ского и педагогического профиля. Выбор данных направлений обучения связан с особенностями будущей профессиональной деятельности, готовностью к работе с людьми, оказанию помощи в различных ситуациях. Второе основание для выбора направления: оценка уровня стресса при переходе на дистанционное обучение, полученное в масштабном исследовании российских студентов в первые недели локдауна: 45,5% студентов направления «Образование и педагогические науки» и 38,2% обучающихся направления «Здравоохранение и медицинские науки» отметили повышение уровня стресса в марте-апреле 2020 г. [1]. Были выделены две группы студентов: первая - студенты вузов Красноярска (Россия), которые 2,5 месяца пандемии находились в условиях локдауна с экстренным переходом на дистанционное обучение. Вторая группа - студенты Гродно (Беларусь), обучение которых проводилось в традиционном режиме с использованием по мере необходимости ИКТ.
В результате опроса были проанализированы ответы 1356 студентов в возрасте от 18 до 26 лет. Количество респондентов из Красноярска и1=712, (М=20,4 лет, SD=1,36), 82,72% женского пола, 34,97% студентов направления «Образование и педагогические науки» и 65,03% студентов направления «Здравоохранение и медицинские науки»; n2=644 из Гродно (М=19,1 лет, SD=1,1), 79,34% женского поля, 27,95% студентов направления «Образование и педагогические науки» и 72,04% - направления «Здравоохранение и медицинские науки». Оценка распределений по полу и по направлениям подготовки в обеих группах с помощью критерия X показало сходство распределений.
Изучение копинг-стратегий осуществлялось с использованием варианта опросника COPE [20] в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина [13]. Дополнительно был использован опросник «Проактивный копинг» [2]. Проактивный копинг связан с предвосхищением возможных изменений, потенциальных угроз,
что приводит к динамике самой мотивации совладания. Сбор информации осуществлялся в онлайн-форме на платформе Google на русском языке, которую студенты анонимно заполняли в специализированных аудиториях.
Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью методов описательной статистики в Statistica 13 PL. Сравнение осуществлялось с помощью критерия U-критерий Манна-Уитни.
Результаты
Результаты сравнения выбора копинг-стратегий студенческой молодежи из Красноярска и Гродно показало, что распределение выбора копинг-стратегий в обеих группах не отличается (Табл. 1). Выделено четыре копинг-стратегии, которые имеют более высокие оценки и характеризуются как функциональные и адаптивные, направленные на снижение влияния стрессогенных факторов в ситуации пандемии. Чаще используется планирование, разработка действий в новой ситуации, а также обдумывание действий в трудной ситуации (рефлексивный копинг), активное совладание, направленное на преодоление стрессовой ситуации, превентивный копинг, характеризующий обращение к прошлому опыту как ресурсу для предвосхищения трудной ситуации. Наименее выбираемыми студентами копинг-стратегиями являются: использование алкоголя, лекарственных средств как способа избегания проблемы; обращение к религии, вере; поведенческий уход от проблемы - отказ от достижения цели.
Таблица 1.
Копинг-стратегии студентов в зависимости от форм обучения при различных подходах осуществления противоэпидемических мероприятий
Копинг-стратегии Красноярск (n = 712) Гродно (n = 644) Тест Манна-Уитни U
М ± а M IQR М ± а M IQR
Активное совладание 6,2 ± 1,5 6,0 5,0-7,0 6,3 ± 1,3 7,0 5,0-7,0 214545,0*
Планирование 6,2 ± 1,5 6,0 5,0-7,0 6,4 ± 1,4 6,0 6,0-8,0 211997,0*
Подавление конкурирующей деятельности 5,6 ± 1,5 6,0 4,0-7,0 5,5 ± 1,5 6,0 4,0-6,0 218480,0
Окончание табл. 1.
