Научная статья на тему 'Сравнительный анализ сущности и структуры традиционного и нелинейного образовательного процесса в вузе'

Сравнительный анализ сущности и структуры традиционного и нелинейного образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
144
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТА / ДИССИПАТИВНАЯ СИСТЕМА / ХАОС / НЕРАВНОВЕСНОСТЬ / СЛУЧАЙНОСТЬ / КООПЕРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / БИФУРКАЦИЯ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / НЕЛИНЕЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУ / EDUCATIONAL GOALS / SELF-ORGANIZATION OF A STUDENT / DISSIPATIVE SYSTEM / CHAOS / IRREGULARITY / CONTINGENCY / COOPERATIVE INTERACTION / STOCHASTIC PROCESS / BIFURCATION / MEANS AND METHODS OF TEACHING / NONLINEAR EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / ATTRACTOR / SELF-REALIZING SUBJECT / FLUCTUATION / FRACTAL / ORGANIZATIONAL FORMS AND METHODS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Васильев Леонид Иванович

Перманентность ситуаций неопределенности в структуре образовательных процессов, хаотичные устремления обучаемых и другие порождающие дезорганизацию факторы актуализируют необходимость построения открытой, нелинейной системы высшего образования. Все эти явления невозможно объяснить, а еще сложнее адекватно управлять образовательным процессом, ограничиваясь только классической педагогикой и использованием ее понятий. Требуется новый понятийный аппарат, выполняющий роль инструмента по моделированию и проектированию согласованного взаимодействия субъектов образования. Таковым, по мнению автора, может стать понятийный аппарат синергетики, который к настоящему времени в целом оформился. В статье уточняются вошедшие в него категории, среди которых основной выступает самоорганизация. Под ней понимается процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих ее самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению. В публикации представлены результаты исследования педагогического содержания основных понятий синергетики. Проведен сравнительный анализ сущности и структуры традиционного (линейного) и нелинейного образовательного процесса в вузе, рассмотрены такие его компоненты, как цели, содержание, формы, методы организации, средства обучения, характер и содержание деятельности преподавателей и студентов. Автор надеется, что эта работа внесет свой скромный вклад в построение модели образовательного пространства, адаптивного к изменяющимся социокультурным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Васильев Леонид Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of the Essence and Structure of Traditional and Nonlinear Educational Process in the Higher School

The need for developing the open nonlinear system of higher education is caused by the structural uncertainty of educational processes, chaotic aspirations of trainees and other disorganizing factors. Such complicated phenomena demanding a new conceptual approach are difficult to explain and manage in the framework of classical pedagogy. In author’s opinion, the conceptual apparatus of synergetics can be used as an instrument for modeling and designing the coherent interaction of subjects in the higher school educational process. The author specifies some categories such as self-organization of the system – a process or number of processes facilitating its self-formation, self-restoration and self-modification. The paper presents the research data concerning the pedagogic content of the main synergetic concepts. A comparative analysis of the essence and structure of traditional (linear) and nonlinear educational process was carried out emphasizing such components as educational goals, content, forms, organizational methods, teaching resources, specifics and content of the teachers and trainees’ activities. The research findings can be used in developing the educational model adapting to the changing socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ сущности и структуры традиционного и нелинейного образовательного процесса в вузе»

Лугин А.Н. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ИЗМЕНЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТОНКОПЛЕНОЧНЫХ РЕЗИСТОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГЕРМЕТИЗАЦИИ В МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИХ КОРПУСАХ

Тонкопленочные резисторы (ТПР) и наборы резисторов из них нашли широкое применение в сложной радиоэлектронной аппаратуре благодаря сочетанию в них передового уровня конструктивно-

технологического исполнения полупроводниковых микросхем и высокого уровня электрических параметров проволочных и фольговых резисторов. Поэтому конструктивно ТПР с высокими электрическими и эксплуатационными характеристиками выполняются, как правило, в корпусах для полупроводниковых микросхем и, в первую очередь, в металлостеклянных и металлокерамических корпусах различных модификаций. Однако проектирование ТПР с уровнем допускаемого отклонения сопротивления от номинального значения ±(0,01^0,001)% и ТКС до ±1-10-6 1/°С в наиболее применяемых для элементной базы высокой надежности металлокерамических корпусах выявило проблемы, связанные с герметизацией этих корпусов. Наиболее распространенными методами герметизации таких корпусов является герметизация пайкой или шовной роликовой сваркой. Применение герметизации пайкой для прецизионных ТПР невозможно из-за несовместимости высокого нагрева изделия при проведении этой технологической операции с условием сохранения электрических характеристик резисторов, т.к. высокая температура влияет на сопротивление и ТКС резистивного элемента.

