Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов инклюзивного вуза'

Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов инклюзивного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / СТУДЕНТ / INCLUSIVE EDUCATION / VALUABLE ORIENTATIONS / SOCIALIZATION / DEPRIVATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вязовова Наталия Владимировна, Мелехова Виола Михайловна

В статье рассматривается проблема оценки ценностной сферы личности студентов в условиях инклюзивного образования. Осуществлен сравнительный анализ системы ценностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов. Определено проблемное поле формирования ценностных ориентаций депривированных лиц как условие преодоления десоциализирующего влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вязовова Наталия Владимировна, Мелехова Виола Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article authors considered the problem of assessment of the valuable sphere of the identity of students in the conditions of inclusive education, made the comparative analysis of system of values at persons with limited opportunities of health and healthy students and defined the problem field of formation of valuable orientations of deprived persons as conditions of overcoming dissocial influence.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов инклюзивного вуза»

УДК 159. 92

doi: 10. 20310/1810-231X-2017-16-4-46-58

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА

Вязовова Наталия Владимировна

Московский психолого-социальный университет, Россия, г. Москва Мелехова Виола Михайловна Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов e-mail: Cassandra1@yandex. ru

В статье рассматривается проблема оценки ценностной сферы личности студентов в условиях инклюзивного образования. Осуществлен сравнительный анализ системы ценностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов. Определено проблемное поле формирования ценностных ориентаций депривированных лиц как условие преодоления десоциализирующего влияния.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ценностные ориентации, социализация, депривация, студент

Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные ценности, вплетенные в представления о будущем и способствующие принятию решений или совершению каких-либо действий, как в настоящем, так и в перспективе. Так как люди под влиянием тех или иных жизненных обстоятельств часто неправильно распределяют ценностные приоритеты, это приводит к некоторой «неполноценности» (финансовой, социальной, психологической) и нестабильности, что в свою очередь обуславливает или усиливает дисгармонию в развитии личности.

Поэтому интерес исследователей к изучению смысловой и ценностной сфер личности не угасает десятилетиями и даже возрастает в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации развития, повлекшей за собой и значительные изменения в сфере образования.

В отечественной психологии и педагогике проблему ценностей рассматривали Д. А. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. Н. Антилогова, Б. С. Братусь, В. В. Знаков, Т. Н. Мальковская и др. , обобщив и систематизировав основные подходы к понятию «ценности», направленности личности («установка» (Д. Н. Узнадзе), «отношения» (В. М. Мя-сищев), «смысложизненные ориентации» или «смысловая сфера личности» (Д. А. Леонтьев); личностно значимые ценности (С. Л. Рубинштейн); социальное развитие личности

(Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович Л. С. Выготский).

В отдельных работах ценности предстают как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией жизненных смыслов (К. А. Абульханова-Славская); принятие и следование высшим образцам человеческой культуры (Б. С. Братусь, В. В. Знаков); как содержательная сторона направленности личности (И. Б. Дерманова, Т. Н. Мальковская). И, тем не менее, общечеловеческие ценности, к которым относят ценности, обусловленные человеческими отношениями: поддержка, воля, долг, помощь, а также ценности, связанные с выдвижением человека на более высокую ступень развития: человеколюбие, сопереживание, сочувствие, милосердие, сострадание, доброта (Е. А. Климов), совесть (В. В. Комаров, Г. С. Никифоров и др.), смысл жизни (Д. А. Леонтьев), справедливость (М. Н. Рутке-вич), остаются неизменным, стабилизирующими отношения в социуме и к социуму.

Выделяя индивидуальные ценности как ценности, значимые для личности и определяющие направление ее деятельности (карьера, семья, материальное положение, социальный статус, духовное развитие (И. Г. Сенин), авторы рассматривают их как необходимое условие эффективности жизнедеятельности.

Но, несмотря на тот факт, что исследования ценностно-смысловой сферы личности обширны, тем не менее изучению данного вопроса, применительно к лицам с ОВЗ уделя-

лось недостаточно внимания в силу того обстоятельства, что только в последнее десятилетие в условиях инклюзивного образования эта группа стала доступна для широкого исследования как особая группа лиц, изначально имеющая иной взгляд на жизнь и иное восприятие окружающей действительности, в силу сложившихся обстоятельств, обусловливающих и депривацию, и десоциализацию. Поэтому ценностно-смысловая сфера лиц с ОВЗ может иметь определенные искажения, нуждающиеся в своевременном выявлении и профилактике.

Для лиц с ОВЗ в условиях социальной нестабильности, сложившейся жизненной ситуации, при переходе в систему инклюзивного образования переоценка ценностей неизбежна, вследствие чего остро стоит вопрос о выявлении системы ценностей и смысловых конструктов, своевременное формирование и коррекция которых может способствовать преодолению депривационных тенденций.

В связи с этим возникают противоречия:

- между степенью разработанности данного вопроса относительно различных социальных и возрастных категорий общества и недостаточным вниманием к проблеме ценностно-смысловой сферы личности с ОВЗ;

- между наличием теоретических исследований ценностно-смысловой сферы личности и слабым внедрением результатов исследований в практику психолого-педагогической работы с лицами с ОВЗ в условиях высшего образования.

В связи с нерешенными противоречиями возникает проблема, заключающаяся в том, что у лиц с ОВЗ могут быть значительные сложности в формировании системы ценностей и обретении смысла жизни, для преодоления которых недостаточно используются механизмы смыслообразования, что снижает продуктивность деятельности и возможности самореализации депривированной личности.

В практической части данной нашей работы мы обобщили результаты исследования данной проблемы, которого могут послужить источником информации для более масштабных исследований и проектов по упомянутой проблеме.