Сдерживание совладания 4,4 ± 1,4 4,0 3,0-5,0 4,4 ± 1,3 4,0 4,0-5,0 223179,5
Использование инструментальной социальной поддержки 5,6 ± 1,7 6,0 4,0-7,0 5,7 ± 1,5 6,0 5,0-7,0 222265,0
Поиск эмоциональной социальной поддержки 5,5 ± 1,7 6,0 4,0-7,0 5,5 ± 1,7 6,0 4,0-7,0 223461,0
Концентрация на эмоциях и их активное выражение 5,3 ± 1,6 5,0 4,0-6,0 5,3 ± 1,6 5,0 4,0-6,0 225326,0
Позитивное переформулирование и личностный рост 5,9 ± 1,6 6,0 5,0-7,0 5,9 ± 1,6 6,0 5,0-7,0 229008,0
Отрицание 4,1 ± 1,6 4,0 3,0-5,0 4,5 ± 1,6 4,0 3,0-6,0 191072,5**
Принятие 5,7 ± 1,5 6,0 4,0-7,0 5,9 ± 1,5 6,0 5,0-7,0 211564,0**
Обращение к религии 3,6 ± 1,8 3,0 2,0-5,0 3,8 ± 1,9 3,0 2,0-5,0 215442,5
Использование «успокоительных» 3,3 ± 1,6 2,0 2,0-4,0 3,2 ± 1,6 2,0 2,0-4,0 219667,5
Юмор 5,3 ± 1,8 5,0 4,0-7,0 5,2 ± 1,9 5,0 4,0-7,0 227979,0
Поведенческий уход от проблемы 3,8 ± 1,5 4,0 2,0-5,0 3,9 ± 1,5 4,0 3,0-5,0 227789,5
Мысленный уход от проблемы 5,3 ± 1,4 5,0 4,0-6,0 5,4 ± 1,4 5,0 5,0-6,0 217265,5
Проактивный копинг 5,3 ± 1,5 5,0 4,0-6,0 5,4 ± 1,4 5,0 4,0-6,0 221240,0
Рефлексивный копинг 5,9 ± 1,5 6,0 5,0-7,0 6,1 ± 1,4 6,0 5,0-7,0 217557,0
Стратегический копинг 5,4 ± 1,6 5,0 4,0-7,0 5,4 ± 1,6 6,0 4,0-7,0 226130,0
Превентивный копинг 6,0 ± 1,5 6,0 5,0-7,0 6,1 ± 1,4 6,0 5,0-7,0 225131,5
Примечания: М - среднее значение, а - среднеквадратичное отклонение, М -медиана, ^Я - интерквартальный размах от Q¡ до Q * различия значимы на уровне р < 0,05, ** различия значимы на уровне р < 0,01
Сравнительный анализ выявил значимые различия по активному совладанию, планированию, отрицанию - отказ верить в случившееся, принятие стрессовой ситуации. Чаще данные копинг-стратегии указывали студенты Гродно, также у них отмечен разброс обращения к отрицанию, отказу верить в случившееся. Существенный разброс по частоте обращения к копинг-стратегиям студентами Красноярска наблюдается по подавлению конкурирующей деятельности - отвлечение другими видами активности, сдерживанию поспешных, импульсивных действий - поиску инструментальной социальной поддержки, принятию реальности стрессовой ситуации, поведенческому уходу от проблемы.
Разброс может быть связан с фактором пола, в связи с чем проведен сравнительный анализ обращения к кэпинг-стратегиям юношей и девушек.
И у юношей, и у девушек наиболее распространенными стратегиями совладания во время пандемии являются размышления о том, как справится с ситуацией, продумывание, планирование своих действий, активные действия, превентивный копинг, обращенный к прошлым событиям как ресурсу для совладания. Использование «успокоительных», в том числе алкоголя, обращение к религии, вере - наименее применяемые копинг-стратегии (рис. 1).
- девушки
Рис. 1. Выраженность копинг-стратегий студентов в зависимости от пола
У девушек достоверно выше по сравнению с юношами выражен поиск и использование инструментальной (^=126321,5; р<0,01) и эмоциональной социальной поддержки (и=103602; р<0,001), характерна концентрация на эмоциях и их активное выражение (и=91917; р<0,001), мысленный уход как обращение к различным видам активности для отвлечения от неприятных мыслей (и=120282; р<0,01), поведенческий уход от проблемы (^=129186; р<0,05). Юноши отличаются более частым использованием юмора как способа совладания со стрессом (и=116631,5; р<0,01).
Можно выделить специфичный выбор стратегий в зависимости от ситуации обучения в условиях противоэпидемических мер: девушки вузов Красноярска чаще обращаются к инструментальной социальной поддержке - стремятся получить совет, помощь или информацию (и=30515; р<0,01); у гродненских студенток достоверно выше по сравнению с юношами выражено отрицание (и=28731,5; р<0,01). Отличия у девушек двух городов получены по обращению к религии (и=138136; р<0,05) и стратегии отрицания, отказа верить в случившееся (и=123349; р<0,001). К данным копинг-стратегиям чаще обращаются девушки из Гродно. Юноши из Красноярска реже, чем из Гродно, используют попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе (и=30507,5; р<0,01).
В аналитическом отчете по материалам опроса восприятия студентами перехода на дистанционный формат обучения, обусловленного пандемией СОУГО-19 [15], по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» доля студентов, отметивших повышение стресса выше, чем по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (45,5% против 38,2%). В связи с этим был проведен сравнительный анализ копинг-стратегий студентов, обучающих по данным направлениям (рис. 2).