Герметизация шовной роликовой сваркой лишена такого недостатка. Но и здесь были выявлены отклоне-

ния сопротивления и ТКС резистора после ее проведения.

В связи с этим и была поставлена задача исследования процесса герметизации шовной роликовой сварки, выявления причины ее воздействия на электрические параметры ТПР и выработка мер их исключения

или уменьшения.

В процессе многочисленных экспериментов было установлено, что основной причиной изменения параметров резистора является появление механических напряжений диэлектрической подложки с резистивными элементами и их проявлении в действии тензоэффекта. Анализ технической литературы показал, что в результате термомеханических процессов в зоне сварки протекают сопутствующие процессы: появляются

остаточные напряжения и деформации, происходят структурные изменения в околошовной зоне; изменяется объем металла при нагреве и охлаждении [1]. Не вдаваясь в физику процессов, связанных со структурой металла и неплоскостностью установки корпуса при сварке, можно рассмотреть схему появления механических напряжений, приводящих к короблению металлокерамического корпуса при его герметизации шовной роликовой сваркой (рис. 1).

5 2 5

в)

Рис. 1. Упрощенная схема шовной роликовой сварки металлокерамического корпуса (а, б) и схема появления механических напряжений в подложке с ТПР (в). Здесь: 1- основание корпуса; 2- крышка корпу-

са; 3- роликовые электроды шовной сварки; 4-ободок основания; 5- подложка с ТПР; 6- клеевой слой. и-напряжение источника питания установки шовной сварки

Как отмечается в специальной литературе, процесс нагрева свариваемых деталей довольно сложный и поддается аналитическому решению лишь с большими допущениями. Поэтому, предварительно рассмотрев схему сварки можно отметить, что термомеханические напряжения создаются в основном из-за температурных деформаций за счет:

расплавления и последующего отверждения металла в зоне сварки; остывания металла в зоне сварки;

нагрева и остывания крышки от разогрева от зоны сварки; нагрева и остывания крышки от разогрева током сварки.

При этом механические деформации в процессе сварки от одной сварной точки к другой могут увеличиваться за счет цикличности нагрева между импульсами сварного тока, что ведет к появлению различия деформаций в начале и к концу сварки и дополнительному короблению в перпендикулярном направлении.

Деформированная от нагрева во время действия сварочного импульса крышка, охлаждаясь от момента отверждения металла в зоне сварки, воздействует силой Р через ободок на боковые стенки основания с моментом М=Р'Л, где Л- высота корпуса. При этом изгибается монтажная площадка основания совместно с приклеенной к ней подложкой с ТПР и тем самым изменяется, вследствие тезоэффекта, электрическое сопротивление ТПР. Если учесть, что сварной шов для изделий составляет 0,2-0,25 мм [2] и температура плавления материала крышки НК29 составляет около 1450 °С, то при ТКЛР этого материала 5^10-6 1/°С [2] деформация только от зоны остывания материала крышки в зоне сварки достигнет 1,5 мкм.

Если предположить, что порядок деформации подложки с ТПР соизмерим с деформацией крышки, то, как показали эксперименты, при этом можно ожидать изменение сопротивления на величину около 0,005%.

Необходимо отметить, что появляющиеся существенные деформации могут стать причиной отрыва металлического ободка от керамического основания как в процессе сварки, так и в процессе дальнейшей эксплуатации, и привести к отказу изделия.

Таким образом, причиной изменения сопротивления ТПР при герметизации металлокерамических корпусов можно считать появляющиеся термомеханические напряжения, величину которых и меры по их снижению следует уточнить дальнейшими исследованиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуляев А.И. Технология и оборудование контактной сварки. Москва-«Машиностроение».-1985.-254 с.

2. УФ0.487.005 ТУ. Корпуса металлокерамические для микросхем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.