Целью исследования стало выявление психологических особенностей ценностно-смысловой сферы депривированной личности, с последующей разработкой психологической программы, направленной на снижение по-

следствий депривации, включающей работу с самопознанием, критическим осмыслением проблем, перестройкой ценностной сферы, рефлексией приобретаемого независимого поведения.

Исследование проведено в ФГБОУИ ВО «Московский гуманитарно-экономический университет». Выборку составили студенты первого-второго курсов. Работа проводилась в течение 2014-2016 гг.

В ряду общепризнанных отечественных и зарубежных исследований, посвященных ценностным ориентациям, находятся работы С. Ф. Анисимова, В. Ф. Анурина, Г. Л. Буди-найте, Т. М. Буянас, В. А. Василенко, Е. Н. Ви-нарской, Е. И. Головахи, Л. Г. Десфонтенса,

A. Г. Здравомыслова, О. В. Зиневича, Н. И. Ивановой, И. Ф. Клименко, Н. И. Лапина,

B. Б. Ольшанского, А. В. Серого, Э. Н. Фаусто-вой, Н. Б. Шмелевой, В. Э. Чудновского, Л. Кольберга, Дж. Ловингера, А. Маслоу, Э. Фромма и др. Ценностные ориентации рассматриваются ими как результат освоения человеком явлений окружающей действительности (с точки зрения их ценности), и, в зависимости от того, на какие конкретные ценности ориентируется личность, выстраивается иерархия ценностных ориентаций.

Учитывая сложность определения сущности понятия «ценность», в связи с его многозначностью, в научной литературе представлен широкий диапазон определений данного понятия:

- первым в отечественной философии понятие «ценность» разработал В. П. Тугаринов, акцентируя внимание на способности вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности. А потому ценности - это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала [1]. На практическом уровне система ценностей реализуется в «ценностном отношении»;

- близкой к вышеуказанной является позиция ученых, акцентирующих внимание на значимости вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов (В. А. Василенко) [2], а потому ценности рассматриваются в свя-

зи с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования, личностного развития человека (А. И. Шемшурина), как понятие, включающее в себя совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталонов должного [3];

- ценности в социологии (У. Л. Колб, У. Томас и Ф. Знанецкий) - это любые предметы, обладающие поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы, формирующие атти-тюды, как субъективную ориентацию членов группы по отношению к ценностям, а потому выступающие как элементы общественного сознания и культуры, которые выполняют по отношению к личности нормативные функции;

- ценности как значимые составляющие личности каждого конкретного субъекта, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп, описаны С. Л. Рубинштейном, отмечавшим, что наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости его различных сторон [4], что позволяет считать ценности частью структуры личности, ее отношения к себе и другим;

- выступая автономными по отношению к потребностям источниками смыслообразова-ния, социальные отношения, преломленные и осмысленные субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» (Д. А. Леонтьев) [5];

- Дж. Роттер разграничил ценности-цели и ценности-средства, отметив их условное деление, так как одна и та же ценность может быть и целью, и средством, выступать и побудителем, и критерием деятельности, определяя поведение в контексте социальных ситуаций с учетом локуса контроля - обобщенного ожидания человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения (интернальный локус), а в какой - контролируются силами извне (экстер-нальный локус контроля).

В системе ценностных ориентаций личности различают финальные (высшие ценности и идеалы, являющиеся конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами), инструментальные (средства и условия, необходимые в конечном счете для

достижения и сохранения финальных ценностей) и производные (следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних) ценности.

Ценности часто несовместимы друг с другом, а потому выбор альтернативных ценностей происходит постоянно с учетом определенных социальных отношений вовлеченного в сферу общественного бытия человека, что для субъекта, как указывал Д. А. Леонтьев, имеет огромный «личностный смысл».

Система ценностей динамична и в тоже время относительно стабильна, выступает в виде ценностных ориентации, под которыми понимаются:

- «цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм» (В. Б. Ольшанский) [6];

- «установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов) [7];

- «конкретное отношение к окружающей среде» (В. В. Водзинская) [8];

- «нравственность личности» (О. И. Зотова, М. И. Бобнева) [9];

- «детерминанты принятия решения» (Ю. М. Жуков) [10];

- «сложные обобщенные системы ценностных представлений» (С. И. Попов, В. Б. Моин, А. А. Ручка) [11];

- «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» (В. Г. Алексеева) [12].

По мнению В. Б. Ольшанского, на индивидуальную систему ценностей определенно влияет групповое сознание - как фактор группового контроля, что, по мнению автора, может выступать и как детерминанта, в соответствии, с которой человек меняет свою ценностную ориентацию [6], переоценивает поступки и действия с точки зрения должного, а не полезного, создавая упорядоченную, стабильную, имеющую для человека значение картину мира.

У каждого ребенка образуются субъектно значимые ценностные ориентации, обычно складывающиеся бессознательно, а потому, когда они уже сформировались, перестроить их систему крайне трудно. И только весомые перемены в общественной жизни, ее укладе, идеологии, экономике, культуре и бытии, приводящие к переосмыслению всего происходящего, формируют и новые ценности, и смысл

жизни (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, С. Л. Франк, В. Франкл, В. Э. Чуднов-ский и др.).

Проблема смысла жизни приобретает особую остроту в переломные периоды исторического развития, в революционные эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые социальные идеалы, практически обесценивается сама реальная жизнь. И тогда, смысл жизни становится регулятором изменений в мировоззрении, морали, деятельности, поведении, способствующим позитивному развитию личности (В. Франкл, В. Э. Чудновский), создающим общие принципы ведения деятельности (Б. С. Братусь), в соответствии с которыми будет осуществляться жизненный выбор [13], выстраиваться траектория развития.

