Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ РАБОТЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫХ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ РАБОТЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психокоррекционные техники / психологическая работа / суицидальное поведение / теории / подходы / модели / психокоррекционные программы / пенитенциарная система / пенитенциарные психологи / осужденные / psychocorrectional techniques / psychological work / suicidal behavior / theories / approaches / models / psychocorrectional programs / penitentiary system / penitentiary psychologists / convicts

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

Суицидальное поведение лиц, осужденных к уголовной ответственности было и остается серьезным проблемным вопросом для отечественной уголовно-исполнительной системы. Следствием реализованных суицидов осужденных является дестабилизация социально-психологической обстановки среди осужденных всего исправительного учреждений. Очевиден и отрицательный социальный резонанс в регионе дислокации исправительного учреждения. В случае, если суицид не приобрел завершенный характер, данное обстоятельство также приносит только отрицательные последствия для администрации и сотрудников всего пенитенциарного учреждения. Не секрет, что психология, в том числе и пенитенциарная психология, переживает в настоящее время ситуацию методологического кризиса. Перечень новых теорий, подходов, модальностей, претендующих на право быть включенных в список «основных сил психологии», разрастается постоянно. Появляются все новые и новые методологические и методические разработки (техники) из мира психологии, претендующие на способность к разрешению сложнейших жизненных задач человека, в том числе и разработки, способствующие разрешению проблемы суицидального поведения лиц, осужденных к уголовной ответственности, отбывающих уголовное наказание. В этих условиях особое значение приобретает сравнительный анализ возможностей психокоррекционных техник при работе с суицидальным поведением осужденных, реализуемый в данной публикации. В материалах статьи определяется положение о том, что невозможно дать готовую эффективную психокоррекционную модель, способную разом решить все проблемы суицидального поведения. Это не просто нереально, но и неперспективно. Ни одна из моделей, как бы хороша она ни была сама по себе, без учета многочисленных факторов, работать не будет, либо будет лишь имитировать работу. Выбор предпочтительной модели всегда остается за пенитенциарным психологом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suicidal behavior of persons convicted of criminal liability has been and remains a serious problematic issue for the domestic penal system. The consequence of completed suicides of convicts is the destabilization of the socio-psychological situation among convicts throughout the correctional institution. The negative social resonance in the region where the correctional institution is located is also obvious. If the suicide has not become complete, this circumstance also only brings negative consequences for the administration and employees of the entire penitentiary institution. It is no secret that psychology, including penitentiary psychology, is currently experiencing a situation of methodological crisis. The list of new theories, approaches, and modalities that claim the right to be included in the list of “main forces of psychology” is constantly growing. More and more new methodological and methodological developments (techniques) from the world of psychology are appearing, claiming to be able to solve the most complex life problems of a person, including developments that help resolve the problem of suicidal behavior of persons convicted of criminal liability, serving a criminal sentence. Under these conditions, a comparative analysis of the capabilities of psychocorrectional techniques when working with suicidal behavior of convicts, implemented in this publication, acquires special significance. The article defines the position that it is impossible to provide a ready-made effective psychocorrectional model that can solve all the problems of suicidal behavior at once. This is not only unrealistic, but also unpromising. None of the models, no matter how good it is in itself, will work without taking into account numerous factors, or will only imitate work. The choice of the preferred model always remains with the penitentiary psychologist.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ РАБОТЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫХ»

Психология

УДК 159.98

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНИК ПРИ РАБОТЕ С

СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. Суицидальное поведение лиц, осужденных к уголовной ответственности было и остается серьезным проблемным вопросом для отечественной уголовно-исполнительной системы. Следствием реализованных суицидов осужденных является дестабилизация социально-психологической обстановки среди осужденных всего исправительного учреждений. Очевиден и отрицательный социальный резонанс в регионе дислокации исправительного учреждения. В случае, если суицид не приобрел завершенный характер, данное обстоятельство также приносит только отрицательные последствия для администрации и сотрудников всего пенитенциарного учреждения. Не секрет, что психология, в том числе и пенитенциарная психология, переживает в настоящее время ситуацию методологического кризиса. Перечень новых теорий, подходов, модальностей, претендующих на право быть включенных в список «основных сил психологии», разрастается постоянно. Появляются все новые и новые методологические и методические разработки (техники) из мира психологии, претендующие на способность к разрешению сложнейших жизненных задач человека, в том числе и разработки, способствующие разрешению проблемы суицидального поведения лиц, осужденных к уголовной ответственности, отбывающих уголовное наказание. В этих условиях особое значение приобретает сравнительный анализ возможностей психокоррекционных техник при работе с суицидальным поведением осужденных, реализуемый в данной публикации. В материалах статьи определяется положение о том, что невозможно дать готовую эффективную психокоррекционную модель, способную разом решить все проблемы суицидального поведения. Это не просто нереально, но и неперспективно. Ни одна из моделей, как бы хороша она ни была сама по себе, без учета многочисленных факторов, работать не будет, либо будет лишь имитировать работу. Выбор предпочтительной модели всегда остается за пенитенциарным психологом.