Студенты, обучающиеся по программам медицинской направленности в двух городах, чаще обращаются к активным действиям по преодолению стрессовой ситуации (и=176633,5; р<0,001), планированию действий (и=170689,5; р<0,001), избеганию отвлечения другими видами активности для совладания (и=182944,5; р<0,05), а также рассматривают данную ситуацию как вызов, несущий позитивный опыт - проактивный копинг (и=182226; р<0,05). У студентов программ медицинской направленности Гродно также наблюдается обращение к позитивному переформулированию ситуации (и=37363; р<0,05), у студентов Красноярска - обращение к религии (и=51712,5; р<0,05).
Студенты направления «Образование и педагогические науки» чаще, по сравнению со студентами медицинских профилей, прибегают к использованию алкоголя, лекарственных средств для улуч-
шения самочувствия (и=185014; р<0,05) - данная тенденция более выражена у студентов Гродно, - чаще отказываются от усилий для достижения целей, демонстрируют поведенческий уход от проблемы (и=175196,5; р<0,001). У гродненских студентов педагогического профиля также чаще встречается отрицание (и=35703; р<0,01).
■ Здравоохранение и медицинские науки -Образование и педагогические науки
Рис. 2. Выраженность копинг-стратегий студентов направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и «Здравоохранение и медицинские науки»
Анализ выраженности копинг-стратегий студентов программ одного направления по двум городам с разными подходами к противоэпидемическим мероприятиям позволил выделить следующие особенности:
- студенты программ педагогической направленности Гродно по сравнению со студентами той же направленности из Красноярска чаще обращаются к религии, вере (и=19156,5; р<0,01); отказываются верить в случившееся (и=16252,5; р<0,001); меньше прилагают усилий, направленных на взаимодействие со стрессором (и=19737; р<0,05);
- студенты программ медицинской направленности Красноярска по сравнению со студентами медицинских специальностей Грод-
но чаще сосредотачиваются на совладании с ситуацией пандемии, подавляя конкурирующие деятельности (и=99170; р<0,05); а студенты медицинских специальностей из Гродно - к планированию, размышлению о дальнейших действиях (и=97290; р<0,05), при этом часто отрицают складывающуюся ситуацию и отказываются верить в случившееся (и=94528; р<0,01).
Обсуждение результатов
Обращение к определенным стратегиям совладания со стрессом в ситуации пандемии у студентов связано с несколькими факторами: спецификой ситуации обучения в условиях различных противоэпидемических мероприятий, особенностями обучения на программах определенного направления, а также фактором пола.
Полученные результаты показывают общие тенденции, связанные с выбором копинг-стратегий студентов в разных странах: низкая выраженность применения «успокоительных» средств и употребления алкоголя, обращение к религии, а также более частое обращение к активному совладанию и планированию, что согласуется с результатами других исследований [23; 31]. Тем не менее, существуют различия в частоте выбора этих стратегий студентами в разных условиях реализации обучения и противоэпидемических мероприятий.
Ограничение возможности проявления активности в разных пространствах жизнедеятельности студентов Красноярска, обучающихся несколько месяцев в условиях различной степени ограничений (от самоизоляции в течение весны 2020 г. и частичной изоляции в течение сентября 2020 - января 2021 г.), снизило частоту выбора копинг-стратегий, связанных с активным совладанием. Неопределенность ситуации, пролонгация ограничений привели к меньшему обращению к планированию, разработке стратегии действий. Ситуация самоизоляции, изменившая образ жизни, активно обсуждаемые в России меры противодействия, способствовали принятию реальности произошедшего, оцениванию важности проблемы, опасности, что привело к меньшей частоте отрицания, отказу верить в случившееся.
Полученные результаты позволяют выделить тенденции в использовании копинг-стратегий юношами и девушками. Девушки чаще обращаются к копингам, связанными с эмоциями, концентрацией на негативных переживаниях, а также мысленным и поведенческим уходом; юноши чаще предпринимают активные действия и используют юмор. Характер половых различий варьировался в исследуемых группах студентов. Студентки Красноярска искали не только сочувствие и понимание, но и стремились к инструментальной поддержке, желали получить помощь, информацию, что может быть связано и с быстрым переходом на информационные технологии и необходимостью освоения программ в короткие сроки, с неопределенностью самой ситуации, более высоким по сравнению с юношами уровнем психологического стресса, зафиксированным в актуальных исследованиях [1; 10]. Данные переживания приводят к концентрации на эмоциях, способах отвлечения от неприятных мыслей, нахождению положительных моментов, возможности обучаться чему-то новому с опорой на инструментальную и эмоциональную социальную поддержку. В исследовании [14] показана неэффективность мысленного ухода и эмоционально-ориентированных стратегий совладания с пандемией, что может приводить к усилению психологического стресса у студенток вузов, однако без лонгитюдных данных оценивать неэффективность данных ко-пингов в ситуации дистанционного обучения в условиях пандемии преждевременно, что не исключает необходимость разработки профилактических мероприятий, направленных на сохранение психологического здоровья и благополучия с учетом фактора пола.
