УДК 128
ГОЛУБЦОВА Елена Викторовна, Православный институт св. Иоанна Богослова, г. Москва, Россия Ыг^оуауа1 963@уап<<ех. ги
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА И ПОНЯТИЯ «О ТРЕХ КРЕСТАХ» ПО СВТ. ФЕОФАНУ ЗАТВОРНИКУ
Статья посвящена сравнительному анализу двух различных подходов в отношении критических жизненных ситуаций, возникающих у человека в экстремальных условиях существования. Один подход принадлежит свт. Феофану Затворнику Вышинскому (р. 10 января 1815 г.) фундаментальные труды святителя явились основанием христианской, православной психологии. В данной работе представлены систематизация духовного восхождения личности через кризисные испытания по свт. Феофану Затворнику и структура экзистенциального кризиса автора статьи. Эти два подхода имеют различия в терминологическом отношении, но и некоторые сходные черты в структуре, в содержательном аспекте и смысловой направленности, что позволяет провести аналогию между ними. Святитель Феофан Затворник описал метод совершенствования личности в Боге посредством «крестоноше-ния». В книге «О покаянии и причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни» в беседе в неделю крестопоклонную, в проповеди, названной святителем «О трех видах крестов», находим образную метафору, названную святителем «крестами». «Крестов» всего три, они взаимосвязаны и имеют происхождение один из другого. В статье так же представлена систематизация экзистенциального кризиса, которая состоит из трех частей и демонстрирует общие психолого-философские аспекты прохождения и переживания человеком кризиса бытия. Каждый из этапов содержит в себе интенциональные и смысловые вопросы, которые закономерно возникают в сознании человека, находящегося на определенной ступени кризиса. Структура экзистенциального кризиса разрабатывалась на основании личного опыта автора при интроспекции внутренней психологической реальности в период прохождения кризиса и благодаря трудам мыслителей - философов, писателей и богословов различных направлений, таких как свт. Феофан Затворник - основатель христианской психологии, русский религиозный философ И.А. Ильин и датский философ, богослов и писатель, основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор и др.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, экзистенциальный кризис, психогенные факторы, бифуркация, «кре-стоношение».
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-89-93
GOLUBTSOVA Elena V., Orthodox Institute of St. John Evangelist, Moscow, Russia biryuzovayal 963@yandex. ru
COMPARATIVE ANALYSIS OF STRUCTURE OF THE EXISTENTIAL CRISIS AND THE «ABOUT THREE CROSSES» CONCEPT IN ST.
THEOPHAN THE RECLUSE
The article is devoted to the comparative analysis of two different approaches to the critical life situations that occur in humans in extreme conditions of existence. One approach belongs to St. The-ophan the Recluse Vyshinsky (b. January 10, 1815) the fundamental works of the saint were the basis of the Christian, orthodox psychology. This paper presents the systematization of the spiritual ascent of the person through the crisis tests on St. Theophan the Recluse and the structure of the existential crisis of the author. These two approaches are differences in terminology with respect, but they have some similarities in structure and in content aspect of semantic orientation that allows to draw an analogy between them. St. Theophane the Recluse described a method of improving the individual in God through "cross carrying". In his book «On the penance and communion Holy Communion and correction of life» in a conversation a week of cross worshiping, in a sermon called the saint «About three kinds of crosses», we find figurative metaphor named prelate - «crosses». «Crosses» all three are interrelated and are derived from one another. The article also shows the systematization of existential crisis, which consists of three parts, and shows the general psychological and philosophical aspects of the transmission and experience of the person life crisis. Each stage cont ai ns an intentional and meaningful questions that naturally arise in the mind of the person who is at a certain stage of the crisis.
Keywords: extreme situation, existential crisis, psychogenic factors, bifurcation, "cross carrying"
Введение
В развитии любой жизненной ситуации, предложенной человеку обстоятельствами, всегда можно наблюдать некую структуру (как в любом школьном сочинении, художественном произведении), состоящую как минимум из трех частей: введение, основная часть как развертывание ключевых событий и заключение. Так и жизнь человека не хаотична, а подчинена неким логически связанным закономерностям, где события сменяют друг друга. Эти события не всегда приятные, но всегда имеют смысл. Некоторые из них, шокогенного характера, предстают для человека в виде потрясений, инициирующих стрессовое состояние, и имеют деструктивные последствия для него. Эти деструкции человек старается как-то преодолеть, переживая из-за случившегося и испытывая психологические страдания. Страдание - отправной пункт, стимул, или ключ, при помощи которого открывается тайная комната индивидуальной психологической реальности личности для произведения определенной душевно-духовной работы. Свт. Феофан Затворник словом «скорби» называет состояние человека, испытывающего стресс, а под словом «беды» можно понимать психогенные факторы внешней объективной реальности, вызыва-
ющие это состояние. В этом терминологическая особенность и разница ключевых понятий означенной темы.
