ки из резин пищевого назначения может быть обусловлена миграцией мягчителей (Ю. Г. Чикишев и соавт.).
Вопросам установления зависимости между токсичностью и окисляемостью водных вытяжек из резин, твердых полимеров и отдельных ингредиентов посвящен ряд работ, однако большинство из них носит описательный характер. Замечено, что перманганатиая окисляемость водных вытяжек из резин различных марок характеризуется значительной вариабельностью. Закономерного соответствия этого показателя и интенсивности перехода в вытяжки токсичных компонентов не установлено. Нет прямой зависимости между окисляемостью и токсичностью водных вытяжек из резиновых изделий пищевого и медицинского назначения (К- П. Стасенкова и Н. И. Шумская; Н. И. Шумская и соавт.).
Используя многолетние данные нашего института по изучению окисляемости и токсичности резин различного назначения, мы сделали попытку установить с помощью методов математической статистики зависимость между окисляемостью и токсичностью водной вытяжки.
С математико-статистической точки зрения в нашем случае имелась следующая задача: из множества исследованных резин взята выборка (60), в которой были резины, относящиеся к токсичным и нетоксичным. Выбор указанных резин рандомизирован. Изучен общий измеряемый признак двух указанных групп резин х — показатель окисляемости. С помощью проверки гипотезы Н0: средние арифметические выборок двух групп лс1=д:2, решается вопрос о том, характеризуют ли показатель окисляемости токсичность резин.
Прежде всего было проведено упорядочение совокупности: все резины подразделены на токсичные и нетоксичные (см. таблицу). Так как большинство проверок с помощью критериев значимости основывается на предположении, что исследуемый признак распределен нормально, первоначально было проверено, взяты ли данные выборки из нормально распределенной генеральной совокупности. Для этого каждую группировку делили на разряды и строили гистограммы. Распределение их оказалось положительно-асимметричным, ограниченным слева. Поэтому было применено преобразование х'=\пх, где х — показатель окисляемости. После того как по критерию Давида (Л. Закс) было установлено, что выборка в этом случае имеет нормальный закон распределения, проверена однородность дисперсий по критерию Бартлета для преобразованных данных. Для решения задачи, т. е. для проверки Н0-гипотезы, использован критерий Стьюдента — двусторонний /-критерий (Р. Шторм).
лГ ".+"2 . («I — 1)5?+ (яа—1)Да V л,-л, П1 + П1—2
с /=л,Н-лг — 2 — степенями свободы, где п, — объем первой выборки; пг — объем второй выборки; —дисг.ер-сия первой выборки, 523 — дисперсия второй выборки;
— средняя арифметическая первой выборки, х'г — средняя арифметическая второй выборки.
В нашей задаче Л1=4К л2=19, 5^=2,12, 5*2=1,77, *[ =—0,298, х'2=—0,164, /=0,34. Табличное значение / для уровня значимости <х=0,05 и числа степеней свободы /=58 равно 2. В силу того что /=0,34 < 2=/0,05: имеется основание для принятия гипотезы Н0. Выборочные средние с достоверностью 95% не отличаются друг от лруга, т. е. мы получили, что средние показатели окисляемости для токсичных и нетоксичных резин одинаковы. Следовательно, окисляемость водной вытяжки не характеризует ее токсичности.
Кроме того, поставленная задача решалась с помощью непараметрического рангового ¿/-критерия Уилкоксона. И в этом случае было показано, что ¿=0,358<1,96= =2о,о5 »«• т- е- Н0-гипотеза принимается.
Аналогичные результаты получены и для токсикологической оценки резин и величины непредельности их водных вытяжек.
Используя указанный подход, интересно, на наш взгляд, выявить зависимость между отдельными химическими веществами, мигрирующими из резиновых изделий, и их токсичностью.
Литература. Проворов Ю. Г., Емельянова Л. В.— Каучук и резина, 1968, № 9, с. 57—58.
Станкевич В. В., Шурупова Е. А.— В кн.: Гигиена применения полимерных материалов и изделий из них. Киев, 1969, вып. 1, с. 64.
