Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ АГРЕССИИ У ЛЕВОРУКИХ И ПРАВОРУКИХ ПОДРОСТКОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ АГРЕССИИ У ЛЕВОРУКИХ И ПРАВОРУКИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / АСИММЕТРИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИЯ / ПОДРОСТКИ / ЛЕВОРУКОСТЬ / ПРАВОРУКОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Елена Ивановна, Головачева Елизавета Денисовна

Проблема и цель. В статье исследуется проблема агрессии в рамках системы образования. В литературе обсуждаются многие причины агрессии в школе, среди которых в качестве центральной часто описывается леворукость. Целью данной работы стало сравнение уровня агрессивности праворуких и леворуких учащихся подростков. Методология. Поскольку оценка рукости в литературе крайне противоречива и разнообразна, пробы, направленные на ее оценку, были разделены на две группы: те, которые в меньшей мере подвержены социальному давлению и обусловлены генетической предрасположенностью, и те, которые в большей мере оценивают именно влияние социального давления. В исследовании принимало участие 86 подростков возрасте от 11 до 15 лет, обучающихся в школах Санкт-Петербурга. Рукость определялась с помощью 7 проб, наиболее часто используемых в научной литературе. Для оценки агрессивности применялся опросник Ч. Д. Спилбергера (STAXI) в адаптации А. Б. Леоновой (Леонова, Спилбергер, 2005). Результаты. Обнаружено, что применение разного набора проб для оценки рукости значимо меняет распределение подростков по данному параметру. Пробы, результат которых не зависит от социального давления, обнаруживают значимо большее число леворуких по сравнению с пробами, зависящими от социального давления. Доказано, что различий между праворукими и леворукими подростками по уровню агрессивности, каким бы способом ни оценивалась рукость, нет. При этом выявлено, что агрессивность, направленная во вне, выше у предположительно переученных учащихся. Заключение. Различий в уровне агрессивности леворуких и праворуких учащихся в данном исследовании не обнаружено. Полученные авторами результаты свидетельствуют о необходимости более направленного изучения специфики агрессивности у переученных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Елена Ивановна, Головачева Елизавета Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF AGGRESSION LEVELS IN LEFT-HANDED AND RIGHT-HANDED ADOLESCENTS

Introduction. The study examines the problem of aggression in education. Previous studies have discussed a number of reasons for school aggression. Left-handedness is frequently reported as an important risk factor of aggressive behaviours. The aim of this study is to compare the levels of aggressiveness between right-handed and left-handed adolescents. Materials and Methods. To date there has been little agreement on the assessment of handedness in scholarly literature. The authors of this article have divided the inventories aimed at assessing handedness into two groups: those identifying genetic predisposition, and those that assess the influence of social pressure. The study was conducted in St. Petersburg and involved 86 secondary school students aged between 11 and 15 years. Handedness was assessed using 7 tools frequently mentioned in scholarly literature. To assess the aggressiveness, the authors used Ch.D. Spielberger’s questionnaire (STAXI) adapted by A.B. Leonova. Results. It was found that the use of different inventory sets for assessing handedness significantly changes the distribution of adolescents according to this parameter. Tools which do not take into account social pressure identify significantly more left-handed people than those that depend on social pressure. The study has not identified significant differences between right-handed and left-handed adolescents in terms of the level of aggressiveness. At the same time, it was revealed that aggressiveness directed outward is higher in supposedly retrained left-handers. Conclusions. The study has not shown any significant differences in the level of aggressiveness between left-handed and right-handed adolescents. Future research should concentrate on the investigation of aggressiveness in retrained heft-handed adolescents.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ АГРЕССИИ У ЛЕВОРУКИХ И ПРАВОРУКИХ ПОДРОСТКОВ»

Science for Education Today

2021, том 11, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Е. И. Николаева, Е. Д. Головачева

DOI: 10.15293/2658-6762.2101.02

УДК 159.9+371

Сравнительный анализ уровня агрессии у леворуких и праворуких подростков

Е. И. Николаева, Е. Д. Головачева (Санкт-Петербург, Россия)

Проблема и цель. В статье исследуется проблема агрессии в рамках системы образования. В литературе обсуждаются многие причины агрессии в школе, среди которых в качестве центральной часто описывается леворукость. Целью данной работы стало сравнение уровня агрессивности праворуких и леворуких учащихся подростков.

