Научная статья на тему 'Сравнительный анализ встречаемости полипрагмазии в различных отделениях лечебно-диагностического объединения'

Сравнительный анализ встречаемости полипрагмазии в различных отделениях лечебно-диагностического объединения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Харакоз О. С., Зубарева Н. А., Пономарева А. И., Компаниец О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ встречаемости полипрагмазии в различных отделениях лечебно-диагностического объединения»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВСТРЕЧАЕМОСТИ ПОЛИПРАГМАЗИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Харакоз О. С., Зубарева Н. А., Пономарева А.И., Компаниец О.Г.

Кубанский государственный медицинский университет, кафедра клинической фармакологии, КМЛДО, г. Краснодар

Полипрагмазия - одновременное назначение больному более 4 лекарственных средств (ЛС) или лечебных процедур, нередко неоправданное и нерациональное, делающее непредсказуемым результат фармакодинамического и фармакокинетического взаимодействия. Система доклинических испытаний ЛС не позволяет исследовать все варианты сочетания ЛС, дальнейшие многоцентровые исследования предлагают только информацию об эффективности и безопасности препаратов преимущественно в монотерапии. Поэтому особое внимание клинических фармакологов должно быть сконцентрировано на отделениях стационара, пациентах, получающих несколько лекарственных средств одномоментно.

Целью нашего исследования явилось выявление полипрагмазии в различных отделениях лечебно-диагностического объединения, включающего отделения стационара и специализированного комплекса амбулаторного лечения. Проанализировано 550 историй болезни пациентов нескольких центров. Результаты: наличие полипрагмазии в неврологическом отделении - 93%, в кардиологическом отделении - 68%, в гастроэнтерологическом отделении - 35%. Наши исследования показали, что наибольшее внимание при экспертных оценках требуют пациенты с неврологической симптоматикой. В первую очередь речь идет о пожилых лицах с возрастными нарушениями метаболизма, когда в погоне за одномоментным охватом всех хронических и острых заболеваний 85% амбулаторных и 95% стационарных больных получают 7 и более препаратов. Между тем, риск развития побочных явлений прямо пропорционален количеству назначаемых препаратов. Анкетирование пациентов амбулаторного звена выявило у 21% факт сочетания ЛС, рекомендованных врачом с ЛС, принимаемыми больными по собственной инициативе. При этом 6% пациентов сочли основанием для приема понравившуюся рекламу препарата в средствах массовой информации, 8% использовали ЛС по рекомендации знакомых, родственников, остальные больные принимали препараты, ранее назначенные амбулаторно или в стационаре в предшествующие госпитализации. В 4,6% случаев зафиксирован прием несовместимых лекарственных средств.

Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о необходимости пристального внимания лечащих врачей и клинических фармакологов к контролю эффективности и безопасности лекарственной терапии пациентов неврологического и кардиологического центров, а так же о необходимости актуализации темы безопасности лекарственных средств у населения, в частности, у пациентов, склонных к самолечению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [293]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.