Стасенкова К. П., Шумская Н. И. Токсикология ингредиентов резиновых смесей, резиновых и латексных изделий. М., 1974.
Токсикология и гигиена применения полимерных материалов в пищевой промышленности./Станкевич В. В., Ге-нель С. В., Гноевая В. Л. и др. М., 1980.
Чикишев Ю. Г., Клюев H.A., Петровская Л. Ю. и др.— Гиг. и сан., 1976, № 9, с. 75—79.
Шефтель В. О., Катаева С. Е. Миграция вредных химических веществ из полимерных материалов. М., 1978.
Шторм Р. Теория вероятностей. Математическая статистика. Статистический контроль качества. М., 1970.
Шумская Н. И., Тарадай Е. П., Черневская Н. П. и др. Каучук и резина, 1971, № 9, с. 41—42.
Закс Л. Статистическое оценивание. М., 1976.
Поступила 12.07.82
УДК 6 12.791/.792.6 1 1.77
В. Д. Гостинский
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРОЕНИЯ И ПРОНИЦАЕМОСТИ КОЖИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Новосибирская областная санэпидстанция
Кожный путь поступления химических веществ в организм может играть ведущую роль не только в условиях производства, но и в быту (Г. Н. Красовский и соавт.). В связи с этим увеличивается необходимость подбора адекватной модеди — животных, проницаемость кожи которых была бы близка к проницаемости кожи человека. Обычно рассматривается один вид млекопитающих. Например, Маввшап в качестве удобной модели рекомендует кожу хвоста крысы. По нашему мнению, целесообразно подой-
ти к этому вопросу с общебиологических позиций, рассматривая кожу как один из видов макромембран, имеющих адаптивное значение в эволюции млекопитающих. При этом важно учитывать особенности строения и проницаемости кожи разных участков тела.
В опытах на поросятах (Тге£еаг) установлено, что увеличение количества волосяных фолликул на стандартном участке кожи существенно не увеличивает скорость прохождения три-н-бутилфосфата через кожу. Однако и эта
работа оставляет сомнения в вопросе об относительной роли эпидермиса и придатков в проницаемости кожи для химических веществ.
Нами предпринята попытка провести статистический анализ данных о толщине эпидермиса, числе волос и связанных с ними сальных желез. Все это сопоставлено с массой тела млекопитающих. В качестве основы у В. Е. Соколова (1973) заимствованы данные с 18 из 20 существующих отрядов млекопитающих (В. Е. Соколов, 1979). Данные о толщине эпидермиса у человека взяты у К. А. Ка-" антаевской. Использованы также результаты собственных исследований проницаемости кожи (В. Д. Гостинский и Т. Е. Маева; В. Д. Гостинский и Г. Б. Краснопевцева, 1979), а также ранее неопубликованные материалы. Всего для солей лития, анилина, трихлорэтилена, этиленхлор-гидрина и хлористого аммония изучена проницаемость кожи живота млекопитающих более 50 видов 9 отрядов. Данные о массе тела млекопитающих различных видов заимствованы из справочников и монографий или установлены путем взвешивания. Значительную часть образцов кожи брали у животных, погибших или забитых в зоопарке, на мясокомбинате и т. п. Всех животных, поступавших в лабораторию, умерщвляли мгновенно с помощью специально сконструированной гильотины.
Зависимость толщины эпидермиса загривка от массы тела описывается уравнением:
'з=0,118+(0,136±0,0148) 1й Я,
где 1а — толщина эпидермиса (в мк); Я — масса тела (в г). Число видов млекопитающих (п) 148, коэффициент парной прямолинейной корреляции 0,624.
Аналогичное уравнение для груди имеет следующий вид:
1б /г=0,806+(0,0267±0,231) 1д Я
при л=99; коэффициент корреляции 0,759.
То же для живота:
1б /ж=0,694±(0,238±0,118) 1 ¿Р
при /1=12; коэффициент корреляции 0,503.
Приводимые ниже формулы описывают связь общего числа волос на 1 см2 кожи соответственно на загривке и груди с массой тела:
1|?Вз=4,61— (0,233±0,0368) ^Я, где Ва — общее число волос при /1=111; коэффициент корреляции — 0,691.