Человеку свойственно врожденное стремление к смыслу, поиску смысла жизни, чтобы устранить разрыв между наличным и возможным, тем, что есть, и тем, что будет - это и развивает личность, делает ее творческой и продуктивной. Однако, не всегда в жизни человек обладает равными возможностями в реализации собственных смыслов, особенно это касается лиц, относимых к категории депривантов, обладателей психической и биологической недостаточности, лишенных любви, стимуляции эмоциональной сферы, ограниченных в социальных контактах, тех, кто в силу обстоятельств, фрустрирован в ряде ведущих, определяющих развитие, потребностях.

В отличие от фрустрации, депривация более скрыта, но зачастую имеет и более глубокие последствия. А. Маслоу выделяет две разновидности депривации: депривацию не базовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма, потому скорее связана с фрустрацией, вторая угрожает развитию личности, ее жизненным целям личности, о самооценке, препятствует удовлетворению базовых потребностей [14].

Лица, без сформированного базового чувства доверия к миру, воспринимают его иначе, как угрозу, переживая данную ситуацию, как череду опасностей, исходящих извне, а потому последствия лишения, сепарации, сегрегации отражаются на личностных структурах.

Выделено множество видов депривации и все они проявляются обычно в комплексе. Так, двигательная депривация лиц с ДЦП и нарушениями ОДА изначально не является психической, но тем не менее, оказывает сильное, часто разрушающее воздействие на психиче-

ское состояние и развитие человека, так как развитие движений в детстве является одним из факторов формирования «образа Я», как и последующее принятие своего внешнего облика и идентификация с ним.

Лица с ДЦП, в силу заболевания могут быть депривированы в социальной, образовательной, экономической, этической, профессиональной, досуговой и иных сферах реализации.

Имея скрытый характер, депривация инвалида нуждается в особом внимании исследователей, так как ее источник может находиться в семье, школе, вузе, профессиональном сообществе, обществе в целом, невротизируя личность, создавая картину субъективной невозможности реализовать личностные смыслы.

Как и в любой социальной группе, ценности которой отличны от других, формируется особое чувство сопричастности, феномен «мы», порождающий своеобразную идентификацию друг с другом, препятствующую автономии и эффективному смыслообразованию. По нашим наблюдениям, включенные в среду инклюзивного вуза, студенты с ОВЗ держаться несколько обособлено, устанавливая между собой и здоровыми студентами дистанцию в общении, опыт передается в основном внутри «мы», где наблюдается конформность.

Поэтому, говоря о социализации лиц с ОВЗ, следует учитывать, что этот процесс длительный и не бесконфликтный. Они скорее адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям по мере своего становления в инклюзивном сообществе, но процесс социально-психологической и социальной адаптации затруднены.

Психическая адаптация, выражающаяся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, идет медленно и болезненно, а потому и социально-психологическая адаптация как оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей деятельности, ценностных ориентаций, также затрудняется.

Известно, что на поведение человека в обществе существенно влияют его мысли и представления о себе, своем внешнем виде, своих способностях, возможностях, ошибках и неудачах, словом, если человек сам задает себе негативную установку, тем больше он думает о плохом. Осознав свою физическую неполноценность, подкрепленную негативными выска-

зываниями окружающих, лица с ДЦП остро реагируют на возникающие социальные ситуации, поддаются внушению и самовнушению.

Наличие у человека тех или иных дефектов любой этиологии является одной из главных предпосылок возникновения психических состояний, проявляющихся в неадекватной пассивности, препятствующей выполнению тех или иных действий, обретению смысла жизни. Данное состояние обозначается в психологии термином «психологический барьер».

В социальном поведении психологические барьеры представлены барьерами общения или коммуникативными барьерами, которые мешают инвалидам устанавливать нормальные контакты в межличностном взаимодействии.

Таким образом, можно утверждать, что среди лиц с ДЦП, в силу особенностей заболевания и особенностей, формирующих их среды, могут проявляться многие черты, свойственные лицам, перенесшим депривацию, а именно самоизоляция, негативизм, недоверие и др.

Закрепившись, данные черты становятся устойчивыми характеристиками личности, не позволяющим в полной мере реализовать свой потенциал, более того следует обратить внимание на тот факт, что минимум социальных контактов не позволяет осознать ценности социума и соизмерить их с собственными ценностями, спроецированными на смысл жизни.

Эмпирическое исследование, проведено на группе респондентов, сформированной на добровольной основе, и включает 54 студента, из них 27 человек с ограниченными возможностями здоровья и 27 здоровых. В исследовании использовались следующие методики:

1. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьева.

2. Тест М. Рокича «Исследование ценностных ориентаций».

3. Определение жизненных ценностей личности (Мий-тесг) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова).

Исследование проводилось в 2 этапа: экспериментальный этап (опрос студентов), анализ и интерпретация полученных данных.

На первом этапе было проведено исследование смысложизненных ориентаций по методике «Тест смысложизненных ориентаций», адаптированной Д. А. Леонтьевым, в итоге которого были получены результаты, позволяющие выявить особенности смысловой сферы лиц с ОВЗ и без ОВЗ:

Цели в жизни. У юношей без ОВЗ ярко выражено наличие целей в будущем, которые

придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (29,67), однако слишком высокие баллы говорят о возможности наличия планов, не имеющих перспективу, не имеющих реальной опоры в настоящем и не подкрепленных личной ответственностью за их реализацию. У девушек без ОВЗ эта шкала практически совпадает с юношами.

У студентов с ОВЗ эта шкала практически совпадает и имеет выше, чем средние баллы (28,23-29,67).