Методология. Поскольку оценка рукости в литературе крайне противоречива и разнообразна, пробы, направленные на ее оценку, были разделены на две группы: те, которые в меньшей мере подвержены социальному давлению и обусловлены генетической предрасположенностью, и те, которые в большей мере оценивают именно влияние социального давления. В исследовании принимало участие 86 подростков возрасте от 11 до 15 лет, обучающихся в школах Санкт-Петербурга. Рукость определялась с помощью 7 проб, наиболее часто используемых в научной литературе. Для оценки агрессивности применялся опросник Ч. Д. Спилбергера ^ТЛХ1) в адаптации А. Б. Леоновой (Леонова, Спилбергер, 2005).

Результаты. Обнаружено, что применение разного набора проб для оценки рукости значимо меняет распределение подростков по данному параметру. Пробы, результат которых не зависит от социального давления, обнаруживают значимо большее число леворуких по сравнению с пробами, зависящими от социального давления. Доказано, что различий между правору-кими и леворукими подростками по уровню агрессивности, каким бы способом ни оценивалась рукость, нет. При этом выявлено, что агрессивность, направленная во вне, выше у предположительно переученных учащихся.

Заключение. Различий в уровне агрессивности леворуких и праворуких учащихся в данном исследовании не обнаружено. Полученные авторами результаты свидетельствуют о необходимости более направленного изучения специфики агрессивности у переученных подростков.

Ключевые слова: латеральные предпочтения; асимметрия; агрессивность; агрессия; подростки; леворукость; праворукость.

Исследование выполнено в рамках финансирования научно-исследовательского проекта «Становление сенсомоторной интеграции и тормозного контроля у детей с разными латеральными предпочтениями», проект Российского фонда фундаментальных исследований № 18-013-00323.

Николаева Елена Ивановна - доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. E-mail: klemtina@yandex.ru

Головачева Елизавета Денисовна - магистрант кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. E-mail: lizaveta03semenova@yandex.ru

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

2021, том 11, № 1

Постановка проблемы

Проявления агрессии в системе образования являются одной из самых актуальных проблем как в нашей стране, так и за рубежом [1]. Агрессия описана в начальной школе [2], в средней и старшей [3] и даже в учреждениях высшего образования [4]. Часто это объясняют тем, что именно в образовательном учреждении встречаются учащиеся из разных культур, разных сословий и разных типов семейного воспитания [5]. Агрессия проявляется не только среди учеников, но и по отношению к учителям1. Это предполагает поиск причин такого поведения [6] и разработку программ по снижению явления агрессии. Среди причин чаще всего рассматривают как те или иные биологические особенности учащихся, так и систему воспитания в домашних условиях , а также частоту переживаний стресса на ранних этапах развития [7].

Очевидно, что, если причиной являются особенности воспитания [8], то можно создать психолого-педагогические программы, которые в той или иной степени смогут купировать негативные последствия [9]. Однако если причиной агрессивного поведения являются биологические причины, то подобными программами обойтись нельзя. Именно поэтому необходимы точные данные относительно того, определяется ли агрессия в школе биологическими причинами и какими конкретно.

ISSN 2658-6762

Среди биологических причин часто называют психиатрические расстройства [10], психопатию [11], эмоциональные проблемы [12], решение которых связано со специфическим лечением и своевременным выявлением заболевания. Но ряд исследований утверждает, что важнейшей причиной агрессивного поведения может быть леворукость [13], поскольку леворукость связана с более высоким уровнем эмоциональности [14].

Стремясь ответить на вопрос, почему ле-ворукость не исчезает, если она не является значимым эволюционным приобретением, группа французских исследователей стала изучать племена, живущие в настоящее время и на очень маленькой выборке нашли, что чем больше леворуких в выборке, тем выше агрессивность сообщества. Более того, они обратили внимание, что в интерактивных спортивных играх (бейсбол, баскетбол) леворукие имеют преимущество, и в процессе этих игр весьма высок уровень агрессивности [13]. Здесь же стоит подчеркнуть, что существует масса работ, касающихся того, какое сочетание левых и правых признаков свойственно тому или иному виду спорта (Ефимова и др., 20123), поскольку эти особенности дают преимущество спортсменам в выполнении определенных действий и нет жесткой привязанности леворукости к агрессивности в спорте (Швыдченко, 2016 4). Не подтвердилось и

http://sciforedu.ru

1 Гринева Р. И. Явление буллинга в школе: учителя-жертвы // Вопросы педагогики. - 2020. - № 11-2. -С. 127-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id =44305912