1бВг=4,799—(0,344±0,0404) \%Р
при п=52; коэффициент корреляции — 0,763.
Зависимость числа сальных желез на 1 см2 кожи загривка от массы тела млекопитающих в граммах описывается следующим уравнением: 1йЖа=4,743—(0,422±0,065) 1кЯ, где Ж3 — общее число сальных желез при л=43; коэффициент корреляции — 0,764.
Таким образом, установлена высокодостоверная связь между толщиной эпидермиса и массой тела. Чем крупнее млекопитающее, тем толще роговой слой, меньше волос и сальных желез на единицу поверхности кожи. Для единичных видов млекопитающих соответствующие показатели более чем в 10 раз отклоняются от средних, что связано со спецификой существования этих видов и особенностями функции отдельных участков кожи у животных некоторых видов. Например, толщина эпидермиса загривка у ежа в 7 раз больше расчетной, так как на загривке имеются иглы, требующие плотной опоры; толщина эпидермиса на груди, где игл нет, практически не отличается от расчетной для животного с соответствующей массой те-^ ла. Толщина эпидермиса у человека (масса тела 70 кг) на * груди и животе близка к расчетной.
Полученные данные не позволяют решить вопрос о причине уменьшения проницаемости кожи с увеличением массы тела. Объяснение может быть разным: возрастание толщины эпидермиса либо сокращение числа волос и сальных желез.
Для решения этого вопроса мы изучили проницаемость кожи пресмыкающихся, не имеющей придатков
(Н. П. Наумов и Н. Н. Кардашов). Исследована проницаемость для трихлорэтилена кожи живота и спины пресмыкающихся двух видов (амурского полоза и песчаного удавчика) in vitro1.
В целом проницаемость кожи пресмыкающихся существенно не отличается от проницаемости кожи млеко-пнтающнхся с соответствующей массой тела. Это свидетельствует (хотя и косвенно) о том, что основным путем поступления химических веществ через кожу млекопитающих является эпидермис. Не выявлено явной зависимости между его толщиной или проницаемостью кожи и принадлежностью к определенному отряду млекопитающих.
Проведено сопоставление проницаемости различных участков кожи человека для хлористого лития и анилина (В. Д. Гостинский, Г. В. Краснопевцева, 1980) со средними показателями толщины эпидермиса этих же участков (К. А. Калантаевская). При корреляционном анализе выявлена статистически достоверная обратная связь. Таким образом, можно считать, что проницаемость кожи прямо зависит от ее толщины. В то же время имеются значительные отклонения как в толщине, так и в проницаемости эпидермиса отдельных участков или всей поверхности кожи млекопитающих отдельных видов.
В качестве модельного участка кожи млекопитающих и человека при исследовании межвидовых различий использована кожа живота. Этот участок в отличие, например, от кожи конечностей функционально однотипен практически у всех млекопитающих, включая таких как панголины, ежи, дикобразы, броненосцы. У млекопитающих живот — обычное место разреза, позволяющее без заметного ухудшения качества кожи брать образцы для исследования. Это место разреза при вскрытии умерших людей. Кожа живота часто используется для изучения кож-но-резорбтивного действия химических веществ in vivo (Ю. И. Кунднев). У человека как по проницаемости (В. Д. Гостинский и Т. Е. Маева), так и по морфометриче-скнм характеристикам кожа живота практически не отличается от расчетной для млекопитающего с массой тела 70 кг. Поэтому для экстраполяции экспериментальных данных о проницаемости кожи с животных на человека требуется подбор таких видов, проницаемость кожи живота которых минимально отклоняется от средних зависимостей по всему ряду млекопитающих (как и у человека). Модельные виды должны быть доступны и минимальны по стоимости. Этим условиям в опытах in vitro хорошо отвечает кожа белых мышей и крыс, кроликов, свиней, коров, лошадей. Кожа морских свинок несколько менее, а кожа овец более проницаема, чем расчетная для млекопитающих с соответствующей массой тела. Желательно исследовать и кожу человека (материал аутопсии, полученный во время операции). Необходимо изучать проницаемость кожи млекопитающих не менее четырех видов, максимально различающихся между собой по массе, даже если исследована кожа человека, так как изолированная кожа менее проницаема, чем кожа in vivo. В то же время коэффициенты регрессии, описывающие связь проницаемости кожи in vitro и in vivo, по данным, полученным с хлористым литием (В. Д. Гостинский и Г. Б. Краснопевцева, 1979), практически не различаются. Принципиально важен и выбор млекопитающих с максимально разной массой тела. Так, по фактическим данным изучения проницаемости кожи для хлористого лития на млекопитающих четырех-видов, различающихся по массе тела всего в 2 раза, ошибка при экстраполяции с животных на человека достигает 6 порядков (в миллион раз). Когда млекопитающие четырех видов различались по массе тела на 2 порядка, ошибка при экстраполяции на человека результатов опыта in vitro не выходила за пределы ошибки прямого определения проницаемости кожи человека (в 2 раза). Для опытов in vivo достаточно исследовать проницаемость кожи белых мышей и крыс, хомячков или морских свинок и кро-
1 Химическое определение трихлорэтилена проведено
И. В. Медведевой.