Процесс жизни. У всех подгрупп, кроме девушек без ОВЗ, оптимальное количество баллов (26,23-29,29), что говорит о том, что испытуемые воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. И у девушек, и юношей с ОВЗ по данной шкале практически набрано одинаковое количество баллов (26,23-27,25), несколько выше среднего, что говорит о том, что они в принципе довольны течением своей жизни, но им есть и к чему стремиться.

Результативность жизни. Юноши с ОВЗ (24,08) и без ОВЗ (24,28) имеют стабильно средний балл; это говорит о том, что частично они удовлетворены своей жизнью, но необходимо расширить горизонты возможностей для самореализации, чтобы стать наиболее эффективными. Низкие баллы набрали девушки обеих подгрупп (23,69-22,50), особенно низко он выражен у девушек без ОВЗ (22,50), что означает неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Девушки с ОВЗ обладают также низким уровнем локуса контроля-Я (18,54), средним локусом контроля-жизнь (26,69) и средним уровнем ОЖ (93,77). Им характерно неверие в возможность контролировать события собственной жизни. Однако, они занимают адекватную позицию в отношении управляемости жизни, что говорит, в свою очередь, о высокой осмысленности жизни, наполненной целями.

Девушки без ОВЗ достигают средний уровень локуса контроля-Я (19,00), среднего локу-са контроля-жизнь (26,25) и низкого уровня ОЖ (87,80); они убеждены в том, что людям подвластно полностью контролировать свою жизнь, свободно принимать решения; они позиционируют себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Тем не менее, общая осмысленность жизни слабо выражена.

Юноши с ОВЗ достигают среднего уровня локуса контроля-Я (19,42) и среднего уровня осмысленности жизни(ОЖ) (97,83), незначительно выше среднего уровня локуса контроля-жизни (27,17); они более чем способны контролировать собственную жизнь, обладают многими качествами для выработки и реализации собственных целей и намерений, однако, считают, что не все, происходящее вокруг них, можно изменить, действенно повлиять на итог; имеют средний показатель осмысленности жизни.

Юноши без ОВЗ обладают высоким уровнем локуса контроля-Я (21,71), высоким уровнем локуса контроля-жизнь (32,43) и очень высоким уровнем ОЖ (102,37). Они мало озадачены управлением собственной жизнью, придерживаются нейтральной позиции в управляемости жизнью в целом («что будет, то и будет...»). Ярко выражена общая осмысленность жизни, наличие целей.

Завершая первый этап исследования, мы пришли к следующим выводам:

- Студенты с ОВЗ имеют низкую осмысленность жизни, а потому затруднены в определении ее цели и планов.

- Нацеленность на результат жизни явно имеет низкий показатель, а потому студенты с ОВЗ неудовлетворены своей жизнью, скорее живут днем настоящим, не задумываясь о перспективе.

В результате применения теста М. Рокича и анализа полученных данных определены три блока иерархии ценностей:

1-й блок - ценности, занявшие с 1 по 5 место;

2-й блок - ценности, занявшие с 6 по 10 место;

3-й блок - ценности, занявшие с 11 по 18 место.

Анализ терминальных ценностей показал:

1. На первом месте у лиц с ОВЗ и без ОВЗ ценность «воспитанности», респонденты в равной мере хотят производить хорошее впечатление на окружающих, что естественно для молодой, социальной ориентированной личности, задумывающейся о самореализации и успешности. Однако, очень важно, чтобы тебя любили, принимали таким, какой ты есть, именно поэтому студенты с ОВЗ ценности «любовь» отвели также ведущее место.

2. Второе место у студентов с ОВЗ занимает ценность «аккуратности» (чистоплотность) - им важно выглядеть ухоженно, вопре-

ки барьерам и неудобствам, а так же социальным предрассудкам, согласно которым инвалидам нет необходимости следить за собой, так как, по сути, это не имеет смысла, ибо дефект имеет ярко выраженный визуально наблюдаемый характер.

3. «Честность» и «правдивость», пожалуй, самые важные компоненты, которые безусловно располагают к доверию, залог эффективного взаимодействия. У студентов с ОВЗ она занимает третье место, в то время как у здоровых - седьмое.

Ценность «независимости», занявшая третье место у здоровых студентов, у лиц с ОВЗ располагается в III блоке (11 место), что говорит о вынужденной зависимости от окружающих и нежелании что-либо изменить в данной ситуации.

4. Четвертое место в иерархии ценностей в обеих подгруппах занимает ценность «ответственности», наличие которой приближает юношей к «взрослости», обеспечивает повышение социального статуса и позволяет стать независимыми, самостоятельными.

5. Пятое место у лиц с ОВЗ занимает «жизнерадостность», как сильная жизнеутверждающая ценность для человека с ограничениями в здоровье. Вопреки всем трудностям и неприятностям, студенты стремятся жить полноценно и радоваться всем доступным жизненным проявлениям. У здоровых студентов эта ценность занимает в иерархии второе место, предполагает оптимистическую жизненную позицию, свойственную всем представителям молодого поколения.

При анализе первого блока ценностей установлено, что:

1. У студентов с ОВЗ в иерархии предпочитаемые ценности создают образ идеального коммуникатора. У здоровых студентов, в совокупности ценностей создается образ взрослого человека, готового к самостоятельной жизни и партнерским отношениям.

2. Самоконтроль и рационализм говорят о том, что человек нацелен на соблюдение правил, на жизнь без права на ошибку. Воспринимая жизнь рационально, личность обретает уверенность в себе и стремится управлять ситуацией. Эти ценности стоят на 6 и 7 месте в иерархии у студентов с ОВЗ, для которых нет иллюзий относительно собственного будущего и только ответственное, высоко контролируемое поведение позволяет им преодолевать трудности.