После того как экстремальное событие произошло, человек предпринимает попытку к его осмыслению, что вербализуется первоначальным вопросом: «За что?». В этом вопросе находит свое выражение первая стадия экзистенциального кризиса, которая перерабатывается личностью посредством ретроспективной и когнитивной рефлексии. В книге «Переживание и молитва» (опыт общепсихологического исследования) Ф.Е. Василюк в разделе, названном фаза вопрошания, находим следующее: «Называя перед Богом свое душевное состояние или просто внутренне указывая на него, человек: а) ставит вопрос о его смысле (Зачем? За что? Почему?)» [1, с. 106-107]. «Вопрошание - это не любопытство, не исследование, это обращение к другому, фундаментальное, глубинное, экзистенциальное недоумение перед ним» [1, с. 106]. Здесь, в книге «Переживание и молитва», Ф.Е. Василюк рассматривает переживание человека в ситуации кризиса на переломе судьбы, сопровождаемое определенными вопросами, которые практически являются молитвенным обращением к Богу в поиске личного смысла. Потребность в обретении смысла заявляет о себе именно тогда, когда жизнь становится невыносимой. Свт. Феофан Затворник в своей книге «Путь ко спасению» отмечает: «Сильнее всего в сем отношении действует чувство опасности за жизнь. Это чувство расслабляет все узы и убивает самость в самом корне; человек не знает, куда деваться. Такого же свойства и теснота обстоятельств или чувство всеобщего оставления. То и другое оставляет человека одного с самим собою и от себя, ничтожнейшего, тотчас препосылает к Богу, или обращает» [2, с. 146-147]. Насколько у свт. Феофана верно описано психологическое состояние страждущего человека.
Если же человеку удалось пережить экзистенциальный кризис, он становится сильнее, потому что обогащается опытом, которого до кризиса не было, но это произойдет позднее, кризис необходимо еще пройти, пережить, преодолеть. Рефлексивная работа личности по выходу из кризиса с помощью вопросов смыслового уровня может и не осознаваться человеком в полной мере. Мы рассматриваем понятие рефлексии как особый психический процесс, часть инте-гративной психической реальности.
Основная часть
Каждая ситуация - это призыв: сначала - услышать, затем - ответить. В. Франкл
В незапланированности и неожиданности экстремальной ситуации - ошеломляющее деструктивное воздействие на психику человека. Хорошо, если страдающий человек обратится за помощью к опыту Святых отцов Православной Церкви. В Святоотеческом наследии накопилось большое количество мудрых психолого-педагогических и психотерапевтических приемов психодуховной помощи человеку в нестандартных ситуациях. У святителя Феофана Затворника в произведении «О трех видах крестов», написанном в неделю крестопоклонную, мы находим: «первый вид - кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй - кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстьми и похотьми ради добродетели; третий - кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностию в волю Божию» [3, с. 259]. Характеризуя первый крест, свт. Феофан явно указывает на внешний негативный фактор объективной реальности, который, согласно современной терминологии психологической науки, называется психогенным фактором, или стрессором. Крест второй, внутренний, по свт. Феофану Затворнику, ясно говорит о погружении человека в глубины своей личности, вынужденно остающегося наедине со своей проблемой и психической болью, и о процессах, происходящих в психике человека в связи с переживанием экзистенциального кризиса. «У борющегося со страстьми иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову надевается, сердце живое прободается. Так ему бывает тяжело и больно!» [3, с. 266]. В этой цитате можно усмотреть отблеск личного экзистенциального и аскетического опыта свт. Феофана, потому что прочувствовать страдание другого человека так явственно и описать его можно только в том случае, если лично испытывал нечто подобное. А кто испытывал, тот и понять может. Во втором кресте свт. Феофаном описывается преимущественно волевой компонент как инструмент по преодолению своих несовершенств и дается рекомендация в виде совета в понуждении себя к самоумерщвлению, самоотвержению, так как без этого невозможно перейти к третьему виду креста.
Третий крест характеризуется свт. Феофаном Затворником совершенной преданностью в Волю Божью. Метафорическим описанием крестов свт. Феофан Затворник выстраивает метод трехступенчатого, поэтапного прохождения человеком пути, или крестоношения. Этим дроблением на три вида крестов свт. Феофан Затворник способствует облегчению восприятия и понимания тяжести несения креста человеком. И в этом случае свт. Феофан рассматривает именно духовную составляющую человеческого бытия.