Ключевые слова: психокоррекционные техники, психологическая работа, суицидальное поведение, теории, подходы, модели, психокоррекционные программы, пенитенциарная система, пенитенциарные психологи, осужденные.

Annotation. Suicidal behavior of persons convicted of criminal liability has been and remains a serious problematic issue for the domestic penal system. The consequence of completed suicides of convicts is the destabilization of the socio-psychological situation among convicts throughout the correctional institution. The negative social resonance in the region where the correctional institution is located is also obvious. If the suicide has not become complete, this circumstance also only brings negative consequences for the administration and employees of the entire penitentiary institution. It is no secret that psychology, including penitentiary psychology, is currently experiencing a situation of methodological crisis. The list of new theories, approaches, and modalities that claim the right to be included in the list of "main forces of psychology" is constantly growing. More and more new methodological and methodological developments (techniques) from the world of psychology are appearing, claiming to be able to solve the most complex life problems of a person, including developments that help resolve the problem of suicidal behavior of persons convicted of criminal liability, serving a criminal sentence. Under these conditions, a comparative analysis of the capabilities of psychocorrectional techniques when working with suicidal behavior of convicts, implemented in this publication, acquires special significance. The article defines the position that it is impossible to provide a ready-made effective psychocorrectional model that can solve all the problems of suicidal behavior at once. This is not only unrealistic, but also unpromising. None of the models, no matter how good it is in itself, will work without taking into account numerous factors, or will only imitate work. The choice of the preferred model always remains with the penitentiary psychologist.

Key words: psychocorrectional techniques, psychological work, suicidal behavior, theories, approaches, models, psychocorrectional programs, penitentiary system, penitentiary psychologists, convicts.

Введение. Невозможно дать готовую эффективную психокоррекционную модель, способную разом решить все проблемы суицидального поведения осуждения. Это не просто нереально, но и неперспективно [4, С. 22; 6, С. 33]. Для пояснения изложенного положения приведем анализ имеющихся в распоряжении практического психолога основных моделей психокоррекционного воздействия и предпочтительных целей их воздействия. При этом следует предостеречь практических специалистов, что психология (в отличие от, например, юриспруденции, педагогики, воспитательной работы и т.д.) достаточно сложная наука, ибо имеет дело с психикой человека в целом, а не отдельными ее проявлениями, поэтому не терпитупрощения [1, С. 32].

Изложение основного материала статьи. Модель личностно-центрированного подхода более адекватна целям коррекции коммуникативных барьеров, учит развить чувство уверенности в себе, жить в настоящем, преодолеть отчужденность, поощрению культурного плюрализма и т.д. Если в основе деструктивно-агрессивного поведения выявлены только что перечисленные сферы проблем, то, естественно, такая модель будет вполне оптимальной. Базовыми техниками являются активное слушание, отражение чувств, прояснение, поддержка и психологическое присутствие [3, С. 12].

Модель поведенческой терапии обучает преимущественно навыкам приспособления и методам модификации поведения за пределами психокоррекционной группы, т.е. в привычной, а не учебной среде обитания, создает предпосылки к самоорганизации и самоуправления.

Гештальт, позволяет в более полной форме отразить актуальное эмоциональное состояние, понять и посредством интеграции устранить ранее отчужденные личностные аспекты, помогает в определении незавершенных событий в прошлом, препятствующих эффективному функционированию в настоящем, но интенсифицирует эмоциональные проявления. Акцент делается на невербальном выражении себя. К наиболее распространенным техникам (их множество) относятся «конфронтация», «пустой стул», «диалог», «обратные процедуры», «преувеличение поведения» и т.д.