Различия частоты применения копинг-стратегий студентов одного пола из разных городов также позволяет выделить влияние противоэпидемических мер. Студентки Гродно чаще отмечали отказ верить в случившееся, сопровождающийся отрицанием реальности, что может быть связано с различными стратегиями борьбы с коронавирусом, отсутствием жестких ограничений, отмеченными в работе [5] спецификой представления информации населению об эпидемиологической обстановке, менее кардинальным изменением
образа жизни. Различия наблюдаются в обращении к религии, что характеризует и социокультурные особенности жителей Гродно, где сильны традиции католического вероисповедания. Студенты мужского пола Гродно чаще отмечают принятие ситуации, а также обращение к позитивному переформулированию, поиску возможностей в данной ситуации, что находит выражение в частоте обращения к проактивному копингу, направленному на конструирование возможных сценариев, рисков достижения целей. Полученные результаты позволяют говорить о схожести направленности совладающего поведения в ситуации пандемии (эмоциональное отреагирование и отвлечение от негативной ситуации у девушек и нахождение новых возможностей, позитивных моментов у юношей), но стратегии их реализации различны в силу оценки ситуации и требований, своих возможностей и ресурсов.
Выявленная тенденция выбора в ответах копинг-стратегий студентов медицинских и педагогических специальностей может характеризовать, с одной стороны, особенности обучающихся, их готовность работать в критических, экстремальных ситуациях, а с другой, специфику обучения и профессиональной подготовки. Студенты медицинских специальностей чаще отмечают обращение к проблемно-ориентированным копингам, студенты педагогического направления также выделяют проблемно-ориентированные копинг-стратегии, однако стратегии ухода от проблем более выражены.
Несмотря на невысокую частоту использования «успокоительных» (лекарств, алкоголя и пр.) как копинг-стратегии, у обучающихся на программах педагогической направленности Гродно она встречается чаще. Обращение к «успокоительным» как нечастое может быть проявлением социальной желательности в ответах, либо отмечаемым в исследованиях уменьшением употребления алкоголя во время пандемии [29]. Тем не менее, выделенное различие может указывать на определенные профессионально обусловленные особенности группы студентов педагогических специальностей совладающего поведения. Большинство студентов педагогического вуза Красноярска в период самоизоляции проводили со своими близки— 120 —
ми, контроль со стороны которых влиял и на употребление различных «успокоительных», либо усиление семейных связей, поддержка со стороны близких позволяла преодолеть трудную ситуацию без обращения к алкоголю. К тому же в России действовали ограничения по продаже алкоголя в вечернее и ночное время, что не было характерно для Беларуси.
Выводы
Ситуация дистанционного обучения в период пандемии актуализировала копинг-стратегии, связанные с активными действиями в стрессовой ситуации, обращением к прошлому опыту, размышлениям о том, как справиться с ситуацией, продумыванию, планированию действий. Особенности обучения в разных условиях реализации противоэпидемических мер связаны с частотой выбора данных стратегий: студенты, обучение которых происходило в смешанном формате, чаще выбирали активное совладание и планирование, чем обучающиеся в вынужденном удаленном обучении. Специфика карантинных мер, применяемых в разных странах, и информационный фон относительно пандемии привела к различиям в принятии реальности и отрицания случившегося.
Различные условия жизнедеятельности и обучения, оценка ситуации, ресурсов и возможностей определили вариативность ко-пинг-стратегий. В зависимости от пола выбор копинг-стратегий студентами отличался: девушки концентрировались на негативных переживаниях и при этом стремились к поиску эмоциональной поддержки, у юношей обычно совладание происходило за счет активных действий и обращения к юмору. В условиях самоизоляции и частичной изоляции девушки также стремились к инструментальной поддержке, желанию получить совет, помощь, информацию, пытались найти положительные моменты в новой ситуации, применяли разные способы отвлечения от неприятных мыслей. При этом юноши осуществляли попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе, использовали разные виды активности для отвлечения от неприятных мыслей. В условиях обучения с
применением ИКТ по необходимости у девушек чаще наблюдается отрицание, а у юношей совладание происходило за счет обращения к проактивному копингу, направленному на конструирование возможных сценариев достижения целей.