Терминологическая разница в понятиях между секулярным названием «экзистенциальный кризис» и понятием «о трех крестах» свт. Феофана Затворника вполне преодолима по причине подобия в содержании и смыслообразовании. Рассмотрим философско-психологические аспекты экзистенциального кризиса личности, представленные ниже. «Таким образом, экзистенциальный кризис может проходить через определенные стадии:
Первая стадия. Условно называется: "За что мне это?" или "За что, Господи?"
Комментарий
На этой стадии человек начинает оценивать свое поведение - ретроспектива (воспоминание) калькуляция заслуг. И в этой точке бифуркации он находит себя безгрешным, не виноватым в создавшейся ситуации или осознает меру своей ответственности или своего рода.
Вторая стадия: "Для чего мне это?"
Комментарий
На этой стадии мера своей ответственности при интроспекции внутреннего мира продолжает исследоваться человеком, проходящим кризис.
"Куда идти?", "Что делать?"
Комментарий
Обесценивание себя и своей социальной роли. Человек чувствует: одиночество, страх, неуверенность, оставленность, появляются мысли о суициде (могут быть, а могут не быть - зависит от интенсивности кризисной ситуации, личных индивидуальных качеств человека и про-двинутости человека на духовном пути). Мысли о суициде на этой стадии подтверждает и отрывок из произведения свт. Феофана Затворника "Письма к разным лицам". Там страдающий человек пишет святителю: "По слабости человеческой боюсь, как бы не принять смерть насильственную. Буду ли я виновен в моей крови? Потому, что я раньше прошу у Господа, чтоб Он не погубил души моей..." [4, с. 496].
Сомнение. "А правильно ли я иду?", "Где поводырь, помощник?", "Кто мне поможет?"
Комментарий
На этой стадии происходит осознание того, что никто не поможет. И принимать решение необходимо самому. Выбор пути. В этой точке бифуркации происходит действие вначале внутреннее, затем внешнее. Или бездействие, если раньше много неправильно делал.
Третья стадия. Примирения с Богом, с реальностью, с действительностью - принятие ситуации. Выход из кризиса со взлетом, со знаком плюс» [5, с. 62].
Третья стадия кризиса озвучивается смысловыми вопросами: "Кто я?", "Зачем я?", "Во имя чего?" (жить, работать.). Они позволяют задуматься над смыслом и целями своей жизни. Эта схема иллюстрирует позитивный выход из реалий экзистенциального кризиса. К сожалению, бывает и деструктивное развитие кризиса на любом из его этапов. Деструктивную модель кризиса сопровождают: конфликтная автокоммуникация; уход в иную реальность; уход в зависимость (алкогольную, пищевую, компьютерную). Это всегда зависит от личного выбора человека в точке бифуркации.
Заключение
Человек в процессе прохождения испытаний экстремального характера может быть дезориентирован, испытывать страх, футурошок (шок от будущего) и может нуждаться в человеческой психологической поддержке. Эту помощь он может найти в философской, богословской литературе, а порой и у светских писателей. Великие мыслители прошлого не были свободны от различных напастей и страданий, и они тоже проходили какие-то этапы своей жизни, обусловленные непростыми кризисными обстоятельствами, - это не могло не отразиться на их творчестве. В своих произведениях мыслители, философы, богословы предпринимали попытки решать смысложизненные личные задачи и задачи всего человечества. Николай Бердяев в своем труде «Самопознание» пишет так: «Я называю экзистенциальным философом того, у кого мысль означает тождество личной судьбы и мировой судьбы. Как я говорил уже, это есть прежде всего преодоление объективности» [6, с. 122].
Святитель Феофан Затворник обозначенную проблематику видел и решал в соответствии со своим монашеским статусом через призму личного аскетического и специфического опыта. Поэтому феномен «скорби» рассматривается св. Феофаном как инструмент для совершенствования человека в Боге. Обширная переписка свт. Феофана с духовными чадами, зафиксированная в литературных источниках, позволяет проследить, где св. Феофан Затворник выступает и как педагог (др.-греч. пalбaYШY6g, «ведущий ребенка») - детоводитель. Святитель говорил, что «воспитание - из всех дел самое святое» [7, с. 22]. Воспитание заключается в указании направления пути, представленного в проповедях святителя, как в беседе в неделю крестопоклонную «О трех видах крестов». Современники свт. Феофана обращались к нему за помощью и советом и получали от него психотерапевтическую и психорелигиозную помощь. В наше вре-
мя психологическая и психотерапевтическая помощь оказывается православно- ориентированными психологами и психотерапевтами, так как насущная потребность у людей в этой помощи актуальна и по сей день. Православный психолог, доктор психологических наук Л.Ф. Шеховцова пишет в одной из своих книг следующее: «Как свидетельствует психотерапевтическая практика в России, в последние годы пациент все чаще приходит к терапевту с экзистенциальными проблемами - как жить, кто я такой?» [8, с. 127]. Из этой цитаты видно, что к психотерапевту приходят люди в состоянии экзистенциального кризиса и на разных его этапах.