2 Отева Э. А., Николаева А. А. Сартакова Н. В., Николаева Е. И., Парм Ю. Н. Оценка состояния здоровья беременных в Новосибирском научном центре: соматические и психологические аспекты // Акушерство и гинекология. - 1994. - № 3. - С. 25-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22017741

3 Ефимова И. В., Симонов В. Н., Будыка Е. В. Профиль

латеральной организации моторных и сенсорных

функций студентов, занимающихся боксом, и особенности проявления у них агрессивности // Асимметрия. - 2012. - Т. 6, № 4. - С. 18-24. https://eli-brary.ru/item.asp?id=18891577 4Швыдченко И. Н., Бердичевская Е. М., Тамбовцева А. А., Степукова А. С., Кужильная Ю. А. Реактивность нейтрофилов и уровень провоспалительных цитоки-нов в плазме крови у спортсменов с разным профилем функциональной асимметрии мозга // Асимметрия. - 2016. - Т. 9, № 3. - С. 14-31. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=25336573

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

32

2021, том 11, № 1

представление о связи леворукости и агрессивности на уровне популяции (McManus, 20035). При этом было обосновано представление о том, что асимметрия полушарий головного мозга - фундаментальное явление [15].

Сейчас принята био-психо-социальная модель возникновения агрессивности [16], как наиболее соответствующая реальности. При этом встает вопрос: является ли тип рукости одной из биологических причин агрессивности? Вопрос особенно актуальный в школе, поскольку число леворуких детей в школе постоянно растет [17], как растет и агрессивность, о чем уже было сказано выше.

В обычном современном обществе наиболее агрессивной группой являются подростки [18]. Именно поэтому в данном исследовании целью стало сравнение уровня агрессивности праворуких и леворуких учащихся подростков.

Однако, поскольку оценка рукости вызывает большие проблемы [19], тесты, направленные на ее оценку, были разделены на две группы: те, которые в меньшей мере подвержены социальному давлению (поскольку родители, воспитатели и учителя не контролируют эти действия) и те, которые в большей мере оценивают именно влияние социального давления6.

Целью данной работы стало сравнение уровня агрессивности праворуких и левору-ких учащихся подростков.

ISSN 2658-6762

Методология исследования

В исследовании принимало участие 86 подростков возрасте от 11 до 15 лет, обучающихся в школах Санкт-Петербурга.

В данном исследовании использовались следующие методики:

1. Определение ведущей руки с помощью наиболее принятых в литературе проб7. Пробы проводились трижды, в протокол вносились данные о каждом выполнении. Количественный способ обработки результатов проводился методом кодирования или присвоения числового выражения буквенным результатам проб: Праворукость (трехкратное выполнение действие правой рукой) - 3 балла, симметрия (амбидекстрия) (одинаковое выполнение действия и правой, и левой рукой или попеременное выполнение его то одной, то другой руками) - 2 балла, леворукость (трехкратное выполнение действия левой рукой) - 1 балл. Проводились 7 проб: «Переплетение пальцев рук», проба «Поза Наполеона», проба «Плечевой тест». Данные пробы (в тексте далее это пробы 1-3) были выделены в отдельную группу, поскольку действия, которые они фиксируют, обычно, не контролируются взрослыми. В литературе считается, что они преимущественно оценивают генетический компонент рукости [Hill]. Пробы «В какой руке держит ложку», проба «Какой рукой расчесывается», проба «Взять предмет», проба «Какой рукой рисует» (далее в тексте пробы 4-7) были объединены в одну группу, поскольку подвержены социальному давлению (родители, воспитатели и учителя могли

http://sciforedu.ru

5 McManus I. C. Right hand, left hand. The origin of asymmetry in brains, bodies, atoms and cultures. - L.: Poenix, 2003.

6 Николаева Е. И., Брисберг Т. Л. Связь проб, направ-

ленных на оценку ведущей руки, с результатами ди-хотического тестирования // Асимметрия. - 2018. -

№ 4. - С. 350-359. URL: brary.ru/item.asp?id=37152830 7 Там же.

https://www.eli-

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

33

2021, том 11, № 1

настойчиво предлагать выполнять эти действия рукой, которую они считали «правильной». Один из авторов работы регулярно проводит обследование детей и почти в 30 % случаев обнаруживает, что дети леворуки. Весьма часто в ответ родители говорят: «Нет, мой ребенок нормальный». Позднее выясняется, что и родитель - переученный леворукий.

