Соколов В.А.
Сравнительный анализ уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления в некоторых странах СНГ и Российской Федерации
История формирования законодательства о служебных преступлениях в России развивалась с учетом преемственности континентального уголовного права. В советский период сформировалось единое законодательство о служебных преступлениях, которые назывались тогда должностными преступлениями. Развивалось это законодательство в республиках СССР под влиянием уголовного закона РСФСР. В условиях образования СНГ вновь созданные государства в основном восприняли в своих уголовных законах сложившееся ранее законодательство РФ, некоторые же внесли свои изменения и дополнения.
Основные изменения отмечаются в определении круга должностных лиц с признаками специального субъекта. Ранее по уголовному законодательству Азербайджанской, Грузинской, Молдавской, Узбекской и Эстонской союзных республик государственными должностными лицами помимо представителей власти признавались лица, занимавшие в государственных или общественных организациях, учреждениях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
В связи с социальными, политическими и экономическими преобразованиями в этих странах, с переходом к рыночным отношениям конституция и конституционные законы провозгласили равенство форм собственности, в том числе и частную собственность, свободу экономической деятельности и частного предпринимательства [1]. Уголовное законодательство большинства стран Содружества в понятие должностного преступления не включало в качестве субъекта работников управленческих аппаратов коммерческих организаций, которые допускали злоупотребление при исполнении своих служебных обязанностей, однако остались на позиции признания руководителей государственных предприятий должностными лицами. Так, УК Эстонской Республики, принятый 7 мая 1992 г. [2], в ст. 160 определяла должностное лицо как «лицо, занимающее должностное положение в базирующемся на любой форме собственности учреждении, предприятии или организации, если на него государством или собственником возложены административные, надзорные, распорядительные, оперативные, организационные обязанности, обязанности по упорядочению движения материальных ценностей или полномочия представителя власти». Данную позицию утверждают УК Республики Молдова, Республики Беларусь и Украины. В новом Уголовном кодексе Украины, принятом Верховной Радой 5 апреля 2001г. [3], в примечании к ст. 364, как и в старом УК Украины, принятом Верховным советом Украины 11 июля 1995 г. [4] в ст. 164 говорится, что «должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представитель власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию». Должностными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, исполняющие обязанности, указанные в п. 1 примечания к ст. 364 УК Украины. В уголовном кодексе Республики Беларусь дается развернутое понятие должностного лица, ими считаются «представители власти, т.е. государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции давать распоряжение или приказы и принимать решения относительно лиц, которые не подчинены им по службе; представители общественности, т.е. лица не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия; лица, которые постоянно, или временно, или по специальному полномочию занимают в учреждениях, организациях либо на предприятиях (независимо от форм собственности) должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей, или лица, уполномоченные в установлении порядка на совершение юридически значимых действий» [5, с. 186-187].
Новый Уголовный Кодекс Республики Беларусь был принят 2 июня 1999 г., он включает в себя главу 35 «Преступление против интересов службы», которая состоит из 10 статей. В Уголовном кодексе Республики Беларусь глава 35 начинается с примечания, где решена проблема квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения: «должностное лицо, которое использовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в настоящей главе, несет ответственность по совокупности преступлений».
Субъектами большинства должностных преступлений являются должностные лица. Понятие «должностного лица» УК Республики Беларусь определяет не в Особенной части, как в УК РФ в примечании к ст. 285, а в Общей части в ст. 4 «Разъяснение отдельных терминов Уголовного кодекса». Согласно части 4 ст. 4 под должностными лицами понимаются: 1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе; 2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия; 3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. Субъектом должностного преступления может быть должностное лицо, занимающее ответственное положение. Под должностными лицами, занимающими ответственное положение по УК Республики Беларусь понимаются: 1) Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители; 2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Правительству Республики Беларусь и их заместители; 3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; 4) судьи; 5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители; 6) следователи и начальники органов дознания; 7) руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных органов и их заместители. Эти лица являются субъектами особо квалифицированных составов, таких как: злоупотребление властью или служебными полномочиями (ч. 3 ст. 424), бездействие должностного лица (ч. 3 ст. 425), превышение власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 426), и получение взятки (ч. 3 ст. 430).Этот конкретный перечень специальных субъектов в лице ответственных работников положительно сказывается при квалификации должностных преступлений и заслуживает должного внимания.
Уголовный кодекс Республики Беларусь в ст. 427 «Служебный подлог» субъектом считает помимо должностного лица, и иное уполномоченное лицо, но это понятие законом не определено. Субъектом получения взятки является должностное лицо, как и предусмотрено в УК РФ, но в УК Республики Беларусь содержится специальная норма о получении незаконного вознаграждения отдельно служащим государственного аппарата (ст. 433), материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых ему в связи с исполнением служебных обязанностей вопреки интересам службы в пользу дающего вознаграждение.
Мы полагаем, что чиновников, не имеющих ранга должностного лица, но имеющих по службе возможность совершить служебное преступление необходимо признать субъектами преступления, и внести в уголовное законодательство Российской Федерации подобную норму об ответственности государственных служащих, которые нередко совершают подобные антиобщественные деяния и не несут уголовную ответственность.
Своеобразно разрешен вопрос о субъекте преступления по УК Белоруссии в нормах о коммерческом преступлении. Так в Уголовном кодексе содержится норма, которая входит в главу 25 «Преступление против порядка осуществления экономической деятельности». В ней говорится, что субъектом данного преступления является работник индивидуального предприятия или юридического лица, не являющийся должностным лицом, который получает деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиента, либо предоставление такого вознаграждения (коммерческий подкуп).
Следует отметить, что преступления, которые могут быть совершены должностным лицом, с использованием своих властных или иных служебных полномочий, имеются почти во всех главах УК РБ. Так, из 21 главы УК РБ 17 глав УК включают составы преступлений, диспозиции которых предусматривают совершение преступлений должностным лицом. Некоторые составы созвучны с преступлениями против интересов государственной гражданской службы.
Литература
1. Новые конституции стран СНГ и Балтии / Отв. ред. Н.А. Михалева. М., 1998.
2. Ведомости Эстонской Республики. 1992. № 20. Ст. 288.
3. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 г. СПб., 2001.
4. Ведомости Верховного Совета Украины. 1995. № 29. Ст. 216.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь (изм. и доп. 1993-1994 гг.). Минск, 1994.