ликов. Специального обсуждения требует сравнительная проницаемость всей поверхности кожи млекопитающих в плане, например, учета этого фактора при гигиеническом регламентировании химических веществ в воде водоемов.
Выводы. 1. Результаты сопоставления проницаемости кожи млекопитающих и пресмыкающихся позволяют предположить, что основным путем поступления химических веществ в организм через кожу является эпидермис, а не придатки кожи.
2. Морфометрические характеристики кожи (толщина эпидермиса, число волос, сальных желез) тесно связаны с массой тела млекопитающих. В логарифмических координатах связь описывается прямолинейной зависимостью. Чем крупнее млекопитающее, тем в общем толще эпидермис его кожи и тем меньше число волос и сальных желез.
3. Проницаемость кожи и ее морфометрические признаки (толщина эпидермиса, число волос и сальных желез) не имеют заметной связи с принадлежностью к определенному отряду млекопитающих.
4. Особенности функций отдельных участков кожи существенно отражаются на их проницаемости и морфомет-рнческих характеристиках.
5. Для экстраполяции с животных на человека экспериментальных данных о проницаемости кожи к химическим веществам необходимо использовать кожу живота млекопитающих не менее четырех видов. Самые мелкие и крупные млекопитающие этих видов должны различаться между собой по массе тела не меньше чем на 2 по-
рядка. Для опытов пригодны белые мыши и крысы, хомячки или морские свинки и кролики. Обязательны белые мыши и кролики как максимально различающиеся между собой по массе тела, а белые крысы как наиболее часто используемые лабораторные животные.
Литература. Гостинский В. Д., Маева Т. Е.— В кн.: Кожный путь поступления промышленных ядов в организм и его профилактика. М., 1977, с. 12—16. Гостинский В. Д., Краснопевцева Г. Б.— Гиг. труда^
1979, № 8. с. 30—32. Гостинский В. Д., Краснопевцева Г. Б.— Там же, 1980,
№ 6, с. 42—44. Калантаевская К■ А. Морфология и физиология кожи
человека. Киев, 1972. Красовский Г. Н., Штабский Б. М., Гокегоцкий М. Р.
и др.—Гиг. и сан., 1981, № 12, с. 13—16. Кундиев Ю. И. Всасывание пестицидов через кожу и
профилактика отравлений. Киев, 1975. Наумов Н. П., Кардашов Н. Н. Экология позвоночных. М., 1979.
Соколов В. Е. Кожный покров млекопитающих. М., 1973. Соколов В. Е. Систематика млекопитающих. М., 1979. Massman «7.—Arch. Toxikol., 1956, Bd 16, S. 208—214. Tregear R. Т.- J. Physiol. (Lond.), 1961, v. 156, p. 307— 313.