3. Второй блок ценностей у здоровых студентов отражает ценности взаимодействия и выполнения каких-либо заданий, по сути, - успешности.

Для студентов с ОВЗ, данный блок представлен ценностями «убедительности», «уверенности в себе» и «терпимости» (9 место, в то время, как у здоровых - 15), что вполне объяснимо образом жизни инвалидов, научившим их терпеливо переносить многие невзгоды, она и в дальнейшем становится одним из условий преодоления возможных трудностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Третий блок ценностей у студентов с ОВЗ составляют «готовность уступать», «эффективность в делах», «исполнительность» и «непримиримость к недостаткам других», что указывает на особенности отношения инвалидов к здоровым студентам в условиях инклюзивного образования, когда раскрытие адаптационных возможностей и реализация собственного потенциала требуют от инвалидов гораздо больших усилий, чем от здоровых сокурсников. Ряд студентов явно недооценивают свои возможности в перспективе.

5. Равнозначно - низко - выражены ценности «чуткости» (13 место) и «исполнительности», что свидетельствует о протестных формах поведения и нежелании принять друг друга (а в случае с лицами с ОВЗ - не принимать помощь окружающих, противопоставлять себя здоровым членам общества).

Анализ инструментальных ценностей показал, что:

1. У здоровых студентов лидирует ценность «здоровье», а у студентов с ОВЗ она занимает второе место. Однако, здоровье обе подгруппы понимают различно: в первом случае речь идет о соблюдении правил (режим сна, диета, профилактика), а во втором - говорится о лечении, поддержании здоровья, способах снятия болевого синдрома.

2. В этом блоке равно выражены ценности «развитие», «работа над собой». В случае студентов с ОВЗ этот процесс проходит намного труднее, в отличие от здоровых, потому что развитие требует мужества, но не всегда видны перспективы самореализации.

3. Ценность «хороших друзей» стоит на третьем месте у студентов с ОВЗ, что говорит о потребности в поддержке, в то время как у группы здоровых студентов на третьем месте ценность «свободы», независимости от социальных партнеров. И, если лица с ОВЗ о любви

и партнерских отношениях чаще только мечтают, то для них дружба становится ценностью с высокой степенью надежности.

4. Во втором блоке у обеих подгрупп совпадает одна ценность - «счастливая семейная жизнь» (8-е место); «интересная работа» для студентов с ОВЗ стоит на шестом месте при том, что в инструментальных ценностях ориентир смещен в плоскости коммуникации.

5. В отличие от здоровых студентов, ценящих «независимостью, стремлением к деятельности» (11 -е место), лица с ОВЗ ценят в той же мере «жизненную мудрость, познание», что говорит о том, что в сфере всестороннего обретения жизненного опыта они заполняют пространство ограниченной физической активности расширением когнитивного опыта.

6. Отличительной особенностью третьего блока инструментальных ценностей стало то, что ценность «общественного призвания» у студентов с ОВЗ (13-е место) более значима, чем ценность творчества, как наиболее приемлемого способа самовыражения (практически последнее 18-е место).

7. Обе подгруппы поставили ценность «красота природы и искусства» на 17 место, что говорит о невыраженности ценности гармони и красоты, которые на самом деле очень важны при формировании личности и ее отношении к жизни, как в предметном, так и социальном плане.

Результаты определения жизненных ценностей личности с помощью Мш^теста П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобова обрабатывались с помощью контент-анализа.

В процессе обработки данных мы условно разделили иерархию ценностей на 3 блока (по аналогии с тестом М. Рокича):

1. 1-5 место - наиболее выраженные ценности (смыслообразующие);

2. 6-10 место - значимые ценности;

3. 11-18 место - мало значимые ценности.

1. Первые три места в блоке смыслообра-зующих ценностей практически совпадают по содержанию в обеих подгруппах. Блок студентов с ОВЗ включает больше ценностей, такие как «образование», «любовь», «достижение цели», «здоровье».

2. У студентов без ОВЗ в этот блок вошла ценность «личного пространства», что говорит, о том, что свобода действий и независимость значимы для них. В этом блоке абсолютно совпадают ценность «связи с близкими», она занимает третье место, так как большинст-

во студентов проживают вдали от семьи и им важно ощущать ее поддержку на расстоянии.

3. Пятое место занимает «саморазвитие», что говорит о том, что человек, осознавая свою «ограниченность» в действиях и деятельности, видит наиболее ценным свое развитие в целом, как средство компенсации физической слабости.

4. У студентов с ОВЗ 6-е место среди ценностей занимает «работа и учеба», обуславливающая потребность в перспективе к социальной и профессиональной самостоятельности, возможно и материальной. Так же в этом блоке присутствует ценность «воплощения мечты и завершения планов», что показывает наличие конкретных целей и представлений о дальнейшем развитии.

5. Следует отметить, что ценность «создания семьи» занимает 8-е место, уступая тем ценностям, которые могут обеспечить подготовку, плацдарм к созданию семьи. В данном блоке присутствует ценность «самореализации», вероятно, на сегодняшний день у студентов с ОВЗ существует некая ограниченность в выборе путей и способов самореализации. Отсюда встает острая проблема, что сама ценность выражена, но студент с ОВЗ находится скорее в поиске возможности самореализации, чем в самой реализации.