2. Опросник Ч. Д. Спилбергера, направленного на оценку агрессии ^ТАХГ) в адаптации А. Б. Леоновой8 (Леонова, Спилбергер, 2005). Опросник включает 44 суждения, которые обследуемый должен оценить по 4-х балльной шкале в зависимости от того, насколько они ему подходят: почти никогда,

ISSN 2658-6762

иногда, часто, почти всегда. Опросник позволяет оценить следующие параметры: агрессия как черта личности (агрессия как особенность темперамента, агрессия как особенность характера), агрессия внешняя (гетероагрессия), агрессия внутренняя (аутоагрессия), контроль агрессии.

Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы IBM SPSS Statistics (версия 22).

Результаты исследования

Сначала было описано распределение детей по типам рукости.

http://sciforedu.ru

Таблица 1

Распределение детей по типам рукости на основе двух групп проб

Table 1

Distribution of children by type of handedness based on two groups of problems

Показатель количество детей (%)

Леворукость Амбидекстрия Праворукость

Пробы 1-3 для оценки ведущей руки 53 5 42

Пробы 4-7 для оценки ведущей руки 10** 11 79**

Примечание: * - различия с уровнем значимости р<0,05; **- р<0,01.

Определение рукости с помощью разного набора проб разительно меняет распределение подростков по данному параметру. Если согласно первому набору учащиеся примерно равным образом делятся на леворуких и праворуких, то, согласно второму набору, большинство подростков оказываются право-рукими. В более раннем исследовании9 мы сопоставляли рукость, выявленную двумя группами проб, с дихотическим тестированием-

методом, в максимальной степени соответствующий пробе Вада, которая непосредственно определяет положение центра речи [20]. Оказалось, что коррелирует с ней только первый набор проб, именно потому, что фиксирует выполнение действий, на которые не влияют взрослые, участвующие в воспитании ребенка.

Далее в этом исследовании мы разделили подростков на две группы: в первую во-

8 Диагностика эмоций и стресса: новые психодиагностические методики: препринт / под ред. А. Б. Леонова,

Ч. Д. Спилбергер - М.: Труды Научного совета РАМН по экспериментальной и прикладной физиологии, 2005. - 87 с.

9 Николаева Е. И., Брисберг Т. Л. Связь проб, направленных на оценку ведущей руки, с результатами ди-хотического тестирования // Асимметрия. - 2018. -№ 4. - С. 350-359. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=37152830

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

34

2021, том 11, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

шли те, у кого оба набора проб дают одинаковый результат, во вторую вошли подростки, у которых результаты двух групп проб отличаются (по одной группе проб испытуемый относится к леворуким людям, по другой - к праворуким). Можно предположить, что такое несовпадение связано с переучиванием ребенка. Были сопоставлены оценки агрессивности у этих двух групп подростков.

Ответы, полученные с помощью опросника Ч. Д. Спилбергера, направленного на оценку агрессии ^ТАХГ), с помощью ключа переводились в численные показатели. Далее были получены средние значения по всем подросткам по каждому параметру. Среднее численное значение по параметру «агрессивный

темперамент» составило 7,4 ± 2,5 балла; по параметру «Аутоагрессия» 15,5 ± 5,1 балла; по параметру «Гетероагрессия» 15,8 ± 4,3 балла; по параметру «Контроль над гневом»: 21,4 ± 5,1 балла. Далее результаты подростков были поделены на 2 группы: выше и ниже среднего. Это позволило вычленить тех, кто имел наиболее агрессивный темперамент, более выраженную аутоагрессию и гетероагрес-сию, а также большую степень контроля своего гнева. В каждой из выделенных ранее групп был подсчитан процент детей с этими повышенными показателями агрессивности. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение подростков по повышенному уровню агрессии (методика Спилбергера)

Table 2

Distribution of adolescents by increased level of aggression (Spielberger's method)

% подростков % подростков от каждой группы

Показатель от общего ко- Агрессивный Аутоагрессия Гетеро- Контроль

личества темперамент агрессия над гневом

Результат оценки с по-

мощью проб 1-3 и 4-7 19 8 33 25 66

совпадают

Результат оценки с по-

мощью проб 1-3 и 4- -7не 81** 26* 56* 54* 72

совпадает

Примечание: обозначения как в таблице 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы 2 видно, что только у 19 % подростков результаты двух групп проб совпали. Более того, подростки, у которых результаты не совпадают, имеют более высокие значения параметров агрессивности по сравнению с теми, у кого эти показатели совпадают. Из общего числа детей с одинаковыми пробами всего 8 % детей имеют агрессивный темперамент, а от второй группы (переученные) детей с агрессивным темпераментом 26 %. Также показатели по направленности

агрессии (внутрь или наружу) выше у детей с разными пробами. Контроль над гневом был низким у обоих групп, в силу возраста испытуемых. Но, как и в предыдущих случаях гнев было сложнее сдержать тем подросткам, чьи пробы не совпадали, хотя различия не значимы. Однако в силу неравенства численности групп, эти данные мы не можем принять к рассмотрению.