Профессионализация обучающихся накладывает отпечаток на восприятие стрессогенности ситуации и выбор способов совладания. Студенты программ медицинской направленности чаще отмечают обращение к проблемно-ориентированным копингам, у обучающихся на программах педагогической направленности более выраженными являются стратегии ухода, что для реализации профессиональных задач по поддержке обучающихся в общеобразовательных школах может стать негативным фактором.
Подтверждается необходимость разработки психолого-педагогических условий для подготовки будущих педагогов как более уязвимой группы по сравнению с будущими медиками, развития у них стрессоустойчивости в динамичных, быстро меняющихся условиях и новых формах обучения, готовности обеспечить условия для сохранения здоровья обучающихся.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-413-242905
Благодарности. Авторы выражают благодарность Наумову И.А., Сиваковой С.П., Знатоновой Е.В, Шик О.Ю. за помощь в сборе данных.
Список литературы 1. Бекова С.К. Уровень стресса студентов при переходе на дистанционный формат обучения // Мониторинг экономики образования: Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2021. Выпуск 7. С. 1-6.
2. Белинская Е.П., Вечерин А.В. Адаптация диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 137—145. https://doi.org/10.17759/ sps.2018090314
3. Васильева И.В., Дерягина Л.Е., Чуманов Ю.В. Психосемантическое исследование представлений студентов о дистанционном образовании в период пандемии COVID-19 // Экология человека. 2020. .№12. С. 45-51. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-12-45-51
4. Горбулина О.В., Колетвинова Е.Ю. Вынужденная корона 2020: успехи и трудности дистанционных технологий современного университета // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 3 (49). С. 56-64.
5. Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В. и др. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 99-118. https://doi.org/10.17759/ cpse.2020090205
6. Грунт Е.В., Беляева Е.А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45-58. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.3
7. Губенко С.И. Эпидемия COVID-19. Беларусь, Швеция, Швейцария и Дания. Аналитические расчёты, сравнение и прогнозы // Вестник науки и образования. 2020. № 16 (94). С. 50-68 https://doi. org/10.24411/2312-8089-2020-11601
8. Кисляков П.А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 343-356. https:// doi.org/10.32744/pse.2020.5.24
9. Крюкова Т.Л. Стили совладания с жизненными трудностями // Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных статей студентов, магистрантов и аспирантов по проблемам психологии. В 2-х частях. Гродно, 2012. Т.1. С. 83-101.
10. Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б. и др. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года [Элек-
тронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 2. C. 119-146. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090206
11. Приленский Б.Ю., Приленская А.В., Бухна А.Г., Канбекова Р.И., Боечко Д.И. Задачи психотерапии в условия эпидемии COVID-19 // Научный форум. Сибирь. 2020. Т. 6. № 2. С. 36-38.
12. Протько Н.Н., Патеюк И.В. Психическое здоровье в условиях вспышки COVID-19 // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. Т. 11. № 3. С. 556-569. https://doi.Org/10.34883/PI.2020.11.3.012
13. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики.2013. Т. 10. № 1. С. 82-118.
14. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90-108. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205
15. Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад. / Ред. К.А. Баранников, О.В. Лешуков, О.Л. Назайкин-ская, Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, июнь 2020. 52 с.
16. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 1. С. 26-39. https://doi. org/10.24411/2308-7218-2020-10103
17. Цветков А.И., Набойченко Е.С., Борзунов И.В., Вершинина Т.С. Последствия COVID-19 для психического здоровья общества: постановка проблемы, основные направления междисциплинарных исследований // Уральский медицинский журнал. 2020. № 6 (189). С. 95-101. https://doi.org/10.25694/URMJ.2020.06.21
18. Almarzooq Z.I., Lopes M., Kochar A. Virtual learning during the COVID-19 pandemic: a disruptive technology in graduate medical education // Journal of the American College of Cardiology. 2020. Vol. 75. N 20. P. 2635-2638. https://doi.org/10.1016/jjacc.2020.04.015
19. Babore A., Lombardi L., Viceconti M.L. et al. Psychological effects of the COVID-2019 pandemic: Perceived stress and coping strategies among healthcare professionals // Psychiatry research. 2020. N 293. https://doi. org/10.1016/j.psychres.2020.113366
20. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. N 56(2). P. 267-283. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.267
21. Chandra Y. Online education during COVID-19: perception of academic stress and emotional intelligence coping strategies among college students // Asian Education and Development Studies. 2020. Vol. 10. N 2. P. 229-238. https://doi.org/10.1108/AEDS-05-2020-0097
22. Chornenka Zh. Peculiarities of teaching in higher educational institutions in the conditions of pandemia // International Independent Scientific Journal. 2020. N 17-2. P. 37-40.