6. Ценность «спорта» стоит на 10-м месте у студентов с ОВЗ, возможно потому, что в настоящее время активно развивается пара-лимпийское движение, что вполне позволяет достичь самореализации, однако, не все имеют соответствующие физические и психологические данные для спортивной деятельности. Эта же ценность у здоровых студентов стоит на 18-м месте (имеет всего 1 выбор), что вступает в противоречие с ценностью здоровья, являющейся абсолютным лидером при предыдущем опросе.

7. На 10-м месте у студентов с ОВЗ стоит ценность «помощи», что на первый взгляд странно, а на самом деле, нуждающийся в определенной поддержке и помощи человек, лучше понимает, как помочь другому. Это можно так же объяснить тем, что, помогая другим, человек чувствует, что он для кого-то полезен и нужен, что возвышает его в своих глазах и обеспечивает социальное признание. Следует так же подчеркнуть половые различия в ценностях - женщину побуждает помогать/заботится/опекать - нерастраченный материнский инстинкт; мужчина же стремится

помочь другим, осознавая ответственность и стремясь принять решение, сделать выбор.

Как и в первом блоке, число ценностей во втором у лиц с ОВЗ значительно превышает количество ценностно значимых показателей у здоровых студентов. У здоровых студентов, в этом блоке ценны «образование», «мир во всем мире», «путешествие» и «достижение цели».

8. В последнем, наименее значимом блоке, у студентов с ОВЗ лидируют ценности «дружбы» и «доверия». Следует предположить, что имея ограничения в здоровье, человеку не просто открыться и довериться человеку без таковых, найти собеседника, единомышленника, кто мог бы стать опорой, так как эта категория студентов находится в тесной связи с близкими и родными, и те, в свою очередь, стараются заменить (или в чем-то возместить) отсутствие друзей. Так же малой ценностью обладает стремление «быть собой», оно занимает последнее место (2 выбора), потому что быть собой «больно», как и трудно быть участником общественных и социальных отношений, быть признанным, в связи с чем собственные желания и амбиции инвалиду приходится подавлять, а это серьезная психологическая травма.

Специфичной выглядит ценность «ценить что имеешь», которая имеет всего одно указание, но отражает позицию респондента, который не принял свой недуг, научился ценить жизнь как таковую, радоваться каждому дню, встрече с другими людьми, познанию и многому другому.

Что касается студентов без ОВЗ, наименьшее количество выборов, и соответственно последние места заняли ценности: «друзья», «помощь», «продолжение рода», «собственный дом», «моральный долг», «развлечение», «трудолюбие», «любовь», «независимость», «быть собой», «ответственность», «оставить что-то за собой», «новый социальный статус», «самопознание». На наш взгляд, такая последовательность и содержание говорит о серьезном дефекте ценностной сферы, об инфантилизме и ориентации здоровых юношей и девушек на «жизнь без забот».

Подводя итог анализу системы ценностей студентов с ОВЗ и без ОВЗ, можно отметить, что:

1. Ценностная система лиц с ОВЗ, несмотря на особый статус в обществе, не имеет выраженных искажений, в чем-то она даже более гармонична, чем у здоровых студентов;

2. Студенты с ОВЗ демонстрируют большее число и разнообразие ценностного репер-

туара, особенно в сфере коммуникации и интеракции;

3. Многие ценности, связанные с самореализацией и достижениями в жизни у лиц с ОВЗ носят скорее декларативный характер, окрашены мечтаниями, но не имеют конкретной реалистичной выраженности;

4. Лица без ОВЗ отличаются в системе ценностей большей ориентацией на личностные блага, успешность в целом и свободу самореализации и жизнедеятельности, вот почему ценность семьи и близких отношений у них выражена иначе;

5. Лица без ОВЗ практически не отмечают для себя ценности профессии и трудовой деятельности, по сути, как и лица с ОВЗ, что говорит об отсутствии перспективы в развитии в данном направлении. И если для лиц с ОВЗ возможности профессиональной реализации действительно несколько затруднены, то здоровые студенты, к сожалению, проявляют в этом плане инфантильность и неосознанно препятствуют себе в дальнейшем личностном росте.

В таблицах 1 и 2 представлены перечни ценностей лиц с ОВЗ и здоровых студентов, полученные при проведении Мш1>теста.

Таблица 1

Система ценностей здоровых студентов

Место Название ценности Сумма Место Название ценности Сумма

1 Правдивость 25 17 Аккуратность Культура Скорость Счастье Чуткость Экономическая стабильность 2

2 Взаимоуважение 24

3 Связь с близкими 23

4 Благополучие близких 21

5 Личное пространство 16

6 Образование 14 18 Аккуратность Культура Скорость Счастье Чуткость Экономическая стабильность. Будущее Дееспособность Долгожительство Жизнь Наслаждаться жизнью Новый соц. статус Оптимизм Оставить что-то за собой Порядок Приятные ароматы Пунктуальность Рукоделие Самоконтроль Самопознание Свобода Сдержанность Сентиментальность Сила Спорт Тишина Чистоплотность Чистота Вещи нужного размера Уметь готовить Уметь готовить 1

7 Саморазвитие 12

8 Мир во всем мире 11

9 Верность Достичь цели 10

10 Искренность Учеба Путешествие 9

11 Адекватность Финансовое благополучие Друзья Создание семьи 8

12 Правильное питание Самореализация Учет мнения 7

13 Забота Общения Помощь Продолжение рода 6

14 Воплощение мечты Собственное мнение Доброта Собственный дом Моральный долг Развлечения Трудолюбие 5 19 Воспитанность Доверие Жизненные приоритеты Книги Компромисс Настроение Национальная принадлежность Остаться в Москве Осторожность Прогресс Религия Терпеливость Традиционная ориентация Умиротворение Успех Щедрость Экология 0