В таблице 3 представлены уровни агрессии у подростков разных групп в баллах.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

35

Science for Education Today

2021, том 11, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Таблица 3

Уровни агрессии в баллах у подростков разных групп (методика Спилбиргера) Levels of aggression in scores in adolescents of different groups (Spielberger's method)

Table 3

Показатель Среднее и стандартное отклонение

Агрессивный темперамент Аутоагрессия Гетероагрессия Контроль над гневом

Результат проб на ведущую руку 1-3 и 4-7 совпадает 6,0 ± 2,3 13,9 ± 2,4 12,1 ± 3,1 21,8 ± 2,5

Результат проб на ведущую руки 1 -3 и 4-7 не совпадает 8,2 ± 2,4 16,4 ± 3,2 17,2 ± 2,9** 22,4 ± 3,1

Леворукие по пробе 1-3 6,6 ± 1,9 15,0 ± 2,1 14,3 ± 2,6 22,5 ± 2,0

Праворукие по пробе 1-3 6,7 ± 4,6 16,0 ± 5,1 13,5 ± 5,6 23 ± 3,6

Леворукие по пробе 4-7 6,8 ± 2,3 17,5 ± 5,3 15,1 ± 5,2 21,5 ± 4,1

Праворукие по пробе 4-7 7,6 ±3,2 15,2 ± 5,1 15,9 ± 5,0 21,1 ± 4,4

Примечание: обозначение как в таблице 1

Данные свидетельствуют о том, что различий между праворукими и леворукими подростками по уровню агрессии, каким бы способом ни оценивалась рукость, нет. Но агрессия, направленная во вне резко возрастает у детей предположительно переученных. Это вполне объяснимо, поскольку доказано, что процесс переучивания ведет к невротизации в 80 % случаев [21]. Следовательно, в данном случае внешняя агрессия в поведении - следствие невротизации, но не является генетически присущей функцией леворуких людей.

Далее был проведен регрессионный анализ, который также не выявил влияния ни одного из параметров рукости на параметры агрессивности. Наконец, факторный анализ (КМО=0,603, процент объясненной дисперсии 64,2%) дал двухфакторное решение, в котором параметры рукости вошли в один фактор, а агрессивности - в другой.

Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что рост агрессивного поведе-

ния в школе не связан с ростом числа левору-ких учащихся. Можно предположить, что агрессивность в школе обусловлена динамическими факторами [1], политикой отношения к такому поведению в конкретной школе [21], спецификой семейного воспитания [22]. И одной особенностью этого воспитания может быть переучивание ребенка, сопровождающееся травматизацией личности [23].

Заключение

Число леворуких испытуемых в значительной мере определяется методами оценки леворукости, а не самим фактом леворукости

Повышение уровня агрессивности в школе не связано с увеличением числа левору-ких подростков в ней.

Значимо высокий уровень гетероагрес-сии обнаружен у подростков, которых предположительно переучили пользоваться правой рукой вместо ведущей левой, по отношению к непереученным учащимся. Это требует дополнительных исследований.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

2021, том 11, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Greer B., Taylor R.W., Cella M., Stott R., Wykes T. The contribution of dynamic risk factors in predicting aggression: A systematic review including inpatient forensic and non-forensic mental health services // Aggression and Violent Behavior. - 2020. - Vol. 53. - P. 101433. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.avb.2020.101433

2. Healy S. R., Valente J. Y., Caetano S. C., Martins S. S., Sanchez Z. M. Worldwide school-based psychosocial interventions and their effect on aggression among elementary school children: A systematic review 2010-2019 // Aggression and Violent Behavior. - 2020. - Vol. 55. - P. 101486. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101486

3. Casey B. J. Beyond Simple Models of Self-Control to Circuit-Based Accounts of Adolescent Behavior // Annual Review in Psychology. - 2015. - Vol. 66 (1). - P. 295-319. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010814-015156