Экзистенциальный кризис происходит из-за вечных вопросов жизни и смерти и проблем смысла и бессмысленности существования. Он призван постепенно пробудить в человеке подлинную экзистенцию, то есть привести человека к более осмысленному существованию. Структура экзистенциального кризиса разработана для психолого-философской помощи страждущему человеку, который испытывает чувство экзистенциального одиночества и находится в психо-травмированном состоянии. Схема экзистенциального кризиса может помочь сориентироваться в ситуации «здесь и сейчас», осознать свое место в ситуации выбора, осознать свое нахождение на определенном этапе кризиса и задуматься над своим предназначением и личным смыслом жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. - М.: Смысл, 2005. - 191 с.
2. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. - М.: Сибирская благозвонница, 2012. - С. 494.
3. Святитель Феофан Затворник. О покаянии, причащении Святых Христовых тайн и исправлении жизни. - М.: Правило веры, 2013. - 416 с.
4. Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам. О разных предметах веры и жизни. - М.: Сибирская благозвонница, 2003. - 815 с.
5. Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана Вышинского Затворника. 5-7 февраля 2015 г. - СПб., 2015. - 108 с.
6. Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 416 с.
7. Земной путь святителя Феофана Затворника Вышенского в фотодокументах. - Рязань: Зерна, 2004.
8. Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. -СПб.: Изд-во Храма Воскресения Христова. Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. - 168 с.
REFERENCES
1. Vasilyuk F.E. Experience and prayer. The experience of General psychological research. [Perezhivanie i molitva. Opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniya]. Moscow, Sense. 2005. 191 p.
2. St. Theophan The Recluse. The path to salvation . [Put' ko spaseniyu]. Moscow, «Siberian blagovaonica». 2012, p. 494
3. St. Theophan The Recluse. On repentance, the communion of the Holy mysteries and correction of life. [Pokayanii, prichashchenii Svyatykh Khristovykh tayn i ispravlenii zhizni]. Moscow, «Rule of faith». 2013. 416 p.
4. St. Theophan The Recluse. Letters to various persons. About different aspects of faith and life. [Pis'ma k raznym litsam. O raznykh predmetakh very i zhizni]. Moscow: Siberian blagovaonica. 2003. 815 p.
5. St. Theophan the recluse - the founder of Christian psychology: materials of all-Russian scientific-practical conference dedicated to the 200th anniversary of SVT. Wyszynski Theophan. The Recluse. February 5-7, 2015. Saint-Petersburg. 2015. 108 p.
6. Berdyaev N. Self-knowledge. The experience of philosophical autobiography. [Samopoznanie. Opyt filosofskoy avtobio-grafii]. St. Petersburg, «Azbuka-Klassika». 2007. 416 p.
7. A life of St. Theophan the Recluse Vyshensky in the photographs. Grain. Ryazan. 2004.
8. Shekhovtsova L.F. Christian worldview as the basis of psychological counseling and psychotherapy. [Khristianskoe mi-rovozzrenie kak osnova psikhologicheskogo konsul'tirovaniya i psikhoterapii]. Ed. The Church of the Resurrection. The society of Orthodox psychologists of St.-Petersburg. 2009. 168 p.
Информация об авторе Information about the author
Голубцова Елена Викторовна, аспирант, ка- Golubtsova Elena V., Postgraduate Student,
федра философии религии, Православный Department of Philosophy of Religion, Orthodox
институт св. Иоанна Богослова, Institute of St. John Evangelist,
г. Москва, Россия, Moscow, Russia,
[email protected] [email protected]
Получена: 07.04.2016
Для цитирования статьи: Голубцова Е.В. Сравнительный анализ структуры экзистенциального кризиса и понятия «о трёх крестах» по Свт. Феофану Затворнику. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с. 89-93. с1о1: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-89-93
Received: 07.04.2016
For article citation: Golubtsova E.V. Comparative analysis of structure of the existential crisis and the «about three crosses» concept in St. Theophan the Recluse. [Sravnitel'nyy analiz struktury ekzistentsial'nogo krizisa i ponyatiya «o trekh krestakh» po Svt. Feofanu Zatvorniku]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 89-93.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-89-93