15 Любовь Альтруизм Завершение дел/планов Смелость Заинтересованность Независимость Защита животных Правильное сознание Получать удовольствие Спокойствие/Стабильность 4

Место Название ценности Сумма Место Название ценности Сумма

Удовлетворительное расписание занятий Уход за собой, гигиена Доступ СМИ

Быть собой

Вежливость

Выполнение обещаний

Ответственность

16 Поддержка Право выбора Самоуважение Скромность Справедливость Хорошая погода Ценить, что имеешь 3

Таблица 2

Система ценностей студентов с ОВЗ

Место Название ценности Сумма Место Название ценности Сумма

1 Благополучие близких 30 13 Аккуратность Вежливость Выполнение обещаний Долгожительство Культура Осторожность Наслаждаться жизнью Новый соц. статус Остаться в Москве Равенство Сдержанность Смысл жизни Собственный дом Терпеливость Традиционная ориентация Уход за собой, гигиена Ценить, что имеешь Щедрость Экология Успех 1

2 Правдивость 23

3 Связь с близкими 20

4 Образование Взаимоуважение Любовь Достичь цели Здоровье 13

5 Верность Саморазвитие 10

6 Работа/карьера Учеба 9

7 Справедливость Самореализация 7

8 Адекватность Воплощение мечты Забота Завершение дел/планов Скромность Создание семьи 6

9 Взаимопонимание Доброта Личное пространство Общение Правильное сознание 5 14 Благодарность Дееспособность Защита животных Компромисс Национальная принадлежность Поддержка Право выбора Приятные ароматы Рукоделие Самопознание Свобода Сентиментальность Собственное мнение Умиротворение Учет мнения Чистоплотность Чистота Чуткость Экономическая стабильность 0

10 Будущее Жизнь Помощь Спокойствие/стабильность Спорт 4

11 Альтруизм Воспитанность Доверие Друзья Заинтересованность Искренность 3

12 Быть собой Жизненные приоритеты Моральный долг Настроение хорошее Независимость Оставить что-то за собой Оптимизм Порядок Правильное питание Прогресс Развлечения Самоконтроль Сила Тишина Финансовое благополучие Доступ СМИ 2

Итак, наше исследование продемонстри- социальной изоляцией неудовлетворенность ровало, что возрастающую в связи с частичной базовых потребностей, в том числе и потреб-

ность в социальной включенности и принято-сти со стороны других, инвалиды пытаются ликвидировать с помощью вхождения в те малые референтные группы, в которых по отношению к ним проявляется опека, забота и поддержка.

Однако, принадлежность к такой малой группе и наличие опекающих отношений не снижает интенсивности чувства неполноценности, поскольку инвалиды тяготятся возникающей зависимостью.

Самоизоляция инвалидов, как отношение к социальной действительности, возникает в результате протеста против недостатков собственного физического состояния, как состояния ограничения свободы. Более того, инвалиды воспринимают свой недуг как несправедливость, преодолеть воздействие которого невозможно. В этих условиях требования общества, социально обусловленные ограничения и социальные нормы определенной частью инвалидов могут восприниматься как дополнительный фрустратор. Именно поэтому, для снижения степени фрустрации базовых потребностей, инвалиды пренебрегают социальными нормами, выражают оппозиционное отношения к обществу, проявляют слабую устойчивость социально одобряемых норм поведения.

В ситуациях, требующих проявления инициативы и ответственности, у инвалидов возникает чувство неуверенности в себе и страх неудачи. Именно поэтому в таких ситуациях они проявляют слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, потребность в контроле, что, в целом, говорит об отсутствии четкой иерархии жизненных ценностей и смысла жизни.

Одной из самых эффективных форм социальной интеграции инвалидов является, на наш взгляд, овладение профессией, их непосредственная профессионализация в кругу физически полноценных людей.

Профессиональная подготовка инвалидов, помимо овладения профессией, обеспечивает условия для овладения недугом, приспособления к нему и расширения физических возможностей лиц с ОВЗ. Она проводится при содействии психолога, обеспечивающего психотерапевтическую работу, обеспечивающую компенсацию явлений, входящих в понятие психологической инвалидности. Кроме того, необходимо осуществлять формирование соци-

ально-позитивной жизненной позиции, и включать инвалида в различные формы позитивного взаимодействия с физически полноценными лицами, способными передать опыт реализации ценностно-смысловых установок.

Завершая нашу статью, следует отметить,

что:

1. Смысложизненые ценности (В. А. Семиков) можно определить как ценности не просто имеющие определенную значимость, а напрямую определяющие смысл жизни человека, так как являются наиболее значимыми.

2. Современное понимание смысла опирается на определение, данное Д. А. Леонтьевым, который определяет его как отношение в сознании мотива деятельности к цели действия, как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается деятельность.

3. Благодаря ценностям жизни человек обретает возможность быть более гибким в плане ориентации на смысл жизни, заполнить пустоту, образовавшуюся в период раннего периода развития, когда депривационные тенденции наложили свой негативный отпечаток на личностное развитие.

4. Именно ценности могут по сути скрывать истинный смысл жизни, поэтому их своевременное выявление позволит определить вектор развития и придаст ему осмысленный характер.

5. Направленность смысло-жизненных ориентаций (ценностей) может выражаться в трех аспектах: интеллектуально-логическом, эмоционально-чувственном и активно-деятель-ностном (В. А. Ядов, Д. Н. Узнадзе, Д. А. Леонтьев), последний из которых отличает личность, способную проявлять целенаправленную активность, реализуя свой потенциал.

6. Смысловая сфера студента является основой его личности, мировоззренческой структурой, которая особым образом связывает воедино всю совокупность смысловых образований и структур, создавая условия успешной смысловой регуляции целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах (личностном, межличностном и познавательном).

