ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
9. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М. Таланчук // Магистр. -1997. - С. 32-41.
10. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. / Г. Хакен. - М.: Мир, 1985. - 423 с.
11. Цыкин В.А Философия самоорганизации сложных систем / В.А. Цыкин. - Сумы: СГПУ, 2001. - 196 с.
12. Шаронин Ю.В. Синергетика в управлении учреждениями образования / Ю.В. Ширин // Высшее образование. - 1999. - № 4. - С. 14-18.
References
1. Guzhalovskiy A.A. Problema «kriticheskikh» periodov ontogeneza i ee znachenie dlya teorii i praktiki fizicheskogo vospitaniya (problem of "critical" periods of ontogenesis and its implications for theory and practice of physical education) / A.A. Guzhalovskiy // Ocherki po teorii fizicheskoy kul'tury (Essays on Theory of Physical Culture). - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1984. - P. 211-223.
2. Guzhalovskiy A.A. Etapnost' razvitiya fizicheskikh (dvigatel'nykh) kachestv i problema optimizatsii fizicheskoy podgotovki detey shkol'nogo vozrasta: dis. ... dokt. ped. nauk (Stages of development of physical (motor) qualities and problem of optimization of physical training of school children: doctoral thesis (Hab.) / A.A. Guzhalovskiy. - Moscow, 1979. - 342 p.
3. Noveyshiy filosofskiy slovar' (Newest Philosophical Dictionary) / Comp. by A.A. Gritsanov. - Mn.: Pub. h-se V.M. Skakun, 1998. - 896 p.
4. Prigozhin I. Poryadok iz khaosa: Novy dialog cheloveka s prirodoy (Order out of Chaos: Man's New Dialogue with Nature: Transl. from Engl.) / Ed. by V.I. Arshinov, Yu.L. Klimontovich, Yu.V. Sachkov / I. Prigozhin, I. Stengers. - Moscow: Progress, 1986. - 432 p.
5. Simonov S.N. Sinergeticheskiy podkhod v pedagogike (Synergetic
approach in teaching) / S.N. Simonov, O.V. Kapaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2007. - № 8. - P. 29-31.
6. Simonov S.N. Sinergeticheskaya model sensitivnykh periodov razvitiya dvigatel'nykh sposobnostey (Synergetic model of sensitive periods in development of motor abilities) / S.N. Simonov, A.A. Chastikhin, E.G. Matveev // Vestnik Tambovskogo Universiteta. Ser. Estestvennye i tekhnicheskie nauki. - 2012. - P. 17. - Iss. 4. - P. 1314-1317.
7. Sukharev A.G. Zakonomernosti rosta i razvitiya detey i podrostkov (Laws of growth and development of children and adolescents) / A.G. Sukharev. - Moscow: RMAPO, 2012. - 30 p.
8. Sukharev A.G. Zdorov'e i fizicheskoe vospitanie detey i podrostkov (Health and physical education of children and adolescents) / A.G. Sukharev. - Moscow: Meditsina. 1991. - 272 p.
9. Talanchuk N.M. Sistemno-sinergeticheskaya filosofiya kak metodologiya sovremennoy pedagogiki (System-synergetic philosophy as methodology of modern pedagogics) / N.M. Talanchuk // Magistr. -1997. - P. 32-41.
10. Haken, G. Sinergetika: Ierarkhii neustoychivostey v samoorganizuyushchihsya sistemakh i ustroystvakh. (Synergetics: Instability Hierarchies in self-organizing systems and devices: Trans. from English) / Haken. - Moscow: Mir, 1985. - 423 p.
11. Tsykin V.A Filosofiya samoorganizatsii slozhnykh sistem (Philosophy of self-organization of complex systems) / V.A. Tsykin. - Sumy: SGPU, 2001. - 196 p.
12. Sharonin Yu.V. Sinergetika v upravlenii uchrezhdeniyami obrazovaniya (Synergetics in management of educational institutions) / Yu.V. Shirin // Vysshee obrazovanie. - 1999. - № 4. - P. 14-18.
13. Carric P. Medical Ethics in Antiquity. - W., 2001. - P. 432-497.
14. Cherry M.J. The search for a global bioethics: Fraudulent claims and false promises. 2002. - P. 683-698.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
сравнительным анализ техническом и психофизиологическом подготовленности волейболистов студенческих команд
УДК/UDC 796.325
Поступила в редакцию 25.11.2015 г.
Кандидат педагогических наук П.В. Пустошило1
Смоленский государственный университет, Смоленск
Ключевые слова: волейбол, студент, психофизиология, техника, подготовленность.
Цель исследования - изучить и сравнить показатели технической и психофизиологической подготовленности студентов-волейболистов.
Методика и организация исследования. Фактический материал был получен путем изучения и анализа специальной литературы, педагогических наблюдений, контрольно-педагогических испытаний (тестов), психофизиологической диагностики «НейроСофт 2003 г. (НС-ПсихоТест), математической обработки статистического материала.
В процессе исследования изучались показатели технической и психофизиологической подготовленности студентов-волейболистов (п=28), поступивших в Смоленский государственный университет. Спустя 5 лет проводились повторные обследования. Техническая подготовленность оценивалась по следующим тестовым заданиям: планирующая подача на точность по заданным зонам; силовая подача в прыжке; верхняя передача с расстояния 5 м в баскетбольное кольцо; верхняя передача за голову из зоны 3 в зону 2 в вертикальное кольцо на высоте 3 м; прием подач в горизонтальное кольцо (диаметр 1 м) на высоте 180 см, расстояние до кольца - 3-5 м; нападающие удары с передачи партнера по зонам, где расположены кольца диаметром 1 м (10 попыток). Психофизиологические показатели: оценка внимания, помехоустойчивость, реакция выбора, реакция на движущийся объект.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что показатели оценки внимания и помехоустойчиво-
сти находятся в постоянной динамике на протяжении 5 лет. Причем среднее значение времени реакции для оценки внимания на момент последнего тестирования оказалось практически таким же, как и во время первичного тестирования - 231±28,2 мс и 228±41,4 мс, а среднее значение времени реакции для теста на помехоустойчивость - 272±31,6 мс и 265±25,8 мс соответственно (р>0,05).
Оценка технической подготовленности свидетельствует о качественных изменениях, произошедших за 5 лет. Так, планирующая подача на точность по заданным зонам выполняется практически безошибочно, в среднем 9 из 10 попыток, против 7 из 10 в начале. Силовая подача в прыжке приобретает большую стабильность и нацеленность - в среднем 8 из 10 против 5 из 10 во время первого теста (р<0,05).
Выводы. Установлено, что за период обучения в вузе (5 лет) психофизиологические показатели качественно не улучшаются, а техническое мастерство студентов неоспоримо возрастает. Можно заключить, что техника игры у волейболистов студенческих команд менее подвержена состоянию «растренированности».
Использованная литература
1. Губа В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе / В.П. Губа, А.В. Родин. - М.: Советский спорт, 2009. - 166 с.
2. Пустошило П.В. Дифференцированная методика технической подготовки волейболистов студенческих команд в структуре годичного тренировочного цикла: дис. ... канд. пед. наук / П.В. Пустошило. - Тула, 2012. - 172 с.
Информация для связи с автором: е-mail: keksihe@ya.ru
86
http://www.teoriya.ru
№ 1 • 2016 Январь | January