23. Cruz M.F., Rodríguez J.Á., Ruiz I.Á., López C. et al. Evaluation of the Emotional and Cognitive Regulation of young people in a lockdown situation due to the Covid-19 pandemic // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.565503
24. Ho C.S., Chee C.Y., Ho R.C. Mental health strategies to combat the psychological impact of COVID-19 beyond paranoia and panic // Annals of the Academy of Medicine, Singapore Ann Acad Med Singapore. 2020. Vol. 49. N 1. P. 1-3.
25. Jiao W.Y., Wang L.N., Liu J., Fang S.F., Jiao F.Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic // The Journal of Pediatrics. 2020. Vol. 221. P. 264-266. https://doi.org/10.1016 / j.jpeds.2020.03.013
26. Labrague L.J., Ballad Ch.A. Lockdown fatigue among college students during the COVID-19 pandemic: predictive role of personal resilience, coping behaviours, and health // medRxiv. 2020. October 20. https://doi. org/10.1101/2020.10.18.20213942
27. Lee K., Fanguy M., Lu X.S., Bligh B. Student learning during COVID-19: It was not as bad as we feared // Distance Education. 2021. Vol. 42. N 1. P. 164-172. https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1869529
28. Rotas E., Cahapay M. From stress to success: Exploring how Filipino students cope with remote learning amid COVID-19 pandemic // Journal of Pedagogical Sociology and Psychology. 2021. Vol. 3. N 1. P. 27-35. https://doi.org/10.33902/JPSP.2021366608
29. Szajnoga D., Klimek-Tulwin M., Piekut A. COVID-19 lockdown leads to changes in alcohol consumption patterns. Results from the Polish national survey // Journal ofAddictive Diseases. 2020. N 1-12. P. 215-225. https://doi.org/10.1080/10550887.2020.1848247
30. Taylor S. COVID stress syndrome: Clinical and nosological considerations // Current psychiatry reports. 2021. Vol. 23. N 4. P. 1-7. https:// doi.org/10.1007/s11920-021-01226-y
31. Voronin I.A., Manrique-Millones D., Vasin G.M. et al. Coping Responses during the COVID-19 Pandemic: A Cross-Cultural Comparison of Russia, Kyrgyzstan, and Peru // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. N. 13(4). P. 55-74. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0404
References
1. Bekova S.K. Uroven' stressa studentov pri perekhode na distancionnyj format obucheniya [Stress level of students in the transition to distance learning format]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya: Infor-macionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam statisticheskih i sociologicheskih obsledovanij [Monitoring the economics of education: Information and analytical materials based on the results of statistical and sociological surveys], 2021, issue 7, pp. 1-6.
2. Belinskaya E.P., Vecherin A.V. Adaptaciya diagnosticheskogo instrumentari-ya: oprosnik «Proaktivnyj koping» [Adaptation of "Proactive coping inventory"]. Sotsial 'naiapsikhologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2018, vol. 9, no. 3, pp. 137-145. https://doi.org/10.17759/sps.2018090314
3. Vasileva I.V., Deryagina L.E., Chumanov Yu.V. Psihosemanticheskoe issledovanie predstavlenij studentov o distancionnom obrazovanii v period pandemii COVID-19 [Psychosemantic Research of Students' Representations about Distance Education During COVID-19]. Ekologi-ya cheloveka [Human Ecology], 2020, no. 12, pp. 45-51. https://doi. org/10.33396/1728-0869-2020-12-45-51
4. Gorbulina O.V., Koletvinova E.Yu. Vynuzhdennaya korona 2020: uspekhi i trudnosti distancionnyh tekhnologij sovremennogo universiteta [Forced corona 2020: the strides and woes of remote technologies application in a modern university]. Vestnik UniversitetaPravitel'stvaMoskvy [Bulletin University of Moscow Government], 2020, no.3(49), pp. 56-64.
5. Gritsenko V.V., Reznik A.D., Konstantinov V.V., et al. Strah pered koro-navirusnym zabolevaniem (COVID-19) i bazisnye ubezhdeniya lichno-sti [Fear of Coronavirus Disease (COVID-19) and Basic Personality Beliefs]. Klinicheskaia i spetsial'naiapsikhologiia [Clinical Psychology and Special Education], 2020. Vol. 9, no. 2, pp. 99-118. https://doi. org/10.17759/cpse.2020090205
6. Grunt E.V., Belyaeva E.A., Lissitsa S. Distancionnoe obrazovanie v uslovi-yah pandemii: novye vyzovy rossijskomu vysshemu obrazovaniyu [Distance education during the pandemic: new challenges to Russian higher education]. Perspektivy nauki i obrazovania [Perspectives of Science and Education], 2020, no. 5(47), pp. 45-58. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.3
7. Gubenko S.I. Epidemiya COVID-19. Belarus', Shveciya, Shvejcari-ya i Daniya. Analiticheskie raschyoty, sravnenie i prognozy [Epidemic COVID-19. Belarus, Sweden, Switzerland, Denmark. Analysis, comparisons and forecasts]. Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education], 2020, no. 16(94), pp. 50-68.