Экзистенциальная модель заключается в полноценном присутствии и доступности в понимании своего субъективного бытия в мире, создании личных отношений, раскрытии себя и регулируемой конфронтации с окружающим. Это позволяет в значительной мере формировать чувство самоответственности за принятие решений, определять уровень собственной тревоги и вины [2, С. 52]. Поскольку эта модель ориентирована, прежде всего, на понимание, техники занимают второстепенную позицию и часто заимствуются из других терапевтических подходов.

Рационально-эмотивная поведенческая терапия помогает в значительной мере избавиться от деструктивных и нерациональных оценок своей жизни, осуществить замену этих оценок на толерантные и рациональные, сформировать

чувство ответственности за самого себя. РЭПТ использует чрезвычайно широкий спектр поведенческих техник, ролевые игры, тренинги выработки уверенности в себе [5, С. 41].

Адлерианская модель помогает, прежде всего, реализовать большее понимание личного стиля жизни, осознать свои «сильные стороны» и ресурсы личности, способствует осознанию ответственности за последствия реализации личного стиля жизни, стимулирует переоценку некоторых убеждений, отслеживает социальный контекст поведения, помогает использовать свои сильные стороны. К техникам относятся анализ и оценка родительской семьи, отчет о ранних воспоминаниях, конфронтация, когнитивное переконструирование, изменение системы убеждений и т.д.

Психоаналитическая модель предназначена, главным образом, для освобождения ранее подавленных в прошлом чувств, определяющих формы поведения в настоящем, способствовать проявлению инсайта, а также оптимизировать самостоятельный контроль эмоционального состояния [9, С. 44].

Классическими техниками являются преодоление переноса, интерпретация сопротивления, проявление свободных ассоциаций, эти техники реализуют трансформацию бессознательных компонентов психики в сферу сознания.

Терапия реальностью позволяет овладеть конструктивным поведением, учитывающим реальность и необходимость планирования этого поведения с учетом характера последствий. Основными техниками являются ролевые игры, конфронтация, моделирование и т.д. При этом широко используется юмор, контракты, планы действий [11, С. 14].

Таким образом, арсенал техник при работе с суицидальным поведением не просто огромен, но неисчерпаем. Ошибочно поступают те специалисты, которые во всех случаях жизни применяют одну, раз и навсегда усвоенную модель психокоррекционного воздействия. Каждая психокоррекционная модель имеет свой спектр показаний и противопоказаний [7, С. 21]. Отсутствие учета этого обстоятельства, как правило, ведет к неудачам и наиболее типичным оправданиям: «Интеллект осужденных недостаточный», «Техника неэффективна», «Отказываются от выполнения определенных (особенно телесно-ориентированных) заданий» и т.д.

Даже предварительный анализ ошибок и неудач показывает, что при проведении отдельных психотехник недостаточно было уделено внимание необходимым, регламентированным в руководящих документам, психодиагностиким процедурам, не учитывались факторы противопоказаний к тем или иным методикам [8, С. 81].

Так, например, часть осужденных категорически отказывалась от психотехник, в которых использовались приемы из арсенала телесно ориентированных методик, содержащихся в базовой типовой программе психологической коррекции лиц, осужденных за преступления против жизни и здоровья, - упражнения «В круге», «Сжатие рук», так как предварительно не был учтен фактор их стратификационного неформального деления, т.е. не проведена полноценная предварительная психодиагностическая подготовка.

Предполагается, что психологи пенитенциарных учреждений, если и имеют недостаточную квалификацию и небольшой профессиональный опыт, то осмысленно подходить к проведению психокоррекционной работы все-таки обязаны.

Дать готовую эффективную психокоррекционную модель, способную разом решить все проблемы суицидального поведения, на основании вышеизложенного, не просто нереально, но и неперспективно. Ни одна из моделей, как бы хороша она ни была сама по себе, без учета многочисленных факторов, работать не будет, либо будет лишь имитировать работу. Выбор предпочтительной модели всегда остается за практическим специалистом.

Далее приведем краткое описание психокоррекционных моделей (программ) по профилактике суицидального поведения.