Поступила 03.05.82
УДК 615.285.7.099.[б 16-008.939.15:616.13-004.6
И. Б. Бойко, Н. Г. Попова, Т. Н. Забабурина
ОСОБЕННОСТИ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА ПРИ АТЕРОГЕННОМ
ВЛИЯНИИ АНТИО
Узбекский НИИ санитарии,. гигиены и профзаболеваний, Ташкент
В настоящее время наибольшая роль в развитии ате-¡росклеротнческого процесса отводится такому фактору риска, как нарушение липидного обмена. Важнейшее значение в патогенезе атеросклероза придается увеличению в крови содержания Р-лнпопротендов (С. М. Лейтес; А. Н. А. Н. Климов и соавт.). Установлено, что изменение уровня их в сыворотке крови у люден при токсическом поражении печени является наиболее чувствительным и характерным показателем ее функционального состояния •(В. Н. Васильева). Именно печень принимает участие в эндогенном образовании фосфолипидов, синтезе белков плазмы крови, липопротеидных комплексов и регуляции системы липопротеидовая липаза — гепарин.
Систематическое поступление в организм пестицидов приводит ко многим функциональным нарушениям, в частности функции печени. Перед нами стояла задача выявить взаимозависимость между состоянием липидного обмена и развитием атеросклеротического процесса в организме животных с дополнительным введением различных доз антио. Антио — (афликс, формотион) — желтоватая маслянистая жидкость со слабым запахом, плохо растворимая в воде, хорошо растворимая в органических растворителях. Выпускается в форме 25% концентрата эмульсии. Применяется для борьбы с сосущими и некоторыми грызущими вредителями плодовых, цитрусовых культур и хлопчатника способом опрыскивания. Обладает контактной, кишечной и системной активностью.
Опыты проведены на 50 кроликах-самцах породы шиншилла массой 2,5—3 кг, которые были разбиты на 5 равных групп. Животные 1-й группы получали '/во 1"В50 антио, 2-й — 1/600 ЬО50. 3-й — Ч500 ЬО60 антио +0,2 г/кг холестерина, 4-й —0,2 г'кг холестерина, а 5-я группа служила контролем и получала хлопковое масло. Антио и холестерин разводили на хлопковом масле. Все животные содержались на рационе вивария. Эксперимент продолжался Змее, через каждый месяц часть животных умертвляли и в
сыворотке крови, гомогенатах, липидных экстрактах печени, мозга и аорты определяли количество холестерина, Ф фосфолипидов, триглицеридов и ß-липопротеидов.
Количество ß-липопротеидов определяли турбиднамет-рнческим методом, уровень общего холестерина — по методу Илька, триглицеридов по цветной реакции с хро-мотроповон кислотой, фосфолипидов — по содержанию в них фосфора (А. Н. Климов и соавт.; В. Г. Колб и В. С. Камышников), липидные экстракты из органов выделяли по Фольчу (Folch и соавт.).
Динамика показателей липидного обмена сыворотки крови и органов представлена в табл. I и 2.
ß-Липопротеиды и липопротеиды низкой плотности (ЛПНП) — самый богатый холестерином класс липопро-теидов. После первого месяца опыта содержание ß-ли-попротеидов и животных 1, 3 и 4-й групп повышалось. В последующие сроки опыта количество их у кроликов 3-й и 4-й групп продолжало нарастать и к концу 3-го месяца достигло 625—700 мг%. У кроликов 1-й группы содержание ß-липопротеидов снизилось до 145 мг%, оставаясь на 45% выше контроля, а у кроликов 2-й группы оно находилось на уровне контроля.
Самые значительные повышения количества холестерина в сыворотке крови наблюдалось у животных 3-й и 4-й группы (386—433 мг%). У кроликов 1-й группы, получавших Vjo LD(.o антио, также отмечалась тенденция к повышению этого показателя, к концу 3-го месяца он возрос на 41,2% по сравнению с контролем. Недостовер- , ное увеличение содержания холестерина отмечено у жи- # вотных 2-й группы. В липидных экстрактах печени количество холестерина повысилось у животных J, 3 и 4-й групп. По сравнению с контролем у кроликов 1-й группы количество холестерина увеличилось на 183%, у кроликов 3-й группы — на 190%, у кроликов 4-й группы — на 200%. "Существенно повысился уровень холестерина в липидных экстрактах мозга животных 1, 3 и 4-й групп. Осо-