due to distance from the mainland, cause tension in all body systems, deplete adaptive reserves and have an adverse effect on health. Thus, with a high degree of probability, the revealed differences between the samples may be due to the climatic and geographical factor, as well as closely related socio-cultural and psychophysiological factors.

Keywords: Internet addiction, symptoms of Internet addiction, negative consequences of using the Internet, virtual reality, climatic and geographical living conditions.

References

1. Varlamova S. N, Goncharova E. R. and Sokolova I. V., Internet addiction among young people living in metropolitan cities: Criteria and Typology, Monitoring, 2 (125), 165 (2015).

2. Voiskunskii E. A., Current problems of the psychology of Internet addiction, Psihol. Zh., 25, 1, 90 (2004).

3. Koryagina T. M., Psychological predictors of students' Internet addiction, Cand. psychol. sci. diss., 187 p. (Moscow, 2019).

4. Koshenova M. I., Towards the typology of computer gamers' personality, Actual problems of social psychology: materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation (Novosibirsk, 2017), p. 170.

5. Mavani C.H., Clinic, Psychopathological dynamics and risk factors for developing computer addiction, Cand. psychol. sci. diss., 288 p. (Moscow, 2018).

6. Internet-dependent behavior. Diagnostic criteria and methods: Training manual, compilers V. L. Malygin, K. A. Feklisov, A. S. Iskandirova, 158 p. (MGMSU, Moscow, 2011).

7. Goldberg I., Internet addiction disorder (IAD) - Diagnostic Criteria [Electronic resource] (1995). URL: http://www.psvcom.net/iadcriteria.html.

8. Young K. S., Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder, Cyber Psychology and Behavior, 1, 237 (1998).

9. Ershova R. V. and Semina T. M., Personal characteristics of Internet-dependent students, Cifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskij kontekst razvitiya cheloveka: collection of scientific articles and materials of the international conference, edited by R. V. Yershova (GSGU, Kolomna, 2016), p. 123.

10. Dogan U., Qolak T. S., Self-concealment, social network sites usage, social appearance anxiety, loneliness of high school students: A Model Testing, Journal of Education and Training Studies, 4, 6, 176 (2016).

11. Kim Y. J. and Kim D.J., The cognitive dysregulation of Internet addiction and its neurobiological correlates, Choi Frontiers in bioscience (Elite edition), 9, 307 (2017).

12. Zaretskaya O.V., Computer and Internet Addiction: Analysis and Classification of Approaches [Elektronnyi resurs], Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie PSYEDU.ru, 9, 2, 145 (2017).

13. Karabanov A. P. and Sharkovsky D. M., Current Status of the Problem of Measuring Internet Addicted Behavior [Electronic resource], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psihologiya, 26, 53 (2018). URL: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.26.53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Griffiths M. D., A "components" model of addiction within a biopsychosocial framework, Journal of Substance Use, 10, 191 (2005).

15. Orzack M.H., Computer addiction: What is it? Text, Psychiatric Times, 15, 8, 34 (1998).

16. Davis R. A., A cognitive-behavioral model of pathological Internet use, Computers in Human Behavior, 17, 2, 187 (2001).

17. Asmolov A. G., Tsvetkova N. A. and Tsvetkov A. V., Psychological model of Internet addiction of a person, Mir psikhologii, 1, 179 (2004).

18. Malygin V. L., Bio-psycho-social model of Internet-dependent behavior in adolescents. Predictors and principles of therapy, Nevrologicheskij vestnik. Zhurnal im. V. M. Bekhtereva, 49, 1, 88 (2017).

19. Latypov I.V., The interrelation of self-alienation and personality self-image, Vestnik Kazanskogo gos. unta im. N.A. Nekrasova, 17, 130 (2011).

20. Rogov E. I. and Rogova E. E., Internet addiction as a desire for loneliness [Elektronnyi resurs], Psihologija obrazovanija v XXI veke: teorija i praktika. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/ 54915 full.shtml

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.