Когнитивно-поведенческий тренинг. Цель когнитивно-поведенческого тренинга заключается в профилактике совершения повторных аутоагрессивных форм поведения. Упражнения связаны с реальными жизненными ситуациями и способствуют повышению способности снижать собственный уровень уязвимости и компенсировать когнитивный дефицит.

Тренинг Training of goal-directed Actions' (IVTA) является пошаговой программой. Занятия проводятся в маленьких группах из 4 - 6 человек в течение двух с половиной месяцев 2 раза в неделю. Каждая сессия длится 45 минут. Оценка эффективности данного тренинга выявила незначительное снижение уровня выраженности психопатологической симптоматики, однако - существенное улучшение когнитивных навыков. Подтверждено снижение числа нарушений режима и агрессивных форм реагирования у тех ПОО, которые участвовали в тренинге. Тренер занимает активную позицию во время занятий. Это обеспечивает более быстрое усвоение и закрепление новых навыков. В процессе тренинга навыки проигрываются в отношении разнообразных реальных жизненных ситуаций.

На разработках поведенческой психотерапии основан поведенческий тренинг. Аксиоматичным в поведенческой терапии является то, что «на выходе» вы получаете то, чему учили. Специфичность тех или иных программ для формирования широкого спектра навыков имеет свои сильные и слабые стороны. При раздельном обучении навыкам в каждой области социальной адаптации клиницисты используют принципы поведенческой обусловленности симптоматических и когнитивных «барьеров к научению».

В виде интерактивных образовательных программ, используемых на разных этапах проявления шизофрении и иных видах психических расстройств, используются тренинги социальных навыков. Эти виды тренингов целесообразны к применению в случаях социальной депривации клиентов. В частности, недостаточность социальных навыков особенно выражена после длительного пребывания в исправительном учреждении (в условиях частичной социальной изоляции).

Из всех видов тренингов социальных навыков именно проблемно-решающий тренинг является ключевым для успешного формирования любых других социальных навыков. Например, когда осужденного в рамках проблемно-решающего тренинга в период подготовки к освобождению обучали социальным навыкам поиска работы и удерживания на ней, 47% испытуемых впоследствии были в состоянии найти работу и сохраняли ее в течение следующих трех месяцев. Те, кто участвовал в проблемно-решающем тренинге, имели более хорошие позиции в плане трудоустройства, нежели те, кто обучался только традиционным социальным навыкам. Участники этой группы оказывались больше мотивированы на поиск работы и в случае ее нахождения были настроены на разрешение межличностных проблем на рабочем месте. Раньше эти программы подвергались критике из-за малой генерализованности.

В настоящее время модули проблемно-решающего поведения специалисты включают в общий модуль тренинга социальных навыков. Более того, подобного рода тренинги являются сердцевиной в различном спектре интервенций в отношении тревожных, аффективных расстройств. Например, ведущий предлагает участникам группы разыграть такую ситуацию трудоустройства. Соискатель приходит на собеседование в назначенное время, но секретарь говорит, что менеджер отдела кадров временно отлучился. Отсутствие на месте потенциального работодателя может восприниматься как препятствие в достижении цели. В процессе обучения важно найти решение проблемы. Следующий шаг должен подсказать альтернативы преодоления данного препятствия. Например, можно спросить секретаря, есть ли в офисе другой человек, который смог бы провести собеседование.

В предложенной ситуации важно не только то, что вы говорите человеку, но и то, как вы это говорите - с какой интонацией и выразительностью. Затем ведущий показывает участникам группы сегмент видеозаписи, который содержит и

плохой n хороший примеры решения проблемы. Далее он использует руководство для того, чтобы вовлечь участников в диалог с целью удостовериться, что участники поняли и усвоили материал. Ролевая игра с обратной связью продолжается до тех пор, пока участники не достигнут удовлетворительного уровня овладения навыком.