4. Liran B., Miller P. The role of psychological capital in academic adjustment among university students // Journal of Happiness Studies. - 2019. - Vol. 20 (1). - P. 51-65. DOI: https://doi.org/ 10.1007/s 10902-017-9933-3

5. Fâvero M., Pinto C., Del Campoc A., Moreira D., Sousa-Gomes V. Power dressed in black: A comprehensive review on academic hazing // Aggression and Violent Behavior. - 2020. -Vol. 55. - P. 101462. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101462

6. Дудина М. Н. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности // Философия образования. - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 20-35. DOI: http://doi.org/10.15372/PHE20190202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505558

7. Bolger N., Amarel D. Effects of social support visibility on adjustment to stress: experimental evidence // Journal of Personal and Social Psychology. - 2007. - V. 92 (3). - P. 458-475. DOI: http://doi.org/10.1037/0022-3514.92.3458

8. Boudrias V., Trépanier S-Ch., Salin D. A systematic review of research on the longitudinal consequences of workplace bullying and the mechanisms involved // Aggression and Violent Behavior. -2021. - Vol. 56. - P. 101508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101508

9. Mielke M., Farrington D. P. School-based interventions to reduce suspension and arrest: A metaanalysis // Aggression and Violent Behavior. - 2021. - Vol. 56. - P.101508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101518

10. Garofalo C., Neumann C. S., Velotti P. Difficulties in emotion regulation and psychopathic traits in violent offenders // Journal of Criminal Justice. - 2018. - Vol. 57. - P. 116-125. DOI: https://doi.org/10.1016/jjcrimjus.2018.05.013

11. Ribeiro da Silva D., Randall D. R., Salekin T. Psychopathic traits in children and youth: The state-of-the-art after 30 years of research // Aggression and Violent Behavior. - 2020. - Vol. 55 -P. 101454. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101454

12. Caldwell B. M., Anderson N. E., Harenski K. A., Sitney M. H., Caldwell M. F., Van Rybroek G. L., Kiehl K. A. The structural brain correlates of callous-unemotional traits in incarcerated male adolescents // NeuroImage: Clinical. - 2019. - Vol. 22. - P. 101703. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nicl.2019.101703

13. Carrière S. M., Raymond M. Handedness and aggressive behavior in an Ntumu village in southern Cameroon // Acta ethologica. - 2000. - Vol. 2 (2). - P. 111-114. DOI: https://doi.org/10.1007/s102119900011

14. Bless J. J., Westerhausen R., Torkildsen J. V., Gudmundsen M., Kompus K., Hugdahl K. Laterality across languages: Results from a global dichotic listening study using a smartphone application //

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

37

Science for Education Today

2021, том 11, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Laterality. - 2015. - Vol. 20 (4). - P. 434-452. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2014.997245

15. Versace E., Martinho-Truswell A., Kacelnik A., Vallortigara G. Priors in animal and artificial intelligence: where does learning begin? // Trends in cognitive sciences. - 2018. - Vol. 22 (11). -P. 963-965. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2018.07.005

16. Tremblay R. E., Vitaro F., Cote S. M. Developmental Origins of Chronic Physical Aggression:A Bio-Psycho-Social Model for the Next Generation of Preventive Interventions // Annual Review in Psychology. - 2018. - Vol. 69. - P. 383-407. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1621329

17. Широкова И. В. Психологические аспекты леворукости: понятие, причины, особенности // Комплексные исследования детства. - 2019. - Т. 1, № 1. - С. 73-79.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42496563

18. Zaki J. Integrating Empathy and Interpersonal Emotion Regulation // Annual Review of Psychology. - 2020. - Vol. 71 (1). - P. 517-540. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-050830

19. Angstmann S., Madsen K. S., Skimminge A., Jernigan T. L., Baare W. F., Siebner H. R. Microstructural asymmetry of the corticospinal tracts predicts right-left differences in circle drawing skill in right-handed adolescents // Brain Structure and Function. - 2016. - Vol. 221 (9). - P. 44754489. URL: https://doi.org/10.1007/s00429-015-1178-5

20. Westerhausen R. A primer on dichotic listening as a paradigm for the assessment of hemispheric asymmetry // Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition. - 2019. - Vol. 24 (6). -P. 740-771. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1598426

21. Van Wijk I. C., Van Den Bulk B. G, Marinus B., Van IJzendoorn M. H. Social judgments, frontal asymmetry, and aggressive behavior in young children: A replication study using EEG // Neuro-psychologia. - 2019. - Vol. 126. - P. 120-127. DOI: http: //dx.doi .org/ 10.1016/j .neuropsychologia.2017.06.022