7. Развитие смысловой сферы личности студента напрямую зависит от окружающей среды, в которой находится субъект, и возможно в рамках личностно ориентированного образования, в процессе которого происходит удовлетворение его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

8. Ценностная сфера личности студента имеет динамическую структуру, в которую входят когнитивный, аффективный и конатив-ный компоненты. Когнитивный компонент (саморефлексия, самоотношение, саморегуляция и способность к целеполаганию) способствует поиску индивидом личностных смыслов. Аффективный компонент (самопринятие, самоуважение и ценность собственного «Я») зависит от эмоциональной стороны объектного отношения индивида к своей личности, своим планам и дальнейшему существованию. Кона-тивный компонент определяет сформирован-ность ответственности за свои поступки и поведение и стремления к профессиональному развитию.

9. Основными психологическими механизмами развития смысловой сферы личности студента в процессе обучения являются интер-нализация и самопринятие индивида, которые способствуют усовершенствованию всех компонентов смысловой сферы личности студента.

10. Психологическими условиями развития смысловой сферы личности студента в процессе профессиональной подготовки являются: актуализация личностного ресурса, осознанный выбор будущей профессии, развитие интернальности и уверенного поведения, формирование внутренней устойчивости и доверия к себе и способности к целеполаганию, способность к управлению собственной жизнью и развитию навыков планирования времени, развитие самопознания и самосознания студента, выработка позитивной жизненной позиции и повышение уровня мотивации достижения поставленных перед собой личностных и профессиональных целей.

Литература

1. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

2. Василенко В. А. Ценности и оценка. Киев, 1964.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шемшурина А. И. Основы этической культуры. М., 2001.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.

6. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности //Социология в СССР. М., 1965.

7. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М., 1996. Т. 2.

8. Водзинская В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Научные доклады высшей школы. Философские науки. М., 1968. № 2. С. 48-54.

9. Зотова О. И., Бобнева М. И. ЦО и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 241-255.

10. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психолог. Проблемы социальной регуляции поведения / отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М. , 1976.

11. Попов С. И., Моин В. Б. , Ручка А. А. Сознание и трудовая деятельность. Киев-Одесса, 1985.

12. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.

13. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.,

1988.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиться успеха. Ижевск, 1996.

References

1. Tugarinov V. P. O tsennostyakh zhizni i kul'tury [About values of life and culture]. L., 1960.

2. Vasilenko V. А. Tsennosti i otsenka [Values and assessment]. Kiev, 1964.

3. Shemshurina А. I. Osnovy eticheskoj kul'tury [Bases of ethical culture] // Kniga dlya uchitelya. M. , 2001.

4. Rubinshtejn S. L. Problemy obshchej psikhologii [Problems of the general psychology]. M., 1976.

5. Leont'ev D. А. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsij [Technique of studying of valuable orientations]. M., 1992.

6. Ol'shanskij V. B. Lichnost' i sotsial'nye tsennosti [Personality and social values] // Sotsiologiya v SSSR. M. , 1965.

7. Zdravomyslov А. G., Yadov V. А. Otnoshe-niye k trudu i tsennostnye orientatsii lichnosti [Relation to work and valuable orientations of the personality] // Sotsiologiya v SSSR. M., 1996. T. 2.

8. Vodzinskaya V. V. Ponyatiye ustanovki, otno-sheniya i tsennostnoj orientatsii v sotsiologicheskom issledovanii [Concept of installation, relation and valuable orientation of social research] // Nauchnye doklady vysshej shkoly. Filosofskiye nauki. M., 1968. № 2. S. 48-54.

9. Zotova O. I., Bobneva M. I. TsO i mekhanizmy sotsial'noj regulyatsii povedeniya [Valuable orientations and mechanisms of social regulation of behavior] // Metodologicheskiye problemy sotsial'noj psikhologii. M., 1975. S. 241-255.

10. Zhukov Yu. M. Tsennosti kak determinanty prinyatiya reshenij Values as decision-making determinant] // Psikholog. problemy sotsial'noj regulyatsii povedeniya / otv. red. E. V. Shorokhova, M. I. Bobneva. M., 1976.

11. Popov S. I., Moin V. B., Ruchka A. A. Sozna-niye i trudovaya deyatel'nost' [Consciousness and work]. Kiev-Odessa, 1985.

12. Alekseeva V. G. Tsennostnye orientatsii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti [Valuable orientations as factor of activity and development of the

personality] // Psikhologicheskij zhurnal 1984. T. 5. № 5. S. 63-70.

13. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti [Anomalies of the personality]. M., 1988.

14. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. Kurs prakticheskoj psikhologii, ili kak nauchit'sya rabotat' i dobit'sya uspekha [Motivation and personality. A course of practical psychology or how to learn to work and achieve success]. Izhevsk, 1996.

* * *

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Vyazovova Nataliya Vladimirovna

Moscow Psychology-Social University,

Russia, Moscow Melekhova Viola Mikhaylovna Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: Cassandra1@yandex.ru

In article authors considered the problem of assessment of the valuable sphere of the identity of students in the conditions of inclusive education, made the comparative analysis of system of values at persons with limited opportunities of health and healthy students and defined the problem field of formation of valuable orientations of deprived persons as conditions of overcoming dissocial influence.

Key words: inclusive education, valuable orientations, socialization, deprivation, student

Об авторах:

Вязовова Наталия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Московского психолого-социального университета, г. Москва

Мелехова Виола Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Vyazovova Nataliya Vladimirovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Psychology and Pedagogics of Formation Department, Moscow Psychology-Social University, Moscow

Melekhova Viola Mikhaylovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Defectology Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.