Выводы. В заключение отметим, что было проведено сравнительное изучение результатов психокоррекционной работы с использованием указанной выше модели тренинга. В одной группе участники вели неограниченное по времени обсуждение проблем, с которыми они сталкивались в своей жизни. Но в этом виде тренинга не использовались структурированные методы решения проблемы. Психолог в основном призывал пациентов делиться своими идеями для того, чтобы помочь друг другу справиться с проблемой. В результате базовый уровень точности идентификации проблем был одинаково высок в обеих сравниваемых группах (с использованием пятишаговой модели решения и без нее). В группе, где проблема проигрывалась в сценке, ответы были правильными в 70% случаев. После интервенций точность идентификации проблемы значительно возросла в обеих группах, больные улучшили свои способности в описании проблемы, включая препятствия и цели. Разброс точности идентификации проблемы до структурированных интервенций составил 69-73%, а после интервенций - 83-90%. Следует отметить, что пациенты, участвовавшие в тренинге проблемно-решающего поведения, продемонстрировали значимо большие достижения. В генерировании альтернатив улучшение было отмечено у 22% участников основной группы по сравнению с 9% в контрольной. В выборе альтернатив - 19% против 7% [10, С. 101].

По качеству невербальных и вербальных навыков в ролевой игре и в выборе решений - 23% против 6%. В группе больных шизофренией способность идентифицировать и описывать проблемы была очень точной и не отличалась от психически здоровых людей.

Литература:

1. Амбрумова, А.Г. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности. Комплексные исследования в суицидологии / А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов. - М., 1996. - 125 с.

2. Аванесов, С. Философская суицидология. Курс лекций / С. Аванесов. - ТГУ, 2002. - 160 с.

3. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. -№ 4. - 57 с.

4. Амбрумова, А.Г. Теоретико-методологические и организационные проблемы суицидологической превенции / А.Г. Амбрумова // Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии. - М.: НИИ психиатрии, 2004. - С. 8-26

5. Булыгина, В.Г. Модели тренингов с психически больными, совершившими ООД (зарубежный опыт): Аналитический обзор / В.Г. Булыгина. - М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава». ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2010. - 39 с.

6. Бовкунова, Н.В. Проведение психодиагностической беседы с осужденными в карантине / Н.В. Бовкунова // Методические рекомендации для практических психологов, УФСИН России по Белгородской области, Белгород, - 2003.

7. Дмитриева, Т.Б. Подготовка следователем материалов для судебно-психиатрической экспертизы: практическое пособие / Т.Б. Дмитриева. - М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2006. - 48 с.

8. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. -М.: Мысль, 1994. - 399 с.

9. Вагин, И.О. Психология жизни и смерти / И.О. Вагин. - СПб.: Питер, 2002. - 160 с.

10. Дерманова, И.Б. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров). Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002.

11. Кулакова, C.B. О разработке критериев оценки деятельности психологов Центров исправления осужденных исправительного учреждения / C.B. Кулакова // Проблемы правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23 октября 2014 г.) [Текст]: в 3 частях / Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора A.B. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. - Часть 1. - М.: НИИИТ ФСИН России. - 2014. - 97 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда);

кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда);

кандидат психологических наук, доцент Яблокова Аида Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НАРКОЗАВИСИМЫХ МУЖЧИН, ОТБЫВАЮЩИХ

НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Аннотация. В статье описываются результаты исследования, направленного на изучение характеристик эмоционального интеллекта осужденных мужчин, имеющих наркотическую зависимость. Анализируется понятие эмоционального интеллекта, описываются его структура и основные характеристики. Согласно эмпирическим данным, наркозависимые осужденные имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта. Данная категория способна определять эмоциональное состояние окружающих, но под влиянием стрессовой ситуации они испытывают с этим трудности и утрачивают всякое сочувствие и сопереживание к людям. В критической ситуации возникают сложности с разграничением одной эмоции от другой, зато легко дается контролировать внешние проявления своих эмоций. Для наркозависимых осужденных характерны повышенная импульсивность, слабый контроль, а по отношению к окружающим -бессердечие, эгоизм и асоциальное поведение. Данные негативные черты приводят к отстраненности, замкнутости, трудностям в установлении здоровых отношений.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, наркотическая зависимость, осужденные мужчины.

Annotation. The article describes the results of a study aimed at studying the characteristics of the emotional intelligence of convicted men with drug addiction. The concept of emotional intelligence is analyzed, its structure and main characteristics are described. According to empirical data, drug addicted convicts have an average level of development of emotional intelligence. This category is capable of determining the emotional state of others, but under the influence of a stressful situation they experience difficulties with this and lose all sympathy and empathy for people.In a critical situation, difficulties arise in distinguishing one

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.