22. Hill Ch., Van G emmert A. W. A., Fang Q., Hou L., Wang J., Pan Zh. Asymmetry in the aging brain: A narrative review of cortical activation patterns and implications for motor function // Lat-erality. - 2020. - Vol. 25 (4). - P. 413-429. DOI: http://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1707219

23. Mohammadi H., Papadatou-Pastou M. Cerebral laterality as assessed by hand preference measures and developmental stuttering // Laterality. - 2020. - Vol. 25 (2). - P. 127-149. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1621329

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-73-79

2021, Vol. 11, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2101.02

Elena Ivanovna Nikolaeva PhD, Professor, Head,

Department of Developmental Psychology and Family Pedagogics, Herzen State pedagogical University, Saint-Petersburg, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8363-8496 E-mail: klemtina@yandex.ru (Corresponding Author) Elizaveta Denisovna Golovacheva Master's Student,

Department of Developmental Psychology and Family Pedagogics, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0045-2464 E-mail: lizaveta03semenova@yandex.ru

Comparative analysis of aggression levels in left-handed and right-handed adolescents

Introduction. The study examines the problem of aggression in education. Previous studies have discussed a number of reasons for school aggression. Left-handedness is frequently reported as an important risk factor of aggressive behaviours. The aim of this study is to compare the levels of aggressiveness between right-handed and left-handed adolescents.

Materials and Methods. To date there has been little agreement on the assessment of handedness in scholarly literature. The authors of this article have divided the inventories aimed at assessing handedness into two groups: those identifying genetic predisposition, and those that assess the influence ofsocial pressure. The study was conducted in St. Petersburg and involved 86 secondary school students aged between 11 and 15 years. Handedness was assessed using 7 tools frequently mentioned in scholarly literature. To assess the aggressiveness, the authors used Ch.D. Spielberger's questionnaire (STAXI) adapted by A.B. Leonova.

Results. It was found that the use ofdifferent inventory sets for assessing handedness significantly changes the distribution of adolescents according to this parameter. Tools which do not take into account social pressure identify significantly more left-handed people than those that depend on social pressure. The study has not identified significant differences between right-handed and left-handed adolescents in terms of the level of aggressiveness. At the same time, it was revealed that aggressiveness directed outward is higher in supposedly retrained left-handers.

Conclusions. The study has not shown any significant differences in the level of aggressiveness between left-handed and right-handed adolescents. Future research should concentrate on the investigation of aggressiveness in retrained heft-handed adolescents.

Lateral preferences; Asymmetry; Aggressiveness; Aggression; Adolescents; Left-handedness; Right-handedness.

Abstract

Keywords

© 2011-2021 Science for Education Today

All rights reserved

39

2021, Vol. 11, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

Acknowledgments

The study was carried out within the framework offunding for the research project "Formation ofsensorimotor integration and inhibitory control in children with different lateral preferences ", project of the Russian Foundation for basic research No. 18-013-00323.

REFERENCES

1. Greer B., Taylor R. W., Cella M., Stott R., Wykes T. The contribution of dynamic risk factors in predicting aggression: A systematic review including inpatient forensic and non-forensic mental health services. Aggression and Violent Behavior, 2020, vol. 53, pp. 101433. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.avb.2020.101433

2. Healy S. R., Valente J. Y., Caetano S. C., Martins S. S., Sanchez Z. M. Worldwide school-based psychosocial interventions and their effect on aggression among elementary school children: A systematic review 2010-2019. Aggression and Violent Behavior, 2020, vol. 55, pp. 101486. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101486

3. Casey B. J. Beyond simple models of self-control to circuit-based accounts of adolescent behavior. Annual Review in Psychology, 2015, vol. 66 (1), pp. 295-319. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010814-015156

4. Liran B., Miller P. The role of psychological capital in academic adjustment among university students. Journal of Happiness Studies, 2019, vol. 20 (1), pp. 51-65. DOI: https://doi.org/ 10.1007/s 10902-017-9933-3

5. Favero M., Pinto C., Del Campoc A., Moreira D., Sousa-Gomes V. Power dressed in black: A comprehensive review on academic hazing. Aggression and Violent Behavior, 2020, vol. 55, pp. 101462. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101462

6. Dudina M. N. Education under the conditions of uncertainty: The problems of anthropological proportionality. Philosophy of Education, 2019, vol. 19 (2), pp. 20-35. DOI: http://doi.org/10.15372/PHE20190202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505558