8. Kislyakov P.A. Psihologicheskaya ustojchivost' studencheskoj molo-dezhi k informacionnomu stressu v usloviyah pandemii COVID-19 [Psychological resistance of student youth to information stress in the COVID-19 pandemic]. Perspektivy nauki i obrazovania [Perspectives of Science and Education], 2020, no.47 (5), pp. 343-356. https://doi. org/10.32744/pse.2020.5.24
9. Kryukova T.L. Stili sovladaniya s zhiznennymi trudnostyami [Styles of coping with life's difficulties]. Aktual'nyeproblemypsihologii lichnos-ti [Actual problems of personality psychology: Collection of scientific articles of students, undergraduates and graduate students on the problems of psychology]. In 2 parts. Grodno, 2012, vol. 1, pp. 83-101.
10. Pervichko E.I., Mitina O.V., Stepanova O.B., et al. Vospriyatie COVID-19 naseleniem Rossii v usloviyah pandemii 2020 goda [Perception of
COVID-19 During the 2020 Pandemic in Russia]. Klinicheskaia i spetsi-al'naiapsikhologiia [Clinical Psychology and Special Education], 2020, vol. 9, no. 2, pp. 119-146. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090206
11. Prilensky B.Yu., Prilenskaya A.V., Bukhna A.G., Kanbekova R.I., Boec-hko D.I. Zadachi psihoterapii v usloviya epidemii COVID-19 [The tasks of psychotherapy in the context of the COVID-19 epidemic]. Nauchnyj forum. Sibir' [Scientific forum. Siberia], 2020, vol. 6, no. 2, pp. 36-38.
12. Protko N., Pateyuk I. Psihicheskoe zdorov'e v usloviyah vspyshki COVID-19 [Mental health in conditions of COVID-19]. Psihiatriya, psihoterapiya i klinicheskaya psihologiya [Psychiatry, Psychotherapy and Clinical Psychology], 2020, vol. 11, no. 3, pp. 556-569. https://doi. org/10.34883/PI.2020.11.3.012
13. Rasskazova E.I., Gordeeva T.O., Osin E.N. Koping-strategii v struk-ture deyatel'nosti i samoregulyatsii: psikhometricheskie kharakteristiki i vozmozhnosti primeneniya metodiki COPE [Coping Strategies in the Structure of Activity and Self-Regulation: Psychometric Properties and Applications of the COPE Inventory]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2013, vol. 10 (1), pp. 82-118.
14. Rasskazova E.I., Leontiev D.A., Lebedeva A.A. Pandemiya kak vyzov sub"ektivnomu blagopoluchiyu: trevoga i sovladanie [Pandemic as a Challenge to Subjective Well-Being: Anxiety and Coping]. Konsul'ta-tivnayapsikhologiya ipsikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2020, vol. 28, no. 2, pp. 90-108. https://doi.org/10.17759/ cpp.2020280205
15. Uroki «Stress-testa»: vuzy v usloviyakhpandemii iposle nee. Analiticheskiy doklad [Lessons from the "Stress test": universities in a pandemic and after it. Analytical report.]. Ed. K.A. Barannikov, O.V. Leshukov, O.L. Nazay-kinskaya, E.A. Sukhanova, I.D. Frumin]. M.: NIU HSE, 2020, 52 p.
16. Kharlamova T.M. Specifika psihicheskogo sostoyaniya i koping-strategij studentov pri distancionnom obuchenii v usloviyah pandemii COVID-19 [Specificity of the mental state and coping strategies of students during the period of remote learning in the context of the COVID-19 pandemic] Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo
universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series 1. Psychological and pedagogical sciences], 2020, no.1, pp. 26-39. https:// doi.org/10.24411/2308-7218-2020-10103
17. Tsvetkov A.I., Naboichenko E.S., Borzunov I.V., Vershinina T.S. Posled-stviya COVID-19 dlya psihicheskogo zdorov'ya obshchestva: postanovka problemy, osnovnye napravleniya mezhdisciplinarnyh issledovanij [Consequences of COVID-19 on the mental health of society: statement of the problem and main directions of interdisciplinary research]. Ural 'skij medicinskij zhurnal [Ural Medical Journal], 2020, no. 06 (189), pp. 95101, https://doi.org/10.25694/URMJ.2020.06.21
18. Almarzooq Z.I., Lopes M., Kochar A. Virtual learning during the COVID-19 pandemic: a disruptive technology in graduate medical education. Journal of the American College of Cardiology, 2020, vol. 75, no. 20, pp. 2635-2638. https://doi.org/10.1016/jjacc.2020.04.015
19. Babore A., Lombardi L., Viceconti M.L., et al. Psychological effects of the COVID-2019 pandemic: Perceived stress and coping strategies among healthcare professionals. Psychiatry research, 2020, no. 293. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113366
20. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, no. 56(2), pp. 267-283. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.267
21. Chandra Y. Online education during COVID-19: perception of academic stress and emotional intelligence coping strategies among college students. Asian Education and Development Studies, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 229-238. https://doi.org/10.1108/AEDS-05-2020-0097
22. Chornenka Zh. Peculiarities of teaching in higher educational institutions in the conditions of pandemia. International Independent Scientific Journal, 2020, no. 17-2, pp. 37-40.