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bolger N., Amarel D. Effects of social support visibility on adjustment to stress: experimental evidence. Journal of Personal and Social Psychology, 2007, vol. 92 (3), pp. 458-475. DOI: http://doi.org/10.1037/0022-3514.92.3.458

8. Boudrias V., Trepanier S-Ch., Salin D. A systematic review of research on the longitudinal consequences of workplace bullying and the mechanisms involved. Aggression and Violent Behavior, 2021, vol. 56, pp. 101508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101508

9. Mielke M., Farrington D. P. School-based interventions to reduce suspension and arrest: A meta-analysis. Aggression and Violent Behavior, 2021, vol. 56, pp. 101508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101518

10. Garofalo C., Neumann C. S., Velotti P. Difficulties in emotion regulation and psychopathic traits in violent offenders. Journal of Criminal Justice, 2018, vol. 57, pp. 116-125. DOI: https://doi.org/10.1016/jjcrimjus.2018.05.013

11. Ribeiro da Silva D., Randall D. R., Salekin T. Psychopathic traits in children and youth: The state-of-the-art after 30 years of research. Aggression and Violent Behavior, 2020, vol. 55, pp. 101454. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101454

12. Caldwell B. M., Anderson N. E., Harenski K. A., Sitney M. H., Caldwell M. F., Van Rybroek G. L., Kiehl K. A. The structural brain correlates of callous-unemotional traits in incarcerated male adolescents. NeuroImage: Clinical, 2019, vol. 22, pp. 101703. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nicl.2019.101703

© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved

40

2021, Vol. 11, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

13. Carrière S. M., Raymond M. Handedness and aggressive behavior in an Ntumu village in southern Cameroon. Acta Ethologica, 2000, vol. 2 (2), pp. 111-114. DOI: https://doi.org/10.1007/s102119900011

14. Bless J. J., Westerhausen R., Torkildsen J. V., Gudmundsen M., Kompus K., Hugdahl K. Laterality across languages: Results from a global dichotic listening study using a smartphone application. Laterality, 2015, vol. 20 (4), pp. 434-452. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2014.997245

15. Versace E., Martinho-Truswell A., Kacelnik A., Vallortigara G. Priors in animal and artificial intelligence: where does learning begin? Trends in Cognitive Sciences, 2018, vol. 22 (11), pp. 963965. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2018.07.005

16. Tremblay R. E., Vitaro F., Cote S. M. Developmental origins of chronic physical aggression: A bio-psycho-social model for the next generation of preventive interventions. Annual Review in Psychology, 2018, vol. 69, pp. 383-407. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1621329

17. Shirokova I. V. Psychological aspects of left-handedness: Concept, causes, and peculiarities. Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1 (1), pp. 73-79. DOI: https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-73-79 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42496563

18. Zaki J. Integrating Empathy and Interpersonal Emotion Regulation. Annual Review of Psychology, 2020, vol. 71 (1), pp. 517-540. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-050830

19. Angstmann S., Madsen K. S., Skimminge A., Jernigan T. L., Baare W. F., Siebner H. R. Microstructural asymmetry of the corticospinal tracts predicts right-left differences in circle drawing skill in right-handed adolescents. Brain Structure and Function, 2016, vol. 221 (9), pp. 4475-4489. DOI: https://doi.org/10.1007/s00429-015-1178-5

20. Westerhausen R. A primer on dichotic listening as a paradigm for the assessment of hemispheric asymmetry. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition, 2019, vol. 24 (6), pp. 740-771. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1598426

21. Van Wijk I. C., Van Den Bulk B. G, Marinus B., Van IJzendoorn M. H. Social judgments, frontal asymmetry, and aggressive behavior in young children: A replication study using EEG. Neuropsychologia, 2019, vol. 126, pp. 120-127. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.neuropsychologia.2017.06.022

22. Hill Ch., Van G emmert A. W. A., Fang Q., Hou L., Wang J., Pan Zh. Asymmetry in the aging brain: A narrative review of cortical activation patterns and implications for motor function. Laterality, 2020, vol. 25 (4), pp. 413-429. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1707219

23. Mohammadi H., Papadatou-Pastou M. Cerebral laterality as assessed by hand preference measures and developmental stuttering. Laterality, 2020, vol. 25 (2), pp. 127-149. DOI: https://doi.org/10.1080/1357650X.2019.1621329

Submitted: 18 December 2020 Accepted: 10 January 2021 Published: 28 February 2021

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2021 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.