23. Cruz M.F., Rodríguez J.Á., Ruiz I.Á., López C. et al. Evaluation of the Emotional and Cognitive Regulation of young people in a lockdown situation due to the COVID-19 pandemic. Frontiers in Psychology, 2020, vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.565503
24. Ho C.S., Chee C.Y., Ho R.C. Mental health strategies to combat the psychological impact of COVID-19 beyond paranoia and panic. Annals of the Academy of Medicine, Singapore Ann Acad Med Singapore, 2020, vol. 49, no. 1, pp. 1-3.
25. Jiao W.Y., Wang L. N., Liu J., Fang S. F., Jiao F. Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic. The Journal of Pediatrics, 2020, vol. 221, pp. 264-266. https://doi.org/10.1016/jjpeds.2020.03.013
26. Labrague L.J., Ballad Ch.A. Lockdown fatigue among college students during the COVID-19 pandemic: predictive role of personal resilience, coping behaviours, and health. medRxiv, 2020, October 20. https://doi. org/10.1101/2020.10.18.20213942
27. Lee K., Fanguy M., Lu X.S., Bligh B. Student learning during COVID-19: It was not as bad as we feared. Distance Education, 2021, vol. 42, no. 1, pp. 164-172. https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1869529
28. Rotas E., Cahapay M. From stress to success: Exploring how Filipino students cope with remote learning amid COVID-19 pandemic. Journal of Pedagogical Sociology and Psychology, 2021, vol. 3, no. 1, pp. 2735. https://doi.org/10.33902/JPSP.2021366608
29. Szajnoga D., Klimek-Tulwin M., Piekut A. COVID-19 lockdown leads to changes in alcohol consumption patterns. Results from the Polish national survey. Journal of Addictive Diseases, 2020, no. 1-12, pp. 215225. https://doi.org/10.1080/10550887.2020.1848247
30. Taylor S. COVID stress syndrome: Clinical and nosological considerations. Current psychiatry reports, 2021, vol. 23, no. 4, pp. 1-7. https:// doi.org/10.1007/s11920-021-01226-y
31. Voronin I.A., Manrique-Millones D., Vasin G.M., et al. Coping Responses during the COVID-19 Pandemic: A Cross-Cultural Comparison of Russia, Kyrgyzstan, and Peru. Psychology in Russia: State of the Art, 2020, no. 13(4), pp. 55-74. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0404
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Дьячук Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
ул. Ады Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация danna@kspu.ru
Шпаков Андрей Иванович, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры теории физической культуры и спортивной медицины
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы ул. Ожешко, 22, г. Гродно, 230023, Республика Беларусь shpakofff@tut.by
Бочарова Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» ул. Ады Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация
bjulija1305@yandex.ru
Климацкая Людмила Георгиевна, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» ул. Ады Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация
klimatskaya47@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Anna A. Dyachuk, Candidate of Psychology Science, Associate Professor, Associate Professor of Department of psychology
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation danna@kspu.ru SPIN-code: 6821-8976
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1376-9014
Andrei I. Shpakou, Candidate of Medicine Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory of Physical Culture and Sports Medicine
Yanka Kupala State University of Grodno
22, Ozheshko Str., Grodno, 230023, Republic of Belarus
shpakofff@tut.by
SPIN-code: 3183-3639
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4340-5211
Julia Ju. Bocharova, Candidate of Pedagogy Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation bjulija1305@yandex.ru SPIN-code: 5386-4942
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8626-7977
Liudmila G. Klimatckaia, Doctor of Medicine Science, Professor, Professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation klimatskaya47@mail.ru SPIN-code: 3839-1097
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8926-2901
Поступила 24.06.2022 Received 24.06.2022
После рецензирования 01.07.2022 Revised 01.07.2022
Принята 05.07.2022 Accepted 05.07.2022